Заседание № 47
О проекте федерального закона № 48137-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части передачи, в том числе на договорной основе, собственных полномочий, включая бюджетные полномочия, органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению пункта 23 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Владимира Николаевича Савина. Пожалуйста. САВИН В. Н., представитель Московской областной Думы. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Согласно Конституции Российской Федерации, как известно, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. При этом положения Конституции Российской Федерации не отрицают возможность взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления, тем более на договорной основе. Однако возможность такого взаимодействия не урегулирована Бюджетным кодексом и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Для устранения правового пробела в федеральном законодательстве по указанному вопросу предлагается статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнить частью 4, предусматривающей возможность для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, для решения общих задач, непосредственно связанных с соответствующими вопросами местного значения. Аналогичной нормой, предусматривающей возможность для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, в целях эффективного исполнения органами местного самоуправления полномочий по формированию и исполнению местного бюджета, предлагается дополнить статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Я хотел бы напомнить о том, что статьёй 65 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации о квалификационных требованиях. К руководителю финансового органа местной администрации предъявляются квалификационные требования в отношении уровня его профессиональной подготовки, стажа и опыта работы по специальности. В настоящее время во многих финансовых органах Московской области, да и в других субъектах Российской Федерации, поселениях явно недостаточно квалифицированных кадров, в том числе в области бюджетных правоотношений. Предложенная законопроектом возможность осуществления органами местного самоуправления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, инициатива о заключении которых должна исходить в первую очередь от самих органов местного самоуправления, позволит обеспечить качественную реализацию органами местного самоуправления собственных, в том числе бюджетных, полномочий. И мне, откровенно говоря, не совсем понятно, а точнее, совсем непонятно, почему в повестку дня как заседания комитета, так и Государственной Думы внесён проект закона, где в скобках написано: в части передачи, в том числе на договорной основе, собственных полномочий, включая бюджетные полномочия, органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так вопрос мы не ставили, так он не стоит ни в прямой трактовке предлагаемых норм, ни в их любой интерпретации. Речь идёт о договорах и соглашениях об оказании помощи органам местного самоуправления в реализации установленных для них полномочий 131-м федеральным законом. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Степанович Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемый председательствующий и уважаемые депутаты! Комитетом по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесённый Московской областной Думой. Я немножко повторюсь вслед за докладчиком, потому что у нас разные оценки и разные акценты. Законопроектом предлагается внести изменение в статью 17 131-го федерального закона, дополнив её положением, устанавливающим, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Аргументируется данное предложение тем, что во многих муниципальных образованиях недостаточно квалифицированных кадров, в том числе в области бюджетных правоотношений. И нужно признать, что такая проблема существует, проблема кадров существует. Но, забегая вперед, скажу, что, на наш взгляд, эта проблема должна решаться иным путём - путём реализации целевых федеральных программ, в том числе по подготовке кадров соответствующей квалификации и соответствующего уровня. Однако вопрос об оказании органами государственной власти субъектов Российской Федерации помощи органам местного самоуправления в реализации их полномочий, в том числе и бюджетных, в достаточной степени уже урегулирован федеральным законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что разделение полномочий между уровнями публичной власти направлено на решение органами власти соответствующего уровня законодательно установленных вопросов в пределах их компетенции. Это положение подтверждено, в частности, постановлениями Конституционного Суда. Признана не соответствующей Конституции Российской Федерации передача органам государственной власти полномочий, которые должны осуществляться только органами местного самоуправления или населением муниципального образования самостоятельно. Далее. Законопроектом предлагается дополнить статью 9 Бюджетного кодекса положением, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе на договорной основе осуществлять взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективного исполнения органами местного самоуправления полномочий по формированию и (или) исполнению местного бюджета. Иными словами, передача полномочий по управлению финансами с муниципального уровня, с уровня поселений или даже уровня районов на уровень субъекта Российской Федерации означает, что мы возвращаемся опять в пещерный век. Однако следует учитывать, что в соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации, а также согласно статье 31 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Аналогичные положения закреплены в 131-м и 184-м законах. Исключительные случаи возможного ограничения бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления и, как следствие, временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления по финансовым вопросам установлены 75-й статьёй 131-го федерального закона и главой 19-1 Бюджетного кодекса. В этих случаях (а это фактически случай банкротства) осуществляется введение временной финансовой администрации в целях восстановления платёжеспособности муниципального образования. Следует также иметь в виду, что ряд положений, предусматривающих взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных правоотношений, уже содержится в статье 8 Бюджетного кодекса (об этом написано в пояснительной записке комитета, не буду останавливаться). Кроме того, пунктом 4 статьи 9 Бюджетного кодекса и частью третьей статьи 52 131-го федерального закона установлена возможность осуществления отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района. Таким образом, довод, что не хватает специалистов... Да, их не хватает, но установление возможности передавать полномочия с учётом двухуровневой муниципальной системы решает данную проблему на данном этапе. На основании вышеизложенного комитет считает невозможным поддержать данную законодательную инициативу и предлагает палате отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть один вопрос - у депутата Федоткина. Пожалуйста, включите микрофон. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу Савину. Владимир Николаевич, вот возникает тот же вопрос, который обсуждался минут пять - десять назад. Вы внесли законопроект и, по-моему, затронули очень важную и трудную тему. Но я послушал Вячеслава Степановича Тимченко, и, оказывается, вы там все безграмотные: всё уже принято, всё уже решено, всё уже действует, а вы ломитесь в открытую дверь. Так вот прав Тимченко, что вы внесли неподготовленный законопроект, так как всё решено, а вы в этой проблеме не разбираетесь, или он не прав? Поясните мне, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич, отвечайте. САВИН В. Н. Правовые нормы, которые вносятся нами в порядке законодательной инициативы, не затрагивают те вопросы, о которых здесь говорилось. Более того, в заключениях есть даже ссылка на то, что эта инициатива противоречит статье 12 Конституции. Речь идёт совершенно о другом: сегодня некому составить проект бюджета, потому что надо иметь грамотного специалиста, чтобы знать коды, подкоды бюджетной классификации по разделам, подразделам и так далее, и так далее. Речь идёт о том, чтобы заключить договор о подготовке проекта бюджета. А уже администрация, или совет, или другой представительный орган сами будут решать, принимать или не принимать. Просто речь идёт о квалифицированной помощи, но, к сожалению, это понято как передача полномочий. Мы не говорим и не ставим вопрос о передаче полномочий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть, депутат Федоткин. Пожалуйста, включите микрофон. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, вопрос затронут острый, он неоднократно здесь звучал, и не решается, и не решается, никак не решается! Поэтому я бы хотел ещё раз обратить внимание своих коллег на проблему. Я возьму нашу Рязанскую область в качестве примера, хотя любой может сказать, что такая картина и в ваших регионах. Речь о межбюджетных отношениях, конечно, идёт. У нас в этом году нашим муниципальным поселениям передано на финансирование девятнадцать полномочий, девятнадцать, а деньги дали только на одно - на благоустройство, 110 рублей на человека. Они вообще не знаю, как там живут. И что они могут делать? Ничего не могут делать! Поэтому о какой помощи мы сегодня говорим? Поставьте себя на их место: делай всё, но ни копейки не получишь, кроме зарплаты, и всё время ходишь виноватым. Поэтому, я думаю, нам, наверное, этот вопрос надо рассматривать вообще-то шире: не какую-то помощь оказывать, там нужна помощь на каждом шагу, а надо отдать то, что положено, регионам, городам, районам и муниципальным поселениям, иначе просто мы занимаемся прямым обманом, сваливаем свою ответственность на их плечи. Говорим: мы ни при чём, это они виноваты, а деньги все у нас. Поэтому, я думаю, тут поддерживать надо, вот я лично поддержу, но хотелось бы вопрос этот рассматривать несколько шире - о честности по отношению к нашим коллегам более низких, если так можно выразиться, уровней власти. Полномочия дал - отдай деньги! Тогда эти вопросы не будут появляться здесь. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Владимир Николаевич. Полномочный представитель президента не желает выступить, правительства тоже не желает. С заключительным словом хочет выступить Вячеслав Степанович Тимченко. Пожалуйста, включите микрофон. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемые коллеги, я разделяю мнение, понимаю проблему, которую озвучил Владимир Николаевич, но, ещё раз повторяю, вот давайте посмотрим, сколько муниципальных районов в Московской области, Владимир Николаевич, сколько? Семьдесят восемь. Жителей у нас в Московской области пять миллионов, правильно? Ну неужели из пяти миллионов семьдесят восемь грамотных финансистов мы не можем найти? Я о чём говорил в своём выступлении? Сегодня есть законодательная возможность передавать по соглашениям полномочия от поселений муниципальным районам. А там уже, поверьте мне, квалифицированные, финансовые в том числе, работники всегда найдутся. Другое дело, что путём внесения такой законодательной инициативы предусматривается возможность - именно возможность - так называемых добровольных соглашений о передаче всех финансовых полномочий на уровень субъекта. И мы, если говорим о реформе местного самоуправления, ни в коем случае не можем даже допустить возможность предпосылки... Пусть Московская областная Дума имеет в виду несколько другую позицию, но сама постановка вопроса и формулировки законопроекта таковы, что можно трактовать и так. Поэтому для того чтобы избежать возможных искажений - я ни в чём не подозреваю ваших коллег из Московской области, - комитет предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. А что касается финансовых наполнений, согласен с коллегой Федоткиным, ресурсов финансовых не хватает. С этим соглашается сегодня и Министерство регионального развития. Уже в какой-то степени мы находим понимание и в Министерстве финансов. Я надеюсь, что в ближайшее время мы займёмся именно финансовой составляющей деятельности органов местного самоуправления. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Комитет против. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 32 сек.) Проголосовало за 3 чел.0,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 3 чел. Не голосовало 447 чел.99,3% Результат: не принято Не принято.