Заседание № 45

08.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 483489-4 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о возможности освобождения от ответственности при малозначительности правонарушений в соответствии с порядком и условиями, установленными законами субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5692 по 5821 из 6640
Пункт 28. "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об                
административных правонарушениях". Докладчик, представляющий Калининградскую    
область, просит рассмотреть закон без своего участия, опять на трибуне          
Александр Петрович Москалец. У него хорошее настроение сегодня.                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, действующее законодательство - и             
уголовное, и административное - содержит и институты освобождения от            
ответственности. Это, вы знаете, и необходимая оборона, и крайняя               
необходимость, и малозначительность, и другое. Мы же сегодня будем говорить о   
малозначительности административного правонарушения, поэтому остановлюсь        
только на нормах Кодекса об административных правонарушениях. И вот этот        
Кодекс в статье 2.9 устанавливает возможность освобождения от                   
административной ответственности при малозначительности административного       
правонарушения, ограничиться при этом устным замечанием. Я скажу, очень         
хорошие нормы, человечные нормы, однако почему-то вот Калининградская           
областная Дума, посчитав, что при этом теряется смысл административного         
наказания, внесла рассматриваемый законопроект, предложив, чтобы это правило    
к законам субъектов применялось в порядке и на условиях, которые                
предусмотрены законами самих же субъектов. Согласиться с таким подходом никак   
нельзя, и я в нескольких тезисах отвечу почему.                                 
                                                                                
Во-первых, хотя понятие малозначительности в Кодексе об административных        
правонарушениях не раскрывается, имеется, уважаемые коллеги, целый комплекс     
судебных решений, постановлений пленума Верховного Суда, определений по         
делам, отработавших этот вопрос до режима практического применения, и на        
практике никаких вопросов это не вызывает.                                      
                                                                                
Теперь второе. Статья 19 Конституции Российской Федерации, установившая         
принцип равенства граждан перед судом, ведь действует, а если каждый субъект    
Российской Федерации будет иметь свою правоприменительную практику, то о        
статье 19 Конституции просто следует позабыть.                                  
                                                                                
Теперь третье. Точно такой же принцип о равенстве граждан провозглашает и       
статья 1.4 Кодекса об административных правонарушениях, однако авторы           
законопроекта об этом вообще не говорят и не упоминают в своём законопроекте.   
                                                                                
Четвёртое. Статья 1.3 административного кодекса определяет, что общие           
положения и принципы административного законодательства относятся к ведению     
только федерального центра, только Российской Федерации, а не субъектов         
Российской Федерации, и, не меняя этой статьи, всё другое просто невозможно     
поддержать.                                                                     
                                                                                
И пятое. В стране строго действует правило о том, что при рассмотрении дел об   
административных правонарушениях в отношении всех граждан применяются одни и    
те же материальные нормы и процессуальные правила. Я не думаю, что у нас есть   
какая-то необходимость разрушать это правило.                                   
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует вам, уважаемые коллеги,              
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет.              
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Жириновский.                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В данной ситуации мы, наоборот, хотим сохранения              
агрессивности нашего законодательства, но на местах депутаты решили, что        
можно вообще освободить от наказания. Мы говорим: нет, мы уже установили        
общие основания для наказания - наказывайте. Откуда вот такое желание, чтобы    
обязательно наказывали? Достаточно, что судья сделает замечание, уже приход в   
суд - это большое наказание. Все, кто побывал в судах, в милиции, кого          
задерживали, знают, что это огромный стресс для людей, это большое              
психологическое воздействие. И здесь пытаются найти вариант смягчения           
ситуации. Мы говорим: нет, пусть будет всё как было, мы из Москвы вам дали      
указание - вот давайте выносите обязательно какую-то меру наказания. Я думаю,   
неправильно мы здесь поступаем, ведь это административные правонарушения. В     
уголовном праве, я согласен, трудно будет, чтобы не было как бы местных         
значений: где убили, где украли, как что квалифицировать, но административные   
правонарушения... Ведь разные регионы у нас: есть Калининградская область,      
сверхзападная, эксклав территорий, и есть Тува, там совсем разный подход        
может быть. То, что сделали в Туве, в Калининграде будет считаться чёрт знает   
чем, преступлением, а в Туве скажут: да нет, у нас это нормально, это норма,    
местный обычай.                                                                 
                                                                                
Почему мы в этом вопросе не можем пойти навстречу? Пусть они сами это решат     
на месте. И чаще нужно освобождать от наказания. Значит, пиво пей, где          
хочешь, игровые автоматы - играй, где хочешь, не хотим лимитировать, а здесь    
давай наказывать? Вот какой смысл нашей работы: мешаем навести порядок в        
стране путём отмены рекламы, запрета распития алкоголя, закрытия автоматов, а   
наказать - пожёстче! Это остатки от прежнего у нас. Царь на каторгу гнал в      
кандалах, и поэтому революция произошла, потому что измучили весь народ:        
кандалы, кандалы, розги. При советской власти: по тюрьмам, по тюрьмам. Сейчас   
всё уже легче и проще, но всё равно: накажите! Не хотим людей освободить.       
Ведь есть совсем малозначительные проступки, ерунда какая-то. Сам факт          
привлечения - это уже большая травма для человека, мы тем самым ухудшаем        
состояние здоровья людей. Подряд идут законы, которыми мы могли бы помочь       
местным товарищам бороться с негативными моментами, - мы не хотим помочь, а     
наказывать поменьше - опять не хотим помочь. Я считаю, это ошибка, надо         
поддержать калининградских законодателей в этом вопросе.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, Москалец собирается возражать в       
заключительном слове. Пожалуйста.                                               
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я хочу внести ясность. К сожалению,           
Владимир Вольфович развернул ситуацию на 180 градусов. Наоборот, позиция        
комитета как раз состоит в том, чтобы сохранилась норма, которая сегодня у      
нас существует, допускающая возможность освободить от ответственности при       
малозначительности правонарушения, ограничиваясь при этом устным замечанием.    
Это как раз позиция комитета, а вот позиция Калининградской областной Думы      
как раз обратная.                                                               
                                                                                
Позиция, которую поддерживает Владимир Вольфович, мне понятна, только почему    
эта позиция не комитета, а Думы Калининградской области - тут, наверное,        
Владимир Вольфович немножко развернул ситуацию не в ту сторону, но, я думаю,    
на практике мы с этим разберёмся.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях". Первое чтение. Комитет против.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против           37 чел.8,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.