Заседание № 2
11.01.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 482318-4 "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления лесных участков для ведения охотничьего хозяйства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5066 по 5245 из 6165
Пункт 20. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации". Курганская областная Дума также доверила доклад Любови Михайловне Цветовой. Я приглашаю её на трибуну. ЦВЕТОВА Л. М. Уважаемые депутаты, Курганская областная Дума вносит законодательную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, вносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации". В соответствии с положениями нового Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. Депутаты Курганской областной Думы считают необходимым дополнить перечень исключительных случаев, установленных частью 3 статьи 74, ещё одним видом использования лесов - деятельностью по ведению охотничьего хозяйства. Ведение охотничьего хозяйства - это отдельный вид природопользования, который включает мероприятия по охране, воспроизводству, учёту и использованию охотничьих ресурсов. Данные работы проводятся на всей площади угодий, занимаемых охотопользователем, в том числе и на водных акваториях, землях сельскохозяйственного назначения, других земельных участках, а не только на части, расположенной на землях лесного фонда. В Курганской области среднестатистическое охотничье хозяйство располагается на территории, 20 процентов которой занимают лесные угодья, 10 процентов - водные угодья и 70 процентов - полевые угодья. На всех этих участках в границах своей территории охотопользователь ведёт примерно одинаковую деятельность. Но на основании требований Лесного кодекса Российской Федерации создается ситуация, при которой для принятия решения по предоставлению охотопользователям в аренду лесных участков действуют правила аукциона, а для предоставления, например, полевых и водных угодий действуют иные требования, установленные Федеральным законом "О животном мире", что создаёт предпосылки для дробления охотничьих хозяйств и приводит к неэффективному использованию природных ресурсов. Считаем нецелесообразным создавать особый правовой режим получения права ведения охотничьего хозяйства на отдельном участке, который находится в лесном фонде. В настоящее время охотопользователи ставятся перед выбором - участвовать в аукционах или прекращать свою деятельность, так как речь идёт об огромных финансовых средствах. В результате возможность дальнейшего развития экологически обоснованного, экономически достаточного вида лесопользования под большим вопросом. Депутаты Курганской областной Думы считают, что данная практика нанесёт серьёзный ущерб охотничьему хозяйству. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, полагаем необходимым внести соответствующие изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Виктора Владиславовича Зубарева. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Согласно докладу и пояснительной записке к проекту федерального закона № 482318-4 "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации" он направлен на предотвращение дробления охотничьих хозяйств и установление единого правового режима получения права ведения охотничьего хозяйства на землях различных категорий. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить, как это было уже сказано, пункт 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации нормой, устанавливающей, что договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства заключаются без проведения аукциона. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" отношения в области охоты и охотничьего хозяйства должны регулироваться специальным федеральным законом, который мы ещё не приняли. Федеральным законом "О животном мире" установлен порядок выдачи лицензий на пользование объектами животного мира, предусматривающий заключение договора на основании конкурса при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию. Заключение договоров о предоставлении в пользование территории или акватории на правах аренды указанным законом не предусмотрено. Более того, одним из основных принципов закона "О животном мире" является отделение права пользования объектами животного мира от права пользования землёй и другими природными ресурсами, в том числе и лесом. В то же время Лесной кодекс Российской Федерации рассматривает ведение охотничьего хозяйства на лесных участках как предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением услуг лицам, осуществляющим охоту, непосредственно занимающимся охотой. Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, так же как и для осуществления иных видов предпринимательской деятельности, осуществляется на основании договоров аренды. Конкурсная же система предоставления лесных участков в пользование Лесным кодексом не предусмотрена. Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение порядка предоставления лесных участков для ведения охотничьего хозяйства не достигает поставленной цели, заявленной в законопроекте, предлагаемом нашими коллегами, то есть не обеспечивает установления единого правового режима получения права ведения охотничьего хозяйства на землях различных категорий. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является платность лесных ресурсов. С учётом аукционной системы предоставления в аренду участков лесного фонда постановлением Правительства Российской Федерации № 310 утверждена минимальная ставка платы за единицу площади - вы, наверное, помните, это три копейки за гектар в год для всей территории Российской Федерации. В связи с этим при отказе от проведения аукционов для обеспечения принципа платности лесных ресурсов потребуются разработка и утверждение дифференцированных ставок по всей нашей стране. И естественно, будут выпадающие доходы субъектов Российской Федерации за аренду этих участков. Согласно Бюджетному кодексу плата за пользование лесами в части, превышающей минимальный размер арендной платы, зачисляется в доходы субъектов. Ну, вот их мы потеряем в этом случае. Необходимо также учитывать, что заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона, так же как и установленный Федеральным законом "О животном мире" порядок выдачи лицензий на пользование объектами животного мира, не могут гарантировать принятие объективных решений при предоставлении лесных участков (территорий) в пользование. Кроме того, предприниматели, претендующие на получение конкретного лесного участка для различных видов пользования, окажутся в неравных условиях, что нарушит конкурентоспособность наших предпринимателей, занимающихся этим видом деятельности. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации", внесённый Курганской областной Думой, при рассмотрении его в первом чтении. У меня всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчице и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть, Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста. Включите микрофон Тамаре Васильевне. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы сегодня отклоняем, наверное, такой день специальный: подобрали все законы, которые пришли к нам из субъектов, и, как всегда, отклоняем, отклоняем. Я сначала вопросы пыталась задавать, а сейчас, слушая вот этот закон, который предлагает Курганская Дума... Он ведь очень важный. Посмотрите смысл, самое главное в чём? Ведь охота - это не просто развлечение, это ещё и средство существования для очень многих, особенно в тех регионах, где охотоведческие хозяйства - это, в общем-то, ну, как раньше, например, у нас в селе колхоз, который давал возможность людям зарабатывать себе на жизнь. И сегодня эти охотоведческие хозяйства влачат жалкое существование, потому что мы приняли закон и действует правило: всё на аукцион, всё только на аукцион. Мы с вами уже и сами здесь чувствуем, что такое аукционы. Нас уже по-новому обеспечивают транспортом, сейчас и билетные кассы... У нас тоже всё на аукцион. Всё, что было хорошо, зачем это ломать? Но сегодня новые хозяева, конечно, они выигрывают аукционы и будут обдирать этих людей, охотников, как мы их можем назвать. Поэтому я думаю, что смысл здесь очень важный. Можно отклонять по разным основаниям этот закон, и по юридическим, и по моральным, и по принципиальным, и из-за несоответствия Конституции, другим законам, но, мне кажется, ведь люди его сюда прислали для того, чтобы мы над ним подумали, а не просто вот так отклонили. Я думаю, что закон заслуживает очень большого внимания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других желающих выступить я не вижу, поэтому ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации". Позицию комитета вы слышали. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 59 сек.) Проголосовало за 11 чел.2,4% Проголосовало против 74 чел.16,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 87 чел. Не голосовало 363 чел.80,7% Результат: не принято Отклоняется.