Заседание № 45
08.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 483489-4 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о возможности освобождения от ответственности при малозначительности правонарушений в соответствии с порядком и условиями, установленными законами субъектов Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5692 по 5821 из 6640
Пункт 28. "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях". Докладчик, представляющий Калининградскую
область, просит рассмотреть закон без своего участия, опять на трибуне
Александр Петрович Москалец. У него хорошее настроение сегодня.
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, действующее законодательство - и
уголовное, и административное - содержит и институты освобождения от
ответственности. Это, вы знаете, и необходимая оборона, и крайняя
необходимость, и малозначительность, и другое. Мы же сегодня будем говорить о
малозначительности административного правонарушения, поэтому остановлюсь
только на нормах Кодекса об административных правонарушениях. И вот этот
Кодекс в статье 2.9 устанавливает возможность освобождения от
административной ответственности при малозначительности административного
правонарушения, ограничиться при этом устным замечанием. Я скажу, очень
хорошие нормы, человечные нормы, однако почему-то вот Калининградская
областная Дума, посчитав, что при этом теряется смысл административного
наказания, внесла рассматриваемый законопроект, предложив, чтобы это правило
к законам субъектов применялось в порядке и на условиях, которые
предусмотрены законами самих же субъектов. Согласиться с таким подходом никак
нельзя, и я в нескольких тезисах отвечу почему.
Во-первых, хотя понятие малозначительности в Кодексе об административных
правонарушениях не раскрывается, имеется, уважаемые коллеги, целый комплекс
судебных решений, постановлений пленума Верховного Суда, определений по
делам, отработавших этот вопрос до режима практического применения, и на
практике никаких вопросов это не вызывает.
Теперь второе. Статья 19 Конституции Российской Федерации, установившая
принцип равенства граждан перед судом, ведь действует, а если каждый субъект
Российской Федерации будет иметь свою правоприменительную практику, то о
статье 19 Конституции просто следует позабыть.
Теперь третье. Точно такой же принцип о равенстве граждан провозглашает и
статья 1.4 Кодекса об административных правонарушениях, однако авторы
законопроекта об этом вообще не говорят и не упоминают в своём законопроекте.
Четвёртое. Статья 1.3 административного кодекса определяет, что общие
положения и принципы административного законодательства относятся к ведению
только федерального центра, только Российской Федерации, а не субъектов
Российской Федерации, и, не меняя этой статьи, всё другое просто невозможно
поддержать.
И пятое. В стране строго действует правило о том, что при рассмотрении дел об
административных правонарушениях в отношении всех граждан применяются одни и
те же материальные нормы и процессуальные правила. Я не думаю, что у нас есть
какая-то необходимость разрушать это правило.
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и
государственному строительству рекомендует вам, уважаемые коллеги,
рассматриваемый законопроект отклонить.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет.
Присаживайтесь.
Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Жириновский.
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. В данной ситуации мы, наоборот, хотим сохранения
агрессивности нашего законодательства, но на местах депутаты решили, что
можно вообще освободить от наказания. Мы говорим: нет, мы уже установили
общие основания для наказания - наказывайте. Откуда вот такое желание, чтобы
обязательно наказывали? Достаточно, что судья сделает замечание, уже приход в
суд - это большое наказание. Все, кто побывал в судах, в милиции, кого
задерживали, знают, что это огромный стресс для людей, это большое
психологическое воздействие. И здесь пытаются найти вариант смягчения
ситуации. Мы говорим: нет, пусть будет всё как было, мы из Москвы вам дали
указание - вот давайте выносите обязательно какую-то меру наказания. Я думаю,
неправильно мы здесь поступаем, ведь это административные правонарушения. В
уголовном праве, я согласен, трудно будет, чтобы не было как бы местных
значений: где убили, где украли, как что квалифицировать, но административные
правонарушения... Ведь разные регионы у нас: есть Калининградская область,
сверхзападная, эксклав территорий, и есть Тува, там совсем разный подход
может быть. То, что сделали в Туве, в Калининграде будет считаться чёрт знает
чем, преступлением, а в Туве скажут: да нет, у нас это нормально, это норма,
местный обычай.
Почему мы в этом вопросе не можем пойти навстречу? Пусть они сами это решат
на месте. И чаще нужно освобождать от наказания. Значит, пиво пей, где
хочешь, игровые автоматы - играй, где хочешь, не хотим лимитировать, а здесь
давай наказывать? Вот какой смысл нашей работы: мешаем навести порядок в
стране путём отмены рекламы, запрета распития алкоголя, закрытия автоматов, а
наказать - пожёстче! Это остатки от прежнего у нас. Царь на каторгу гнал в
кандалах, и поэтому революция произошла, потому что измучили весь народ:
кандалы, кандалы, розги. При советской власти: по тюрьмам, по тюрьмам. Сейчас
всё уже легче и проще, но всё равно: накажите! Не хотим людей освободить.
Ведь есть совсем малозначительные проступки, ерунда какая-то. Сам факт
привлечения - это уже большая травма для человека, мы тем самым ухудшаем
состояние здоровья людей. Подряд идут законы, которыми мы могли бы помочь
местным товарищам бороться с негативными моментами, - мы не хотим помочь, а
наказывать поменьше - опять не хотим помочь. Я считаю, это ошибка, надо
поддержать калининградских законодателей в этом вопросе.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, Москалец собирается возражать в
заключительном слове. Пожалуйста.
Включите, пожалуйста, микрофон.
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, я хочу внести ясность. К сожалению,
Владимир Вольфович развернул ситуацию на 180 градусов. Наоборот, позиция
комитета как раз состоит в том, чтобы сохранилась норма, которая сегодня у
нас существует, допускающая возможность освободить от ответственности при
малозначительности правонарушения, ограничиваясь при этом устным замечанием.
Это как раз позиция комитета, а вот позиция Калининградской областной Думы
как раз обратная.
Позиция, которую поддерживает Владимир Вольфович, мне понятна, только почему
эта позиция не комитета, а Думы Калининградской области - тут, наверное,
Владимир Вольфович немножко развернул ситуацию не в ту сторону, но, я думаю,
на практике мы с этим разберёмся.
Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О
внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях". Первое чтение. Комитет против.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 0 чел.0,0%
Проголосовало против 37 чел.8,2%
Воздержалось 0 чел.0,0%
Голосовало 37 чел.
Не голосовало 413 чел.91,8%
Результат: не принято
Отклоняется законопроект.