Заседание № 62
17.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 48384-5 "О передаче прав на единые технологии".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1095 по 1114 из 8697
Пункт 3, проект федерального закона "О передаче прав на единые технологии". Доклад председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Алексеевича Фёдорова. Включите микрофон. ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет подготовил к третьему чтению законопроект "О передаче прав на единые технологии". Проведены юридико-техническая и лингвистическая экспертизы. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1466 по 1481 из 8697
На голосование ставится проект федерального закона "О передаче прав на единые технологии". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в третьем чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 03 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Принято.
Заседание № 58
03.12.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 48384-5 "О передаче прав на единые технологии" (принят в первом чтении 4 июня 2008 года с наименованием "О передаче технологий").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4666 по 4769 из 6656
У нас фиксированное время. По пункту 8 повестки дня (это второе чтение, обращаю ваше внимание, и надеюсь, что обсуждение будет не таким долгим) - по проекту федерального закона "О передаче прав на единые технологии" - докладывает первый заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Александрович Головнёв. ГОЛОВНЁВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона "О передаче прав на единые технологии". Ко второму чтению в Комитет по экономической политике и предпринимательству поступило сто пятнадцать поправок, из них шестьдесят одна рекомендована к принятию, пятьдесят четыре - к отклонению. В процессе доработки законопроекта уточнены правила и порядок распоряжения правами на единые технологии, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, путём их передачи на основе конкурсов и аукционов, а также без их проведения. В связи с этим было изменено наименование законопроекта, он сейчас носит название "О передаче прав на единые технологии". Хочу напомнить, что первое название было просто "О передаче технологий". Исходя из всего этого, мы надеемся, что, даже в результате изменения названия, ушло очень много критических вопросов, которые шли от научного сообщества. Уточнено описание единой технологии, что позволяет более чётко осуществлять правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии. Отдельно отражены особенности передачи прав на единые технологии военного, специального или двойного назначения для использования на территории иностранных государств. Внесены уточнения, связанные с согласованием с уже действующим законодательством. Устранены юридико-технические недостатки законопроекта. Так, редакция части 2 статьи 12 законопроекта, по которой были замечания Правового управления Аппарата Госдумы, не ущемляет ничьих прав, так как передача прав будет осуществляться в порядке, установленном настоящим федеральным законом, с учётом интересов всех лиц, которым право на эту технологию принадлежит совместно с Российской Федерацией или с субъектом Российской Федерации. Данный законопроект развивает и детализирует нормы части четвёртой Гражданского кодекса, посвящённые распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, и будет способствовать активизации передачи технологий в реальную экономику. Прошу поддержать законопроект во втором чтении и перейти к рассмотрению таблиц поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, таблица 1, в которой шестьдесят одна поправка, они рекомендованы комитетом к принятию. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 58 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2% Результат: принято Принято. Таблица 2, в ней пятьдесят четыре поправки, которые комитет предлагает отклонить. Есть ли предложения по обсуждению какой-либо из этих поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 37 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2% Результат: принято Таблица принята. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 08 сек.) Проголосовало за 369 чел.82,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято. Владимир Александрович, решение принято, вы можете присаживаться. Вы так стоите, что я думаю, вдруг что-то не так сделал. ГОЛОВНЁВ В. А. Да. Спасибо.
Заседание № 28
04.06.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 48384-5 "О передаче технологий".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3459 по 3720 из 6048
Пункт 8. Проект федерального закона "О передаче технологий". Доклад Юрия Петровича Сентюрина. СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О передаче технологий". Данный законопроект был подготовлен в соответствии с перечнем правовых актов, необходимых для реализации части четвёртой Гражданского кодекса, главы 77, которая, напомню, вступила в действие 1 января текущего года. Данный законопроект направлен на реализацию статей 1546, 1547, 1549 и 1551 названной мною главы. Основная идея предлагаемого законопроекта состоит в том, чтобы установить особенности распоряжения правами на технологии, принадлежащими Российской Федерации и субъектам Российской Федерации. Действие закона будет распространяться на следующий круг лиц: на лиц, которые осуществляют распоряжение правами на единые технологии; на лиц, организовавших создание единых технологий (исполнителей); на лиц, заинтересованных во внедрении единых технологий и обладающих реальными возможностями для их внедрения; на лиц, которым права на единые технологии принадлежат совместно с Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации; на лиц, приобретающих права на единые технологии в порядке, установленном данным законом; на федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Законопроект устанавливает права и обязанности указанных лиц, которые возникают в связи с процедурой передачи прав на технологии, принадлежащих Российской Федерации или её субъектам. Данный закон призван - самая главная идея - обеспечить коммерциализацию технологий, принадлежащих государству. В настоящее время финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 70 процентов осуществляется за счёт бюджетных средств. В результате силами учёных-исследователей создаются технологии, которые при грамотном их последующем использовании в производстве могут обеспечить существенное развитие высокотехнологичных отраслей и способствовать переводу российской экономики на инновационные рельсы развития, однако при закреплении прав на созданные технологии за государством в большинстве случаев данные технологии остаются в виде совокупности патентов и информации и не находят практического применения. В итоге это приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов. Для того чтобы предотвратить возникновение подобных ситуаций, в часть четвёртую Гражданского кодекса введён ряд норм. Я их коротко назову. Во-первых, по общему правилу, права на технологии, которые созданы за счёт бюджетных средств, закрепляются за создателями технологий, а не за государством. Во-вторых, перечень случаев, когда права на технологии закрепляются за государством, строго ограничен. И в-третьих, даже в тех случаях, когда права на технологии закрепляются за Российской Федерацией или, по данному законопроекту, за субъектами Российской Федерации, Гражданский кодекс предписывает государству передавать права на технологии частным лицам, которые обладают возможностями для внедрения этих технологий на практике. Проект федерального закона, о котором сегодня идёт речь, развивает названные положения Гражданского кодекса и регулирует процедуру передачи частным лицам прав на технологии, которые закреплены (я имею в виду эти права) за Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Законопроект из всех возможных способов передачи технологий отдаёт приоритет открытым конкурсам, в ходе которых права на технологии будут отчуждаться в пользу тех лиц, которые предложили наилучшие условия их внедрения. Проведение закрытых конкурсов возможно только при передаче технологий, сведения о которых составляют государственную тайну, а передача технологий путём аукциона - только при признании конкурса несостоявшимся. Передача технологий без проведения конкурса или аукциона ограничена законом случаями, когда конкурс, аукцион не состоялись, а также если лица, которым права на технологии принадлежат совместно с государством, приняли решение и согласились воспользоваться своим преимущественным правом и приобрести эти права в полном объёме. По замыслу, проект федерального закона устанавливает такую процедуру проведения конкурсов и аукционов, чтобы, с одной стороны, избежать передачи технологий лицам, не способным их эффективно внедрить, а с другой стороны, избежать излишней формализации и сложности процедур. Кроме того, открытость и прозрачность процедур проведения конкурса или аукциона, вводимых законопроектом, позволят исключить коррупционные злоупотребления при выборе правообладателей, которым передаются права на принадлежащие государству технологии. Хотелось бы отметить некоторые особенности данного законопроекта, которые имеют существенное значение. Прежде всего, в законопроекте предусматривается возможность заключения особых трёхсторонних соглашений о проведении дополнительных работ в тех случаях, когда технология уже создана, права на неё закреплены за государством, но практическое применение её сдерживается и возможно только после проведения дополнительных работ, то есть только после осуществления этих дополнительных работ возможно реализовать эти технологии. Сторонами соглашения о проведении дополнительных работ являются государство, создатели технологий и инвесторы. После проведения дополнительных работ, финансируемых инвестором, последний получает технологию, доведённую до стадии необходимого практического применения, а также права на неё. Подобные соглашения не являются нашим изобретением, они распространены в Америке, в Европе и уже доказали свою эффективность. Второй момент. Законопроект детализирует специальные нормы, гарантирующие осуществление преимущественного права лица, создавшего технологию, на приобретение права на эту технологию, и вводит ряд особых правил распоряжения правами на технологию в тех случаях, если указанные права принадлежат совместно Российской Федерации и (или) субъектам Российской Федерации и иным лицам. Ещё одна особенность, на которую я хотел бы обратить внимание. Гражданский кодекс предписывает преимущественное использование технологий, созданных за счёт средств государства на его территории, на территории России. Права на технологии могут передаваться для использования на территориях иностранных государств. Такая возможность законопроектом предусмотрена. В данном случае эта возможность оговаривается исключительным наличием согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств. При этом сделки, которые предусматривают использование технологий за пределами страны, подлежат в обязательном порядке государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Законопроект при этом определяет перечень документов, которые необходимы для государственной регистрации сделки, предусматривающей использование технологий за пределами страны. Принятие законопроекта обеспечит законодательное регулирование в России процессов закрепления, распределения и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, будет способствовать созданию благоприятных, современных экономических и правовых условий для вовлечения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности и развитию национальной инновационной системы. Законопроект прошёл все необходимые процедуры согласования в системе исполнительной власти. Его принятие не повлечёт за собой дополнительных расходов бюджетной системы. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я приглашаю на трибуну для содоклада председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Алексеевича Фёдорова. ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Внесённый Правительством Российской Федерации законопроект - это начало большой работы по активизации оборота нематериальных активов, что крайне важно для долгосрочного развития России. Эффективность использования передовых технологий является одним из ключевых критериев, свидетельствующих о переходе от сырьевой экономики к инновационно-ориентированной. По данным Счётной палаты, доля нематериальных активов Российской Федерации составляет лишь 0,3 процента всех внеоборотных активов страны вместо как минимум 30 процентов, которых необходимо достичь с точки зрения мировых стандартов. Данный законопроект направлен на реализацию положений части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 1 января 2008 года. Это проект единого правового акта, охватывающего нормативное регулирование передачи технологий, созданных за счёт или с привлечением средств как федерального, так и регионального бюджетов. Законопроект регламентирует особенности распоряжения правами на единые технологии и правами на части единых технологий гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъектам Федерации, определяет порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение прав на единые технологии, а также возможные случаи и порядок передачи Российской Федерацией или субъектами Федерации права на технологии без проведения конкурса или аукциона. По мнению комитета, принятие закона "О передаче технологий" законодательно отрегулирует порядок закрепления, распределения и распоряжения правами на технологии, упорядочит отношения в сфере результатов интеллектуальной деятельности, даст стимул для активизации передачи технологий в экономику и развития национальной сферы инноваций. Поддерживая представленный законопроект, комитет считает необходимым отметить ряд замечаний и предложений к законопроекту, положений законопроекта, нуждающихся в уточнении, дополнительном обсуждении и детализации, для их рассмотрения во втором чтении. Возможно, следует чётко определить объект предлагаемого регулирования с учётом положений пункта 4 статьи 129 Гражданского кодекса. Отдельные положения законопроекта необходимо будет дополнительно уточнить с учётом положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В случаях передачи прав на технологии военного, специального и двойного назначения для использования на территории иностранных государств необходимо учесть законодательство в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Полагаю, что внести все необходимые уточнения, а также учесть высказанные замечания мы сможем во втором чтении. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. А, нет, пока задержитесь, Евгений Алексеевич. Прошу прощения, у нас первое чтение. Я обращаюсь к залу: есть ли вопросы? Есть, одна рука, две. Подводим черту. Депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Матханов. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Юрий Петрович, ну всё-таки не совсем понятна вот эта процедура. По этому законопроекту первоочередным является отчуждение технологий по конкурсу. Конкурс может не состояться, тогда идёт аукцион. Как у нас аукционы проводятся, вы знаете. С чем же останется Российская Федерация или субъекты Российской Федерации, когда вот таким макаром пройдут торги? В итоге технология, на создание которой наша страна затратила огромные деньги, за копейки может уйти. Ну и что получит наша страна? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович. Я хотел сказать, что главная цель этого законопроекта сводится как раз к тому, чтобы простимулировать процедуру, процесс передачи созданных технологий. Сегодня проблема состоит как раз в другом - в том, что эти технологии повисают в виде груза патентов и просто не применяются никаким образом, поэтому предлагается порядок обязательной их передачи. Согласно этому законопроекту в том случае, когда конкурс признан несостоявшимся, не состоялся аукцион, предусмотрена процедура передачи технологий без конкурса и без аукциона. Она достаточно обстоятельно здесь прописана, и в этом случае государство или субъект Российской Федерации, которые затратили средства на создание данной технологии, получают определённый процент или масштаб возмещения понёсенных расходов через процедуру вознаграждения единственного участника, если таковой всё ж таки был, или через процедуру получения средств за предоставление соответствующих прав, что предусмотрено данным законопроектом в том случае, когда заключается уже договор на отчуждение права на технологии. Так что государство в лице Федерации или субъекта Российской Федерации в данном случае не пострадает, а с точки зрения результата, а именно внедрения данной технологии в производство, только выиграет. В этом состоит замысел законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матханов Владимир Эдуардович. МАТХАНОВ В. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, есть ли в настоящий момент реестр всех технологий, которыми обладают государство или субъекты Российской Федерации, что необходимо в целях обеспечения равенства прав претендентов на те технологии, которые будут передаваться, а также, конечно, в целях снижения коррупционной составляющей, я так полагаю, чтобы не получилась ситуация: кто успел, тот и съел? Если нет, то предполагается ли ведение такого реестра и насколько он будет доступен для участников данного рынка? СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос. Уважаемый коллега, я напомню, что в данном случае речь идёт о тех технологиях, которые подпадают под действие норм главы 77 части четвёртой Гражданского кодекса. На сегодняшний день таковых технологий ещё нет. Речь идёт о тех технологиях, которые появятся как следствие процесса финансирования средств государством или субъектом Российской Федерации в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и последующей за ним процедурой закрепления прав Российской Федерации или субъекта Российской Федерации на эти технологии. Потом уже начинается процедура конкурса или аукциона или будет передача без конкурса. На сегодняшний день Гражданский кодекс, а тем более законопроект, который мы обсуждаем, не предусматривает процедуры ведения реестра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Евгений Алексеевич. Уважаемые коллеги, мы прошли процедуру вопросов и ответов. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Нет. Представители президента и правительства? Не настаивают. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О передаче технологий". Комитет поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 37 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принято.