Заседание № 311
О проекте федерального закона № 48492-7 "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу о технологическом присоединении объектов индивидуального жилищного строительства, дачных домов, садовых домов к газораспределительным сетям за счёт средств газораспределительных организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 9-му вопросу. Приоритетный законопроект фракции ЛДПР. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Сергей Васильевич Натаров. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, не так много времени прошло с тех пор, как этот законопроект мы внесли, - "всего" четыре года, - но актуальность его на сегодняшний день не ослабела. Суть законопроекта. Граждане, владеющие дачными и садовыми домами либо проживающие в частных домах и сельских населённых пунктах, осуществляют присоединение объектов индивидуального жилищного строительства (жилых домов для проживания одной семьи с количеством этажей не более трёх) к газораспределительным сетям за счёт средств газораспределительных организаций, то есть, простыми словами, за счёт ресурсоснабжающих организаций. Я хотел бы сказать о главной, наверное, позиции ЛДПР по этому вопросу и по вопросам, которые мы рассматривали здесь, какие-то из них нашли решение, а какие-то - нет. Позиция одна: человек, потребитель, должен платить за услугу один раз, всё должно быть в тарифе. Всё остальное дополнительное изъятие, все требования к потребителям (купить счётчик, неважно какой - газовый, водяной, электрический; подключение) - это всё дополнительная нагрузка, а всё должно быть один раз учтено в тарифе. Тариф контролируется правительством в рамках законодательных актов, которые есть, кому надо, предоставляется, понятно, льгота, по категориям, а всё остальное - это дополнительные взимания. Поэтому четыре года назад мы внесли законопроект, чтобы хотя бы попытаться найти механизмы, чтобы, возможно не сразу, а поэтапно, для каких-то категорий граждан, начать вводить такие нормы, чтобы люди могли подключаться к сетям. Ну вот в пояснительной записке это есть, я даже просто, ну, не хочу, наверное, повторять, но суммы за подключение колеблются от 400 тысяч до 700 тысяч, в зависимости от разных субъектов Федерации: где-то, возле Москвы, в Московской области, это ещё достаточно высокие суммы, дальше, ближе к Уралу, - порядка 200 тысяч. Ну, коллеги, мы в бюджете, во всех законах пытаемся максимально сделать всё, чтобы многодетные семьи, ветераны, многие категории граждан более или менее терпимо могли перенести все, как говорится, тяготы и проблемы, которые у них возникают, - одной рукой мы даём, закладываем в бюджете льготы, - другой рукой... Мы не можем им дать возможность подключиться - получается, что практически никто не имеет возможности за такую сумму подключиться, 90 процентов! Более того, граждане поднимали эти проблемы достаточно давно. Мы думали, что за это время, за четыре года, пока законопроект у нас в Государственной Думе... В комитете создали рабочую группу, но, к сожалению, искали причины, аргументы, чтобы отказать, и аргумент, по большому счёту, во всех заключениях один: ресурсоснабжающие организации потеряют прибыли. Нас, к сожалению, не услышали ни комитет, ни комиссия, но, к счастью, нас услышал президент: в мае этого года вышло распоряжение, которым наш президент поручил "Газпрому", правительству и региональным органам власти сформировать источник финансирования для подключения граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств. Это суть законопроекта, который мы внесли четыре года назад! Мы благодарны также и руководству партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ": 24 августа Андрей Турчак собрал совещание, где тоже поддержал и внёс эти предложения. Дело за малым: сегодня проголосовать и поддержать. До 1 октября президенту необходимо доложить о сути этого законопроекта - по конкретным поручениям. Какое бы решение ни приняло сегодня правительство, суть законопроекта не поменяется, могут поменяться внутренние механизмы, порядки. Например, есть предложение зачесть "Газпрому" те средства, которые он будет вкладывать, - поскольку люди не будут платить за подключение - через льготу по налогам или с помощью ещё каких-то процедур, но это всё механизм, а суть законопроекта поддержана президентом. Просим поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Павел Николаевич Завальный, председатель Комитета по энергетике. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Вот уж поистине "Поле чудес" - угадали все буквы, не угадали слово, суть поручений. Коллеги, в самом деле, как сказал Черномырдин: "Газ - это в нашей стране больше, чем газ!" Потому что газ даёт другое качество жизни, и именно этим обусловлены и такое большое влияние газа, и такая цена на газ. Сегодня газ в энергобалансе составляет уже 53 процента. Что касается села, это особенно важно - как сказал один губернатор, раньше, чтобы из села не уезжали, мы строили дороги, создавали рабочие места, но как только приходит газ - село перестаёт умирать. В чём суть этих предложений, этого законопроекта? Лежал он четыре года не по нашей вине, мы рассмотрели вовремя, дали заключение, просто не выносили, потому что он неактуальный, неприоритетный, потому что шёл на отклонение. Почему шёл на отклонение, коллеги? Там написаны простые слова: освободить от этой обязанности потребителей, переложить на газораспределительные организации её выполнение за счёт их собственных источников. Так вот, транспортировка газа по сетям ГРО - это монопольный вид деятельности, соответственно, регулируется государством. Всё, что есть в тарифе ГРО, все затраты до последней копейки посчитаны. И если читать буквально букву законопроекта, то в случае его принятия эти затраты по подключению должны быть учтены в тарифе ГРО, а это автоматически приведёт к увеличению стоимости газа для конечного потребителя. И по нашим оценкам, если это сделать, цена газа для конечного потребителя одномоментно поднимется на 10-15 процентов. При этом возникают следующие вопросы. Во-первых, мы договорились, что мы цены на энергоресурсы не повышаем выше инфляции, наоборот, инфляция минус. Во-вторых, те потребители, которые уже подключились и заплатили за эту услугу, почему должны платить теперь за новых потребителей? Они уже оплатили подключение. В чём справедливость? Здесь справедливости просто нет. Получается, тогда они должны требовать компенсацию, чтобы деньги, которые они заплатили, вернули им. Возникает просто замкнутый круг, нерешаемая задача. Смысл поручения президента - освободить от этой обязанности потребителя, но при этом цена на газ для потребителя не должна подняться, должна расти не выше инфляции. И поэтому сейчас ведётся работа правительством, Министерством энергетики на площадке в том числе нашего комитета над тем, как это сделать, как найти источники. Проблемы, собственно говоря, две: одна проблема - организационная, вторая проблема - экономическая. Организационная проблема. В той модели, которая сейчас существует, - сеть высокого давления - в межпоселковом газопроводе ГРС строит "Газпром", а поселковые сети находятся в ведении субъекта Федерации, то есть нет должной синхронизации в части подключения потребителя, поэтому где-то, скажем так, запертые ГРС, таких 10 процентов в нашей стране, а где-то ГРС загружены не более чем на 5-10 процентов, то есть вопрос синхронизации инвестиций и программы газификации. И это будет решаться - предложение есть: создать единого оператора, который будет это делать. Вторая проблема, экономическая: где найти источники? Идёт поиск источников, чтобы не перекладывать на потребителя нагрузку в части цены на газ, цена на газ вырасти не должна. Разные способы: снижение стоимости строительства за счёт применения ресурсного метода, удешевление применения новых технологий в строительстве этих газопроводов, снижение нормативных, административных барьеров. То есть ведётся работа над тем, как удешевить, облегчить создание этой сети газопроводов, чтобы было экономически выгодно их строить. Плюс льготы по налогам: федеральные налоги (по НДПИ) или региональные налоги, налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю тоже надо применить. Плюс инвестиционная составляющая в виде надбавки для бизнеса, для промышленности, и эту инвестиционную надбавку уже разрешено применять в рамках соглашения по созданию сети - до 30 процентов. Такой опыт в Тюменской области уже есть, там газификация идёт активно. Предлагаются механизмы, чтобы к 2030 году довести уровень газификации до 83 процентов (сегодня - 71 процент). До этого рост газификации составлял 1 процент в год, будет - 1,3 процента в год. "Газпром" планирует уже со следующего года в 3 раза увеличить инвестиции: с 35 миллиардов до 105 миллиардов рублей в год, чтобы решить проблему развития газопроводов, ГРС, запертых ГРС. Соответственно, в субъектах Федерации сейчас идёт работа, как решить свою часть задачи, в том числе с привлечением денег того же "Газпрома" за счёт льготы по ставке НДПИ. Сейчас практически подготовлена "дорожная карта", в ближайшее время она будет принята, и наша задача - в течение уже этого года принять необходимые законы, изменения в законодательство, которые позволят это сделать, опять же позволят это сделать не за счёт потребителя, а за счёт государства либо компаний, для повышения эффективности работы всей газовой отрасли. Вот в чём состоит задача. Законопроект, который предложен, эту задачу не решает. Он предлагает через тариф переложить на потребителя ответственность. Таким образом, это не то решение, которое нужно нашей стране и нашим людям, тем более в условиях кризиса. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета вопрос. Есть поручение президента сделать так, чтобы люди не платили за подключение, срок исполнения - 1 октября. Сегодня 16 сентября, осталось ровно две недели. Я вижу только один вариант выполнить поручение президента - принять в первом чтении предложенный законопроект, а во втором доработать и устранить те замечания, которые у вас есть, и тогда оно будет выполнено. Каким образом вы собираетесь выполнять поручение президента? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. В поручении президента говорится совсем о другом. В этом законопроекте предложен механизм - за счёт собственных средств ГРО, но у ГРО собственных средств нет, у них есть средства, утверждённые регулятором, есть компенсация затрат, операционных затрат на эксплуатацию сети газораспределения. Там даже нет инвестиционной составляющей, в этом бюджете, есть инвестиционная надбавка на создание сети газификации, которая даже отдельно используется. Срок исполнения поручения - до 1 октября. Надо дать предложения, как сделать так, чтобы не повышать цену на газ, и сейчас, как я сказал, Министерством энергетики готовится "дорожная карта", которая обсуждается, в ближайшее время будет принята. И в рамках "дорожной карты" каждый будет делать свою работу, в том числе и мы должны сделать свою работу: подготовить нормативную базу для снижения административных барьеров, чтобы удешевить это строительство, создание газораспределительной сети, допустим, отменить разрешения на строительство газопровода низкого давления. В 12 субъектах Федерации такие решения приняты, мы должны принять решение на федеральном уровне, чтобы освободить от этого, потому что это очень длительная процедура. Человек, который хочет газифицировать свой дом, должен иметь возможность сделать это в режиме "одного окна" - либо через МФЦ, либо через единого оператора, - чтобы, допустим, в течение двух месяцев с момента подачи заявки он мог получить этот газ рядом, на границе своей земли, своего домовладения. Более того, кроме подведения газа ещё надо оснастить дом газовым оборудованием, а для этого тоже надо оказать человеку услуги и по набору оборудования, и по монтажу этого оборудования, и по пусконаладке, и по обеспечению безопасного использования газа в этом доме. Это всё тоже задачи, которые требуют решения в рамках решения вопроса о газификации, поэтому не надо всё это упрощать. Такая работа ведётся, поручение президента будет однозначно выполнено, это будет обеспечено. Более того, сейчас в качестве эксперимента четыре субъекта Федерации - это Московская, Курганская, Челябинская и Тюменская области - уже готовят предложения, инициативы, как сделать так, чтобы в рамках действующих правил, моделей и тарифов - без привлечения средств граждан на подключение домовладений - начать эту работу уже со следующего года, не дожидаясь принятия решений на уровне федеральном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо. У меня вопрос к разработчикам. Уважаемый Сергей Васильевич, мы живём в великой газовой стране, нашим газом пользуются Европа, Турция, Китай и другие страны. И вы внесли абсолютно правильное предложение, чтобы газификация не была за счёт потребителя. Ну, понятно, что вы получили отрицательное заключение правительства, но это было давно, а недавно вышло распоряжение, поручение президента, которое коренным образом меняет представление о механизмах газификации населения, и это очень важно для сельских жителей. А вы не предпринимали попытки, чтобы изменить позицию правительства, запустить заново процедуру получения заключения, чтобы ваш законопроект был отредактирован и принят, так как он очень правильный и полезный для нашей страны? НАТАРОВ С. В. Спасибо. Ну, весь разговор идёт о механизме, коллеги, о механизме. Концепция законопроекта не меняется, поручение президента не меняется, только механизм. Какой механизм сделает правительство, какой предложит, мы определим во втором чтении, сейчас это сделать невозможно, невозможно! Я согласен, что очень много вопросов, которые сегодня необходимо решить и согласовать, но концепция одна: чтобы человек не платил - об этом говорится и в поручении президента, и в этом законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович, пожалуйста. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня к инициаторам вопрос. Какова цена вопроса? При осуществлении любого проекта мы должны понимать, сколько это будет стоить. В финансово-экономическом обосновании указано, что не потребуются ни федеральные средства, ни региональные, а вот сколько потратит "Газпром" или другая организация, которая должна это всё сделать? Есть ли такие финансово-экономические обоснования, то есть какова цена вопроса? НАТАРОВ С. В. Ну, я так понимаю, на совещании, которое проводил Андрей Турчак, звучали цифры: порядка нескольких триллионов. Там проговаривались и механизмы этих всех вещей. Но как можно сегодня разработчику законопроекта понять механизм? Мы предполагали, что этим должно заняться правительство, потому что правительство во главе всего, оно в первую очередь должно организовать механизм и порядок реализации этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, я хочу вам сказать о цене вопроса в целом газификации и о цене вопроса подключения, потому что все эти цифры есть. Как я сказал, каждый год мы газифицировали страну на 1 процент. Вот этот процент обходился стране в 70 миллиардов рублей, из них 35 миллиардов - это были деньги "Газпрома", 35 миллиардов - это деньги субъектов Федерации, деньги на подключение, причём деньги на подключение от общего объёма стоимости газификации составляют не больше 10-12 процентов, это так называемая последняя миля. Если взять задачу, которая поставлена: до 2030 года - 83 процента, то каждый год мы должны газифицировать 1,3 процента, то есть темпы газификации нужно увеличить в 1,3 раза, а лучше в 1,5 раза. Но мы должны понимать: везде, где экономически было целесообразно газифицировать, газ уже есть, каждая следующая газификация будет стоить дороже, потому что это всё дальше и дальше от сетевого газа, от большой трубы, от единой системы газоснабжения. И поэтому речь идёт о так называемой альтернативной газификации - о газификации с помощью СПГ или СУГ (пропан, бутан), которые можно привезти машиной. Но надо понимать, что пропан, бутан, СУГ и сжиженный природный газ стоят как топливо, то есть в 2-3 раза дороже, чем сетевой газ, и это проблема, которая требует решения. Что касается подключения газопровода. Если есть газопровод в населённом пункте, то есть так называемые стандартизированные ставки на подключение, которые в каждом субъекте свои. То есть это стоимость подключения от этого поселкового газопровода до домовладения, и расстояние может колебаться от 100 метров до 150 метров. Вне зависимости от расстояния, 50 или 100 метров, стоимость подключения единая, она утверждается комиссией по тарифам в каждом субъекте Федерации и колеблется от 40 до 70 тысяч рублей (для разных субъектов цена немножко разная), плюс ещё из кассы самого домовладения обходится владельцу в 50-60 тысяч. Поэтому вместе с подключением это сегодня обходится потребителю в пределах 120 тысяч, даже до 150 тысяч рублей доходит, если ставки высокие. Если дом находится дальше, чем 150 метров, в 200-300 метрах или в километре, разрабатывается индивидуальный проект подключения, и здесь цена может колебаться от сотен тысяч до миллиона. Есть случаи, когда стоимость подключения составляет 2-3 миллиона, причём есть такие расценки, всё тебе посчитают. Вот были уникальные случаи у нас в Московской области, когда оценили километр газопровода в 3,8 миллиона, из них 50 процентов составила стоимость проектных работ. Поэтому газификация и подключение - вещи дорогие. Всё посчитано. В целом мы оцениваем расходы на программу газификации до 2030 года где-то в размере 1,2-1,5 триллиона рублей - такие затраты будут на газификацию, чтобы достичь этого показателя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тема архиважная, сейчас из-за пандемии десятки миллионов наших граждан переехали на свои дачные участки. В законопроекте говорится об ИЖС, и вот в Петербурге, в Ленобласти, 60 процентов садоводств не газифицировано. Трубы тянем не знаю куда, а под Питером - в Павловске, в пригородах - многие садоводства не газифицированы до сих пор. И в вашем законопроекте об этом ничего, Сергей Васильевич, к сожалению, не говорится. И вы абсолютно правы, что подключать газ в доме, наверное, каждый сам себе волен, но до дома всё-таки обязаны довести "Газпром" или другие организации. Я думаю, что... Вы же сказали, что президент услышал и спасибо также "ЕДИНОЙ РОССИИ", - может быть, просто подключиться к работе "ЕДИНОЙ РОССИИ" и довести газ до всех домов, не только до объектов ИЖС, но и до садоводств? Потому что разница в 5-6 раз, то есть подключить к газораспределительным сетям объект ИЖС 40 тысяч в Ленобласти стоит, а садоводство - 350-400 тысяч, а мы сегодня даже прописку разрешили в садоводствах. Почему мы об этом не говорим?.. (Микрофон отключён.) ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Там красных линий даже нет, там негде даже газопровод проложить, потому что там забор к забору и проезд составляет 3 метра. Это тоже одна из проблем. Коллеги, для понимания. Мы сделали большую ошибку 30 лет назад, когда дали право приватизации сети ГРО. Была такая организация - "Союзгазификация", которая занималась газификацией, подведением... ну, газопроводами низкого давления, скажем так, в населённых пунктах. И это всё было приватизировано - как сетевой комплекс, так и газопроводы. И последние 15 лет "Газпром" только и делает, что пытается деприватизировать, выкупать доли в этих компаниях, ГРО. Допустим, компания "Мособлгаз", самая крупная компания по газораспределению, является собственностью правительства Московской области, там "Газпрома" просто нет. Из 208 газораспределительных организаций "Газпром" присутствует только в 80 и только в 40 имеет контрольный пакет. То есть это ещё одна проблема - то, что "Газпром" не может провести инвестиции, профинансировать последнюю милю, потому что не является участником этой организации. В то же время не важно, кто там собственник, важно, что задача должна быть решена. Тот же "Мособлгаз" берёт сейчас на себя обязательства профинансировать последнюю милю без увеличения стоимости газа для конечного потребителя. Это очень важная вещь, сущностная, и это то, чего не решает данный законопроект. Почему мы его не поддержим? Потому что его принятие автоматически приведёт к росту тарифа, по-другому просто быть не может. Раз собственные источники ГРО, значит, вырастет тариф и это оплатит потребитель, и тот, который подключён, и тот, который не подключён. Это несправедливо и неправильно. Мы не должны повышать цену на газ для потребителя, мы должны искать другие источники, в том числе бюджетные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Вопрос комитету. Уважаемый Павел Николаевич, когда мы рассматривали наш законопроект на заседании вашего комитета, то многие члены комитета, даже члены вашей фракции, говорили, что в случае принятия нашего законопроекта тариф если и увеличится, то незначительно, и это увеличение может быть скомпенсировано за счёт средств регионального бюджета и так далее. Вопрос: за четыре года комитет заказывал какие-то экспертные исследования? И если да, то почему нам, как авторам этого законопроекта, до сих пор неизвестны результаты этих исследований? Не являетесь ли вы в этом вопросе голословным? Мы не видим никаких доказательств и расчётов, что тариф будет увеличен. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Это произойдёт автоматически. Надо только, чтобы вы понимали, так сказать, экономику тарифообразования, в том числе на газ и на другие виды энергетических ресурсов. А что касается проблемы газификации в целом, мы в июне провели "круглый стол" по проблемам газификации, где рассматривали все проблемы газификации, в том числе все предложения рассматривали. Я вас на этом "круглом столе", на экспертном обсуждении проблемных вопросов не видел. Можете почитать рекомендации, они направлены в том числе в сторону правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Васильевич, вопрос вам. Вы говорите также об административной ответственности за необоснованный отказ или уклонение газораспределительной организации от проведения обсуждаемого технологического присоединения объектов ИЖС. Тогда скажите, а как вы видите, кто в этой ситуации будет устанавливать обоснованность или необоснованность отказа или уклонения? Какие критерии обоснованности или необоснованности вы видите? НАТАРОВ С. В. Спасибо за вопрос, Анатолий Борисович. Ну, идея была сформулирована таким образом, что если этот законопроект будет принят и в рамках его реализации люди получат возможность без внесения средств подключаться к сетям, а газораспределительные организации максимально будут этот вопрос игнорировать или будут присылать отписки, то какие-то меры реагирования должны быть. И в рамках вот этой логики была заложена тема, связанная с возникновением такой ситуации и с возможностью привлечь к ответственности или чиновников, или руководителей таких организаций. Потому что так бывает же, что закон может не исполняться, мы же знаем, сколько бывает проволочек или просто элементарных отписок, то есть закон может просто не работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буду краток. Авторы, может быть, не так убедительно отстаивали свой законопроект, может, не на все вопросы ответили, но они по сути правы, и законопроект нужно поддерживать. Коллеге Вострецову отвечу. Вы сказали: в вашем законопроекте не сказано про садовые дома, дачные дома. Прочитайте законопроект, там прямо написано: "дачные дома, садовые дома" - рекомендую. Вот Андрей Михайлович сказал, что надо законопроекты читать, - читайте, причём это статья 1. Дальше. О чём идёт речь? В мае этого года ко мне в приёмную обратился ветеран боевых действий. Знаете, с каким вопросом? Ему нужно было на участке дом подключить, газ в 200 метрах. Как вы думаете, сколько с него попросили за подключение? 14,7 миллиона рублей! В 200 метрах! Хотя у нас есть закон, по которому в пределах 200 метров фиксированная цена составляет 50 тысяч; вы правильно сказали, в некоторых регионах эти цифры установлены и так далее. Тем не менее вот такая вот история, и это не единственный случай, у меня ещё были обращения, когда несколько миллионов рублей требовали за подключение. Ну это на порядок больше, чем стоит, если оценить, участок вместе с домом этого ветерана боевых действий, то он будет, ну, минимум в 10 раз дешевле, чем потребовала газораспределительная организация за присоединение. Дальше. Есть поручение президента о том, что с этим беспределом, о котором я сейчас сказал, нужно покончить. Срок исполнения поручения президента заканчивается через две недели, тем не менее никто ничего, никто и не чешется, потом скажут: ну вы знаете, мы вот подготовились и так далее. Дальше. Вы критикуете этот законопроект, говорите: здесь того не прописано, того не прописано... Минуточку, здесь написано: "...в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" - что ещё нужно? Есть поручение президента Правительству Российской Федерации решить эту проблему - и в этом законопроекте всё то же самое. Ну никаких оснований отклонять его в первом чтении нет! Примите в первом чтении, а потом пропишите этот порядок, если вам нужно. Вот и всё! Коллеги, надо поддерживать это предложение. Я понимаю, конечно, обидно, что ЛДПР внесла, а не вы внесли, но мне не обидно, я готов их поддержать. Я вообще готов их поддержать любую здравую инициативу независимо от того, от кого она исходит, если она решает проблемы граждан. Эта инициатива решает проблемы граждан? Решает! Теперь мне говорят, мол, какие источники, мол, если примем закон, поднимутся цены на газ... Ничего не поднимется! Посмотрите экономику "Газпрома", нефтяных компаний и так далее. Чтобы не поднимать цены на газ, в том числе не допустить роста цен на топливо, нужно отменить налоговый манёвр, нужно сделать менее рентабельной продажу газа и нефти за рубеж и сделать более рентабельной продажу их внутри страны. Вот и вся экономика, больше ничего не нужно! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есяков Сергей Яковлевич, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит проголосовать против данного законопроекта с учётом следующих оснований. Первое основание, самое простое, оно касается второй части данного законопроекта - административной. В принципе фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" возражает против смягчения требований к газораспределительным организациям в части административной ответственности за несвоевременное и некачественное подключение. О чём я говорю? В данном законопроекте предлагается... сегодня действующие нормы административного кодекса гораздо жёстче, чем то, что предлагается в законопроекте. Например, предлагается наказывать газораспределительные организации, налагая на них штраф в размере до 100 тысяч рублей, на руководителей - в размере 30-50 тысяч рублей. На сегодняшний день статья 9.21 административного кодекса предусматривает для компаний штраф в размере до 1 миллиона рублей, а что касается руководителей, то вплоть до дисквалификации на три года. Это вот по второй части данного законопроекта. Считаем, что нецелесообразно смягчение в этом плане. Что касается другой части, ну, здесь очень много говорили. Действительно, сама идея очень хорошая, популярная. Действительно, когда здесь выступал Андрей Михайлович, он спросил: вот что это такое - популизм или расчёт? Здесь говорили о том, что есть пояснительная записка, она умещается на половине листа, а стоимость этого законопроекта составляет, ну, минимум 1,5-2 триллиона рублей. Как, откуда брать эти деньги? Вот это то, что пытался Павел Николаевич доказать, в общем-то. И сейчас рабочая группа занимается именно этим, в принципе пытается найти решение данного сложного вопроса именно в пределах тех источников, которые имеются. Очень легко сказать: а давайте и газ бесплатно отдавать населению! Это приблизительно одно и то же. И третий момент, тоже важный. Законопроект будет реализован, вот сейчас работает рабочая группа, и обязательно будет выполнено поручение президента, поскольку идёт активная работа. Ещё раз хочу сказать: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович, да? У нас один человек от фракции выступает. Морозов? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Такой у нас Регламент. Кто будет выступать от фракции ЛДПР, коллеги? Морозов? Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я являюсь соавтором данного законопроекта, мы вместе с Сергеем Васильевичем Натаровым и другими депутатами фракции ЛДПР действительно внесли его ещё в 2016 году. Эта проблема имеет большое значение для тех регионов, которые я представляю в Государственной Думе, - для Тверской, Новгородской и Псковской областей. До сих пор там остаются территории - города, сёла, целые муниципальные районы, - которые не имеют газа. И даже там, куда приходит труба, зачастую люди не могут подключить свои домовладения - и дачные участки, и жилые дома, и так далее. Сейчас эта проблема становится всё более актуальной, поскольку в период пандемии действительно многие переселяются за город и в зимний период вынуждены отапливать свои дома дровами, котельные на мазуте работают и так далее. Так что сейчас, несмотря на то что прошло четыре года, эта проблема становится всё более актуальной и требует немедленного решения, потому что наступают холода и многие домовладения необходимо подключать к газу. Аргументы наших оппонентов, которые были приведены в ходе обсуждения законопроекта, мы считаем абсолютно несостоятельными. Во-первых, все замечания могут быть учтены во втором чтении и могут быть определены конкретные механизмы финансирования того, что будет происходить после принятия этого закона. Во-вторых, комитет за четыре года не заказал ни одного исследования, которое убедило бы нас в том, что тариф может подняться. Мы исходим из того, что бесплатное подключение к газу приведёт к тому, что станет гораздо больше абонентов, соответственно, ресурсоснабжающие организации получат большую выручку, они за счёт увеличения этой выручки смогут покрыть все свои издержки по бесплатному подключению граждан и даже организаций к газу. Поэтому здесь нужно относиться вдумчиво, и комитет мог бы за четыре года провести эту работу, но они сразу нам отказали и ничего не делали в течение четырёх лет. Сейчас есть поручение президента, и его необходимо исполнять немедленно. Дать предложения... да не предложения нужно дать! Нужно дать людям бесплатный газ, подключение к газу, и ЛДПР будет этого добиваться! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик? Докладчик, пожалуйста. Павел Николаевич, содокладчик потом, сначала докладчик. НАТАРОВ С. В. Коллеги, я хотел бы поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении этого вопроса. Я думаю, что в зале нет ни одного человека, к которому не обращались бы люди с этим вопросом, к каждому обращались, потому что в каждом субъекте Федерации... их сегодня очень немного, тех, которые не газифицированы. Президент в своём поручении в том числе обозначил, что в течение десяти лет Россия должна быть газифицирована. Если мы сейчас не будем заниматься механизмами поддержки населения, эти вопросы останутся нерешёнными - и тогда к чему всё то, что мы делали здесь многие годы? Я ещё раз хочу поблагодарить всех и сказать одно: концепция законопроекта поддержана президентом и поддержана руководством "ЕДИНОЙ РОССИИ". И сегодня, я так понимаю, нет ни у кого других мнений насчёт того, что этот вопрос сегодня стоит очень остро и его необходимо решать. Мы надеемся, что инициатива, с которой выступила фракция ЛДПР, даст возможность найти решения и механизмы, чтобы поручение президента было выполнено. Всем огромное спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, сначала просто для сведения сообщу: наша страна потребляет в год 480 миллиардов кубов газа, население потребляет 11 процентов - 53 миллиарда, вместе с ЖКХ - 91 миллиард, 19 процентов от общего потребления, такая экономика. Я хочу сказать, что, если бы авторы законопроекта на стадии его внесения изучили экономику тарифообразования - а газ, наверное, единственный ресурс, цена на который регулируется от начала и до конца, и оптовые цены, и транспортировка по газопроводу низкого давления до потребителя, и подключение, - они всё это увидели бы, всю эту экономику. В каждом регионе есть своя специфика, но она не сильно отличается. Авторы увидели бы, как соотносятся затраты, и тогда они увидели бы - вот предложено такое решение, концепция законопроекта в том, чтобы эти затраты переложить на ГРО, за счёт собственных источников, - что у этих ГРО нет собственных источников, некуда переложить. Значит, единственное решение - в тариф, а через тариф - на потребителя, и на того, который уже подключился, и на того, который будет подключаться. Так вот, даже в существующих условиях достигнута газификация - 71 процент, осталось ещё 10 процентов до максимальной газификации, которая вообще возможна в нашей стране (до потребителя), понимаете? Эти 10 процентов мы должны сделать за ближайшие десять лет, до 2030 года, чтобы все потребители имели доступ к газу. Но справедливость заключается в том, чтобы был доступ и с точки зрения его стоимости, и с точки зрения доступности подключения. Так вот, если говорить с точки зрения стоимости, цена - 63 доллара, если взять в валюте, или в наших деньгах 4,8 тысячи рублей - это самый дешёвый энергоресурс в мире, этим ресурсом обладает наша страна, и мы даём его людям. А если говорить с точки зрения доступности, задача состоит в том, чтобы за десять лет эту доступность обеспечить даже в самых удалённых населённых пунктах, сёлах для всех потребителей за счёт всех источников - сетевого газа, СПГ и СУГ. И не надо упрощать эту задачу. Если бы такие сложные вопросы так просто решались бы, - законопроект в полстранички - мы жили бы в другой стране! Нет простых решений, коллеги, я об этом хочу сказать! Работа, которая ведётся, чтобы это сделать, - это очень сложная работа, и те законопроекты, которые будут вноситься, будут сложными, а не такими простыми. Не надо искать простых решений и заниматься на этой почве, извините, простым, банальным популизмом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, все выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 36 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 242
О проекте федерального закона № 48492-7 "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросу о технологическом присоединении объектов индивидуального жилищного строительства, дачных домов, садовых домов к газораспределительным сетям за счёт средств газораспределительных организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Прошу вопросы 6, 7 и 22 перенести на следующую неделю по просьбе... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 6, 7 и 22, да? ДЕНЬГИН В. Е. Абсолютно верно. Перенос на следующую неделю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На следующую неделю.
Коллега Деньгин предлагает перенести рассмотрение 6, 7 и 22-го вопросов на следующую неделю. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше предложение, Вадим Евгеньевич.