Заседание № 29
06.06.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 484682-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за принуждение к вступлению в общественное объединение).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3596 по 3963 из 5268
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Александр Петрович Москалец сделает содоклад от комитета. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, авторы рассматриваемого законопроекта предлагают дополнить Кодекс об административных правонарушениях новой статьёй, предусматривающей ответственность за принуждение к вступлению в общественные объединения. Но прежде чем проанализировать правовую составляющую этого предложения, я хотел бы коротко остановиться на вопросах, касающихся человека вообще как субъекта социально-политического. Для чего я хочу это сделать? Чтобы ситуация стала и наглядной, и рельефной, и, конечно, практически сравнимой. Так вот, если вы возьмёте Конституцию Российской Федерации, то, открыв даже её первые страницы, увидите, что мы живём в такой организации, которая называется государством, и все в этом государстве - и граждане, и органы власти - имеют свои права и обязанности. Но при этом главнее всего, конечно, человек и народ, ибо его правовая свобода является высшей ценностью и только он является носителем суверенитета и источником власти. Полагаю, в целом можно согласиться с тем тезисом, что государство является, вообще-то, такой организацией, которая обеспечивает его единство, гарантирует права и свободы, а также установленный порядок и отражает тот механизм, который способен преодолеть противоречия. И конечно, это несколько иное по сравнению с тезисами, провозглашёнными в прошлом веке, что государство - это не что иное, как машина для подавления одного класса другим или для поддержания господства одних над другими. Не буду развивать дальше это положение, я полагаю, вы согласитесь, что роль народа и человека в том или другом типе государства является разной и подходы к решению вопроса о взаимодействии между народом и государством не могут быть перенесены из одного типа в другой. А вот в рассматриваемом законопроекте мы, по сути дела, столкнулись с вариантом решения вопроса о взаимодействии человека и государства, перенесённым из прежнего типа государства на новый тип государства. На это, я полагаю, нужно обратить внимание и потому, что наша задача - сделать человека самостоятельным субъектом права, который в состоянии был бы разобраться в ситуации в том числе и в условиях избыточной политизации общества. И в то же время необходимо чётко каждому себе представлять, что как свобода не может быть безответственной, так и самоограничение власти ведёт только к её исчезновению. Полагаю, надо помнить, что соотношение власти, человека, государства, народа, свобода и демократия - это крайне непростые вещи. И во многом эти вопросы решаются не валом принимаемых законов и иных нормативных актов, а разумным выстраиванием отношений. Говоря же о правовой составляющей рассматриваемого законопроекта, следует отметить, что она не защищает и не решает никаких задач, а, наоборот, открывает возможности для правовых провокаций. Из предлагаемой нормы права вообще непонятно, что является объектом правонарушения и в чём может выражаться объективная сторона. К сожалению, сама диспозиция предлагаемой правовой нормы необоснованно вобрала в себя и простой, и квалифицированный составы правонарушения, а субъективную сторону практически ликвидирует, переходя на подходы объективного вменения. Но, уважаемые коллеги, объективное вменение - это практически произвол, и наша история не должна быть в этом плане забыта. Учитывая изложенное, комитет по конституционному законодательству предлагает рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Есть ли вопросы? Локоть Анатолий Евгеньевич и Гудков Геннадий Владимирович. Два вопроса, три, всё. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Александр Петрович, я считаю, что бесспорен ваш тезис о том, что высшая ценность - это человек. В связи с этим я хочу у вас спросить: есть ли у вас примеры из сегодняшней нашей жизни, когда используется административный ресурс для того, чтобы понуждать людей вступать в те или иные общественные, политические объединения? Если у вас нет таких примеров, я вам приведу их. В ходе этой избирательной кампании ко мне, как к депутату, было очень много обращений, особенно от работников бюджетной сферы, которые жаловались на то, что на них давили на работе, используя административный ресурс, чтобы они вступали... поддерживали партию власти - единственное избирательное объединение "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Причём настолько вопиющим стало это явление, что, по-моему, сегодня даже в вашей партии говорят о том, что надо разобраться с этим, что те времена, когда целыми коллективами вступали в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", прошли. Сегодня предлагается некий механизм, который сдерживал бы чиновников... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так вопрос-то у вас был или нет? Это ремарка, а не вопрос. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, ваш способ задавать вопросы... Вопрос всегда звучит так, что, вы знаете, он, вообще-то, не совсем соответствует даже рассматриваемой теме. Мы говорим сегодня о норме права, вы же говорите о какой-то политической составляющей отношений в обществе. Вот, скажем, недавно газета "Правда" опубликовала заметку, где говорится, что в Новосибирской области был снесён какой-то там щит, куда наклеивали газету "Правда". Ну, наверное, правильно его всё-таки снесли, потому что он в настолько позорном был состоянии... Не надо вот так к этому относиться... Также в Псковской области на улице Гоголя вывесили в таком неопрятном виде газету "Правда", всю истрёпанную, в ненадлежащем виде, а сверху написано: "Общество с ограниченной ответственностью". Сам я был там неделю назад. Поэтому, вы понимаете, не надо притягивать одну позицию к другой позиции. К чему я это говорю? Я говорю, давайте всё-таки аккуратно, точно оценивать ситуацию, которую мы сегодня рассматриваем. Если говорить о предложенной норме права, то смотрите, как она звучит: принуждение к вступлению, в том числе путём насилия и угрозы. Ну и что? Если кто-то кому-то даже и предложил просто, без усилия всякого и нажима вступить в общественное объединение, а он говорит о том, что его принуждают, ну так слушайте, так строить нормы права невозможно! Поэтому я и говорю, что здесь правовая провокация заложена в самой диспозиции этой нормы, и на какой бы политической позиции я ни стоял, это никак нельзя принимать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Геннадия Владимировича Гудкова, пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Александр Петрович, за блестящее объяснение, что такое государство. Я думаю, от зависти классики марксизма-ленинизма повесились бы. Скажите, пожалуйста, только одно. Вот мы всё время говорим и в прессе, и везде такие расхожие слова, как административный фактор, административное давление, может быть, я не так понял: это реальность или просто миф, ничего не имеет, так сказать, общего с действительностью? И второй вопрос. Если это миф, а не реальность, то как защищаются, например, права бюджетников от административного такого давления, какими правовыми механизмами, какими нормами права, если всё-таки кто-то из администраторов кое-где порой у нас, как обычно бывает, всё-таки нарушает или неточно соблюдает требования Конституции, не понимает блестящей характеристики роли государства, которая сейчас прозвучала в Госдуме? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. А вот, уважаемые коллеги, я как раз и говорю о роли государства. Мы сегодня говорим о Конституции как о законе прямого действия, и президент сегодня говорит о правовой культуре, а в противовес - существующий правовой нигилизм и целый ряд других вопросов. Понимаете, всё-таки я говорю, что в новом государстве человек - это самостоятельный субъект права, он должен тоже не в стаде каком-то идти, не в толпе и не на митинге решать - ура, вперёд, громи, круши! - нет, задача сегодня совершенно по-другому ставится, потому что мы оцениваем наше общество по-другому. Оно уже научилось определять, кто есть кто. И скажем, даже они знают вес, значение и роль каждой политической составляющей нашего общества и правильно дают оценки и власти, и представителям этой власти, и органам государственной власти. И поэтому переносить тот результат... Знаете, когда мы ещё в вооружённых силах какой-то армии в XIX, в XVIII веках, проводя боевое слаживание, привязывали сено и солому к левой и правой ногам, тогда да, но сегодня народ совершенно другой, он сам разберётся, что ему делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, меня просто поражает ваша логика. В пояснительной записке, вернее, в заключении, которое вы даёте, пишется: "Содержащееся в пояснительной записке утверждение о росте числа рассматриваемых правонарушений не подтверждено какими-либо сведениями, подтверждающими рост числа подобных правонарушений. По мнению комитета, представление таких сведений является необходимым условием установления ответственности за рассматриваемое явление". Просто прелесть, а не логика! То есть Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа не представила вам динамику роста подобных правонарушений, которые вы, комитет, признаёте. Отсутствие подобной динамики позволяет вам, комитету, принять решение, что при отсутствии этого условия никакой ответственности наступать не должно. Замечательно, давайте сейчас отменим все статьи Уголовного кодекса, по которым никакой динамики нет! Что за логика? МОСКАЛЕЦ А. П. Логика состоит в том, что вы, когда готовили этот вопрос, учитывали прежние материалы и на их сопоставлении построили свой вопрос, но не учли того доклада, который я произнёс только что перед вами: этого тезиса я не говорил. А то, что, вы говорите, в пояснительной записке... Давайте её прочитаем вместе, там написано, что "в настоящее время участились случаи принуждения граждан... со стороны должностных лиц". Вот и все доводы в пояснительной записке, понимаете? Ну почему мы отрицаем, что гражданин способен сам встать на свою защиту в судебном порядке, в административном порядке, в каком угодно ещё порядке, даже гражданско-правовом, он тоже на сегодня имеется? Гражданский кодекс мы с вами только недавно рассматривали в этом зале. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Давайте тогда запишемся. Покажите список. Четыре человека. Коллеги, я предлагаю выступать по три минуты, чтобы мы рассмотрели этот законопроект до перерыва. Не будет возражений? Не будет. Принимается. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "Справедливая Россия". Я уложусь в три минуты и даже быстрее. Уважаемые коллеги, несмотря на то что приближается обед, я предлагаю всё-таки сосредоточить своё внимание на этом вопросе и обсуждать не только политические аспекты, которые сейчас поднимаются. Есть случаи, когда работодатели, используя зависимое положение работников, принуждают их вступать в тот или иной профсоюз. Вот таких случаев было очень много, я из своей практики их знаю очень много. Александр Петрович сказал, что гражданин может сам себя защитить. Но вот представьте конкретную ситуацию, когда работодатель имеет все права и оказывает давление на своего подчинённого, и если ему за это ничего не будет, то каким образом мы защитим человека и как он сам будет себя защищать? Никакой закон, никакое правило не будут работать, если не будет ответственности за их нарушение. Вот, собственно говоря, это и предлагается в данном законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Я тоже постараюсь покороче. Уважаемый Александр Петрович, я не про пояснительную записку говорил, я говорил про заключение, которое подписано уважаемым мною Владимиром Николаевичем Плигиным (я думаю, оно у нас с вами одинаковое), и это заключение утверждено, наверное, всеми членами вашего комитета, за исключением членов фракции ЛДПР, надеюсь. Коллеги, понимаете, в чём дело? Если, допустим, ко мне, как говорит Александр Петрович, кто-то подойдёт, к примеру тот же Александр Петрович, и скажет: "Вступай в "ЕДИНУЮ РОССИЮ", я поблагодарю и предложу ему, в свою очередь, вступить в ЛДПР. И никто из нас, поскольку мы люди нормальные, не станет никого упрекать в том, что нас кто-то принуждает. А вот когда ситуация диаметрально противоположная, когда тебе говорят: "Вступай или потеряешь работу" (и кстати, можно сослаться и на пример коммунистов, которых сейчас тоже долбают в этом отношении: "Выходи из этой партии или потеряешь работу!") - вот за это ответственность должна быть. Потому что в противном случае начальник... тоже бедняга, его поставили в такие условия, сказали: "Обеспечь приём такого-то количества", так вот начальник в этом плане ничем не рискует. А когда он будет знать, что за такие его действия предусмотрена ответственность, он, может, десять раз подумает, стоит ли ему этим заниматься. Поэтому закон очень правильный. Не стоит о всяких там политических и прочих вещах говорить, но гражданину практически невозможно защититься от этого. Обоснование, что, мол, нет роста, какой-то динамики по данным правонарушениям, абсолютно не является аргументом, который очень уважаемый мною комитет, к сожалению, в заключении привёл. Сделайте выговор тому, кто готовил это заключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гудков Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотел бы сказать, что правильный сигнал поступил из Ямало-Ненецкого округа. Совершенно очевидно, что тот административный беспредел, который, к сожалению, сегодня в политической и общественной сфере творится, требует уже юридического решения и правовых мер защиты. К сожалению, ямало-ненецкий законопроект не охватывает ещё одного очень важного момента. Я думаю, что нужно уже не только к административной ответственности привлекать, но и к уголовной, потому что зафиксированы многочисленные факты административного давления, особенно в бюджетной сфере, когда строем, в жёстком, принудительном порядке людей загоняют в определённые структуры, которые необходимо наполнить, так сказать, соответствующей численностью. Я могу привести массу примеров, если это интересно, по Московской области и многим другим регионам Российской Федерации. Совершенно напрасно мы сегодня не замечаем этого административного ресурса, искажающего реальную картину, по большому счёту, снижающего политическую активность граждан, формирующего апатию и безразличие. Это очень опасная штука, из-за которой мы потом можем столкнуться с очень тяжёлой для России ситуацией. Когда у нас рейтинги зашкаливают, это ни о чём не говорит, поверьте, уважаемые коллеги. Рейтинг Саддама Хусейна был 99 процентов. Я думаю, что если бы мы измеряли рейтинг Иосифа Виссарионовича Сталина, он мог бы приблизиться к 101 проценту. Но вы знаете, чем всё это закончилось для народа и для государства, какие трагедии пережили страны. Я неоднократно вносил поправки, предусматривающие в том числе и уголовную ответственность за вмешательство в выборы так называемого административного фактора. Они были отклонены - сказали, что у нас и так достаточно правовых механизмов защиты. Как показывает практика, никаких правовых механизмов защиты у нас нет. И если сегодня... Я понимаю, что всё решено, всё подписано, всё изучено, сегодня административный ресурс работает на правильные, так сказать, в кавычках или не в кавычках организации, но надо думать о будущем. Если мы загоняем определённые настроения в угол, если мы загоняем их в подполье, то потом мы получаем с вами то, что получаем - растущие экстремистские и радикальные настроения, поджоги машин и прочее, и прочее, и прочее. Всё это произрастает из той почвы загнанного в угол недовольства, которое мы формируем в том числе вот этим пресловутым административным фактором. Можно говорить, что это кому-то помогает, но совершенно очевидно, что это мешает стране, её цивилизованному развитию, построению правового государства. Любое административное вмешательство в политическую и общественную сферы жесточайшим образом карается в любом государстве мира, кроме Российской Федерации. Мы здесь опять изобрели велосипед, опять отличаемся от всего остального мира, называя себя при этом цивилизованной страной. Я предлагаю нашим уважаемым коллегам подумать над этим. Мы живём не только сегодняшним днём, не только теми событиями, которые происходят сегодня, мы должны немножко, как политики, как люди, избранные народом, думать о будущем нашего... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, для меня, честно говоря, принципиально то, что сказал Александр Петрович, и принцип заключается в том, что он говорит не о том, что законопроект в чём-то несовершенен, что там юридические нормы как-то не так складываются, а он в принципе не признаёт... Александр Петрович, вы в принципе не признаёте, что это явление сегодня существует. Вот это и есть то самое, что мы имеем в виду, когда говорим о двойных стандартах. У меня совершенно нет желания обострять этот вопрос и переносить его в политическую область. Но это явление существует, и политическим оно становится тогда, когда произносится, о какой партии, собственно говоря, идёт речь, какая партия сегодня использует на всю Россию всю мощь административного ресурса. Ну, никуда не денешься, если мы не хотим обманывать друг друга и самих себя, следует признать - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ", это правда. Если вы юрист, если вы честный человек, то вы должны этот факт сегодня признать, потому что завтра это может быть другая партия, а вы будете в оппозиции, и речь пойдёт о борьбе с административным ресурсом в отношении другой политической силы. Как я сказал, - я не обманываю и не преувеличиваю - у меня масса заявлений по поводу использования административного ресурса. И при этом никто не пожелал подписаться. Это настораживающий факт, потому что это связано с личной судьбой, это связано с местом работы. Это всё примеры из бюджетной сферы. Одна учительница, вот из этого множества только одна учительница осмелилась подписаться, и она лишилась места работы. Правда, ей сказали, что у неё возраст и так далее, но её уволили в результате. Защиты, я согласен, на сегодняшний день от этой административной дубины нет никакой. Но если мы заинтересованы в том, чтобы в стране правили не по понятиям, а по закону, мы должны придумывать эти защитные механизмы. Вот этот законопроект - первая попытка, пусть не совсем совершенная, но попытка. Поэтому фракция КПРФ будет голосовать за этот законопроект, к чему призываю и всех остальных. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Все желающие выступили. Представители правительства и президента не желают выступить? Нет. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 40 сек.) Проголосовало за 131 чел.29,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 132 чел. Не голосовало 318 чел.70,7% Результат: не принято Не принято.