Заседание № 230
О проекте федерального закона № 485458-8 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления особых прав приёма для получения высшего образования членам сборных команд иностранного государства - победителям и призёрам международных олимпиад, которые состоят в российском гражданстве или являются соотечественниками, проживающими за рубежом; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 17 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
38-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Георгиевич Мажуга. МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! К указанному законопроекту поступило пять поправок, все они включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию предлагает утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 34 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 58 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается единогласно во втором чтении. Александр Георгиевич, вам слово. МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены, согласования имеются. Коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - рассмотреть? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 39 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 197
О проекте федерального закона № 485458-8 "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 17 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (в части предоставления особых прав приёма для получения высшего образования членам сборных команд иностранного государства - победителям и призёрам международных олимпиад, которые состоят в российском гражданстве или являются соотечественниками, проживающими за рубежом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и статью 17 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Доклад и содоклад по этому законопроекту сделает Александр Георгиевич Мажуга. МАЖУГА А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законодательная инициатива, направленная на обеспечение равных условий доступа к высшему образованию для наиболее талантливых детей. Сегодня в соответствии с законодательством об образовании право на приём в высшие учебные заведения без вступительных испытаний имеют победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Такие международные олимпиады проводятся по математике, химии, физике, биологии, астрономии и информатике. Это очень серьёзные олимпиады, высокого уровня, и, конечно, они требуют от школьников очень хорошей подготовки. В законопроекте предлагается предоставить право приёма без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета победителям и призёрам международных олимпиад - гражданам Российской Федерации и соотечественникам, проживающим за рубежом и являющимся членами сборных команд иностранного государства. Перечень таких международных олимпиад будет утверждаться Правительством Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию отмечает важность обеспечения комфортных, справедливых и равных условий для получения высшего образования для всех граждан Российской Федерации и соотечественников, достигших особых успехов в освоении общеобразовательных предметов. При этом уравнивание в особых правах, предоставляемых при наличии выдающихся способностей, граждан Российской Федерации и соотечественников в полной мере согласуется с конституционными целями оказания поддержки соотечественникам в осуществлении их прав, обеспечения защиты их интересов и сохранения общероссийской культурной идентичности. Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать механизм выявления и поддержки талантливых детей, находящихся в особой связи с Российской Федерацией, и сделать их интеллектуальный, духовный потенциал востребованным для реализации целей научно-технологического и социально-экономического развития России, что имеет особое значение в условиях недружественного геополитического окружения. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддерживает концепцию законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы представило замечание по сроку вступления в силу закона. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению. На представленный законопроект поступили 24 положительных отзыва от законодательных органов субъектов Российской Федерации и 51 положительный отзыв от высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Глубокоуважаемые коллеги, Комитет по науке и высшему образованию рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вороновский Анатолий Владимирович. ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Георгиевич, у меня вопрос такого плана. Вот очень важно таланту дать возможность развиваться и работать на благо общества, а если таланты - наши соотечественники, которые находятся в недружественных странах, приедут, получат образование, а потом вернутся обратно к месту своего проживания, будут работать, допустим, в военно-промышленном комплексе и развивать вооружение, которое потом будет применяться против той страны, которая их обучила, которая их выучила? Как быть, вот как вы видите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Анатолий Владимирович, за вопрос. На самом деле сегодня госполитика в сфере высшего образования выстроена так, чтобы привлекать в нашу страну иностранных обучающихся. По решению президента мы должны увеличить количество обучающихся иностранцев в высших учебных заведениях - сегодня их 350 тысяч - где-то до 400 тысяч. Здесь мы говорим о ребятах, которые обладают определёнными талантами, и если взять вот эти шесть предметных олимпиад и посмотреть те страны, где могут быть наши соотечественники и граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом, то таких будет около 30 человек. Что касается того, что мы их обучим, а потом они вернутся... ну, в этом одна из задач высшего образования, ведь это наша мягкая сила - распространение в том числе наших технологических решений за рубежом. Что касается образовательных программ, в содержании которых есть вопросы, связанные с обороной и безопасностью государства, такие программы для иностранцев недоступны. Если такая программа организацией предлагается, она обязательно должна пройти ФСТЭК и контроль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Погорелый Дмитрий Викторович, пожалуйста. ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Георгиевич, у меня уточняющий вопрос. Вы частично сейчас ответили, а скажите, пожалуйста, всё-таки соотечественники, проживающие за рубежом, - это иностранные граждане, правильно я понимаю? МАЖУГА А. Г. В законе о соотечественниках есть несколько определений понятия "соотечественник": соотечественниками могут быть граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, а также соотечественниками могут быть иностранные граждане, которые доказывают своё родство по прямой восходящей линии к родственникам, проживавшим на территории, например, СССР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Георгиевич, всё-таки я хотел бы уточнить. Я не знаю, оговорились вы или нет, назвав цифру 30 человек, и всё-таки вопросом своим уточняю: какой процент бюджетных мест будет выделяться для данной категории поступающих? И я так понимаю, они всё равно будут возвращаться каким-то образом после получения... Будет ли предусмотрена работа по распределению на территории России данной категории? МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос. Для данной категории поступающих в высшие учебные заведения процента никакого нет. В соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона "Об образовании..." эти ребята поступают без вступительных испытаний, и на них никакого отдельного процента не заложено, как, например, в особой квоте, в отдельной квоте. Победителей международных олимпиад (вот этих шести олимпиад) - граждан Российской Федерации, которые имели особое право при поступлении, в 2023 году было 30 человек. Если мы сложим количество всех победителей олимпиад из команд иностранных государств, которые теоретически могут быть соотечественниками, гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом, - на самом деле такое возможно, гражданин Российской Федерации может быть членом иностранной команды, участвовать в составе этой команды в международной олимпиаде, - то таких может быть максимум 40 человек, поэтому отдельной квоты здесь нет. А всего у нас в год поступают по этой норме, без вступительных испытаний, 1374 человека, но это в основном победители всероссийской олимпиады школьников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, мой вопрос уже прозвучал, прошу записать на выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, у вас вопрос будет или нет? Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Я сказал, что мой вопрос уже прозвучал от предыдущего депутата. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, понятно, спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Вот мы сейчас создаём как бы возможность прохода по зелёному коридору для определённой категории поступающих в вузы, в то же время вы говорите о том, что это никак не квотируется. Но если рассуждать логически, просто вот на это количество детей... не смогут поступить бесплатно какие-то другие дети, ну, то есть просто отодвигаются они за границу общего количества принимаемых к обучению. Наверное, неправильно говорить о том, что здесь не требуются какие-то затраты. Вот мы с вами сделали льготу для детей участников СВО, а очень много случаев, когда им вузы отказывают, говорят, мол, у нас финансирования нет на это. Не лучше ли предусмотреть всё-таки государственное финансирование талантливых детей, а все остальные пусть соревнуются? МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Андрей Анатольевич, за ваш вопрос. Не могу тут с вами согласиться. В соответствии с Конституцией у нас высшее образование сегодня предоставляется на конкурсной основе. В соответствии с законом о соотечественниках соотечественники имеют право поступать в высшие учебные заведения нашей страны, обучаться по программам бакалавриата и специалитета за счёт средств бюджета также на конкурсной основе наравне с гражданами Российской Федерации. Уже сегодня соотечественники поступают в наши вузы наравне с гражданами Российской Федерации. В нашей новелле мы говорим тоже о соотечественниках. При поступлении на конкурсной основе особое право возникает, вернее, победа в столь престижном международном турнире по общеобразовательным предметам и заменяет эту самую конкурсную основу, так что здесь никакого ущемления или занятия чьих-то мест в принципе быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Александр Георгиевич, специально посмотрел победителей за последние годы - вот что-то не обнаружил там, если честно, жителей ближайшего зарубежья, там, Киргизии, Таджикистана, я так понимаю, или ещё каких-то стран. Там Китай, Россия, какие-то европейские страны, но в основном Китай побеждает почему-то очень часто. К вопросу о талантливых молодых людях. Действительно, их надо привлекать, и я так думаю, что эту калитку надо открыть не только для соотечественников, но и для любых победителей международных соревнований, если они хотят учиться в России. Но нужна, видимо, отдельная квота Россотрудничества, не в рамках общего конкурса, не в рамках вот тех цифр, которые существуют, пусть квота будет у Россотрудничества, пусть берут 100 самых замечательных, самых талантливых детей - не важно, соотечественники они или не соотечественники, из какой страны, - пусть они учатся на нашей территории, это действительно мягкая сила, и, я думаю, в последующем они пользу нашей стране принесут, тем более что так действует большинство стран, включая тот же Китай, о котором я говорил. МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Алексей Владимирович, за ваш вопрос. На самом деле, если мы посмотрим на победителей олимпиад, то, конечно, мы увидим там граждан и Узбекистана, и Казахстана, и Украины, и стран Прибалтики. Вот у нас есть все цифры: олимпиада по химии прошлого года - 20 таких человек, олимпиады по биологии не было, олимпиада по физике - 17 человек, олимпиада по математике - 20 человек, олимпиада по информатике - 4 человека. Они, конечно, присутствуют среди победителей и призёров. Что касается квоты Россотрудничества, мы тоже с коллегами это обсуждали, тем более что квота у нас ежегодно составляет 30 тысяч мест для иностранцев, у нас есть квота Россотрудничества, за счёт средств бюджета Российской Федерации ребята обучаются в наших университетах. Но здесь мы говорим про особое право, больше этот законопроект касается особого права, чтобы самым талантливым ребятам... Конечно, все победители, все 60, которых я назвал, не приедут к нам, но даже если половина, 30 человек, приедет... Надо создать условия, чтобы они поехали к нам, а не в США, или в Германию, или в Польшу, или в другую страну. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. На рабочем месте включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я не случайно хотел задать вопрос о количестве ребят, которых это может коснуться, он прозвучал. Итак, если учесть, что у нас приём на бюджетные места составляет около 600 тысяч ребят в последние годы, то речь идёт примерно об одной сотой процента общего числа. При этом мы понимаем, что победители олимпиад - это народ особый, важность их может быть значительно выше, чем доля в составе абитуриентов. В своё время проводилось специальное исследование, которое показало, что победитель олимпиады с точки зрения будущего творческого развития перспективнее, чем стобалльник ЕГЭ, - это разные типы подготовки. Мы хотим поддержать этот законопроект, уважаемые коллеги. И вот вам три аргумента в дополнение к тем, что здесь прозвучали. Во-первых, это соответствует идеологии Русского мира, которую сейчас наша страна активно продвигает. Во-вторых, это соответствует международной практике: во всём мире страны борются за человеческие ресурсы, человеческий потенциал, кто-то предпочитает термин "человеческий капитал". Ну и в-третьих, это главное, мы действительно стараемся привлечь в страну талантливую молодёжь и талантливых соотечественников из-за рубежа. Повторю, может быть, среди них окажутся потом выдающиеся учёные или деятели культуры. И я бы поддержал Алексея Владимировича Куринного в том, что, наверное, было бы правильно делать это за счёт квоты Россотрудничества. И особое внимание надо уделить тому, чтобы потом эти ребята оставались в стране, сделать это через договоры о целевом обучении, которые можно заключать не только до поступления, но и в процессе обучения, через другие механизмы, через создание условий, приглашение в успешные компании и так далее. Делается важный шаг, но нужно сделать и следующий - по закреплению выпускников вузов в нашей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Александр Георгиевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Мажуге включите микрофон. МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, глубокоуважаемые коллеги! Спасибо большое за обсуждение, и мы открыты для поправок, если они появятся ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 40 мин. 46 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно. Спасибо.