Заседание № 227
О проекте федерального закона № 482218-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения. Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности". Докладывает Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция"ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В целях структурирования санкций за нарушение требований пожарной безопасности мы считаем целесообразным сохранить такой вид наказания, как приостановление деятельности, но в отдельно взятой правовой норме. В связи с этим предлагаем данный законопроект возвратить к процедуре второго чтения, утвердить таблицу представленных нами поправок и принять законопроект во втором и в третьем чтениях. Правовое управление замечаний не имеет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть предложение комитета вернуть законопроект к процедуре второго чтения. Ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы поддержать предложение комитета? Голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 50 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принято. Есть семь поправок, которые комитет рекомендует поддержать. Есть замечания по таблице? Есть, Решульский Сергей Николаевич, других рук я не вижу. Пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. Я, конечно, вынес бы все поправки на отдельное голосование, но вынесу только поправку 4. Может, мне Александр Петрович пояснит. Вроде бы подход правильный, что при повторном нарушении и так далее. Александр Петрович, вы же помните наш законопроект, который ограничивает проверки, в том числе и пожарной инспекции, без существенных каких-то предписаний или решений прокурора и так далее. Когда, в какой срок проводится повторная проверка, чтобы выявить повторные нарушения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предлагаю следующее: в рамках обсуждения данной поправки Александр Петрович и даст соответствующие разъяснения. Ставлю на голосование таблицу поправок 1 без 4-й поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 09 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3 % Результат: принято Принята таблица. Сергей Николаевич, вам нужно ещё время? Пожалуйста, включите микрофон Решульскому. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. На первый взгляд, правильный подход, и тут правильно ссылаются, что у нас есть такая практика, но я хотел бы, чтобы мы это всё увязывали со своими предыдущими действиями. Мы с вами здесь под громкие аплодисменты принимали закон - и он действует уже, - ограничивающий административное, а проще говоря, контрольное вмешательство проверяющих органов. Я не зря задал вопрос Александру Петровичу. Вы помните, что в год можно провести две таких проверки, в том числе одну с разрешения или по согласованию с прокурором. Вот на объект пришёл инспектор, выявил грубейшие нарушения противопожарной безопасности, написал об этом и даже оштрафовал на 50 или 100 тысяч рублей. Ничего не делается - он в следующий раз через какое время приходит, Александр Петрович, чтобы подтвердить, что тут ничего не делается, и после этого приостановить действие данного объекта? Иначе получается так: штраф заплатили, а через полмесяца или месяц люди сгорели на этом объекте, не дай бог, конечно. Не получится ли так у нас с вами? Поэтому я считаю, что первая редакция была самая правильная: если грубейшее нарушение, значит, либо штрафуем, либо останавливаем на девяносто дней действие этого объекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович, центральная трибуна. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Николаевич, уважаемые коллеги! Вот для этого мы сегодня и попросили вас - и спасибо, что вы согласились, - вернуться во второе чтение. Сейчас Сергей Николаевич говорил нам о статье 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности", но посмотрите во взаимосвязи все статьи. Есть ещё в базовом законе, изменения в который сейчас мы принимаем, в существующем сегодня кодексе статья 19.5, и она дополняется тремя новыми частями 12, 13 и 14. Так вот, там предусмотрены (и сейчас мы принимаем такое решение, мы уже приняли, кстати, его, мы его сегодня не меняем) санкции за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего госпожнадзор. То есть, если в предписании указан срок его выполнения, в этот срок проводится проверка, и если оно не выполняется - вот она, санкция. Повторное нарушение - и норма начинает работать, но уже, конечно, это решается в судебном порядке. Поэтому здесь логика в нормативном акте соблюдена и юридическая техника тоже. Я почему вам и сказал, что Правовое управление... мы сами обратили на это внимание. Посмотрите вот эту часть, они говорят: да, у нас замечаний нет, всё соблюдено. И все стороны - участники законодательного процесса с таким подходом согласны. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы принятых. Комитет предлагает её поддержать. Сергей Николаевич удовлетворён разъяснениями комитета? Ну, формально он предлагает её отклонить. Ставится на голосование поправка 4 из таблицы принятых. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 50 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Остаётся в таблице принятых. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 25 мин. 14 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Принято. Комитет предлагает вынести данный законопроект на "час голосования" в третьем чтении. Как я понимаю, Сергей Николаевич, вы хотели бы выступить по мотивам от фракции? Не надо? А, по ведению? Слово по ведению Решульскому. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я знаю, что тут время ещё до 5 часов есть, можно и по мотивам выступить, но я для чистоты всё-таки хотел бы, чтобы Александр Петрович посмотрел статью 19.5 с дополнительными частями 12 и 14. Там устанавливается за невыполнение просто административный штраф. Статья говорит о невыполнении требований, но не о нарушении, понимаете? Вы юрист, вы должны как-то здесь ещё раз попробовать с Правовым управлением уточнить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, правильно я вас понимаю, что вы записываетесь на выступления по мотивам перед третьим чтением? Нет. Выносим данный законопроект на "час голосования".
В третьем чтении голосуется законопроект, пункт 5, "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности". Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 32 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 482218-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (принят в первом чтении 11 марта 2011 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности". Докладывает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию законопроект решает вопросы повышения эффективности административного воздействия на нарушителей требований пожарной безопасности. Я не думаю, что требуются какие-либо обоснования, и в связи с этим лишь информирую вас, что ко второму чтению на законопроект поступило семь поправок. Из них пять комитет поддерживает и две рекомендует отклонить. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две таблицы, как доложил Александр Петрович. Есть ли вопросы по таблице 1? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу 1? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 33 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принято. Таблица отклонённых поправок состоит из двух поправок. Есть ли по ней замечания? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять данную таблицу? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принято. Данный законопроект предлагается к принятию во втором и в третьем чтениях. Есть ли возражения у представителя президента? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
ЯКИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Да, спасибо, Любовь Константиновна. Для сведения: по 25-му пункту, там, где голосовали по таблице 1 принятых поправок, депутат Морозов голосовал за, по 26-му пункту повестки, где голосовали также по таблице 1 принятых поправок, депутат Лапшина голосовала за, и по 27-му пункту повестки также по таблице 1 принятых поправок депутаты Никонов и Попов голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности". Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 43 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принято.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 482218-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос. Готовность есть у нас? Есть. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Андреевича Пучкова. Пожалуйста. ПУЧКОВ В. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подготовлен в установленном порядке проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так, законопроектом Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополняется нормой, регламентирующей порядок взаимодействия органов по регистрации и органов государственного пожарного надзора при осуществлении последними надзорной деятельности в отношении юридических и физических лиц на объектах защиты. Также законопроектом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Во-первых, в целях экономического побуждения собственников - владельцев объектов защиты выполнять требования пожарной безопасности увеличиваются размеры сумм административных штрафов, установленных статьёй 20.4. Во-вторых, предусматривается усиление ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, в том числе за невыполнение в срок законного предписания органа государственного пожарного надзора в организациях, предоставляющих гражданам услуги в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания. В-третьих, увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности с двух месяцев до одного года, в связи с тем что рассмотрение дел данной категории может быть связано с проведением сложных экспертных исследований, особенно это касается нарушений, приведших к возникновению пожаров. Проект закона прошёл все необходимые процедуры согласования, поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и на заседании Правительства Российской Федерации. Принятие закона позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в стране, и обеспечит повышение ответственности собственников - владельцев объектов за жизнь и здоровье людей и их имущество. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Андреевич, присаживайтесь. С содокладом выступит первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! К сожалению, представленный законопроект недостаточно органично входит в режим действующего регулирования как гражданских, так и административных правоотношений. Обратили на это внимание и Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, и Правовое управление Аппарата Государственной Думы, имеются замечания и у нас. Так, к примеру, если поддержать предложение о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях в части, касающейся нарушения правил пожарной безопасности в лесах, то кроме резкого понижения ответственности ничего не получится, а задача-то как раз состоит совершенно в другом. То есть тот, кто готовил законопроект, отчасти не успевал за изменениями в законодательной ситуации. В то же время уровень и состояние пожарной безопасности, конечно, недостаточно отвечают требованиям общества, социально-экономическим реалиям, что не вселяет в граждан должную уверенность, поэтому было бы неразумно не использовать внесённые предложения для развития правовой системы регулирования этих вопросов. В целом предложенная правительством концепция является обоснованной, и мы её поддерживаем. Мы рассчитываем, что в результате работы над законопроектом ко второму чтению сможем не только устранить уже видимые недостатки, но и усилить целый ряд позиций, способных существенно и положительно повлиять на обсуждаемые процессы, а также полагаем, что новые правовые нормы окажут благоприятное воздействие на общественные отношения. Конечно, мы обратим внимание и на повышение внятности правовой политики государства в области пожарной безопасности, так как без создания правовых условий для возникновения и функционирования выгодных для государства процессов, происходящих в обществе, рассчитывать на реальный результат будет довольно сложно. Тем более, что все мы, уважаемые депутаты, уже убедились в том, что законопроекты, которые касаются только вопросов усиления санкций, могут при определённых условиях ликвидировать принцип динамизма права и даже привести его в ступор, поэтому любая политика, правовая в особенности, должна не только учитывать текущие проблемы, но и быть направлена на опережение обстоятельств и предвидение нового. Учитывая изложенное, а также то, что правовая норма вне своей реализации существовать не может, мы видим как возможность поддержки данного законопроекта, так и возможность его доработки, и поэтому рекомендуем принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы к докладчику, содокладчику? Две руки. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. К кому вопрос? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. К Владимиру Андреевичу вопрос. Уважаемый Владимир Андреевич, мы с вами знаем по итогам рассмотрения последствий пожара в Перми, когда сгорело и отравилось большое количество наших сограждан, что там в том числе и недобросовестность начальников пожарной охраны была. Скажите, пожалуйста, предполагаете ли вы во втором чтении всё-таки ввести ещё и усиление ответственности инспекторов пожарной безопасности и вышестоящих руководителей, которые согласовывают проекты, за последующие действия? Потому что после Перми сгорело, если верить СМИ, ещё порядка десяти аналогичных объектов, ну, с несколько меньшим количеством жертв. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ПУЧКОВ В. А. Да, действительно, инспекторский состав органов госпожнадзора, как и все должностные лица, несёт ответственность за те решения, которые он принимает, поэтому усиление ответственности в данном тексте закона, в частности по статье 20.4, относится в том числе к инспекторскому составу Госпожнадзора. Кстати, в порядке информации докладываю, что в связи с событиями в "Хромой лошади" три инспектора госпожнадзора в настоящее время находятся под следствием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Андреевич, вы использовали в своём выступлении термины: "усилить ответственность собственников", "понуждение собственников", напомнили нам об ответственности и в сфере образования, здравоохранения, но вы, наверное, помните, что в советское время в каждом населённом пункте была обязательно добровольная пожарная дружина, да и щиты пожарной охраны везде были, и не ждали, когда из райцентра приедут, тут же оперативно небольшие пожары гасили. Сегодня этого нет. Наказывают глав поселений, а у них денег на это нет. Приходят к директору школы, говорят: почему у тебя не обеспечена пожарная безопасность в школе? А у него денег нет. Его наказывают рублём. То есть этот закон - это своего рода, как мне кажется, просто дубина: мы ею помашем, а решение проблемы особо-то не продвинется. Скажите, пожалуйста, сколько нужно денег, чтобы в стране была организована реальная система пожарной безопасности: и в школе, и в больнице, и в населённом пункте, и везде? Потому что без денег любые законы эффекта не дадут. Так сколько нужно нам вот в этом году, скажем, в следующем году выделить, чтобы проблема была решена раз и навсегда? ПУЧКОВ В. А. Владимир Николаевич, спасибо, вопрос очень хороший. Во-первых, главная цель усиления наказания, которое мы планируем осуществить, - это в первую очередь защита жизни и здоровья людей, граждан, потому что специфика сферы пожарной безопасности в том, что требования нарушает один, а страдают совершенно другие, и очень серьёзные потери от этого бедствия. Это первое. Второе, сколько нужно финансовых средств. Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Пожарная безопасность...". На решение этих проблем в течение пяти лет запланировано выделение из бюджетов всех уровней - федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций - 198 миллиардов рублей. Программа заканчивает свою работу в 2012 году, её результаты уже очевидны: ежегодное снижение количества пожаров в стране за последние семь лет на 5 процентов, снижение количества людей, которые гибнут на пожарах, на 5 процентов. Но тем не менее в этой сфере нам предстоит совместно работать, и это комплексная проблема, которую должны решать мы все вместе: федеральные структуры, субъекты Российской Федерации и, конечно же, органы местного самоуправления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость кому-то выступить? Одна рука. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не буду выбирать полностью время, хотел бы только обратить внимание на нашу недалёкую историю - лето прошлого года, вы помните: жара, были страшные пожары. Выделялись огромные деньги из бюджета федерального, из региональных выделялись, люди бросались буквально как на амбразуру. Но ведь пожар-то этот огромный, который разросся в России, начинался с маленького пожара, с маленького места: может, где-то в одном месте остался костёр, где-то в одном месте спичку бросили. Затушить этот пожар было вполне по силам какой-то местной дружине или хотя бы людям, у которых есть соответствующая небольшая техника. И тогда не было бы этой большой беды, о которой мы до сих пор говорим, и не вспоминали бы, какой страшный пожар был в прошлом году, сколько было жертв - и человеческих, и материальных, и финансовых. Я вчера внёс Борису Вячеславовичу в Совет предложение о том, чтобы всё-таки пригласить правительство и разобраться с пожарной ситуацией в этом году, с угрозой пожаров, как говорят синоптики. Почему? Я не случайно спросил, сколько надо нам денег, чтобы были пожарные щиты и группы в каждом населённом пункте, школе или, скажем, в больнице, - мне ответили, сколько правительство выделило денег. Это совершенно разные вещи! Если больному нужно пять таблеток, а ему выделили две, то это больного не спасёт. Поэтому я предлагаю всё-таки в развитие этого вопроса: давайте мы вернёмся к тому, чтобы пригласить из правительства кого-то, может быть, более компетентного, и попросим у него ответа на вопрос, сколько надо, чтобы не повторилась беда прошлого года. Эти законы, бумажные, сгорят за одну минуту, а люди?.. А помещения, здания?.. А природа - с ней-то что будет? Я думаю, что данный законопроект, если даже мы его проголосуем в первом чтении, не решит этой проблемы, пока мы не пригласим представителя правительства, не узнаем, сколько надо дать денег, и не дадим этих денег. Словами пожар не потушишь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость у докладчика выступить с заключительным словом? Нет. Выносим пункт 10 на "час голосования".
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 09 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Решение принято.