Заседание № 255
О проекте федерального закона № 484141-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о распределении депутатских мандатов между зарегистрированными кандидатами в списке, выдвинутом политической партией).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 33-му пункту. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Сергей Владимирович Иванов докладывает. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги, ещё раз. Сегодня у нас кворум большой. Законопроект очень важный, о выборах. Значит, так, уважаемые коллеги. Из чего исходила фракция ЛДПР, внося данный законопроект? Все вы прекрасно знаете, как проходят выборы депутатов Государственной Думы и как формируются списки. Ну, тем, кто не особо интересуется, могу вкратце напомнить, что после того, как съезд определил порядок и очерёдность размещения кандидатов в федеральном списке, в него можно вносить изменения. Изменения эти заключаются в исключении кандидатов из этого списка по причинам, которые указаны в уставе политической партии, за соблюдением чего следит Центральная избирательная комиссия. То есть если к моменту выборов происходит сокращение, то это всё вполне законно, логично, и здесь как бы ни у кого вопросов не возникает. Кому понравится, если человек, включённый в какую-то региональную группу, почивает на лаврах, думает, что попал на проходное место, и всё, избирательную кампанию абсолютно не ведёт. Политическая партия теоретически может его исключить, но она может его исключить из этого списка только за действия, наносящие урон партии. То есть очень сложно всё это доказывать, все эти вещи, грубо говоря, проблематично, но тем не менее партия этим пользуется. Либо другой вариант, если кандидат сам решил, что, наверное, это не его, и написал заявление с просьбой исключить его из списка зарегистрированных кандидатов. В этом плане всё это возможно. Вот мы, уважаемые коллеги, предлагаем изменить порядок распределения мандатов после выборов. Та система, которая сейчас действует, приводит к следующему: как кандидаты размещаются в федеральном списке, так после подведения итогов выборов Центральная избирательная комиссия и распределяет депутатские мандаты - в соответствии с тем, кто на какой позиции находится. И здесь, ещё раз говорю, все политические партии немного в своих правах ущемлены, так как нельзя, так скажем, поощрить или наказать кандидата, который либо хорошо работал, либо вообще не работал. Суть нашего предложения: любая партия должна иметь возможность определять, какой кандидат имеет право претендовать на получение данного мандата. По большому счёту, сейчас данное правило действует, но действует когда? Например, если из какой-то региональной группы все взяли и поотказались, что в принципе мы с вами часто наблюдаем... то есть "паровозы", разумеется, сразу отказываются, хотя, как вот уже сегодня говорил Сергей Николаевич Решульский, они до этого написали заявление о том, что в случае избрания обязуются сложить с себя полномочия. Допустим, в региональной группе не оказалось ни одного кандидата. В результате этого партия имеет право выбрать, какому кандидату передать мандат, который ей полагается в результате первичного распределения депутатских мандатов. Мне, например, задают журналисты вопрос, а не считаю ли я, что такая система может привести к следующей ситуации: человек, который договорился с руководством партии, стоял где-то там тридцать восьмым (ну, я к примеру говорю), и вдруг оттесняют людей, которые хорошо работали, и ставят вот этого товарища по известным, как они говорят, причинам на проходное место, вернее, дают ему возможность получить мандат? Сразу хочу сказать, что мы идём здесь от противного и считаем, что как раз политическая партия, если она нормальная партия, во-первых, никогда такого человека не поставит, не даст ему мандат, так как она понимает, что вместо того, чтобы работать депутатом, этот человек будет заниматься исключительно своими производственными или коммерческими делами, а такой депутат в принципе партии не нужен. И самое главное, второе - человек, который хочет попасть в депутаты и не собирается заниматься депутатской деятельностью, он-то как раз заинтересован в чётких гарантиях, чтобы стоять на самом проходном месте и его никто ни в коем случае не имел возможности из этого списка исключить. Поэтому тут мы, как говорится, абсолютно спокойно эту ситуацию объясняем: это не в интересах партии и не в интересах человека, который с деньгами теоретически может попасть на... в партийный список, то есть здесь всё чисто. Второй момент - то, что нам написал комитет: так, дескать, нехорошо, потому что избиратели, голосуя за кандидатов от той или иной политической партии, всё-таки выбирают, за кого из этих кандидатов они голосуют, то есть избиратели, которые голосуют в своих регионах, видят (вы все знаете, что бюллетень выглядит следующим образом: там есть общефедеральная часть списка), скажем, первую тройку кандидатов или четвёрку, пятёрку - у кого как это устроено, - и вот они якобы голосуют за них. Тоже с этим категорически не можем согласиться по одной простой причине: избиратель голосует за этих кандидатов на выборах, которые проходят по многомандатной схеме, то есть когда он имеет возможность напротив каждого кандидата поставить галочку или не ставить таковую, и после этого уже избирком при распределении смотрит, за кого из них больше подано голосов, и в зависимости от этого распределяются мандаты. Здесь этого нет, избиратель, по большому счёту, не может выразить своё волеизъявление и сказать: вот из этой тройки региональной, которая у нас здесь в списке, я, например, предпочитаю вот этого, который третьим стоит, а за остальных я бы не голосовал. У него этой возможности нет. Поэтому здесь точно так же говорить, что мы как бы обманываем избирателей, нельзя, упаси господь. Когда человек стоит "паровозом", а потом с чистой совестью отказывается и говорит, что он так просто поучаствовал в выборах, чтобы рейтинг, допустим, поднять, - вот это как раз и есть обман избирателя. В нашем случае здесь эти все кандидаты в списках присутствуют, и политическая партия по тому, как проводил избирательную кампанию, как работал кандидат, уже определяет, кому конкретно передать мандат - из этой же группы, заметьте, - то есть здесь никакого произвольного выбора нет, всё, что избиратель видел, в принципе он точно так же и получит: даже если человек стоял третьим и если партия посчитала нужным, то она вправе ему этот мандат и передать. То есть вкратце вот такая ситуация с данным законопроектом. Мы считаем, что, по большому счёту, раз уж сейчас в отдельных случаях мы имеем право и даём политическим партиям такие возможности, то почему бы не сделать это уже на следующих, конечно, выборах (на эти выборы это уже распространяться не будет), почему бы не дать партиям самим возможность определять, кто из кандидатов, из этого списка более, так скажем, достоин. Ну, я уж не говорю про случаи, когда кандидат в ходе избирательной кампании может, вообще, заболеть, в силу различных причин ещё что-то там... перековаться, выразить своё согласие или несогласие. То есть подобные ситуации могут иметь место, и вполне логично будет, если партия получит адекватного своим политическим принципам, своей программе человека, а не человека, который уже на стадии выборной кампании, зная, что с ним ничего сделать не могут, заявляет абсолютно противоположные требования. Поэтому, уважаемые коллеги, просим поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, подождите, Сергей Владимирович, подождите, вдруг вопросы будут. А, Москалец сначала, да, я думал... Пожалуйста, Александр Петрович, содоклад. Я думал, что у нас всё ограничится только докладом. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Ну, вы услышали уже из доклада, что законопроектом предлагается предоставить право политическим партиям вносить изменения в порядок размещения кандидатов в списке кандидатов после предоставления указанного списка в соответствующую избирательную комиссию, хотя сегодня - мы с вами прекрасно знаем - предусмотрен запрет на изменение состава списка кандидатов и порядка размещения в нём кандидата после того, как список представлен в Центральную избирательную комиссию, ну, за исключением некоторых случаев, мы их все знаем, они в законе прописаны. И мы полагаем, что всё-таки именно существующее законодательство является гарантией реализации избирательного права кандидатов, не только действует в период избирательной кампании, но и распространяется на отношения, связанные с распределением вакантных депутатских мандатов, тем самым означая безусловное признание законодателем порядка размещения кандидатов в списке с учётом очерёдности получения мандатов. Мы полагаем, такое регулирование гарантирует соблюдение демократической процедуры при выдвижении списка кандидатов, поскольку решение о персональном составе списка кандидатов и порядке расположения в нём этих самых кандидатов принимается руководящим органом избирательного объединения и обеспечивает неизменность (заметьте, неизменность) этого порядка в течение всего срока полномочий избираемого органа. Кроме того, должен отметить, что в избирательном бюллетене под наименованием политической партии помещаются и фамилии, и имена, и отчества кандидатов и вследствие этого избиратели, голосуя за определённую политическую партию, ориентируются не только исходя из своих представлений о заявляемых политическими партиями целях и задачах, но и принимая во внимание конкретные кандидатуры, указанные в избирательном бюллетене. С учётом всего, о чём я только что сказал, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы будут к Александру Петровичу? Есть рука одна, единственный вопрос. Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к автору законопроекта. Уважаемый Сергей Владимирович, наше избирательное право представляет собой плохую копию зарубежного. Достаточно вспомнить политический термин "мажоритарная система", а одна политическая партия даже придумала "праймериз", будто в русском языке недостаточно слов, а ведь это просто первичные выборы. Выборное законодательство, по сути дела, сегодня плохая компиляция зарубежного, и в этой связи вопрос: предлагаемая вами новелла уже имеет практику применения в других странах, насколько она успешна? Спасибо. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Нина Александровна. Я по другим странам не могу вам сказать, но знаю, что у нас в некоторых регионах есть, например, свободный, так скажем, список, то есть партия выдвигает список без всяких групп и прочего, и в соответствии с положением в этом списке кандидатов идёт потом распределение мандатов. Мне кажется, это вполне нормально. Из этого списка кто-то сам, по своей воле уходит, кого-то убирают, потому что он не соответствует статусу кандидата, то есть ведёт себя не совсем правильно и порочит, например, партию. Это уже есть, по большому счёту. Ещё раз говорю, то же самое происходит, когда в региональной группе не остаётся ни одного кандидата, - так случается, так бывает. "Паровозы" ушли, тот кандидат, который был за ними, получил депутатский мандат, но потом отправился на работу куда-то в другое место, что несовместимо со званием депутата, - всё, законодательство позволяет политической партии взять кандидата из любого другого регионального списка и наделить его полномочиями депутата. То, о чём говорил Александр Петрович, ещё раз повторю, не соответствует действительности, потому что избиратели, видя тройку, например, кандидатов в региональной части списка, не имеют возможности отдать предпочтение кому-либо из этого списка, они голосуют в целом за список. Поэтому вполне логично будет, ещё раз говорю, в той же самой региональной группе, если первого кандидата никто не видел, его взяли неизвестно откуда, регионы его знать не знают, а второй номер - местный, он там пахал и с избирателями встречался, выступал и так далее... Почему, извините, у партии не должно быть возможности взять и второго, которого избиратели знают и за которого больше людей голосовало, поставить на место первого, который засланный казачок, так скажем, и ничего не делал?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Да, одно выступление - депутат Жириновский, и подводим черту. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У нас постоянно неправильное понимание того, в чём заключаются права политической партии, и вообще системы выборов. Нам отказывают в принятии данного закона, поскольку якобы избиратель голосовал за список в том виде, как он есть, - это абсолютно неправильно. Для избирателя совершенно не играет роли, на какие группы разбит список и какова очерёдность людей в какой-то группе, и когда нам говорят, что нельзя, чтобы политическая партия занималась перестановкой, изменением того порядка, который был определён при регистрации, - ну это просто издевательство над демократией! Весь смысл голосования по партийным спискам - это то, что граждане голосуют именно просто за список, они голосуют за название данной партии, и они абсолютно не учитывают, в какой последовательности, какие люди указаны там. Другое дело, когда выдвигается кандидат в президенты, - тогда, естественно, речь идёт только об одном лице, но в данном случае это список кандидатов. А люди в списке самые разные, они могут плохо работать, могут лениться, человек может просто отказаться от участия, а выходить из списка не желает, и вы лишаете политическую партию права придать списку тот характер, которого требует сам избиратель, - чтобы на проходном месте оказался человек более активный, более деятельный. Просто непонятно, зачем лишать политическую партию такой возможности. Кампания идёт почти полгода, за два месяца, допустим, зарегистрировали список, но проходит какое-то время, и мы видим, что, допустим, в данном регионе проходит только одно лицо - то, которое во главе списка, но куда лучшие показатели мы видим у второго, у третьего, у четвёртого, у пятого, и мы должны иметь право до дня голосования произвести перестановку, чтобы по итогам голосования лучшие оказались в числе депутатов, а вы говорите - нельзя. А почему нельзя? Почему нельзя? В чём здесь может быть ошибка? Как может быть нарушена воля избирателей? Избиратели абсолютно не голосовали за порядок, который в данном региональном списке, - первый, второй, третий, они вообще не голосовали за конкретных лиц, они голосовали за политическую партию. Мы сегодня убрали процедуру качественного голосования, потому что, имея в Регламенте понятие "качественное голосование", мы ни разу к этому не подошли даже. У нас в России вообще качество никого не интересует, нам нужно количество - количество убитых, количество самоубийств, количество наркоманов, количество преступников, а человек не интересует. В том числе и количество депутатов - четыреста пятьдесят. А какие они? Да наплевать, какие они! Ну дайте возможность политической партии решить, чтобы они подобрали наконец нужный состав из тех, кто вышел на выборы! Ведь то, что содокладчик говорит... Избиратели проголосовали за весь список политической партии, за всех шестьсот кандидатов. Всё, они проголосовали за всех шестьсот, и теперь их совершенно не волнует, кто реально станет депутатом из этих шестисот. Но нам говорят - нет, так нельзя. А как можно - пропускать брак в работе? Ну ведь это так же, как брак в любой работе. Вот экипаж самолёта, лётчики видят, что такую-то часть механизма надо скорее менять, и мы разрешаем это делать, потому что это связано с жизнью пассажиров. А здесь мы видим брак - нет, говорят, пускай остаётся, пять лет у вас будет сидеть человек, который хуже, чем те, другие, которые были в списке. Вот как можно оценить такую позицию? Ведь речь не идёт о том, чтобы новых включить, хотя даже на это надо идти. Надо вообще перейти к голосованию за название партии, и никаких списков вообще не должно быть. Поддерживают программу партии? Поддерживают. Сколько? 50 процентов. Сколько это депутатов? Двести двадцать пять. Всё, избирком говорит: у этой партии в парламенте будет двести двадцать пять депутатов. И вот после этого я разрешил бы созвать съезд и на съезде утвердить, кто эти люди, которые будут депутатами, - вот тогда будет конкуренция, тогда будет честность, тогда будет чистота, а вы, так сказать, отсекаете возможности для реального выбора. Граждане дали партии право иметь такое-то количество депутатов, и пускай она сама решает, кто будут эти люди, а вы цепляетесь: нет, мол, вы должны их на съезде утвердить, вы должны представить списки, их зарегистрируют, и только тот, кто стоит первым, во главе, - только он станет депутатом. С какой стати?! Вот где здесь логика?! Почему отсекаете возможность избрать лучших в парламент? Но ведь нет, говорят: вот как написали, так и есть. И говорят нам, мол, давайте вы их заранее проверяйте. А как вы можете заранее проверить? Как вы можете заранее проверить, если человек не кандидат в депутаты? Вот сейчас ваш руководитель "ЕДИНОЙ РОССИИ" хвалится, что у вас в списке из трёхсот кандидатов половина вообще никогда не участвовали, так откуда вы знаете, какими они будут как депутаты? Откуда вы их можете знать? Что, за пять минут праймериз определили, за пять минут всего? Мы двадцать два года не можем определить, что человек совершенно гнилой, негодный, и вот только когда он стал депутатом, мы видим наконец, какой он, а так он не будет себя показывать с худшей стороны. Значит, вы считаете, что пять минут праймериз важнее, чем двадцать лет проверки людей? Смешно просто! И вообще, какие праймериз?! Кого вы допустили к праймериз?! И кто там вообще был судьёй, чтобы определить, кто из них лучше, кто хуже? Совершенно нет логики в ваших действиях! И вы ещё столкнётесь после 4 декабря - к вам придут те, кто вообще не будет вас слушать здесь. Сейчас вы хвалитесь, что у вас половина лиц, которые вообще никогда никуда не избирались, а потом они здесь начнут вести себя так, что вы скажете: "Где там законопроекты фракции ЛДПР? Скорее, скорее, скорее!.." - и задним числом примете всё то, что мы вам предлагаем, с тем чтобы этот закон действовал в отношении Думы шестого созыва. Вы всё сделаете, чтобы действовал закон в отношении депутатов шестого созыва, когда в первые два месяца увидите, что неуправляемая Дума, что вы ошиблись в них! Такие тихие, хорошие, умные, а когда получат власть на пять лет, тогда вы увидите, какие они реально, и будете искать способ, как бы, так сказать, ввести их в определённую норму. Мы говорим: давайте это делать до их прихода в зал, давайте потом мы посмотрим, что это за люди, увидим их по-настоящему, когда явно уже можно определить, кто будет депутатом, - вот пускай соберётся съезд партии и там разгорятся настоящие праймериз, когда неделю будут решать, кого всё-таки включить, всё вспомнят про него - всё самое хорошее и самое плохое. И мы действительно отберём лучших по той квоте, которая нам положена. Квота - сорок депутатов? Вот мы этих сорок отберём из этих четырёхсот, самых лучших соберём и скажем: "Вот сорок у нас - кто пойдёт от вашего региона? Вот вы решайте, красноярская делегация, смоленская..." Даже, может быть, отдать эти квоты им туда, на места - пусть собирают конференцию, тысячу человек, и решают, кто от них будет депутатом от ЛДПР в Думе. Вы нас лишаете такой возможности, вы говорите: нет, вот списочек написали - так и будет. Даже очередь в баню можно поменять - объяснить людям: "Человек торопится на поезд, дайте ему помыться", а здесь говорят: нет, всё, сиди пять лет! Пять лет теперь ты будешь сидеть, и ничего с тобой нельзя сделать, пускай даже плохо работает парламент. Вот понимаете, почему у нас плохая страна Россия, плохая экономика, плохая мораль? Вот до сих пор я с коммунистами спорю: они говорят - самодержавие... Да оно осталось в ещё худшей форме! Уж лучше бы Николай II - его можно было в чём-то убедить, он шёл на уступки; уж лучше КПСС - и она шла на уступки. Вот сейчас что мы получили? Самые страшные виды самодержавия с самыми страшными видами одной партии - всё! Самый страшный такой симбиоз - худший самодержец и худшая, так сказать, партия. И мы с вами ничего не сможем сделать, ничего не сможем сделать, никуда не сможем двинуться! Видите - полупустой парламент, никто здесь не хочет находиться: не с кем спорить, не о чем спорить, никакой перспективы, никому не нужная демократия - это вот вы сделали! Вы упорно не хотите поменять законодательство - не хотите дать отдушину гражданам, чтобы они действительно могли здесь спорить, говорить, доказывать, чтобы лучшие из лучших сидели в парламенте! Вы напрочь отсекаете это, потому что вы боитесь реальной конкуренции, боитесь, что у вас... (Микрофон отключён.) Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ещё желающие выступить, уважаемые коллеги? Александр Петрович, наверное, вы хотите выступить с заключительным словом? Я должна сначала спросить докладчика, есть ли у него желание. Нет. Пожалуйста, Александр Петрович, ваше заключительное слово. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, выступавшие отметили якобы отсутствие логики в позиции комитета. Что должен вам сказать? Даже в самом проекте закона, который представили авторы законопроекта, отмечено, что политические партии после окончания выборов вправе - заметьте - в произвольном порядке внести изменения в порядок размещения кандидатов. И далее: очерёдность кандидатур в списке кандидатов после завершения выборов политические партии вправе определять произвольно. Это прямо записано в тексте законопроекта. Но как раз это вот слово "произвольно" и предполагает действия при отсутствии всякой логики. Ведь что означает "произвольно"? То есть в любом порядке, то есть практически анархия, чего, конечно, допускать нежелательно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Для стенограммы отмечаем, что полномочные представители президента и правительства в Государственной Думе не изъявляли желания выступить по данному законопроекту. Он выносится на "час голосования".
33-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 33 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Не принято.