Заседание № 173
О проекте федерального закона № 485101-7 "О внесении изменений в статьи 53-1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 53-1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, просьба поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Есть. Включите режим записи на выступления по мотивам голосования. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать предложенные новации в Уголовный кодекс по снижению обязательного срока отбытия наказания преступниками за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, и вот по какой причине. Речь идёт о том, чтобы сократить до одной трети срок отбытия, а затем кому-то предложить потрудиться уже на свободе, но ещё не полностью освободив его от ответственности за совершённое преступление, а кому-то - условно-досрочное освобождение. Вот такое послабление. С чем мы не согласны? Только что в начале заседания мы приняли концептуальный президентский закон, в котором говорится, что в случае компенсации ущерба жертвам преступления, физическим, юридическим лицам, государству мы пойдём навстречу и не будем заставлять их сидеть в тюрьмах, - правильное решение! Но здесь вот этого, главного не хватает. Я много раз говорил, отдельные законопроекты вносил... "Послушайте, - мне говорили, - вы нарушаете права граждан!" Каких граждан мы нарушаем права, если эти граждане совершили преступление, нанесли ущерб здоровью, колоссальный финансовый ущерб наносят! А мы говорим: ну ладно, посиди недолго, а потом уходи по УДО - и аргументируем тем, что он там будет больше зарабатывать и рассчитается с жертвами преступления. Практика и статистика не подтверждают этого! Поэтому наше очередное предложение и даже требование: компенсируй в полном объёме ущерб - и тогда уже выходи по УДО или переходи на какой-то ослабленный режим отбытия наказания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Быков Олег Петрович, пожалуйста. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Обращаю ваше внимание на то, что проект федерального закона направлен на повышение эффективности системы мер социальной адаптации осуждённых. Предлагаемые законопроектом изменения обусловлены спецификой наказания в виде принудительных работ, которые являются наиболее тяжким наказанием из всех видов наказания, не связанных с изоляцией от общества. Одновременно необходимо отметить, что условия отбывания данного вида наказания в исправительных центрах под надзором администрации отличаются от условий отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, являются более мягкими. С учётом изложенного, подчёркивая необходимость повышения эффективности системы мер социальной адаптации осуждённых, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович. Коллеги, от фракций по мотивам желающие выступили, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 11 сек.) Проголосовало за 323 чел.71,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 170
О проекте федерального закона № 485101-7 "О внесении изменений в статьи 53-1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 53-1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации". Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на повышение эффективности системы мер социальной адаптации осуждённых. Вносятся изменения в статьи "Принудительные работы" и "Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания". К законопроекту поступила одна поправка. Комитет проголосовал за. Просим вас также принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по поправке? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 37 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 00 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 152
О проекте федерального закона № 485101-7 "О внесении изменений в статьи 53-1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 53-1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов. ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Этот проект разработан в целях реализации перечня поручений президента по итогам заседания совета по развитию гражданского общества и направлен на повышение эффективности мер социальной адаптации осуждённых. В этих целях законопроектом предлагается сократить срок фактически отбытого наказания, после которого возможна замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания в виде лишения свободы иными, более мягкими видами наказания или для применения условно-досрочного освобождения. Предлагаемые проектом изменения обусловлены спецификой наказания в виде принудительных работ, которые являются наиболее тяжким наказанием из всех наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В то же время, в связи с тем что условия отбывания этого вида наказания в исправцентрах под надзором администрации существенно отличаются в сторону смягчения от условий отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, предлагаемые проектом изменения будут способствовать дальнейшей ресоциализации осуждённых. В связи с этим проектом предлагается механизм, в соответствии с которым у осуждённого в первую очередь возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем - право на условно-досрочное освобождение. Эффект от новеллы будет заключаться в увеличении числа трудоустроенных осуждённых, что, в свою очередь, позволит обеспечить реализацию требований Уголовно-исполнительного кодекса в части удержания из заработной платы осуждённых денежных средств на их содержание, а также удовлетворение требований взыскателей в порядке, установленном законом "Об исполнительном производстве". При этом, поскольку одним из условий применения УДО является полное или частичное возмещение вреда, причинённого преступлением, предлагаемая мера будет способствовать в том числе и более широкому применению условно-досрочного освобождения. В настоящее время функционирует 12 исправительных центров и 17 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры. По информации ФСИН, на конец сентября лимит наполнения их составляет 2351 человек. Планируется, что до 1 января будет функционировать 15 исправительных центров с общим лимитом наполнения 1799 человек и 49 участков, функционирующих как исправцентры, с общим лимитом наполнения 3879 человек. В связи с этим предлагается предусмотреть, что закон вступит в силу с 1 января 2019 года. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать проект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Сергеевич. С содокладом выступает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Юрий Сергеевич достаточно подробно рассказал о сути законопроекта. Действительно, такое право существует, предлагается поменять критерии. Комитет рассмотрел законопроект, и мы приняли решение поддержать. Эта мера позволит удовлетворить требования взыскателей в части возмещения вреда, будет способствовать росту трудовой занятости, а также тому, что люди всё-таки будут освобождать места лишения свободы. Что касается замены принудительными работами, то здесь предлагается корректировка, как я уже сказал: после фактического отбывания осуждённым к лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести не менее одной четвёртой срока наказания (в настоящее время - одна треть), тяжкого - не менее одной трети срока (в настоящее время - половина) и особо тяжкого - не менее половины срока (сегодня - две трети). Мы также полагаем, что вот это изменение статьи 80 очень правильное и, безусловно, нужно поддерживать. Дискуссионной остаётся поправка, предлагаемая в статью 53-1 Уголовного кодекса. Мы в комитете это обсуждали, есть точка зрения, которая ко второму чтению будет также обсуждаться, - что те вопросы, которые предлагается решать поправкой в статью 53-1, уже решены и, соответственно, предлагаемые изменения излишни. Тем не менее это не умаляет значения данного документа, и в первом чтении мы предлагаем поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Юрию Сергеевичу вопрос. Много раз мы пытались открыть дискуссию о том, чтобы справедливое наказание осуществлялось не только в виде отбывания срока за решёткой, но и, самое главное, - что волнует жертву или семью, оставшуюся без кормильца, даже больше - в виде компенсации материального, морального ущерба, который нанесён в результате преступления. Здесь мы идём навстречу пожеланиям, так сказать, сидящих, это можно понять, с одной стороны, но почему нет движения в сторону защиты интересов жертв преступлений, почему условно-досрочное освобождение всё-таки осуществляется без компенсаций, хотя бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Сергеевич, понятен вопрос? ЛЮБИМОВ Ю. С. Да, спасибо, вопрос понятен. Мне кажется, это правильная постановка вопроса. Этот законопроект, безусловно, является хоть и небольшим, но шагом в сторону выплат компенсаций. Институт УДО, в общем, уже традиционно сложился в нашем законодательстве, он не новый, он существовал и в советское время, и в законодательствах практически всех стран он в том или ином виде существует. Я не криминалист по образованию, поэтому мне, наверное, сложнее ответить на этот вопрос. Я всё-таки думаю, что прямой зависимости между реализацией условно-досрочного освобождения и возмещением ущерба нет, хотя это один из критериев, в том числе по нашему законодательству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Сергеевич, это возрождение так называемой химии. Скажите, а есть ли потребность народного хозяйства или капиталистического хозяйства в данных работах, ведь у нас сегодня и так масса безработных? Это первое. И второе. У вас в финансово-экономическом обосновании написано, что затрат не потребуется. Я в своё время имел опыт работы с двумя спецкомендатурами, и, насколько я понимаю, спецкомендатуры же надо содержать, платить зарплату сотрудникам, где-то размещать, платить за аренду и так далее. Может, это не просчитано? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Сергеевич. ЛЮБИМОВ Ю. С. Большое спасибо за вопрос, уважаемый Николай Васильевич. Это, конечно, не совсем "химия", а такой всё-таки сильно облегчённый вариант "химии", если уж использовать термины, существовавшие в советские годы. Что касается финансово-экономического обоснования. Действительно, у нас, так скажем, с нулевым финансово-экономическим обоснованием подготовлен этот законопроект, потому что мы считаем, что в ситуации, когда уже созданы исправительные центры, реализация этой нормы не потребует дополнительных затрат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Юрий Сергеевич, в пояснительной записке написано, что к следующему году будут функционировать в общей сложности 64 центра на 5,5 тысячи мест. Учитывая количество заключённых, это капля в море. Не станут ли принудительные работы своеобразным курортом для избранных? По какому критерию вы будете отбирать туда заключённых? ЛЮБИМОВ Ю. С. Большое спасибо за вопрос. По первой части вопроса. Даже сейчас эти центры недозаполнены, по статистике, в них содержится только 930 человек. Второе. Перевод на эти облегчённые условия - это замена одного вида наказания другим, и она осуществляется по всем правилам процессуального законодательства, точно так же как УДО, то есть если рассуждать в этой логике, то получается, что и УДО - это некая, так сказать, опция для избранных. Конечно, это не так. Это общая возможность смягчения наказания, которая подкреплена всеми гарантиями, имеющимися в уголовно-исполнительном, уголовном и процессуальном законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я просто хочу сказать про курорт. На самом деле эта процедура уже и сегодня существует, мы просто меняем соотношение сроков. Этот "курорт" назначается судом; как подаются документы, как рассматриваются, всё это указано в законодательстве, и статье 53-1 УК РФ прямо указано, что принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы. Юрий Сергеевич уже очень подробно рассказал о том, что существуют специальные центры, это в основном строительные центры, и люди работают на стройках, так и хочется сказать, народного хозяйства, но не всегда это так, тем не менее они работают. И это как раз шаг в сторону, с одной стороны, социализации, с другой стороны, возмещения ущерба тем, кто стал жертвой преступления. Все эти процедуры уже есть в законе. И я предлагаю всё-таки поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Юрий Сергеевич, у меня два вопроса. Первый касается этих центров. Кто их создаёт? То есть они созданы полностью за бюджетный счёт, это какие-то государственные предприятия, либо это частные инвесторы организуют какие-то специальные линии с вредными или тяжёлыми условиями труда и получают дополнительную прибыль? И второй вопрос. Я так понимаю, что человек, который переведён на принудительные работы, потом может точно так же выйти по УДО, когда срок истечёт, верно? ЛЮБИМОВ Ю. С. Большое спасибо, уважаемый Алексей Владимирович, за ваши вопросы. По первому вопросу: это федеральные казённые учреждения, они создаются правительством за бюджетный счёт. По второму вопросу: да, для них также предусмотрено УДО, то есть такой человек потом может выйти по УДО, это следующая стадия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Быков Олег Петрович. БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прозвучало достаточно много информации и аргументов в том числе в поддержку данного законопроекта. Самое главное, на что направлен данный законопроект, - на повышение эффективности системы мер социальной адаптации осуждённых. Тот механизм, о котором говорили, когда у осуждённого в первую очередь возникает право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами, а в дальнейшем - право на условно-досрочное освобождение, является абсолютно оправданным с точки зрения своей гуманистической составляющей. Хочу обратить внимание на то, что на данный законопроект имеется официальный отзыв Верховного Суда Российской Федерации, где концептуальные замечания отсутствуют, а также рекомендация профильного комитета - Комитета по государственному строительству и законодательству Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. Олег Анатольевич, от фракции? От фракции. Поставьте, пожалуйста, семь минут. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По этому вопросу фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать в первом чтении по одной очень важной для нас причине. Если бы действие закона предполагалось распространить на преступления малой тяжести, может быть, даже средней тяжести, то поддержка была бы, потому что мы считаем, что такая мера послабления, да, возможна, но не для тяжких, а тем более особо тяжких преступлений. Уважаемые коллеги, сегодня огромное количество несправедливости в этой области уже есть. Свистнули миллиарды банкиры многочисленные, за редким исключением возбуждаются дела, привлекаются к ответственности укравшие миллиарды государственные, или вкладчиков, или дольщиков, получают срок, причём, нужно заметить, небольшой срок - несколько годиков. А вы здесь предлагаете спустя полсрока, а это может быть буквально год-два, вообще их отпустить... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не отвлекайте докладчика, пожалуйста. НИЛОВ О. А. ...отпустить условно-досрочно, и ещё, самое главное, я подчёркиваю, отпустить без компенсации нанесённого государству, обществу, людям ущерба - многомиллионного, многомиллиардного! Вот где и так есть претензия, колоссальная претензия, и я считаю, что тот, кто претендует на условно-досрочное освобождение, должен полностью компенсировать ущерб либо большую его часть. А вот слово "частично" - это очень лукавое слово, оно даёт возможность, лазейку таким матёрым преступникам, отбыв год-два, вернуться к своим припрятанным миллиардам и доживать свой век припеваючи, не понеся должного наказания, должной материальной ответственности. Наше предложение - давайте поддержим этот законопроект только после того, как внесём поправку: компенсируй материальный ущерб гражданам, стране в полном объёме или большую часть присуждённой тебе суммы возмещения и тогда можешь рассчитывать на взаимное движение навстречу. Но это не должно касаться компенсации, потому что сегодня самая страшная несправедливость - это когда отделываются лёгким испугом, в том числе, как вот теперь по предложению правительства, принудительными работами: якобы там есть возможность компенсировать ущерб. Да если всю жизнь работать на стройках народного хозяйства, и то не компенсируешь ущерб, возместить который присуждается именно по тяжким и особо тяжким статьям! Мы предложим поправки ко второму чтению в соответствии со сказанным мною, ну и в случае их поддержки пересмотрим свою позицию, а сейчас предлагаем не голосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Юрий Сергеевич, с заключительным словом будете выступать? Нет. Павел Владимирович? Тоже нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 07 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.