Заседание № 219
О проекте федерального закона № 482148-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях" (в части наделения коллегиальных постоянно действующих руководящих органов федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях" подготовлен к третьему чтению. Замечаний не имеется. Предлагаю поддержать в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний? Нет. Выносим 18-й вопрос на "час голосования".
Пункт 18 - Локоть Анатолий Евгеньевич по мотивам от фракции. ЛОКОТЬ А. Е. Я хочу поблагодарить комитет за работу, действительно оперативную работу: большой объём был проделан в короткие сроки. Это важный законопроект, он важен и для оппозиции, я думаю, что он в равной степени будет важен и для партии власти рано или поздно. Действительно, возникают неоправданные сложности при выдвижении кандидатов на выборные должности на региональных, местных выборах в тех случаях, когда на территориях отсутствует соответствующая партийная структура. Данный законопроект предлагает пробел в законодательстве как-то компенсировать, но возникает следующий вопрос: а кто гарантирует во время выдвижения защиту кандидатов от административного нажима? Я не вышел бы сюда и не стал бы выступать, если бы несколько дней назад с этой трибуны не выступал наш коллега депутат Неверов, который подверг критике оппозицию, и прежде всего КПРФ, в связи с тем, что мы мало выдвигаем кандидатов на муниципальных выборах, что мы якобы уклоняемся от этих выборов, потому что не желаем нести ответственность и заниматься решением конкретных вопросов на этом важнейшем самом низшем уровне власти - местного самоуправления. Надо сказать, что это неправда. КПРФ идёт на выборы, я хочу проиллюстрировать это результатами последних выборов 13 марта и будущими довыборами, которые состоятся послезавтра, такие в части регионов, в частности в Новосибирской области, есть. В семи районах, в которых избиралась муниципальная власть в Новосибирской области, везде были выдвинуты кандидаты как в депутаты, так, впрочем, и в исполнительную власть, но административный нажим был такой амплитуды, такого давления! Со мной лично, извините, ваши коллеги по партии, которые работают в администрации области, вели неоднократно разговоры примерно следующего содержания: "Вы что, фалангу выстаиваете? Вы что?! Вы куда двинулись во власть?" Это не придумки какие-то, это из жизни, что называется. Дальше иллюстрирую результаты выборов, вернее, сначала выдвижение. Четыре города областного подчинения - выдвижение в мэры. Давление было такое на нас! Мы во всех четырёх выдвинули кандидатов от КПРФ, причём в одном - это действующий генерал милиции на должность главы администрации, в другом - бывший работник ФСБ, и они под административным нажимом, оказанным на них, сняли свои кандидатуры на разных этапах выборов. Результаты голосования: в Куйбышеве победил кандидат от ЛДПР, в городе Оби (аэропорт "Толмачёво") победит кандидат от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", а в городе-спутнике Бердске победит кандидат от КПРФ на дополнительных довыборах, которые состоятся, как я сказал, послезавтра. Законы надо принимать важные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 37 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принято.
ПАУТОВ В. Н., фракция КПРФ. Нет-нет. По 18-му вопросу повестки дня Апарина и Паутов голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 482148-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях" (в части наделения коллегиальных постоянно действующих руководящих органов федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях". Доклад председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Александровича Попова. Пожалуйста. ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, поступила одна поправка - Решульского и Попова. Есть предложение принять поправку и проголосовать за законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть замечания по поправке? Нет. Ставлю её на голосование. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 08 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 10. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 11 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принято.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 482148-5 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях" (в части наделения коллегиальных постоянно действующих руководящих органов федерального и регионального уровней правом принимать решения о выдвижении кандидатов и списков кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие структурные подразделения политической партии).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы с вами завершили рассмотрение 15-го вопроса, переходим к вопросу 16. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях". Докладывает Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится данный законопроект, и вынесение его связано с тем, что практика применения закона "О политических партиях" показывает, что необходимо внести некоторые поправки в данный закон. Так уж сложилось, что многие политические партии не во всех субъектах имеют свои региональные отделения. В этих условиях возникают неоправданные сложности при выдвижении кандидатов на выборные должности на региональных и местных выборах в тех случаях, когда на территории отсутствует соответствующая партийная структура, и по этой причине невозможно проведение региональной партийной конференции или общего собрания местной партийной организации. Я должен вам напомнить, хотя, полагаю, здесь все представители различных партий хорошо это знают, что в ныне действующем Федеральном законе "О политических партиях" в пункте 3 статьи 25 есть такая норма, которая допускает возможность выдвижения кандидатов на выборные должности общепартийным или иным руководящим органом только в том случае, когда проводятся повторные или дополнительные выборы. В итоге, если эту норму не учитывать, для выдвижения даже одного кандидата на выборную должность в отдельном регионе страны политическая партия должна в соответствии с буквой закона проводить свой съезд. Для того чтобы не нарушать закон, предлагается дополнить закон "О политических партиях" следующей формулировкой: "В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления может быть принято соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или её регионального отделения". Ну, проще попробую объяснить. Если в каком-то субъекте Российской Федерации нет регионального отделения - а вы знаете, что партия регистрируется только в том случае, если не менее чем в 50 процентах субъектов Российской Федерации есть региональные отделения, в том числе и по количеству новые поправки мы принимали, они утверждены президентом, вы это хорошо знаете, - то разрешается либо пленуму, либо президиуму или исполнительному комитету этой партии в том субъекте Российской Федерации, где нет её регионального отделения, выдвинуть свой партийный список, конечно по согласованию с местными представителями или сторонниками данной партии. Вот такая поправка предлагается. Она рассматривалась в наших комитетах, получила одобрение. Должен сказать, что мы получили официальный отзыв правительства, несколько слов только зачитаю, несколько абзацев: "Законопроект направлен на установление дополнительных гарантий участия политических партий в выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Вместе с тем, поскольку законопроект не предполагает регулирование случаев выдвижения кандидатов (списков кандидатов) на федеральном уровне выборов, то во всех случаях упоминания органов государственной власти необходимо уточнение их принадлежности к субъектам Российской Федерации. На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии учёта высказанных замечаний". Несомненно, мы это поддерживаем и учтём ко второму чтению, так же как и замечания, которые были высказаны при рассмотрении данного законопроекта на заседании комитета. Сергей Александрович Попов будет докладывать, он более подробно об этом скажет. Я думаю, мы даже вместе с ним могли бы ко второму чтению такую поправку внести. Я прошу поддержать данный законопроект и готов ответить на вопросы, если они будут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Сергей Николаевич. Содоклад делает председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Александрович Попов. ПОПОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я думаю, всем понятна инициатива наших коллег из фракции КПРФ. Действительно, они на практике столкнулись с ситуацией, когда в регионе нет регионального отделения и, чтобы выдвинуть партийный список или даже хотя бы одного кандидата в депутаты на выборах в законодательное собрание, им надо проводить съезд. Как быть с этой коллизией? Понятно, что это дорого, понятно, что это очень накладно организационно. И если региональных отделений нет в ряде субъектов Российской Федерации, то это, вообще, кошмар для любой партии. Правда, при этом возникает главный вопрос. Вот решение, которое предлагают наши коллеги, оно должно как бы автоматически... к чему стимулировать партию? Мы понимаем, разделяем озабоченность и поддержим концепцию данного законопроекта, но, с нашей точки зрения, это исключение, это тот случай, когда вот по факту так получилось, потому что на самом деле мы с вами должны стремиться, чтобы наша партийно-политическая система была надёжная, стабильная, чтобы региональные отделения были во всех субъектах Российской Федерации. К сожалению, с нашей точки зрения, вот такой подход не стимулирует, по большому счёту, эту конструкцию. Да, надо исправлять, надо находить выход, и, безусловно, вот то решение, которое коллегами предлагается, в определённой степени эту задачу решает. Почему в определённой степени? Мы на заседании комитета достаточно подробно рассматривали эту законодательную инициативу и посчитали, что, безусловно, ко второму чтению надо целый ряд противоречий, которые есть, обязательно устранить. Какие противоречия? Противоречие первое (прошу прощения, коллегам это тоже, может быть, интересно). Авторы предлагают вот эту конструкцию распространить на выборы при выдвижении на замещение государственных должностей. Назовите, пожалуйста, хоть одну должность государственную в субъекте Российской Федерации, которая сегодня избирается. Можете назвать? О чём идёт речь? Ответа нет. Правительство как бы мягко в своём отзыве написало, а по большому счёту, нет таких должностей. Раньше были - главы администраций субъектов Российской Федерации, всё правильно, в этой конструкции это могло быть. Поэтому и продолжение текста, соответственно, тоже расплывается. Есть ещё один принципиальный момент. Вот из-за того, где коллеги предлагают разместить данную поправку в тексте действующего закона, она теряет всякий смысл. Почему? Потому что они предлагают разместить в пункте 3, предусматривающем частный случай, когда разрешается в случае повторных или дополнительных выборов выдвигать региональным отделениям, руководству региональных отделений. И если мы ваше предложение поставим прямо после этого абзаца, то тогда получится, что ваше предложение, уважаемый Сергей Николаевич, распространяется только на дополнительные и повторные выборы и та задача, которую вы перед собой ставите, текстом вот этим не решается, совершенно верно. Безусловно, есть несколько вариантов решения этой задачи, мы с коллегами обсуждали. Можно посмотреть: или в пункт 2 внести, или, с моей точки зрения, лучше поменять абзацы местами в пункте 3, и тогда это будет более убедительно, убрать вот эти излишества, которые у вас есть. Я думаю, что в этой конструкции мы подготовим законопроект ко второму чтению. Уважаемые коллеги, прошу поддержать концепцию данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы? Один вопрос есть. Депутат Рохмистров, пожалуйста, задайте. РОХМИСТРОВ М. С. Вопрос к автору. Уважаемый Сергей Николаевич, а не считаете ли вы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Сергей Александрович. РОХМИСТРОВ М. С. ...что нужно данные нормы, когда решение о выдвижении кандидатов будет распространено на постоянно действующий коллегиальный орган, например, распространить на все муниципальные выборы, ну, на усмотрение партии либо конференции? Потому что, к сожалению, на сегодняшний день действительно затратный механизм, когда для того, чтобы выдвинуть на должность кандидата из деревни Пупкино, надо проводить районную конференцию. А так как коллегиальный орган действительно представляет из себя фактически то же самое, что и региональная конференция, то можно было бы делегировать. Вот в концепцию вписывается это понятие? И второй вопрос, наверное, к комитету. На сегодняшний день в целом ряде субъектов, например, действует такая норма, что после выборов в законодательное собрание... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, с места, Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Максим Станиславович, сама концепция не предусматривает того, что вы говорили. Речь ведь идёт только о тех субъектах или тех районах, где не существует регионального отделения. А там, где есть региональные отделения, они работают в соответствии с ныне действующими нормами закона "О политических партиях" и устава самой партийной организации. Но в целом я разделяю ваш подход. Иногда мы тратим непомерно много сил, да и средств, надо сказать, для того чтобы, отрывая людей, провести ту или иную конференцию или собрание. Можно было бы посмотреть, рассмотреть в этом случае более подходящий такой механизм, чтобы по согласованию с местными партийными организациями, скажем, тот же коллегиальный орган районного уровня решал бы этот вопрос. Тогда было бы, наверное, проще в политической борьбе решать проблему. Это касается всех партий, я думаю, это не только одной какой-то партии касается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других вопросов нет. Настаивает ли кто-то на выступлении? Рохмистров настаивает. Включите микрофон депутату Рохмистрову. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект. Тем не менее мы считаем, что в этой части необходимо, конечно, совершенствовать законы, в связи с тем что действительно мы слишком много, иногда там, где даже и не нужно, проводим всяких конференций, собраний, а это средства, это деньги, это люди. И зачастую можно было бы, наверное, действительно рассмотреть вопрос, например, на муниципальном уровне. Ну понимаете, в среднем на муниципальные выборы у нас открывается там две с половиной, три, пять, десять тысяч, иногда двадцать тысяч вакансий. И действительно, когда в огромном количестве муниципальных образований у нас вдруг наступают выборы, наверное, лучше бы и партиям, ну, собственно говоря, всем партиям потратить деньги на предвыборную кампанию, чем потратить деньги на проведение там региональной конференции, с тем чтобы выдвинуть. И действительно можно было бы полномочия на этом уровне делегировать постоянно действующему коллегиальному органу. И что касается... Вот я, к сожалению, не успел задать вопрос комитету, это касается того, что в целом ряде регионов после выборов в законодательное собрание, чтобы рекомендовать на какую-либо должность или внести на рассмотрение законодательного собрания кандидатуру на какую-либо должность, например заместителя председателя законодательного собрания, председателя комитета, необходимо представить решение конференции политической партии. То есть вот прошли выборы, потратили деньги, теперь давайте проведём ещё одну конференцию, ещё потратим деньги. Понятно, что если люди избирались, они уже делегированы туда, то возможно, что для выдвижения на занятие каких-то должностей было бы достаточно решения коллегиального органа, который, кстати, на период выборов вроде как делегирует ему полномочия по отзыву, снятию, а вот что касается выдвижения после выборов, получается, что необходимо проводить новую конференцию. В связи с этим, я думаю, для всех партий будет удобно и не нарушит, собственно говоря, никаких избирательных прав, если мы действительно избранному коллегиальному органу политической партии предоставим дополнительные полномочия. И наша фракция предлагает во втором чтении расширить эту законодательную инициативу в части полномочий именно коллегиального органа на уровне субъекта либо района. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич настаивает на заключительном слове. Пожалуйста, Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Я попросил две-три минуты для того, чтобы обратить внимание коллег на то, что комитетом предлагается поправки к указанному законопроекту направлять до 17 марта текущего года. Мы с этим согласны, но время ограниченно. Я полагаю, что здесь все партии заинтересованы в том, чтобы учесть те замечания, что высказал комитет, и, наверное, те замечания, которые будут у тех или других партий, чтобы мы к 17-му числу или после 17-го сразу могли бы обобщить их и реализовать. А в целом, я полагаю, сам закон о выборах должен всё время совершенствоваться. Многое из того, что здесь Максим Станиславович сказал, должно найти своё отражение, ну, наверное, в следующих законопроектах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Попов, заключительное слово. ПОПОВ С. А. Я тоже хотел два слова сказать, поскольку у коллег прозвучало мнение, что нужно расширять фабулу данного законопроекта. Мне кажется, что в этой конструкции мы решаем конкретные, частные случаи и на этом желательно было бы остановиться. Почему? Потому что если мы будем распространять и в целом говорить о том, что, мол, давайте откажемся от конференций, давайте откажемся от общих собраний, то тогда мы партии превратим в касты, тогда, вместо того чтобы привлекать членов партии для широкого, нормального политического обсуждения возможных кандидатов, мы создадим конструкцию, когда группа будет определять всю номенклатуру, будет, так сказать, выдвигать и заставлять за них голосовать. Это неправильный подход, с моей точки зрения. Это тема для широкого обсуждения. Есть желание - давайте будем дальше думать и обсуждать, но у нас есть и общая конструкция, общий подход в законе. Вспомните, что касается выборов в Государственную Думу, вопрос решается на съезде, по отзыву из списка мы даём возможность коллегиальному органу решать вопросы. Точно так же симметрично это распространяется на региональный и местный уровни. И если мы откажемся от этого типового подхода, то тогда вообще надо пересматривать всю конструкцию закона. Это очень опасно. Поэтому я бы попросил более требовательно, более щепетильно подходить к этим вопросам, а списывать на то, что вот требуются дополнительные средства или организации... ну, для того и партии, чтобы этими вещами заниматься, и они называются политическими организациями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О политических партиях". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 43 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Принято.