Заседание № 265

23.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484225-5 "О водоснабжении и водоотведении".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1334 по 1462 из 4488
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".    
Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина    
Люциановича Шаккума.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! 22 ноября         
законопроект принят во втором чтении, однако в комитет поступили поправки к     
законопроекту, которые комитет считает необходимым принять. В связи с этим      
комитет просит вернуть законопроект к процедуре второго чтения.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Другое есть мнение. Коломейцев Николай Васильевич,        
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, я же вам при рассмотрении        
повестки говорил, что Шаккум специально, необоснованно затягивает наше          
заседание и вносит неподготовленные законопроекты. Я предлагаю не               
рассматривать. Пусть шестая Дума определится, когда время будет.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть два мнения. Ставится на голосование предложение вернуть во второе чтение   
данный проект федерального закона.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              252 чел.56,0 %                                    
Проголосовало против           45 чел.10,0 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Мартин Люцианович, о поправках, которые предлагается принять.       
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, дополнительно поступила двадцать     
одна поправка, комитет рекомендует их к принятию. Поправок к отклонению нет.    
Если есть необходимость обоснования поправок, я готов доложить.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Коломейцев сейчас руку поднимал.                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Все двадцать одну - на отдельное голосование.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это можно.                                                
                                                                                
Пожалуйста, по каждой поправке, Мартин Люцианович.                              
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Спасибо.                                                           
                                                                                
Поправка 1 - это поправка в статью 4. По замечаниям ГПУ уточняется              
соотношение правил водоснабжения, водоотведения и вводится понятие типовых      
договоров.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Довожу до     
вашего сведения: по данным "Российской газеты", управляющие компании собрали    
3 триллиона 100 миллиардов рублей, но из них всего 300 миллиардов отправили     
на реконструкцию очистных сооружений и систем водоснабжения. Это о чём          
говорит? О том, что все вот эти на колене написанные поправки будут             
стимулировать дальнейший вывоз собранных с населения денег, но не будут         
стимулировать реконструкцию водоснабжения. А у нас 70 процентов граждан пьют    
воду ненадлежащего качества. Я предлагаю вообще снять с рассмотрения этот       
законопроект, как неподготовленный, а также с ним не ознакомлены депутаты.      
Никто из вас не читал ни одной поправки, как вы можете голосовать?!             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1. Кто за?                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.65,3 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    300 чел.                                          
Не голосовало                 150 чел.33,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, поправка 2. Я так понимаю, что Коломейцев высказал мнение по всем   
поправкам, поэтому сейчас надо только огласить, о чём поправки. Пожалуйста.     
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович...                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, секундочку. Коломейцев Николай Васильевич хочет   
слово взять.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, я снимаю с рассмотрения эти поправки, но    
просто обращаю ваше внимание, что так законопроекты рассматривать нельзя.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таким образом, поступившее предложение снимается. У нас   
осталось двадцать поправок в таблице 1, я их ставлю на голосование. Кто за?     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Голосуем за таблицу в целом.                                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           11 чел.2,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    310 чел.                                          
Не голосовало                 140 чел.31,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Мы рассмотрели поправки и можем теперь вынести 5-й вопрос на "час               
голосования" для принятия законопроекта во втором чтении, а дальше по           
предложению комитета посмотрим. Итак, 5-й вопрос на "час голосования".          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3022 по 3065 из 4488
5-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального        
закона "О водоснабжении и водоотведении".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 06 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Шаккум Мартин Люцианович.                                          
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект в    
полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний у         
Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Учитывая изложенное,    
комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам есть желающие выступить? Нет необходимости. Ставится на              
голосование в третьем чтении проект федерального закона "О водоснабжении и      
водоотведении".                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 07 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против           36 чел.8,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    336 чел.                                          
Не голосовало                 114 чел.25,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 264

22.11.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484225-5 "О водоснабжении и водоотведении" (принят в первом чтении 29 июня 2011 года с наименованием "О водоснабжении и канализовании").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2549 по 2595 из 4977
Пункт 31, "О водоснабжении и водоотведении". Докладывает Шаккум Мартин          
Люцианович.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект         
принят в первом чтении 29 июня 2011 года. Всего к законопроекту поступило сто   
сорок четыре поправки, из них восемьдесят четыре комитет рекомендует к          
принятию и шестьдесят - к отклонению. Комитет рекомендует принять этот          
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица 1 - восемьдесят четыре поправки. Есть    
замечания? Ставлю на голосование таблицу 1.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Таблица 2 - шестьдесят поправок, которые комитет рекомендует к отклонению.      
Есть замечания? Голосуем по таблице 2.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4447 по 4465 из 4977
Итак, 31-й пункт, законопроект второго чтения.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против           27 чел.6,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
У меня есть письменное обращение комитета с просьбой поставить данный           
законопроект на завтра в третьем чтении. Нет возражений? Нет.                   
                                                                                

Заседание № 240

29.06.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 484225-5 "О водоснабжении и канализовании".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3419 по 3830 из 7349
Пункт 15, проект федерального закона "О водоснабжении и канализовании".         
Правильно я произнёс, да? Доклад члена Комитета по строительству и земельным    
отношениям Андрея Борисовича Чиркина.                                           
                                                                                
ЧИРКИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О     
водоснабжении и канализовании" был разработан по поручению Президента           
Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.                            
                                                                                
Необходимость в законе назрела давно. Проблема обеспечения российских граждан   
качественной питьевой водой является одной из наиболее актуальных. Напомню,     
что водопроводно-канализационное хозяйство остаётся единственной крупной        
отраслью ЖКХ, не имеющей своего профильного закона. Представленный              
законопроект создаёт правовые основы эффективного функционирования и развития   
отрасли, определяет полномочия органов государственной власти и местного        
самоуправления, регламентирует права и обязанности организаций                  
водопроводно-канализационного хозяйства.                                        
                                                                                
Основная цель закона - бесперебойное обеспечение граждан качественной           
питьевой водой при условии экологической безопасности и доступности тарифов.    
Предусмотренный законопроектом переход к долгосрочному тарифному                
регулированию даст толчок частным инвестициям, предоставив инвесторам           
необходимые гарантии возврата средств, вложенных в проекты по модернизации      
водоканалов и изношенных сетей.                                                 
                                                                                
Для контроля за тарифами на услуги водоснабжения и канализования                
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению      
предельных индексов. Вводится запрет на приватизацию водоканалов. Передача      
водоканалов в управление частному оператору может осуществляться только на      
основе концессии или аренды.                                                    
                                                                                
Также особое внимание уделяется вопросам контроля качества воды. Если           
техническое состояние водоканала не позволяет обеспечивать требуемый уровень,   
то эти предприятия совместно с органами тарифного и санитарного регулирования   
разрабатывают план мероприятий по модернизации. В целях обеспечения             
надёжности и безопасности водоснабжения устанавливается порядок вывода          
объектов водопроводно-канализационного хозяйства из эксплуатации, а также       
создание охранных зон этих объектов.                                            
                                                                                
Принципиально важным является положение законопроекта о том, что загрязнитель   
платит. Это означает разграничение ответственности за сброс загрязняющих        
веществ между водоканалами и абонентами.                                        
                                                                                
Регламентируются вопросы защиты прав потребителей. Потребители получают         
возможность заключать договоры водоснабжения и канализования непосредственно    
с водоканалами, минуя посредников.                                              
                                                                                
Предполагается полная прозрачность деятельности организаций                     
водопроводно-канализационного хозяйства и регулирующих органов, которые         
обязаны публиковать необходимую информацию в открытых источниках.               
                                                                                
Таким образом, представленный законопроект призван сформировать условия для     
улучшения ситуации в сфере водопроводно-канализационного хозяйства. Это         
позволит повысить качество и надёжность водоснабжения, снизить негативное       
воздействие на водные объекты и провести модернизацию отрасли.                  
                                                                                
По законопроекту имеются отдельные замечания, которые не носят                  
принципиального характера и могут быть учтены при доработке законопроекта ко    
второму чтению. Комитеты-соисполнители - Комитет Государственной Думы по        
природным ресурсам, природопользованию и экологии и Комитет Государственной     
Думы по вопросам местного самоуправления - поддерживают законопроект.           
Учитывая изложенное, комитет поддерживает законопроект и рекомендует            
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
Мне хотелось бы доложить сразу второй, потому что они связаны.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы такого решения не принимали. Давайте тогда сейчас   
обсудим.                                                                        
                                                                                
Вопросы, пожалуйста. Есть вопросы, да? Запишитесь.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин, пожалуйста.                                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Вы сказали, что в законопроекте предусмотрен уход от посредников     
между потребителями и водопроводными компаниями. Вместе с тем у нас есть        
известный всем закон от 2004 года о государственном регулировании тарифов на    
коммунальные услуги, где сказано, что потребителями являются ТСЖ, управляющие   
компании и только в частном секторе, в домах с непосредственным управлением,    
сами граждане. То есть по-любому потребителями являются не жители, а в массе    
своей посредники в виде управляющих компаний, ТСЖ. Каким образом эта практика   
существующего законодательства соотносится с вашей фразой о том, что            
предлагаемый законопроект устраняет посредников в цепочке платежей?             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЧИРКИН А. Б.                                                                    
                                                                                
Спасибо за вопрос.                                                              
                                                                                
Всё зависит от формы управления. Мы в следующем законопроекте вносим            
изменения в Жилищный кодекс, в частности вводится понятие гарантированного      
поставщика. Если при непосредственной форме управления и с той поправкой,       
которую вы лично вносили... Мы вносим изменения в Жилищный кодекс:              
непосредственное управление подразумевает заключение договора с абонентом, то   
есть с жителем, договора между водоканалом и собственником жилья, при другой    
форме управления действительно будет заключаться договор между ТСЖ и            
управляющей компанией, а дальше уже собственники жилья будут получать данную    
услугу.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. У меня два вопроса. Первый вопрос: не подстегнёт ли данный закон   
в случае принятия повсеместную приватизацию горводоканалов? Известно, что       
сегодня в больших муниципальных городах горводоканалы пока ещё остаются,        
слава богу, в муниципальной собственности, а данный законопроект, по сути       
дела, подтолкнёт к их приватизации, к переводу их в частные руки.               
                                                                                
И второй вопрос. Законопроект предполагает установить способы регулирования     
тарифов организаций водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе        
возможность установления тарифов методом доходности инвестированного            
капитала. В переводе на русский язык для меня, как потребителя, это звучит:     
безудержное повышение тарифов. Я прав?                                          
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Спасибо за вопросы. Вы не правы.                                   
                                                                                
Начну с ответа на первый вопрос. Это не подтолкнёт к быстрой приватизации. Мы   
в своём законопроекте вносим норму, которая позволяет, во-первых, запретить     
приватизацию, во-вторых, ограничить право собственности тех субъектов,          
которые ранее их уже приватизировали, на пять лет. То есть в течение пяти лет   
их права будут ограничены, а органы государственной власти будут иметь          
возможность вносить инвестиции, модернизировать и прочее, и в случае если       
собственники водоканалов, допустим, не смогут потом вернуть эти инвестиции      
или посчитают, что больше не могут управлять, этот водоканал вернётся в         
муниципальную собственность.                                                    
                                                                                
Что касается метода доходности инвестирования, этот метод используется при      
концессии. Подписывается соглашение между регулирующим органом, публичной       
властью и собственниками. В случае если концессионер вносит поэтапно            
определённые средства, естественно, эти деньги к нему должны вернуться. Одним   
из источников для этого являются тарифы. В случае если он не выполняет свои     
обязательства, тарифный план может быть пересмотрен. Вот в чём суть, а не в     
том, что это безудержный рост или, как вы говорите, всё приведёт к              
каким-то...                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Что?                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответ дан.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Селезнёв Валерий Сергеевич.                                         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Я вообще думаю, что такого рода вопросы нужно обсуждать в        
присутствии Минрегиона...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас присутствует заместитель министра.                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Да министр должен присутствовать на обсуждении таких вопросов!   
Я высказываю своё мнение в рамках задаваемого вопроса. Он обещал этот           
законопроект внести, а вносит почему-то депутат - не министр, не                
министерство.                                                                   
                                                                                
И вопрос. Вот россиян поставили только что на газовый счётчик, теперь вы        
хотите поставить их на счётчик водопроводно-канализационный. Скажите, за чей    
счёт будет проводиться обеспечение абонентов приборами учёта водоснабжения и    
канализования и какова будет стоимость такого счётчика, по вашим прогнозам? И   
не считаете ли вы, что бесхозяйные сети должны стать муниципальными,            
государственными и не нужно относить вопросы режима их эксплуатации к тем,      
кто за них отвечает? Они должны сначала встать на баланс муниципалитетов        
или... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Ну, никто не лишал меня права законодательной инициативы, и если мы с           
коллегами вносим законопроекты, то я считаю, что это наше право.                
                                                                                
Что касается вашего вопроса по поводу счётчиков. Ну, есть 185-й закон, в        
котором все эти нормы прописаны, кто за что платит, так что возьмите его,       
почитайте.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Федоткин.                                         
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Андрей Борисович, вот если взять практически любой регион, субъект Российской   
Федерации, ну, кроме Москвы и Московской области, то водоснабжение и, как вы    
говорите, канализование (или, как мы говорим, водоотведение) - 1,5-2            
миллиарда рублей крутится в этой сфере всевозможных платежей, а необходимо,     
если брать Центральный федеральный округ, примерно 5, не меньше 5 миллиардов    
рублей, то есть практически порядка 50 процентов денег существует в виде        
возможных платежей населения, организаций и так далее. Ваш законопроект         
как-то решает эту двукратную нехватку денег на эти две сферы? Если нет денег,   
никакие предложения, даже самые красивые, работать не будут - тут, наверное,    
вы согласитесь. Или мы хотим эту проблему без денег решить? Не получится,       
наверное.                                                                       
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Спасибо за вопрос. Чтобы деньги пришли, должны быть, наверное,     
правила игры - ни один инвестор не придёт, если не будет гарантированных        
возвратов. Действительно, отрасль водопроводного хозяйства и канализования      
является очень ёмкой по финансовым вложениям, и мы считаем, что без этого       
закона что-то сдвинуть в плане модернизации водопроводных и канализационных     
сетей будет просто невозможно. То есть закон необходим, нужен, и он является    
базовым. И ещё раз говорю: это последняя отрасль коммунального хозяйства,       
которая не имеет своего отраслевого закона. Закон нужен.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапожников, пожалуйста.                                   
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Андрей Борисович, ну, первый вопрос: чем канализование - Олег         
Викторович чуть язык не сломал на этом слове - отличается от водоотведения?     
                                                                                
И второй вопрос: а когда всё-таки появится технический регламент,               
регулирующий вопросы водоснабжения и канализации? Дело ведь доходит до          
абсурда! Отсутствие этого регламента, допустим, в городе Ижевске                
оборачивается тем, что уже лет пять в пруду купаться нельзя, а поить людей,     
так сказать, полгорода, из этого пруда можно, понимаете?                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На центральной трибуне включите микрофон.                 
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Действительно, было много споров по поводу терминов "канализование" и           
"водоотведение". Действительно, языки некоторые ломают, произнося этот          
термин. В чём разница? Согласно Водному кодексу, водоотведение - это сбор и     
отвод воды в водные объекты. Понятие канализования более широкое, это сбор      
воды в системы канализации, её очистка, переработка и утилизация, поэтому       
такой термин был введён - "канализование".                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина Алевтина Викторовна, пожалуйста.                  
                                                                                
АПАРИНА А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Андрей Борисович, будьте добры, скажите, пожалуйста, сколько средств            
потребуется на реализацию этого закона и как они будут разделяться: сколько     
из федерального и как бюджет региональный будет участвовать? И на какой срок    
рассчитана реализация этого закона?                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Спасибо за вопрос.                                                 
                                                                                
Ну, сколько средств надо на реализацию, в данном законе не описывается, там     
вводится понятие тарифного соглашения, то есть каждый регион у себя будет       
обязан в соответствии с комплексной программой развития региона разработать     
программу развития водоканалов и канализационных систем, и согласно тарифному   
соглашению эти вещи будут оговариваться для каждого региона отдельно. А то,     
что нет федеральной программы, она сейчас согласовывается, но вы                
действительно правы, в этом большая проблема.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Корниенко.                                                
                                                                                
КОРНИЕНКО А. В. Андрей Борисович, вы в своём докладе сказали, что достаточно    
высокая изношенность сетей системы водоснабжения и канализования, и тем не      
менее в законе чётко прописано, что данная система может находиться не только   
в государственной и муниципальной собственности, но и в частной. Ну, за         
двадцать лет в современной России достаточно много законов уже принято,         
достаточно много передано в частную собственность, но вот так называемых        
эффективных собственников у нас в стране, к сожалению, так и нет. Фактически    
потребитель будет оплачивать те проблемы, которые есть в этой сфере. Не         
думаете, что это приведёт в дальнейшем к негативным социальным последствиям     
среди населения, потому что во многих городах водоканалы - это монополисты?     
                                                                                
И всё-таки что касается слова "канализование", эксперты в области               
жилищно-коммунального хозяйства сходятся, что нужно слово "водоотведение",      
потому что... (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, уже ответил на этот вопрос Андрей Борисович.          
                                                                                
Пожалуйста, по первой части.                                                    
                                                                                
ЧИРКИН А. Б. Водоотведение, канализование - это ещё вопрос для дискуссии, ещё   
будет второе чтение.                                                            
                                                                                
Что касается отсутствия эффективных собственников и управленцев. Я с вами не    
согласен и могу вам привести достаточное количество примеров очень              
эффективных управленцев, которые гораздо эффективнее всё это делают, чем        
государственные.                                                                
                                                                                
Вопрос по поводу увеличения тарифов. Ну, я ещё раз говорю, что финансирование   
подразумевается из различных источников - и муниципальных, и региональных, -    
и в тарифы будет заложено... то есть это всё оговаривается в тарифном           
соглашении. И на сегодняшний день у нас есть инвестиционные надбавки, есть      
инвестиционные программы, и этот закон позволит отрегулировать всё это в        
правовом поле. Сегодня вся эта отрасль регламентируется десятками законов, и    
очень сложно всё это собрать воедино.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все вопросы заданы.                                       
                                                                                
Присаживайтесь, Андрей Борисович.                                               
                                                                                
Настаивает кто-то на выступлении? Одно выступление, два выступления...          
Коллеги, значит, смотрите, какая ситуация: у нас в 14 часов перерыв, потом      
идут законопроекты, поставленные на фиксированное время, потом у нас идёт       
отчёт Центробанка, а мы не можем допустить, чтобы второй закон,                 
сопутствующий, мы сегодня не рассмотрели, потому что они взаимосвязаны,         
поэтому я предлагаю всё-таки выступающим...                                     
                                                                                
Да, пожалуйста.                                                                 
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Мы готовы пойти на то, чтобы в 15.00 был рассмотрен второй законопроект,        
сопутствующий.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы в любом случае будем вынуждены это сделать.         
                                                                                
Пожалуйста, Селезнёв, до трёх минут выступление.                                
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемые коллеги, мне, собственно говоря, больше трёх минут,    
наверное, и не надо, потому что законопроект, который мы обсуждаем сегодня,     
скорее всего, не имеет всё-таки права на рассмотрение - я настаиваю на своей    
точке зрения - без широкого обсуждения народом. Да, формально мы являемся       
субъектами права законодательной инициативы, и никто вас, конечно, не лишал и   
не лишает права выступать с такой инициативой, но Басаргин сам лично в          
многочисленных выступлениях обещал, что он выйдет с аналогичным                 
законопроектом и, по всей видимости, как-то выверит позицию, как видит это      
Министерство регионального развития, которое завалило эту отрасль,              
водоснабжение и канализацию (я по-прежнему буду называть это всё-таки           
канализацией или водоотведением). Или тогда необходимо признаться, что все      
меры, которые были предприняты Минрегионом, малоэффективны.                     
                                                                                
Если мы сейчас всерьёз начинаем обсуждать, что на фоне того, чтобы для          
восстановления отрасли надо привлечь 6 триллионов рублей, а именно такая        
цифра прозвучала у Дмитрия Анатольевича Медведева на заседании, и 3 триллиона   
рублей - это цифра, которая прозвучала у председателя правительства, и он       
честно сказал, что таких денег для этой отрасли нет... А оператор, который      
обслуживает Сочи в части водоотведения и канализации, сказал, что его, кроме    
Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Сочи, как региона, в котором     
просто необходимо обеспечить бесперебойную подачу и водоотведение чистой        
соответственно горячей и холодной воды, никакие другие регионы инвестиционно    
больше не интересуют. Вы разговаривали с губернаторами? Каким образом           
губернаторы и главы муниципальных образований будут обеспечивать гарантии и     
кто эти гарантии будет всерьёз принимать? Ну, на самом деле любое               
среднестатистическое муниципальное образование на сегодняшний день можно        
обанкротить через этот законопроект легко и просто. Поэтому так отвечать на     
вопросы другого депутата: возьмите почитайте какой-то закон, там всё            
прописано... Если вы готовились представлять законопроект, то вы мне и          
объясните, как и кто будет регулировать вопросы, я вас уже спрашивал,           
обеспечения потребителей счётчиками. Поставили на счётчик, ещё раз повторяю,    
по газу, теперь решили поставить по воде и канализации?..                       
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать против этого законопроекта.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шеин.                                 
                                                                                
ШЕИН О. В. Неслыханно, конечно: закон касается всех ста сорока миллионов        
человек, проживающих в Российской Федерации, тема - ЖКХ, а мы отводим на        
выступление по этому закону три минуты!                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Установите пятиминутный режим.                            
                                                                                
ШЕИН О. В. Кстати, это не голосовалось, Олег Викторович.                        
                                                                                
У нас уже были законы, которые обсуждались три минуты, это было в 2003 году в   
этом зале, когда обсуждался Жилищный кодекс - по три минуты от фракции, закон   
о дольщиках - по три минуты от фракции, закон о коллективных платежах за        
коммунальные услуги - по три минуты от фракции, и спустя семь лет - дежавю,     
один в один, то же самое.                                                       
                                                                                
О чём идёт речь в данном законе? Во-первых, это действительно передача          
водопроводных сетей в частную собственность. Не в собственность - формально в   
концессию, в законопроекте говорится, что приватизация не допускается, но при   
этом следующая фраза звучит: органы государственной власти и местного           
самоуправления стимулируют участие частных операторов в управлении              
централизованными системами водоснабжения.                                      
                                                                                
Вот в Воронеже недавно стимулировали: концессия заключена на срок тридцать      
лет. И мы все отлично понимаем, что, когда нам навязывают так называемые        
договорные отношения, когда в самом тексте законопроекта не прописывается,      
как именно заключаются эти договоры с государством, местными властями (ведь     
сегодня он власть, а завтра - в тюрьме за взятки), передаются в концессию       
водопроводные сети, то есть системы жизнеобеспечения, понятно, что это, по      
сути дела, навязывается некая удавка на шею населения.                          
                                                                                
Дальше. Действительно, речь идёт о тотальном введении коллективных приборов     
учёта, причём закон грубо противоречит даже недавнему решению правительства     
от 6 мая 2011 года, потому что сказано, что подключение к централизованной      
системе водоснабжения абонентов без оборудования узла учёта приборами учёта     
не допускается, а вот в решении правительства написано: допускается. Там даже   
говорится, что надо выводить отдельные категории домов, по которым счётчики     
ставить нецелесообразно. И кстати, использование коллективных приборов учёта    
в условиях, когда не все дома находятся в непосредственном управлении, а        
очень много управляющих компаний, ТСЖ, означает коллективную ответственность    
по коммунальным услугам и отключение недобросовестных плательщиков. Кстати,     
это означает и повышение тарифов для населения ввиду полива придомовых          
территорий, придомовых земель.                                                  
                                                                                
И последнее, пока есть ещё немножко времени в рамках трёх минут демократии. В   
законопроекте говорится о том, что фактически государство перестаёт             
регулировать тарифы на коммунальные услуги. Начиная с 2014 года тарифы          
меняются с использованием либо метода доходности инвестированного капитала,     
либо метода индексации установленных тарифов, то есть тарифы устанавливаются    
либо на основании так называемых концессионных соглашений, где сам чёрт ногу    
сломит, не понять, где именно те деньги, которые дали предпринимателям, либо    
путём индексации ранее утверждённых тарифов - в 90-е, 2000-е годы и прочее.     
                                                                                
Это абсолютно антипотребительский закон, направленный против населения          
Российской Федерации, и наша фракция будет голосовать против него.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства?.. Не настаивают на участии в           
дискуссии. Докладчик, пожалуйста, заключительное слово... Не просит. Тогда      
выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6307 по 6323 из 7349
Пункт 15, проект федерального закона "О водоснабжении и канализовании".         
Голосуйте, коллеги.                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           89 чел.19,8 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.