Заседание № 270
О проекте федерального закона № 483530-7 "О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Валерий Степанович Скруг. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации в июне 2018 года и принят Государственной Думой в первом чтении 11 октября 2018 года. К законопроекту поступила одна поправка, представленная в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Правительство поддерживает поправку в данной редакции. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам 13 января этого года рассмотрел и одобрил данную поправку. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по указанному проекту федерального закона не имеется. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять данную поправку к проекту федерального закона и принять указанный законопроект во втором чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по поправке? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 18 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование: принять проект закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 42 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. СКРУГ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении 23 января 2020 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Спасибо.
Заседание № 151
О проекте федерального закона № 483530-7 "О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18, это приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад Геннадия Васильевича Кулика. Пожалуйста. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект направлен на расширение полномочий и возможностей регионов более широко применять патентную систему налогообложения, что, мы уверены, будет способствовать упрощению ведения бизнеса малыми предприятиями, поскольку система достаточно простая. А дальше это будет способствовать тому, что и сам сельхозтоваропроизводитель будет выходить из тени. Это всё легко контролировать и в то же время стимулировать, поскольку учитываются особенности каждого сельхозтоваропроизводителя - разный размер земли, разное качество почвы, разная специализация. В законопроекте предусматривается, что можно применять патентную систему как в отраслях растениеводства, животноводства, так и при комбинации этих видов, когда у производителя есть и то, и другое. То есть все эти особенности учтены. Мы просили бы вас поддержать этот законопроект. Ко второму чтению уточним, поработаем над тем, чтобы сельхозтоваропроизводители могли также заниматься производством сырья для целей, связанных с производством растительного чая, что сейчас стало модно, и правильно. И это также будет хорошо воспринято всей общественностью. Комитет просит поддержать этот законопроект. Фракция согласна, она выносит этот законопроект на ваше рассмотрение. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Валерия Степановича Скруга. Пожалуйста. СКРУГ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Геннадий Васильевич изложил суть законопроекта. В законопроекте вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и предоставляется право субъектам Российской Федерации осуществлять полномочия по объединению различных видов предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве: в настоящий момент на них отдельно выдаются патенты, а будет выдаваться единый патент. Этот закон поможет малому бизнесу и сельскому хозяйству в целом. Вместе с тем комитет отмечает, что в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению необходимо обратить внимание на понятие "единый патент" - на данный момент в законодательстве Российской Федерации такого понятия нет. Также нужно отработать положение о порядке получения данного документа и уточнить положения пункта 2 статьи 346-43 Налогового кодекса в целях исключения дублирования установленных им видов предпринимательской деятельности. Правовое управление Аппарата Государственной Думы поддержало концепцию законопроекта. На законопроект поступили положительные заключения Правительства Российской Федерации, Счётной палаты; поступило 37 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за принятие закона высказались 50 руководителей субъектов Российской Федерации, против - два. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня вопрос к обоим докладчикам. Вот благое намерение облегчить жизнь малым предпринимателям, фермерам, которые сегодня зарегистрированы как ИП или крестьянское (фермерское) хозяйство, - ну почему бы не поддержать? Но речь-то идёт о том, чтобы теперь и личные подсобные хозяйства поставить в строй и заставить платить за патент! Вот можно ли разделить, согласны ли вы разделить на две части, то есть начать с того, что сначала перейти на патент тем, кто зарегистрирован как предприятие, относящееся к малому бизнесу, а потом другим законом давайте заставим патентоваться, так скажем, личные подсобные хозяйства? И здесь принципиальное... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кулику включите микрофон, пожалуйста. КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, я вас просил бы не поднимать, не ставить сейчас этот вопрос: его надо, если есть такое желание, дополнительно рассмотреть и обсудить. У нас 18 миллионов личных подсобных хозяйств, они производят огромное количество продукции, государство туда не вкладывает ни одной копейки, поэтому облагать их налогом - это всё равно что с нас взять налог за то, что мы дышим воздухом, поэтому это тема такая... Если мы личные подсобные хозяйства включаем в систему, где будет поддержка государства, тогда можно рассматривать этот вопрос, если же этого не делать, тогда, извините меня, это не будет воспринято населением, я это говорю совершенно честно и откровенно. К этому вопросу прошу относиться очень осторожно: и так сегодня делаются наскоки на личные подсобные хозяйства, некоторые считают, есть такие настроения, что надо ограничить количество голов скота, которые они держат, и так далее. Там есть проблемы, которые пока рассматриваются на уровне регионов, так что с этим вопросом я пока совершенно не спешил бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, коллега как раз и задаёт вопрос: не введёте ли вы этим законом патент для личных подсобных хозяйств? В этом как раз вопрос - вы на него ответьте. Включите микрофон. СКРУГ В. С. Александр Дмитриевич, ни в коем случае, это Геннадий Васильевич и сказал. Я приведу пример: у нас практически все работают на едином сельхозналоге, в Белгородской области (я беру свою область) выдано всего 1247 патентов, из них только 28 - в области сельского хозяйства, или 2,8 процента, но когда человек занимается растениеводством, животноводством либо реализует удобрения, то он должен взять патент и на первый, и на второй, и на третий вид деятельности. В данный момент предлагается объединить, снять эти бюрократические барьеры и выдавать всего один патент. Я сказал, что ко второму чтению надо будет уточнить, что такое единый патент, и разработать положение о его выдаче. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые докладчики, у вас спрашивают: вы за то, чтобы и ЛПХ платили налог, или нет? У вас в этом законопроекте в принципе и ЛПХ подпадают под получение патента. Вот вы ответьте на вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон, пожалуйста. СКРУГ В. С. Я не считаю, что ЛПХ согласно этому законопроекту должны облагаться налогом. Ну вот Геннадий Васильевич вам ответил, я с ним солидарен. Где вы видели это в проекте закона? Покажите, зачитайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Валерий Степанович, эксперты говорят, что правильнее было бы не ограничиваться определённым видом аграрной деятельности, а ввести упрощённое налогообложение для всех сельхозхозяйств с годовым оборотом до 10 миллионов рублей. Патент поможет малым фермерским хозяйствам сократить расходы на бухучёт и налоговую отчётность и дополнительно простимулирует аграриев. Прокомментируйте, пожалуйста, такой подход. СКРУГ В. С. Я думаю, что ко второму чтению у вас будет возможность внести данное предложение, и мы будем рассматривать его в комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Максимова Светлана Викторовна. МАКСИМОВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые друзья, я сначала отвечу на вопрос Нилова. Дело в том, что мы с Виктором Борисовичем готовили этот законопроект, и там всё чётко прописано: это сделано для тех личных подсобных хозяйств, где желают перейти на выпуск фермерской продукции, - понимаете? - здесь никто никого не будет заставлять. Есть личные подсобные хозяйства, где по 100 голов коров, но человек боится перейти на работу в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, потому что бюрократы их просто задушили! И принятие закона нам даст то, что патент заменит НДФЛ, налог на имущество и НДС, не нужно будет сдавать декларацию. ЛПХ никто загонять туда не будет! Почему сегодня возник этот законопроект? Потому что приходят люди и говорят: мы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мне кажется, ответ понятен, дан ясный ответ на вопрос, который задавали. Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ну, отчасти коллеги уже ответили на мой вопрос, но я всё-таки хотел бы, чтобы вы уточнили. Судя по данным Росстата, на сегодняшний день более 50 процентов отдельных видов сельхозпродукции производится именно личными подсобными хозяйствами. Валерий Степанович, вы в принципе сказали, что ко второму чтению надо определить порядок получения патента, но мне всё-таки хотелось бы понять, какие критерии будут предъявляться к личным подсобным хозяйствам, чтобы они переходили на патентную систему? Что, бабушка, которая что-то вырастила, имеет излишек и хочет просто продать его на рынке или на сельхозярмарке, тоже должна будет получать патент? Когда мы встречаемся с людьми в сельской местности в рамках региональной недели, они этот будущий закон называют законом о введении налога на каждую посадку, на каждую единицу... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста. КУЛИК Г. В. Коллеги, давайте мы ещё раз, чтобы не взбудоражить всю Россию... Был задан вопрос: распространяется ли это на личные подсобные хозяйства? Я вам ответил: у нас в стране 18 миллионов личных подсобных хозяйств - на них не распространяется. Если личное подсобное хозяйство по каким-то причинам хочет работать так, как работают малые предприятия, фермерские хозяйства, оно должно зарегистрироваться, платить соответствующие налоги на землю и другие, которые вытекают из этого, и тогда переходить на патентную систему налогообложения. Прошу вас, ради Христа, ничего не путать! Если кто-то говорит, что у него 150 коров, - отлично, пусть регистрируется как фермерское хозяйство и работать будет по патентной системе, стоимость патента будет другая, чем у того, у кого 10 или 20 коров, это совершенно понятно, поэтому не надо... Проект закона, который подготовлен, обеспечивает поддержку малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств - он направлен на это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Скоро у нас не будет ни дачных хозяйств, ни личных подсобных хозяйств, потому что 1 января 2019 года вступит в силу закон о садоводстве и огородничестве, по которому все садоводческие товарищества станут некоммерческими организациями, будут регистрироваться в установленном законом порядке и будут обязаны зарегистрировать всё своё имущество, причём садоводы даже могут иметь капитальные строения - и в соответствии с этим будут платить и налог на землю с кадастровой стоимости, и налог на недвижимость с кадастровой стоимости. Я вот подсчитал: регистрация обойдётся в среднем по стране в 70 тысяч рублей, ещё 30 тысяч рублей - ежегодные платежи. Дачный участок в 6 соток не даёт такого дохода. К этому прибавляется покупка объединённого патента на садоводчество и огородничество: если человек выращивает на своём приусадебном участке какие-то овощи, значит, он занимается растениеводством, а если у него есть коза, то он занимается животноводством. Всё это очень легко просчитывается - заставят людей платить. Но вот в чём беда: дело в том, что у нас 45 процентов животноводческой продукции, 70 процентов картофеля и 80 процентов овощей дают личные подсобные хозяйства, и, если мы примем вот эти драконовские законы, которые облагают непомерным налогом все эти хозяйства, мы лишимся этой продукции и вынуждены будем покупать всё за границей, потому что крупные сельскохозяйственные предприятия всё это не выращивают. Так что за этот законопроект голосовать не стоит. Фракция КПРФ будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! А наша фракция будет голосовать за этот законопроект - по следующим причинам. Первое. Приняв этот закон, мы дадим фермерам и тем, кто занимается сельским хозяйством на сельских территориях, возможность простого и понятного налогового расчёта. Второе. Мы дадим возможность не представлять налоговую декларацию, что упростит систему налогообложения и даст возможность людям, занимающимся сельским хозяйством, беспрепятственно работать в правовом поле. Третье. При получении патента можно будет выбирать срок действия: один месяц, три, двенадцать - то есть период будет выбирать сам человек, который получает патент. И главное. Мы в этом зале всегда говорим, что очень многие граждане России работают, они самозанятые, но они не платят налогов. Этим законом мы дадим возможность легализоваться, платить налоги, как следствие, сельхозналог и налог по патентной системе будут оставаться в местных бюджетах, и местная власть - представительная, исполнительная - сама будет регулировать все процессы на селе, ведь сельское хозяйство - это не отрасль, это уклад жизни. Посмотрите, даже обсуждая сегодня законопроект, как много говорили коллеги! И писали законопроект практики - Геннадий Васильевич Кулик, Светлана Максимова, Владимир Плотников. Наша фракция считает, что, если мы совсем не будем этого делать, тогда не нужно задавать вопрос, почему у нас сельским хозяйством люди заняты, сельскохозяйственная отрасль развивается, но налоги не платят. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект и совершенствовать его вместе с работниками сельского хозяйства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич от фракции. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Очередное открытие очередного ящика Пандоры. Благим намерением выстилается дорога к очередной катастрофе, прежде всего для правительства - инициатора этого законопроекта, ну и для вас, тех, кто его будет поддерживать. Если бы не было примеров - но только в этом году сколько примеров, когда очередное благое намерение оборачивалось чуть ли не массовыми протестами, которые выражаются пока, слава богу, только в голосовании против политики правительства и партии власти. Здесь сплошные противоречия: вы говорите об одном, пишете другое, а реализовывать в регионе будут, может быть, третье, совсем по-другому. Такие законы нельзя писать недоговаривая, недосказывая, тем более отдавая на откуп регионам то, как продолжить начатую реформу. Вы говорите о том, что надо платить налоги. Сколько раз мы говорили, что нужно платить справедливые налоги и с богатых брать по прогрессивной шкале, а с супербогатых - ещё больше? А вы куда рулите? К какому прорыву ведёте? Вы говорите, что надо брать налоги с личных подсобных хозяйств, с крестьян, которые из сапог и телогреек не вылезают, не имеют никакой поддержки. Чтобы брать налоги, нужно сначала вложить - вы вложите, как вкладывают в Европе и Америке, в сельское хозяйство, а потом говорите о налогах. Не вкладывая ничего... Всё на людях: и свет, и дороги - не дороги, а бездорожье! И вы ещё говорите, что недоплачивают, оказывается, крестьяне. Встаньте на их место - хотя бы на месяц - я посмотрю, как вам захочется платить налоги, оплачивать патент! Противоречие на противоречии - уважаемые коллеги, посмотрите, что вы пишете, определитесь! Кто-то говорит, что будем облагать ЛПХ, вы говорите, что нет, не будем облагать, а в пояснительной записке написано: "Десять последних лет, как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, существует довольно многочисленная группа личных подсобных хозяйств (ЛПХ), ведущих, по сути, предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных", то есть не платящих налоги. Зачем вы тогда пишете об этом? Дальше противоречие. Вы пишете, что на местном уровне положительный эффект от принятия этого закона ожидается в виде увеличения доходной базы местных бюджетов, то есть, видите, цель поставлена - увеличить доходную базу местных бюджетов. В следующем же абзаце у вас совершенно противоположная мысль: законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. Как можно одновременно снизить нагрузку на малый бизнес и увеличить налоги? Здесь противоречие, лукавство! Мы категорически против вот такой недосказанности, неопределённости, недоговорённости, которая касается миллионов, причём трудящихся, крестьян, действительно заслуживающих только поддержки, только освобождения от всех налогов. Ну почему в городе есть плитка, асфальт, музеи, свет кругом горит, а в деревне ничего этого нет?! Почему люди ещё должны - вы, может быть, и говорите, что это справедливо, - платить, как и весь малый бизнес в городах, компании и так далее? Нет справедливого подхода, это напоминает мне, знаете, одну историю... Сергей Иванов, не отвлекайте товарищей! Вам же замечание нужно будет делать сейчас по моему выступлению, а вы не уловите главную мысль. Помните "Свадьбу в Малиновке"? Выходит атаман и говорит: ну я же атаман идейный, я и все мои товарищи стоим за свободную личность, то есть выбор будет - туда пойти, сюда пойти... А что народ отвечает? Вот именно! Веры абсолютной нет относительно этого закона, а опасности очень серьёзные. Я вас уверяю, что придётся либо вообще отказаться от него, либо действительно уточнить во втором чтении, что он ни в коем случае не касается личных подсобных хозяйств, что на 100 процентов сохраняется гарантия свободы ведения своего хозяйства и реализации продукции. Вот где собака зарыта, ведь можно будет заниматься сельским хозяйством, выращивать скот и что-то там на огороде, но продать продукцию будет нельзя - вот где кроется главная претензия! Пропишите сейчас в законопроекте все эти гарантии, чтобы они не могли быть пересмотрены на уровне региона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Геннадий Васильевич, будете выступать? Кулику включите микрофон. КУЛИК Г. В. Очень приятно, что коллеги так заинтересованно отнеслись к этой теме. Она для России действительно очень важная, очень характерная. На самом деле, что касается личных подсобных хозяйств, 45 процентов продуктов, причём очень многих продуктов, даже животноводческих, производится в этом секторе. Могу вам прямо сказать: даже в примерном уставе колхоза, который был утверждён товарищем Сталиным, было написано о том, что колхозник имеет право строить дом, иметь в личном подсобном хозяйстве корову, тёлку, две свиноматки с приплодом, пять голов овец и птицы неограниченное количество. Это было сделано специально для того, чтобы дать все возможности для развития подсобных хозяйств. Я ещё раз прошу вас обратить внимание: на подсобные хозяйства садоводов, огородников этот проект закона не распространяется, он распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства и малый бизнес, малые предприятия, которых очень большое количество. Закон облегчит им ведение бизнеса, позволит наращивать производство, а главное, будут учтены их индивидуальные особенности и объёмы производства, количество земли и другие условия производства продукции. Прошу поддержать этот законопроект, он будет очень полезен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 59 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.