Заседание № 244
О проекте федерального закона № 484412-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к пункту 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Докладывает Виктор Фридрихович Звагельский. С места. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект прошёл все необходимые процедуры, проведены юридическая и лингвистическая экспертизы. Материалы вчера были размещены. Замечаний Правового управления Аппарата Госдумы по законопроекту не имеется. Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу вынести его на "час голосования". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Коломейцев, Рохмистров - два выступления, подводим черту. Выносим законопроект на "час голосования".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Перед голосованием по мотивам - Рохмистров. Нет?.. Коломейцев Николай Васильевич?.. Отказывается. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 24 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 213
О проекте федерального закона № 484412-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (в части совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к вопросу 14. О проекте федерального закона № 484412-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Владислава Викторовича Спирина. СПИРИН В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Уважаемая Светлана Сергеевна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроект подготовлен в соответствии с поручением президента Дмитрия Анатольевича Медведева, данным по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя, состоявшегося 12 августа 2009 года в городе Сочи, а также в соответствии с утверждённым правительством комплексом мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового спирта и Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Предлагаемые законопроектом изменения являются концептуальными и направлены на совершенствование регулирования алкогольного рынка, а именно: на усиление контроля в этой сфере, снижение доли теневого рынка, увеличение поступления налогов в бюджет, снижение масштабов потребления алкогольной продукции. Законопроектом предусмотрены следующие новеллы. В целях снижения доступности алкоголя, уменьшения злоупотребления алкоголем вводится запрет на розничную продажу всей алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах. Для снижения доступности алкоголя для подростков вводится запрет на розничную продажу алкогольной продукции не только в детских и образовательных учреждениях, но и на территориях, прилегающих к таким учреждениям. Предлагается снизить содержание спирта в слабоалкогольных напитках до 7 процентов и разливать такую продукцию в ёмкости объёмом не более 330 миллилитров. На всей территории России предлагается запретить розничную продажу алкогольной продукции после 23 часов и до 8 часов по местному времени. При этом регионам предоставляются дополнительные полномочия по ограничению мест, условий, времени продажи алкогольной продукции, вплоть до введения полного запрета такой продажи на своих территориях. Оставляя за регионами полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу, законопроект вводит единый порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и единый государственный сводный реестр лицензий, включая реестр лицензий на розничную торговлю. Для достоверного учёта розничной продажи алкогольной продукции вводится единая форма декларации такой продажи и единый порядок учёта. За нарушение минимальных розничных цен на ликёроводочную продукцию вводится аннулирование лицензии во внесудебном порядке. Для исключения приобретения организациями федеральных специальных марок в количестве, значительно превышающем реальные потребности в них, законопроектом предусмотрено изменение правил их приобретения. Для обеспечения полноты учёта фактического оборота и использования сырья вводится лицензирование перевозок спирта и нефасованной крепкой спиртосодержащей продукции, а также учёт и декларирование таких перевозок. В целях снижения возможностей производства неучтённого спирта и водки мощности спиртозаводов и ЛВЗ будут включены в государственный реестр производственных мощностей. Одновременно предлагается установить минимальную норму использования производственных мощностей. В целях исключения злоупотреблений, связанных с переработкой изъятого алкоголя, по сути его перепродажей, предусмотрено обязательное уничтожение конфискованной алкогольной продукции. Законопроектом гармонизируются положения законодательства Российской Федерации, согласно которому по одним законам, например, по закону "О качестве и безопасности пищевых продуктов", по Налоговому кодексу пиво относится к алкогольной продукции, а в соответствии с отраслевым законом оно не является алкогольной продукцией. В данном законопроекте устраняется неоднозначное толкование понятия "пиво". Учитывая, что розничный оборот пива будет регулироваться федеральным законом 171-ФЗ, предлагается признать утратившим силу федеральный закон № 11-ФЗ от 7 марта 2005 года. Учитывая, что меняются требования к деятельности хозяйствующих субъектов, в законопроекте определён переходный период и этапность реализации предлагаемых мер. Уважаемые депутаты, прошу принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Викторович. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгению Алексеевичу Фёдорову. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо, Светлана Сергеевна. Уважаемые коллеги, специфика алкогольного рынка заключается в том, что он имеет два аспекта госрегулирования, то есть не только как отрасль промышленности - производство товара, налоги, рабочие места, - но и, главное, как фактор благополучия нации с учётом демографических проблем, стратегических задач и формирования человеческого капитала. Мы имеем положительные демографические результаты, но в последнее время чем дальше, тем больше мы упираемся в фактор вредных привычек. По мнению комитета, законопроект носит системный характер. Он вносит изменения или дополняет около ста норм действующего закона и включает ряд важных, в том числе жёстких положений, направленных как на снижение масштабов злоупотребления алкоголем и профилактику алкоголизма, так и на повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. При этом законопроект, как мы с вами уже обсуждали здесь, в Государственной Думе, учитывает пиво, системно относя его к алкогольной продукции с учётом особенностей государственного регулирования его производства и оборота. Соответственно, законопроект имеет два системных подхода. Первое - снижается доступность алкоголя, в некоторых случаях в регионах вплоть до введения сухого закона. Предлагается ввести запрет на розничную продажу всей алкогольной продукции, не только в установленных ранее организациях - детских, образовательных, медицинских и так далее, - но и на прилегающих к ним территориях (сейчас - только в организациях). Законопроект также вводит запрет по всему алкоголю (сейчас - только с крепостью свыше 15 %) и по пиву, крепостью более 5 %, на продажу в местах массового скопления граждан, в местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других нестационарных торговых объектах, точках. Также вводится запрет на продажу указанного алкоголя и пива в ночное время. Субъекты вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи, вплоть до введения сухого закона. Второе направление законопроекта - усиление контроля за производством, оборотом алкоголя. По сути, это элементы государственной монополии. Законопроект вводит государственный реестр мощностей по производству этилового спирта, алкогольной продукции. Правительство контролирует загрузку указанных мощностей. Это новое положение, которое у нас появилось в регулировании. Устанавливается государственный контроль через механизм лицензирования за перевозками этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции. Устанавливается общенациональный порядок подачи декларации о розничной продаже алкогольной продукции, то есть вводится, по сути, единая система контроля за оборотом алкоголя сверху донизу, поскольку у нас нижнее звено не было закрыто этой системой полностью. Наконец, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции во всех субъектах станет единым, будет осуществляться в соответствии с федеральным законом. Устанавливается жёсткий - это новая, серьёзная очень мера - досудебный порядок аннулирования лицензии в случае реализации алкогольной продукции по цене ниже установленной, сейчас такого основания нет. Ну и кроме того, вводится ещё целый ряд важных мер, о них здесь говорилось. Учитывая важность принимаемых мер, Правительство Российской Федерации, чтобы они вступили в полном объёме, приняло решение о безотлагательном принятии технического регламента на алкогольную продукцию в форме постановления Правительства. Фактически этот регламент идёт параллельно с нашим рассмотрением, в пакете, в части правительственных решений. Мы также считаем, что при подготовке ко второму чтению целесообразно в дальнейшем совершенствовать законодательство, в том числе ужесточить требования, и такие поправки уже готовятся, например: ограничение на розничную продажу всей без исключения алкогольной продукции, ну, например крепостью до 1,5 %, то есть предполагается развить эту часть законопроекта. Ну и есть ряд других предложений, которые мы предлагаем совместно с депутатами обсудить ко второму чтению. С учётом изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении и работать с ним дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич. Просьба к депутатам, которые сейчас находятся в Государственной Думе, но отсутствуют в зале заседаний, вернуться, потому что через десять минут у нас будет объявлен "час голосования", напоминаю об этом. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Так, я вижу четыре руки, пять... Давайте запишемся. Включите режим записи. Покажите результаты. Восемь записавшихся. Поступило предложение: по одному от фракции. Палата поддерживает? Будем голосовать? Две фракции поддерживают, поэтому по одному вопросу от фракции. Пожалуйста, кто будет задавать вопрос от КПРФ? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Голосование? Тогда выносится на голосование предложение, чтобы вопросы задавались по одному от фракции. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 58 сек.) Проголосовало за 296 чел.88,9 % Проголосовало против 36 чел.10,8 % Воздержалось 1 чел.0,3 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Принято. По одному от фракции будут заданы вопросы. Фракция КПРФ - Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Что же вы делаете, уважаемые коллеги? Такой серьёзный вопрос - с кем из вас ни поговорю, все прямо крокодильи слёзы льёте, что спивается наше население! И на такой серьёзный вопрос - по одному от фракции! Телеграфным стилем. Владислав Викторович, что говорилось в поручении президента от 10 сентября 2009 года? Первое. Второе. Вопрос к вам и к содокладчику: вы даёте данные в пояснительной записке, что в 2008 году мощности спиртзаводов использовались в среднем на 37 процентов, в 2009 году - на 32 процента, - вы в это верите, вообще-то?! И что вы с этим прекращением или приостановлением использования мощностей собираетесь делать? Вы что, пломбу на змеевик будете вешать или поставите на каждом спиртзаводе какого-то охранника, что ли? Ну ответьте хотя бы на эти вопросы, а их тут тысячи. СПИРИН В. В. По вопросу, что делать с мощностями, которые не используются. Законопроектом предусмотрено аннулирование лицензии. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СПИРИН В. В. Нет, не верю. Мы знаем, что спиртзавод, если использование мощностей меньше 70 процентов, нерентабельный, поэтому и вводится соответствующая новелла о норме минимального использования мощностей, и если эту норму спиртзавод не будет соблюдать, предусмотрено аннулирование лицензии такого спиртзавода. Это предусмотрено законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо. Отвечу на свою часть вопроса. Да, авторы законопроекта - мы здесь с ними согласны - исходят из государственного контроля (это вообще новая новелла в российском законодательстве, в экономике - госконтроль) нормы загрузки мощностей предприятия. Соответственно, если предприятие не сможет загрузить предусмотренные нормы, оно уйдёт с рынка через механизм аннулирования лицензии. Произойдёт перераспределение этой нормы и рынка на те предприятия, которые смогут загрузить свои нормы, в том числе в силу современной техники, загрузки, логистики, бизнес-работы и всего остального. Фактически, если честно, эта норма заставит уйти с рынка значительное количество предприятий, которые сегодня не выдерживают, ну, как бы условий работы на рынке. То есть фактически мы говорим о сокращении числа спиртовых заводов в Российской Федерации через мягкий механизм заявленной правительством нормы. Подчёркиваю, закон очень жёсткий и, уважаемые коллеги, ко второму чтению нам, конечно, над ним надо будет как следует совместно поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к представителю правительства. Понимаете ли вы, что, устанавливая ограничительную планку в 5 процентов алкоголя, вы фактически создаёте эксклюзивные условия для иностранных производителей пива, у которых по их параметрам пиво содержит 4,5-5 процентов алкоголя, и фактически вычёркиваете наших производителей, заводите их в область регулирования алкогольной продукции? И второе. Как вы объясните тот факт, что у нас, по официальным данным, потребление алкоголя сегодня составляет 18 литров на душу населения, а акцизов собирается из расчёта 4 литров на душу населения? Считаете ли вы, что эту проблему вы решите настоящим законопроектом? СПИРИН В. В. По поводу 5 процентов. Честно говоря, не очень понятно, какие положения законопроекта дают привилегии импортному пиву, независимо от страны происхождения регулирование одинаковое. Это первое. В отношении сбора акцизов. Наш законопроект, который мы здесь только что представляли, является и одной из мер, которые разработало правительство. Я не случайно сначала перечислил все распоряжения, в их число входило распоряжение правительства, которое было принято в декабре 2009 года, называется "Об утверждении комплекса мер...". Комплексом мер предусмотрено внесение изменений не только в федеральный закон № 171-ФЗ, но и в Налоговый кодекс, Уголовный и административный кодексы. Как вы знаете, изменения в Налоговый кодекс прошли, были приняты в ноябре 2010 года, они будут вступать в силу приблизительно одновременно со вступлением этого закона в силу, то есть с 1 июля 2011 года, поэтому нормы, связанные со взиманием акцизов и с изменением администрирования оборота алкоголя, будут действовать одновременно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. ФЁДОРОВ Е. А. Максим Станиславович, я, кстати, разделяю ваше опасение, и лучше, чтобы эта норма, когда в ларьках можно будет продавать пиво до 5 процентов алкоголя, а алкоголь нельзя, была единой, чтобы был единый подход. В комитете ко второму чтению будет рассматриваться поправка о единой норме где-то в 1,5 процента, будем ко второму чтению над этим работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" есть вопросы? "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", кто будет задавать вопрос? Тоже нет вопросов.
КАШИН В. И. Спасибо, уважаемый Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, безусловно, сегодня рассматривается нужный стране закон, потому что действительно у нас в демографической сфере ситуация сложилась катастрофическая. И сегодня слушать выступления коллег с трибуны о том, что у нас в этом направлении всё в порядке, - ну, это просто как-то неудобно, можно это расценивать только как какую-то перспективу на отдалённое будущее, и то она не настолько радужная в связи с тем, что, как мы с вами знаем, демографический провал в 90-х годах, как раз те четыре-пять лет, обусловит то, что малое количество детей будут как раз воспроизводить наше с вами потомство. Мы считаем, что, безусловно, это катастрофическое положение дел во многом связано с потреблением алкоголя, потреблением наркотиков и многими негативными факторами, которые есть в реальной нашей жизни, с той потенциальной смертностью, которая есть. Конечно, вопрос этот комплексный, здесь одним законом по регулированию вопросов, связанных с потреблением алкоголя, наведению порядка в сфере производства, в том числе в отношении качества продукции, эти проблемы не решить, но мы должны изначально понимать, что от этого, только от некачественной продукции мы теряем ежегодно на протяжении всех этих лет около сорока тысяч человек, а если говорить в целом о потреблении алкоголя (это тоже экспертные данные, да и статистика подтверждает) - не менее семидесяти пяти тысяч человек, а были и годы, когда эта цифра выходила за рамки ста тысяч человек. Поэтому, конечно, страшный вред, наносящийся стране сегодня от этого зелья, нерешение этих вопросов и то, что мы с вами с 92-го года имеем депопуляцию нашего населения, взывают к разуму, заставляют по-серьёзному относиться к этой проблеме. В данном законопроекте в некоторых статьях отмечаются действительно попытки отрегулировать многие системные вещи, которые могли бы на самом деле повлиять на задумку, или новеллу, и по большому счёту методологию этого закона, громко заявить о том, что мы этим законом и наведём порядок в плане качества производимой продукции, и ограничим потребление, и экономическую составляющую улучшим, но сами статьи закона не говорят о том, что действительно мы можем решить вот эту большую задачу, которая стоит перед страной, ни с помощью, допустим, тарной составляющей, ни в том случае, когда речь ведём о маркировке, ни теми экономическими составляющими, которыми мы в этом законе замахиваемся на то, что ниже, допустим, определённой цены, государственным органом установленной, не может быть цена водки. Это всё, конечно, двойные стандарты, потому что кто получит выгоду от того, что цена на эту алкогольную продукцию будет не ниже, допустим, той, которую определил орган государственный, - мафия водочная или государство? Или действительно будет снижено потребление алкоголя? То есть, по большому счёту, базовые статьи закона, которые вносились как новелла, слишком робки и не могут повлиять всерьёз на ту страшную ситуацию, которая сложилась в нашей стране, по производству некачественного алкоголя, слабоалкогольной продукции и так далее, и тому подобное. Совсем уже непонятными для нас являются статьи, которые разрешают в районах Крайнего Севера продажу и потребление этилового, пусть даже питьевого, спирта. Этим грешили американцы несколько веков назад - но это понятно, - когда они за "огненную воду" покупали пушнину и так далее, но сегодня наука шагнула далеко вперёд, и она говорит, что организм коренных жителей Крайнего Севера... Внесение подобной новеллы повлечёт изменение того равновесия, которое есть. Уважаемые товарищи, мне думается, что, сколько бы мы ни принимали подобных законов, которые решают или одну, или другую часть экономической общегосударственной задачи, шагая в таком направлении, мы не решим проблему комплексно, не решим, если в конце концов не увяжем главную регулирующую составляющую, которая всегда была в России - и в советский период, и при царе... Если мы всё-таки хотим решить эту страшную проблему уничтожения генофонда нашего народа - великого русского, всего многонационального народа России - этим зельем, если по-настоящему хотим избавиться, уйти на ту среднюю составляющую при потреблении... Ведь что такое 18 литров чистого алкоголя, если вся наука сегодня говорит, что при 8 литрах идёт генетическое изменение в организме? То есть мы теряем нацию, наш генофонд в целом. Если мы с вами введём в конце концов государственную монополию, мы решим всё, что связано с качеством, заводы действительно будут работать на Россию, на человека, на бюджет. Мы действительно сможем в этом направлении достичь многого - не 1 процент бюджета федерального, российского формировать от этого огромного, многомиллиардного в долларовом исчислении объёма, который сегодня получает всякая работающая на алкогольном рынке акционерная компания или те люди, которые занимаются этим, - государство могло бы формировать 20-25 процентов бюджета, как это было в советское время и при царе. Мы просто убеждены, что это полумеры - то, как мы сегодня пытаемся решить самую сложную, может быть, проблему - проблему алкоголизации нашего общества. Необходимо вывести в конце концов те нормативные системы, которые могли бы повлиять в целом на улучшение демографической ситуации, ведь мы сегодня 6,5 процента теряем на тысячу человек, для сравнения: Италия теряет 0,7 процента, Германия - 1 процент. Смертность на тысячу человек в шесть с половиной раз больше, чем в европейских странах. Куда мы в этом плане движемся? Почему нет реальной оценки? Мы всё приукрашиваем, мы всё хотим сказать, что у нас какая-то положительная динамика, а на самом деле мы за эти какие-то двадцать лет в два с лишним раза увеличили потребление алкоголя! Вы посмотрите, детская алкоголизация - это страшное явление! Пиво - в три с половиной раза увеличили его производство. Кто спаивает наше население? Кому принадлежат эти компании? Из шести крупных компаний, которые производят пиво, пять - иностранные. Это они сегодня занимаются вот той алкоголизацией, спаиванием наших детей и внуков. Поэтому давайте всё-таки вернёмся к базовым, системным вопросам и раз и навсегда наведём в этом плане порядок, который сегодня ждёт от нас, депутатов, всё общество в целом. Ещё раз хочу сказать, что фракция те небольшие подвижки будет поддерживать, но давайте уберём те злые нормы, о которых мы говорили, особенно когда речь идёт о Крайнем Севере, когда не снижается возможность потребления слабоалкогольных напитков, пива нашим подрастающим поколением. А то, что мы запрещаем в ночное время продавать алкоголь, с 23 часов до 8-ми, - вы знаете, это всё как мёртвому припарка, лучше в рабочее время давайте не продавать. В целом, ещё раз хочу сказать, проблема страшная, её надо правильно оценивать и исходя из этого по-государственному решать те вопросы, которые мы обязаны были давно решить. Топор ищем, а он под лавкой находится. Не надо в отношении той компании или иной компании принимать законы, давайте правильно строить нашу работу, с пользой для наших граждан, и решать главные проблемы: демография и здоровье нашей нации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, действительно, важнейшая тема, фракция ЛДПР не будет убеждать вас в том, что проблему надо решать, я думаю, это понимают все. Вопрос в том, как её решать, и в том, что, собственно говоря, мы делаем с вами здесь, в этом зале. С одной стороны, радует, что наконец-то наше правительство и те, кто определяет, каким должен быть закон, который будет принят, начали понимать, что универсальной таблетки от головы и от левой ноги не бывает. К сожалению, в прошлой Государственной Думе такого понимания не было, и поэтому был принят закон об обороте алкоголя и спиртосодержащей продукции, в результате чего сбылись все прогнозы, которые, собственно говоря, я озвучивал с этой трибуны, и не потому, что я такой умный, а потому, что фракция ЛДПР заказала исследование в институте социально-политических исследований академии наук. Подписались два члена-корреспондента под этим исследованием. И на базе этого исследования фракция ЛДПР предложила законопроект, альтернативный тому, который был принят, о введении государственной монополии на финансовые расчёты за алкоголь. Это было новое предложение. Мы двадцать лет говорим о принятии государственной монополии на алкоголь, но пока, к сожалению, воз и ныне там. В результате того, что не принята данная концепция, произошло то, что один к одному повторяются те цифры, которые в этом исследовании были даны. Если мы не примем данную концепцию, то 65 процентов будет находиться в так называемой серой, чёрной зоне, то есть это безакцизный алкоголь и фальсификаты. Сейчас даже официальные данные говорят о том, что там находится гораздо больший процент потребляемого алкоголя. Мы говорили об уровне смертности, и она превысила те прогнозные показатели, которые мы называли в этом зале. Чему, к сожалению, не научилось правительство? Правительство до сих пор не научилось принимать... То, что они изобрели либо кто-то ещё из тех, кто с ними рядом, несколько лет назад, уже умерло, не работает. Можно обращаться к вуду или ещё к чему-то, но труп - понимаете? - он труп, и, сколько ты его ни реанимируй, он всё равно не будет жить нормальной жизнью, он может подёргаться, если через него большой ток пропустить, но вот встать и зажить нормально, ожить не получается. Поэтому первое, что сегодня должно правительство с этой трибуны сказать, - это то, что все ранее принятые меры о регулировании алкоголя на рынке не привели ни к какому результату, они только ухудшили ту ситуацию, с чего мы с вами здесь начинали, когда первый раз прозвучала проблема опасности алкоголизации страны и увода денег в серую зону. Ситуация в худшем варианте превзошла все ожидания, поэтому надо отказаться от тех "трупов", которые у нас мёртвым грузом лежат на законодательстве, и подойти комплексно к этой проблеме, возможно, вернуться и посмотреть по-другому на те предложения, которые уже звучали в этом зале и с которыми согласились достаточно серьёзные специалисты и эксперты. Когда мы здесь озвучиваем концепцию, наверное, надо называть экспертов. Вот когда я с этой трибуны показывал, кто проводил исследования и строил социологическую модель действия нашего закона, там были подписи руководителей академического института. На мой вопрос, кто входил в экспертный совет, который утверждал ту концепцию, которая была принята, были названы пять человек, пять директоров спиртоводочных заводов. Понятно, какие законы они сделали. Поэтому надо обращаться к такому экспертному сообществу, которое не имеет прямых интересов в производстве алкоголя и зарабатывании на нём денег. Это первое. Второе. Мне не понравился ответ представителя правительства: "Я не знаю, какие вы там имеете в виду пивы". А "пивы", которые мы имеем в виду, - это пиво, которое по закону, который вы нам предлагаете принять, мы фактически запрещаем и вводим регулирование, которое производится большинством отечественных производителей, но никаких ограничений не вводится на пиво, которое производится иностранными производителями, потому что, если вы посмотрите, 98 процентов пива, которое производится иностранными производителями у нас либо ввозится в страну, содержит 4,5-5 процентов алкоголя. Что это? В нормальной стране задались бы уже таким вопросом, а наша специальная комиссия, которая ничего приличного, по-моему, не сделала, во всяком случае, в зале ни разу это не звучало, уже должна была начать работать, потому что после принятия технического регламента на табачную продукцию хорошо себя почувствовали только американские производители сигарет на территории Российской Федерации, все остальные себя почувствовали не очень хорошо, а все наши маленькие фабрики, которые производят отечественные сигареты, себя почувствовали очень плохо. Вот то же самое нам предлагают сделать и с пивом. Меня радует, что комитет поддерживает нашу идею, что все должны работать и существовать в одном правовом поле. Я думаю, что вполне логично, если мы во втором чтении в концепции законопроекта поменяем эту циферку, заменим её хотя бы на 2,5 процента. 1,5 процента маловато, можем наш отечественный квас туда случайно отнести, поэтому здесь надо посоветоваться с экспертами. Хотя я думаю, что 2,5 процента будет вполне достаточно. Что касается тех мер, которые правительство предлагает сегодня принять. Ну, наверное, стоит поддержать эту концепцию, но говорить о том, что она как-то изменит ситуацию в отношении фальсификатов и того алкоголя, который у нас вращается без акцизов, как я уже говорил, не стоит самих себя обманывать, не изменит это ситуацию. И фальсификат, и серый алкоголь будут теми же темпами шагать вперёд, потому что все ваши квотирование, не квотирование, определение мощности, не определение мощности... Нам уже в этом зале рассказывали, когда мы принимали законопроект, какая хорошая система ЕГАИС. Московские рестораны, которые заплатили за электронные ключи программы и обеспечение достаточно немаленькие деньги ещё три года назад, до сих пор онлайн алкоголь не отпускают. Как работает эта система на заводах, вы уже все прекрасно видели. Вторая часть - это, конечно, проблемы бюджетов. Сегодня мы с вами увеличиваем налоговую нагрузку на бизнес. Хотя те поступления, которые мы ожидаем от увеличения налоговой нагрузки на бизнес, вполне можно было бы заместить, если бы мы собирали хотя бы половину тех акцизов, которые мы недособираем в результате продажи алкоголя, который идёт мимо. Я не говорю об откровенных фальсификатах, я говорю об алкоголе, который выпускается на легальных заводах, но уходит от налогообложения. Здесь единственный выход - система, которую разработала фракция ЛДПР: финансовая государственная монополия на расчёты за алкоголь. Её очень не хотят принимать, потому что бьёт она не только по тем спиртзаводам, которые находятся в частных руках, но и по тем заводам, где большая часть акций принадлежит государству либо государственным структурам, но личные доходы руководителей определяются количеством внеакцизного алкоголя, и чувствуют они себя неплохо. Вот мы сегодня говорили об институциональных ловушках - вся наша антиалкогольная программа и принимаемые нами законы и являются той самой институциональной ловушкой, то есть мы с вами создали неэффективный институт, который не решает ни одной проблемы ни в части деалкоголизации общества, ни в части увеличения поступлений в бюджет. Но в связи с тем что в результате функционирования этого института появляется огромное количество неучтённых денег, этот институт будет сам себя поддерживать, пока не появится политическая воля или воля парламента, чтобы изменить и разорвать этот порочный круг. Фракция ЛДПР призывает депутатов порвать этот порочный круг и вернуться к тем предложениям, которые фракция ЛДПР уже двадцать лет пытается провести через парламент. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Звагельский Виктор Фридрихович. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня рассматривается действительно важнейший законопроект, и, несомненно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает его. К великому сожалению, выступавшие передо мной наши оппоненты называли и называют это полумерами, но на самом деле это первый за всё время системный законопроект, который может начать существенное регулирование отрасли и приведение её в состояние максимальной прозрачности. Никто не говорил, ни представитель правительства, ни представитель комитета, о том, что в отрасли всё в порядке, я этого не слышал. Действительно, в отрасли масса проблем, это одна из самых тяжёлых, до сих пор криминализованных и закрытых отраслей, и именно те новации, те нововведения, которые сейчас предлагает правительство, в полной мере позволяют закрыть бреши, лазейки, которые есть в первую очередь у производителей контрафакта. Надо понимать, что данный законопроект вводит комплекс очень жёстких, профессионально разработанных запретительных мер. Я хочу вкратце ещё раз обратить ваше внимание на то, о чём идёт речь. Вводится понятие реестра мощностей. С момента отмены государственной монополии на производство алкогольной продукции правительство и депутаты пытались ввести этот норматив. Он на самом деле очень жёсткий, он практически закрывает единственную сейчас лазейку для производителей и оптовиков, связанную с реализацией продукции и с производством продукции с фальшивыми акцизными марками. То есть сейчас предприятия не могут бесконтрольно получать огромное количество марок, что до этого они могли делать, пользуясь этим пробелом в законодательстве. Очень важный момент, который не надо исключать, - это лицензирование перевозок. При всей коррупциогенности данного бизнеса на железной дороге уже в течение десяти лет не провозится ни единого литра фальшивого спирта или алкоголя, всё это идёт автомобильным транспортом. Закрыв такую лазейку, мы практически закрываем возможность перемещения нелегального нефасованного алкоголя по стране. Это тоже очень важно. Можно сколько угодно говорить о правильности или неправильности введения минимальной цены, но уже то, что она была введена, в последние полгода показывает, что количество контрафакта в рознице, как утверждает статистика, уменьшилось до 20 процентов, это всего лишь за полгода. При всех возможностях торговать из-под прилавка, из-под полы на сегодня количество контрафакта снизилось, это официальная статистика. Что касается запрета ночных продаж, можно тоже сколько угодно критиковать эту новацию - критики у нас по любому пункту очень много, - но опять же от статистики никуда не уйдёшь. В некоторых регионах преступность именно из-за отсутствия продажи ночью, свободной продажи, я повторяю, алкоголя снизилась до 50 процентов. А в среднем по регионам, там, где это введено, - всего лишь тридцать восемь регионов пока это ввели до принятия федерального закона - эта цифра составляет в среднем 25-30 процентов. Это очень существенная вещь. Что касается уничтожения конфискованной продукции - это тоже очень важная новация. Это была лазейка для производителей спиртного, которые этот конфискат продавали по второму разу, поэтому на рынке было очень много контрафактной продукции. Кроме того, оптимизировали акцизы и другие налоги, а по-русски говоря, воровали. Понятие досудебного лишения лицензии. При всей её юридической неоднозначности это очень важная новация, потому что она позволяет мгновенно лишать предприятия лицензий - те предприятия, которые уличены в производстве или торговле контрафактом. До этого они имели достаточно большую буферную составляющую, которая позволяла им при угрозе приостановления лицензии ещё работать от трёх месяцев до полугода и, уже не боясь последствий, выпускать огромное количество контрафакта. Это всего лишь несколько новаций, которые действительно должны поставить заслон производству и обороту контрафактной продукции. Теперь два слова о том, на чём настаивают наши оппоненты: пресловутый вопрос госмонополии. Очень красиво звучит, великолепно, но никто в принципе не против факта государственной монополии как такового. Евгений Алексеевич уже упомянул об этом и сказал, что элементы госмонополии в этом законе присутствуют, это действительно так, но вводить госмонополию, пока государство не навело порядок на рынке, пока предприятия не пришли к максимально возможной в России для предприятий любых отраслей прозрачности, невозможно. Те же самые предприятия, которые сейчас в частных руках, с теми же самыми людьми, с тем же самым руководством, будут сейчас, пока государство не навело порядок, я ещё раз повторяю, производить контрафактную продукцию - директора не возьмутся с Марса, это будут те же самые люди, только теперь уже это будет под крышей государства, поэтому высекать себя придётся, как унтер-офицерская вдова. И при этом другие фракции будут выступать и критиковать, как и сейчас они выступают и говорят о том, что государство - неэффективный менеджер и что вообще госкорпорации - это неэффективно, и они найдут ещё массу поводов обвинять то же правительство, которое ввело госмонополию. Поэтому, прежде чем идти на такие шаги, кроме экономических мотивов, надо в первую очередь озаботиться тем, чтобы было максимально прозрачное государственное регулирование, чтобы на рынке остались только те предприятия, которые в полной мере платят налоги, которые не выпускают контрафактную продукцию, не торгуют контрафактной продукцией. И если это всё будет работать, то после этого можно усиливать государственное влияние, вплоть до введения механизма государственной монополии. Мы не против этого, но всё должно двигаться поступательно, всё должно идти так, как это принято во всех странах, где эта монополия уже введена. Что касается сущности законопроекта. Действительно, он достаточно долго разрабатывался, достаточно долго согласовывался, и некоторые пункты его нуждаются в доработке. Мы внесли уже большое количество поправок и приглашаем всех, поскольку закон действительно очень важный, как можно быстрее включаться в работу нашей группы рабочей и вносить максимально важные поправки, которые вы считаете нужными. Что касается пресловутого пивного вопроса. Максим Станиславович сказал про 98 процентов пива, которое у нас не соответствует ГОСТам. Я не буду столь категоричен, но я уже везде выступал, говорил, что минимум 90 процентов пива у нас не соответствует существующим ГОСТам. Это привело к тому, что вчера на меня ассоциация производителей пива подала в суд. Но на самом деле это попытка влияния, это попытка давления, к сожалению, при принятии тех или иных законов. У нас в первом чтении уже прошло приравнивание пива к алкоголю, и мы сейчас будем доводить это до логического конца. В заключение хочу сказать, что те запретительные меры, те жёсткие механизмы, которые сейчас вводит государство, это всего лишь первый кирпич в стене концепции и программы полной деалкоголизации общества. Это очень долгая, серьёзная и, к сожалению, финансовоёмкая программа, и следующий блок законопроектов, который готовится правительством совместно с Государственной Думой, будет направлен именно на деалкоголизацию общества, поскольку мы все прекрасно понимаем, что одними запретительными мерами мы не решим эту проблему. Следующий блок будет строиться именно на введении социальной рекламы, на реабилитации людей, страдающих различными формами алкогольной зависимости, на введении понятий нормального, трезвого, здорового образа жизни. Это тоже целый большой комплекс, который будет представлен вашему вниманию, мы надеемся, в ближайшее время. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Беляков Антон Владимирович. С места. Включите микрофон. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Борис Вячеславович. Я так же, как и весь зал, конечно, надеюсь на то, что в ближайшее время мы увидим обещанные коллегой Звагельским предложения по реабилитации алкогольнозависимых пациентов, коих у нас примерно 30 процентов населения. Даже интересно, как это будет выглядеть, но я сказал бы о другом. Знаете, у победы много отцов, и, конечно, сейчас, так сказать, унять пыл очень многих ораторов, говорящих, что именно та или иная фракция начала своё победоносное шествие к победе над зелёным змием, я, конечно, не буду пытаться. Хотя я очень хорошо помню, как несколько лет назад именно "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вносила весь блок антиалкогольных законопроектов, которые, кстати, так и не вынесены благодаря позиции комитета и обещаниям президиума, уж не обижайтесь на меня. Ни один из них так и не вынесен на рассмотрение парламента, хотя говорилось, что в следующем месяце обязательно рассмотрим, и что через неделю, мол, вы ждите, Антон Владимирович, но так ни один и не вынесен. Ну, неважно, пусть будет стыдно тем, кто это делает. Я о другом. Знаете, когда развивалась вся эта интрига, я всё размышлял: с одной стороны, существуют пивное лобби и лобби водочное (у них между собой своя, так сказать, извините за сленг, заруба), с другой стороны, есть социология, которая свидетельствует, что почти 80 процентов россиян разделяют мнение о необходимости борьбы с алкоголизмом, есть публичная позиция президента и премьера. Казалось бы, надо принимать антиалкогольные законопроекты, но - как быть? - ведь предстоят ещё и выборы, выборы в Государственную Думу, и понятно, что для кое-какой партии сейчас взять и закрутить гайки производителям алкоголя - это всё равно что отпилить сук, на котором сами сидят. Понятно, что ни одно из предприятий, производящих алкоголь, мягко говоря, против власти ни в одном регионе не попрёт. В результате этой интриги возник этот законопроект. Я скажу, как я его оцениваю, чуть позже, сначала: как мы боремся с алкоголизмом и с тем самым лобби крепкоалкогольным и пивным? А никак. Когда вдруг (я уже приводил этот пример в этом зале) у нас обострились отношения с Грузией, то в течение трёх дней были арестованы все грузины - воры в законе, закрыты границы, с прилавков пропали боржоми и киндзмараули, а заодно до кучи закрыли все рестораны грузинской кухни, независимо от того, принадлежат они грузинам, русским или молдаванам, так просто. И в то же время правительство, когда речь пошла о конкретной борьбе с суррогатным алкоголем, дало МВД - вдумайтесь! - десять лет на то, чтобы побороть контрафактный алкоголь. Для справки: в России всего чуть больше ста заводов, производящих спирт. Таким образом, предполагается, что те самые наши правоохранительные органы, которые за три дня побороли, так сказать, всю грузинскую мафию, всю грузинскую диаспору (не знаю уж, надо ли было с ней бороться) и всё, что было связано со словом "Грузия" в нашей стране, сто заводов будут проверять десять лет. То есть, видимо, на каждый завод раз в два месяца будет заходить сотрудник милиции, чтобы побороть суррогатный алкоголь. Поэтому никак не идёт борьба. Теперь посмотрим на пиво. Мы же так все боремся с алкоголизмом. Ну, все знают (эти цифры уже были мною озвучены, потом они были озвучены с самых высоких трибун) о том, что 80 процентов выпиваемого в России алкоголя - это пиво, того самого алкоголя, из-за которого спиваются подростки, того самого алкоголя, из-за которого появляется пивное пьянство. Вот 80 процентов выпитого алкоголя - это пиво. Ну и что мы сделали для борьбы с пивом? А ничего! Опять-таки пивные ручейки продолжают течь, и денежные ручейки продолжают течь, в том числе и в это здание. Пивные ручейки финансируют, понятно, так сказать, все избирательные кампании. И вот как же было принять? С одной стороны, население требует, с другой стороны, как же отпилить сук, на котором сами сидим. Появляется эта законодательная инициатива. Я напомню, что на основании так называемого закона о пиве (сленговое название) производство пива имело преференции по отношению к производству всех остальных алкогольных напитков, а именно: для производства пива не была нужна лицензия, для производства пива, если вы получили справку из санэпиднадзора, в отличие от производства всего остального алкоголя, - всё, вы можете производить. Для всего алкоголя существуют акцизные марки, для пива - нет, весь алкоголь нельзя рекламировать по телевизору, пиво - пожалуйста, весь алкоголь нельзя продавать с лотков, в палатках и так далее, пиво - пожалуйста, сколько угодно. И вот наконец появляется этот законопроект. Я на примере пива, собственно, вам и покажу, как же он борется. Итак, блок поправок, связанных с пивом. Прекрасно, конечно, что мы наконец-то пиво назвали алкоголем, разве что ленивый не знал, что это алкоголь. Да, забыл ещё важный момент - акцизная политика: для всего девятиградусного алкоголя, например, акциз - 181 рубль за литр, для пива такой же крепости - 9 рублей за литр, в двадцать раз меньше. Итак, какие же ужесточения, кроме того, что мы признали пиво алкоголем, в этом законопроекте предлагаются? Первое. Деятельность, как-то связанная с производством, перевозкой и реализацией пива, остаётся нелицензируемой, хотя весь остальной алкоголь лицензирован. Пропустили! Второе. Пиво, в отличие от других спиртных напитков, по-прежнему можно продавать в ларьках. Организации, осуществляющие розничную торговлю пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, не обязаны в отличие от всех других осуществлять учёт и декларирование объёма производства и оборота. В соответствии с законопроектом, который мы рассматриваем, по-прежнему не распространяется на производителей пива обязательство декларировать используемые производственные мощности. Дальше. Основное технологическое оборудование для производства пива по-прежнему не нуждается в сертификации. Пиво, в отличие от всей остальной алкогольной продукции крепостью выше 7 градусов, освобождено от обязательной федеральной маркировки, которая является многолетним геморроем, простите за это слово, для всех производителей. Я напоминаю, что для получения федеральных специальных марок производитель алкогольной продукции должен подать следующие документы: заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьёй 2 федерального закона № 171-ФЗ, содержания этилового спирта в ней, объёма маркируемой алкогольной продукции, ёмкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок, а также справку из налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей. Это весьма неудобная система учёта, бесконечно коррумпированная, а пивоварам, получается, опять удастся от неё уйти. Вводится запрет на продажу всего алкоголя ночью, но только крепче 5 градусов и опять же кроме пива. Таким образом, получается, что пиво снова, несмотря на вой со всех трибун и со всех этажей власти, оказывается в привилегированном положении. С одной стороны, конечно, может быть, это и оправданно, так как в значительной степени многие ужесточения в части производства и оборота алкогольной продукции связаны с необходимостью контролировать оборот спирта, которого, конечно, в пиве как такового нет. Но почему, скажем, не нужно усилить контроль в отношении качества пива, почему не нужно установить этот контроль для производителей пива, как и для всех иных производителей алкогольной продукции, почему не нужно обязательно сертифицировать оборудование, мне лично неясно. И уж точно неясно, почему в отношении продажи пива в местах скопления граждан вообще не установлены никакие ограничения, тогда как в отношении другой алкогольной продукции повышен барьер отсечения: теперь не допускается продажа алкогольных напитков крепостью уже не выше 15 градусов, а выше 5 градусов (я цитирую законопроект) "в местах массового скопления граждан... (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других нестационарных торговых объектах". Единственное условие для осуществления розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и то только для тех, которые крепче 5 градусов, - это требование иметь стационарные торговые и складские помещения. И для этих целей, так же как и для реализации другой алкогольной продукции, к площади складских и торговых помещений предъявлены какие-то, хоть какие-то требования: 50 квадратных метров в городах и 25 квадратных метров в сельской местности. Таким образом, конечно, это прекрасно - то, что мы наконец-то назвали пиво алкоголем. Ну спасибо! Во всём мире это так, вот теперь мы спустя много лет это признали, и это позитив, из-за которого, конечно, надо поддержать законопроект. Ну, заодно пропадёт реклама пива на телевидении, за что тоже большое спасибо. Я лично сегодня, если бы пил, напился бы, но не буду, поскольку не пью, хотя, вообще, стоило бы, конечно, ради этой победы выпить. Но всё остальное, к сожалению, это суррогат, это чистой воды суррогат. Мы не победили крепкий алкоголь, по-прежнему даём возможность его разливать, позволяем МВД в течение десяти лет искать возможность проконтролировать какие-то сто заводов, и вот вам, пожалуйста, борьба с пивным алкоголизмом, которого у нас 80 процентов: опять мы создаём непонятные преференции, хотя абсолютно понятно почему - потому что предстоят выборы, потому что пивное лобби крепко, потому что 90 процентов алкоголя, производящегося в России, производится иностранными пивными компаниями и потому что денежные ручейки, пивные денежные ручейки текут сегодня по всей стране, в том числе в органы власти и, к сожалению, в наше здание, в наш зал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика? Нет. У содокладчика? Нет. Есть ли необходимость выступить у полномочного представителя президента? Нет. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели 14-й вопрос. В рамках "часа голосования" я прошу проголосовать по этому вопросу в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 16 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принято.