Заседание № 219
О проекте федерального закона № 483530-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обеспечении и аэронавигационном обслуживании полётов воздушных судов Вооружённых Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 26. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пузанов Игорь Евгеньевич. Включите микрофон. ПУЗАНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". К законопроекту поступило всего четыре поправки, все поправки приняты, комитет предлагает законопроект принять во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, четыре поправки. Есть замечания? Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте. Это обсуждаем пункт 26, второе чтение, Борис Сергеевич. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 43 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич, предложение ваше. Пузанову включите микрофон. А где Прозоровский? Только что сидел в зале. Прозоровского верните в зал. ПУЗАНОВ И. Е. Законопроект полностью подготовлен к принятию в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В третьем чтении. ПУЗАНОВ И. Е. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания? Настаивает кто-то на выступлении по мотивам? Нет. Выносим данный законопроект во втором и третьем чтениях на "час голосования".
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Голосуем во втором чтении, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 04 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Этот же законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 22 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 213
О проекте федерального закона № 483530-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обеспечении и аэронавигационном обслуживании полётов воздушных судов Вооружённых Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Кворум имеется, мы можем продолжить работу. У нас сейчас пункт 12, фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклады официальных представителей Президента Российской Федерации - статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова и главнокомандующего Военно-воздушными силами Александра Николаевича Зелина. Я так понимаю, что Александр Николаевич у нас начинает. Да, пожалуйста. Здравствуйте. ЗЕЛИН А. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации, главнокомандующий Военно-воздушными силами. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Целью законопроекта является освобождение Вооружённых Сил Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание и обеспечение полётов наших воздушных судов, за исключением коммерческих рейсов. Данный законопроект предусматривает внесение изменений в федеральные законы "Об обороне", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и в Воздушный кодекс Российской Федерации. В настоящее время законодательством Российской Федерации освобождены от аэронавигационных и аэропортовых сборов МЧС России и ФСБ России - используют воздушное пространство Российской Федерации на безвозмездной основе, а также получают на безвозмездной основе обеспечение полётов. Минобороны России такими правами не обладает. Внутренние войска МВД России имеют право на безвозмездное использование воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации только в условиях чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств. Отсутствие правовой нормы по безвозмездному предоставлению Минобороны России услуг по аэронавигационному обслуживанию и обеспечению полётов воздушных судов возлагает на него соответствующие обязательства по возмещению расходов организаций и предприятий на оказание данных услуг и, следовательно, налагает ограничения на деятельность Министерства обороны, осуществляемую в интересах обороны и безопасности страны. Аналогичные обязанности возложены на внутренние войска МВД России при выполнении их воздушными судами полётов с использованием гражданских аэродромов, а также полётов, выполняемых в отсутствие чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств. Принятие данного законопроекта позволит осуществить реализацию единого подхода в отношении федеральных органов исполнительной власти при освобождении от взимания платы за аэронавигационное обслуживание и обеспечение полётов их воздушных судов при выполнении ими различных задач по предназначению. Помимо вопроса, связанного с освобождением воздушных судов Вооружённых Сил России и внутренних войск МВД России от взимания платы за аэронавигационное обслуживание и обеспечение полётов, в рамках законопроекта предполагается установление правовых основ по компенсации за счёт средств федерального бюджета расходов организаций и предприятий на оказание данных услуг. Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует выделения дополнительных денежных средств в размере 166 миллионов рублей. На законопроект получены заключения Минюста России, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Имеющиеся в заключениях замечания частично учтены. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, прошу принять законопроект в первом чтении. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Присаживайтесь. Я информирую депутатов, что докладчики согласовали, что будет один доклад, он сделан, но Николай Александрович Панков, как официальный представитель президента, находится здесь и участвует в обсуждении, так что позже вы можете ему задавать вопросы. И содоклад от Комитета по обороне делает Игорь Евгеньевич Пузанов. Пожалуйста, Игорь Евгеньевич. ПУЗАНОВ И. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, хочу лишь отметить, что вопросы обороны и безопасности относятся к высшим приоритетам государственной деятельности и связаны с оперативностью и масштабом выполняемых задач, в связи с этим Комитет по обороне считает крайне важным обеспечить необходимые условия для их реализации Вооружёнными Силами и внутренними войсками. Именно на это и направлен законопроект, который предполагает изменить порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание и обеспечение полётов воздушных судов. Аналогичный подход по освобождению федеральных органов от оплаты за использование воздушного пространства, аэропортов, аэродромов уже применяется в отношении деятельности авиации ФСБ России и обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ МЧС России. Вносимые в законопроект изменения позволят реализовать единый для федеральных органов государственной власти подход при оплате соответствующих услуг в целях обеспечения обороны и безопасности, обеспечить этапность освобождения от взимания платы за оказанные услуги в соответствии с бюджетным процессом, урегулировать вопросы порядка возмещения расходов за предоставляемые услуги по аэронавигационному обслуживанию и обеспечению полётов государственной авиации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы возражений концептуального характера по законопроекту не имеет. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игорь Евгеньевич, пока задержитесь на трибуне. Я обращаюсь к залу: есть ли вопросы к докладчикам и содокладчику? Есть вопросы. Так, две руки я вижу. Нина Александровна Останина и Романов. Никого я не забыл? Два вопроса. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к представителю правительства заместителю министра обороны Николаю Александровичу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он представитель президента в данном случае. ОСТАНИНА Н. А. Да, да, извините. Стоимость этого законопроекта 200 миллионов рублей в год. В этой связи, не сомневаясь в необходимости этого закона, вопрос следующего характера: каков механизм контроля? Вопрос доверия возник потому, что сегодня наряду с МЧС, ФСБ внутренние войска... Речь идёт о том, что далеко не все средства, которые находятся сейчас в распоряжении Министерства обороны, расходуются по назначению. В этой связи: механизм контроля за использованием средств каков? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович Панков, пожалуйста. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. С удовольствием отвечу на этот вопрос. Я должен сказать, что бесконтрольных полётов авиации Вооружённых Сил Российской Федерации нет и быть не может. Вы знаете, что в стране существует единая система контроля воздушного пространства, мы работаем в рамках этой единой системы контроля и полагаем, что на самом деле все федеральные органы исполнительной власти силового блока должны работать в едином правовом поле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Николай Александрович, совокупные федеральные расходы на армию и МВД - это сотни миллиардов рублей. На этом фоне сама по себе цифра не столь велика, но меня заинтересовали два момента. Первое: что сейчас нас к этому подтолкнуло, ведь уже много лет мы наблюдали эту картину? И второе. Если можете, скажите: аэронавигационное оснащение в России сегодня в какой мере принадлежит государству или оно тоже в руках частного капитала? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А. Отвечая на вопрос, что нас подтолкнуло, могу сказать, что факторов было несколько, но главный из них заключается в том, чтобы авиация Вооружённых Сил Российской Федерации, если возникнет такая необходимость служебная, боевая необходимость, могла бы безвозмездно использовать всю имеющуюся в нашей стране аэродромную инфраструктуру независимо от форм собственности. Сегодня такой возможности мы не имеем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Игорь Евгеньевич. Настаивает ли кто-то на выступлении? Да, депутат Гаврилов, одна рука, я вижу. С места? Включите микрофон на рабочем месте депутату Гаврилову. ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Николай Александрович и уважаемый Александр Николаевич! У нас не было бы вопросов к этому законопроекту, поскольку фракция традиционно поддерживает все законы, связанные с реальным усилением обороноспособности страны, однако вопрос гораздо сложнее, чем он представляется на первый взгляд, и, я думаю, для более полного его изучения следовало бы пригласить комитет, например, по транспорту или по бюджету в качестве соисполнителей. Почему? Вы, наверное, не знаете, коллеги, что задолженность Минобороны перед Госкорпорацией по ОрВД, организации воздушного движения, - около 700 миллионов. Это странная практика, когда Министерство обороны не платит государству же, и не просто государству, а наиболее инновационно ёмкой, как сейчас бы сказали, корпорации, которая обеспечивает внедрение инноваций и модернизацию нашей всей структуры, причём не только за аэронавигационное обслуживание, оно ещё не платит, и предполагается не платить, и за инженерно-авиационное обслуживание, и за аэродромное обслуживание, и так далее, и тому подобное, не платит в том числе по тем аэропортам, где у нас существует двойное базирование. То есть наши аэродромные службы чистят снег, убирают полосы, обеспечивают текущий ремонт, сопровождение и так далее, и тому подобное, в том числе аэронавигационное обслуживание, и задолженность накапливается, а на все вопросы наших государственных служб, в том числе Министерства транспорта, Министерство обороны отвечает, что порядка нет, вот когда будет, тогда мы и оплатим, а поскольку нам не нужно, то и порядка нет по оплате. Этика, конечно, неправильная, нельзя, чтобы одна государственная рука за счёт другого государственного кармана решала свои задачи. Это некорректно, неправильно, я думаю, с точки зрения бюджетной дисциплины это глубокая ошибка, если не сказать больше. Поэтому, понимая всю важность задачи, я хотел бы сказать, что мы должны бороться с тенденцией - вот мы принимали законы "О полиции" и "О транспортной безопасности", - когда на транспортные организации перекладывается содержание за свой счёт, так сказать, Министерства обороны, причём не только боевые полёты, но, как мы знаем, зачастую под видом боевых полётов предпринимается немало и коммерческих рейсов. Это раз. Второе. Борьба с терроризмом, когда мы вынуждены оплачивать и вневедомственную охрану, и проведение контртеррористических операций, и содержание техники. Это что получается? Мы за счёт налогоплательщиков в соответствии с Конституцией оплачиваем содержание силовых структур, в том числе Министерства обороны, и при этом мы платим вторично, потому что это же не бесплатно - обеспечение Министерства обороны. Аэропорты закладывают это в тариф за аэронавигационное обслуживание авиакомпаний, авиакомпании закладывают в билет, и пассажир, авиапассажир в данном случае, платит второй раз, уже за содержание Министерства обороны. Я думаю, мы должны сделать схему более прозрачной. Принимая во внимание ответственность, я надеюсь, нашего Министерства обороны, мы хотели бы ко второму чтению услышать, какие в соответствии с принятым порядком правительство подготовило нормативные акты, чтобы обеспечить реальный порядок возмещения расходов за счёт федерального бюджета аэропортам, аэропортовым службам, прежде всего государственным, Росавиации и Госкорпорации по организации воздушного движения. Хотелось бы заметить, что в этом году Министерство финансов недоплатило нашей аэронавигационной службе больше, чем всем остальным отраслям, около 15 процентов, и на 2011-2012 годы планируется сокращение средств федеральных, выделяемых на инфраструктуру воздушного транспорта, на 12-13 процентов. Мы не должны доводить нашу наиболее наукоёмкую и правильную прорывную отрасль до положения нищего реципиента. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента, представитель правительства не настаивают на участии в дискуссии? Нет. Докладчики, содокладчик не хотят выступить с заключительным словом? Нет. Тогда мы выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 12. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 55 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принято.