Заседание № 184

18.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 481272-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (об установлении требований к уровню локализации транспортных средств, используемых в качестве легкового такси).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2691 по 3699 из 4636
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в            
Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты     
Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений         
законодательных актов Российской Федерации". Докладывает Владимир               
Владимирович Гутенёв.                                                           
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и   
торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, абсолютное большинство     
из вас посетило выставку на ВДНХ "Россия". Сейчас начались отраслевые дни.      
Недавно прошёл день, который проводило Министерство финансов. Сегодня           
Минпромторг проводил День машиностроения. Был полон огромный зал - 800          
человек. Подводили итоги, и они весьма и весьма впечатляющие, промышленный      
рост очень большой. Ну, достаточно сказать, что в радиоэлектронике за год       
прирост - 30 процентов. Выступавшие представители ФОИВов, выступавшие           
представители бизнеса с благодарностью говорили о нашей с вами эффективной      
работе в части поддержки отдельных отраслей, приводили конкретные примеры,      
отмечали нашу оперативность по трансформации специальных инвестиционных         
контрактов, нашу поддержку осенью при реализации бюджетного процесса такой      
отрасли, как автопром. Напомню, все фракции единодушно поддержали выделение     
дополнительных денег лизинговым компаниям на лизинг российского                 
автотранспорта, выделены дополнительные субсидии в размере 15 миллиардов        
рублей, семьям предоставлена 20-процентная скидка на приобретение автомобиля,   
ну и многое-многое другое.                                                      
                                                                                
Так вот наш законопроект представляет собой ещё одну меру государственной       
поддержки важнейшей отрасли - автомобильной. В законопроекте Правительству      
Российской Федерации предоставляется право устанавливать своим нормативным      
актом минимальный уровень локализации легкового такси в Российской Федерации    
в соответствии с постановлением правительства, которое хорошо себя              
зарекомендовало и действует с 2015 года. Это всем известное 719-е               
постановление, где по совокупному количеству баллов за выполнение               
технологических операций на территории России даются те или иные преференции,   
причём механизм гибкий. Приведу пример. Для льготного кредита в 2019 году       
надо было, чтобы машина имела 900 баллов, в 2022 году - 1200 баллов, 1 января   
2025 года потребуется не менее 1400 баллов для льготного кредита. Для того      
чтобы получить доступ к госзакупкам, в 2019 году требовалось 2000 баллов, в     
2021-м - 3200, с 1 января нынешнего года требуется 4500. Таким образом, идёт    
стимулирование локализации на территории нашей страны технологических           
операций - осуществляется трансфер технологий - тех совместных компаний с       
зарубежными странами, которые помогают насыщать наш рынок в условиях санкций.   
Кроме того, не только Правительство Российской Федерации сможет устанавливать   
минимальный уровень локализации, но и субъектам Российской Федерации даётся     
право, возможность устанавливать местные уровни локализации, которые не         
должны быть ниже установленного правительством.                                 
                                                                                
По нашим оценкам, в случае принятия законопроекта будет сформирован             
значительный рынок сбыта для отечественных автопроизводителей - примерно 50     
тысяч автомобилей. В этом году, ну, тот же "АвтоВАЗ" прошёл зону                
безубыточности - продал 374 тысячи автомобилей, и это, коллеги, благодаря в     
том числе и мерам стимулирования, которые мы с вами сформировали. Положения     
законопроекта не будут иметь обратной силы, никому не придётся продавать        
имеющийся импортный или нелокализованный автомобиль такси, чтобы                
принудительно поменять его на высоколокализованный аналог.                      
                                                                                
При этом также необходимо отметить, что действующее законодательство в сфере    
промышленной политики позволяет минимизировать администрирование субъектами     
Российской Федерации процесса реализации норм и выполнения требований,          
предлагаемых в законопроекте. Что имеется в виду? Совокупная балльная оценка    
уровня локализации в соответствии с 719-м постановлением указывается в          
электронном паспорте транспортного средства. Таким образом, уполномоченному     
органу субъекта Российской Федерации при выдаче лицензии достаточно только      
проверить совокупную балльную оценку уровня локализации и принять               
соответствующее решение о выдаче или невыдаче лицензии.                         
                                                                                
Ну и конечно, очень важно с точки зрения обеспечения транспортной               
безопасности нашей страны то, что таким образом мы стимулируем и зарубежных     
поставщиков, и отечественных производителей обеспечивать компонентами и         
запчастями на всём жизненном цикле автомобили. Это чрезвычайно важно и из-за    
того, что курс достаточно волатильный, и лишние... даже совсем нелишние         
налоги пойдут и в местные, и в федеральный бюджеты. Поэтому очевидна            
необходимость принятия такого законопроекта.                                    
                                                                                
И я хотел бы в заключение сказать, что подпунком "г" пункта 3 перечня           
поручений Президента Российской Федерации от 4 июня Правительству Российской    
Федерации поручено рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к    
локализации производства автомобилей, используемых при оказании услуг по        
перевозке пассажиров легковым такси, услуг каршеринга, с учётом возможного      
объёма их производства российской автомобильной промышленностью и при           
необходимости обеспечить внесение соответствующих изменений в                   
законодательство Российской Федерации. Именно на это и направлен данный         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Ну и особая благодарность, конечно, нашим коллегам из комитета по транспорту,   
Евгению Сергеевичу, его коллегам, потому что на обсуждении в комитете мы        
услышали очень много ценных предложений, которые, думаю, совместно ко второму   
чтению мы учтём. Спасибо большое.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Присаживайтесь.           
                                                                                
С содокладом выступает Павел Михайлович Федяев.                                 
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, комитет очень        
подробно рассмотрел законопроект, который представил Владимир Владимирович.     
Если коротко, то законопроект о том, чтобы мы при вызове такси ездили на        
автомобилях отечественного производства или тех, которые в высокой доле         
собираются и производятся на территории Российской Федерации. Практика эта      
достаточно распространённая, мы тоже об этом говорили на заседании комитета,    
многие страны так делают. И действительно, для нашего автопрома - вот           
Владимир Владимирович сказал - 50 тысяч дополнительных машин... Мы видим, что   
эта цифра может быть даже и больше, потому что, когда мы создали реестр         
такси, мы увидели, что на сегодняшний день зарегистрировалось уже порядка 500   
тысяч автомобилей, и если раз в пять лет надо автомобиль менять - вот почти     
100 тысяч автомобилей мы уже имеем, а по факту-то ещё не все машины             
зарегистрировались. Конечно, для нашего автопрома это очень серьёзная           
поддержка.                                                                      
                                                                                
Есть у нас замечания. Надо наделить регионы возможностью всё-таки самим         
определять конкретный процент сборки. Мы говорили о том, что баллы, может       
быть, не всем понятны, но это всё нюансы, я думаю, что мы ко второму чтению     
это всё доработаем.                                                             
                                                                                
По регионам также рассылка была: 71 регион поддержал концепцию. Это очень       
важно, потому что у нас ситуация с парком в регионах тоже разная, и у           
регионов должна быть возможность самим принимать окончательное решение, какой   
уровень российской сборки требовать. Конечно, вот Владимир Владимирович         
сказал, в электронном паспорте будет написано, но это тоже надо подробнее       
посмотреть, потому что он же может меняться, вот сегодня он такой, а завтра,    
может быть, увеличился, или что-то ещё, то есть это тоже не в камне высечено    
- процент производства и сборки отечественной. Поэтому здесь, может быть,       
надо поподробнее посмотреть. Но опять же скажу, что это всё нюансы.             
                                                                                
Комитет поддерживает законопроект, он абсолютно правильный, и рекомендует       
палате его поддержать.                                                          
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Михаил Сергеевич, обе руки увидел.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Леонов Сергей Дмитриевич.                                                       
                                                                                
ЛЕОНОВ С. Д. У меня вопрос к разработчикам законопроекта.                       
                                                                                
Вот я понимаю критерий "локализация", это всё хорошо нам известно, в связи с    
этим есть несколько вопросов к тем машинам, которые у нас производятся. Есть    
ли у вас в законопроекте критерий "безопасность"? Всё-таки такси - фактически   
общественный транспорт, вот насколько они будут критерию "безопасность"         
отвечать? Мы понимаем, что вы говорите: в других странах машины... Ну, в        
других странах и машины безопаснее, чем наша "Лада", допустим.                  
                                                                                
И второй вопрос: сможет ли наш автопром удовлетворить этот спрос и не           
поднимутся ли опять цены на наши машины в 2 раза, а то и в 3?                   
                                                                                
Вот, пожалуйста, ответьте на эти вопросы.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо большое, Сергей Дмитриевич, за вопрос.                    
                                                                                
Вы знаете, я думаю, что на начальном этапе баллы будут достаточно низки,        
примерно такие же, как при предоставлении льготного кредита, - 1000, 1200       
баллов. И это не отсекает в большинстве своём в том числе и тех зарубежных      
производителей, которые частично локализовались на территории России. Это тот   
инструмент, который, изменяясь достаточно динамично в течение нескольких лет,   
будет сподвигать их к трансферу технологий и увеличению доли локализации на     
территории нашей страны.                                                        
                                                                                
Что касается безопасности наших автомобилей, то они соответствуют всем          
требованиям, которые предъявляются к транспортным средствам, и я думаю, что     
здесь испытывать избыточную тревогу не стоит.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Швыткин Юрий Николаевич.                                                        
                                                                                
ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Владимир Владимирович, у меня к вам вопрос. Безусловно, я поддерживаю данный    
законопроект, но хотелось бы обратить ваше внимание, и, насколько можете        
сейчас, отреагируйте. При разработке данного законопроекта насколько            
учитывались факторы минимизации рисков возникновения коррупционной              
составляющей? И кто, какой орган будет уполномочен осуществлять вопросы         
контроля?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо за вопрос. Я не случайно сказал, что 719-е                
постановление работает начиная с 17 июля 2015 года, там детально всё            
прописано по каждой технологической операции. Ну вот я даже просто пример       
приведу: сварка кузова (кабины) - 400 баллов, окраска кузова (кабины) - 500     
баллов, двигатель внутреннего сгорания, сборка, включая установку коленчатого   
вала и шатунно-поршневой группы, - 25 баллов. То есть всё абсолютно             
прозрачно. Более того, указание в техпаспорте баллов не планируется когда-то    
установить, это сейчас уже работает - указывается для тех автомобилей,          
которые по программе локализации выпускаются в нашей стране.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Ну, понятно, что при государственных закупках, при предоставлении льготного     
кредита как бы локализация может быть проверена, установлена и являться         
критерием. Но не совсем понятно, как это будет реализовано в условиях как       
бы... в отношении, например, компаний, которые занимаются легковым такси.       
Во-первых, часть из них работают просто как франшизы. Лицензию получает         
головная компания, а тот, кто у неё на франшизе, тот, кто работает и приходит   
со своим автомобилем, они же лицензии не получают, они просто получают доступ   
к диспетчерской службе. Вот это первый вопрос: как всё это будет                
администрироваться? И второй вопрос: часть такси вообще не имеют маркировки,    
что это такси, они просто опять же... (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15 секунд добавьте.                                       
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Особенно это касается автомобилей бизнес-класса,                
представительского, комфорт-класса, у них вот часто нет шашечек, что            
называется.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Владимировичу Гутенёву включите микрофон.       
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Оксана Генриховна, задача выявления нелегальных такси, наличия    
шашечек и прочего не входит в предмет данного законопроекта. А что касается     
администрирования, ну, я говорил о том, что закон не имеет обратной силы и      
предприниматели, в том числе индивидуальные, получившие лицензии на машины,     
которые сейчас, по новым правилам, не будут соответствовать условиям, могут     
продолжать их эксплуатировать. Что касается крупных структур, которые имеют     
свои автопарки, то исходя из требований закона или федерального, или в          
случае, если субъект Федерации будет устанавливать более жёсткие правила...     
Вот я смею предположить, что Самарская область, скорее всего, установит         
планку, близкую к той, которая есть, - локализованная "Веста", и я думаю, что   
это могут быть весьма высокие баллы. Приведу пример: у "Весты" локализация      
5181 балл, у "Весты Кросс" - 3876, у "Гранты" - 5125. Я думаю, что они будут    
в интересах собственного производителя ставить более жёсткие заслоны. Там,      
где нет производства и нет каких-то иных интересов, скорее всего, будет         
устанавливаться субъектом та минимальная локализация, которую установит         
федеральный орган. Поэтому, на мой взгляд, коррупционных рисков здесь нет от    
слова "абсолютно", система прозрачна и отработана, и она направлена на то,      
чтобы был баланс: с одной стороны, постепенность перехода и увеличение баллов   
будут стимулировать трансфер технологий и рост объёмов выполняемых операций     
на территории нашей страны, с другой стороны, мы будем поддерживать             
отечественного производителя, что, конечно же, необходимо делать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите, микрофон.               
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М. Оксана Генриховна, позвольте добавить. Может работать автомобиль   
в качестве такси или не может - это же не шашечками определяется. У нас с 1     
сентября 2023 года наполняется реестр государственный, и оператор реестра       
проверяет соответствие автомобилей, водителей. Вот в рамках этой процедуры и    
будет проверяться, соответствует автомобиль включению туда или нет. Процедура   
понятная, прозрачная, и это на сегодня функционирует.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Владимир Владимирович, мы все понимаем, что            
отечественному производителю надо оказывать преференции, однако есть два        
момента. Я, может быть, немножко обострю один из вопросов, который задавался.   
                                                                                
Первое, критерий безопасности. Несмотря на заявление о том, что наши машины     
такие же безопасные, если мы возьмём сейчас статистику по ДТП, то окажется,     
что, к сожалению, в авариях гибнут или получают тяжёлые увечья в основном       
люди, которые находились, скажем так, в наших автомобилях, произведённых в      
Российской Федерации. Нельзя ли этот критерий сегодня вывести каким-то          
образом, может быть, предусмотреть в том числе в нормативных актах? Потому      
что это самое главное, особенно для коммерческих перевозчиков. Если             
государство, там, для чиновников купит, ещё для чего-то - ладно, но             
коммерческие структуры несут в том числе материальную, финансовую нагрузку,     
несут затраты, в случае если возникают какие-то проблемы с безопасностью.       
                                                                                
И второе, соотношение цены и качества, это очень тонкий механизм. Ну не стоит   
сегодня, к сожалению, "Гранта" или "Веста" тех денег, которые за них            
запрашивает автозавод, вот что бы вы ни говорили. Или "Москвич" новый,          
который сегодня собирается и который у нас почему-то стоит в 1,5-2 раза         
дороже, чем в стране, где, грубо говоря... (Микрофон отключён.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Владимирович Гутенёв.                
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Вы знаете, я думаю, что оценка стоимости машины должна            
базироваться не только на цене покупки, но и на стоимости обслуживания в        
рамках всего жизненного цикла. За демпингом при поставке того или иного         
оборудования затем следует поставка расходных материалов или комплектующих      
совсем по другим ценам, и ты понимаешь, что, выиграв при покупке, на            
эксплуатации ты теряешь гораздо больше. Думаю, что с учётом очень высокой       
подвижности, и часто в одну и ту же сторону, в сторону увеличения, валютных     
курсов мы, наоборот, с одной стороны, снижаем издержки на всём этапе владения   
машиной, с другой стороны, устраняем опасность, а мы с этой опасностью          
сталкивались при комплектации высокотехнологичной продукции со стороны          
зарубежных поставщиков, когда одномоментно прекращается поставка компонентов,   
автокомпонентов. И я думаю, что комитет по транспорту не в последнюю очередь    
слышал именно этот аргумент, потому что обеспечить транспортную связанность     
страны - неважно, авиационную, железнодорожную, автомобильные услуги, - это     
задача не менее важная, чем сегодня получить какие-то небольшие экономические   
преференции на закупках.                                                        
                                                                                
Что касается безопасности, мой подход здесь очень простой. Если автомобиль      
может перевозить семьи, детей, использоваться в качестве автомобиля, я не       
знаю, там, медицинской помощи, то, разумеется, здесь он также может             
использоваться, нет отдельных требований, пока законодательно не определены     
отдельные, повышенные требования по безопасности.                               
                                                                                
Ну а что касается статистики, мы с вами как раз буквально на днях               
рассматривали законопроект об исследовательских компаниях зарубежных,           
которые, манипулируя статистикой, продвигают зарубежные лекарства, услуги,      
товары. И также, я думаю, те или иные автомобили приобретаются потребителями    
из различных сегментов. Допустим, аварийность у владельцев мотоциклов высокой   
мощности гораздо выше, чем у владельцев мотоциклов малой мощности, но мы не     
можем делать вывод, что мотоциклы большой мощности более опасны. Поэтому не     
могу согласиться с мнением, что отечественные автомобили ни по качеству, ни     
по цене не являются конкурентоспособными. Думаю, что ситуация иная.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Иван Иванович. В продолжение вопроса коллеги             
Дмитриевой.                                                                     
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, развейте мои сомнения. Скажите, пожалуйста,    
предлагаемые требования по локализации будут касаться только таксопарков или    
будут распространяться также на индивидуальных предпринимателей - физических    
лиц? Наверное, нужно их ставить в равные права, чтобы исключить рост цен,       
способствовать справедливой конкуренции для недопущения ухода физлиц опять в    
тень.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Михаил Сергеевич, абсолютно с вами согласен, должны быть          
абсолютно единые правила, в противном случае будут реализовываться различные    
схемы, это поставит индивидуалов и крупные организации в неравные с             
конкурентной точки зрения положения. Думаю, что требования должны быть едины.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Буцкая Татьяна Викторовна.                                                      
                                                                                
БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к авторам законопроекта.                                          
                                                                                
Возможно ли в рамках поддержки производства российских автомобилей говорить и   
о поддержке российских производителей автомобильных кресел для детей и в те     
такси, которые работают по детскому тарифу, установить автомобильные кресла,    
которые произведены на территории Российской Федерации, прошли все              
необходимые краш-тесты? И речь, кстати говоря, идёт не только о поддержке       
российского производителя, но и о безопасности детей - мы видим, какие кресла   
используются сейчас в такси, чаще всего это и не кресла, а какие-то             
удерживающие лямки, треугольники.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Татьяна Викторовна, я считаю, что вопрос безопасности перевозки   
детей является чрезвычайно важным, и поэтому, безусловно, перевозчикам, тем,    
кто имеет лицензию на деятельность такси, необходимо использовать только        
сертифицированные кресла.                                                       
                                                                                
Можно ли стимулировать отечественных производителей детских сидений?            
Наверное, можно, но это не предмет данного законопроекта, здесь речь идёт об    
увеличении уровня локализации, трансфере технологий и повышении спроса на       
отечественную машиностроительную продукцию.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексеенко Николай Николаевич.                                                  
                                                                                
АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, концептуально, конечно, поддерживаю            
законопроект, задачи, которые он решает, безусловно, важны и требуют            
внимания.                                                                       
                                                                                
Я о цифрах. На днях глава Минпромторга Денис Мантуров сказал, что в 2023 году   
в России с конвейера сошло 720 тысяч машин. И в записке написано, и вот Павел   
Михайлович упомянул, что формируется дополнительный спрос порядка 100 тысяч     
машин в год. Вот мы - и чиновники, и депутаты - сейчас уже пересаживаемся на    
отечественные автомобили. Дополнительный спрос, поддержка автопроизводителей    
- это, конечно, важно, но справится ли с этим наш автопром? Есть ли какая-то    
цифра: сколько при полной загрузке мощностей могут произвести наши              
автопроизводители? И опять же - пару раз этот вопрос уже задали, вы красиво     
ушли от ответа - насколько этот спрос толкнёт цену вверх, может быть, у нас     
опять очереди на автомобили появятся?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо за вопрос. Постараюсь начать с того, от чего, вы          
говорите, я элегантно ушёл. Я думаю, что здесь работает очень простой закон.    
Я не случайно говорил об объёме безубыточности. Объём безубыточности для        
"АвтоВАЗа" наступает при выпуске 350-370 тысяч автомобилей. В этом году,        
благодаря в том числе и нашим мерам поддержки, этот рубеж был преодолён, а      
дальше - чем больше объём, тем меньше издержки. Я абсолютно уверен, что при     
наращивании объёмов производства мы с вами будем видеть более                   
конкурентоспособную цену, потому что доля постоянных издержек сокращается, а    
поставщики отдельных компонентов при увеличении объёмов поставок дают           
определённые скидки. Так что чем больше будет произведено автомобилей, чем      
больше мы сформируем спрос, тем медленнее будут расти цены и тем лучше будет    
качество автомобилей.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович.                                                  
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, речь идёт о достаточном предложении со         
стороны автопрома. Конечно, его обязательно надо поддерживать, но вот вопрос:   
мы это делегируем субъектам с точки зрения определения локализации -            
правильный ли этот путь? Ведь мы таким образом размываем объём заказа. Не       
проще ли тогда в данном случае определить чёткие параметры со стороны           
федерального центра? Получится чёткий заказ отечественному автопрому, и всё     
будет сделано абсолютно планово и в соответствии с прогнозом. Это первое.       
                                                                                
И второе, всё-таки по агрегаторам. Как правило, большое количество малых        
предприятий заключают договоры с агрегаторами и закупают ту или иную технику,   
тот или иной автопарк. А если этот автопарк уже закуплен? Вот сейчас придут и   
скажут: слушай, тебе необходимо закупить, там, два отечественных автомобиля -   
а у предпринимателя слесари... запчасти уже закуплены под те автомобили. Вот    
не приведёт ли это к проблемам в малом бизнесе?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Владимир Владимирович, я как раз говорил и ещё раз повторю, что   
закон обратной силы иметь не будет и тот автопарк, который существует сейчас,   
те запасы, та так называемая аптечка запасных деталей, которые уже              
приобретены, разумеется, будут использованы. Речь идёт о том, что по мере       
выбытия... в среднем машина, используемая в такси, достаточно интенсивно        
эксплуатируется, срок службы автомобиля - три, четыре года, максимум пять       
лет.                                                                            
                                                                                
Мы, оценивая, что около 350-400 тысяч автомобилей сейчас эксплуатируется (ну,   
это официально, а неофициально, возможно, эта цифра больше), понимаем, что      
совокупный спрос будет около 90-120 тысяч автомобилей. Мы видим, что уровень    
локализации на начальном этапе будет невысокий, и большинство тех               
автомобилей, которые имеют хоть какую-то локализацию на территории России, в    
первые год-два будут туда попадать. Так что и с объёмами отечественный          
автопром справится. И уровень локализации, который может устанавливать          
регион, исходя из своей специфики, - это, мне кажется, та необходимая степень   
свободы, которая должна быть в федеративном государстве.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, вы, конечно, поднимаете серьёзную проблему и   
предлагаете достаточно чувствительное решение для целой отрасли и для           
социального сообщества, так скажем. Вот вы сказали о зависимости нашего         
автопрома и о санкционных последствиях как о главной угрозе, которая            
вынуждает нас к этому. Вы предлагаете это решение, но какие цели вы ставите?    
Оно ведь не решит проблемы зависимости нашего автопрома от западных деталей,    
поставщиков и так далее, оно этого не решает, то есть вы как бы с               
последствиями здесь боретесь. То есть это решение, может быть, в моменте        
действительно вынужденное, но оно не имеет отношения к причинам попадания       
нашего автопрома в зависимость, понимаете?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо большое за вопрос, Андрей Анатольевич.                    
                                                                                
Вы знаете, до проведения специальной военной операции мы получали довольно      
много компонентов, в том числе из недружественных стран, исходя из              
необходимости рыночных позиций и конкуренции. После того как мы вынуждены       
были частично изменить номенклатуру партнёров, упор был сделан на               
импортозамещение и обретение того самого технологического суверенитета, о       
котором говорил президент. Именно для этого мы с вами в рамках поправок ко      
второму чтению законопроекта о бюджете на 2024-й и на период 2025 и 2026        
годов дополнительно выделили - и все фракции за это проголосовали - 9           
миллиардов рублей на 80-процентную компенсацию разработки конструкторской       
документации. "КАМАЗ", "АвтоВАЗ", "Москвич", остальные компании сейчас          
получают 80 процентов компенсации при разработке КД, которая идёт для целей     
импортозамещения.                                                               
                                                                                
Таких примеров очень много. И я считаю, что мы не должны окукливаться, вот в    
худшем смысле этого слова, запрещая использовать зарубежные компоненты,         
автомобильная отрасль должна быть конкурентоспособна. Но, с другой стороны,     
экономические механизмы должны быть выстроены таким образом, чтобы побуждать    
те компании, которые пока имеют, условно, отвёрточную сборку на территории      
нашей страны, внедрять в производство всё более и более сложные                 
технологические процессы. Не просто ставить штампованные диски, лить пластик,   
окрашивать кузов, но и делать автомобильную электронику, коробки передач,       
сложные системы управления, лидары и прочее, прочее, прочее. Поэтому я          
считаю, что законопроект очень компромиссный, своевременный и                   
сбалансированный.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наумов Станислав Александрович.                                                 
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Павел Михайлович, у меня вопрос. Не так давно мы приняли поправки в целом в     
закон о такси, которые должны на региональном уровне уже превращаться в         
решения того самого местного регулирования. Вот как вы оцениваете, во всех ли   
регионах эта работа началась и идёт в соответствии с графиками?                 
                                                                                
И второй вопрос. Есть законопроект, который Министерство транспорта             
разработало, он тоже на аналогичную тему, связанную с локализацией              
производства электротранспорта и так далее. Вот какова судьба предложений       
Минтранса, которые есть, как вы их собираетесь учитывать?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М. Станислав Александрович, большое спасибо за вопросы.               
                                                                                
Мы не поправки принимали в закон о такси, мы приняли в целом закон о такси,     
который так долго ждала наша страна, и он действительно сейчас работает. У      
нас абсолютно все регионы зарегистрировали автомобили в реестре. Из плюсов:     
мы увидели, что существующая до момента принятия закона аналитическая оценка    
о том, что у нас порядка 380 тысяч... кто-то говорил, что у нас 400 тысяч       
такси, - их зарегистрировалось уже 480 тысяч. То есть по факту их оказалось     
больше практически на 20 процентов, и мы понимаем, что это ещё не все           
автомобили. Поэтому этот процесс идёт.                                          
                                                                                
Мы сегодня говорили о безопасности, и хочу отметить, что мы внесли момент о     
дополнительном страховании вреда, причинённого здоровью, как на общественном    
транспорте. Ранее это не распространялось на такси, было только 500 тысяч по    
ОСАГО, - мы сделали, как и на общественном транспорте (а такси - это всё-таки   
практически общественный транспорт), 2 миллиона. Также мы поработали с          
правами иностранных граждан, это тоже момент, который на безопасности должен    
сказаться.                                                                      
                                                                                
Вы задаёте вопрос о законопроекте. Ну, когда он будет внесён, тогда мы начнём   
его рассматривать. Я думаю, что он к нам, наверное, даже и не попадёт,          
наверное, он в комитет по промышленности попадёт. Но в целом мы всегда за то,   
чтобы это были отечественные компоненты, за отечественную сборку. Ну и наше     
мнение: текущая ситуация показала, что мы должны быть независимыми. Каким       
образом, как что может повернуться... Ну, мы почти всё делали в Советском       
Союзе, я думаю, что сможем и сейчас.                                            
                                                                                
Беспокойство коллег по поводу стоимости. Вот всё, что сказал Владимир           
Владимирович, абсолютная правда, при увеличении объёма постоянные               
размываются, стоимость должна снижаться. Миллион автомобилей мы уже делали,     
и, кстати, это было не так давно, и поэтому говорить сегодня о том, что 700 с   
небольшим тысяч - это предел для нашего автопрома... Ну, это не так.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Говырин Алексей Борисович.                                                      
                                                                                
ГОВЫРИН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня вопросы к Владимиру Владимировичу. Я, безусловно, поддерживаю данный     
законопроект, но два вопроса хотелось бы задать.                                
                                                                                
Первое. Вы в своём выступлении сказали о том, что регионы смогут принимать      
различный уровень локализации. Вот насколько обоснованно то, что на Дальнем     
Востоке, например, у нас будет один уровень локализации, а на западе страны     
другой, на порядок ниже, что, соответственно, приведёт к дифференциации в       
стоимости?                                                                      
                                                                                
И второй вопрос. Мы сегодня много говорим о безопасности, много вопросов было   
связано с этим. Я считаю, что обратной стороной безопасности является также     
гарантийный срок на автомобили, которые будут применяться для перевозок в       
такси. Насколько автопроизводители у нас готовы к тому, что этот срок должен    
повышаться, потому что, например, для "Лады" сегодня гарантийный срок           
составляет 3 года или 100 тысяч километров пробега?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Владимировичу Гутенёву включите микрофон.       
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо большое. Ну, во-первых, благодарен вам, Алексей           
Борисович, за то, что вы безусловно поддерживаете данный законопроект, это      
уже хорошо, значит, ещё один голос в копилку.                                   
                                                                                
Что касается регионов, которые могут принимать свои собственные, но не ниже     
федерального уровня уровни локализации. Мы считаем, что в первую очередь это    
будет касаться тех регионов, где есть или отечественный производитель, или      
производитель совместный, чтобы заградительными мерами стимулировать            
результаты экономической деятельности расположенного на территории              
предприятия, увеличивая его объёмы.                                             
                                                                                
Что касается безопасности и гарантийного срока, коллеги, ну, вы знаете, что     
на очень многие китайские автомобили, которые сейчас рассматривают в качестве   
в том числе и автомобилей такси, гарантийный срок не предоставляется. С         
другой стороны, вы говорите, что должен увеличиваться гарантийный срок, он      
должен быть больше, чем три года или 100 тысяч километров пробега. Вы знаете,   
теоретически, наверное, можно делать и пять лет, и семь лет гарантии, но вы     
понимаете, что эти издержки гарантийного обслуживания будут закладываться в     
цену, - насколько это нужно? Я не думаю, что рядовой гражданин, потребитель,    
будет рад тому, что гарантийный срок будет увеличен и, самое главное, пробег    
- то, что интересует таксопарки, - будет поднят, допустим, со 100 тысяч         
километров до 300, которые он никогда не сможет накатать, но за это ему         
придётся платить повышенную стоимость при покупке автомобиля, потому что чем    
выше гарантии, тем больше цена, которая закладывается в гарантийное             
обслуживание тех или иных автомобилей. Считаю, что по мере возникновения        
конкуренции, в том числе и по этим критериям - гарантийный срок и объём         
пробега - наш отечественный производитель будет так же подстраивать свою        
ценовую политику, увеличивая или снижая гарантийные сроки.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Владимир Владимирович, идея благая, но тем не менее хотел бы   
узнать ваше мнение. Я понимаю, это для крупных городов, таких как Москва,       
Питер, другие города, менее крупные, где есть свои автопарки, а как быть,       
предположим, с теми населёнными пунктами, где нет вот этих автопарков? По       
информации тех же агрегаторов, есть населённые пункты, где 95-100 процентов     
услуг оказывают самозанятые, которые работают на своих машинах. Не получится    
ли так, что, когда мы заставим исполнять данный закон, некоторые населённые     
пункты мы оставим вообще без такси? Как вы оцениваете эти риски? Это первое.    
                                                                                
И второе. Можете прокомментировать: вот Российский союз промышленников и        
предпринимателей выступил, я так понимаю, с критикой данного законопроекта, у   
них есть свои опасения, что это может спровоцировать уйти в серую зону, в       
тень и... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимиру Владимировичу Гутенёву включите микрофон.       
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Ну, отдельные представители РСПП высказывали различные мнения,    
и, я думаю, потому, что там довольно много предпринимателей и, на мой взгляд,   
недостаточно промышленников.                                                    
                                                                                
А если возвращаться к тому, не могут ли некоторые населённые пункты             
столкнуться с дефицитом услуг, то ещё раз хочу напомнить, что закон, не имея    
обратной силы, не приведёт к тому, что те, кто обладает лицензиями, не будут    
оказывать эти услуги, они будут продолжать оказывать эти услуги, просто         
вступившие в силу новые правила будут побуждать тех людей, которые хотят        
использовать автомобили в качестве такси для коммерческих перевозок,            
приобретать те автомобили, которые будут подпадать под критерии. То есть        
выбор в любом случае будет довольно широк, а дальше идёт принятие решения:      
планируешь ли ты использовать и приобретаешь автомобиль, который подпадает      
под эти критерии... Но хочу ещё раз обратить внимание, что, на мой взгляд,      
это инструмент не передела рынка, это инструмент стимулирования поставщиков и   
производителей к постепенному увеличению объёма локализации, что, вне всякого   
сомнения, благотворно скажется на нашей экономике.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительный вопрос - Плякин Владимир Владимирович.                           
                                                                                
ПЛЯКИН В. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вот в законопроекте предполагается, что каждый регион будет сам устанавливать   
уровень локализации. И, как правильно Владимир Владимирович сказал, вот в       
Самаре, скорее всего, этот уровень будет близок к локализации "Лада Веста". А   
как быть... Вот вы, наверное, замечали, что в Москве очень много такси,         
которые зарегистрированы, допустим, в Чечне, 95-й регион. Я так понимаю, это    
сделано исключительно с целью минимизации стоимости страховок, потому что в     
дальних регионах они дешевле. Не будут ли компании сейчас создаваться в         
регионах, где локализация будет ниже, чем, допустим, в Самаре,                  
регистрироваться там, оформляться и также просто оказывать услуги в Москве, в   
Питере, в той же Самаре? Не будут ли обходить таким образом региональные        
законодательные требования?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гутенёву включите микрофон.                      
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Могу предположить, что абсолютное большинство регионов будет      
придерживаться федеральной минимальной локализации, и поэтому ваше              
предположение, что будет регистрация в других регионах, мне представляется      
крайне маловероятным. По этому поводу я бы не испытывал тревог.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Михайлович, спасибо. Присаживайтесь.                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить или достаточно подробно обсудили? Есть     
желающие выступить.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список.                                          
                                                                                
Гарин Олег Владимирович.                                                        
                                                                                
ГАРИН О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект. Мы понимаем, что      
сегодня есть определённая озабоченность у наших коллег, но я хотел бы           
отметить, что, безусловно, притом что мы развиваем таксомоторные перевозки,     
сегодня это очень важно, мы видим, как быстро растёт рынок, нам очень важно     
всё-таки заниматься импортозамещением и сохранить свою автомобильную отрасль.   
Я просто напомню: сегодня в Москве за сутки перевозят 1,7 миллиона              
пассажиров. И если, например, не дай бог, дальше будет санкционное давление     
расти - а мы понимаем, что ряд стран всё для этого делает, - то в будущем кто   
сможет заниматься этими таксомоторными перевозками?                             
                                                                                
Коллеги, просим вас поддержать данный законопроект. Те вопросы, которые         
звучали и на которые очень хорошо ответил Владимир Владимирович, мы тоже        
будем в дальнейшем отрабатывать. Если есть какие-то предложения, во втором      
чтении готовы их будем рассмотреть.                                             
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А. Я хочу поблагодарить и докладчика, и содокладчика за то, что они   
ответили на огромное количество очень сложных вопросов.                         
                                                                                
Мне сейчас тоже очень сложно определить нашу позицию, потому что я, так же      
как и Владимир Владимирович Гутенёв, являюсь защитником интересов российского   
автопрома, наверное, ещё с середины нулевых годов, мы вместе эту промышленную   
политику разрабатывали. Но в настоящий момент у меня ощущение, что мы можем     
попасть в ту же самую ситуацию, в которую мы попали с введением полезной и      
необходимой меры - утилизационного сбора с автомобилей, которые ввозятся на     
территорию нашей страны. Это хорошее, правильное решение, но не до конца        
продуманное поставило под удар интересы многих обычных граждан. Здесь мы        
сегодня точно так же имеем не до конца проработанную ситуацию. Говорю об этом   
с уверенностью, поскольку знаю, что и у Государственно-правового управления     
президента, и у Правительства Российской Федерации, и у Федеральной             
антимонопольной службы на стадии подготовки к обсуждению законопроекта были     
замечания, которые могут быть и не учтены ко второму чтению, поскольку носят    
концептуальный характер. Отдельной проработки, по мнению правительства,         
требует приведение этого акта в соответствие с требованиями Евразийского        
экономического союза, а это уже международная процедура.                        
                                                                                
Сегодня мы услышали достаточно чёткие гарантии того, что касается               
промышленной политики, но мы не увидели понимания до конца того, как будет      
развиваться ситуация в регионах, ведь затрагиваются интересы не только          
производителей, которые, безусловно, важны, но и интересы тех, кто сейчас       
занимается этими перевозками. Нужны соглашения между разными субъектами         
Федерации, поскольку перевозки такси осуществляются не только внутри            
населённых пунктов, но и между субъектами Федерации.                            
                                                                                
Мы считаем важным создать рабочую группу, доработать законопроект с учётом      
всех замечаний, которые сегодня были высказаны и в том числе со стороны         
деловых кругов. Поэтому в настоящий момент фракция ЛДПР не может                
проголосовать за предложенную версию законопроекта.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, фактически это закон о том, как переложить   
ответственность и затраты на развитие отечественного автопрома с государства    
и, собственно говоря, с самой промышленности на граждан и на отрасль, которая   
занимается перевозками. Здесь есть несколько сомнений.                          
                                                                                
Ну, прежде всего, в течение последних 20 лет говорили о развитии автопрома,     
но развивались фактически отвёрточная сборка и логистика, и все этим очень      
гордились. Все субсидии, которые давались, и вся поддержка, которая давалась    
автопрому, были фактически поддержкой иностранных компаний, для того чтобы      
они легко и хорошо вышли на наш рынок через отвёрточную сборку. Теперь вопрос   
о том, чтобы в течение очень короткого периода создать полностью                
локализованную систему в автопроме, - ну это невозможно. Этой системы не было   
и в советское время, у нас было авиастроение, у нас был космос, у нас было      
судостроение, но в полном объёме своего отечественного автомобиля у нас не      
было, потому что "Лада" - это тот же "Фиат". А теперь мы хотим в течение вот,   
я не знаю, года вдруг ниоткуда, не имея традиций, не имея опыта, не имея        
потенциала в этой области, сделать и существенно повысить локализацию в         
автопроме. Поэтому здесь возникает вопрос: а возможна ли вообще высокая         
степень локализации в автопроме? Это первый вопрос, а второй: нужна ли она?     
                                                                                
Ну и если говорить о такси и об отечественном производстве, так давайте         
вначале попробуем на себе. Вот приняли решение о госзакупках, о том, что        
чиновников переводят на отечественные автомобили, ну давайте посмотрим в        
течение одного-двух лет, как это будет происходить, на себе опробуем и          
безопасность, и качество этих автомобилей, и стоимость их.                      
                                                                                
Потом ещё один момент. Если говорим об авиации или о космосе, то у нас вопрос   
стоимости не стоит, поскольку это вопрос безопасности. Мы можем пойти на        
более высокую стоимость и самолётов, и оборонной техники, потому что это        
вопрос безопасности страны, мы должны их производить у себя, сколько бы это     
ни стоило. Но если речь идёт о легковых автомобилях, такой вопрос не стоит.     
Тут стоимость, в общем-то, должна быть в определённых пределах, поскольку это   
предмет потребления не только для служб легковых такси, но и для наших          
граждан.                                                                        
                                                                                
Я считаю, что законопроект концептуально не продуман, потому что                
концептуально не решён вопрос, как в принципе у нас должно развиваться          
автостроение, какие... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, против того, что движение в сторону           
локализации и поддержки отечественного производителя должно быть, я думаю,      
никто не выступает. Другое дело, насколько жёсткими должны быть эти шаги.       
Один подход - мы пересаживаем наших чиновников, бюджетные организации на        
отечественные автомобили. Другой подход - предоставление льготных кредитов,     
ну, это такой довольно мягкий и понятный вариант. Вариант, который нам          
сегодня предложен, - жёстко регламентировать все машины, которые будут          
работать в такси. Здесь два момента вызывают опасения.                          
                                                                                
Первый - это цена. Во-первых, не будет ли вот... Цена, на мой взгляд,           
завышена на отечественные автомобили, несмотря на разговоры о зоне              
безубыточности, о том, что надо наращивать производство. Не будет ли            
российский гражданин, по сути, потому что за такси так или иначе заплатит       
российский гражданин, оплачивать неэффективность и какие-то там старые          
технологии, которые наши предприниматели, занимающиеся этим, не захотят         
менять? Во-вторых, не будет ли он оплачивать неэффективность чиновников,        
которые за этим следят? Я напомню, что с 2014 года ведутся разговоры про        
импортозамещение после первого такого санкционного давления. Нам обещали        
коробку передач автоматическую сначала к 2016 году, потом к 2018-му, но до      
сих пор автоматической коробки передач отечественной не создано. Поэтому есть   
вопросы, сомнения определённые, получится сейчас или не получится вот так       
быстро это сделать, как нам говорят.                                            
                                                                                
Второй момент - соотношение "цена - качество". Всё-таки оно должно              
оцениваться не только в рамках одной страны - России, надо схожие модели        
брать в том же Китае, в других дружественных странах, например в Иране, там     
тоже, оказывается, производят автомобили. Давайте посмотрим, сколько реально    
стоит автомобиль такого класса и насколько цены различаются у нас. Я не зря     
вам приводил соотношение по "Москвичу", оно именно такое: в Китае точно такой   
же автомобиль в точно такой же комплектации стоит в 2 раза дешевле, чем в       
России. То есть наши граждане, получается, сегодня, ну, более обеспеченные,     
раз они покупают или вынуждены покупать подобные автомобили. Поэтому это        
соотношение должно быть в том числе в оценке критериев, чтобы наши              
предприниматели - если они хотят, чтобы им помогали, если они хотят, чтобы      
эти законы работали, - двигались в этом направлении. Пока, к сожалению, этого   
соотношения мы не видим и оценить толком не можем. Нам говорят про какие-то     
там долгие расчёты, что если вот все автодетали, вот всё, что там на            
обслуживание потом уйдет, вместе сложить, то тогда будет выгода. Хотелось бы    
увидеть этот расчёт и эту выгоду не в умозрительных заключениях, а в реальных   
цифрах.                                                                         
                                                                                
Кстати, за последнее время не было ни одного случая, когда наши автозаводы,     
отечественные, снижали стоимость автомобилей, будь то ВАЗ, будь то мой родной   
УАЗ, завод нашего города.                                                       
                                                                                
Я от фракции, прошу добавить время.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Ну не было такого! Только повышали цены, несмотря на             
госзаказы, несмотря на увеличение, скажем так, производства как такового. Не    
было такого снижения ещё ни разу.                                               
                                                                                
И самый главный вопрос - это вопрос безопасности. Я не зря на нём               
акцентировал внимание. Да, нас, может быть, не устраивает статистика, которую   
нам дают какие-то неправильные структуры, которые её оценивают. Давайте свою    
статистику соберём - статистику по ДТП за 2023 год, 2022 год - и посмотрим,     
как на сегодня всё это будет смотреться не только в отчётах Минпромторга по     
поводу того, что наша машина такая же безопасная, как и, грубо говоря, другие   
автомобили. Я на основе личного опыта рассуждаю: в столкновениях, когда         
бьются отечественный автомобиль и импортный автомобиль, к сожалению, более      
тяжёлые травмы получают те, кто находится в отечественном автомобиле, даже      
новом, я не говорю про старые варианты, и гибнут чаще те, кто находится в       
отечественных автомобилях. Поэтому эта ситуация, независимо от того, хотим мы   
поддержать, не хотим, должна оцениваться в первую очередь, на первом месте      
должна стоять безопасность наших граждан. Соответствует? Закреплено? Точно      
так же должна оцениваться наряду с окраской или сваркой на территории           
Российской Федерации. Это должно быть именно так. Мы с вами все пользуемся      
такси, и мы все заинтересованы в том, чтобы эти машины были безопасные, в       
любом случае безопасные. И выпуск автомобиля, а у нас такое было, без АБС,      
без подушек безопасности фронтальных или ещё каких-то, боковых, - это           
однозначно снижение безопасности как таковое. Понятно, что в вынужденных        
условиях, понятно, что были какие-то причины того, что на сегодня наше          
государство дало добро на выпуск подобных автомобилей, не соответствующих...    
Там были и по экологии, конечно, моменты, но они уже вторичны. Давайте          
соберём эту статистику, давайте проанализируем и сделаем чёткие и понятные      
критерии соотношения цены и качества, ещё раз говорю, исходя из                 
эффективности, исходя из последних доступных технологий, как мы это делаем в    
сфере экологии, и, исходя из этого, будем медленно и постепенно двигаться.      
                                                                                
Пока же этот законопроект несёт огромное количество рисков, о которых в том     
числе Оксана Генриховна говорила. И первый и главный риск - это попытка         
переложить сегодня вот эти сложности с импортозамещением на наших граждан. Я    
думаю, ни для кого из вас не секрет, что те, кто будет покупать такси,          
естественно, переложат свои издержки на тех, кто на таких такси ездит. А на     
такси сегодня периодически перемещаются, ну, если не все, то большая часть      
населения нашей страны.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич.                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, ну, важный вопрос на самом деле, потому что   
автомобильная промышленность наряду со строительством и с целым рядом других    
вещей является всё-таки основой для социально-экономического развития и         
вообще каркасом для любой страны.                                               
                                                                                
Конечно, говоря об этом законопроекте, мы все понимаем, что вынуждены           
принимать очень неприятные решения с точки зрения, ну, как бы даже              
транспортной отрасли и всех субъектов, которые там есть. Голосуя за, мы с       
вами должны понимать и понимаем с открытыми глазами, какие мы сейчас услышим    
оценки. Нам скажут: опять вы нам навязываете то, что неудобно, дорого,          
ломается, требует большего обслуживания и так далее, и так далее. Мы все        
понимаем, что после принятия этого закона мы с вами услышим это в регионах.     
Но мы понимаем также, что мы идём на это вынужденно, что да, существуют две     
угрозы, которые чётко обозначил Владимир Владимирович. Первая - санкционные     
последствия, есть зависимость. И вторая - ну, действительно, есть страны -      
автомобильные гиганты, которые сегодня... Ну, фактически мы можем лишиться и    
попасть в ещё большую зависимость, чем та, которую мы сейчас имеем, которую     
мы почувствовали на санкциях. Речь идёт о китайском автопроме. Но давайте мы,   
принимая сегодня это решение, всё-таки зафиксируем, что оно вынужденное и что   
надо разобраться в причинах, почему страна, наша с вами страна, которая имеет   
всё для того, чтобы производить дешёвые, технологичные, качественные            
автомобили, десятилетиями производит то, что люди называют... но не буду        
сейчас с парламентской трибуны говорить, чем это называют. Причём это           
касается всех производителей, коллеги. Ну посмотрите сейчас на YouTube, везде   
всё это открыто, как люди оценивают то, что они покупают, они говорят:          
"Господи, да если бы не нужда, никогда бы это не купил". Мы сейчас хотим это    
в такси, ну, навязать.                                                          
                                                                                
Ну понятно, все причины понятны, почему мы это хотим сделать, но мы не можем    
всё время ситуативно принимать решения. Ну давайте выработаем, заставим         
выработать нормальную стратегию, потому что всякая уважающая себя страна,       
держава, обязана иметь конкурентную автомобильную промышленность. Почему        
Швеция её имеет, а мы не можем? Всё время мучаемся, спасаем всё время наш       
"АвтоВАЗ"? От чего мы спасаем, коллеги? Ну столько лет пошлинами защищён наш    
рынок! Посмотрите, китайские автомобили в 2 раза дешевле продают в Китае, а     
когда сюда привозят, в 2 раза накручивают. И при этом они более конкурентные    
относительно того, что производится у нас. Ну сколько это можно терпеть?!       
Сколько мы можем говорить о том, что вот внешние враги там... и так далее?      
Давайте мы разберёмся, где внешние враги, а где мы сами себя загнали в эту      
ситуацию и загоняем дальше. Буквально... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Поэтому для чего это обсуждение? Вот говорят: ну, вроде всё      
решено, понятно, надо голосовать и так далее. Для того чтобы зафиксировать,     
коллеги: важная проблема. Вот мы говорим про жилищно-коммунальное хозяйство и   
пришли к выводу о том, что системные меры, которые принимались, недостаточны,   
они нецеленаправленны и есть необходимость разобраться, что происходит. В       
автопроме в нашем давно назрела необходимость разобраться в том, что            
происходит. Я две вещи назову сейчас, вот даже относительно законопроекта,      
который мы сейчас принимаем (мы проголосуем за, оно вынужденное сегодня,        
голосование).                                                                   
                                                                                
Так вот, первое: почему? У нас Минпромторг занимается продажами, ему главное    
продать, занимается транспортной отраслью и выдумывает вот эти все меры,        
проектирует и так далее, и так далее. А Минтранс вынужден заниматься            
обслуживанием, тем, как это всё работает. Но это совершенно разные вещи, и      
они разорваны сегодня.                                                          
                                                                                
Второе. Что касается балльности по этим автомобилям, балльности локализации,    
то это переложено на региональный уровень. Коллеги, ну это не будет работать,   
мы же все понимаем! Ну как региональный чиновник придёт куда-то там в           
правительство и скажет: "Дайте мне вот такую-то локализацию, а другую я не      
приму"? Ему скажут: иди делай, занимайся! Мы все это понимаем прекрасно -       
зачем мы это прописываем? Фактически заниматься этим будут не регионы, будет    
проектировать Минпромторг, Минпромторг во взаимодействии со всеми нашими        
гигантами, субъектами, там, и сферами влияния будет принимать решение. Даже в   
этой части мы с вами должны с открытыми глазами на всё это смотреть.            
                                                                                
А почему происходит вот эта разбалансировка, эта разбалансированность, я бы     
даже сказал, хаос определённый? Потому что, с одной стороны, у нас              
автомобильная промышленность есть, а с другой стороны, все на неё уже давно     
махнули рукой, потому что всегда можно купить то, что качественно лучше и       
дешевле. Сейчас жизнь, Боженька нас заставляет изменить эту ситуацию: не        
будет такой возможности! Поэтому сейчас самое время заняться стратегией         
развития автомобильной промышленности, чтобы мы с вами не были вынуждены        
принимать всё время половинчатые, вынужденные решения.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово?      
                                                                                
Гутенёву включите микрофон.                                                     
                                                                                
ГУТЕНЁВ В. В. Спасибо большое, Александр Дмитриевич.                            
                                                                                
Благодарю коллег за интересные, эмоциональные выступления, рад, что многие из   
них с оговорками, но поддерживают.                                              
                                                                                
Я не буду подробно останавливаться на выступлении Оксаны Генриховны. Думаю,     
ошибался поэт, говоря, что не можно впрячь в одну повозку коня и трепетную      
лань, - впрягли космос, авиацию и автомобили, мне кажется, поэт сильно          
ошибался.                                                                       
                                                                                
Мой коллега Куринный Алексей Владимирович горько сетовал на то, что не          
помнит, когда производители автомобилей снижали цены. Коллеги, а вы помните,    
когда в ЖКХ снижали цены, когда производители автомобильного топлива снижали    
цены? Ну зачем заниматься словоблудием, коллеги?! Мы понимаем, что во всём      
мире растут цены и есть инфляция и в твёрдых валютах, и в резервных валютах,    
это неизбежный процесс.                                                         
                                                                                
Я думаю, что, к сожалению, наверное, не смог донести разграничение между        
федеральным и региональным регулированием. Вряд ли правительство в лице         
Минпромторга будет понуждать регионы к каким-то определённым уровням            
локализации, наоборот, правительство устанавливает минимальный. И это не        
расчистка рынка под какого-то конкретного отечественного производителя, это     
усилия для того, чтобы заходившие на наш рынок автопроизводители, в том числе   
китайские, играли по тем правилам, которые интересны для нашей национальной     
экономики.                                                                      
                                                                                
Ну и в заключение хочу сказать, я более чем уверен, что мой коллега и           
единомышленник Станислав Наумов, озвучив позицию, что их фракция будет          
голосовать против, сам будет голосовать за, потому что это действительно        
нужно для нашей экономики. А что касается примера по утильсбору,                
действительно, коллеги, 17 октября было принято решение, была дана всего        
неделя на переходный период, в которой было три выходных дня, однако именно     
мы, то есть мы с вами, работая в выходные дни в декабре, смогли сформировать    
условия, обработав почти 5 тысяч анкет, и правительство внесло изменения в      
своё постановление, что позволило урегулировать эту проблему. Коллеги, мы       
получили очень много обращений с благодарностью за это. Согласен, что           
необходимо более глубоко прорабатывать инициативы, но в данном случае,          
считаю, законопроект должен получить ваши одобрение и поддержку.                
                                                                                
Искренне прошу поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик - заключительное слово? Нет.                                        
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа     
легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные         
законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу        
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пункт 11.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 16 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.