Заседание № 6

07.02.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484894-5 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о распространении ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 процентов на нефть, добытую на месторождениях Ямало-Ненецкого автономного округа; принят в первом чтении 5 апреля 2011 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2073 по 2092 из 6411
Пункт 18 повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в        
статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании     
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской           
Федерации".                                                                     
                                                                                
Михаил Александрович Исаев, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИСАЕВ М. А. Коллеги, ну, данный проект федерального закона, как и предыдущие    
два, предлагается к отклонению в связи с введением в действие федерального      
закона № 258-ФЗ, подпункта "г" пункта 1 статьи 1, которым все предложения       
учтены в полном объёме. Комитет предлагает также отклонить.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё у вас, да? Спасибо.                                   
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают. По мотивам от фракций    
будут выступления? Депутат Рохмистров от фракции ЛДПР. От фракции КПРФ? Нет.    
От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Кармазина, от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - депутат Зубов.       
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5867 по 5937 из 6411
Пункт 18. По мотивам голосования - депутат Кармазина. Отказывается.             
                                                                                
По мотивам - депутат Зубов.                                                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Я фактически выступлю сразу по трём законопроектам, потому что они связаны,     
это пункты 16, 17 и 18. Хочу следующее сказать. Все три законопроекта           
касаются добычи полезных ископаемых, и все три законопроекта связаны с          
льготированием этой добычи. Нам, вообще-то, необходим очень серьёзный           
разговор здесь с представителями правительства по ситуации, которая             
складывается у нас в добывающих отраслях. Если у нас хребет экономики -         
добывающие отрасли и сейчас потоком идут проекты законов, решения               
правительства о налоговых льготах, значит, надо понять, что что-то в этой       
отрасли складывается не так. Помимо этих трёх законопроектов есть ещё           
программа, которая подготовлена Минприроды, о добыче на шельфе, там вообще      
предполагается, что налоговые льготы будут в размере 50 процентов. Мы приняли   
решение о двадцати трёх месторождениях нефти - о льготах. Куда мы идём, в       
какую сторону?! Мы либо должны идти в сторону эффективности разработки тех      
месторождений, которые сегодня разрабатываются, либо начинаем идти путём        
экстенсивного освоения территорий.                                              
                                                                                
Вот Надежда Сергеевна Максимова, уважаемый мною депутат и бывший работник       
Минфина, высказала одну важную мысль, на которую нельзя не среагировать: что    
вот, мол, хорошо, что мы теперь - в силу пусть другого закона, а не того,       
который мы сегодня обсуждали, - будем добывать олово, мы создадим тысячу        
рабочих мест. Два вопроса возникает. Первый вопрос: значит, мы принимаем        
решение о том, что наша промышленность будет получать более дорогое олово?      
Сейчас промышленность приобретает его по более низкой цене, поэтому не          
разрабатывается это месторождение. И вопрос второй: а что с социальной сферой   
там, где будет происходить добыча? У нас огромное количество добывающих         
регионов, где начинается истощение запасов, и мы потом забываем про людей,      
которые там остаются.                                                           
                                                                                
Поэтому требуется серьёзный разговор, и эти три законопроекта просто нам        
сигнализируют: что-то неладно в нашем добывающем секторе. Мы начинаем идти по   
пути увеличения издержек, а все эти издержки в конечном счёте скажутся как на   
доходах бюджета, так и на издержках предприятий России, которые работают в      
перерабатывающем секторе.                                                       
                                                                                
Вот что я хотел сказать в связи с этими тремя законопроектами. Пока у нас не    
будет концепции, национальной концепции, которую будут понимать в Госдуме и     
которую будет разделять правительство и проводить в жизнь, мы будем принимать   
вот такие, так сказать, винегретные решения: по одному - за, по другому -       
против, по третьему - отсылаем к тому, что уже принято по этому закону. Нет     
ясности, как нам теперь разрабатывать природные ресурсы. Нет ясности - либо     
вширь, либо в эффективность.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона    
"О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской   
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных      
актов Российской Федерации"?                                                    
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 220

05.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484894-5 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о распространении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на нефть, добытую на месторождениях Ямало-Ненецкого автономного округа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2616 по 2733 из 6912
Пункт 16 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона     
"О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской   
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных      
актов Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства    
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов            
Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова.                               
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Позвольте мне начать с        
того, что я отвечу Оксане Генриховне. В нефтяной отрасли у нас нет прибыли      
400-500 процентов, и в принципе быть не может: у нас действует система          
изъятия сверхприбыли через экспортную пошлину и через налог на добычу           
полезных ископаемых, которые привязаны к мировым ценам, и налоговая нагрузка    
на нефтяную отрасль (я уже упоминал об этом) является одной из самых высоких.   
Мы рассматриваем проекты и предоставляем налоговые льготы по отдельным          
месторождениям - и следующий законопроект посвящён именно этой тематике -       
исходя из того, что эти нефтяные месторождения будут разрабатываться в том      
случае, если внутренняя норма рентабельности будет на уровне 16-17 процентов.   
И только в этом случае мы предоставляем налоговые льготы, которые и позволяют   
достичь такой рентабельности.                                                   
                                                                                
Именно этому посвящён следующий законопроект, который предлагается вашему       
вниманию, - это налоговые каникулы для некоторых участков недр по налогу на     
добычу полезных ископаемых. У нас уже приняты, одобрены Государственной Думой   
и вошли в Налоговый кодекс налоговые каникулы для тех участков недр, которые    
расположены на полуострове Ямал, но в то же время в Ямало-Ненецком автономном   
округе есть ещё потенциально интересные месторождения, которые                  
характеризуются примерно такими же условиями (главное из них - это полное       
отсутствие инфраструктуры, отсутствие трубопроводов) и, соответственно,         
необходимостью осуществлять большие капиталовложения, чтобы выйти на вот тот    
самый уровень доходности - порядка 16 процентов.                                
                                                                                
Правительство предлагает распространить режим налоговых каникул с полуострова   
Ямал на ту часть Ямало-Ненецкого автономного округа, которая находится          
севернее 65-го градуса северной широты. Южнее этой параллели инфраструктура     
существует, поэтому никаких дополнительных преференций не требуется, а вот      
то, что касается более северных районов, - там такие преференции необходимы.    
Два "ключа": точно так же, как для полуострова Ямал, налоговые каникулы         
действуют до тех пор, пока не будет достигнут один из двух показателей - либо   
десять лет разработки, либо 25 миллионов тонн добытой нефти.                    
                                                                                
Мы просим поддержать законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Присаживайтесь, пожалуйста, Сергей       
Дмитриевич.                                                                     
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной.      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон на рабочем месте.                                
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы уже неоднократно рассматривали подобного плана            
законопроекты. Комитет рассмотрел и в целом поддерживает данную концепцию       
добычи нефти в отдалённых местах нашей Родины и поддерживает законопроект в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику по данному     
законопроекту? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить по данному              
законопроекту? Есть, одно выступление.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна.                                        
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Моё выступление будет достаточно коротким. Я хочу сказать,      
что я буду признательна Сергею Дмитриевичу Шаталову, если Министерство          
финансов пришлёт нам подробную справку о рентабельности отдельных нефтяных      
компаний в разные годы и о совокупном объёме прибыли, валовой прибыли до        
налогообложения, которую они получили в 2010 году. Я знаю, что в 2010 году -    
это ещё как бы был посткризисный год - в связи с ростом цен на нефть были       
рекордные размеры прибыли. Но на тот случай, если я ошибаюсь, я хотела бы       
иметь по этому поводу точные данные, которые предоставит Министерство           
финансов.                                                                       
                                                                                
Ещё раз хочу сказать по поводу нефтяной отрасли, ещё раз это зафиксировать:     
мы считаем, что это не та отрасль, которая требует налоговых преференций.       
Стоит задача осуществления структурного сдвига в пользу обрабатывающей          
промышленности и инновационных отраслей. Общий принцип налоговых преференций:   
вы даёте их тем отраслям, в росте которых вы заинтересованы. То, что            
финансируется, то, что получает льготы, то и растёт.                            
                                                                                
Что было в условиях кризиса? Основные льготы так или иначе были предоставлены   
сектору добывающей промышленности: были предоставлены льготы по экспортной      
пошлине по месторождениям Восточной Сибири, были предоставлены преференции по   
зачёту входного НДС по инвестиционным проектам, этим тоже в основном            
воспользовались добывающие отрасли. И совершенно микроскопические налоговые     
льготы были предоставлены обрабатывающей промышленности и малому бизнесу.       
Поэтому в итоге мы получили в результате кризиса структурную деградацию         
экономики: у нас ещё больше уменьшилась доля обрабатывающих отраслей и          
увеличилась доля инфраструктурных (естественных) монополий и нефтегазового      
сектора. Мы стали ещё более сырьевой страной!                                   
                                                                                
Если мы будем и дальше проводить такую политику, а именно: льготы нефтяной      
отрасли при сверхвысоких ценах на нефть, которые существуют сейчас, и никаких   
реальных и серьёзных льгот для обрабатывающей промышленности и малого           
бизнеса, а наоборот, усиление налогового гнёта, который в этом году выразился   
прежде всего в повышении страховых взносов с 26 до 34 процентов, - то наша      
страна будет обречена на сырьевую деградацию, на отраслевую деградацию, и       
никакого структурного сдвига не будет. Поэтому мы против данного                
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента в Государственной Думе не желает           
выступить? Нет. Полномочный представитель правительства в Государственной       
Думе также не желает выступить. Заключительное слово докладчику не требуется?   
Нет. Содокладчику также.                                                        
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5663 по 5682 из 6912
Пункт 16 порядка работы Государственной Думы. Ставится на голосование проект    
федерального закона "О внесении изменений в статью 342 части второй             
Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу            
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Кто за         
данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.