Заседание № 96
О проекте федерального закона № 483177-4 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения круга лиц, на которых распространяется социальный налоговый вычет, связанный с обучением в образовательных учреждениях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Раисы Васильевны Кармазиной. Пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые Борис Вячеславович, Надежда Васильевна и коллеги! На ваше рассмотрение выносится в третьем чтении законопроект "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Суть законопроекта: он предоставляет право на получение социального налогового вычета, связанного с расходами на обучение, брату (сестре) обучающегося в случае оплаты им обучения брата (сестры) в возрасте до двадцати четырёх лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Закон вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования, при этом его нормы будут действовать уже с 2009 года, то есть с января они могут представить заявление на вычет этого налога. Законопроект прошёл лингвистическую, правовую, юридико-техническую экспертизы, замечаний не имеется, поэтому мы предлагаем принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович записался на выступление по мотивам.
Пункт 11. Жириновский по мотивам. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я тоже высказываю своё понимание. Возможно, у депутата Илюхина другое понимание, но я не могу себе вставить мозги другого депутата. Считаю, неправильно, что данным законопроектом социальный налоговый вычет, связанный с правом на получение образования, распространяется и на налогоплательщика - другого члена семьи, брата, сестру. Представляете, что мы делаем? Если родители не могут заплатить, значит, пусть этот налоговый вычет... то есть пускай платит брат, сестра. То есть ищем способ, как уменьшить доходы семьи, а они и так очень маленькие, связаны как раз с получением образования. То, что до двадцати четырёх лет, это в принципе понятно, поскольку в основном образование получают до этого возраста, но нельзя расширять базу для налогообложения, тем более, если это связано с образованием. Какие брат, сестра? Сегодня большинство семей однодетные, один ребёнок, поэтому мы поставим в неравное положение те семьи, где есть брат, сестра, они смогут этот налоговый вычет произвести, а те, где нет брата, сестры, что будут делать? Потом закон будем принимать по вычету на дядю, на тётю? Это, с моей точки зрения, неправильный подход. Мы всегда выступали за то, чтобы было как можно больше бесплатных форм обучения. Буквально через неделю начнётся экзамен единственный - единый государственный экзамен - великолепная форма проверки знаний, и надеемся, что все выпускники Российской Федерации поступят сейчас во все вузы. И мы увидим, где плохие школы, где несоответствие оценок, то есть это великолепный, правильный экзамен, и все наши дети довольны им. Там, где мы вводим платную форму обучения, данным законом мы распространяем налоговый вычет и на других членов семьи. Я считаю, что не нужно, если мы даём какой-то образовательный кредит, задействовать родственников. Это же ссора будет в семье! Естественно, брат, сестра не захотят платить за другого брата, сестру, члена семьи. Нам не нужны ссоры в семьях и вообще невыгодно расширять круг тех лиц, которые обязаны что-либо платить, или их освобождать. Всё это порождает чехарду в документах, люди не знают своих прав, они долго ходят по всем инстанциям. Пока всё это дойдёт до крайних точек Российской Федерации и на месте, в каком-то посёлке человек наконец сможет получить информацию о своих правах, уйдёт несколько лет. Это, конечно, мешает нам, поэтому нежелательно это делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 11. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 19 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято.
САМОЙЛОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По вопросам с 7-го по 15-й, а также по 17-му и по 29-му я голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович.
Заседание № 93
О проекте федерального закона № 483177-4 "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения круга лиц, на которых распространяется социальный налоговый вычет, связанный с обучением в образовательных учреждениях; принят в первом чтении 11 февраля 2009 года с наименованием "О внесении изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает член комитета по бюджету Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, по данному законопроекту поступило четыре поправки: три поправки предлагаются к принятию и одна - к отклонению, две таблицы. Суть принятых поправок. Первое - здесь юридическая правка, вторая правка - правка, улучшающая данный законопроект: мы убираем ограничение про родителей нетрудоспособных, просто ставим "братья" и "сёстры". То есть если они платят за обучение в учебных заведениях своих братьев и сестёр, то им предоставляется налоговый вычет. И правка по срокам введения этого закона - не со дня опубликования, а с 1 января. Мы дали закону обратную силу, правительство нас поддержало - с 1 января 2009 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1, где три поправки, комитет рекомендует их к принятию. Есть замечание по таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 15 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Принимается. Таблица 2, где одна поправка, рекомендованная к отклонению. Будем обсуждать? От комитета какое-то пояснение. Включите микрофон на трибуне. КАРМАЗИНА Р. В. Концептуально поправка не вписывается в данный законопроект, поэтому комитетом она была отклонена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не настаивает. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 02 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принимается таблица. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 сек. 35 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принято.
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемая Любовь Константиновна, по пункту 8 повестки дня депутаты Игнатова, Клинцевич, Манаров, Саввиди, Шойгу, Шхагошев и Язев голосовали за, не сработала система. И по пункту 5 повестки, второе чтение, Горбачёв Владимир Лукич тоже голосовал за.
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 483177-4 "О внесении изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части расширения круга лиц, на которых распространяется социальный налоговый вычет, связанный с обучением в образовательных учреждениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Этот законопроект появился благодаря инициативе избирателей. Как-то в Чувашии, в Чебоксарах, ко мне обратилась женщина-пенсионерка. Она рассказала о том, что у неё дочь-студентка обучается в высшем учебном заведении на платной основе, но она пенсионерка и не имеет возможности оплачивать её обучение. Эту миссию взял на себя сын пенсионерки, брат этой девушки, но по действующему законодательству социальный налоговый вычет не распространяется на братьев, сестёр, которые оплачивают обучение своих родственников. Действующее законодательство позволяет применить норму о социальном налоговом вычете только по отношению к родителям либо опекунам и попечителям. Указав на эту несправедливость, она меня подвигнула к тому, чтобы подготовить соответствующую законодательную инициативу. Я её внёс на ваше рассмотрение. Благодарен, что правительство и комитет по бюджету поддержали эту законодательную инициативу. Поддержав её, мы, думаю, восстановим справедливость и таким образом позволим поддержать многих и многих граждан России, которые в этих трудных условиях за счёт личных доходов оплачивают обучение своих родственников. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, содоклад делает член Комитета по бюджету и налогам Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, автор подробно рассказал о цели и концепции этого законопроекта. Комитет инициативу поддерживает и считает, что это будет справедливо по отношению к тем, кто помогает своим близким родственникам, братьям и сестрам, платить за обучение в учебных заведениях, в случае, когда оба родителя являются пенсионерами либо один из родителей, расторгнувших брак, является тоже пенсионером. Вот эту норму комитет поддерживает. Но вместе с тем при подготовке настоящего законопроекта ко второму чтению необходимо уточнить срок вступления в силу федерального закона с учётом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 483177-4 "О внесении изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, оказывается. Депутат Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос такой уточняющий к обоим докладчикам. Безусловно, тема правильная, и постановка правильная, у меня тут вопросов нет. Но возникает другой вопрос. Мы разрешаем родным братьям и сёстрам, но в сегодняшней ситуации, когда многие без работы, многие имеют сокращённую зарплату, ведь могут помогать и двоюродные братья, и двоюродные сёстры. Эту проблему вы не рассматривали - расширить круг родственников, помогающих учащемуся? Если не рассматривали, то, может, внести поправку ко второму чтению, потому что ситуация сложная, не все могут, кто хотел бы, помочь, а кто может помочь, не является братом или сестрой. Здесь есть противоречие. КАРМАЗИНА Р. В. Владимир Николаевич, вы присутствовали на заседании комитета, когда мы обсуждали законопроект, но от вас не поступало таких предложений. Если вы сформулируете поправку, представите её ко второму чтению, конечно, комитет будет рассматривать в рамках Регламента и вносить какие-то изменения, если поддержат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, есть здравый смысл в этом вопросе. Аксаков тоже хотел бы ответить на этот вопрос. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый коллега, я хотел бы сказать, что во время обсуждения этого вопроса на заседании Комитета по бюджету и налогам было очень много предложений расширить перечень тех, кто оказывает содействие в обучении своим родственникам. Но это вопрос действительно, вы правильно сказали, второго чтения, сегодня мы принимаем законопроект концептуально, в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будем обсуждать дальше? Нет. Никто не настаивает. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: никто не настаивает на участии в дискуссии? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 48 мин. 41 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принимается.