Заседание № 259
О проекте федерального закона № 482360-4 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части, касающейся учёта объёмов оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Доклад заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексея Евгеньевича Лихачёва. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! По просьбе правительства комитет подготовил ко второму чтению данный законопроект. Поправки в статью 8, которые мы с вами приняли в прошлый раз, подразумевают уточнение и оптимизацию государственного контроля во всей цепочке производства и сбыта спирта и спиртосодержащей продукции. Правительство вышло с предложением ограничить и изъять из системы ЕГАИС - единой государственной автоматизированной информационной системы - оптовое звено, облегчая, с одной стороны, работу предпринимателей, с другой стороны, уточняя и оптимизируя работу собственно ЕГАИС в тех звеньях, в тех секторах, где она сохраняет своё действие. Законопроект прошёл все необходимые процедуры, поправок ко второму чтению не поступило. Есть заключения Правового управления по законопроекту и во втором чтении, и в третьем чтении. Комитет по экономической политике выходит с предложением принять законопроект во втором чтении, а также в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, поправок не поступило, поэтому я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 31 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8% Результат: принято Принимается. Как уже сказал Алексей Евгеньевич, законопроект готов и к третьему чтению. Замечаний по этому предложению нет? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 23 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7% Результат: принято Принимается.
Заседание № 258
О проекте постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона № 482360-4 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (первое чтение)
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Депутат Лихачёв... Вот здесь нам надо посоветоваться. Я обращаюсь к регламентному комитету. Он предлагает рассматривать сегодня проект федерального закона о внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Но решение о включении данного вопроса в порядок работы на 16-е число предполагается принять только завтра в ходе заседания Совета. Пока у нас нет решения о том, что этот законопроект находится в порядке работы на 16 ноября, так меня информируют. Я прошу ещё раз включить микрофон депутату Лихачёву. Полная готовность по этому закону, да? ЛИХАЧЁВ А. Е. Комитет рассмотрел этот законопроект. Есть решение комитета по этому вопросу. Я думаю, что можно его рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот я обращаюсь... Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, это важный законопроект. Официальный представитель - Сергей Дмитриевич Шаталов, статс-секретарь - заместитель министра финансов. Мы готовы сегодня доложить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У президентской стороны нет возражений? Пожалуйста, Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Мы проверили готовность материала, по крайней мере наши юристы смотрели и дали положительное заключение. Насчёт рассмотрения сегодня, конечно, принимать решение вам, но мы готовы поддержать это решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть возражения. Депутат Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Да я особо не возражаю, я уже ко всему привык в этом составе Государственной Думы, но депутаты не будут читать его? Но мы должны знать, хоть о чём речь там идёт? В комитете в лучшем случае десять человек, двенадцать человек. Тогда пусть представитель правительства или президента нам разъяснит хотя бы, о чём там речь идёт. Вообще-то, есть Регламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Евгеньевич, законопроект этот был в рассылке? Алексей Евгеньевич Лихачёв, я к вам, к комитету обращаюсь, поступил вопрос от депутата Решульского: а депутаты имели возможность ознакомиться с этим законопроектом? ЛИХАЧЁВ А. Е. По ящикам он был разослан ещё на прошлой неделе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование предложение депутата Лихачёва включить в повестку дня сегодняшнего заседания проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в первом чтении. Правительство и президентская сторона поддерживают данное предложение. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Не вижу таких. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 15 мин. 56 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 281 чел. Не голосовало 169 чел.37,6% Результат: принято Вопрос включён в порядок работы.
Уважаемые коллеги, мы внесли в порядок работы ещё один законопроект, который касается производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поскольку докладчик, Сергей Дмитриевич Шаталов, здесь, содокладчик тоже, я предлагаю обсудить сейчас проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", первое чтение. Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект касается функционирования Единой государственной автоматизированной информационной системы, которая была введена в действие начиная с 2006 года. Эта система, мне хотелось бы пояснить, является незамкнутой, незамкнутой в том смысле, что контролируется с её помощью не весь процесс производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции: есть некоторые виды товаров, которые вообще не подпадают под ЕГАИС, а кроме того, из этой системы выведена розничная торговля, что не позволяет отслеживать, продана или не продана та или иная алкогольная продукция. Соответственно это не позволяет обновлять информационную базу, которая накапливает всё больше и больше информации в отношении продукции, которая когда-то была произведена, а потом неизвестно, реализована или не реализована в розничной торговле. Для того чтобы оптимизировать этот процесс, для того чтобы снять лишние проблемы в налоговом контроле, предлагается вывести из-под системы ЕГАИС передачу алкогольной продукции в сфере оптовой торговли. При этом я хочу подчеркнуть, что всё производство спирта, всё производство алкогольной продукции, вся передача алкогольной продукции от производителя в оптовое звено по-прежнему остаётся и будет оставаться под действием этой Единой государственной автоматизированной информационной системы. Вопросы же контроля, налогового контроля в этом случае, в отношении оптового звена, будут осуществляться обычными методами. Ещё раз повторяю: законопроект направлен на оптимизацию информационных потоков, носит технический характер и не создаёт каких-либо дополнительных лазеек для того, чтобы легализовать нелегально произведённую продукцию. Мы просим поддержать этот законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада я предоставляю заместителю председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексею Евгеньевичу Лихачёву. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, система ЕГАИС рождалась в очень серьёзных дискуссиях между представителями правительства, профильными комитетами Государственной Думы, представителями бизнеса. Поэтапно вводя её участки, её подразделения, так сказать, в действие, мы договаривались о том, что будем возвращаться к вопросам улучшения, оптимизации работы в этом направлении и будем обязательно учитывать те предложения, которые возникают у трёх сторон, заинтересованных в развитии алкогольного законодательства, - у правительства, бизнеса и парламента. В данном случае мы имеем дело с правительственной инициативой. Уважаемый Сергей Дмитриевич достаточно точно её доложил. Речь действительно идёт о выводе внутреннего, я подчёркиваю, внутреннего оптового оборота алкогольной продукции из-под учёта в Единой государственной автоматизированной информационной системе объёмов алкоголесодержащей продукции. Мы понимаем, что под действием ЕГАИС точно остаётся производство и поставка алкоголесодержащей продукции в оптовую сеть для внутренней торговли и пересечение таможенной границы при её импорте. Я не буду перечислять те аргументы, которые привело правительство в пояснительной записке и высказал в своем выступлении уважаемый Сергей Дмитриевич. Хочу отметить лишь два основных тезиса, которые легли в основу принятия решения Комитетом Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму. Ну, во-первых, по нашему законодательству ответственность за организацию и функционирование системы ЕГАИС и в целом за осуществление госконтроля на алкогольном рынке лежит на правительстве. Поэтому с точки зрения субъектов, что ли, этого интереса правительство является для нас ключевым партнёром, мы всегда ждём от него предложений по улучшению этой системы, и в этом смысле инициатива правительства оправданна. Это первый момент. Второе. Мы понимаем, что уточнение некоторых положений закона вообще и деятельности системы ЕГАИС в частности будут сопровождать нас и в этом составе, и в следующем созыве Государственной Думы. Этот мощный эффективный инструмент контроля на рынке, без сомнения, нуждается в точечной настройке, и кроме того предложения, которое сегодня озвучено здесь, существует ещё ряд предложений и замечаний к работе системы ЕГАИС и у комитета, и у представителя рынка. В данном случае мы рассматриваем инициативу правительства, предложение правительства как начало такой широкой серьёзной дискуссии на эту тему. Можно, наверное, согласиться практически со всеми аргументами правительства, которые высказаны за принятие законопроекта в первом чтении. Просто кроме этих аргументов существуют ещё и другие, существуют и другие предложения, поэтому комитет после очень серьёзной продолжительной дискуссии на своём заседании... мы регулярно возвращаемся к этой теме, при комитете работает экспертный совет, очень полномочный, очень широкий по своему составу. Мы предлагаем Государственной Думе принять этот законопроект в первом чтении сегодня и направить его в рассылку, тридцать дней дать для сбора предложений по данному законопроекту, ну и начать серьёзную работу по осмыслению, скажем, полуторалетней деятельности системы ЕГАИС. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У нас первое чтение, уважаемые депутаты. Есть ли вопросы? Есть вопросы: депутаты Глотов, Малышкин, Решульский. Не вижу я пока больше рук. Подводим черту. Пожалуйста, депутат Глотов, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Спасибо, Олег Викторович. Вопрос Алексею Евгеньевичу. Алексей Евгеньевич, никаких сомнений нет в том, что правительство - ключевой партнёр Государственной Думы в её деятельности. Депутаты внесли 36 процентов законопроектов, принятых за четвёртый созыв, 31 процент - правительство. Ну вот какая цена этой точечной подстройки, как вы говорите, в этом сотрудничестве? Создаётся впечатление, что группа лиц некая возбуждает проблему, потом её решает определённым образом здесь, в Государственной Думе, и дальше идёт эта точечная подстройка. Скажите, какие убытки понесли в результате этих действий, связанных с регулированием на алкогольном рынке? Что ваш экспертный совет говорит? Каков ущерб наших товаропроизводителей? Вы разорвали опт, розницу: одних надо контролировать, других не надо контролировать. Сколько потеряли?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лихачёв, да? Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо. Сергей Александрович, достаточно сложно ответить на ваш вопрос, мнения, естественно, в экспертном совете и у представителей рынка самые разные. Единственное, что я хотел бы сказать: мы ничего не разрывали, те цепочки - я знаю это, в общем, что называется, не понаслышке - производства и импорта спиртосодержащей продукции, оптовое звено и звено розничное, они продолжают функционировать. Я просто хотел бы напомнить, что, когда полтора-два года назад мы принимали эти решения, речь шла о наведении порядка на рынке алкогольной и спиртосодержащей продукции, где (страшно подумать!) более половины оборота в некоторых секторах составлял контрафакт. Столь грязный рынок требовал жёсткого вмешательства государства, и, естественно, кто-то понёс убытки. Что касается наличия контрафакта на алкогольном рынке, ситуация улучшается. Смертность, скажем, при потреблении спиртного уменьшается. В целом от действия этой системы есть эффект, и эффект этот положительный. Но все инструменты, особенно такие мощные инструменты, такие жёсткие инструменты контроля со стороны государства, хороши в своё время. Вот тогда, полтора года назад, оптовый рынок, оптовую торговлю необходимо было контролировать с помощью системы ЕГАИС. А то, что правительство это делает вместе с нами, не замыкаясь только на себе и на своих подзаконных актах, но прося и нашей поддержки, нашего совета, внося поправки в закон, - это, на мой взгляд, очень правильно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, осталось тридцать секунд до перерыва. Объявляется перерыв до 12.30. (После перерыва) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, на часах 12.30, я прошу зарегистрироваться. Включите режим регистрации, пожалуйста. Кто не успел это сделать, пожалуйста, зарегистрируйтесь в секретарите. Покажите результаты регистрации. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 30 мин. 33 сек.) Присутствует 345 чел.76,7% Отсутствует 105 чел.23,3% Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 105 чел.23,3% Результат: кворум есть Кворум имеется, мы можем продолжить работу. Депутат Чаплинский, пожалуйста. ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина - Патриоты России". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, у меня вот беспокойство наши коллеги из фракции "Справедливая Россия" вызывают. Может, с ними чего-то случилось? Почему они на работу не ходят? Или они в компьютеры все играют в социализм? Надо как-то поинтересоваться, куда они пропали, ещё рабочий день в самом разгаре. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, если они смотрят нас по телевидению, они слышат ваше гневное выступление. Уважаемые депутаты, мы продолжаем работу по повестке, обсуждаем пункт, дополнительно внесённый в порядок работы. Депутат Глотов Сергей Александрович задал вопрос... Депутат Малышкин, пожалуйста, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. А вот вы мне поясните, может, я чего-то не понимаю. Мы, допустим, убираем систему государственного контроля из оптовой торговли, в розничной её и не было. А что-то такое мы там меняем, или что-то добавляем туда, или... Как это всё будет контролироваться, работать? Эффективно будет или неэффективно? Поясните вот этот пунктик мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, вы? Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Олег Александрович, речь идёт о том, чтобы усовершенствовать потоки информации, которые собираются в автоматизированной информационной системе. С точки зрения контроля здесь ровным счётом никаких изъятий, которые бы нарушили возможность такого контроля, не происходит. Ещё раз повторяю: вся система контроля через эту информационную систему производства спирта сохраняется, производства алкогольной и спиртосодержащей продукции сохраняется, всё производство остаётся в ней. Передача от производителя в оптовое звено тоже сохраняется, отражается в системе ЕГАИС. Дальнейшее перемещение в системе оптовой торговли выводится из-под системы ЕГАИС, потому что сейчас это просто засоряет информационную базу по той простой причине, что розничная торговля по-прежнему как не включалась в эту систему, так и не включается и нет возможности отследить судьбу каждой бутылки, что, по-видимому, изначально закладывалось разработчиками как идея перспективная. Но в результате получилось что? Информация о том, что продукция каким-то образом где-то прошла и реализована, отсутствует, в итоге происходит просто засорение этой системы информацией. Сейчас уже несколько десятков миллиардов таких сведений в этой системе хранится. Мы хотим не более чем оптимизировать информационную систему, сохраняя при этом, естественно, весь налоговый контроль за оптовым звеном. С точки зрения бизнеса и предприятий оптовой торговли это, конечно, определённое облегчение как в административном плане, так и потому, что они не должны будут платить ежемесячно за программное обеспечение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Решульский, ваш вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Совершенству, конечно, предела нет, но у меня, Сергей Дмитриевич, к вам вопрос. Я думаю, наше общество ещё не забыло эпопею со спиртом "Роял", которым опоили большую часть общества, некоторых довели до смертельного исхода. Можно и другие примеры привести. Вот в связи с этим поясните, почему вашим законопроектом вводится положение, освобождающее от указанного... как мы его назовём... учёта объёмов этого оборота организации, которые осуществляют ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции? Разве это не надо контролировать и не надо держать под контролем, что мы завозим и каким образом это потом расходится по нашей стране? Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Сергей Николаевич, как раз вот отменить контроль мы не хотим, и законопроект специально содержит формулировку, которая позволяет весь ввоз на территорию Российской Федерации контролировать и эту информацию вводить в систему ЕГАИС. Посмотрите, пожалуйста, эта норма в законе содержится. Более того, я могу привести вам данные. Мы сохраняем эту систему, ведь у нас объём акцизов, который собирается при импорте спирта, увеличился за год примерно в восемь раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы заданы. Есть ли желающие выступить по обсуждаемому законопроекту? Не вижу. Обращаюсь к президентской стороне. Также нет. Правительство свою позицию высказало. Тогда предлагаю проголосовать в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 46 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2% Результат: принято Принимается.