Заседание № 109

22.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 48132-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования традиционной охоты, осуществляемой гражданами, относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно не проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4923 по 5131 из 6669
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3           
Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов            
Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о             
сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные               
законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя   
правительства статс-секретаря - замруководителя Федерального агентства по       
делам национальностей Анны Викторовны Котовой.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТОВА А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального агентства по делам      
национальностей.                                                                
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный вам проект   
федерального закона разработан во исполнение Постановления Конституционного     
Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 года № 32-П. Поводом для               
рассмотрения вопроса о конституционности части 1 статьи 3 закона "О гарантиях   
прав коренных малочисленных народов..." и части 1 статьи 19 закона "Об охоте    
и о сохранении охотничьих ресурсов..." стали проблемы правоприменения,          
порождённые отсутствием условий осуществления традиционной охоты гражданами,    
относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, но          
постоянно не проживающими в местах традиционного проживания и традиционной      
хозяйственной деятельности соответствующих народов. Кроме того,                 
правоприменительная практика показала пробелы в регулировании правового         
положения таких лиц, вытекающие из статьи 3 закона "О гарантиях прав коренных   
малочисленных народов...".                                                      
                                                                                
В целях устранения выявленных Конституционным Судом пробелов в правовом         
регулировании и уточнения основ реализации права на традиционную охоту          
гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего    
Востока Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменение в     
статью 3 закона "О гарантиях...", распространив действие данного закона на      
всех лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, вне зависимости от их   
фактического проживания в местах традиционного проживания и традиционной        
хозяйственной деятельности. При этом объём прав граждан из числа коренных       
будет конкретизирован отраслевым законодательством.                             
                                                                                
В части осуществления коренными малочисленными народами традиционной охоты      
соответствующее отраслевое регулирование предусматривается путём дополнения     
статьи 19 закона "Об охоте...". Так, предлагается установить право на           
осуществление традиционной охоты для коренных, постоянно не проживающих в       
местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, но   
сохраняющих связь с данными местами, традициями и обычаями своих народов.       
                                                                                
Реализация закона не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной       
системы Российской Федерации. Обязательные требования в законопроекте           
отсутствуют.                                                                    
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ильдара Ирековича Гильмутдинова.                                       
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я сразу выскажу позицию      
комитета. Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом          
чтении, концепцию, но у нас есть серьёзные замечания по данному                 
законопроекту, в связи с этим мы выходим на рассмотрение парламентом с          
проектом постановления Государственной Думы.                                    
                                                                                
О чём идёт речь? В данном законопроекте не до конца учтены решения              
Конституционного Суда, который, давая право представителям коренных народов,    
не проживающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной   
деятельности, указывает определённые условия, когда они это могут сделать, -    
вот это не учтено в этом законопроекте. Поэтому предлагаем внести четыре        
пункта в виде поправок к законопроекту, который в дальнейшем, надеюсь, будет    
принят во втором и в третьем чтениях.                                           
                                                                                
Первая поправка - об установлении механизмов подтверждения связей лица,         
относящегося к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего         
Востока, но не проживающего в местах традиционного проживания этих народов, с   
указанными местами, традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной     
деятельностью соответствующего коренного малочисленного народа. Вторая          
поправка - об установлении порядка, позволяющего учесть мнения представителей   
коренных народов, а также их общин. Третья - об определении территорий, на      
которых возможно осуществление права на охоту для лиц, относящихся к коренным   
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, не проживающих в       
местах традиционного проживания этих народов. И последняя поправка - о          
корректировке лимитов использования объектов животного мира и иных условий      
реализации права на охоту для лиц, относящихся к КМНС. Вот четыре условия,      
позиции, которые мы должны будем внести в предлагаемый законопроект.            
                                                                                
Почему мы это указали в проекте постановления Госдумы? Потому что данный        
законопроект, конечно, вызвал озабоченность у коренных малочисленных народов:   
как же так, люди, которые живут, например, в городе, хотя они и являются        
такими же представителями коренных народов, будут приезжать и охотиться на их   
территориях, угодьях без каких-либо условий и в таком же объёме? Для того       
чтобы этого не произошло, все эти четыре пункта будут нами внесены. Мы уже      
согласовывали эти позиции и с правительством, и с Федеральным агентством по     
делам национальностей, эти вопросы будут учтены. Права коренных малочисленных   
народов тоже будут защищены, и никаких таких волнений у коренных                
малочисленных народов и их общин не будет.                                      
                                                                                
Прошу вас поддержать данное решение комитета.                                   
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Случайно. Простите, пожалуйста.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Анне Викторовне.                                          
                                                                                
Уважаемая Анна Викторовна, то, о чём говорил сейчас Ильдар Ирекович, - это и    
есть, по сути дела, основные опасения, угрозы и риски, которые несёт в себе     
этот законопроект. В таком случае какие механизмы вы предлагаете, для того      
чтобы выполнить постановление Конституционного Суда? То есть вы вообще ничего   
не предложили, потому что если то, о чём сказал Ильдар Ирекович, будет          
внесено в этот законопроект, то в любом случае это нарушит конструкцию,         
предложенную вами. Поэтому хотелось бы услышать, как будут реализованы те       
пожелания, о которых говорил Ильдар Ирекович. Да, действительно, приехал из     
города, простите, набил пушнины, уехал, а люди, которые там живут, для          
которых это основной, так сказать, способ поддержания жизнедеятельности,        
оказываются, ну, в ущемлённом положении.                                        
                                                                                
КОТОВА А. В. Спасибо большое за вопрос. В действительности мы принимали         
активное участие в работе комитета при выработке предложений по корректировке   
данного законопроекта, провели ряд консультаций и с ассоциацией коренных        
малочисленных народов Российской Федерации, и с Секретариатом                   
Конституционного Суда, и все четыре прозвучавших направления мы поддерживаем.   
Более того, мы уже приступили к формированию пакета предложений по реализации   
данных четырёх направлений, конкретные предложения сформулированы и             
прорабатываются сейчас комитетом.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос в той же логике, можно сказать. Уважаемая Анна     
Викторовна, уточните, пожалуйста, а как с точки зрения правоприменения и кто    
будет оценивать достаточность подтверждения связи этих лиц с конкретными        
территориями? И не создадим ли мы таким образом, принимая данный проект         
федерального закона в той редакции, в которой он есть, слишком широкие          
пределы усмотрения для правоприменителя? Как вы видите решение этих проблем?    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КОТОВА А. В. Спасибо за вопрос. Мы сейчас подготовили перечень критериев,       
которые могут свидетельствовать о сохранении гражданином, относящимся к         
коренным народам, не проживающим в местах традиционного проживания и            
традиционной хозяйственной деятельности, связи с этими местами, традициями и    
обычаями. Перечень достаточно широкий, мы работаем с ним по методу "от общего   
к частному". И сейчас уже мы понимаем, что основными критериями будут           
являться, например, рождение в местах традиционного проживания и традиционной   
хозяйственной деятельности, сохранение связи с семьёй, то есть когда            
родственники данного лица проживают на данной территории, членство в общине     
коренных малочисленных народов, которая осуществляет деятельность на            
соответствующей территории.                                                     
                                                                                
Во многом будут использованы механизмы подтверждения через общины. Напомню,     
что последние изменения, которые вносились по вопросам прав коренных            
малочисленных народов, затрагивали именно вопрос систематизации и оптимизации   
деятельности общин.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коткин Сергей Николаевич.                    
                                                                                
КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Прошу прощения, у меня не сработала кнопка.                                     
                                                                                
Анна Викторовна, каково ваше отношение к тому факту, что охота на               
водоплавающую дичь лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам       
Севера, в пятнадцатикилометровой зоне вообще запрещена? То есть жители          
Арктики веками охотились именно в пятнадцатикилометровой зоне... Сегодня у      
них такой возможности нет, поскольку за 15 километрами охота только на          
крупного зверя. Скажите, если ко второму чтению внести такую поправку, вы её    
поддержите?                                                                     
                                                                                
КОТОВА А. В. Могу сказать, что сейчас закон № 82-ФЗ "О гарантиях прав           
коренных малочисленных народов..." предполагает возможность распространения     
отдельных гарантий и преференций на лиц, которые традиционно проживают в        
местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, но относятся    
к другим национальностям, это так называемое старожильческое население. И уже   
сейчас реализован механизм, который позволяет распространять соответствующие    
права. Это делается нормативными правовыми актами субъектов Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители        
президента, правительства? Докладчик? Нет.                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 23.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              351 чел.78,0 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.