Заседание № 117

27.09.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 48159-3 "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и изменений в Федеральный закон "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (о переходе на валюту Российской Федерации при осуществлении расчетов по экспортным сделкам и об отмене обязательной продажи части валютной выручки).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4030 по 4290 из 6254
Пункт 23: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 2       
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и    
изменений в Федеральный закон "О первоочередных мерах в области бюджетной и     
налоговой политики". Доклад Евгения Петровича Ищенко.                           
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Петрович.                                                   
                                                                                
ИЩЕНКО Е. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сейчас буду докладывать пункт 23 и хотел бы разъяснить     
некоторые положения законопроекта. Сам законопроект (кто читал, знает)          
состоит из нескольких строчек, однако он достаточно важен. О чем идет речь в    
законопроекте?                                                                  
                                                                                
Первое. Предлагается запретить нашим предприятиям-экспортерам заключать         
сделки по продаже товаров на экспорт и оказанию услуг в иностранной валюте.     
Мировая практика показывает, и те, кто занимался внешнеэкономической            
деятельностью, знают, что, если вы планируете что-то купить в Японии,           
например, и приходите с долларами, вам говорят: всё хорошо, но, пожалуйста,     
на ваши доллары купите немножко иен, и за эти иены мы свою продукцию -          
магнитофоны или компьютеры - с удовольствием вам продадим. То же самое в        
Германии: купите марки и на эти марки покупайте товар.                          
                                                                                
Я задаю себе вопрос: чем обеспечена платежеспособность любой национальной       
валюты? Понятно, что не только золотым запасом ее Центрального банка.           
Наверное, существенное значение имеют те товары, которые на эту валюту можно    
купить. И почему наш рубль такой слабый, а доллар сильный? Потому, что мы       
свои товары, которые должны обеспечивать платежеспособность рубля, продаем за   
доллары. Это очень принципиальный, важный момент, который, естественно,         
привел к тому, что нанесен серьезный удар по экономике. Но это было сделано     
еще в период, так сказать, демократической эйфории 1992 года, когда произошла   
либерализация внешнеэкономической деятельности. Я считаю, что это было          
ошибкой и что нам нужно вернуться к той практике... Тогда была немножко         
другая система. Надо отметить, что мы, ну, не мы, а компании-экспортеры         
вполне в состоянии продавать свои товары - нефть, газ, металл там, я не знаю    
что, - за национальную валюту.                                                  
                                                                                
Каким будет эффект от данного закона? В настоящий момент действует валютное     
законодательство, которое обязывает экспортеров возвращать валютную выручку в   
страну не позднее чем через 90 дней после продажи товара. На практике 90 дней   
- это четверть года. Мы знаем, что наши экспортеры не торопятся возвращать      
валютную выручку в наше государство, иначе не было бы у нас утечки капитала.    
                                                                                
На практике мы с вами видим следующее: допустим, объем внешнеторгового          
оборота России в прошлом году был, по-моему, 107 миллиардов долларов. Если вы   
разделите это на четыре (90 дней - это четверть года), то получите порядка      
26-27 миллиардов долларов. Это та сумма, которая практически постоянно, как     
постоянный остаток, находится на счетах наших предприятий-экспортеров в         
зарубежных банках. Это деньги, которые мы, наши компании, негласно              
инвестируем в экономику Соединенных Штатов - в основном эти деньги держатся в   
долларах. Если же мы обязываем экспортеров заключать сделки в рублях, то        
остатки на счетах, таким образом, не сразу, со временем, но будут в рублях.     
Почему? Потому, что любой иностранный контрагент, если он хочет купить нашу     
нефть, хочет купить, так сказать, химикаты, лес и так далее - что угодно,       
любую нашу продукцию, он может это сделать, у нас нет никаких ограничений. Мы   
имеем рубль достаточно устойчивый, более устойчивый, чем евро, если динамику    
посмотреть за последние два года. Таким образом, мы можем вернуться к           
нормальной здравой обстановке, нашими товарами обеспечить платежеспособность    
наших рублей и, как результат, создадим дополнительный спрос на международном   
рынке на наши рубли. То есть те, кто покупает нашу экспортную продукцию,        
будут заинтересованы в том, чтобы покупать наши рубли и на эти рубли покупать   
нашу продукцию. Возникнет дополнительный спрос на рубли - порядка 20-30         
миллиардов долларов. К чему это приведет? Либо к укреплению рубля, либо, если   
захочет Центральный банк и проведет дополнительную эмиссию, продажа             
дополнительных эмиссионных рублей за доллары приведет к тому, что на эти        
самые 20-30 миллиардов долларов увеличатся золотовалютные резервы               
Центрального банка. Я думаю, что это очень положительно скажется на нашей       
экономике. Мы совсем недавно слушали доклады председателя Центрального банка    
и министра финансов по нашей внешней задолженности. Мы сможем такие проблемы,   
как внешний долг страны, решать более эффективно.                               
                                                                                
Я понимаю, что закон носит, может быть, где-то революционный характер. Я        
хотел бы отметить, что это лишь первое чтение. И уже при обсуждении с           
депутатами я слышал как здравые, на мой взгляд, так и не очень замечания. Ну,   
здравое замечание было у депутата Гончара, который обратил внимание на то,      
что нам будет очень тяжело продавать: мы с трудом заключаем контракты на        
продажу, допустим, наших самолетов, ведь мы не только нефть продаем, х          
prime>льшая часть, конечно, - это сырье, и эти контракты могут из-за этих       
нововведений сорваться. Поэтому я уже готов внести поправку ко второму          
чтению, которая будет звучать так: эти ограничения распространяются на          
товары, которые котируются на биржах, то есть на биржевые товары, а всякая      
специальная продукция, то есть трактора, техника (штучный товар) и так далее,   
которая на биржах не котируется, естественно, может продаваться в предыдущем    
режиме. И, таким образом, мы наши эти сложные контракты не сорвем, и интересы   
государства не пострадают.                                                      
                                                                                
Было серьезное замечание Михаила Михайловича Задорнова на тот предмет, что      
данный закон затронет интересы, нарушит, так сказать, наши обязательства        
перед Международным валютным фондом. В частности, называлась статья 8 Устава    
МВФ. Я практически дословно процитирую: статья 8 Устава МВФ запрещает странам   
- участникам этого соглашения накладывать ограничения на конвертируемость       
валюты. В данном случае никаких ограничений на конвертируемость рубля мы не     
накладываем, наоборот, мы пытаемся сделать рубль резервной валютой, чтобы в     
рублях хранили свои резервы и остатки на счетах. Это очень положительно для     
экономики.                                                                      
                                                                                
Конечно же, я готов к тому, что законопроект будет серьезно переработан ко      
второму чтению. Я к этому готов. Поэтому очень сильно бы просил вас             
поддержать концепцию, саму идею этого закона. А идея очень простая - укрепить   
рубль, сделать его более конкурентоспособным, в том числе и добиться, может     
быть, где-то внешней конвертации рубля. Потому что она ниоткуда не возьмется.   
Если мы создадим искусственный спрос на рубль на международных рынках, тогда    
он будет нужен. А пока все наши товары можно купить за доллары, зачем он        
нужен? Никому он не нужен.                                                      
                                                                                
Поэтому, коллеги, убедительная просьба принять данный законопроект в первом     
чтении. Проголосуйте за, а ко второму чтению мы готовы его очень серьезно       
дорабатывать.                                                                   
                                                                                
И последний контраргумент - то, что этот закон, естественно, ущемляет           
предприятия-экспортеры. Ну, у нас они не самые бедные, а перед страной стоит    
масса проблем. В отчете Правительства, в отзыве - отзыв отрицательный           
характер носит - сказано о том, что экспортеры понесут колоссальные             
трансакционные издержки. О чем идет речь? О том, что экспортеры будут           
вынуждены постоянно менять рубли на доллары, доллары на рубли, и этот обмен     
приведет к тому, что они потеряют миллиарды долларов. Это неправильно. Я        
работал сам в банковской сфере, я знаю, что у нас в течение уже нескольких      
лет при операциях безналичного обмена рублей на доллары, например,              
трансакционные издержки измеряются в сотых долях процента. Поэтому эти          
потери, естественно, будут, но они будут мизерные, а положительный эффект для   
государства будет огромный.                                                     
                                                                                
Поэтому я прошу поддержать саму идею и проголосовать за данный закон.           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Петрович. За идею мы пока не голосуем,   
а за законы голосуем.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов.                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Евгений Петрович доложил      
свой закон, но только его первую часть. Как раз под второй частью, я думаю,     
подписались бы все экспортеры, потому что во второй части своего закона он      
предлагает вообще отменить обязательную продажу валютной выручки. Мы спорили,   
вы помните, летом возвращались к дискуссии - 75 или 50. Так вот во второй       
части он предлагает вообще отменить продажу экспортной выручки. Поэтому, что    
касается интересов экспортеров, будут они заинтересованы или не                 
заинтересованы в этом законе, - это еще достаточно спорный тезис.               
                                                                                
А первая часть этого закона действительно звучит так: все расчеты по экспорту   
из России товаров, работ и услуг обеспечиваются только в рублях, а не в         
свободно конвертируемой валюте. Вот два пункта: отменить обязательную продажу   
валютной выручки, чтобы все наши экспортеры получали только в рублях. Ну,       
комитет внимательно рассматривал это предложение, естественно. Здесь есть как   
юридическая сторона вопроса, так и просто практическая, рациональная, я         
думаю, что каждый ее вполне понимает. Юридически мы вводим не только для        
своих резидентов, не только для тех, кто находится и работает на территории     
Российской Федерации, но и для их партнеров дополнительное требование: все      
расчеты проводить в рублях. Это противоречит не только, как вы понимаете,       
рациональности и здравому смыслу, противоречит заключенным нами соглашениям,    
а именно конвенции 1997 года с Европейским союзом и - Евгений Петрович уже      
цитировал - статье 8 Устава МВФ, в которой говорится, что любая страна,         
которая присоединилась (не только Россия, там 180 стран), берет на себя         
обязательство не ограничивать проведение в свободно конвертируемой валюте       
любых текущих платежей, связанных с движением товаров и услуг. Если мы          
говорим, что это движение должно быть только за рубли - как же мы не            
ограничиваем?.. Мы ограничиваем, мы ведь говорим, что только за рубли.          
Поэтому в принципе с точки зрения юридической чистоты мы здесь нарушаем свои    
международные обязательства, причем те, которые взяли не только мы, а           
практически все страны.                                                         
                                                                                
Теперь сущностная сторона. Вы понимаете, что будет, если мы обяжем все          
расчеты вести в рублях? Возьмем любого резидента, который находится на          
территории Российской Федерации, например банк. У нас ведь есть банки наши, к   
примеру Сбербанк, Внешторгбанк, есть иностранные банки, резиденты в             
Российской Федерации, например "Ситибанк", "Дойчебанк". Значит, они,            
получается, фактически не могут оказывать свои услуги, осуществлять экспорт,    
осуществлять банковскую деятельность, они должны всю выручку получать в         
рублях. Экспортер самолета или экспортер зерна выручку должен получать в        
рублях. Хорошо, если это редкий товар. А если он конкурирует на рынке с         
четырьмя-пятью другими конкурентами? И он должен сказать покупателю: ты со      
мной должен расплачиваться только в рублях, потому что закон Российской         
Федерации об этом говорит. Со многими просто разговаривать не будут! Скажут:    
хорошо, Иван Петрович, замечательно, в рублях, но мы лучше купим у              
какой-нибудь другой страны. Это же жизнь! На многих рынках мы пытаемся найти    
покупателя, и мы не можем этому покупателю диктовать, в какой валюте ему        
рассчитываться. Поэтому очевидно, что для многих экспортных секторов это        
означает потерю рынка.                                                          
                                                                                
И наконец, третий момент, о котором я хотел сказать: мы, комитет, считаем,      
что все-таки преждевременно отменять обязательную продажу валютной выручки,     
которая предусматривается пунктом 2 этого закона. Поэтому, исходя из            
юридических и экономических соображений и положений валютного                   
законодательства, мы предложили этот закон отклонить.                           
                                                                                
Безусловно, сама идея укрепления обменного курса рубля нуждается в              
рассмотрении. Мы обратились к Центральному банку - он также присутствовал, -    
к Правительству с просьбой создать рабочую группу, чтобы работать над           
реализацией этой идеи. Но по правде говоря, самый надежный способ увеличить     
хождение рубля и укрепить нашу валюту - это не какие-то искусственные           
требования к экспортерам, а просто стабильная политика. Будет два, три,         
четыре, пять лет стабильной политики и более-менее прогнозируемое изменение     
рубля - поверьте, сначала в странах СНГ, а потом и в странах Восточной Европы   
всё больше и больше будут проводиться расчеты в рублях. Другого пути, к         
сожалению, нет.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оставайтесь на трибуне.                                   
                                                                                
Пожалуйста, вопросы. Сейчас Булавинов, потом Коломейцев, по очереди.            
                                                                                
Пожалуйста, Вадим Евгеньевич.                                                   
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е. Михаил Михайлович, у меня к вам вопрос. Может, я неправильно    
понял? Вы говорили про пункт 2 об обязательной отмене валютной выручки. Но я    
так понимаю, что если принимается этот проект закона, обязывающий продавать     
только в рублях, то ни о какой валютной выручке речи не идет. И естественно,    
пункт 2 должен быть принят, потому что мы обязываем продавать только в          
рублях. Или что-то не так? То есть это не вопрос, я просто еще раз уточняю.     
Вы говорите: за пункт 2 будут все экспортеры. Но при условии принятия пункта    
1 у них не будет валютной выручки - чему им радоваться?                         
                                                                                
А теперь по существу. Вы сказали, что там все-таки будут какие-то решения       
приниматься. И говорили о том, что в соответствии со статьей 8 нельзя           
ограничивать хождение товара принятием дискриминационных мер. Но вы же          
прекрасно понимаете, что ни одна страна за рубли сейчас не продаст, потому      
что скажет: они не СКВ.                                                         
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Продают не страны. При чем здесь страны? Продают покупатели и    
продавцы, коммерческие предприятия.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это уже выступление. Вы сможете потом выступить.          
                                                                                
Пожалуйста, вопрос, Коломейцев.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Михаил Михайлович, комитет по бюджету, насколько я   
помню, был рьяным сторонником того, чтобы уменьшить на 25 процентов возврат     
валюты в Центробанк.                                                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Не возврат, опять вы путаете, Николай Васильевич. Не возврат,    
возврат оставить в том же самом... а обязательную продажу.                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, у меня вопрос уже другой. Вы наверняка знаете, что ни во   
Франции, ни в Германии вы никогда в жизни за доллар ничего не купите. И в       
этой части вот, я понял так, закон как раз и предполагает, что на территории    
России мы, российские предприятия и организации, должны, вообще-то, поднимать   
роль своей валюты, а мы ведь долларизировали экономику до того, что у нас в     
денежном обороте России долларов больше в процентном отношении, чем в           
денежном обороте Америки. Понимаете?                                            
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Николай Васильевич, - вот и Евгений Петрович это же говорит -    
неужели вы не чувствуете, что здесь просто подмена логических понятий? Все мы   
заканчивали институты. Он говорит, и вы говорите: на территории Франции         
ничего нельзя купить за доллары. Так это речь идет... И на территории России    
запрещены расчеты, внутри России, в валюте. Это же разные вещи. Любая страна    
считает, что расчеты на территории своей страны должны проводиться в            
национальной валюте. И у нас действует такая норма Центрального банка, к        
сожалению нарушаемая иногда. Я с вами абсолютно согласен, что на территории     
России все расчеты должны быть в рублях. Это аксиома. Это правильно. Но         
закон-то говорит о другом - что, когда товар идет на экспорт, продается не на   
территории России, а идет на экспорт, за товары, работу и услуги обе стороны    
обязываются вести расчеты в рублях. Но здесь-то не на территории страны, а      
фактически это договор между российским резидентом и его покупателем, который   
находится в другой стране. И все международные соглашения... Ну, по-моему,      
понятно...                                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4318 по 4508 из 6254
Пожалуйста, коллеги, запишитесь для выступлений по законопроекту, который был   
доложен депутатами Ищенко и Задорновым. Пожалуйста, кто хотел бы выступить,     
запишитесь.                                                                     
                                                                                
Покажите список. Два депутата записались.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, на гостевом балконе находится группа конгрессменов США во    
главе с сопредседателем группы "Дума - Конгресс" господином Куртом Уэлдоном.    
Давайте мы их поприветствуем. (Аплодисменты.)                                   
                                                                                
Депутат Скоч. Пожалуйста.                                                       
                                                                                
Включите микрофон депутату Скочу для выступления.                               
                                                                                
Ну что же за запись там была такая, удивительная? Так, пожалуйста, депутат      
Неверов.                                                                        
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат".                           
                                                                                
Спасибо, Геннадий Николаевич.                                                   
                                                                                
У меня, вообще-то, был вопрос. Мы на них остановились, прервав заседание, не    
закончили еще вопросы. Поэтому я в принципе постараюсь и высказаться, и,        
может быть, здесь будет сформулирован вопрос, на который Михаил Михайлович      
ответит.                                                                        
                                                                                
Первое. Конечно, сегодня апеллировать к пункту 8, который имеется в             
соглашении (и основной сегодня здесь момент, что этого нельзя делать), я        
думаю, не нужно. Почему? Потому, что для нас, я думаю, конечно, это             
невыгодное было принято решение. И я потому хотел задать вопрос Михаилу         
Михайловичу, что, по всей видимости, мне так кажется, в его как раз бытность    
там и было принято это невыгодное для России решение и сегодня, может быть,     
нам нужно отступить. Более того, тогда хоть давали какие-то деньги, а сегодня   
и денег МВФ не дает.                                                            
                                                                                
И второе. Если сегодня Михаил Михайлович говорит, что в принципе есть как бы    
рациональное зерно в этом законе, то почему же тогда не пойти по пути           
принятия его в первом чтении и не работать над ним дальше?                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, Михаил Михайлович в заключительном слове об      
этом скажет.                                                                    
                                                                                
Больше желающих выступить среди депутатов нет. У нас от Правительства           
присутствует заместитель министра финансов Михаил Альбертович Моторин.          
Пожалуйста, выскажите ваше отношение к этому законопроекту.                     
                                                                                
МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Правительство против данного законопроекта, потому что данный законопроект,     
не решая никакой экономической проблемы, фактически наказывает российских       
экспортеров, особенно тех экспортеров, которые поставляют на мировой рынок      
высокотехнологичную продукцию, продукцию машиностроения, так как именно для     
них увеличиваются различные издержки, связанные с трансакциями валюты в         
российскую валюту. Поэтому Правительство против данного законопроекта. И        
кроме того, я обращаю внимание на то, что уже принимались решения по снижению   
объема продажи валютной выручки. Данные решения будут приниматься еще раз. Но   
это нужно делать в рамках принятия закона, новой редакции закона "О валютном    
регулировании и валютном контроле".                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, заключительное слово, Евгений Петрович Ищенко.                      
                                                                                
ИЩЕНКО Е. П. Уважаемые коллеги, выслушав все аргументы, я хотел бы сказать      
следующее. Мы в течение нескольких лет (почти десять лет) брали кредиты в       
Международном валютном фонде. Притом надо сказать, что кредиты нам эти давали   
не просто так, а под конкретные обязательства, под реформы нашей экономики. Я   
могу лишь несколько таких обязательств перечислить, на самом деле их десятки,   
а то и сотни.                                                                   
                                                                                
Это то, что мы обязались допустить свободное хождение иностранной валюты, в     
частности доллара, на территории России. Мы сняли ограничения (и снимаем их     
дальше) на вывоз валюты и капитала из страны. Мы отменяем, отменили институт    
спецэкспортеров и сняли экспортные квоты, и вообще отказались от всяческого     
квотирования нашего экспорта. Мы, так сказать, отказываемся от обязательной     
продажи экспортной выручки экспортеров и так далее.                             
                                                                                
Все эти меры, далеко не всегда положительно сказывающиеся на экономике          
страны, мы приняли под прямым влиянием и давлением МВФ. Но подумайте сами:      
если раньше нам за эти непопулярные меры хотя бы давали кредиты, то теперь      
нам кредитов-то уже не дают, то есть всё, что нам давали, нам уже дали, и       
теперь наша самая здравая и взвешенная политика должна исходить из наших        
нынешних реалий. Если мы проголосуем за закон, который я сегодня предлагаю, в   
первом чтении, то это позволит России как можно быстрее рассчитаться с теми     
самыми кредитами, потому что в течение года, увидите, в случае принятия этого   
закона Центральный банк сможет удвоить свои резервы и из этих резервов, в       
частности, погасить часть задолженности тому же МВФ. И не хочется идти дальше   
на поводу у этой организации.                                                   
                                                                                
Что же касается выступления представителя Правительства, хочу возразить, что,   
когда я выступал, я сказал, что готов внести изменения, поправки ко второму     
чтению, чтобы интересы предприятий, которые экспортируют не биржевую            
продукцию, а высокотехнологичную (таких, замечу, всего лишь пара процентов в    
общем объеме внешнеэкономического оборота), не пострадали, и оставить для них   
прежний, то есть ныне существующий, порядок расчетов. То есть никаких проблем   
с этим нет.                                                                     
                                                                                
Но я понимаю, что Михаил Михайлович отстаивает как бы интересы МВФ, он еще и    
раньше, так сказать, помогал, будучи министром финансов, защищал позицию этой   
организации, но тогда это было оправдано получением кредитов. Сейчас никаких    
кредитов МВФ нам больше не дает. Поэтому мы должны, для того чтобы              
рассчитаться и избавиться от этой зависимости, побыстрее принять этот закон,    
а также ряд других законов.                                                     
                                                                                
Вообще, внешнеэкономическая деятельность самым серьезным образом должна быть    
пересмотрена у нас в стране, иначе мы из нашего кризиса никогда не вылезем.     
Потому что все, так сказать, нефтяные деньги, газовые и так далее, деньги       
наших экспортеров - всё, на чем держалась раньше экономика Советского Союза,    
сейчас приватизированы, и фактически все эти сверхприбыли получают              
экспортеры. Конечно же, сейчас настал великий момент истины, и если мы хотим    
поддержать экспортеров, то давайте это делать, дальше уже некуда. Если мы       
хотим поддержать наше население, наших избирателей, давайте принимать такие     
законы, давайте идти на непопулярные меры. Вы поймите, что деньги из ниоткуда   
не берутся. Есть закон сохранения энергии, он к деньгам тоже относится: если    
где-то прибывает, то откуда-то убывает. Давайте пойдем на эту меру.             
                                                                                
И я опять же хотел сказать, что это только концепция, первое чтение, я готов    
к серьезной доработке закона ко второму чтению. Прошу поддержать мой            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Михайлович Задорнов, заключительное слово. С места.                      
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Ну, здесь был вопрос у коллеги Неверова, и то, что сейчас        
Евгений Петрович говорил про МВФ... Ну, это просто от общего недопонимания,     
конечно. Для сведения: в МВФ мы, во-первых, вступили не два или три года        
назад, а еще Советский Союз начал переговоры, и вступили мы в 1992 году. Но     
это лишь одно из соглашений, я просто приводил его в качестве примера. Вы что   
думаете, что только Россия присоединилась? 180 стран присоединились. У нас      
есть договор с Европейским сообществом 1997 года, есть целый ряд соглашений в   
рамках Международной организации по тарифам и торговле (сейчас это ВТО), да     
просто торговые соглашения. Всему этому этот закон противоречит. И никто из     
этих организаций вовсе не заинтересован в том, чтобы Россия делала так или не   
так. Просто есть определенные общие правила торговли. Это даже из здравого      
смысла, как я уже говорил до перерыва, следует, - что никто, ни одна страна в   
мире не заставляет своих экспортеров рассчитываться с ними в национальной       
валюте. Потому что это просто невозможно рационально даже сделать.              
                                                                                
Поэтому-то и закон в первом чтении нельзя принять. Что дорабатывать-то?         
Первый пункт: экспортерам всем - и товаров, и услуг - платить в российских      
рублях. Кого мы обяжем-то? Того, кто покупает российские товары? Так мы         
только своих экспортеров ставим в глупое положение. И второй пункт: отменить    
продажу валютной выручки. Что дорабатывать в этом законе ко второму чтению,     
уважаемые коллеги? Именно поэтому бюджетный комитет, рассмотрев этот закон,     
предлагает его отклонить в первом чтении. А вся вот эта риторика, которую       
автор законопроекта здесь ведет, честно говоря, к существу закона-то не         
относится.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Дмитриевич, вообще, надо своевременно выступать. Жуков. Пожалуйста,   
Александр Дмитриевич.                                                           
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Я просто два слова хотел по мотивам сказать.                        
                                                                                
Вы знаете, вот все эти предложения - запретить хождение доллара, то кто-то      
выступает, говорит, что доллар обвалится сейчас в три раза, - мне кажется,      
они направлены исключительно на дестабилизацию ситуации в стране. Люди          
начинают думать, что надо вот сейчас срочно бежать доллары сдавать, по 15       
рублей начинают продавать, еще что-нибудь такое... Понимаете, объяснить людям   
существо этого вопроса очень трудно. Они это понимают как то, что вдруг, ни с   
того ни с сего, кто-то собирается запретить хождение доллара. Это абсолютно     
вредные вещи, и конечно, ни в коем случае в первом чтении такие законы не       
надо принимать, даже хотя бы исходя из таких общечеловеческих и                 
общепсихологических рассуждений. Хотя ясно, что по экономическому существу      
это под собой никакой основы не имеет.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект    
закона в первом чтении?                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.             20,0%                        
Проголосовало против          114 чел.             25,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    204 чел.                                          
Не голосовало                 246 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.