Заседание № 286
О проекте федерального закона № 483166-7 "О внесении изменений в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием" (в части уточнения субъекта административной ответственности, не выполнившего обязанности в связи с дорожно-транспортным происшествием).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, предложение дальше рассматривать одновременно не два, а три законопроекта, я вынужден их назвать. 25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием"; 26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; 27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Поставьте пять минут. Если будет недостаточно, мы добавим время. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект под пунктом 25 - это наша реакция на тот вопиющий случай, когда в Санкт-Петербурге водитель велосипеда случайно сбил человека, предложил вызвать скорую помощь, но пострадавший отказался, уехал, а после этого водителя велосипеда нашли и начали пугать привлечением к административной ответственности совершенно по другой статье и пытались применить санкцию о лишении права управления транспортным средством - автомобилем. Когда мы стали разбираться, прав сотрудник полиции или не прав, оказалось, что у нас в административном кодексе под транспортным средством имеется в виду моторное транспортное средство и в статье 12.1, в примечании, указывается, сколько минимум кубических сантиметров должен быть двигатель внутреннего сгорания, а в соответствии с Правилами дорожного движения и велосипед, и мопед, и гужевая повозка - всё это транспортные средства. Вот во избежание конкуренции норм, правовой неопределённости мы и предложили уточнить статью 12.27 и указать, что в подобных случаях, когда велосипед совершает дорожно-транспортное происшествие, в отношении его могут быть применены другие статьи административного кодекса, но не статья 12.27. Вот суть законопроекта под пунктом 25. Законопроект под пунктом 26. Мы неоднократно обращали внимание на ситуацию, связанную с тем, что у нас достаточно серьёзная административная ответственность за покидание места дорожно-транспортного происшествия: либо административный арест, либо лишение права управления транспортным средством. В качестве примера можно взять недавние серьёзные ситуации на МКАДе: два автомобиля столкнулись, нет жертв, нет значительных повреждений, водитель в соответствии с Правилами дорожного движения вышел устанавливать знак аварийной остановки, начали разбираться, оформлять европротокол, и в этот момент, поскольку это скоростная магистраль, автомобиль - третий участник дорожного движения сбивает соответственно предыдущих участников дорожного движения. Из-за чего? Из-за того, что они не покинули место дорожно-транспортного происшествия и не переехали разбираться на обочину. Кроме того, существуют различные ловушки, так называемые подставы, когда, например, у торгового центра автомобиль бампером задевают, водитель, не зная о том, что совершено такое якобы дорожно-транспортное происшествие, но покидает это место, а потом его объявляют в розыск, показывают запись с камеры видеонаблюдения и ему грозит либо лишение права управления транспортным средством, либо административный арест на срок до 15 суток. Кроме того, бывают случаи, когда во дворе столкнулись два автомобиля, без повреждений серьёзных, без жертв, оставляют записку, предлагая в последующем оформить тот же европротокол или позже оформить это дорожно-транспортное происшествие, но потерпевшая сторона вызывает сотрудников ГАИ - соответственно, опять та же административная ответственность: арест либо лишение права управления транспортным средством. В связи с этим мы предлагаем дать право суду использовать такую меру административного наказания как административный штраф. Решение будет принимать только суд, принимая во внимание все обстоятельства произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Этот вопрос неоднократно нами поднимался, и Вячеслав Лысаков раньше нас поддерживал, говоря о том, что нужно отдельным законом попытаться это изменить и не вносить поправки во втором чтении в те законы, которые мы ранее здесь рассматривали. Мы предложили сделать это отдельным законопроектом, и сейчас послушаем аргументацию, почему в очередной раз это сделать не получается. И законопроект под пунктом 27. Что мы предлагаем? У нас существует административная ответственность за выезд на встречную полосу: либо лишение права управления транспортным средством за первый выезд, за повторный выезд соответственно на один год можно лишиться прав, ранее существовал административный штраф. В прошлом созыве Государственная Дума предложила усилить ответственность, потом предложили - и в первом чтении это было поддержано, опять же депутат Лысаков был инициатором этих изменений - за первый выезд установить штраф или лишение, за повторный выезд - лишение, но ко второму чтению всё поменялось, и теперь у нас за выезд на встречную полосу однозначно предусмотрено лишение права управления транспортным средством вне зависимости от того, первый раз или не первый раз совершён такой выезд. Бывают случаи, когда нет серьёзной общественной опасности при этом нарушении, например, одним колесом обеспечен выезд на встречную полосу, но сотрудник ГИБДД останавливает, водителя привлекают к ответственности и по суду лишают права управления транспортным средством. Также существуют так называемые ловушки, в которые попадают наши водители. И вообще, для многих водителей в отношении этой разделительной полосы, двойной сплошной, не всегда есть ясное понимание, какая ответственность наступает в случае, если её пересечь. Хотя у нас в административном кодексе, в Правилах дорожного движения чётко написано, что, например, за выезд для разворота, для объезда препятствий или для поворота налево через сплошную полагается только административный штраф, но очень часто сотрудники дорожной полиции, пользуясь юридической неосведомлённостью водителя, начинают вводить его в заблуждение, склоняя человека за рулём решить вопрос на месте. Так вот, в связи с этим мы предлагаем дать возможность применять такую санкцию, как административный штраф, наряду с другими санкциями, которые сегодня есть в административном кодексе, имеется в виду лишение права управления транспортным средством за первый выезд на полосу встречного движения. Ну и, пользуясь случаем, хотел бы обратить внимание на то, что мы в ЛДПР давно занимаемся защитой прав автолюбителей. Понимая, что многие люди за рулём не всегда глубоко погружены в административное законодательство и не знают досконально Правил дорожного движения, мы издали брошюру "ЛДПР - водителю!", где разместили специальные картинки, графические материалы с указанием конкретных санкций, которые могут быть применены за нарушение тех или иных правил дорожного движения, с указанием пунктов правил. Всё это было направлено в ГАИ на согласование, получен ответ о соответствии изображённых правонарушений указанным санкциям. Всем тем, кто нас смотрит и слушает, мы готовы эти брошюры подарить - пожалуйста, обращайтесь в нашу фракцию. И всем водителям рекомендую: всегда возите с собой в бардачке Правила дорожного движения и административный кодекс. В этой брошюре есть и то и другое, а создана она для того, чтобы сделать людей за рулём более защищёнными и не давать возможности вводить их в заблуждение, пользуясь юридической неосведомлённостью. Просим поддержать все три законопроекта. Нас поддерживает автомобильное сообщество и те некоммерческие организации, которые занимаются защитой прав автомобилистов. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. С содокладом выступает Вячеслав Иванович Лысаков. Пять минут поставьте, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По пункту 25. Я хочу сказать, что предлагаемые меры, а именно внесение изменений в статью 12.27 КоАП, которая устанавливает ответственность за невыполнение водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием, комитет считает излишними. По мнению авторов инициативы, действующая редакция может повлечь якобы неоднозначное толкование на практике и привести к привлечению к ответственности иных участников дорожного движения. Здесь хотелось бы сослаться на мнение правительства, с которым мы совершенно согласны, что в данном случае разработчики законопроекта привели единичный случай, связанный с вопросом ошибочной квалификации деяния должностным лицом, что может быть скорректировано при рассмотрении дел в судебных инстанциях и абсолютно не свидетельствует о недостаточности либо о неэффективности действующего правового регулирования. Изложенные в пояснительной записке к законопроекту аргументы о конкуренции норм частей 1-3 статьи 12.27 с нормами статей 12.29 и 12.30 КоАП также не могут быть признаны убедительными и юридически корректными. В связи с этим комитет предлагает данный законопроект отклонить. 26-й пункт. Да, действительно, в своё время я высказывал мысль о том, что нам необходимо всё-таки дифференцировать ответственность за оставление места ДТП, но сейчас я излагаю точку зрения комитета, а не свою точку зрения. В отношении этого правонарушения правительство приводит цифры, достаточно серьёзные: количество водителей, которые оставляют место ДТП, не снижается, это около 20 тысяч человек ежегодно. Это первый аргумент, который комитет принимает во внимание, когда рекомендует этот законопроект отклонить. Второй аргумент состоит в том, что человек, который якобы совершил мелкое ДТП, мог находиться в состоянии опьянения, коллеги. А если он в состоянии опьянения покинул место ДТП, то он получит значительно более мягкое наказание, чем если бы остался на месте даже мелкого ДТП. Вы помните недавнее решение Конституционного Суда, в котором приравняли уголовную ответственность за оставление места ДТП к уголовной ответственности за нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения. Вот эти два серьёзных аргумента не позволяют нам поддержать законопроект. Также привожу правовую позицию Конституционного Суда, выраженную в определении от 7 декабря 2010 года: административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.7 кодекса, при отсутствии вредных последствий оставления места дорожно-транспортного происшествия, не причинившего вреда здоровью и крупного ущерба и не представлявшего собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений, может быть в соответствии со статьёй 2.9 кодекса признано правоприменительным органом малозначительным и не повлечь административного наказания. То есть у нас в законодательстве есть возможность дифференцированно подойти к данному административному деянию. Конечно, надо пожелать Верховному Суду провести обзор судебной практики по данному составу административного правонарушения и обратить внимание нижестоящих судов на существующую определённую коллизию. Комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. Ну и третий законопроект. Он, конечно, немножко меня удивил в связи с тем, что мы пытались установить штраф за первый выезд на встречку, я действительно автор этой поправки. И уважаемый коллега Ярослав Евгеньевич Нилов, видимо, в силу своей загруженности... просто у него немножко всё в голове перепуталось. У нас эти поправки были приняты, комитет меня поддержал в предыдущем созыве, уже шесть лет, семь лет как работают эти поправки. За первый выезд на встречку есть альтернатива: либо штраф 5 тысяч рублей, либо лишение права управления. Но этот вопрос абсолютно отрегулирован, и я не очень понимаю, почему этот законопроект был внесён: хотя ему два года, он уже совершенно неактуален, неактуален уже более шести лет. Более того, когда было безальтернативное наказание, только лишение права управления, конечно, это порождало непонимание, и многие судьи даже говорили: вижу, нормальный водитель, нет штрафов за спиной, разметка была занесена или стёрта, но законом определено только одно наказание - лишение права управления на четыре-шесть месяцев. Поэтому когда мы вносили - вот ваш покорный слуга вносил эти поправки и был поддержан комитетом, - мы как раз это учли... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту, пожалуйста. ЛЫСАКОВ В. И. ...мы как раз это учли, дали возможность суду выбирать из двух наказаний: либо штраф, либо лишение права управления. И я вам могу сказать, что сейчас в 90 процентах случаев суды принимают решение о наложении штрафа, а 10 процентов случаев - это либо те, у кого за спиной масса штрафов, неоплаченных в том числе, либо это люди, которые создали опасную ситуацию. То есть судья имеет право из двух наказаний выбрать либо то, либо другое - так что вопрос абсолютно отрегулирован, не нуждается ни в какой дополнительной либерализации. Ярослав Евгеньевич, я понимаю, что можно брошюру рекламировать, но к Правилам дорожного движения и к КоАП всё-таки надо быть более внимательными. Предлагается отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить от фракций? Нет желающих. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения ответственности за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием", 25-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 42 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 26-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 14 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. И проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 27-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 43 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.