Заседание № 212
О проекте федерального закона № 482772-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (об установлении нового порядка расчёта пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребёнком).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Доклад Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. На рабочем месте включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект в установленном Регламентом порядке подготовлен к третьему чтению, замечаний по нему нет. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие высказаться по мотивам перед голосованием? Коломейцев Николай Васильевич. Больше нет желающих?
По пункту 4 по мотивам - Николай Васильевич Коломейцев. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Здесь ваш коллега читал письма, а я хочу почитать вам стенограмму выступлений и ответов ваших коллег по поводу этого закона. Итак, Фарида Исмагиловна Гайнуллина отвечает по поводу 343-го закона, для чего его принимали и почему необходимо принять эти поправки. Вот послушайте внимательно: если мы не примем поправку в 343-й закон, то это сформирует около 80 миллиардов дефицита бюджета Фонда социального страхования. То есть на 80 миллиардов рублей 343-й закон формирует дефицит. Потом, когда беременные женщины начали пикетировать Минздравсоцразвития и президент двадцать девять минут посвятил в своём послании детскому вопросу, последовала жесткая команда: часть дефицита изыскать. Но представляющая закон уважаемая Татьяна Владимировна Яковлева не смогла ответить. Гайнуллина опять говорит, что, мол, мы изыскали возможности и потом примем по мере поступления, вероятно памятуя, что 100 долларов стоит баррель нефти марки "Юралс", понимаете? Здесь господин Воронин от имени министерства опять же нас убеждал: ну, 80 миллиардов, вы понимаете, давайте мы на годик примем, учитывая, что президент дал команду, чтобы люди адаптировались, беременные адаптировались, те, которые до полутора лет детишек воспитывают, адаптировались... - а потом можно их по башке и опять не платить. Поэтому мы, конечно же, предлагаем не на адаптационный период, а вообще хотим, чтобы восторжествовал здравый смысл, и призываем к тому, чтобы демографическую проблему решать не на словах, а на деле. Давайте мы всё-таки, приняв вот эту поправочку, Андрей Константинович, на самом деле возьмём и сделаем переходный период, как в вашей программе, до 2020 года. Это будет и правильно, и справедливо, и молодого президента мы подбодрим и поддержим, покажем, что услышали его детское президентское послание, понимаете? Поэтому я предлагаю вам всё-таки этот закон поддержать и дать протокольное поручение Андрею Константиновичу, представителю правительства, которого нет, и представителю президента, который обязан реализовывать послание президента, внести в первом квартале, в марте, законопроект, по которому переходный период продлился бы до 2020 года. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Кто за то, чтобы принять закон в третьем чтении? Прошу вас проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 01 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 211
О проекте федерального закона № 482772-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (об установлении нового порядка расчёта пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребёнком; принят в первом чтении 14 января 2011 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
4-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Обозначенный законопроект Комитетом по труду и социальной политике в установленном Регламентом порядке рассмотрен и подготовлен ко второму чтению. Прошу прощения, только исходя из социальной значимости данного законопроекта и его, так сказать, общественного звучания, я позволю себе очень коротко остановиться на тех изменениях, которые подготовлены ко второму чтению. Первое из того, что предполагается, - это установление переходного периода на два года, уважаемые коллеги, в отличие от законопроекта, принятого в первом чтении, где предполагался переходный период один год. И второе, меняется механизм исчисления среднего заработка, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам и по уходу за ребёнком, в частности, из числа календарных дней, на которые делится заработок в расчётном периоде, исключены дни, приходящиеся на периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребёнком, дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребёнком-инвалидом, периоды сохранения среднего заработка, если на такой сохранённый средний заработок не начисляются страховые взносы (например, это периоды военных сборов, исполнения обязанностей присяжных заседателей, дни сдачи крови и аналогичные периоды). С учётом изложенного, уважаемые коллеги, комитет предлагает рассмотреть две систематизированные таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Таблица 1 содержит четыре поправки. Есть ли необходимость обсуждать какие-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 54 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято. Принято. В таблице 2 семь поправок. Нужно ли какие-либо из них обсуждать отдельно? Вижу две руки - Останиной и Селезнёва. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 2-я поправка. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 4, 5, 6, 7 и дать возможность выступить сразу по всем поправкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Собственно говоря, осталась одна поправка, но тем не менее я ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять таблицу поправок 2, рекомендованных к отклонению, без поправок 1, 2, 4, 5, 6 и 7? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 43 мин. 04 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Останина Нина Александровна - по 2-й поправке. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, соглашаясь с оценкой данного законопроекта, которую дала Фарида Исмагиловна, характеризуя его как социально значимый и имеющий огромное общественное звучание, всё-таки не соглашусь с механизмом реализации тех социальных запросов, которые, так сказать, посылает нам общество. Я думаю, что многие из вас познакомились с таким достаточно объёмным аналитическим материалом, опубликованным во вчерашнем номере нашей "Парламентской газеты". Тем, кто не видел, советую посмотреть, потому что там приводится и аналитика, и международный опыт, и такой, собственно говоря, социальный срез отношения к этому законопроекту, срез общественных настроений. Так вот, по данным ВЦИОМ, самое замечательное в послании президента, что было отмечено обществом, так это как раз демографический раздел его послания, то, что касается заботы о семье и о детях - 54 процента населения одобрили эту часть послания, соответственно этому были и ожидания. К сожалению, когда месяц или полмесяца спустя президентом был подписан закон, который мы сейчас исправляем, конечно, ожидания эти не просто не оправдались - это вызвало социальные бунты, и впервые в роли экстремисток выступили беззащитные женщины. Я уже приводила примеры: в конце октября и в середине января они вышли к зданию Минздравсоцразвития. Мало того что им испортили новогодний праздник, очень многим ещё подпортили настроение как раз принятием этого законопроекта. Я напомню, что основанием для этого предложения, с которым к нам обратились Фонд социального страхования и Минздравсоцразвития, послужили, с их точки зрения, факты аморального поведения, когда беременные женщины, для того чтобы увеличить себе пособие по беременности и родам, вместе с соучредителями создавали псевдофирмы, получали высокие зарплаты, которыми делились с теми же собственниками. Ну, думаю, аморально поступали не женщины, а те, кто делал такого рода заявления, потому что речь шла о необходимости покрыть дефицит Фонда социального страхования - всего 13,5 миллиарда рублей. Я напомню, примерно такая же сумма будет затрачена только на переименование милиции в полицию. Поэтому надо было подумать, что целесообразнее делать в этой связи. Наше предложение не совпадает с тем предложением, которое сейчас озвучила Фарида Исмагиловна. Если прежняя поправка касалась всего годичного переходного периода... Тогда мы и женщины, которые вышли на площадь, говорили: "Да, пройдут выборы в Государственную Думу, и снова вернётесь к прежним механизмам начисления". Сейчас получается, что речь идёт не только о выборах в Государственную Думу, но и о выборах президента в 2012 году, а потом снова хоть трава не расти. А после этого что, женщины перестанут рожать у нас? Опять вернётся прежний механизм начисления? Поэтому наша поправка такова. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" очень много говорит о том, что есть стратегия долгосрочного развития до 2020 года. Вот и давайте тогда переходный период определим до 2020 года - такова наша поправка. Прошу её поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна, мнение комитета. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Мнение комитета - отклонить. С учётом того что переходный период продлён на два года (а Нина Александровна предлагает до 2020 года), изменён и механизм исчисления среднего заработка. Исходя из изложенного комитет предлагает данную поправку отклонить. И ничего общего с политической частью выступления это не имеет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 2. Предложение депутата Останиной - принять, мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 00 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9 % Результат: не принято Не принято. Селезнёв Валерий Сергеевич, по вашим поправкам, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, здесь Фарида Исмагиловна выразила своё отношение к политическому компоненту этого законопроекта. Я больше разделяю мнение коллеги Останиной, которая сказала правду. Мы помним, что этот законопроект вызвал резкий общественный резонанс. В крещенские морозы, вместо того чтобы сидеть дома и готовиться к родам, наши женщины вышли на пикеты с требованием вернуть старую схему исчисления декретных пособий, а именно пособие по беременности и родам должно рассчитываться из одного года стажа, а не из двух лет перед выходом в декрет. При его исчислении они требовали убрать знаменатель семьсот тридцать дней, оставив только фактически отработанные дни, и не учитывать больничные дни при расчёте декретных пособий. Это вкратце. Теперь по внесённым мной поправкам в данный законопроект. Ну, коль скоро мы не можем защитить всех женщин от этого произвола, то поправки, которые я предлагаю, нацелены на то, чтобы спасти от этого произвола хотя бы некоторые категории лиц, а конкретно, чтобы и после окончания переходного периода им было предоставлено право выбора формы расчёта декретного пособия. Поправка 6 касается лиц, имеющих двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет, поправка 4 - лиц, которые имеют ребёнка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, поправка 7 - одиноких родителей, воспитывающих ребёнка в возрасте до четырнадцати лет, и, наконец, поправка 5 - лиц, имеющих инвалидность, то есть родителей-инвалидов. Мы хотим, чтобы хотя бы эти люди не пострадали от действия столь вредного, ещё раз скажу, закона. Защищать надо всех, здесь я согласен с коллегой Останиной. О чём думают, вынося на отклонение такие поправки, мне совершенно непонятно. О Книге Гиннеса, наверное, в которую внесут невиданное ранее в нашей стране событие - пикеты беременных женщин в Новый год, или о том, что, по оценкам экспертов ООН, Россия в ближайшее время будет на первом месте по убыли населения. Итак, прогнозы очень неутешительны. Некоторые эксперты, и это эксперты заслуженные, предрекают нам, что к 2075 году численность населения нашей страны за счёт ухудшения демографической ситуации составит всего пятьдесят - пятьдесят пять миллионов человек, то есть сократится практически втрое. Я прошу, коллеги, поддержать поправки, которые хотя бы инвалидов и родителей инвалидов обеспечат правом выбора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, комитет. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Валерий Сергеевич, я не случайно при внесении законопроекта ко второму чтению прокомментировала поправки, рекомендованные к принятию, но вы, к сожалению, их так и не услышали. Если мы согласимся с вашим вариантом поправок, то мы как раз ущемим права всех остальных. Мы предложили ещё поправки, устанавливающие иной механизм исчисления среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам не только для той категории людей, которую вы предлагаете, но для всех женщин. Комитет не может согласиться с такими поправками и рекомендует их отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нам надо по каждой поправке проголосовать. Ставлю на голосование поправку 1. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 19 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Не принято. Ставлю на голосование поправку 4. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 41 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Не принято. Ставлю на голосование поправку 5. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 03 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Не принято. Ставлю на голосование поправку 6. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 26 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6 % Результат: не принято Не принято. Ставлю на голосование поправку 7. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 48 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2 % Результат: не принято Не принято. Мы рассмотрели 4-й вопрос, выносим его на "час голосования".
На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Кто за принятие данного законопроекта во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 26 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 482772-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (об установлении нового порядка расчёта пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребёнком).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОСТАНИНА Н. А., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В сегодняшней повестке дня под номером 7 стоит проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Поскольку к этому закону приковано внимание не только тех, кого он напрямую касается, - беременных женщин, но и вообще всех молодых семей, которых, напомню, в России насчитывается из сорока двух миллионов одна треть, то возникает несколько вопросов. Первое. Временные рамки действия этого закона ограничиваются одним годом. Безусловно, согласиться с этим никак нельзя, хотя, конечно, мы закон поддержим. Поскольку закон требует финансирования, которое должно найти отражение в федеральном бюджете, то хотелось бы, чтобы правительство сегодня гарантировало нам, что эти цифры найдут отражение в бюджете. В этой связи есть пожелание пригласить на обсуждение этого законопроекта Юрия Викторовича Воронина, который докладывал данную новеллу 20 октября, когда вносилась соответствующая поправка... (Микрофон отключён.)
Переходим к рассмотрению пункта 7 повестки дня, как договаривались. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Я хотел бы две информации довести до вас. Первое: при рассмотрении, как просили, присутствует Воронин Юрий Викторович, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. И второе: взамен розданного проекта постановления роздан проект постановления, где предусматривается сегодня в результате рассмотрения принятие в первом чтении, а не в первом чтении и в целом, как первоначально было. Слово для доклада предоставляется Яковлевой Татьяне Владимировне. Пожалуйста. ЯКОВЛЕВА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение Государственной Думы выносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Данный законопроект подготовлен в целях обеспечения постепенного перехода к новому порядку расчёта пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, вводимому с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В соответствии с федеральным законом № 343-ФЗ расчётный период, за который берётся заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, увеличивается до двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая. В случае если в течение этого двухгодичного периода застрахованное лицо имело перерыв в работе либо у него была более низкая заработная плата в течение указанного периода, чем в последние двенадцать календарных месяцев перед месяцем наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком, применение нового порядка расчёта пособия может привести к снижению его размера по сравнению с тем, если бы пособие было исчислено по ранее действующим правилам. В связи с вышеуказанным предполагается установить в течение 2011 года дополнительный переходный период по применению нового порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, установленного федеральным законом № 343-ФЗ, а именно: внести в статью 3 закона № 343-ФЗ изменения, согласно которым в случае, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребёнком, страховой случай, наступил в 2011 году, по заявлению застрахованного лица пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком может быть назначено, исчислено и выплачено в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года. Если же порядок расчёта указанных пособий, введённый законом № 343-ФЗ, будет приводить к увеличению размера пособия, то будет применяться новый порядок расчёта. Таким образом, застрахованным лицам предоставляется возможность выбора наиболее выгодного варианта расчёта указанных пособий. Статьёй 2 законопроекта предусмотрено, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Данная норма позволит осуществить перерасчёт пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребёнком, назначенных по нормам закона № 343-ФЗ в период с 1 января 2011 года до даты вступления в силу рассматриваемого закона, при поступлении заявлений застрахованных лиц о применении при расчёте указанных пособий порядка, действовавшего до 1 января 2011 года. Принятие закона приведёт к увеличению расходов на выплату пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Расчёты приведены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту. Покрытие возникшего дефицита средств Фонда социального страхования Российской Федерации планируется осуществлять за счёт средств федерального бюджета. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать данный законопроект и проголосовать за его принятие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Владимировна. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Доклад Татьяны Владимировны избавляет меня от изложения сути законопроекта. В дополнение к сказанному хочу только сказать, что Комитет по труду и социальной политике рассмотрел в установленном порядке данный законопроект и действительно рекомендует вам принять его пока лишь в первом чтении. Изменение к проекту постановления вам роздано, и там предлагается поправки направить в Комитет по труду и социальной политике до 20 января текущего года. Кроме того, есть заключение правительства, подтверждающее, что увеличение расходов на выплату пособий предполагается покрыть за счёт средств федерального бюджета. Заключение также у вас имеется. Комитет считает, что предлагаемые законопроектом изменения позволят застрахованным лицам в течение переходного периода адаптироваться к новым условиям, к новому порядку расчёта, вернее, исчисления среднего заработка, из которого исчисляются данные виды пособия, и смягчат возможные отрицательные издержки его применения для отдельных застрахованных лиц. Также мы имеем положительные заключения комитетов-соисполнителей, заключение правительства также положительное. Прошу поддержать позицию комитета и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Будут ли вопросы по рассматриваемому законопроекту? Будут. Давайте проведём запись желающих задать вопросы. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Депутат Апарина, пожалуйста, вопрос. АПАРИНА А. В., фракция КПРФ. Спасибо. Татьяна Владимировна, вы, выступая, не были самокритичны, вы не пояснили, почему же мы только недавно закон приняли, 8 декабря, президент подписал накануне Нового года... Вы о причинах не сказали. Скажите для всей страны, что, оказывается, пикеты протеста, акции протеста очень эффективны. Это же беременные и молодые мамы вышли в пикет, постояли у министерства, и только тогда это побудило сегодня выйти вот с таким предложением - внести поправки. Пожалуйста, скажите, вы признаёте, что была допущена ошибка? Вы и президента подставили вот тем, что был принят такой закон, который не устраивал ни будущих мам, ни настоящих мам? Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В данном случае Фарида Исмагиловна выступает и как соавтор, и как представитель комитета, поэтому она ответит на этот вопрос. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Алевтина Викторовна, я прошу прощения, я и соавтор, поэтому позвольте нам с Татьяной Владимировной поделить наши функции, безусловно, точно так же право соавторов - определиться, кто будет отвечать. Просто я ещё раз хочу напомнить, уважаемая Алевтина Викторовна, в каких тяжёлых условиях мы с вами в комитете принимали данное решение. Оно, с одной стороны, было продиктовано экономической целесообразностью, ибо предполагалось, что если мы не примем 343-й закон, то это сформирует около 80 миллиардов дефицита бюджета Фонда социального страхования и поставит под сомнение ряд социальных обязательств государства по страховым случаям по этому виду страхования. Поэтому 343-й закон - это плод компромисса, компромисса, в частности, по стажевому показателю, вы знаете, что мы приняли иное решение, и надо признать, что, вероятно, действительно мы до конца не учли все последствия принятого решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Яковлева. ЯКОВЛЕВА Т. В. Я отвечу на этот вопрос. Самое главное, от этого никто не пострадал - ни одна беременная женщина, ни одна мама, находящаяся в отпуске по уходу за ребёнком. Мы полностью сейчас приняли тот законопроект, который направлен на сохранение самого высокого пособия при отпуске по родам и по уходу за ребёнком. Это самый главный критерий и самая главная цель, которую мы преследовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна, ну, сохранили на два года, так сказать, чтобы все подумали: не умирайте пока вот, ещё два года можете попользоваться. У нас в бюджете заложен пятнадцать лет стаж, чтобы 100 процентов получить беременной женщине, об этом говорила наша фракция, Геннадий Андреевич выступал, поэтому нужно вот как раз всё это в соответствие и приводить, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" это всё и делает. Скажите, если вы заботитесь о том, чтобы действительно наши дети рождались, почему бы не сделать тогда так: давайте любое время, когда женщина получала большую зарплату, за эти последние годы, пятнадцать там лет или, если она молодая, по её выбору... Почему этого не делаете, а запутали всё до такой степени, что тут даже бухгалтер сразу не разберётся, что хотели и как хотели? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Владимировна Яковлева. ЯКОВЛЕВА Т. В. Спасибо, Тамара Васильевна, за вопрос. Вы, наверное, заметили, что сегодня мы не принимаем его в первом и в третьем чтениях, мы принимаем только в первом чтении и предлагаем вносить поправки. Пожалуйста, вносите к данному законопроекту поправки, и мы будем их рассматривать и принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос, предложение скорее. Не предусматриваете ли вы возможность предоставить право выбора порядка расчёта и после 2011 года хотя бы отдельным категориям мам? Принятые ранее поправки, последствия которых мы сейчас пытаемся прикрыть переходным периодом, негативно - ну, это очевидно - скажутся на женщинах, трудовая деятельность которых по каким-либо причинам была неполной, например, если мать брала выходные дни за свой счёт в целях ухода за ребёнком-инвалидом. Вот как быть в такой ситуации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Владимировна Яковлева. ЯКОВЛЕВА Т. В. Валерий Сергеевич, абсолютно правильное предложение, ещё раз повторяю, поэтому мы принимаем сегодня законопроект в первом чтении. Пожалуйста, давайте с вами вместе будем вносить такие поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительство не хотело бы что-то добавить по этому вопросу? Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В., статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации . Уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить о том, что поправки, которые мы принимали в прошлом году, имели своей целью переход на страховые принципы в страховании по болезни, по беременности и родам и по уходу за ребёнком. Основополагающим страховым принципом является принцип соотносимости, эквивалентности страховых взносов, которые уплачивает застрахованное лицо, сумме получаемого страхового обеспечения. Ни одна страховая система не может нормально, устойчиво работать, выполнять свои обязательства, обходиться без бюджетных субсидий, если эта система будет устроена таким образом, как она устроена была до настоящего времени, а именно когда выплаты производятся за гораздо больший период, чем тот, за который формируются сами средства, обеспечивающие эти выплаты. Вот цель была в том, чтобы достигнуть баланса между продолжительностью выплаты пособия, получения пособия застрахованным лицом и неким минимальным периодом формирования прав. Поэтому сам принцип, который был заложен в поправках, мы считаем правильным. Необходимость переходного периода очевидна, она осознавалась и в тот период времени, когда мы этот закон принимали, но мы упирались в определённые финансовые ограничения, связанные с выделением средств из федерального бюджета на поддержку Фонда социального страхования. Слава богу, что по поручению президента нашлась возможность изыскать дополнительные средства, которые позволили смягчить переход к этому абсолютно правильному со страховой точки зрения принципу. Поэтому мы считаем, что законопроект о переходном периоде, который внесён группой депутатов, позволяет адаптироваться к условиям расчёта пособия в соответствии со страховыми принципами, чтобы люди, у которых страховые случаи возникли в 2010 году и которые планировали завести детей, ещё не зная об этих изменениях, не оказались пострадавшими в этой ситуации. А уже все новые страховые случаи будут в соответствии с действием вот такого регулирования. Мы должны чётко это осознавать, мы осознанно шли на то, чтобы сбалансировать эту систему, не сделать её дефицитной. Поэтому любые решения, связанные с уменьшением периода, с выбором из всей трудовой деятельности какого-то непонятного периода - это идеи, которые выходят за рамки данного законопроекта. Нам нужно сделать так, чтобы система социального страхования, с одной стороны, соответствовала требованиям Международной организации труда - а в конвенциях, рекомендациях МОТ абсолютно чётко прописаны все требования, в том числе и к системе выплаты пособий, - а с другой стороны, чтобы наша система была финансово сбалансирована, ибо, как Фарида Исмагиловна абсолютно правильно отметила, когда на кону... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения. ВОРОНИН Ю. В. Я сейчас заканчиваю. ...когда на кону стоит выполнение обязательств по выплате пособий по больничному, по беременности и родам, по уходу за ребёнком, мы не можем брать завышенных, невыполнимых обязательств в этой области. Они должны быть сбалансированы в соответствии с тем тарифом, который существует в данном фонде. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Фарида Исмагиловна, я знаю ваше отношение вообще к этому вопросу и поэтому хотела бы спросить вас: чем руководствовались вы, как автор этой законодательной инициативы, определяя продолжительность переходного периода сроком в один год? Ну, я понимаю, что это согласованная с министерством позиция, в то же время я знаю, что наверняка вы не разделяете эту казённую позицию Юрия Викторовича о том, что через год будут новые страховые случаи и к ним иначе будут относиться беременные женщины. Да они просто откажутся рожать детей, понимая, что через год вступит в силу этот драконовский закон! Поэтому хочу знать вашу позицию. Это первое. И второе. Может быть, мы будем вносить в трудовое законодательство какие-то поправки, которые ликвидируют неравенство женщин с точки зрения заработной платы? Ведь на сегодня постыдная статистика: заработная плата женщин в России составляет только 60 процентов от зарплаты мужчин. И ещё. Известны ли сроки внесения правительством поправок в бюджет, который будет?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Я, конечно, здесь от имени комитета высказываю мнение, но моё мнение как автора законопроекта в определённой степени соответствует позиции комитета, потому что формы и методы поддержки демографической политики в стране, в России, могут быть разными. То есть я разделяю позицию относительно сбалансированности страховых взносов и страховых выплат, но в то же время помню, как и вы, поскольку вы работаете в Комитете по вопросам семьи, женщин и детей, что есть другие виды поддержки семьи, материнства и детства, завязанные не только на страховых случаях. Ну, я просто считаю излишним вам напоминать, что сейчас есть материнский капитал, другие виды пособий, есть отдельная программа по развитию сети детских дошкольных учреждений. И вы, наверное, сами могли бы мне помочь ответить на этот вопрос, и вы совершенно верно ставите... Конечно, нам нужно ставить вопросы соответствующей заработной платы и соответствующих страховых взносов, и, конечно же, это предмет прежде всего опять-таки вашего комитета. Давайте вместе поработаем над этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко, пожалуйста, ваш вопрос. ДРАПЕКО Е. Г. Уважаемый Юрий Викторович, мы понимаем, что вы своё балансирование финансовой деятельности производите внутри жёсткой либеральной модели, когда средства формируются только за счёт трудящихся, то есть за счёт нанимаемых, за счёт тех, кто вносит отчисления в ваш фонд. Но мы все знаем, что плоская шкала налогообложения вывела из-под действия отчислений в ваш фонд высокооплачиваемых менеджеров, людей с высокими доходами. Не кажется ли вам, что можно этот баланс найти другим путём, не за счёт сокращения поддержки женщин, которые хотели бы рожать, а за счёт изменения шкалы налогообложения - введения возрастающей, прогрессивной шкалы налогообложения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это не по этому закону. ВОРОНИН Ю. В. Я отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Елена Григорьевна, вы ведь оговорились не случайно: плоская шкала налогообложения, а мы говорим о социальном страховании и взносах. В налогообложении возможна плоская шкала по одной простой причине, потому что уплата налогов не формирует обязательств. Обязательства идут по одной системе: законодательство предусматривает налоги, они обезличены, они обязательства не формируют. В социальном страховании противоположная ситуация: уплата взносов напрямую формирует обязательства страховой системы. И чем вы больше платите взносы за кого-то, тем, соответственно, возникает больше обязательств у того же Фонда социального страхования или у Пенсионного фонда, неважно, у любого социального страхового фонда. Не случайно во всех цивилизованных странах мира введён потолок на взимание страховых взносов. Они же это не от гуманизма сделали, а прекрасно понимая, что нельзя брать взносы, не создавая обязательств, пропорциональных этим взятым взносам. Вот если бы мы не ввели ограничения по заработку, 415 тысяч и 463 тысячи, которые будут действовать в 2011 году, мы бы в трубу вылетели с точки зрения размеров пособий. Нам бы их пришлось выплачивать с гораздо больших величин, с тех, с которых мы брали взносы, и у нас бы несбалансированность возникла совершенно по другому основанию. А делать так, чтобы брать взносы со всей суммы заработка, а пособия выплачивать по ограниченному максимуму, - невозможно. Было соответствующее решение Конституционного Суда опять-таки о соотносимости взносов и обязательств и выплат. Поэтому в системе социального страхования тот путь, о котором вы говорите, невозможен, он не приводит к сбалансированности. Здесь есть только два способа: или увеличивать тариф взносов, или, извиняюсь, уменьшать обязательства, приводить их в соответствие с тем тарифом, который существует, или оказывать помощь из федерального бюджета, что и делается в данном случае для обеспечения переходного периода. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Татьяна Владимировна, уважаемый Юрий Викторович! Вы, вероятно, помните все заключения и обоснования, которые были к законопроекту о бюджете Фонда социального страхования, принятому в декабре. И наверное, друг другу напомните и мне, как изменилась в динамике статья как раз по этому разделу, насколько она уменьшилась, чтобы друг друга не вводить в заблуждение. И второй вопрос, представителю правительства. Я вижу первое заключение, в котором предусматривается увеличение бюджетных расходов со ссылкой на то, что будет возмещено из федерального бюджета, но когда в декабре принимался бюджет, на этот раздел не было этих расходов. Вы что, в декабре не знали, что надо увеличивать эти расходы, или всё же права Алевтина Викторовна, говоря, что это реакция на пикеты беременных женщин возле Минздравсоцразвития? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Владимировна вначале? Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. Мне это странно. Вы же знаете прекрасно, как принимается бюджет. Бюджет принят, статьи расходов были предусмотрены. Поэтому когда принимался закон, мы исходили из того финансирования, которое выделено было на дотации Фонду социального страхования. Были предусмотрены дотации в итоге тех изменений, которые мы внесли во втором чтении по данному закону, тогда ещё законопроекту, эти поправки были учтены. Сейчас по поручению президента Минфином изыскиваются дополнительные средства для того, чтобы обеспечить переходный период, и будут внесены предложения по корректировке федерального бюджета в этой части. Хорошо, что по поручению президента такое политическое решение было принято. Мы только за и его поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Апарина. АПАРИНА А. В. Спасибо. Олег Викторович, хотелось бы пожелать, завершая обсуждение этого законопроекта, чтобы в будущем, когда докладывают законопроект, говорили о его истории, потому что доложили так, как будто ничего и не было, и всё свалили на президента: он должен, оказывается, за нас работать, он должен найти, президент нашёл и так далее. Если мы не будем признавать свои ошибки - а была ошибка с принятием, и этот проект закона не совершенен, но с тем была ошибка, - если мы не будем признавать ошибки, руководители комитетов прежде всего, то мы не будем совершенствовать своё законодательное творчество, так скажем. Поэтому пожелание на будущее - это всё учитывать. Наоборот, это делает честь Думе - что мы прислушались к мнению женщин в данном случае, к мнению народа и вносим соответствующие поправки. А на будущее должны сами депутаты, министерства должны заботиться о том, чтобы были финансы, и до принятия закона, до внесения эти вопросы решать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает кто-то на выступлении? Настаивает. Тогда придётся... ИЗ ЗАЛА. По одному от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас осталась всего одна минута до перерыва, поэтому мы не можем приступить к обсуждению. В 16 часов у нас фиксированное время, выступает по своему законопроекту депутат Жириновский. Поэтому сейчас объявляется перерыв до 16 часов, дальше мы начинаем рассмотрение 14-го вопроса, а потом выступления по данному вопросу.
Продолжаем рассмотрение пункта 7. Сейчас у нас будет процедура выступлений. Есть ли у депутатов необходимость выступить по данному проекту федерального закона? Одна рука, две руки. Останина и Мизулина записались. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. Включите микрофон. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Борис Вячеславович, для начала вопрос: а у нас представитель правительства сейчас где, он будет присутствовать, представитель профильного министерства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот он руку поднимает, посмотрите! ОСТАНИНА Н. А. Нет-нет, я имею в виду представителя министерства, здесь был Юрий Викторович Воронин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он самый полномочный представитель у нас, он может всех заменить, кого угодно. ОСТАНИНА Н. А. Понятно-понятно. Нет, просто мы приглашали его принять участие в рассмотрении этого законопроекта, более того, ради него перенесли обсуждение этого законопроекта на тринадцатое место с седьмой позиции. И конечно, хотелось бы, чтобы Юрий Викторович приходил не только для того, чтобы здесь выступать с трибуны, но и для того, чтобы послушать наше мнение по этому законопроекту. Невзирая на то что в законопроекте речь идёт о сугубо материальных вещах, о пособиях женщинам, которые вышли в декретный отпуск и воспитывают детей в возрасте до полутора лет, закон этот далеко не финансовый, далеко не технический, а, как признал сам представитель профильного министерства, закон этот политический. Остаётся только догадываться, какой из трёх факторов побудил правительство всё-таки согласиться с необходимостью принятия этого законопроекта: то ли послание президента, где речь шла о необходимости заботы о наших детях; то ли социальный бунт, о котором говорила Алевтина Викторовна Апарина, когда впервые за постсоветский период беременные женщины вышли пикетом к зданию Минздравсоцразвития, подобные акции протеста прошли и у нас в Сибири; то ли повлияли предстоящие политические процессы, потому что каким-то странным образом переходный период, который обозначен в законе, совпадает с двумя предвыборными федеральными кампаниями - в Государственную Думу и президентской. Мне совершенно не хотелось бы обижать авторов законопроекта, потому что я знаю позицию тех депутатов, которые приняли участие в разработке данного законопроекта и поставили, так сказать, свои имена под этим законопроектом, но уж больно он напоминает, извините, одну известную такую сценку из детского юмористического журнала "Ералаш", когда юные тимуровцы, чтобы отличиться и набрать очков, взяли устлали переход ледяной дорожкой, переводили бабушек и потом себе ставили отметку о том, какие передовики. Если бы 20 октября, когда обсуждался этот законопроект, прислушались представители фракции большинства к мнению оппозиции, нам не пришлось бы сегодня вносить, обсуждать и голосовать этот законопроект. Мало сказать, что законопроект снизил социальные гарантии, речь идёт о том, что действительно, когда этот закон вступит в силу, а он вступит в силу где-то через... Поскольку переходный период составляет всего один год, после 2013 года женщины почувствуют на себе действие этого закона, поймут, что элегантное слово "оптимизация" означает значительное сокращение выплат по беременности и родам - от одной трети до одной четвёртой части. Прежняя система расчёта, я не знаю, на каком основании и чем не понравилась Минздравсоцразвития и Фонду социального страхования. Я просто напомню, что сумма заработной платы, которую получала женщина на предприятии за последние двенадцать месяцев, делилась на количество реально отработанных рабочих дней без учёта выходных, праздников, больничных, определялся средний заработок, затем умножалась на коэффициент 30,4, и получался среднемесячный доход, который служил основой для начисления пособия. Новая система расчёта этих начислений существенно отличается, повторяю, и приводит к существенному ограничению социальных выплат этим женщинам. Вы говорите о том, что этот переходный период будет адаптационным, но любой адаптационный период предполагает поиски каких-либо других мер. Вряд ли за этот год появятся перемены в нашем законодательстве о труде, которые будут способствовать увеличению заработной платы женщин. Цинично звучали аргументы, которые приводил Юрий Викторович, внося эту законодательную новеллу, когда говорил, что основанием для внесения данного законопроекта является тот факт, что очень многие в поисках высоких заработков создают авантюрные фирмы, начисляют псевдозаработные платы, чтобы потом женщины получали в большем размере так называемые декретные выплаты. Ровно наоборот ситуация складывается: очень многие женщины страдают от того, что работодатели-собственники просто не хотят выплачивать им декретные, искусственно банкротят свои предприятия, и вместе с алиментщиками, бегунами-отцами, появились ещё и беглые собственники. Когда обсуждали этот законопроект, представитель профильного комитета Андрей Константинович Исаев обвинил нашего Николая Васильевича Коломейцева в том, что он невнимательно знакомится с законопроектами, что этот закон ничуть не ущемляет права женщин, поменьше надо выступать на митингах. Так вот на митингах как раз выступали не мы, митинги и акции протеста как раз устраивали женщины. А история знает много печальных опытов, которые приводили к последствиям очень значительным: в феврале 17-го первыми, кто вышел на улицы, были как раз женщины. Поэтому не факт, что через три года, когда эта переходная норма перестанет действовать, мы не получим новые бунты декретниц, которые имели место в текущем году. Мы, конечно, поддержим этот законопроект, но призываем всех, в том числе и авторов, не ограничивать действие этой нормы только переходным периодом сроком на один год, сделать это постоянно действующей нормой. Поверьте, у правительства найдётся возможность, найдутся резервы, чтобы закрыть выпадающие или недостающие доходы из Фонда социального страхования, тем более что в финансовом заключении к этому законопроекту речь идёт о выделении 16,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. Неужели мы не можем внимательно присмотреться к другим расходным статьям федерального бюджета, с тем чтобы не ущемлять эту наименее защищённую категорию населения?! Когда обсуждали сегодня законопроект, вносимый депутатами фракции ЛДПР, мы, соглашаясь с позицией авторов, озабоченных демографической проблемой в России, понимали, что столь экзотические формы наши законодательные инициативы обретают ещё и по той причине, что любая здравая инициатива, направленная на защиту семьи, которая исходит от оппозиции, сегодня воспринимается в штыки, и, как правило, один аргумент звучит: у правительства нет денег. Мы уверены, что деньги эти есть, вопрос только в политической воле, в том числе и сидящих в этом зале. Поэтому просили бы поддержать поправку, которую мы хотим подготовить ко второму чтению: вернуться к прежней системе оплаты декретных и отпусков по уходу за ребёнком - исходя из доходов за последний год работы, за последние двенадцать месяцев. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мизулина Елена Борисовна. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект в первом чтении. И мы признательны профильному комитету за то, что он ограничил рассмотрение этого законопроекта сегодня только первым чтением, потому что нам было бы очень трудно голосовать за принятие этого законопроекта в целом. Некоторые из наших коллег справедливо отмечают, что этот законопроект сомнителен с точки зрения нравственно-этической. Нельзя его сегодня принимать в целом, ибо он носит временный характер и предлагает, по существу, продлить переход к новому порядку начисления пособий по беременности и родам и пособий по уходу за ребёнком на один год, то есть до выборов новой Государственной Думы. А что, разве после выборов женщины перестанут рожать или дети перестанут болеть? Поэтому мы полагаем, что переходный период, в течение которого следует отследить, обсудить и проанализировать, как вводится в действие новый порядок исчисления указанных пособий, нужно продлить как минимум до 31 декабря 2012 года. Поэтому наша фракция, будучи фракцией конструктивной оппозиции, соответствующую поправку уже внесла, и она роздана в зале. Мы очень надеемся, что профильный комитет при подготовке ко второму чтению рассмотрит эту поправку и её примет. Фракция полагает, что рассматриваемый законопроект - это фактически признание ошибки, которая произошла в результате совместных действий фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и Правительства Российской Федерации при принятии федерального закона от 8 декабря 2010 года номер 343. Умение признавать ошибки, что мы видим сейчас в этом зале, заслуживает уважения. Вместе с тем полагаем необходимым извлечь уроки из этой ошибки, чтобы не допускать их впредь. Первое. Депутаты представляют в Государственной Думе не правительство, а миллионы наших избирателей - это относится и к фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - и устоявшаяся практика, при которой отрицательный отзыв правительства на законопроект не подвергается серьёзной критике думским большинством и, по сути, блокирует его прохождение в Думе, губительна - именно этим обусловлено рассмотрение данного законопроекта. Нелишне напомнить, что решения наших предшественников - первой Государственной Думы в начале прошлого столетия, которая была всего лишь совещательным органом, утверждались Государственным Советом, исполнительным органом, и утверждались императором. Так вот, эта Дума позволяла себе не соглашаться с мнениями правительства и не занималась исправным штампованием предложений правительства тогдашней России. И известен факт, когда предложение правительства о продовольственной помощи было подвергнуто серьёзным изменениям в Государственной Думе, Государственная Дума внесла в него поправки, с которыми правительство было не согласно, но эти поправки были утверждены и Государственным Советом, и императором, а этому предшествовала полноправная процедура обсуждения поправок и в комитетах, и на заседании. Второе. Государственная Дума - это место для дискуссий, ответственность законодателей перед народом, который дал депутатские мандаты нам, предполагает открытое обсуждение всех вопросов, чтобы избиратели могли проконтролировать и получить информацию, что обсуждается при принятии конкретного законопроекта, учитываются ли их воля и пожелания. И в этом смысле то, что мы здесь недоговариваем, уходит на улицы, Госдума и улицы - это как сообщающиеся сосуды, всё, что не проговорено в этом зале, проговаривается на улицах. Это нам показали беременные женщины. Но если здесь, в зале, мы знаем, от кого и что ожидать, кто будет пытаться блокировать, кто будет пытаться захватить трибуну, драться или влезать в президиум, то на улице мы с вами, к сожалению, прогнозировать последствия массовых стихийных действий не можем. Третье. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - фракция конструктивной оппозиции, другие оппозиционные партии и наша фракция представляют не самих себя, мы представляем избирателей, которые не согласны с решениями правительства. И в связи с этим напомню: при голосовании за этот законопроект в третьем чтении 24 ноября все три оппозиционные фракции за него не голосовали, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ проголосовали против, ЛДПР не принимала участия вообще. С этим фактом неподдержки всеми оппозиционными фракциями данного законопроекта нельзя не считаться, но он фактически был проигнорирован. А я замечу, что мы сейчас в рамках нашего Регламента можем внести такого рода нормы - и мы призываем к этому "ЕДИНУЮ РОССИЮ", - благодаря которым мы можем обеспечить дополнительные гарантии деятельности оппозиционных фракций, а значит, и тех избирателей, которых мы представляем, во-первых, при принятии процедурных решений, во-вторых, при принятии законопроектов в первом и втором чтениях. Что я имею в виду? Такая практика существует во многих странах, например в Бундестаге, когда учитывается не только позитивное голосование, количество голосов за принятие, но и негативное голосование, количество голосов против принятия законопроекта. Мы предлагаем ввести норму в Регламент, которая бы предусматривала, что при голосовании по процедурным вопросам, а также за в первом и втором чтениях законопроект принимается установленным конституционным большинством, но при условии, если против него не возражают одновременно все три фракции. Эта норма конституционна, она современна. Это, если хотите, наша инновация, и она очень понравится избирателям. Безусловно, без солидарности с "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" этот вопрос решить невозможно. Мы призываем к такой солидарности. Четвёртое. Уважаемые представители правительства, ведь всё не так благополучно с поддержкой семьи и матерей, как подаётся в докладах, в том числе на Госсовете, который состоялся 27 декабря, если на улицы вышла самая мирная, самая консервативная аудитория - это беременные женщины, которые, вообще-то, стремятся к покою и стабильности, а никак не к массовым акциям. Пятое, последнее. Переходный период, поэтапное введение и мониторинг, предполагающий оценку эффективности принимаемых нами законов и устранение непреднамеренных негативных, побочных последствий принимаемых законов, - это должно стать неотъемлемой частью нашей законодательной деятельности. Это мы тоже можем сделать уже в этом созыве Государственной Думы. Если Швейцария, крохотная страна, не гнушается тем, чтобы принимать экспериментальные законы на короткий период времени, чтобы отследить, проанализировать, посмотреть, нет ли побочных явлений негативных, почему гнушается Россия, страна громадная? Законодательство во всём мире - это современный подход, разновидность социальной технологии. Тот продукт, который мы выдаём, - это закон. И применительно к социальным технологиям действует общее правило: здесь важно не только заложить тот результат, который мы хотим получить с помощью закона, но и исключить негативные непреднамеренные последствия. И существует только два способа исключить эту ситуацию, чтобы не превращать всю страну в гигантскую подопытную лабораторию: первый - это поэтапное введение, или экспериментальное введение, что практически одно и то же, и второй - последующий мониторинг, анализ и отслеживание. Мне приходилось изучать некоторым образом, как такого рода мониторинг выстраивается лордом-канцлером Великобритании применительно к судебной реформе. Меня поразила эта практика и удивляет то, что до сих пор мы не можем это у себя реализовать. Ежегодно правительство, если вводится какая-то новая норма, готовит доклад, в котором излагается анализ ситуации в связи с введением нормы, обязательно проводится социологическое исследование, двум экспертам независимым направляется этот доклад на анализ, всё это излагается с точки зрения того, оправдались ожидания или нет, что неблагоприятно и как надо изменить. И такие доклады за двести лет в Великобритании... Конечно, такого рода вещи позволяют серьёзно подходить к закону. И ещё. Уважаемые коллеги, должна заметить, что закон только тогда будет эффективным и только тогда он будет работать, когда мы с вами научимся договариваться, когда мы научимся принимать законы, которые являются результатом согласования позиций всех представленных в Государственной Думе фракций. Умение договариваться, умение слышать друг друга и уступать - это современный подход, я призываю вас к этому. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Докладчику с заключительным словом? Содокладчику с заключительным словом? Нет. Выносим 7-й вопрос на "час голосования". В рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 00 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.