Заседание № 30
11.06.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 482888-4 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1298 по 1711 из 9077
Рассматриваем пункт 11-й, блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации", - о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Егоровича Макарова. Пожалуйста, Николай Егорович. МАКАРОВ Н. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан разработано в развитие положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 25 мая 1993 года, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25 мая 1993 года и Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан от 16 апреля 1999 года. Соглашение отвечает целям поддержания мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе, создаёт правовую основу для совместного планирования применения войск в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан и служит долгосрочным стратегическим интересам Российской Федерации в этом регионе. Его содержание соответствует Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, законодательству и договорной практике Российской Федерации. Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотрено российским законодательством. Его реализация не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета, так как финансирование расходов, связанное с выполнением соглашения, будет производиться за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных Министерством обороны на соответствующий финансовый год. Соглашение содержит положения, затрагивающие вопросы обороноспособности Российской Федерации за пределами национальной территории государства, и на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации. При согласовании с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти пакета документов для внесения соглашения на ратификацию замечаний и предложений не поступило. Уважаемые депутаты Государственной Думы, учитывая изложенное, прошу вас принять федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Егорович. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет на своём заседании внимательно рассмотрел данный законопроект в открытом режиме, с участием представителей средств массовой информации, поэтому действительно никакой необходимости обсуждать его на пленарном заседании в закрытом режиме нет. После внимательного рассмотрения данного законопроекта комитет рекомендует Государственной Думе его принять. Комитет-соисполнитель, Комитет по обороне, также поддерживает указанный законопроект. Соглашение заключено в развитие основополагающих международных принципов коллективной обороны, провозглашённых государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Соглашение отражает намерения Российской Федерации и Республики Таджикистан строить свои отношения в вопросах обеспечения совместной безопасности на двусторонней основе, что не является, как уже сказал Николай Егорович, отступлением от провозглашённых принципов и не противоречит положениям указанного договора. Настоящее соглашение относится к числу международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы оказания военной помощи другому государству. В указанном смысле соглашение олицетворяет укрепление союзнических отношений между Российской Федерацией и Таджикистаном в духе взаимного доверия и реализации основополагающих принципов независимости, суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ. Дружба народов двух государств прошла испытание при разрешении вооружённого конфликта в Таджикистане. При непосредственном участии Российской Федерации Таджикистану удалось стабилизировать обстановку в стране и перейти от внутренней конфронтации к мирному урегулированию конфликта и национальному согласию. Настоящее соглашение носит конкретный, практический характер и является первым двусторонним международным документом России и Таджикистана, регулирующим вопросы совместного применения войск. Положения настоящего соглашения свидетельствуют о намерениях Российской Федерации и Республики Таджикистан консолидировать свои усилия по отражению широкого спектра возможных внешних военных угроз. Особенно это важно в условиях непрекращающихся попыток международного терроризма дестабилизировать обстановку в Центрально-Азиатском регионе и возможного обострения военно-политической ситуации на территории соседнего Афганистана. Необходимо отметить, что борьба с международным терроризмом как одним из способов достижения политических и неполитических целей на сегодняшний день стала актуальной не только для Таджикистана, но и для Российской Федерации. В этих условиях ратификация настоящего соглашения позволит обеспечить национальные интересы сторон в Центральной Азии и, несомненно, будет способствовать стабилизации военно-политической обстановки в столь стратегически важном регионе. После ратификации данного соглашения сторонам предстоит большой объём работы по его выполнению, по отработке реальных механизмов координации деятельности своих силовых структур в ответ на современные вызовы и угрозы. В целом ратификация данного соглашения полностью отвечает, соответствует национальным интересам Российской Федерации. В связи с этим комитет просит вас поддержать наше решение и ратифицировать данное соглашение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Будут ли вопросы по данному проекту федерального закона? Вижу две руки. Запись завершили. Депутаты Локоть и Багдасаров. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемый Николай Егорович, вообще, этот вопрос очень важен для нас. Не секрет, что для России очень важно то, как складывается ситуация на таджикско-афганской границе. Мы приняли в своё время непростые решения, в частности о транзите военных грузов через территорию Российской Федерации, по просьбе наших контрагентов, назовем их так. Как изменяется ситуация вот на этой границе, какова динамика изменения? Имеется в виду опасность терроризма от присутствия американских, натовских войск на территории Афганистана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Егорович. МАКАРОВ Н. Е. В принципе то, что сопредельные страны, прежде всего Киргизия, имеют аэродромы базирования американских вооружённых сил, принципиально не отражается на границе Таджикистана с Афганистаном. Вопрос, который вы затронули, очень серьёзен и важен. Мы отслеживаем эту ситуацию, поскольку ситуация в Афганистане до сих пор остаётся взрывоопасной. И то, что пока вопрос стабилизации обстановки в Афганистане решается многонациональными силами, - в принципе это нам очень выгодно, поскольку напрямую контактов наших Вооружённых Сил с Афганистаном нет. Мы отслеживаем ситуацию. Я думаю, что ничего страшного в этом нет, хотя прогнозирование в дальнейшем - это отдельный разговор. Но то, что вооружённые силы Соединённых Штатов Америки выполняют задачу, которая с нами согласована, это я подтверждаю, пока этот вопрос в рамках наших совместных действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Багдасаров Семён Аркадьевич, ваш вопрос. БАГДАСАРОВ С. А. Два вопроса начальнику Генерального штаба и один вопрос товарищу Островскому. Как известно, кроме бывшей 201-й дивизии, а ныне базы, в Таджикистане дислоцирована авиационная группа. Как решаются вопросы аэродрома её базирования? И летает ли эта группа? И соответственно, как обстоит дело с базой для французских ВВС? Это первый вопрос. И второй вопрос. Мы подразумеваем, что Таджикистан, возможно, подвергнется агрессии со стороны Афганистана, но это соглашение... тут чётко не оговорено, что это будет именно Афганистан. У Таджикистана непростые отношения с соседним Узбекистаном, с территории которого в 90-х годах в Согдийскую область, бывшую Ленинабадскую область, были введены боевые формирования таджикской оппозиции. В свою очередь, с территории Таджикистана на территорию Узбекистана в 99-м году были также введены боевые формирования исламского движения Узбекистана: вы помните случай с основным направлением через Киргизию в Ферганскую долину и вспомогательный удар на Сурхандарьинскую область. Это было совершено не с территории Афганистана, а с территории Таджикистана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКАРОВ Н. Е. В порядке поступления вопросов. Я скажу, что российские войска, контингент, выполняют в Таджикистане три задачи: первая - обеспечение защиты интересов Российской Федерации в Республике Таджикистан, вторая - обеспечение безопасности Таджикистана и сопредельных стран, не входящих в Содружество Независимых Государств, третья задача - обеспечение безопасности границы Таджикистана и Афганистана. В рамках этих задач действует контингент. Что касается авиационной группировки, которая находится в Таджикистане, да, у нас есть проблемные вопросы в связи с тем, что официально Таджикистан вышел на требования, чтобы все перелёты, посадки самолётов осуществлялись по мировым расценкам, хотя до этого такого договора не было и мы решали вопросы в рабочем порядке в рамках нахождения там наших Вооружённых Сил. Этот вопрос на сегодняшний день проработан, решение по нему принято: мы будем платить в соответствии с теми нормами, которые установлены, и полёты возобновляются. Это первый вопрос. Второй - по взаимоотношениям с Узбекистаном. Вообще, обстановка в этом регионе - это отдельный очень серьёзный, сложный разговор. Взаимоотношения Узбекистана и Таджикистана очень сложные, поскольку много нерешённых вопросов. Только лишь по сопредельным территориям между Узбекистаном и Таджикистаном более шестидесяти спорных вопросов. Те серьёзные вопросы, которые между этими странами имеются, в какой-то степени предопределяют трудности транзита наших грузов в Таджикистан, поэтому мы сейчас переходим на авиационное снабжение. И в связи с этими трудностями сейчас ведётся очень сложный переговорный процесс, с тем чтобы без таких серьёзных сложностей осуществлять наши перевозки в Республику Таджикистан. Проблема эта серьёзная, и она не решена на сегодняшний день окончательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость у кого-то выступить? Две руки: Жириновский Владимир Вольфович и Багдасаров Семён Аркадьевич. Завершили запись на выступления. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот это соглашение касается взаимодействия с Вооружёнными Силами Таджикистана. Тридцать лет назад тоже в определённых кабинетах принимали решение о ситуации в Афганистане и были совершены стратегические ошибки. И то, что сегодня есть проблемы в том же Таджикистане и в соседних государствах, это последствия советского режима. Разделили этот многонациональный район на национальные клетки, и там никогда не будет мира теперь, потому что границы проходят по регионам, населённым разными национальностями. Вот об этом нужно думать тем, кто планирует, так сказать, и захват власти, и попытку получить поддержку по национальному признаку. А потом государство будет мучиться сто - двести лет. Там были эмираты по географическому названию, по названию города, где был центр эмирата, - Бухара, Хива, Ургенч, а при советской власти создали вот там пять национальных республик и ещё несколько автономных. И они там будут биться долго-долго. Вот это надо всем нам понимать и учитывать. И военный аспект. Надо, чтобы в нашем Генеральном штабе были готовы к тому, что натовские войска уйдут из Афганистана, не одержав там победу. Некоторые считают, что мы потерпели поражение в Афганистане. Мы не потерпели, мы сами приняли решение о выводе наших войск, а натовцам придётся уходить, и туда придут другие силы, которые не остановятся только на границах Афганистана, обязательно будет вторжение в Среднюю Азию. Вот это тоже должны иметь в виду наши специалисты. Мы сегодня взаимодействуем, в том числе помогаем проходу гражданских грузов в Афганистан, а может быть, даже и какие-то другие там услуги оказываем, разведывательные, транспортные, но надо, чтобы мы хорошо осознавали, что и некоторые местные политические кланы хотели бы больше свободы для себя, в основном для обогащения и для транзита наркотиков, и у внешних сил в лице натовского блока тоже есть желание - они хотели бы победить. Победить не смогут, а им бы хотелось, чтобы, когда они уйдут, там осталась кровавая каша в масштабах всей Средней Азии. И для этого мы сами создали все условия ещё при советской власти, когда басмачей всех выдавили именно туда, в Афганистан. Теперь они готовятся обратно вернуться уже для того, чтобы вспомнить, что там было семьдесят лет назад. Вот нужно к этому всему быть готовыми, всё это знать, работать с местным населением и оказывать содействие в том, чтобы и избыточное население могло быть перемещено дальше, может быть в те регионы России, где у нас требуется рабочая сила. От этого была бы взаимная польза какая-то: мы бы понижали уровень напряжённости в Среднеазиатском регионе, в том числе и в северном Афганистане, понижали бы количество наркотиков, которые там выращиваются ввиду того, что им нечем больше заняться, а им нужны какие-то доходы, и получали бы управляемую рабочую силу. Должны взаимодействовать пограничники, Федеральная миграционная служба, Министерство обороны и другие наши ведомства, чтобы это всё согласованно делалось, чтобы не получилось так, что потом другой российский генерал скажет, что за его спиной нет больше российских солдат в Таджикистане, а они там останутся в качестве рабов, пленных, как они остались в Афганистане, хотя командующий 40-й армией нам очень круто обещал, что за его спиной никого нет. Есть за его спиной и до сих пор живут, став мусульманами и забыв русский язык и свои корни. Вот чтобы так в Таджикистане не произошло лет через пятнадцать - двадцать, чтобы... Сегодня там стоят наши войска, но чтобы это не было просто так - оказывать поддержку временному какому-то режиму, а именно сохранять нашу национальную безопасность в этом самом важном регионе. Это самый важный у нас регион, об этом все забывают, не с Китаем нам опасен конфликт, а именно вот здесь, из глубин Средней Азии, где мы сто пятьдесят лет находились и всё было в порядке, но советская власть так сделала, что мы должны были оттуда уйти. Они даже не просили уйти, мы их просто бросили. Сейчас вот у нас есть военная база в Киргизии и небольшая группировка в Таджикистане. Надо учесть все ошибки прошлого и восстановить то, что сделал царь в Средней Азии, не советская власть, а царь. Там был полный порядок, нас любили, уважали, и всё было хорошо. Надо, чтобы не было тех же ошибок, которые мы совершили в Афганистане, неправильно оценивая политические силы и идя на поводу... поддаваясь на провокации. Нужно не поддерживать режимы по политическим соображениям, а исходить только из интересов России, нашей национальной безопасности. Вот с учётом этого, конечно, необходимо обязательно ратифицировать, но надо, чтобы специалисты работали в Генеральном штабе Российской армии, востоковеды, специалисты, а не дети и внуки генералов, которые пришли отсидеться в кабинетах и ничего не понимают, не понимают, что такое Таджикистан. Взяли и переименовали Среднюю Азию в Центральную Азию - с какой стати это теперь называется Центральной Азией, когда сто пятьдесят лет мы это называли Средней Азией? Для нас с вами это Средняя Азия. Есть Малая Азия, есть Юго-Восточная Азия, а Центральная Азия - это для ЦРУ, зачем мы термины ЦРУ переводим на свои географические названия? Здесь же, в документе, пишем: в Центрально-Азиатском регионе. В Среднеазиатском! Это уже говорит о том, что слабые специалисты работают у нас в Министерстве обороны. Ратифицировать и учесть ошибки прошлого. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Багдасаров, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Я, во-первых, также сторонник ратификации этого соглашения, однако - тут я должен согласиться с Владимиром Вольфовичем - это, в общем-то, соглашение общего характера, не учитывающее реалий в регионе. Первый аспект. Дело в том, что в Афганистане ситуация ухудшается, а не улучшается. На сегодняшний день правительство Карзая и соответственно так называемые многонациональные силы контролируют не более одной трети страны. На конец февраля было пятьсот человек убито, две тысячи двести ранено, в результате чего американцы и их союзники были вынуждены увеличить свой контингент до пятидесяти тысяч человек. И сегодня против американских союзников воюет уже не только движение "Талибан" во главе с муллой Омаром, но и ряд пуштунских племён на юге и юго-востоке, а также наш старинный знакомый лидер Исламской партии Афганистана Гульбеддин Хекматияр. Есть серьёзная вероятность вовлечения в эту борьбу таджикских и узбекских формирований. Дело в том, что от 70 до 80 процентов наркотиков, которые идут на территорию СНГ, - этим занимается не движение "Талибан", а узбекские и таджикские формирования, некогда входившие в Северный альянс. На сегодняшний день американцы их не трогают по понятным причинам, но не сегодня завтра они будут вынуждены это сделать. Весьма высока вероятность вступления в боевые действия против американцев шиитских формирований в Хазараджате и гератской зоне, находящихся под контролем Корпуса стражей исламской революции Ирана. Поэтому мы должны готовиться вот к такому развязыванию ситуации. Тут правильно сказал Владимир Вольфович, что ведь они как бы не остановятся, но он ошибся в одном. Если вы помните, в 1999 и в 2000 годах руководство Таджикистана и Узбекистана панически обращалось к России за помощью в связи с возможной агрессией движения "Талибан" на территории этих государств, но почему-то молчала Туркмения, имеющая вторую по значимости протяжённость границы с этой страной. А всё объясняется просто: Туркмения не вмешивалась во внутренние дела Афганистана и дала команду своим туркменским формированиям на той стороне действовать по принципу, что кто в Кабуле, тому и подчиняйтесь. А вот таджикское руководство и узбекское руководство активно вмешивались во внутренние дела Афганистана. Ахмад Шах Масуд себя чувствовал в Душанбе лучше, чем в Панджшерской долине, а Абдул-Рашид Дустум не вылезал из Ташкента. Я видел всё это и приходил в ужас, понимая, что после этого "Талибан" может препринять против них действия. Поэтому, подписывая такие соглашения, мы должны предупреждать своих союзников о невмешательстве в эти дела, не проводить в этом плане активную... Однако это на сегодняшний день не так, на сегодняшний день руководство Таджикистана поддерживает отношения с лидером Исламского общества Афганистана, а ныне входящим в Национальный фронт Бурхануддином Раббани. Не станем ли мы заложниками того, что они нас снова втянут в какой-то такой длительный, никому не нужный конфликт? Первое. Второй аспект. Взаимоотношения с Узбекистаном. Ну, начальник Генерального штаба, учитывая ситуацию, деликатно промолчал. Они, мягко говоря, очень непростые. Я скажу так, что, когда на территорию Узбекистана в 99-м году вошли, точнее, одно формирование вошло на юг Сурхандарьинской области, а другое не смогло благодаря в том числе участию России в авиационной поддержке киргизских войск, на самом деле они действительно входили не с территории Афганистана, а с Таджикистана. Но если одна группировка входила с территории Гармского района, находящейся на удалении 350-400 километров, которую не контролировало центральное руководство Таджикистана, то вторая входила с территории Хатлонской области, контролируемой Душанбе. Не окажется ли так, что мы втянемся в конфликт между Узбекистаном и Таджикистаном? Вот это соглашение абсолютно от такой ситуации не гарантирует. Третий аспект. Как известно, в 1998 году было заключено национальное примирение Таджикистана. Я - в нашем зале есть ряд людей, как говорится, живых свидетелей этого - являюсь автором этой идеи национального примирения. Что пришлось претерпеть на этом пути - особый разговор. С трудом, но удалось заставить, именно заставить руководство Таджикистана пойти на соглашение с исламской оппозицией. Результат - десять лет мира! Но на сегодняшний день руководство Душанбе игнорирует часть соглашений и пытается арестовать деятелей из бывшей оппозиции, под командованием которой находятся сотни людей, в том числе и так называемые погранвойска в Горном Бадахшане. То есть риск начала гражданской войны там велик. И тут возникает вопрос: не окажемся ли мы втянутыми во внутренний конфликт? Пора нам в конце концов заняться подготовкой не только военных юристов, которых у нас такой избыток, что дальше некуда, но и людей, которые хотя бы элементарно соображали ьы в этих вопросах. А для этого мало знать язык, мало три или четыре года в военном институте бывшем, а не в военном университете проучиться, для этого необходимо десятилетие подготовки. Хотелось бы, чтобы так и было. У меня огромное сомнение, что на сегодняшний день в Главном управлении международного военного сотрудничества, которое, судя по всему, готовило это соглашение, подобные специалисты есть. Точно такое же соглашение, если выбросить слово "Таджикистан" и написать "Куба", "Ирландия" или "Китай", можно с успехом заключить и ратифицировать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, завершилась процедура обсуждения. Настаивает ли на выступлении представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Докладчик и содокладчик настаивают на заключительном слове? Также нет. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности Российской Федерации и Республики Таджикистан". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 28 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2% Результат: принято Принято.