Заседание № 38
05.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 48115-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений закона).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 712 по 898 из 4313
Пункт 3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Московской областной Думы Александра Ефимовича Мурашова. Пожалуйста. МУРАШОВ А. Е. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемые Московской областной Думой изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вызваны необходимостью урегулирования правовых норм, применение которых в ходе практической деятельности влияет на принятие решений представительным органом муниципального образования. По действующей в настоящее время редакции решения представительного органа муниципального образования принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено федеральным законом. Применяемое понятие "установленная численность депутатов представительного органа муниципального образования" не учитывает случаи, когда глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования. При этом в соответствии с частью 2 статьи 36 федерального закона глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, но не является депутатом представительного органа муниципального образования. Как показывает практика, вариант формирования структуры органов местного самоуправления, при котором избранный глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования, практически реализован во многих муниципальных образованиях в Российской Федерации, в том числе в пяти муниципальных образованиях Московской области. В такой ситуации возникает противоречие между нормами, с одной стороны, о решающем голосе главы, с другой - о принятии решения большинством от установленной численности депутатов. Закон не позволяет понять, как учитывается голос главы, который не является депутатом. Поэтому после исключения из части 3 статьи 43 и части 5 статьи 44 федерального закона слова "депутатов" решения представительного органа муниципального образования будут приниматься большинством голосов от установленной численности представительного органа муниципального образования, куда наряду с депутатами будет входить глава муниципального образования с правом решающего голоса и исполнять полномочия его председателя. У меня всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Ефимович. Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслава Степановича Тимченко. ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В представленном вашему вниманию законопроекте предлагается установить, что при подсчёте количества голосов депутатов, необходимых для принятия решений представительным органом муниципального образования, следует исходить из установленной численности представительного органа муниципального образования, а не из установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Данное предложение обосновывается тем, что, по мнению авторов, формулировка "установленная численность депутатов представительного органа муниципального образования" не учитывает случай, когда глава муниципального образования, избранный всем населением муниципального образования на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования. При рассмотрении данной инициативы необходимо иметь в виду, что в соответствии со 131-м законом, уставом (подчёркиваю: уставом муниципального образования) должно быть определено, что должность главы замещается в результате избрания на неё депутата из состава представительного органа муниципального образования либо в результате избрания на неё на муниципальных выборах. В последнем случае уставом могут быть предусмотрены два варианта. Первый вариант: должность главы муниципального образования включается в структуру представительного органа, и лицо, избранное на эту должность на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. И второй вариант: должность главы муниципального образования включается в структуру местной администрации, и лицо, избранное на эту должность, возглавляет местную администрацию. Следовательно, если уставом муниципального образования установлено, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, то указанный глава обладает всеми полномочиями депутата, поскольку входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, и его голос должен учитываться наравне с голосами депутатов, и указанный глава должен учитываться в количественном составе депутатов представительного органа муниципального образования. Учитывая, что нормы законов должны применяться во взаимосвязи, вопросы учёта голоса главы муниципального образования, а также учёта должности главы муниципального образования в количественном составе депутатов в указанном случае должны решаться в уставах муниципальных образований, необходимость внесения изменений в указанный федеральный закон с этой целью не усматривается. На основании вышеизложенного Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает не поддерживать данную законодательную инициативу. Соответствующие заключения правительства и Государственно-правового управления, которые также не поддерживают данную законодательную инициативу, имеются. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Рук не вижу. Вопросов нет. Спасибо, Вячеслав Степанович. Есть ли желающие выступить? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну и в этом втором проекте закона, внесённом Московской областной Думой, та же тенденция: закрепить возможность влияния на решения муниципальных органов. Сам факт, что мы допустили, что глава муниципального образования, администратор, может быть и депутатом, - это уже ошибка, это противоречит общему духу Конституции, принципу разделения властей. Нельзя совмещать должность главы администрации не только с руководством представительным органом, но и с вхождением в состав депутатов. Как может депутат быть одновременно главой администрации?! На этом же сгорела советская система! Из-за этого погибло целое государство! И у вас опять зуд вернуться к старой системе, когда первый секретарь райкома партии входил в исполком или, наоборот, председатель исполкома входил в бюро райкома, когда решения практически принимались в партийных органах. Теперь вам хочется, чтобы под вашей властью находился глава муниципального образования. Вы предлагаете его избирать или назначать из числа депутатов, чтобы у него было больше возможностей влиять на решения, а у вас - больше возможностей влиять на него. Дайте демократию хотя бы в самом низу! Мы должны прийти к тому, что главу муниципального образования должно будет избирать только население, которое прекрасно знает людей. И он не должен быть связан с местным депутатским корпусом. Они должны противостоять друг другу, критиковать друг друга. Тогда люди увидят, что кто-то их защищает. Иначе опять будет команда - они депутаты, они главы администраций, они всё себе делают, а население брошено, так сказать. Поэтому люди не хотят голосовать. За что им голосовать, когда депутаты делают всё, что им прикажет глава муниципального образования, или глава муниципального образования делает всё, что ему прикажут депутаты? Депутатов подкармливают, так сказать, заставляют их делать то, что нужно вам, на уровне субъекта Московской области. Вы понимаете, что вам легче будет работать, с точки зрения чиновников, вам легче: как при советской власти, дали команду - и всё сделают. Но вы понимаете, что это ни к чему хорошему не приводит? Люди не хотят работать, им не надо думать, всё за них решаете вы, чиновники, приезжаете и говорите: сделать вот так, сделать так, поддержать это, молчать, не выступать. Это же самый низкий уровень, и вы снова загоняете всё в эту клетку. Пусть там граждане выбирают. Надо принять поправку в закон, что в уставе муниципального образования не должно быть позиции, что глава может быть избран из числа депутатов. Депутаты отдельно, исполнительная власть отдельно - тогда будет хорошая демократия, будет критика и будет какое-то движение. Вы там в Московской области всё зажали, в Москве сложно это сделать: всё-таки много интеллигенции, журналистов и верховные органы власти, а у вас в области там никого нету, и вы скоро в казарму превратите всю Московскую область. Все полномочия у всех отберёте и всех задушите, так сказать. С дорогами не можете разобраться, всё спорите, где чья земля! Поэтому не надо влезать в эти вопросы, наоборот, расширяйте полномочия и главы муниципального образования, и депутатского корпуса, спускайте вниз полномочия. Я понимаю, тогда у вас будет зарплата меньше и вас будет меньше, но это лучше для демократии. Поэтому правильная позиция комитета - не поддерживать данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Полномочному представителю правительства? Докладчику с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 58 сек.) Проголосовало за 5 чел.1,1% Проголосовало против 103 чел.22,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0% Результат: не принято Не принято.