Заседание № 45
08.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 483489-4 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о возможности освобождения от ответственности при малозначительности правонарушений в соответствии с порядком и условиями, установленными законами субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5692 по 5821 из 6640
Пункт 28. "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладчик, представляющий Калининградскую область, просит рассмотреть закон без своего участия, опять на трибуне Александр Петрович Москалец. У него хорошее настроение сегодня. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, действующее законодательство - и уголовное, и административное - содержит и институты освобождения от ответственности. Это, вы знаете, и необходимая оборона, и крайняя необходимость, и малозначительность, и другое. Мы же сегодня будем говорить о малозначительности административного правонарушения, поэтому остановлюсь только на нормах Кодекса об административных правонарушениях. И вот этот Кодекс в статье 2.9 устанавливает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, ограничиться при этом устным замечанием. Я скажу, очень хорошие нормы, человечные нормы, однако почему-то вот Калининградская областная Дума, посчитав, что при этом теряется смысл административного наказания, внесла рассматриваемый законопроект, предложив, чтобы это правило к законам субъектов применялось в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами самих же субъектов. Согласиться с таким подходом никак нельзя, и я в нескольких тезисах отвечу почему. Во-первых, хотя понятие малозначительности в Кодексе об административных правонарушениях не раскрывается, имеется, уважаемые коллеги, целый комплекс судебных решений, постановлений пленума Верховного Суда, определений по делам, отработавших этот вопрос до режима практического применения, и на практике никаких вопросов это не вызывает. Теперь второе. Статья 19 Конституции Российской Федерации, установившая принцип равенства граждан перед судом, ведь действует, а если каждый субъект Российской Федерации будет иметь свою правоприменительную практику, то о статье 19 Конституции просто следует позабыть. Теперь третье. Точно такой же принцип о равенстве граждан провозглашает и статья 1.4 Кодекса об административных правонарушениях, однако авторы законопроекта об этом вообще не говорят и не упоминают в своём законопроекте. Четвёртое. Статья 1.3 административного кодекса определяет, что общие положения и принципы административного законодательства относятся к ведению только федерального центра, только Российской Федерации, а не субъектов Российской Федерации, и, не меняя этой статьи, всё другое просто невозможно поддержать. И пятое. В стране строго действует правило о том, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Я не думаю, что у нас есть какая-то необходимость разрушать это правило. На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам, уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В данной ситуации мы, наоборот, хотим сохранения агрессивности нашего законодательства, но на местах депутаты решили, что можно вообще освободить от наказания. Мы говорим: нет, мы уже установили общие основания для наказания - наказывайте. Откуда вот такое желание, чтобы обязательно наказывали? Достаточно, что судья сделает замечание, уже приход в суд - это большое наказание. Все, кто побывал в судах, в милиции, кого задерживали, знают, что это огромный стресс для людей, это большое психологическое воздействие. И здесь пытаются найти вариант смягчения ситуации. Мы говорим: нет, пусть будет всё как было, мы из Москвы вам дали указание - вот давайте выносите обязательно какую-то меру наказания. Я думаю, неправильно мы здесь поступаем, ведь это административные правонарушения. В уголовном праве, я согласен, трудно будет, чтобы не было как бы местных значений: где убили, где украли, как что квалифицировать, но административные правонарушения... Ведь разные регионы у нас: есть Калининградская область, сверхзападная, эксклав территорий, и есть Тува, там совсем разный подход может быть. То, что сделали в Туве, в Калининграде будет считаться чёрт знает чем, преступлением, а в Туве скажут: да нет, у нас это нормально, это норма, местный обычай. Почему мы в этом вопросе не можем пойти навстречу? Пусть они сами это решат на месте. И чаще нужно освобождать от наказания. Значит, пиво пей, где хочешь, игровые автоматы - играй, где хочешь, не хотим лимитировать, а здесь давай наказывать? Вот какой смысл нашей работы: мешаем навести порядок в стране путём отмены рекламы, запрета распития алкоголя, закрытия автоматов, а наказать - пожёстче! Это остатки от прежнего у нас. Царь на каторгу гнал в кандалах, и поэтому революция произошла, потому что измучили весь народ: кандалы, кандалы, розги. При советской власти: по тюрьмам, по тюрьмам. Сейчас всё уже легче и проще, но всё равно: накажите! Не хотим людей освободить. Ведь есть совсем малозначительные проступки, ерунда какая-то. Сам факт привлечения - это уже большая травма для человека, мы тем самым ухудшаем состояние здоровья людей. Подряд идут законы, которыми мы могли бы помочь местным товарищам бороться с негативными моментами, - мы не хотим помочь, а наказывать поменьше - опять не хотим помочь. Я считаю, это ошибка, надо поддержать калининградских законодателей в этом вопросе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, Москалец собирается возражать в заключительном слове. Пожалуйста. Включите, пожалуйста, микрофон. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я хочу внести ясность. К сожалению, Владимир Вольфович развернул ситуацию на 180 градусов. Наоборот, позиция комитета как раз состоит в том, чтобы сохранилась норма, которая сегодня у нас существует, допускающая возможность освободить от ответственности при малозначительности правонарушения, ограничиваясь при этом устным замечанием. Это как раз позиция комитета, а вот позиция Калининградской областной Думы как раз обратная. Позиция, которую поддерживает Владимир Вольфович, мне понятна, только почему эта позиция не комитета, а Думы Калининградской области - тут, наверное, Владимир Вольфович немножко развернул ситуацию не в ту сторону, но, я думаю, на практике мы с этим разберёмся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Первое чтение. Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 03 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 37 чел.8,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.