Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 481357-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Российской Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанную в Брюсселе 19 мая 2015 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7691 по 7848 из 9469
Переходим к 44-му вопросу. Проект федерального закона "О ратификации            
Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Российской Федерацией и        
Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении     
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал,           
подписанную в Брюсселе 19 мая 2015 года". Доклад официального представителя     
Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской     
Федерации Ильи Вячеславовича Трунина.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Илья Вячеславович.                                                  
                                                                                
ТРУНИН И. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему          
вниманию предлагается документ, который был разработан и подписан во            
исполнение поручения депутатов Государственной Думы. Напомню, при ратификации   
конвенции, протокол к которой сейчас рассматривается, Комитетом по бюджету и    
налогам были высказаны замечания по тексту конвенции. В период до ратификации   
российско-бельгийской конвенции были проведены дополнительные переговоры,       
результаты которых оформлены протоколом, предложенным вашему вниманию. Речь     
идёт о дополнении российско-бельгийской конвенции положением, которое           
позволит осуществлять налогообложение доходов от продажи акций компаний с       
активами, более чем на 50 процентов представленными недвижимым имуществом, по   
месту нахождения недвижимого имущества. Подобные стандартные нормы содержатся   
в большинстве российских соглашений. Предлагается дополнить                     
российско-бельгийскую конвенцию именно такой нормой, сделав исключение для её   
применения в трёх случаях - если её реализация происходит в ходе                
реорганизации компании, если акции котируются на признанной фондовой бирже и    
если недвижимое имущество используется в качестве места ведения                 
предпринимательской деятельности компании. Исключения вполне стандартные. На    
заседании комитета подробно обсуждался вопрос о первом исключении, о том,       
допустимо ли применять такое исключение при реорганизации компаний. Отвечаю:    
да, допустимо. Аналогичные нормы содержатся в модельной конвенции, на           
основании которой мы строим свои переговоры, и в уже действующих конвенциях,    
в частности между Россией и Гонконгом, Кипром и Люксембургом. Считаем, что      
без смены бенефициара такая норма не создаёт предпосылок для уклонения от       
налогообложения.                                                                
                                                                                
В целом документ был подписан в январе этого года. Просим поддержать.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Елены Владимировны Паниной.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНИНА Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Заместитель министра          
финансов подробно изложил суть внесённого проекта федерального закона "О        
ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Российской         
Федерацией и Королевством Бельгии об избежании двойного налогообложения...".    
Хочу добавить, что ранее при ратификации данной конвенции Комитет Госдумы по    
бюджету и налогам обратил внимание на отсутствие в ней нормы, связанной с       
налогообложением доходов при отчуждении недвижимого имущества, и обратил        
внимание, что такая норма содержится и в нашей типовой модельной конвенции об   
избежании двойного налогообложения, в рекомендациях ОЭСР и Организации          
Объединённых Наций. Протокол был подписан в Москве 30 января 2018 года.         
                                                                                
Хочу добавить также, что, несмотря на санкции, Бельгия продолжает оставаться    
для нас надёжным и перспективным торговым и инвестиционным партнёром, это       
одна из немногих развитых европейских стран, в товарообороте с которой объём    
экспорта из России превышает объём импорта из Бельгии. В общей сложности на     
территории России реализуются проекты с участием порядка 35 бельгийских         
компаний, и не только в сфере ТЭК, но и в таких сферах деятельности, как        
лёгкая и тяжёлая промышленность, сельское хозяйство, информационные             
технологии, здравоохранение, логистика, розничная торговля.                     
                                                                                
Что касается российского присутствия на бельгийском рынке, в Королевстве        
Бельгия успешно работают концерны "ЛУКОЙЛ", "Еврохим" (агрохимический           
комбинат в порту Антверпена), "Мечел" (продажа стали), Новолипецкий             
металлургический комбинат, который построил два завода, в том числе в           
Валлонии, и многие другие предприятия. Сейчас, что примечательно, полным        
ходом продвигается строительство в порту Бельгии Зебрюгге крупного терминала    
сжиженного природного газа, будет осуществляться в сотрудничестве с "Ямал       
СПГ", что будет способствовать созданию мощностей по перевалке и дальнейшему    
распределению российского сжиженного природного газа потребителям, в том        
числе на других континентах. Таким образом, несмотря на санкции, не только      
продолжается реализация магистральных проектов с Бельгией, но и появились       
новые перспективные направления. Кроме того, Бельгия выступила за отмену        
экономических санкций - в начале этого года в парламент Бельгии внесена         
соответствующая резолюция.                                                      
                                                                                
Хочу сказать, что законопроект был рассмотрен на заседании комитета и члены     
комитета поддержали законопроект. Правовое управление Аппарата Госдумы          
замечаний не имеет; Счётная палата также сообщила об отсутствии замечаний.      
Комитет по бюджету и налогам, как я уже сказала, поддержал проект               
федерального закона.                                                            
                                                                                
Реализация закона не потребует расходов, покрываемых за счёт средств            
федерального бюджета. Принятие закона не потребует признания утратившими        
силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов        
Президента России, Правительства России и федеральных органов власти.           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна.                              
                                                                                
Пожалуйста, вопросы докладчику и содокладчику. Есть вопросы.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич, фракция ЛДПР.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю. Вопрос докладчику.                                                
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, мы на заседании комитета подробно обсуждали        
исключения, которые содержатся в протоколе, и я благодарен вам за то, что вы    
отразили в своём докладе эту проблематику, но всё-таки хотелось бы расставить   
все точки над "i". Как я понимаю, в случае злоупотреблений и попыток            
использования этих исключений для ухода от налогообложения, которые могут       
привести к существенным потерям федерального бюджета, если кто-то попытается    
это сделать, они будут подлежать уголовному преследованию или каким-то иным     
формам воздействия в соответствии с действующим законодательством?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Илья Вячеславович.                            
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо большое за вопрос, я в своём докладе это уже отразил.      
Во-первых, при наличии общей нормы, предусматривающей противодействие           
злоупотреблению положениями соглашения любое неправомерное использование норм   
соглашения для минимизации налогообложения будет преследоваться по закону, то   
есть, если будет умышленное уклонение от уплаты налогов на крупные суммы, за    
такие деяния предусмотрена уголовная ответственность. И во-вторых, я ещё раз    
хочу сказать (вопрос уже обсуждался на заседании комитета), эта норма не        
прикрывает собой смену собственника объекта недвижимого имущества под видом     
смены собственника акций, а лишь позволяет при формальном отчуждении акций,     
то есть в рамках компании, без смены бенефициарного собственника, не            
применять эту достаточно тяжёлую норму. В английском тексте соглашения,         
который является основным, используется термин "corporate reorganization",      
который подразумевает не реорганизацию в соответствии с Гражданским кодексом    
Российской Федерации, а реструктуризацию в рамках одной компании. Мы считаем,   
что не только нет риска потери налоговых доходов, но даже наоборот: мы вводим   
современный инструмент, предотвращающий появление такого риска.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочные представители        
президента и правительства? Заключительное слово докладчика и содокладчика?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о   
внесении изменений в Конвенцию между Российской Федерацией и Королевством       
Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от     
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанную в          
Брюсселе 19 мая 2015 года", вопрос 44.                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.