Заседание № 3

24.01.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 483013-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за правонарушения в области дорожного движения, зарегистрированные с помощью специальных технических средств записи радионавигационных данных глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3896 по 4239 из 5498
Следующий вопрос, пункт 10 нашей повестки. Инициатор законопроекта, Тюменская   
областная Дума, просит доложить Вячеслава Ивановича Лысакова.                   
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Иванович.                                                  
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
На самом деле я докладываю от лица комитета. Тюменская областная Дума в         
данном случае внесла проект федерального закона "О внесении изменений в         
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".               
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Данным законопроектом,       
который внесла Тюменская областная Дума, предлагается ввести фиксацию           
административных правонарушений в области дорожного движения с помощью          
специальных технических средств записи радионавигационных данных глобальной     
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в порядке,            
аналогичном предусмотренному Кодексом Российской Федерации об                   
административных правонарушениях для случаев фиксации правонарушений в          
указанной области специальными техническими средствами, работающими в           
автоматическом режиме и имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или   
средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи. Соответствующими положениями        
дополняется примечание к статье 1.5 кодекса, которым установлены исключения     
из принципа презумпции невиновности для административных правонарушений,        
предусмотренных главой 12 кодекса, в случае их фиксации работающими в           
автоматическом режиме специальными техническими средствами. Дополняется часть   
1 статьи 2.6-1 кодекса, предусматривающая специальную ответственность           
собственников, владельцев транспортных средств, а также пункт 4 части 1         
статьи 28.1 и часть 3 статьи 28.6 кодекса, регулирующие особенности порядка     
производства по делам об указанных административных правонарушениях.            
                                                                                
Рассмотрев законопроект, комитет его концепцию не поддерживает по следующим     
основаниям. Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют нормативные     
правовые акты, устанавливающие метрологические и технические требования к       
техническим средствам записи радионавигационных данных глобальной               
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с     
которыми они могли бы быть отнесены к средствам измерения соответствующим       
законодательством в сфере обеспечения единства измерений. Вопросы, касающиеся   
обеспечения единства измерений, в частности требования к средствам измерения,   
регулируются Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", в         
соответствии с понятийным аппаратом которого средством измерения является       
техническое средство, предназначенное для измерений. В соответствии со          
статьёй 9 указанного федерального закона в сфере государственного               
регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются           
средства измерений утверждённого типа, прошедшие проверку в соответствии с      
положениями данного закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных     
законодательством обязательных требований, в состав которых включаются также    
требования и к условиям эксплуатации средств измерений. Порядок отнесения       
технических средств к средствам измерений устанавливается федеральным органом   
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной      
политики нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства      
измерений. Что касается Кодекса об административных правонарушениях, то в       
соответствии со статьёй 26.8 под специальными техническими средствами           
понимаются измерительные приборы, утверждённые в установленном порядке в        
качестве средств измерений, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие     
метрологическую проверку.                                                       
                                                                                
Таким образом, в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты,         
устанавливающие метрологические и технические требования к техническим          
средствам записи радионавигационных данных глобальной навигационной             
спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с которыми они      
могли бы быть отнесены к средствам измерения, соответствующим                   
законодательству в сфере обеспечения единства измерений, подпадающие под        
определение специальных технических средств, данное в статье 26.8 кодекса.      
Отсутствуют и нормативные правовые акты Российской Федерации, где содержалось   
бы указание на возможность фиксации административных правонарушений с помощью   
аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также указание на   
специальные технические средства радионавигационных данных глобальной           
навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Таким образом,       
правовое основание для использования спутниковой навигации в указанных          
законопроектом целях в настоящее время отсутствует.                             
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует указанный законопроект отклонить.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, коллеги, есть ли вопросы? Вопросы есть. Давайте запишемся.          
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.                                  
                                                                                
Покажите список. Четыре депутата.                                               
                                                                                
Так, пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.                                      
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Иванович, вы большой специалист в области        
обеспечения безопасности дорожного движения и уважаемый человек среди           
автомобильного сообщества, давно занимаетесь этой проблематикой. Так вот,       
вопрос к вам, как к специалисту и как к человеку, который знает психологию      
нашего российского водителя.                                                    
                                                                                
Если представить бытовую ситуацию, когда автобус перевозит граждан из одного    
города в другой, вот как вы думаете, выбиваясь из графика и зная, что пойдут    
штрафные санкции со стороны руководства, когда он скорее нарушит правила        
дорожного движения - зная, что ему придёт штраф за то, что он нарушил, и его    
нарушение было зафиксировано с помощью этой системы ГЛОНАСС, или когда он       
знает, что его остановит гаишник и он за 500 рублей поедет дальше?              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Вопрос, к сожалению, чисто риторический. Мы говорим о             
конкретном законопроекте, и все исчерпывающие правовые обоснования отклонения   
данного законопроекта указаны в соответствующем заключении профильного          
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виталий Сергеевич Золочевский.                                                  
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вячеслав Иванович, ну вот тут, по-моему, налицо хорошая возможность развить     
нашу навигационную систему. То есть понятно, что чего-то может не хватать, но   
мы же, как депутаты, должны стараться способствовать развитию нашей страны. Я   
считаю, что ГЛОНАСС - это тема, которую мы должны развивать, и почему бы как    
раз не подготовить те акты и те документы, которых, возможно, не хватает? Вот   
посмотрите, ведь автотранспортное предприятие "ГЕМА", обслуживающее             
Государственную Думу, оборудовано уже ГЛОНАСС, и водитель знает, когда          
превышает скорость 110 километров в час, - у него там пикает. И он не           
превышает, потому что понимает, что его накажут. Если это будет в рамках всей   
страны, то, я считаю, граждане будут соблюдать правила.                         
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Я с вами совершенно согласен, давайте вместе с вами работать, создавать эту     
нормативно-правовую базу, чтобы можно было ввести новые системы контроля,       
новые средства хай-тек и повысить безопасность дорожного движения, объективно   
контролировать ответственность всех участников дорожного движения. В данном     
случае этот законопроект, внесённый Тюменской областной Думой, повторяю, не     
может быть принят, поскольку таковая нормативно-правовая база на сегодняшний    
день отсутствует. Давайте вместе будем её создавать, профильный комитет готов   
рассмотреть ваши предложения.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Михайлович Зубов.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня два вопроса. Вопрос первый. Вы так легко говорили "ГЛОНАСС", "GPS", но   
это всё-таки две разные системы, одна американская, другая российская, и в      
случае правоприменения встаёт вопрос, как в международном плане это будет       
отрегулировано. И более конкретный вопрос: каково на сегодняшний день           
примерное соотношение объёмов услуг, предоставляемых этими двумя системами?     
Это сопоставимо? Если вдруг гипотетически мы разработаем всю законодательную    
базу и будем применять систему ГЛОНАСС/GPS, не получится ли так, что 99         
процентов услуг будет падать на GPS? Это первый вопрос.                         
                                                                                
И вопрос второй. Там сверху особо-то не различить автомобили, спецсигналы,      
спецномера, мигалки. Вот как эта проблема могла бы решаться, если вдруг мы      
запустим такую систему?                                                         
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый коллега, ваши вопросы выходят за рамки данного          
законопроекта. Мы готовы обсуждать эту тему на "круглых столах", в              
соответствующих комитетах - по транспорту, в нашем комитете, ради бога.         
Действительно, проблемы существуют. Достаточно сказать, что, по моим данным,    
до 80 процентов компонентов нашей, отечественной системы ГЛОНАСС составляют     
импортные компоненты. Здесь действительно много проблем. Но в любом случае      
вне зависимости от страны производителя этой системы, скажем так, на            
сегодняшний день правовых оснований для того, чтобы вносить изменения в         
Кодекс об административных правонарушениях, нет никаких. Всё остальное - это    
вопросы, которые надо обсуждать, и, конечно, эту проблему надо решать и с       
точки зрения законодательного обеспечения, и с точки зрения технологической.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Вячеслав Иванович, вот вы, приводя аргументы против принятия данного            
законопроекта, говорили, что отсутствуют технические требования. А почему они   
должны появляться, если нет закона? Кто их будет разрабатывать? Это первый      
момент.                                                                         
                                                                                
Второй момент. Вот не зря коллега Зубов задавал вам вопрос, но вы ушли в        
правовую плоскость. Вы бы для своих коллег-депутатов рассказали: если, к        
примеру, будет принят этот закон, как он будет работать? Вот то, что GPS,       
вернее, ГЛОНАСС можно использовать для отслеживания местоположения домашних     
животных первых лиц государства, - это мы знаем, а вот в данном случае как бы   
эта система применялась? Вы бы подробнее об этом рассказали, тогда людям было   
бы понятно.                                                                     
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Мы всё-таки рассматриваем законопроект о внесении изменений в     
Кодекс об административных правонарушениях, а те вопросы, которые вы сейчас     
озвучили, относятся к ведению Федерального закона "Об обеспечении единства      
измерений". Это совершенно другая тема, к сожалению, поэтому в данном случае    
это выходит за рамки обсуждения данного законопроекта.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить, есть желающие? Да, есть, поэтому опять придётся нам     
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на выступления.                              
                                                                                
Идёт запись на выступления.                                                     
                                                                                
Вячеслав Иванович, вы можете присесть. Спасибо.                                 
                                                                                
Покажите список депутатов.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Всё-таки, если     
мы обсуждаем какой-либо законопроект, наверное, по существу этого               
законопроекта надо выстраивать обсуждение, иначе мы забываем, о чём шла речь    
в законопроекте, собственно говоря, и уходим в какие-то дебри. Это касается и   
предыдущих вопросов, и этого в том числе. Ведь на самом деле речь идёт о том,   
что в Кодекс об административных правонарушениях предлагается внести норму, в   
соответствии с которой данные, которые сняты с приборов ГЛОНАСС/GPS, могли бы   
использоваться при рассмотрении вопроса о привлечении того или иного лица к     
административной ответственности. Теперь представим себе, что те данные,        
которые чисто технически снять, наверное, можно, но с тех приборов, с той       
системы, которые не сертифицированы, технические характеристики которых не      
утверждены нормативно, будут положены в основу при привлечении лица к           
административной ответственности - возможно, это будет основанием для лишения   
лица права управления транспортным средством или наложения штрафа. И что мы     
будем говорить, когда к нам пойдут обращения о том, что граждане жалуются,      
что технические средства не прошли сертификацию, что нет соответствующего       
постановления правительства, которое требуется, а привлечь к ответственности    
уже пытаются? Ведь мы об этом ведём речь, а не о том, надо или не надо          
развивать систему ГЛОНАСС, - конечно, надо, и она развивается, - не о том,      
что так или иначе данные системы будут использоваться и в экономике, и в том    
числе при совершенствовании системы безопасности дорожного движения, -          
конечно же, будут. Мы говорим о защите прав наших граждан в те моменты, когда   
они привлекаются к административной ответственности и показания приборов        
ГЛОНАСС могут быть положены в основу решения административного, понимаете?      
Вот о чём речь-то идёт, а не о том, о чём мы с вами говорили до этого, и не о   
тех темах, которые были затронуты, к сожалению, в вопросах, которые были        
заданы.                                                                         
                                                                                
Для того чтобы права наших граждан не пострадали, после того как будут          
выполнены все необходимые условия, - и, кстати, обратите внимание на            
официальный отзыв правительства, там всё чётко изложено, - мы сможем            
вернуться к этому вопросу и принять законопроект с учётом юридико-технических   
поправок, исправления тех недостатков, о которых также сказано и в заключении   
комитета, и в отзыве правительства. И тогда уже наши граждане, когда их будут   
привлекать на основании показаний этих приборов к административной              
ответственности, не будут жаловаться, а будут понимать, что действительно       
сработало правосудие, что их вина доказана, и вопросы не будут возникать.       
Надо в первую очередь обращать внимание на то, что мы не должны допустить       
нарушения прав наших граждан, это самое главное.                                
                                                                                
Прошу вас от имени фракции поддержать решение комитета о том, чтобы данный      
законопроект пока отклонить, хотя к рассмотрению этой идеи мы вернёмся          
обязательно, как только будут выполнены все необходимые условия.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемые коллеги, давайте внимательно прочитаем и текст            
законопроекта, и текст пояснительной записки, и отзыв правительства. Там        
чётко написано, что в настоящий момент нормативно-правовая база, обязывающая    
транспортные средства оснащать системой ГЛОНАСС, касается только тех            
транспортных средств, которые перевозят пассажиров, поэтому в данном случае,    
если мы этот законопроект принимаем, он и будет касаться только отдельных       
категорий транспортных средств.                                                 
                                                                                
Дальше. Эти транспортные средства перевозят не дрова, не "груз-200", а          
перевозят наших граждан. Я специально, готовясь к выступлению, посмотрел        
статистику: сплошь и рядом, в разных регионах нашей страны происходят аварии    
с гибелью наших граждан, причинами становятся именно выезд на встречную         
полосу, нарушение режима работы, когда водитель просто устаёт, долгое время     
находясь за рулём, или нарушение скоростного режима. Поэтому те технические     
недоработки, о которых нам говорят и коллеги здесь, и коллеги из                
правительства, в отзыве, те доводы, которые не позволяют комитету вынести       
сегодня положительное заключение к принятию, спокойно могут быть устранены во   
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Сегодня мы с вами приняли законопроект, ну не приняли ещё, но будем             
голосовать, он уже рекомендован комитетом к принятию, проект из пункта 4,       
касающийся кассовых аппаратов и вопроса электронного документооборота.          
Сказали, что законопроект сырой, но будет ко второму чтению серьёзно            
доработан. То же самое можно сделать и здесь. Ещё раз напоминаю: законопроект   
касается именно безопасности наших граждан.                                     
                                                                                
Для примера могу сказать, что в Европе автобусы, которые перевозят              
пассажиров, оснащены специальным прибором, так называемым тахометром, там       
стоит специальный компьютер, стоит так называемая в быту нашими водителями      
шайба, которая фиксирует все детали, связанные с передвижением этого            
автобуса. Таким образом, полицейский, останавливающий водителя в Европе,        
может посмотреть, нарушен ли режим дня водителя, нарушен ли скоростной режим,   
когда было нарушение, и выписать ему штраф, независимо от того, зафиксировано   
это с помощью системы ГЛОНАСС или на месте зафиксировано правонарушение. Наши   
водители, желая уйти от ответственности, всякими способами пытались эти         
компьютеры взломать - не получалось. Стали подкладывать фильтры от сигарет -    
что-то получалось, но опять же были вопросы определённые, и всё равно их        
штрафовали. После этого они вынуждены были руководствоваться теми нормами,      
которые установлены в европейских странах. И эти нормы не просто так            
установлены, а установлены именно для того, чтобы снизить смертность на         
дорогах.                                                                        
                                                                                
Как мы знаем, статистика показывает, что в среднем за год на дорогах России     
гибнет порядка тридцати тысяч человек, это огромное количество нашего           
населения, поэтому фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. Мы      
понимаем, что он требует доработки, но, коллеги, давайте мы всё-таки уже        
будем идти в ногу со временем, а то мы продолжаем в некоторых вопросах на       
счётах считать, хотя уже весь мир давно в Интернете сидит. Фракция ЛДПР будет   
голосовать за, мы поддерживаем наших коллег из Тюменской областной Думы и       
просим другие фракции присоединиться и также поддержать данный законопроект.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валерий Михайлович Зубов.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, у нас во фракции нет единого мнения по этому     
вопросу, поэтому я выскажу своё личное. Оно заключается в том, что я            
проголосую за этот законопроект с учётом следующих соображений.                 
                                                                                
Конечно, сейчас у нас политическое бурление в стране и обсуждаются самые        
разные вопросы - честные, нечестные выборы, мораль и так далее, - но думаю,     
что глубинная причина того, что происходит в обществе, заключается в том, что   
у общества нет больших целей, мы всё время занимаемся мелочовкой. С одной       
стороны, чувствуем, что сил у страны больше, а задачи ставим мелкие. Вот мы     
сегодня столько времени дебатировали по пункту 4 повестки дня о том,            
разрешать или не разрешать на региональном уровне использовать свои деньги на   
инвестиционные цели, и как они могут. Чего здесь обсуждать, столько времени     
потратили, если это их деньги? Они имеют право по определению. Давайте          
деньгами федеральными заниматься!                                               
                                                                                
А почему этот законопроект хорош? И смотрите: он ведь не нами внесён, он        
внесён с уровня регионов, там тоже ощущают, что теряем время на мелкие          
вопросы. Ну если создали систему ГЛОНАСС, если вложились таким объёмом          
средств, то этот законопроект должен был бы стать хорошей, большой              
законодательной целью для нас, на примере которого ко второму чтению можно      
было бы вот так, построчно, по циферкам, по квадратикам, идти и смотреть,       
чего не хватает, где технической части не хватает, где законодательной не       
хватает, чтобы использовать возможности данной системы для сугубо               
практических и неотложных наших общественных нужд.                              
                                                                                
Мне кажется, зря мы уходим от того, чтобы принимать в первом чтении             
законопроект. Пусть он имеет массу проблем, но как раз между первым и вторым    
чтениями мы более чётко осознали бы, почувствовали эти проблемы и               
законодательно нацелились на их решение, а может быть, даже и решили бы.        
Поэтому я предлагаю проголосовать в первом чтении и в рамках данного            
законопроекта проинвентаризировать возможности, в том числе системы ГЛОНАСС.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович, выступать будете? Нет. Вячеслав Иванович? Нет. Тогда         
вопрос поставим на голосование в рамках "часа голосования".                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4620 по 4635 из 5498
Голосуется в первом чтении проект федерального закона из пункта 10 повестки.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               60 чел.13,3 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                     69 чел.                                          
Не голосовало                 381 чел.84,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.