Заседание № 208

18.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484811-7 "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в целях обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России, и совершённого кредитной организацией нарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1677 по 1798 из 5144
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса повестки. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке      
Российской Федерации (Банке России)", в части обеспечения соизмеримости         
штрафа, налагаемого Банком России, совершённому кредитной организацией          
нарушению, третье чтение.                                                       
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный          
законопроект ужесточает наказание для кредитных организаций, которые нарушают   
так называемое антиотмывочное законодательство, а также ужесточает наказание    
за неисполнение предписания, если это предписание предъявлено банку,            
нарушающему антиотмывочное законодательство. Законопроект был поддержан во      
втором чтении, сейчас он подготовлен во всех отношениях к рассмотрению в        
третьем чтении. Прошу поддержать.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста.                                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна, фракция КПРФ.                               
                                                                                
Подготовиться Шулепову.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Все законопроекты, которые    
связаны с Центральным банком, постоянно вызывают некоторые вопросы, потому      
что зачастую мы видим какое-то двойное дно во всех этих законопроектах.         
Безусловно, необходимо принимать все меры, чтобы все сомнительные операции,     
которые банки проводят, скажем так, в ущерб собственной стране, если имеется    
в виду вывод капитала на иностранные счета в зарубежные банки и так далее...    
Безусловно, эти проблемы нужно решать, но давайте посмотрим, в полной ли мере   
этот законопроект может обеспечить решение этих проблем? Мы считаем, что не     
совсем. Если учесть, что с 97-го года порядка триллиона долларов выведено, и    
это только по тем операциям, которые известны, без учёта контрабандного         
вывода капитала, то есть вот 1 триллион долларов, то, безусловно, меры,         
которые предлагаются этим законопроектом, не решат проблему вывода капитала     
на иностранные счета за границу. Мы считаем, что это полумера, и,               
естественно, в таком виде этот законопроект фракция КПРФ поддержать не может.   
                                                                                
Безусловно, собственный капитал у каждого банка разный, и это может повлечь     
за собой исключительно избирательное отношение Центробанка к разным банкам, к   
разным кредитным организациям: одни будут, так скажем, в роли родного дитяти,   
а другие будут в роли падчерицы. Это тоже вызывает определённого рода           
вопросы.                                                                        
                                                                                
Более того, данный законопроект предусматривает, что штрафные санкции           
являются приоритетными, а уже только после того, как будут введены эти          
штрафные санкции, можно будет принимать другие меры, которые прописаны          
законодательно, - имеются в виду в том числе запреты и разного рода             
ограничения как для работников банка, так и для самого банка. Повторю,          
законопроектом предусматривается, что штраф приоритетен, а только потом будут   
запретительные меры, но мы прекрасно понимаем, что штраф для банка не главное   
- запретительные меры, запреты и ограничения, безусловно, бьют больнее.         
                                                                                
Ну и вот ещё что хотелось бы отметить. Где взять деньги на уплату штрафов,      
санкции, которые будут введены Центральным банком в отношении кредитных         
организаций? Безусловно, эти деньги будут заложены в проценты, а проценты эти   
будут выплачивать граждане Российской Федерации из собственного кармана.        
                                                                                
Кому мы сделали этим законопроектом лучше, а кому хуже, решать вам, но мы       
решили, что этот законопроект мы поддерживать не станем.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шулепов Евгений Борисович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".   
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы сегодня принимаем в        
третьем чтении очень важный законопроект, который позволит нанести очень        
серьёзный удар по отмыванию денег в Российской Федерации. Вы все знаете,        
насколько мощна у нас серая экономика, по мнению некоторых экспертов, её        
объём достигает 20 триллионов рублей: ВВП у нас 103 триллиона рублей, а         
реальный ВВП у нас порядка 130 триллионов рублей.                               
                                                                                
Вера Анатольевна, конечно, штраф, как вы говорите, не всегда важен, но важен    
его размер, и как раз этот законопроект позволяет увеличить его в десять раз.   
При этом если, скажем, Сбербанк, не дай бог, будет заниматься отмыванием        
денег, то по сегодняшнему законодательству он уплатит штраф в размере 40        
миллиардов рублей, а по вновь принятому закону, если мы его сегодня примем,     
это будет уже 45 миллиардов рублей - это очень серьёзная сумма для банковской   
системы.                                                                        
                                                                                
Вы говорите о процентах, но если банк, который занимается отмыванием денег,     
будет поднимать проценты, ставки, то, конечно, он выпадет из рынка и станет     
неконкурентоспособным.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы призываем проголосовать сегодня за данный законопроект:   
он очень важен, это не только позволит бороться с отмыванием, но и, конечно     
же, нанесёт серьёзнейший удар по теневой экономике в России.                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие данного законопроекта в    
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации         
(Банке России)", третье чтение, 5-й вопрос.                                     
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              331 чел.73,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 206

16.04.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484811-7 "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в целях обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России, и совершённого кредитной организацией нарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3041 по 3104 из 6575
Следующий, 15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в   
статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации         
(Банке России)".                                                                
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.                                       
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, данный законопроект направлен на ужесточение   
штрафных санкций к кредитным организациям. Сейчас взыскивается штраф в          
размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала. При            
рассмотрении законопроекта в первом чтении предлагалось увеличить наказание -   
взыскивать штраф в размере до 0,1 процента размера собственных средств          
кредитной организации, - я скажу, что собственные средства иногда в сотни раз   
отличаются от размера уставного капитала банка, ну, например, у Сбербанка       
уставный капитал чуть более 8 миллиардов рублей, а собственные средства         
Сбербанка превышают 4 триллиона рублей. Мы поддержали этот законопроект в       
первом чтении, тем не менее уже в ходе дискуссии при рассмотрении в первом      
чтении звучало, что это довольно жёсткое предложение. В ходе рассмотрения в     
комитете было принято решение рекомендовать распространить эти жёсткие          
штрафные санкции только на нарушения, которые связаны с отмыванием капиталов,   
полученных преступным путём, с финансированием всяких сомнительных дел,         
терроризма, наркотрафика и так далее, и я хотел бы вас попросить рассмотреть    
эту поправку, она в единственном числе, включена в таблицу поправок,            
рекомендуемых к принятию.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по поправке? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    351 чел.                                          
Не голосовало                  99 чел.22,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Коллеги, прошу включить законопроект в порядок работы на 18       
апреля для рассмотрения в третьем чтении.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          

Заседание № 152

16.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484811-7 "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в целях обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России, и совершённого кредитной организацией нарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3396 по 3744 из 5764
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 74       
Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке            
России)". Докладывает официальный представитель правительства заместитель       
министра финансов Алексей Владимирович Моисеев.                                 
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается       
внесённый правительством законопроект, который направлен на значительное        
ужесточение ответственности банков за проведение сомнительных операций.         
Небезызвестно, что к настоящему моменту уже достаточно большое количество       
банков было уличено и наказано за проведение сомнительных операций, которые в   
конечном счёте приводили к значительным потерям как кредиторов банков, так и    
государства, в то время как существующие нормы об ответственности, штрафы       
являются явно заниженными, а именно составляют до 0,1 процента минимального     
размера уставного капитала кредитной организации. Таким образом, эта сумма      
является несущественной для банков, которые намерены совершать сомнительные     
операции. В законопроекте предлагается устранить это несоответствие,            
предоставить возможность штрафовать банки за проведение сомнительных операций   
на сумму до 1 процента размера их собственных средств, то есть сделать так,     
чтобы штраф был для банков действительно чувствительным и действительно         
предотвращал проведение банками сомнительных операций.                          
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом от Комитета по финансовому рынку выступает Михаил Владимирович     
Гулевский.                                                                      
                                                                                
ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по финансовому рынку       
рассмотрел проект федерального закона № 484811-7 и поддерживает его             
концепцию. Алексей Владимирович уже подробно рассказал о цели данного           
законопроекта - он направлен на ужесточение, скажем так, финансовой             
дисциплины кредитных организаций. Комитет по финансовому рынку считает, что     
закон будет способствовать созданию дополнительных предпосылок для              
безусловного исполнения кредитными организациями требований законодательства    
и Банка России, в частности сокращению рискованных и недобросовестных           
практик, приводящих к негативным последствиям, вплоть до санации кредитной      
организации или отзыва лицензии. Указанное обстоятельство, по нашему мнению,    
станет дополнительным фактором, обеспечивающим стабильность российской          
банковской системы, повысит доверие к её институтам со стороны потребителей     
финансовых услуг.                                                               
                                                                                
Вместе с тем комитет считает необходимым обратить внимание на то, что модель    
отчисления штрафа, ставящая его размер в зависимость от размера собственных     
средств банка, нуждается в уточнении. Одним из возможных вариантов могут        
стать поправки, вводящие пороговое значение штрафа, его максимальный размер.    
Мы на заседании комитета смотрели - вообще-то, это цифра ужасающая. Вот мы по   
"ВТБ" брали суммы штрафов: если сегодня это в пределах 10 миллионов, то в       
1000 раз больше - это они будут получать штрафы уже на миллиарды рублей. Мы     
сами ужаснулись, поэтому во втором чтении сделаем такую плавающую величину      
штрафа - это будет, я думаю, от 0,1 до 1 процента. Ну и будет создана при       
Центробанке специальная комиссия, которая будет регулировать все эти вопросы.   
                                                                                
Комитет считает, что указанные замечания не имеют концептуального характера и   
могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по    
финансовому рынку рекомендует депутатам Государственной Думы принять            
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Алексей Владимирович, конечно, нужный и правильный законопроект, но, на мой     
взгляд, этот законопроект половинчатый. Продолжается обналичка, продолжается    
вывод средств за границу, по итогам этого года, скорее всего, объём             
выведенных за границу средств составит колоссальные суммы, больше, чем в        
предыдущие годы. Конечно, возникает вопрос адекватности штрафа, вопрос его      
соизмеримости и субъективности принятия решений, потому что мы понимаем, что    
их будут принимать должностные лица Центрального банка. Очень хотелось бы,      
чтобы те решения, которые будут приниматься по сумме штрафа, не довели банк     
до банкротства, как в своё время это произошло с банком "Югра". Вот мы уже не   
первый день видим возле входов в Государственную Думу одиночные пикеты бывших   
вкладчиков, действующих вкладчиков банка "Югра", и мы понимаем, что тогда в     
том числе действия ряда должностных лиц Центрального банка фактически привели   
к банкротству банка.                                                            
                                                                                
Вот у меня вопрос следующий: а какие ещё меры вы рассматриваете, чтобы          
всё-таки побороть нелегальный вывод средств за границу? На мой взгляд, данный   
законопроект полностью не решит эту проблему.                                   
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Ну, вы знаете, я        
считаю, что вывод средств за границу в принципе ничем не хуже и не лучше, чем   
обналичка, например, то есть так или иначе я ставил бы вопрос о выводе          
средств из банков - это, естественно, то зло, которое в подавляющем             
большинстве случаев привело к банкротствам, что мы и наблюдали в последнее      
время. Очевидно, что, к сожалению, многие банкиры, которые этим занимались,     
отделались, скажем так, лёгким испугом.                                         
                                                                                
О ряде наших совместных предложений здесь вам докладывала председатель          
Центрального банка на прошлой, по-моему, неделе. Меры, которые                  
рассматриваются, - это, во-первых, ужесточение наказания за фальсификацию       
отчётности (сейчас предусмотрены условные сроки); во-вторых, может быть         
внимательно, но очень аккуратно рассмотрен вопрос, связанный с ограничением     
на выезд. Понимаю, что иметь возможность выезжать - это фундаментальное право   
гражданина и ограничить его может только суд, поэтому здесь, конечно,           
требуется очень тщательная юридическая проработка с точки зрения неущемления    
прав невинных граждан. Но тем не менее, вы знаете, я вхожу в наблюдательный     
совет АСВ и вижу, что, стоит действительно кому-то убежать, исполнители АСВ     
бегают по всему миру, ловят этого банкира, который из страны в страну от них    
бегает, и потом, конечно, очень тяжело уже деньги какие-то вернуть. Здесь       
какие-то взвешенные решения, я думаю, тоже могут быть предложены, но вот эти    
две меры - основные, которые рассматривались.                                   
                                                                                
Что касается деятельности чиновников Центрального банка, здесь, конечно, я с    
вами согласен: люди должны быть подотчётны и Центральный банк, как              
организация, должен нести гражданскую ответственность в случае, если            
доказано, что его действия нанесли ущерб бизнесу и клиенту этого бизнеса.       
Здесь, вне всякого сомнения, как Российская Федерация несёт ответственность     
за действия своих должностных лиц, точно так же должно быть и с Центральным     
банком.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, ну, конечно, беспрецедентные меры вы предлагаете - по     
моим оценкам, там в 40 раз повышаются штрафы, это колоссальные деньги. Но,      
насколько я понимаю, всё-таки задача - получить реальный результат с точки      
зрения защиты наших граждан. Вот к нам во фракцию обратился предприниматель     
Бондарь, у которого в Сберегательном банке заблокированы средства в размере     
19 миллионов рублей, - была попытка вывести эти средства, Сбербанк              
остановил... Было решение суда, было решение следователя, определён источник    
этих средств, всё доказано. Сейчас прошло полгода после окончания               
следственных действий, есть решение следователя и суда о том, чтобы             
разблокировать эти средства и зафиксировать на его собственном счёте, иначе     
средства могут быть дальше выведены, - Сбербанк не реагирует на решения         
следственных органов и суда. Скажите, Сбербанк может в рамках предлагаемого     
закона получить штрафные санкции в размере 74 миллиардов?                       
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Очевидно, что должна быть соразмерность. Понимаете, в любом       
случае навряд ли Центральный банк будет применять наказание и назначать штраф   
в размере 74 миллиардов за какую бы то ни было операцию с 19 миллионами. Один   
из основных принципов наказания - это соразмерность нарушению, поэтому я не     
думаю, что, даже если там состав будет подходить, такого рода штраф будет к     
Сбербанку применён.                                                             
                                                                                
Тем не менее здесь уже вопрос немножко другой. Мне сложно оценивать, так        
скажем, с голоса, но, судя по тому, что вы говорите, здесь дело в               
неисполнении судебных решений - там уже другие нормы применяются. Вы сами,      
наверное, прекрасно знаете, что есть соответствующие кодексы, в которых         
прописано, что бывает с должностными лицами юридических лиц, которые не         
исполняют решение суда. Я думаю, что надо обращаться к судебным приставам, с    
тем чтобы они принудили Сбербанк исполнить судебные решения. Я не думаю, что    
это тема этого законопроекта, тем более, судя по тому, что вы сказали,          
Сбербанк там никаких сомнительных операций не проводил, а просто кто-то         
почему-то не исполняет решение суда - ну вот этот кто-то и должен понести за    
это наказание.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, согласно пояснительной записке к проекту        
федерального закона предлагаемые новеллы дадут возможность повысить             
эффективность воздействия Банка России на недобросовестные кредитные            
организации и рассчитывать размер штрафа исходя из размера собственных          
средств (капитала) кредитной организации, а не минимального размера уставного   
капитала, как сейчас. При этом в пояснительной записке для сравнения            
приводятся конкретные размеры штрафов, которые были взысканы британскими и      
американскими регуляторами, а что касается российского регулятора - Банка       
России, таких данных нет, не прозвучали они и в докладе. Скажите, пожалуйста,   
допустим, за последние три года какой конкретно размер штрафов, наложенных      
Банком России, был взыскан с российских кредитных организаций и за какие в      
основном нарушения?                                                             
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Анатолий Борисович, спасибо за вопрос. Ну, цифра не приведена,    
потому что за неё стыдно, это абсолютно номинальная, копеечная сумма.           
Собственно говоря, поэтому и предлагаем вам поддержать этот законопроект. Ни    
в какое сравнение с суммами, которые имеют материальное значение для банков,    
суммы штрафов не идут, в этом и заключается основная проблема. Если             
интересно, я могу в Центральном банке запросить эти данные и вам прислать, но   
там копеечные, номинальные суммы.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Торощин Игорь Андреевич.                                                        
                                                                                
ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, в электронных документах нет заключения         
Центрального банка. Получено ли оно и, вообще, какое мнение Центрального        
банка?                                                                          
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Во-первых, любой законопроект, который вносит правительство, в    
установленном порядке согласовывается с Центральным банком, в случае если       
Центральный банк имеет к предмету законопроекта отношение, - в данной           
ситуации явно так и есть. Во-вторых, Центральный банк имеет возможность         
высказать свою позицию дополнительно в момент работы над законопроектом на      
этапе рассмотрения законопроекта и в Комиссии правительства по                  
законопроектной деятельности, и непосредственно в правительстве, куда, как вы   
знаете, всегда входит представитель Центрального банка. Таким образом,          
законопроект трижды был согласован, в том числе и Центральным банком.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
Сергей Михайлович, от фракции?                                                  
                                                                                
Поставьте три минуты.                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Алексей Владимирович, вот обращаю внимание депутатов: вы        
предлагаете поднять планку штрафов, увеличение в 40 раз. (Шум в зале.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, просьба не отвлекать докладчика, он должен       
слушать выступление.                                                            
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Да, послушайте внимательно, Алексей Владимирович.               
                                                                                
Вы в 40 раз увеличиваете, поднимаете ставку. Раньше штрафы привязывались в      
зависимости от нарушения к уставному капиталу. Возьмём пример, вот              
содокладчик об этом говорил: уставный капитал Сбербанка - 87 миллиардов         
рублей, а собственных средств, к чему вы теперь штраф привязываете, сколько,    
Алексей Владимирович? 3,5 триллиона. Соответственно, если взять 1 процент,      
получается 34 миллиарда рублей - таким может быть штраф, который вы наложите    
на Сбербанк. Ну разумность какая-то должна быть? Это всё равно что для идущей   
по дороге огромной машины штраф будет зависеть от веса, соответственно у        
легковой машины будет в десять раз меньше. Это несоизмеримо. Банки как          
субъекты, скажем так, предпринимательской деятельности должны быть в одном      
правовом поле, и привязать штрафы к уставному капиталу совершенно логично:      
есть базовая лицензия, когда должно быть минимум 300 миллионов рублей, есть     
универсальная - там миллиард и так далее. Поэтому мне это непонятно.            
                                                                                
Дальше, риски, которые отмечал комитет. А кто будет определять штраф до 1       
процента? Причём интересна вообще соизмеримость наказания: если вы уличили в    
том, что нарушен федеральный закон, то это 0,1 процента, а если нарушено ваше   
предписание - 1 процент, то есть федеральный закон, получается, имеет в 10      
раз меньший вес, чем собственное распоряжение банка.                            
                                                                                
Ну и хотелось бы ещё один вопрос понять. А к какой форме отчётности будут       
применять, ведь по российской и международной тоже там есть разбег? Вот взять   
хотя бы "АЛЬФА-БАНК" и Сбербанк: у них разница по формам отчётности             
получается 100 миллиардов рублей по собственным средствам. Соответственно,      
берите 1 процент - получите разницу в миллиард рублей при штрафе. Это тоже      
не определено, значит, здесь нужно решать. Относительно свободы, люфта,         
который вы сделали, ведь вы можете применять эту меру в виде штрафа до 1        
процента без каких-то конкретных критериев, я думаю, экспертизу на              
коррупционную составляющую нужно ещё раз посмотреть. Мне кажется, без           
определения конкретных показателей применять меру нереально.                    
                                                                                
Ну и вопрос, который я вам задал по Бондарю. Да, здесь другая форма             
ответственности, но вы объясните, как так может быть? Вот человек обратился,    
когда была попытка вывести собственные средства. Их задержали в Сбербанке,      
провели расследование, определили, чьи это деньги - ну там же лежит платёжное   
поручение дальше вывести эти средства. Он говорит, и следствие говорит: пусть   
эти деньги хранятся на его собственном счёте, который он открыл в Сбербанке.    
Что получается? Сейчас эти средства разблокируют, и они могут быть выведены     
дальше, но самое главное, что никто в Сбербанке не отвечает, вообще никто!      
Обращаемся к ним за пояснениями - ответа нет. Вот здесь надо порядок            
наводить.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шулепов Евгений Борисович.                                                      
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы все являемся       
свидетелями того, что происходит в нашей банковской системе. Более четырёхсот   
банков у нас ушло с рынка за то время, пока мы заседаем в седьмом созыве,       
десятки тысяч предприятий и сотни тысяч вкладчиков потеряли свои деньги,        
многие и многие миллиарды рублей. Конечно же, с этим необходимо что-то          
делать, и данный законопроект как раз позволяет повысить эффективность          
воздействия Центрального банка, повысить гибкость воздействия Центрального      
банка на недобросовестные финансовые организации.                               
                                                                                
Несколько цифр, коллеги, для убеждения. Объём сомнительных операций и размер    
штрафов, которые были предъявлены Центральным банком к банковской системе,      
различаются в 4 тысячи раз. Вот Алексей Владимирович сказал, что суммы-то       
мизерные на самом деле. Давайте посмотрим европейские стандарты: недавно        
"Дойче Банк" был оштрафован более чем на 500 миллионов евро, это около 40       
миллиардов рублей, Сергей Михайлович. Крупный банк должен нести                 
соответствующую ответственность перед Центробанком и перед своими               
вкладчиками.                                                                    
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рассмотрела данный законопроект и, конечно же,          
предлагает поддержать предложение правительства и проголосовать за данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич, с места.                                           
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, я хотел бы о позиции фракции доложить, остальные уже   
выступили и высказали это мнение.                                               
                                                                                
Наша фракция тоже считает, что поддерживать законопроект в первом чтении пока   
преждевременно, тем более, как выступающие сказали, Михаил Владимирович,        
ставки серьёзно пересмотрят - с 0,1 до 1 процента. Это было бы действительно    
правильно. Главный вывод - можно всё это менять и действительно нужно менять,   
но весь вопрос в том, как потом этот закон применять. К тем банкам, к которым   
Центробанк будет относиться отрицательно, вот как к банку "Югра", могут все     
эти санкции применить, а тем банкам, которые в принципе поддерживаются          
Центральным банком и реализуют соответствующие интересы, могут прощать это      
всё и не применять санкции, и в конечном итоге от этого, безусловно, наши       
граждане пострадают. Предлагаем следующее: во втором чтении, когда уже все      
поправки внесут, фракция ещё раз доложит о своём мнении. Сейчас поддерживать    
не будем.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, заключительное слово? Нет. Михаил Владимирович? Тоже      
нет.                                                                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 30 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                

Заседание № 148

27.09.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484811-7 "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в целях обеспечения соизмеримости штрафа, налагаемого Банком России, и совершённого кредитной организацией нарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 796 по 800 из 5144
ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет просит рассмотрение   
законопроектов под пунктами 25 и 26 перенести на 16 октября в связи с           
отсутствием докладчика, нахождением его в командировке.                         
Фрагмент стенограммы:
Строки с 810 по 811 из 5144
Коллега Дивинский предлагает рассмотрение законопроектов под пунктами 25 и 26   
перенести на 16 октября. Нет возражений? Нет. Принимается.