Заседание № 138
О проекте федерального закона № 481189-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к 19-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования". Доклад Юрия Николаевича Швыткина. Пожалуйста, Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По данному законопроекту проведены правовая и лингвистическая экспертизы, замечаний нет. Препятствий для принятия в третьем чтении также нет. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в окончательном, третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования", 19-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 50 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 481189-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования" (принят в первом чтении 17 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования". Юрий Николаевич Швыткин, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по обороне предлагает вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования". К законопроекту поступило семь поправок юридико-технического характера, которые рекомендуются к принятию и включены в таблицу № 1. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. По законопроекту проведены правовая и лингвистическая экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В случае принятия законопроекта во втором чтении комитет предлагает 26 июля рассмотреть его в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 49 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 13 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 133
О проекте федерального закона № 481189-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
29-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра обороны Николай Александрович Панков. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вынесенный на ваше рассмотрение проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации № ПР-950 от 16 мая прошлого года. Законопроектом предлагается внесение изменений в федеральное законодательство, в частности в федеральные законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в целях повышения эффективности обучения граждан в структурных подразделениях военной подготовки при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. В этих целях законопроект предусматривает: во-первых, возможность проводить обучение студентов по всем программам военной подготовки в едином структурном подразделении вуза - военном учебном центре; во-вторых, осуществление всех без исключения существующих в настоящее время видов военной подготовки студентов с использованием единой учебной материальной базы, которая также существует в гражданских вузах, речь идёт как о подготовке кадровых офицеров для прохождения военной службы по контракту, так и о подготовке офицеров запаса, старшин запаса, сержантов, солдат, матросов запаса; в-третьих, оперативное изменение направлений военной подготовки в зависимости от потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации. Реализация положений законопроекта в части создания военных учебных центров предполагает не только сохранение, но и развитие сложившейся системы военной подготовки граждан на базе гражданских вузов. Достаточно сказать, что мы не только не сокращаем, а, наоборот, последовательно увеличиваем количество вузов, в которых осуществляется военная подготовка студентов: в 2017 году создано 12 структурных подразделений, в 2018 году планируется организовать военную подготовку студентов ещё в шести вузах. Законопроект поддержан всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом и Генпрокуратурой Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Имеются положительные заключения ГПУ Президента Российской Федерации и Минюста России. И последнее, что хочу вам доложить: реализация положений законопроекта не повлечёт увеличения расходов федерального бюджета. Доклад закончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает Юрий Николаевич Швыткин. ШВЫТКИН Ю. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Николай Александрович достаточно подробно осветил концепцию данного проекта федерального закона. Хочу отметить, что его принятие, на наш взгляд, позволит повысить эффективность управления процессом обучения студентов в образовательных организациях по всем имеющимся направлениям военной подготовки. Ещё раз хочу отметить, что это ни в коем случае не повлечёт сокращения программ обучения и ни в коем случае не повлечёт за собой сокращения профессорско-преподавательского состава. Также хочу отметить, что Министерством обороны и Комитетом Государственной Думы по обороне было проведено информационное сопровождение данного законопроекта с целью дополнительного разъяснения его содержания для населения Российской Федерации. Члены Комитета Госдумы по обороне провели встречи с профессорско-преподавательским составом учебных военных центров и военных кафедр, которые подтвердили необходимость, актуальность, своевременность принятия данного законопроекта. Те замечания, которые имеются к законопроекту, не носят концептуального характера, препятствий для его принятия в первом чтении нет. Комитет Государственной Думы по обороне предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Николай Александрович, уточните, пожалуйста, вот эти создаваемые учебные военные центры будут подчиняться вузу или Министерству обороны и в каком штате будут находиться преподаватели? ПАНКОВ Н. А. На самом деле у этих учебных военных центров ровно так же, как и у военных кафедр, будет двойное подчинение: по специальным вопросам, в частности по вопросам прохождения военной службы, - Минобороны России, а вообще говоря, это структурные подразделения гражданских вузов, они создаются при вузах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Николай Александрович, мой вопрос касается количества военных центров, создаваемых взамен военных кафедр. Есть какая-нибудь статистика или предварительные планы, где кафедры будут полностью ликвидированы, а где их место займут учебные военные центры? ПАНКОВ Н. А. Очень важно понимать, что на самом деле неправильно и некорректно вести речь о сокращении военных кафедр. Я и в докладе попытался подчеркнуть, что мы последовательно наращиваем военную подготовку студентов гражданских вузов, она оказалась чрезвычайно востребованной среди студентов, и в связи с этим мы увеличиваем количество гражданских вузов, в которых организуется военная подготовка. Ещё раз назову цифры: в 2015 году создали дополнительно две военные кафедры, в 2016-м - пять, в 2017-м - 12, и в 2018 году, в сентябре, мы на заседании коллегии будем рассматривать вопрос о создании ещё шести, таким образом, количество вузов вырастет до 99. Почему мы, посоветовавшись с ректорским сообществом, с Министерством образования и науки, решили пойти на эту меру? Сегодня в вузах существуют традиционные, привычные военные кафедры для подготовки офицеров запаса, учебные военные центры для подготовки кадровых офицеров, в ряде вузов - факультеты военного обучения, и, наконец, есть вузы, где имеются военные институты, а всё это зиждется на единой учебно-материальной базе. Так вот с точки зрения экономии и людских ресурсов, и финансовых средств целесообразно иметь единый военный учебный центр. Вот, собственно говоря, весь смысл законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Говорин Николай Васильевич. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Николай Александрович, скажите, пожалуйста, а предполагается ли открытие указанных центров в медицинских вузах? ПАНКОВ Н. А. У нас полноформатная подготовка, то есть все виды подготовки. Кадровые офицеры, офицеры запаса, солдаты, сержанты запаса готовятся, говоря по-старому, в Первом мединституте, в стоматологической медицинской академии. У нас такая подготовка реально существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Николай Александрович, скажите, пожалуйста, Министерство обороны в принципе удовлетворено качеством военной подготовки кадровых офицеров в специализированных учебных центрах в вузах и каков процент тех из них, кто после обязательной трёхгодичной службы по контракту уходит из армии? ПАНКОВ Н. А. Вот для меня это самый важный и самый интересный вопрос, спасибо, что вы его сформулировали. На самом деле это самый молодой вид подготовки: нам этот шаг дался непросто - готовить кадровых офицеров в гражданских вузах. И мы изначально сформулировали какой посыл? Мы будем готовить кадровых офицеров в той высшей школе, которая является передовой не только в России, но, может быть, и в мире, поэтому количество гражданских вузов, в которых мы готовим кадровых офицеров, офицеров для службы по контракту, очень невелико, и объёмы подготовки небольшие, как правило, это одна учебная группа численностью до 30 человек, ведём персонально каждого. Докладываю - перепроверьте, пожалуйста - 100 процентов выпускников назначаются на должности, не исключение и текущий, 2018 год. Нет пока ни одного случая досрочного увольнения, то есть очень мотивированные ребята и девчата приходят на этот вид подготовки и очень добросовестно служат, - значит, мы очень правильно ответили на вызов российской молодёжи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На трибуне микрофон включите. ШВЫТКИН Ю. Н. Отвечая на последний вопрос, хочу отметить, не могу промолчать, что мой сын закончил один из учебных военных центров Сибирского федерального университета. Ветеран боевых действий, проходил службу в Чечне, сейчас он командир взвода войсковой разведки - вот, пожалуйста, не собирается никуда увольняться, старший лейтенант. Это подтверждает то, что достаточно высокий уровень подготовки, кто хочет, тот достигает соответствующих высот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович, Юрий Николаевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу. Нет. Тогда, считаю, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 31 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.