Заседание № 362

02.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 482489-7 "О внесении изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3578 по 3700 из 5075
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 155   
Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Алексей Владимирович       
Куринный.                                                                       
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, данный законопроект не носит столь            
глобального значения, как, может быть, предыдущие, однако, на мой взгляд, он    
позволит восстановить некую справедливость в части оплаты коммунальных услуг.   
                                                                                
Я напомню, что у нас появились единые расчётно-кассовые центры, при оплате в    
них коммунальных услуг выдаётся единая платёжка, где перечислены все услуги,    
которые оказываются в данном случае тому или иному собственнику либо            
нанимателю жилого помещения. Но существует странная особенность: если           
собственник либо наниматель оплачивает сумму не полностью, то его долг          
разбрасывается, так скажем, между всеми строками, причём, даже если он          
захочет указать, что платит только за воду или только за газ, платит только     
за ремонт, содержание, всё равно сотрудник расчётно-кассового центра            
разбросает задолженность на все строки. Соответственно, если человек хочет      
погасить, например, только задолженность за водоснабжение или только за         
газоснабжение, он этого сделать просто не может, потому что существует          
постановление правительства, в котором говорится о том, что если недостаточно   
средств, то долг разбрасывается на все строки. Совершенно ненормальная          
ситуация! Повторю ещё раз, свобода воли в данном случае полностью               
игнорируется. Вот представьте, вы приходите в магазин и говорите, что у вас     
денег только на молоко и батон, а вам говорят: нет, уважаемый, мы тебе          
продадим полбатона, полбутылки молока, кусочек мыла и половину пачки            
стирального порошка, и будь добр в обязательном порядке всё это оплатить -      
только так, по-другому не получится.                                            
                                                                                
В законопроекте предлагается дать право тому, кто оплачивает коммунальные       
услуги, указывать конкретно, за какую услугу он хочет заплатить в данном        
случае. Причин здесь может быть много, зачем это требуется. Да, есть            
обязанности - я думаю, сегодня представители комитета будут ссылаться на то,    
что есть обязанность платить в полном объёме, - но денег не всегда хватает, и   
человек сам вправе выбирать, за что ему заплатить, а с чем можно повременить,   
в том числе это касается и оплаты коммунальных услуг. Тем более если он         
постарается, то в принципе он может отдельно оплатить ту же воду, но для        
этого надо будет взять отдельный счёт, для этого надо будет пойти в банк, для   
этого надо будет перечислить эти деньги и частично заплатить банку, это         
совершенно другой механизм. Точно так же можно оплатить и газ. Но зачем         
усложнять человеку жизнь, если это всё можно сделать и нужно сделать в          
расчётно-кассовом центре, спокойно, централизованно? Оплатить то, что может,    
оплатить, если говорить простым языком, то, что завтра могут отключить: если    
он не оплатит горячую воду, ему завтра отключат горячую воду, не оплатит газ    
- ему завтра отключат газ, а с остальными, скажем так, видами оплаты человек    
может повременить и заплатить позже исходя опять же из своих финансовых         
возможностей.                                                                   
                                                                                
Основным аргументом правительства и комитета является то, что это будет         
нарушать финансовую дисциплину, мол, дадим слабину - и наш наниматель или       
собственник завтра перестанет платить или начнёт халтурить. Я думаю, этого не   
случится по одной простой причине: обязанность оплаты с него никто не снимал,   
она всё равно на нём будет висеть. Другое дело, кому он будет должен больше:    
будет он должен управляющей компании, компании-водоканалу, какой-то             
энергетической компании, газоснабжающей организации - это его право, и он       
имеет право, на мой взгляд, выбирать, за что же ему заплатить в первую          
очередь, не выискивая для этого разных хитрых способов, которые сегодня         
существуют.                                                                     
                                                                                
Предлагаю поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Павел Рюрикович Качкаев.                                 
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я постараюсь не       
ссылаться на 155-ю статью Жилищного кодекса, где закреплена обязанность по      
оплате жилищно-коммунальных услуг за нашими собственниками и нанимателями.      
                                                                                
Законопроект был внесён в середине 2018 года, то есть три года назад. За это    
время многие, если не все, регионы перешли на так называемые прямые договоры    
по оплате коммунальных услуг, то есть сегодня мы получаем не одну платёжку на   
все коммунальные услуги, а до 15 платёжек, как, например, в Липецкой области:   
у них, по-моему, 11 или 15 платёжек. Мы этот вопрос достаточно изучали, у       
жителей уже сегодня есть право не оплачивать часть платёжек.                    
                                                                                
Другой вопрос, что сегодня если житель не платит по одной или нескольким        
платёжкам, то в соответствии с той же самой 155-й статьёй через 30 дней после   
неоплаты идут пени. Здесь основной аргумент ещё такой, что у нас в стране из    
1,2 триллиона рублей задолженности за жилищно-коммунальные услуги 700           
миллиардов, то есть больше половины, - это долг управляющих организаций и       
населения. К счастью, этот долг в последний год не нарастает, как было,         
допустим, в предыдущие годы, но тем не менее если мы сегодня примем данный      
законопроект, то не исключено, что некоторые собственники намеренно не будут    
оплачивать жилищно-коммунальные услуги и тем самым ухудшат и без того не        
очень хорошее положение наших ресурсоснабжающих организаций.                    
                                                                                
Другой вопрос, что сегодня у нас почти 39 миллионов человек имеют различные     
льготы и получают субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, а сумма эта    
превышает 350 миллиардов рублей в год. Так что комитет считает и мы             
неоднократно обсуждали, что, наверное, нужно идти не по этому пути, а по пути   
усиления адресной поддержки малообеспеченных и тех собственников, которые,      
ну, просто не в состоянии по тем или иным причинам, имеют низкий доход и не     
могут оплачивать. Это первый вопрос.                                            
                                                                                
И второй вопрос, мы тоже его обсуждали неоднократно, и даже законопроект уже    
есть, - это вопрос о снижении расходов семьи на жилищно-коммунальные услуги.    
У нас сегодня это 22 процента, и если идти по этому пути, то тем самым мы       
улучшим положение, и данный законопроект вообще будет не нужен.                 
                                                                                
В связи с этим данный законопроект комитет не поддерживает.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, голосуем по законопроекту под пунктом 32 порядка работы.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.