Заседание № 15
21.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 482884-4 "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1395 по 1618 из 7635
Вопрос 5. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Александровича Панкова. Пожалуйста. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Председатель Государственной Думы, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности". Этот договор подписан главами государств - членов организации 23 июня 2005 года в Москве. Соглашение определяет основные принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров не только для вооружённых сил, но и для других войск и воинских формирований государств - членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения. Предусматривается как совместное обучение с российскими военнослужащими, так и раздельное на специальных факультетах, (в отделениях, группах) военных учебных заведений Минобороны России. Подготовка военных кадров будет осуществляться на основании контрактов на платной основе за счёт направляющей стороны, а также на льготной и безвозмездной основах по установленным российской стороной квотам. При подготовке на льготной основе расходы за обучение осуществляются за счёт принимающей стороны, расходы за содержание - за счёт направляющей. При подготовке на безвозмездной основе расходы за обучение и содержание осуществляются за счёт принимающей стороны. Реализация пакета документов будет способствовать развитию и расширению военно-технического сотрудничества, повышению как региональной безопасности, так и обороноспособности России, послужит дальнейшему укреплению Организации Договора о коллективной безопасности. В соглашении не содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Его реализация не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Для реализации соглашения в федеральном бюджете на период до 2010 года предусмотрены ежегодные ассигнования в размере 1 миллиарда 156 миллионов рублей. Соглашение предусматривает доступ иностранных граждан в процессе обучения в Российской Федерации к секретной информации и тем самым затрагивает обороноспособность нашей страны. В этой связи соглашение подлежит ратификации на основании действующего законодательства. И наконец, я хотел бы доложить уважаемым депутатам, что комплект документов прошёл все необходимые согласования, в частности, он согласован с МИДом России, Минэкономразвития России, Минфином России, есть заключение Минюста России. Соглашение на сегодняшний день ратифицировано Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Прошу уважаемых депутатов ратифицировать указанное соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Соглашение о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ устанавливает основные принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований. В основу соглашения положены цели и принципы организации. Документ предусматривает порядок отбора кандидатов, формы и методы подготовки военных кадров, условия и квоты. Необходимость такого документа продиктована самой жизнью. После распада СССР проблема подготовки кадров для молодых государств - членов Содружества стала важной национальной задачей. И если на первых порах потребность в военных кадрах ещё удовлетворялась за счёт привлечения к военному строительству бывших советских военных кадров, с течением времени это стало делать всё труднее. Ранее подписанные в этой сфере многосторонние и двусторонние соглашения со многими государствами - участниками СНГ перестали действовать 31 декабря 1999 года. После образования в сентябре 2003 года Организации Договора о коллективной безопасности было решено потребность стран-участников в военных кадрах оформить надлежащим образом. Этим, собственно, и обусловлено появление настоящего Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ. Российская Федерация имеет соответствующую всем современным требованиям учебную и полигонную базу, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и накопленный многовековой опыт обучения военному делу. Поэтому естественно, что в большей мере подготовка военных кадров для государств - участников ОДКБ будет возложена именно на Российскую Федерацию. Безусловно, это означает, что будут определённые финансовые издержки, они предусмотрены нашим бюджетом. И в политическом плане, как считают члены комитета по делам СНГ, они полностью оправданны, так как таким образом создаётся долгосрочная перспектива для расширения военно-технического сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия сил и средств сторон в развитии и укреплении наших союзнических отношений. В этой связи комитет по делам СНГ просит уважаемых коллег поддержать наше решение и ратифицировать данное соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. И потом Жириновский. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос к Николаю Александровичу. Николай Александрович, вот вы в своём выступлении такую фразу произнесли, сказали, что предусмотрен допуск иностранных граждан к секретной информации. Просчитывали ли вы ситуацию? Ведь сегодня ситуация на территории бывшего СССР довольно нестабильная. Если государства, которые сейчас входят вроде бы в союз, откачнутся в сторону НАТО или тот, кого мы научим, перейдёт в войска тех государств, которые могут против нас воевать, то с ними уйдёт секретная информация. Хоть как-то мы должны себя обезопасить! Прорабатывался ли этот вопрос? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А. Спасибо большое за вопрос, он на самом деле очень важный. Поскольку здесь напрямую затрагиваются вопросы обороноспособности нашей страны, мы эту проблему прорабатывали самым серьёзным образом. Что я хотел бы сегодня дополнительно доложить депутатам? Речь идёт о военнослужащих государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности, только об этих военнослужащих. Вот это первое и очень важное. Второе. Конечно, речь не идёт о том, что мы будем раскрывать все секреты, и сегодня в учебном процессе наших военно-учебных заведений не используется вся секретная информация. Информация секретная идёт, но тем не менее адаптированная. И в этом плане, конечно, мы будем очень внимательно контролировать вопросы секретности применительно к обучению иностранных военнослужащих, военнослужащих государств - наших партнёров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жириновский Владимир Вольфович, вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Николай Александрович, у меня близкий к этому вопрос. Мы много лет готовили военных специалистов для многих стран: Африка, Латинская Америка, в рамках Варшавского пакта, сейчас - ОДКБ. Надо готовить, это всё хорошо, но как-то просчитывали ваши аналитики, какой общий баланс от подготовки? Допустим, сейчас известно, что один венгерский офицер возглавляет службу разведки натовского блока, а в своё время он у нас проходил такую же подготовку в рамках Варшавского пакта. Вот здесь сколько будет пользы, сколько минусов? В общем, итог вот такой подготовки: она всё-таки даёт больше плюсов или минусов? Хотя с моральной точки зрения я согласен, в любом случае надо готовить, им всё равно в личном плане приятно, что они проходили подготовку в русских военных академиях и всегда будут нам за это благодарны. Но вот с точки зрения общей безопасности и общих итогов подготовки сколько плюсов и минусов в процентах? Выигрываем мы или чаще всё-таки в проигрыше оказываемся, поскольку теряем контроль над странами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ПАНКОВ Н. А. Уважаемый Владимир Вольфович, мне кажется, что вся история подготовки иностранных специалистов, насчитывающая несколько десятилетий, говорит только о пользе таких подходов. К сожалению, у нас получилось так, что мы этот сегмент утеряли почти полностью, но, слава богу, в последние годы мы наблюдаем колоссальный интерес к нашему военному образованию. И я, кстати, в этой связи хотел бы сказать, что сегодня у нас обучаются иностранные специалисты уже около пятидесяти государств. Мы в этом видим прежде всего колоссальную пользу. Каких-либо явных минусов я сейчас и не назвал бы, это правильно, это хорошо, по нашим оценкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость кому-либо выступить? Желающий один - Жириновский Владимир Вольфович. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я коротко, поскольку повестка дня большая. Подготовка - мы её будем осуществлять, но те страны, которые входят в ОДКБ, они же, их офицеры, проходили подготовку и в натовских странах, допустим, из Узбекистана или из других стран - в Турции, в турецких военных учебных заведениях. Поэтому здесь может быть взаимный опыт, это всё может пригодиться, они могут сравнить, как готовятся специалисты в натовских странах и как у нас. В целом учебный процесс носит больше гуманитарный характер. Секретов особых сегодня нет, потому что сегодня всё прозрачно, мы показываем нашу технику на любых международных ярмарках. И образцы мы продаём, они поступают везде, и даже, бывает, мы продаём больше новейших образцов для чужих армий, чем для своей, поскольку те готовы платить и у нас нет непосредственной угрозы, нам не нужно огромные танковые армии где-то сосредотачивать, а некоторые азиатские страны любят, чтобы было много танков, самолётов, хотя никакой войны и не будет. Ещё один аспект гуманитарный. Когда в Ираке собралась коалиция по случаю агрессии, вторжения, оккупации, то поручили командовать войсками этой коалиции польскому генералу, и он был вынужден применять русский язык, поскольку все соединения новых членов коалиции плохо владели английским языком, а часть из них проходили подготовку в наших военных учебных заведениях. Поэтому даже здесь оказался плюс, когда там, где проходят натовские операции или войск коалиции под эгидой США, русский язык иной раз становится даже господствующим, поскольку его хорошо знают в тех странах, которые были в зоне нашего влияния много лет, и даже те, кто находился, может быть, дальше от России, по долгу службы хорошо знают русский язык, и он находит лучшее применение. Поэтому здесь тоже есть большая польза. И наша задача - добиться, независимо от того, что мы не участвуем в блоке НАТО, чтобы там третьим языком в перспективе стал русский язык, поскольку у нас есть программа "Партнёрство ради мира" и так далее. Потому что здесь есть большая польза. Они все нам благодарны и могут сравнивать уровень подготовки в нашей армии и в зарубежных. И мы видим результаты: в случае оккупации со стороны натовских войск или США их успехи не такие значительные, какие были у Советской Армии или сегодня у подразделений Российской армии. Поэтому мы это всё поддержим, и это гуманитарная сфера - всех учить. Пускай все будут благодарны и во всём мире говорят на русском языке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1656 по 1673 из 7635
Кто за то, чтобы принять закон "О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 55 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято. Спасибо.