Заседание № 21

18.04.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 481018-4 "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 873 по 890 из 7020
Переходим к законопроектам третьего чтения. Пункт 4. Проект федерального        
закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой      
пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".         
Доклад первого заместителя председателя Комитета по труду и социальной          
политике Ильдара Нурулловича Габдрахманова.                                     
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к третьему     
чтению. Замечаний правового характера не имеется.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по докладу? Нет.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, выступите по мотивам, когда будет объявлен     
"час голосования", сейчас у нас не может быть никаких мотивов.                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 904 по 1121 из 7020
Объявляется "час голосования". Я вижу, есть желающие от фракций выступить по    
мотивам: от фракции КПРФ - депутат Кашин Борис Сергеевич, от фракции ЛДПР -     
депутат Жириновский и от фракции "Справедливая Россия" - депутат Дмитриева.     
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Бодрое название             
рассматриваемого законопроекта не должно ни у кого создавать иллюзий, иллюзий   
того, что начатые преобразования способны, пусть даже в перспективе, смягчить   
последствия провала пенсионной реформы 2002 года. Более того, может             
случиться, что неординарная идея закупать на бюджетные деньги государственные   
ценные бумаги или засылать бюджетные деньги на биржу для накачивания            
фондового рынка, которая фактически заложена в рассматриваемом законопроекте,   
будет долго связываться с именем президента Путина, так же как инициатива       
сеять кукурузу у полярного круга связывается с именем Никиты Сергеевича         
Хрущёва.                                                                        
                                                                                
Говоря о провале пенсионной реформы, я имею в виду не только беспрецедентное    
падение размера средней пенсии в сравнении со средней зарплатой (нам называли   
цифру "18 процентов") и недостаточность собственных средств Пенсионного фонда   
для текущих выплат пенсий. В контексте сегодняшнего обсуждения особое           
значение имеет факт постоянного обесценивания накопительной части пенсии. А я   
напомню вам, что формирование накопительной части пенсии было основным          
новшеством пенсионной реформы 2002 года. В прошлом году, например,              
государственная управляющая компания "Внешэкономбанк" обеспечила прирост        
пенсионных накоплений на 6 процентов при инфляции как минимум 12. Если всё      
пойдёт такими темпами, то через двадцать лет рубль, вложенный сегодня в         
накопительную часть пенсии, обесценится в три раза. При этом пенсионные         
накопления граждан служат источником дешёвых денег для государственных и        
коммерческих структур.                                                          
                                                                                
Вот позавчера в этом зале депутат Гончар, призывая на основе идеологии партии   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовать против законопроекта о существенном повышении - до   
2 тысяч 700 рублей - в этом году базовой части трудовой пенсии, внесённого      
членом фракции КПРФ Смолиным, сказал (я цитирую): в условиях высокой инфляции   
ни один идиот не будет давать дешёвых и длинных денег. Как же не заметил        
господин Гончар, так высоко идеологически подготовленный, что этим занимается   
Пенсионный фонд Российской Федерации, используя пенсионные накопления           
граждан? А после принятия рассматриваемого законопроекта он сможет это делать   
в ещё большем объёме.                                                           
                                                                                
Одна из главных причин многих наших проблем - аллергия власти на науку,         
которая рассматривается многими чиновниками просто как дополнительная           
кормушка. Центральной фигурой при разработке пенсионных реформ во всём мире     
является учёный-актуарий. А у нас с 2002 года, когда тогдашний руководитель     
Пенсионного фонда Зурабов даже не ответил на призыв КПРФ привлечь к работе      
над пенсионной реформой учёных, ничего не изменилось. В стороне от анализа      
рассматриваемого законопроекта оказались и Российская академия наук, и          
профильный Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Никаких           
рецептов в повышении доходности от инвестиций пенсионных денег ни от авторов    
законопроекта, ни от исполнительной власти не предложено. Суммирую: фракция     
КПРФ выступает за немедленное значительное повышение пенсий нынешним            
пенсионерам. Фракция КПРФ не поддерживает создание финансовых конструкций,      
напоминающих "МММ", тем более с участием государства. Мы будем голосовать       
против этого законопроекта.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский Владимир Вольфович.                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Один из плюсов работы фракции ЛДПР - мы научили вас           
выходить к трибуне, а то обычно по мотивам выступают только с места, а теперь   
не только доклады с трибуны, но даже по мотивам. Молодцы! Выходить сюда,        
смотреть в полный зал: девятьсот умных глаз, девятьсот умных голов примут       
обязательно очень хорошее решение. Почему... (Оживление в зале.) Я имею в       
виду глаз девятьсот - голов четыреста пятьдесят. Но есть и другие головки       
ещё, вы считать не умеете, коммунисты, с 17-го года. Я все головки считаю.      
(Оживление в зале, смех.)                                                       
                                                                                
Почему депутат Кашин... Вот я всегда вас всех ловлю на том, что вы причину-то   
не хотите назвать. Абсолютно прав депутат, а причину не хочет назвать, потому   
что причина, почему это происходит у нас с пенсиями, связана с большевиками,    
с нашим государством - мы всё хотим держать в руках. Вот возьмите               
Государственную Думу: всё в руках у группы чиновников. Мы ничего не можем       
делать - мы не знаем бюджета Государственной Думы, газета в их руках,           
телевидение в их руках, журналисты в их руках, столовая в их руках. Я говорю:   
"Гадко кормят!" Отвечают: "Мы не можем уволить". Слушайте, что вы за аппарат,   
если вы не можете уволить?                                                      
                                                                                
Так и с пенсиями - держат в своих руках. Вот пока мы, государство... Каким бы   
оно ни было - хорошим, плохим, сильным, слабым, не должно в руках государства   
это быть! Потому что у гражданина инстинкт самосохранения, он думает о своей    
жизни, о своей старости, если у него нет детей, он думает: кто меня будет       
содержать? И он будет тридцать, сорок лет копить свою пенсию. Сам будет         
копить, мы ему не позволяем - мы не позволяем, государство. И в этом наш        
порок. И естественно, никогда наш гражданин не сможет сам обеспечить своё       
благосостояние. Государство - монстр, всё забирает в свои руки. Заставляем      
унижаться граждан: вот тебе шестьдесят - иди и получи свои жалкие 3 тысячи, 4   
тысячи, 5 тысяч... Ты на них жить не сможешь, конечно. А потом удивляемся -     
преждевременная смертность... А зачем ему жить-то на эти 3 тысячи рублей? На    
них жить нельзя, только на похороны накопить две-три пенсии, и всё, чтобы не    
как бомжа тебя куда-то сбросили. Это государство! Оно страшное, это             
государство.                                                                    
                                                                                
Ведь в 17-м году не большевиков вышли поддержать граждане России - надоел       
царь, это была ненависть к царю, к его министрам. Вот то же самое в 91-м        
году: ненавидели КПСС, поэтому и армия, и КГБ бросили эту партию. Ненависть!    
Мы порождаем своими законами ненависть у людей к стране. Единственная страна,   
из которой бегут, во все страны едут - от нас только бегут. И деньги бегут!     
Вот подумайте: почему от нас уже девяносто лет бегут? Даже при царе, уже        
двести лет. Единственная в мире страна, откуда разбегается народ, разбегается   
вместе с территориями, вместе с портами, вместе с мандаринами... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Дмитриева.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, уже депутат Дмитриева идёт на         
трибуну. (Шум в зале.)                                                          
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
"Почему у нас так плохо с пенсиями?" - спрашивал Владимир Вольфович и           
ссылался на большевиков, очевидно, на 1917 год. Но ссылаться нужно не на 1917   
год, а на 2001 год, когда приняли пенсионную реформу. Говорили всё то же        
самое с этой трибуны, причём говорили сторонники уже провалившейся пенсионной   
реформы, те же самые, что сейчас являются сторонниками тех законов, которые     
мы рассматриваем в третьем чтении. Говорилось то же самое: система              
прозрачная, каждый может накопить, всё будет зависеть от заработка и стажа.     
На самом деле пенсионная реформа полностью провалилась. Если на старте          
реформы пенсии составляли 32 процента от средней заработной платы, то сейчас    
уже, повторяю, по данным за декабрь, - 18 процентов. Это говорит о полном       
крахе пенсионной реформы и об ущемлении интересов ныне живущих пенсионеров.     
                                                                                
Теперь что касается будущих пенсионеров, по накопительной части пенсии, к       
которой мы сейчас присоединяем еще один вагончик. 2005 год: доходность - 12     
процентов, инфляция - 1,1; 2006 год: доходность - 5,67, инфляция - 9; 2007      
год: доходность - 6 процентов, инфляция - 12. Это означает, что будущие         
пенсионеры будут ещё в худшем состоянии, чем нынешние. И теперь к этой          
провалившейся пенсионной реформе, к поезду, который идёт в тупик,               
присоединяют ещё один вагончик, чтобы эти дополнительные деньги людей и         
дополнительные деньги, которые отчислит государство, обесценивались точно так   
же, как и предыдущие деньги по обязательному накопительному элементу. Люди на   
самом деле не получат того, что вы им сейчас обещаете. В лучшем случае, если    
доходность будет в два раза больше, чем сейчас, и деньги, потери от инфляции    
будут компенсированы, человек получит тысячу рублей, ну вот в сегодняшних       
ценах, каждый месяц, и это при том, что по страховой части пенсии и по          
обязательной накопительной обесценение будет минимум полторы тысячи. Поэтому    
люди в целом всё равно, даже с этим накопительным элементом (потому что не      
принимаются важнейшие решения по пенсионной реформе), получат обесцененную      
пенсию.                                                                         
                                                                                
А что касается работающих пенсионеров, то предлагается просто жульническая      
схема: у них отнимают нынешнюю пенсию и взамен предлагают накопительный         
элемент, который будет обесцениваться.                                          
                                                                                
Фракция "Справедливая Россия" не участвует в тех реформах, которые неминуемо    
ведут к провалу. А то, что мы правы... Мы посмотрим через два года.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Кто выступает по мотивам?        
                                                                                
Депутат Гайнуллина.                                                             
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"           
поддерживает данные законопроекты, более того, всегда поддерживала реформу      
пенсионного обеспечения, которая была осуществлена в 2001 году, и делает это    
ответственно и честно.                                                          
                                                                                
Теперь к истории вопроса об ответственности и честности. Пенсию 12 рублей       
получали некоторые граждане в нашей стране и 650 рублей некоторые секретари     
ЦК КПСС. 132 рубля получали моя мама, которая с четырнадцати лет работала       
после окончания ФЗУ, и Гали, которого она всё время мне приводила в пример,     
который с утра стерёг открытие магазина. Вот что мы имели. Это к истории        
вопроса.                                                                        
                                                                                
Что же касается существа сегодняшних законопроектов... Оксана Генриховна,       
прекратите манипулировать аудиторией и гражданами страны. Давайте честно        
скажем: возможно более интенсивное пенсионное обеспечение, более высокая        
степень пенсионного обеспечения, но для этого мы должны или увеличить налоги    
на работодателей и таким образом сделать неконкурентоспособными наши            
предприятия и наших производителей, или увеличить пенсионный возраст, иное не   
дано. Иное дано только "ЕДИНОЙ РОССИИ", которая проводит это между "плохо" и    
"очень плохо".                                                                  
                                                                                
Да, есть проблемы в вопросах пенсионного обеспечения. Но поэтапно,              
консультируясь с правительством, со здоровыми силами общества, мы шаг за        
шагом решаем вопросы пенсионного обеспечения в нашей стране, будь то базовая    
часть, будь то страховая часть или, наконец, накопительная часть. И что         
касается работающих пенсионеров, тоже не стройте иллюзий и не обманывайте       
аудиторию. Речь идёт о добровольности. О добровольности идёт речь! Поэтому      
да, есть проблемы по соотношению между страховой частью... есть проблемы по     
коэффициенту замещения, но это не обструкцией решается, а решается              
конструктивно, в диалоге. Поэтому я призываю проголосовать за данные            
законопроекты, ибо они решают ряд проблем, связанных с формированием            
накопительной части пенсии. Более того, мы в сотрудничестве с правительством    
сейчас решаем вопросы увеличения базовой части за счёт федерального бюджета,    
размещения накопительной части и обеспечения доходности за счёт привлечения     
других инструментов и других институтов. Вот так мы будем решать вопросы        
пенсионного обеспечения граждан нашей страны.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Мы выполнили   
все регламентные нормы. Объявляется "час голосования".                          
                                                                                
Ставится на голосование пункт 4 - проект федерального закона "О                 
дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и       
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Третье чтение.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2%                                     
Проголосовало против           56 чел.12,4%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 258

14.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 481018-4 "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3316 по 3739 из 4381
ИСАЕВ А. К., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной   
политике, фракция "Единая Россия".                                              
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Поскольку 25-й и 26-й вопросы     
по смыслу взаимосвязаны, комитет предлагает рассмотреть их вместе, заслушать    
два доклада авторов и один содоклад от комитета по двум вопросам сразу.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения у депутатов? Нет. У нас с вами есть       
одна проблема: эти вопросы на фиксированное время, на 16 часов, поставлены,     
но, если я правильно понимаю, все докладчики готовы и содокладчик на месте.     
Мы можем рассмотреть сейчас данные вопросы. Никто не возражает? Нет. Тогда я    
объявляю пункт 25. О проекте федерального закона "О дополнительных страховых    
взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке      
формирования пенсионных накоплений". Доклад Андрея Константиновича Исаева.      
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Спасибо, Олег Викторович.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона    
"О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и    
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Данный           
законопроект подготовлен нами в целях реализации положений послания             
Президента Российской Федерации в части стимулирования добровольных             
пенсионных накоплений, улучшения пенсионного обеспечения граждан.               
                                                                                
Законопроект предусматривает следующие нормы. Вы знаете, что на сегодняшний     
день наша пенсия, формирующаяся пенсия будущих пенсионеров, делится на три      
составляющие части: базовую, страховую и накопительную. В связи с тем что мы,   
как и многие европейские страны, столкнулись с демографической проблемой,       
старением нации, увеличением числа пенсионеров по отношению к доле              
работающих, необходимо создать условия, которые позволили бы ныне работающим    
гражданам, будущим пенсионерам, сформировать себе более высокую пенсию и        
получить пенсию, которая в большей степени замещала бы утраченный заработок.    
                                                                                
С этой целью мы предлагаем предоставить право гражданам, написав                
соответствующее заявление непосредственно в Пенсионный фонд или через своего    
работодателя в Пенсионный фонд, перечислять в добровольном порядке на свой      
накопительный счёт взносы, которые в дальнейшем пойдут на формирование          
накопительной части пенсии. Предполагается, что размер этих взносов должен      
быть не менее 2 тысяч рублей в год. В случае если граждане захотят вступить в   
такие правоотношения, мы предлагаем простимулировать это их решение путём       
поддержки со стороны государства, которое добавит за каждую тысячу,             
выплаченную гражданином, свою тысячу, но до 10 тысяч рублей в год.              
Предполагается, что такая поддержка будет осуществляться в течение десяти       
лет. Вступить в подобные правоотношения по проекту закона граждане смогут с 1   
июля 2008 года по 30 июня 2013 года, то есть они будут иметь пять лет на то,    
чтобы рассмотреть для себя этот вопрос и сделать осознанный выбор. Мы           
предоставляем также право работодателям участвовать в подобного рода            
софинансировании, перечисляя собственные деньги по договору с работником или    
по коллективному договору с профсоюзной организацией.                           
                                                                                
Законопроект преследует ещё одну важную социальную цель. Вы знаете, что на      
Российскую Федерацию оказывается давление определёнными структурами, которые    
выступают за повышение у нас пенсионного возраста, ссылаясь в том числе на      
опыт ряда европейских стран. Мы занимаем отрицательную позицию в отношении      
данных предложений и предлагаем вместо насильственного повышения пенсионного    
возраста стимулировать тех граждан, которые, достигнув пенсионного возраста     
добровольно захотят продолжить работать. Поэтому в законе предусмотрена         
норма, в соответствии с которой, если лицо достигло пенсионного возраста, но    
при этом не обратилось в Пенсионный фонд с предложением о назначении трудовой   
пенсии и участвует в предложенной нами системе добровольных накоплений, на      
каждую перечисленную таким гражданином тысячу государство будет добавлять 3     
тысячи рублей, но до 30 тысяч рублей в год.                                     
                                                                                
Мы считаем, что законопроект является хорошей основой для того, чтобы начать    
серьёзную работу по формированию у нас среднего класса, по формированию         
устойчивого слоя людей, которые готовы вместе с государством думать и           
заботиться о своём будущем. Мы готовы также к тому, чтобы при подготовке ко     
второму чтению рассмотреть поправки в данный законопроект, в том числе          
продумать возможности более веского стимулирования работодателей для участия    
в подобной системе добровольных накоплений.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Как мы и договорились, давайте сейчас выслушаем доклад по второму               
законопроекту - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты          
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О                 
дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и       
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Доклад           
депутата Государственной Думы Ильдара Нурулловича Габдрахманова.                
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "Единая Россия".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект является логическим продолжением         
первого законопроекта, о котором доложил Андрей Константинович. Данным          
законопроектом предусматривается внесение изменений в шесть действующих         
законов. Основные положения, которые предусмотрены этим законопроектом,         
следующие.                                                                      
                                                                                
Во-первых, освобождаются от подоходного налога взносы государства на            
софинансировние, то есть 1 тысяча рублей государственных средств будет          
освобождаться от подоходного налога. Это сделано для того, чтобы реальное       
софинансирование со стороны государства было в размере 1 тысячи рублей. Если    
бы мы этого не сделали, то тогда человек должен был бы платить 13 процентов с   
этой суммы.                                                                     
                                                                                
Следующая новация заключается в том, что мы предоставляем право отдельным       
категориям граждан на добровольной основе войти в эту систему                   
софинансирования с государством "тысяча на тысячу". Ну, в первую очередь, я     
имею в виду неработающих граждан, поскольку эта система предусматривает         
участие и работающих граждан, и неработающих граждан. Кроме того, на            
Пенсионный фонд России возлагаются обязанности осуществлять учёт тех средств,   
которые вносит человек, и тех средств, которые государством кладутся на счёт    
человека в Пенсионном фонде, - 1 тысяча рублей. Кроме того, Пенсионный фонд     
обязан будет информировать ежегодно граждан о тех суммах, которые поступают     
на счёт гражданина. Кроме того, вносятся изменения, которые предусматривают     
отражение страховых дополнительных взносов человека и сумм софинансирования     
со стороны государства именно на накопительном счёте.                           
                                                                                
Таковы основные изменения, которые предусмотрены этим законопроектом. Здесь     
уже отмечалось, что есть вопросы, которые в рамках подготовки законопроекта     
ко второму чтению необходимо будет дополнительно обсудить и проанализировать,   
в частности вопросы налогового контроля за теми дополнительными страховыми      
взносами, которые уплачивают граждане. Кроме того, требует ещё более            
детального изучения вопрос о налогообложении дополнительных страховых взносов   
самих работодателей, если они пожелают участвовать в этой системе на            
добровольной основе.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Нуруллович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, первое чтение, есть содоклад от комитета по обоим           
законопроектам. С места готова выступить Фарида Исмагиловна Гайнуллина, как     
член Комитета по труду и социальной политике.                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Доклады Андрея Константиновича    
и Ильдара Нурулловича, на мой взгляд, освобождают меня от необходимости         
подробно останавливаться на содержании законопроектов. Единственное, хотела     
бы отметить, что это действительно серьёзный вектор для всех граждан            
самостоятельно участвовать в формировании пенсионного капитала, с одной         
стороны, с другой стороны - поощрение всех сторон социального партнёрства для   
участия в формировании пенсионного капитала.                                    
                                                                                
Конечно же, есть замечания Правового управления Аппарата Государственной        
Думы, в частности, к первому законопроекту на восьми страницах. Ряд замечаний   
высказаны на заседании нашего комитета, отражены они и в заключении нашего      
комитета. Думается, они могут быть рассмотрены и учтены при подготовке          
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
Комитет предлагает поддержать оба законопроекта и принять их в первом чтении.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я предлагаю, чтобы мы задавали        
вопросы сразу по обоим законопроектам. Третья рука - Глотов, да? Нет, четыре,   
пять, давайте я запишу.                                                         
                                                                                
Депутат Глотов. Первый вопрос.                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Глотову.                                             
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вопрос, видимо, к   
Андрею Константиновичу, потому что он идеолог разработки этих документов        
вместе с правительством. Фарида Исмагиловна совершенно права, говоря о том,     
что это очень серьёзный вектор политики социальной, - речь идёт о               
накопительной части пенсии и о государственной поддержке в том, чтобы это всё   
осуществлялось. Скажите, пожалуйста, всё на бумаге красиво, но что делать с     
инфляцией? Если ВТБ это хранит под 6 процентов, 8,5 процента - это              
официальная инфляция в стране, 18,5 процента - не официальная, а реальная       
инфляция, потому что мы тарифы держим 20 процентов, здесь, в Государственной    
Думе, установили тарифы на естественные монополии, а это значит, что 19,5       
процента они устанавливают. Это всё сгорает! Какой смысл в хранении? И каков    
механизм, как решить дальше?.. (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает на вопрос? Пожалуйста, Андрей                
Константинович.                                                                 
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемый Сергей Александрович, как раз данный законопроект         
призван решить обозначенную вами реальную проблему. На сегодняшний день, вы     
знаете, подавляющее большинство граждан, имеющих право на накопительную часть   
пенсии, когда в обязательном порядке производятся такие отчисления, относятся   
к числу молчунов, то есть они не принимают, вообще, никаких решений о           
размещении своих средств, и по умолчанию эти деньги размещает государство в     
действительно гарантных, сохранных, но не очень доходных бумагах. Данным        
законопроектом предусматривается, что люди сами, осознанно, будут перечислять   
деньги на свой накопительный счёт. Если они сделают этот выбор, то,             
естественно, они сделают и второй шаг, то есть примут решение о том, где        
наиболее выгодно разместить данные средства: в частной управляющей компании     
или же оставить государству.                                                    
                                                                                
Кроме того, хочу напомнить вам, что нами подготовлен ряд решений, которые       
предусматривают предоставление права Пенсионному фонду более активно работать   
с накопительной частью пенсии, размещая средства в более доходных бумагах. И    
мы ожидаем, что эти решения приведут к тому, что доходность накопительной       
части пенсии будет превышать уровень инфляции.                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Шаврин.                               
                                                                                
ШАВРИН С. И., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос такого плана. Что будет с накопительной частью пенсии, которую внёс      
сам гражданин или за него внесло государство, в случае его преждевременной      
кончины? Куда денутся эти накопленные деньги? С каким процентом они вернутся    
наследникам? Или же это всё куда-то уйдёт в Пенсионный фонд будущим             
поколениям?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже Исаев отвечает. С места. Пожалуйста.                 
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Я хотел бы сказать, что в этом смысле действует общая норма,        
принятая в отношении накопительной части пенсии. Если человек умирает до        
достижения пенсионного возраста, то наследники наследуют соответствующие        
сбережения. Если он вступает в права пенсионера и начинает получать пенсию,     
то, конечно, наследование не осуществляется. В таком случае деньги              
перераспределяются в пользу других пенсионеров.                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Воронин.                                          
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня по пункту 26 к Ильдару Нурулловичу вопрос. Законом предусматривается,    
что пенсионные накопления исключаются из базы по налогу на доходы физических    
лиц. Но, как известно, у нас можно и дополнительные средства перечислять, не    
только процент, который определён законом, но и увеличивать эту сумму за счёт   
личных средств, дополнительных отчислений, так называемого добровольного        
пенсионного страхования. Будет ли на эти суммы тоже распространяться подобная   
практика? Будут они исключены из налогооблагаемой базы по исчислению налога     
на доходы физических лиц?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Габдрахманов.                                 
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Спасибо за вопрос.                                           
                                                                                
Собственные средства гражданина, которые он направил на свой пенсионный счёт    
в Пенсионном фонде России, не подпадают под налогообложение подоходным          
налогом. Это действующая норма Налогового кодекса. Мы же данным                 
законопроектом освобождаем от налогообложения государственные средства, те      
тысячи рублей, которые государство направляет на счёт человека. По              
действующему правилу любые доходы, которые перечисляются за человека            
работодателем ли, государством ли, другим ли лицом, облагаются подоходным       
налогом в 13 процентов.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский, пожалуйста.                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Не могу не отметить, что, может быть, и нужный законопроект,   
но, в общем-то, он внесён с нарушением наших норм, поскольку он был внесён 17   
октября, а только 31 октября получили заключение правительства на этот          
затратный закон. Ну да бог с ним, как говорится, что положено Юпитеру, не       
положено быку.                                                                  
                                                                                
Я к Андрею Константиновичу обращаюсь и прошу пояснить статью 15. Обоснуйте,     
пожалуйста, почему всё-таки взяли вот этот пятилетний период - с 1 июля 2008    
года до 30 июня 2013 года - и в пункте 2 статьи определили, что эта             
государственная поддержка будет действовать только в течение десяти лет.        
Почему такое временное ограничение? А если человек больше десяти лет живёт и    
добровольно уплачивает свои взносы в накопительную часть пенсии, то что,        
дальше его не будем поддерживать? Или это просто уже рассчитано, что он         
столько не проживёт и... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять секунд добавьте, пожалуйста, чтобы завершить       
вопрос.                                                                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. И в связи с этим вопрос: почему срок вступления в силу этого   
закона также определяется с 1 июля 2008 года? Почему не с 1 января, не с 1      
февраля?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Сергей Николаевич.                        
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Константинович.                                              
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемый Сергей Николаевич, ну, я всё-таки больший оптимист. Я     
уверен, что лица, участвующие в системе добровольного пенсионного накопления,   
проживут гораздо дольше, чем десять лет, и у большинства из них всё будет       
совершенно благополучно.                                                        
                                                                                
Что касается данного периода, то я просто хотел бы сказать, что целью данного   
закона является государственное стимулирование добровольных пенсионных          
накоплений, а не подмена этих добровольных пенсионных накоплений                
государственным финансированием. Мы хотим подтолкнуть граждан к тому, чтобы     
они участвовали в этом процессе. Мы устанавливаем пятилетний срок, который      
заставит задуматься над тем, участвовать в этом или нет. Поэтому мы             
устанавливаем ограниченный срок такого софинансирования. Естественно, что в     
случае, когда мы увидим, что этот процесс идёт, что он охватывает               
значительные категории населения, что у государства достаточно средств - вы     
понимаете, что это очень серьёзные расходы, вы можете обратить внимание на      
финансово-экономическое обоснование, привели примерную таблицу, - у             
государства хватает средств, то впоследствии нашими, так сказать,               
последователями в Государственной Думе, преемниками, может быть принято         
решение о продлении этой системы и дальше. Сейчас пока мы говорим то, за что    
мы можем отвечать. Мы провели консультации с правительством и знаем, что на     
обозначенный период денег, средств, несомненно, хватит.                         
                                                                                
Теперь о том, почему датой вступления выбрано 1 июля 2008 года? Ну, я хочу      
напомнить, что у нас с вами сегодня предпоследнее заседание Государственной     
Думы, и мы рассматриваем данный законопроект в первом чтении. Я полагаю, что    
в весеннюю сессию он будет принят во втором и третьем чтениях, и 1 июля - это   
ближайший срок, когда закон сможет вступить в законную силу. Мы торопимся,      
как можем.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кузнецов.                             
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня вот такой вопрос, может быть, не очень понятно было       
объяснено... Вы сказали, что если по достижении пенсионного возраста человек    
не обратился в Пенсионный фонд за начислением пенсии, то тогда на каждую его    
тысячу государство будет вкладывать 3 тысячи в накопительную часть его          
пенсии. Но ведь фактически человек, не обратившись в Пенсионный фонд,           
недополучает ежемесячно примерно 3-3,5 тысячи рублей, а может быть, и больше,   
в том числе и базовую часть, и страховую часть, а пытается пополнять            
накопительную часть. То есть фактически он теряет эти 3 тысячи рублей,          
которые государство ему якобы в накопительную часть... Что-то вот здесь мне     
не совсем ясно, ведь человеку это невыгодно: вкладывать дальше деньги, не       
обращаться за пенсией и ждать, что государство на его тысячу там... (Микрофон   
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович, ваш ответ.             
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Виктор Егорович, ваше сомнение в данном вопросе понятно: тут как    
бы есть, что называется, синица в руках, уже готовая пенсия, а там надо         
отложить на будущее. Но я хотел бы сказать, что есть ещё один не относящийся    
к этому закону стимулирующий механизм. Если человек добровольно выходит на      
пенсию позже обозначенного в законе срока, у него при расчёте страхового        
пенсионного капитала сокращается - мне очень не нравится этот термин, но он     
употребляется - "период дожития". Это означает, что у человека возрастает не    
только накопительная, но и страховая часть пенсии. Таким образом, представьте   
себе (я очень живо это себе представляю), что женщина пятидесяти пяти лет,      
нормальная, работоспособная, хорошо работает, просто откладывает этот выход     
на пенсию, зато потом, когда она выйдет на пенсию, - через пять лет,            
допустим, в шестьдесят, она получит пенсию уже в двойном размере, вдвое         
большую, чем та, что она получила бы, выйдя на пенсию в пятьдесят пять лет.     
Для неё это может показаться привлекательным.                                   
                                                                                
Но вопрос, заданный вами, имеет под собой серьёзное основание, поэтому сейчас   
мы обсуждаем теоретическую возможность того, чтобы базовая часть пенсии - и     
это может быть отрегулировано ко второму чтению поправками - выплачивалась, а   
переносилась бы предлагаемым образом выплата страховой части.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот ещё раз настаивает на вопросе Сергей Николаевич.   
                                                                                
Вне регламента включите микрофон депутату Решульскому.                          
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Ну действительно очень серьёзный и интересный вопрос. Андрей   
Константинович, а на госслужащих будет распространяться то, что вы сейчас       
сказали? Ведь в пятьдесят пять лет их будут провожать на пенсию по закону.      
Ну, по году будут добавлять. Но пятьдесят пять лет - хороший, цветущий          
возраст, ещё можно проработать дай бог сколько, лет десять. А тогда что, мы     
всё-таки примем поправки в закон о госслужбе, что это необязательное условие    
- уходить на пенсию?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Константинович.                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Сергей Николаевич, к закону о том, во сколько лет государственным   
служащим выходить на пенсию, данный законопроект, конечно, отношения не         
имеет. Человек, покинув государственную службу, предположим, в те же            
пятьдесят пять лет, может продолжить работать в любой другой организации и      
сфере. И в этом случае он всё равно может не выходить на пенсию, а отказаться   
от получения пенсии и выплачивать дополнительные взносы на накопительный        
счёт. В этом смысле на него будут распространяться точно такие же правила,      
как и на всех остальных участников данного процесса.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И хочет что-то добавить автор другого законопроекта -     
депутат Габдрахманов.                                                           
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Я хотел бы добавить, что человек, даже уйдя со службы и не   
устроившись на другую работу, в принципе может продолжить участвовать в этой    
системе, поскольку мы участвовать разрешили и неработающим гражданам. Просто    
они должны будут свою тысячу также направлять на счёт, а государство будет      
добавлять свою тысячу.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Завершилась у нас процедура вопросов и ответов. Есть ли желающие выступить по   
данному законопроекту? По данным, вернее, законопроектам. Нет. Представитель    
президента? Не настаивает. Тогда я ставлю на голосование в порядке нумерации    
пункт 25, проект федерального закона "О дополнительных страховых взносах на     
накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования    
пенсионных накоплений". Первое чтение.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Триста сорок три голоса за.                                            
                                                                                
Следующий - пункт 26. О проекте федерального закона "О внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием         
Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную        
часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных       
накоплений". Первое чтение.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Также принимается.