Заседание № 172

13.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 481004-7 "О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5018 по 5592 из 6378
Тогда 40-й вопрос, о проекте федерального закона "О государственном             
регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по   
перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси,           
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и      
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов            
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Вячеслав Иванович Лысаков, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Все мы пользуемся услугами   
такси. Современные технологии коренным образом изменили структуру               
таксомоторной отрасли. Сложилась ситуация, при которой рынок такси, к           
сожалению, регулируется не государством, а агрегаторами, то есть службами       
заказа такси. Это произошло по причине существенного отставания                 
законодательного регулирования от развития отраслевых технологических           
процессов. Несомненно, у агрегаторов есть и заслуги. Введённые агрегаторами     
современные технологии повысили качество услуг такси, уменьшилось время         
подачи автомобиля, повысился уровень комфорта, снизилась цена поездки,          
введена электронная плата за услугу, для многих регионов такси стало частью     
общественного транспорта, стоимость проезда на такси из точки А в точку Б       
сопоставима (причём иногда меньше) со стоимостью билета на автобус, который     
можно ожидать часами. Одновременно недобросовестные агрегаторы пытаются         
выжить на высококонкурентном рынке IT-технологий за счёт привлечения            
нелегальных таксистов, и именно в этом теневом сегменте повышенный уровень      
аварийности, а среди водителей органами МВД выявляются лица, осуждённые за      
тяжкие преступления, в том числе за грабежи и убийства. Кого интересуют         
детали, посмотрите результаты спецоперации "Такси", которая была проведена      
Министерством внутренних дел, в частности в Москве в отношении жёлтых такси,    
которые так расхваливает господин Ликсутов, кстати говоря.                      
                                                                                
Деятельность агрегаторов законодательно не урегулирована в настоящее время. С   
учётом массовых судебных споров Пленум Верховного Суда, опираясь на             
разрозненные нормативные акты, 26 июня 2018 года встал на защиту граждан,       
пострадавших в ДТП с участием нелегальных таксистов. Граждане России,           
субъекты Российской Федерации, отраслевое таксомоторное сообщество давно        
говорят о необходимости принятия комплексного отраслевого закона. На это        
указывал и Президент России на заседании Госсовета в Ульяновске.                
                                                                                
Внесённый законопроект в первую очередь направлен на защиту общественных        
интересов. Он запускает новые рыночные инструменты, при использовании которых   
современные цифровые технологии будут и обеспечивать безопасность перевозок,    
и увеличивать инвестиционную привлекательность отрасли. Не будем забывать,      
что легковое такси существует и развивается исключительно на частные            
инвестиции, государство не вкладывает в это ни копейки.                         
                                                                                
Законопроект выстраивает прозрачные отношения между государством и              
таксомоторным сообществом. Для добросовестных предпринимателей снимаются        
излишние административные барьеры входа на рынок, устанавливаются               
превентивные меры защиты малого бизнеса, не позволяющие передел рынков на       
местах в пользу аффилированных иногда с местными чиновниками структур.          
Например, мы не вводим обязательные цвета кузова и квоты: если это сделать,     
то через один-два месяца в регионах останутся две-три прикормленные             
структуры, которые будут ежемесячно приносить в конверте местному чиновнику     
соответствующую мзду.                                                           
                                                                                
Принятие закона позволит пресечь существующую серую схему, при которой          
отдельные компании получают разрешение на деятельность такси исключительно      
для дальнейшей перепродажи или сдачи автомобиля с разрешением в аренду, а эти   
разрешения в итоге оказываются в руках нелегальных мигрантов и даже лиц с       
непогашенной судимостью. Законопроект вводит жёсткий запрет на передачу         
разрешений.                                                                     
                                                                                
Законопроект учитывает все основные особенности современного рынка и решает     
проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной практике, вводит          
требования к деятельности агрегаторов, устанавливает запрет на воздействие на   
рынок такси из-за рубежа. Все агрегаторы обязаны зарегистрироваться, платить    
налоги и размещать свои серверы на территории России, это обеспечит             
безопасное хранение персональных данных граждан, гарантирует блокировку         
сайтов и зеркал агрегаторов, оказывающих услуги ненадлежащего качества.         
                                                                                
Вводится жёсткий запрет на передачу агрегаторами заказа перевозчику, не         
владеющему разрешением на осуществление таксомоторной деятельности. В этом      
случае именно агрегаторы будут нести полную ответственность за ДТП и            
выплачивать пострадавшим компенсацию причинённого вреда.                        
                                                                                
Пресекается осуществление расчётов между агрегаторами и таксомоторными          
перевозчиками через электронные кошельки: огромные финансовые потоки идут за    
границы Российской Федерации, в том числе мимо российского бюджета, - расчёты   
через электронные кошельки недопустимы при ведении предпринимательской          
деятельности. Законопроект устанавливает прозрачную и понятную систему          
предоставления государственных услуг по выдаче разрешения на деятельность       
легкового такси, определяет порядок осуществления государственного контроля в   
сфере такси, в том числе и деятельности агрегаторов. Субъектам Российской       
Федерации предоставляются дополнительные возможности регулирования и контроля   
региональных рынков. Например, вся информация о принятых, переданных заказах    
агрегаторами должна храниться не менее полугода и предоставляться по            
требованию уполномоченных органов.                                              
                                                                                
Хочу отметить, что разработка данного законопроекта велась при активном         
участии федеральных министерств и ведомств: положения законопроекта в полном    
объёме обсуждались Федеральной антимонопольной службой, формулировки в сфере    
налоговых правоотношений подготавливались совместно с Федеральной налоговой     
службой, в сфере информации и информационных технологий - с Роскомнадзором.     
Текст неоднократно обсуждался на расширенных совещаниях в Правительстве         
Российской Федерации. В предлагаемой редакции учтены также замечания и          
предложения Минэкономразвития и Минюста.                                        
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать данный законопроект в первом чтении. Также просьба    
к Комитету по транспорту и строительству при доработке законопроекта ко         
второму чтению действовать аккуратно, точечно, пользуясь таким инструментом,    
как скальпель, а не шашка. Но поскольку я вижу, что содокладчиком по данному    
законопроекту будет председатель комитета, уважаемый Евгений Сергеевич          
Москвичёв, я его и прошу возглавить рабочую группу по этому законопроекту.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Евгения Сергеевича Москвичёва.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Тема такси   
сегодня обсуждается очень широко на самых различных площадках. Мнение сегодня   
единое: закон нужно принимать, отрасль не может регулироваться одной статьёй    
федерального закона № 69-ФЗ, который был принят в 2011 году.                    
                                                                                
За эти годы многое изменилось. Действительно, Вячеслав Иванович здесь           
подробно об этом говорил, заказ такси развивается, и сегодня такси доступно     
для любого гражданина, который желает его заказать. Но в системе заказа такси   
нет ответственности тех, кто зарабатывает деньги: по непонятным причинам в      
серую уходит почти 50 процентов стоимости перевозки, это забирает система       
заказа. Но это не значит, что с принятием закона нельзя будет заказывать        
такси. В случае принятия его в первом чтении - а комитет будет рекомендовать    
его к принятию - мы обязательно посмотрим, чтобы была норма об обязательной     
регистрации агрегатора на территории России. Мы обязательно очень внимательно   
посмотрим этот вид перевозок - это единственный вид перевозок, где есть         
возможность свободного поиска пассажира и свободного движения легкового         
автомобиля по маршруту, который заказывает сам пассажир. Это говорит о том,     
что безопасность в сфере этого вида перевозок должна быть усилена.              
                                                                                
Одним из федеральных законов мы разрешили иностранцам с российским              
водительским удостоверением работать на автобусах, троллейбусах и на            
трамваях. На мой взгляд, в части легкового такси нам вообще на первом этапе     
надо запретить иностранцам управлять легковым такси. Уверен, что у нас          
сегодня достаточно водителей, которые способны управлять этим транспортом с     
возможностью свободного поиска.                                                 
                                                                                
Мы обязаны решить ещё одну проблему: ни одно легковое такси не должно           
выходить на дороги общего пользования, не пройдя на выпуске контроль механика   
или ответственного лица, которое отвечает за техническое состояние              
автомобиля. В течение полугода с момента, когда был внесён этот законопроект,   
мы постарались встретиться на различных площадках, побывали почти во всех       
регионах России, и мы увидели, что в этот законопроект нужно ещё внести,        
чтобы он действительно работал на благо граждан России, чтобы этот транспорт    
был безопасным.                                                                 
                                                                                
Комитет предлагает поддержать этот законопроект в первом чтении, создать        
хорошую рабочую группу (она уже создана, и я действительно готов возглавить     
эту рабочую группу, потому что это очень важный законопроект) и работать,       
чтобы этот законопроект в будущем регулировал эту сферу лучше, чем сегодня      
одна статья федерального закона.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Лысакову.                                    
                                                                                
Одной из наибольших проблем в сфере перевозок легковым транспортом является     
очевидная переработка людей, которые взаимодействуют с агрегаторами. Вы         
помните историю с летним происшествием в Москве, когда пострадали испанские     
туристы, наши соотечественники и выяснилось, что человек находился за рулём     
на протяжении 20 часов, причём у него это был не первый такой день. И таких     
случаев очень много. Вот это ситуация, когда агрегаторы, фактически получая     
достаточно солидную прибыль (до 30 процентов выручки уходит к ним), формируют   
график и правила таким образом, что возникает переработка и снижается           
безопасность. Насколько возможно в рамках данного законопроекта всё-таки это    
отрегулировать и исключить подобные ситуации?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лысакову включите микрофон.                               
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Олег Васильевич, да, вы совершенно справедливо          
подняли проблему, её можно решить в рамках данного законопроекта. Сейчас это    
имеет место потому, что, во-первых, такси, которое работало в советское         
время, как говорят профессионалы, от бордюра, от поднятой руки, уже давно       
кануло в Лету: вы можете весь день простоять с поднятой рукой, ни одна машина   
не остановится, так как все заказы получают с помощью специального              
программного обеспечения. В принципе гипотетически можно сделать так, чтобы     
таксист, отработавший смену, не мог подключиться к другому агрегатору. Сейчас   
он отрабатывает с одним агрегатором, потом выходит на другую IT-платформу и     
работает со вторым, потом с третьим, пока не потеряет сознание, а можно этого   
избежать в принципе, повторяю, это можно сделать достаточно эффективно:         
просто блокируется этот водитель - и он не может получить ни одного заказа.     
Но это один из вариантов решения данной проблемы.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня вопрос к Вячеславу Ивановичу либо Евгению Сергеевичу.        
                                                                                
Если можно, пожалуйста, приведите статистику со времён до появления             
агрегаторов - может быть, с 2010-го и более ранних годов - по ДТП, по потерям   
именно с участием такси.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лысакову включите микрофон.                               
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Я могу сказать, что до появления агрегаторов, точнее, на момент   
появления агрегаторов стоимость проезда - это имеет отношение к данной теме -   
в ряде регионов была, скажем так, очень скромная. Приведу вам два примера: в    
городе Шахты Ростовской области и городе Камышине Волгоградской области         
стоимость проезда была 30 рублей, если я не ошибаюсь, в любую точку города.     
Сейчас, конечно, стоимость поднялась до ста - ста с небольшим рублей.           
                                                                                
Что касается статистики по аварийности, надо учитывать, что из 2-3 миллионов    
таксистов - так в среднем оценивает экспертное сообщество количество            
перевозчиков - не более чем 0,5 миллиона имеют разрешения. Вести статистику в   
таких условиях невозможно, так как человек формально является таксистом, а      
юридически он бомбила. Это первое.                                              
                                                                                
Второе. Аварийность среди такси сильно преувеличена, потому что берут           
количество ДТП на один автомобиль, но надо учитывать удельную аварийность.      
Обычный водитель в течение года накручивает 10-20 тысяч километров, а таксист   
может и 200 тысяч, и 300 тысяч километров накрутить, поэтому надо брать         
удельный вес. И здесь является проблемой то, что страховые компании             
категорически отказываются и по ОСАГО страховать таксистов, это тоже            
проблема.                                                                       
                                                                                
Наверное, предупреждая следующий вопрос по страхованию, хочу сказать, что мы    
можем эту проблему решить. Во-первых, некоторые ответственные представители     
бизнеса - среди агрегаторов есть такие - уже начали концентрировать средства    
с каждой поездки, чтобы обеспечить выплаты, если в ДТП пострадает их клиент.    
Во-вторых, есть система взаимного страхования, она была ещё в царской России,   
и сейчас есть эти структуры, им только надо дать разрешение работать в сфере    
ОСАГО, и само профессиональное сообщество, концентрируя деньги, не будет их     
воровать у себя, как зачастую делают сейчас страховые компании. И последнее,    
есть система добровольного страхования, как в авиации, когда вы берёте билет,   
вас спрашивают: со страховкой или нет? Вот могу сказать, уважаемые коллеги,     
что, если клиент подписывается на 1 лишний рубль к стоимости поездки - 1        
рубль! - то компании могут выплатить ему, в случае если он, не дай бог,         
попадёт в ДТП, покрытие до 2 миллионов рублей и даже больше, ну, 2 миллиона -   
это гарантированно.                                                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Сергеевич.                            
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Я очень коротко добавлю.                                        
                                                                                
В Советском Союзе перевозки такси составляли от всех перевезок пассажиров       
20-22 процента, сегодня в России перевозки через агрегаторов составляют 85-90   
процентов.                                                                      
                                                                                
При ДТП в автобусах, которые перевозят 12-13 миллиардов пассажиров, гибнет      
где-то 120 человек, не больше, на легковом такси - 320-340 человек.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич.                      
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Евгений Сергеевич, с 1 января 2019 года в четырёх субъектах           
Российской Федерации вступает в силу федеральный закон о новом налоговом        
режиме - налоге на профессиональный доход. Эксперты считают, что реализация     
данного федерального закона действительно будет способствовать выходу граждан   
из тени. При этом в достаточно большом сегменте, сегменте такси, транспорта,    
по отраслевому законодательству в области транспорта не подразумевается такой   
категории, как самозанятые, и соответственно налога на профессиональный         
доход. Не предполагаете ли вы вносить изменения, которые могли бы               
способствовать выводу из тени граждан, работающих в области транспорта?         
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Я хочу сказать, что вот этот законопроект напрямую коснётся     
самозанятых, и мы понимаем, что в него надо сразу, во время подготовки ко       
второму чтению, внести и такие предложения. Ведь что мы на сегодняшний день     
видим? Что касается профессиональных водителей, водителей транспорта,           
работающих на коммерческой основе, они раз в пять лет проходят переобучение и   
подтверждают квалификацию, им выдаётся удостоверение. На легковом такси этого   
пока нет, я думаю, с 2021 года это вступит в силу. Что касается самозанятых,    
мы как раз их, так сказать, привяжем к этому вопросу.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович.                      
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопросы к представителю комитета.                                        
                                                                                
Предусматривает ли данный законопроект страхование и налогообложение в          
отношении каждой поездки? И как решается вопрос с так называемыми утренними     
медосмотрами?                                                                   
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Что касается медосмотра. Мы буквально полторы недели назад...   
Вообще, обращаюсь ко всем коллегам: я приглашаю всех, кто желает пройти         
предрейсовый медосмотр с помощью телемедицины, в 420-й кабинет. Несколько       
наших коллег уже, так сказать, комиссионно ходили в 420-й. На расстоянии        
можно пройти. Мы считаем, что надо срочно принимать закон по поводу             
телемедицины, и все водители, которые будут выезжать на дороги общего           
пользования, будут в обязательном режиме проходить осмотр, врач будет           
находиться на расстоянии до 300 километров или до 1 тысячи километров и при     
этом будет видеть всё, что делает водитель при выезде на линию. Это будет       
обязательно.                                                                    
                                                                                
Что касается страхования, то мы с вами принимали в первом чтении законопроект   
- он в комитете у Аксакова - по страхованию ответственности перевозчика: в      
соответствии с законопроектом пассажир будет сразу застрахован и, как говорил   
Вячеслав Иванович, в случае дорожно-транспортного происшествия, не дай бог,     
со смертельным исходом, будет выплата 2 миллиона 20 тысяч рублей. Страхования   
каждой поездки не будет.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович.                     
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос к Вячеславу           
Ивановичу.                                                                      
                                                                                
Как вы смотрите на то, чтобы дополнительно вписать в проект закона меры,        
обеспечивающие безопасность водителя и пассажира: как минимум это средства      
видеорегистрации в салоне автомобиля и за его пределами, съёмка, так сказать,   
по пути следования, либо какие-то ограждающие устройства для водителя, чтобы    
минимизировать случаи, когда на водителей совершаются покушения? Почему бы      
этого не сделать?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, Лысакову Вячеславу Ивановичу        
микрофон.                                                                       
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо за вопрос. Я перед этим говорил, что это частный          
бизнес, в который государство не вкладывает ни копейки, поэтому мы не можем     
обязать ни работодателя, ни автовладельца, имеющего разрешение на               
таксомоторную деятельность, поставить видеорегистраторы и так далее. Это        
добрая воля, собственно говоря, работодателя, самого владельца транспортного    
средства - он может обвешать хоть десятью аппаратами свой автомобиль. Я знаю,   
кстати говоря, одну крупную компанию, которая проверяет такси, с которыми       
работает, с помощью достаточно дорогой камеры стоимостью несколько десятков     
тысяч евро: они ставят её на перекрёстке (в свой автомобиль), всех снимают      
автоматически, выхватывают через программное обеспечение те автомобили, с       
которыми работают, смотрят, как выглядит машина, чистая ли машина, даже         
фотографии водителя можно получить с помощью такой аппаратуры. Но чтобы         
государство обязало частный бизнес делать такие вещи... Это, я считаю, шаг      
совершенно неразумный, это, повторяю, могут сделать сами владельцы.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Сергеевич.                            
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, мы по поводу агрегаторов очень чётко здесь   
сказали, что мы хотим, чтобы запись заказа такси полгода хранилась, и когда у   
нас 85-90 процентов осуществляется по заказу, то нам видно, какой пассажир на   
каком километре сел и куда дальше едет, и мы всю эту историю будем видеть.      
                                                                                
То, что сказал Вячеслав Иванович по поводу водителей, - здесь да, уже их        
воля... Такие случаи есть, мы над этим ещё поработаем, посмотрим, но законом,   
думаю, тут нельзя, у нас и в авиации есть такая проблема. Пассажир говорит: а   
нам не нужна камера - пусть завод-производитель установит. Над этим вопросом    
можно поработать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня к Евгению Сергеевичу вопросы, очень много вопросов.                      
                                                                                
Во-первых, проводилась ли проверка оценки регулирующего воздействия? Ну, по     
закону для проектов, которые вносит правительство, она обязательна, а для       
проектов, которые вносят депутаты, не обязательна, тем не менее, чтобы          
самостоятельно принять самим решение, хотелось бы представителей                
профессионального сообщества послушать, их оценки.                              
                                                                                
Во-вторых, про медосмотр через телемедицину вы сказали, но вопрос: когда она    
будет?..                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Хорошо, то есть вы считаете, что это решает проблему... Сейчас    
объясню, в чём суть вопроса. То есть практика показывает, что сегодня           
частники на бумаге всё проходят, а на самом деле этого нет, - хотелось бы,      
чтобы это реально работало: техосмотр, медосмотр предрейсовый.                  
                                                                                
Ну и в-третьих, вопрос: как агрегаторы будут это отслеживать? Тоже мне          
непонятно. Пожалуйста, поясните.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Евгений Сергеевич.                            
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Прежде всего я хочу сказать, чтобы вы просто понимали:          
уважаемые коллеги, для того, чтобы медицинский работник мог ежедневно вживую    
проверить водителя, который выезжает на линию, требуются медработники, а        
сегодня в России не хватает почти 200 тысяч медицинских работников, поэтому и   
появляются путевые листы, проштампованные на месяц вперёд. Было принято         
решение, и уже три с половиной года эта система отработала в "Автолайне" в      
Москве, отработала даже в администрации Краснодарского края, целый год она      
стоит здесь, в Госдуме, и эта система показала свою эффективность: более        
полутора тысяч раз мы пробовали - ни один человек не смог подделать,            
представить другое лицо!                                                        
                                                                                
Что касается прохождения всех экспертиз, законопроект их прошёл. Самое          
основное, прежде чем сегодня его рассматривать, мы полгода встречались на       
разных площадках, в комитете Виталий Борисович Ефимов вёл заседания, все        
фракции приходили, мы изучали проблемные вопросы, которые не вошли сюда, в      
законопроект, и мы увидели (чтобы его не возвращать по 104-й статье), что это   
возможно, во время подготовки ко второму чтению можно учесть то, чего не        
хватает. Думаю, мы это сделаем, потому что такой законопроект дважды вносили,   
один раз его отозвали авторы, поскольку вносились поправки, которыми            
существенно менялась концепция, потом законопроект заново вносился.             
                                                                                
Что касается агрегаторов, напрасно вы так говорите. Сегодня, когда вы           
заказываете по мобильнику такси, запись осуществляется, она должна храниться    
в отдельном файле, и тогда мы всё увидим. Проблем здесь нет, думаю, что         
агрегаторы такую сумму зарабатывать не будут, наоборот, будут зарабатывать      
больше. К примеру, сегодня, чтобы продать билет на автовокзале и в              
соответствии с законом "О транспортной безопасности" сохранить информацию об    
этом в течение года (какой пассажир купил билет и в какую точку Российской      
Федерации), требуются средства в размере всего 15-17 процентов от стоимости     
билета, но не 35, 40, а где-то до 50 процентов от стоимости перевозки на        
легковом такси, поэтому тут есть над чем поработать, и агрегаторы, ещё раз      
хочу сказать, должны быть зарегистрированы на территории Российской             
Федерации, должны платить налоги в России, а не в другой стране.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, архиважный законопроект, жаль, на него не так    
много времени отведено - надеюсь, во втором чтении мы будем подробнее           
обсуждать все нюансы. Я, конечно, считаю, что необходимы широчайшие слушания,   
и не только в рабочей группе, нужно собирать со всей России всех                
заинтересованных лиц, прежде всего тех людей, которые работают в этой           
важнейшей отрасли.                                                              
                                                                                
И, коллеги, я хочу, чтобы отношение вот здесь было не как к какому-то           
обычному бизнесу. Это стратегическое направление, архиважное, Вячеслав          
Иванович уже сказал, что это почти общественный транспорт, - так вот и          
отношение со стороны государства и власти должно быть соответствующим. Где в    
этом законопроекте гарантии, где самый главный критерий - нужен законопроект,   
полезен или нет? Значит, гарантий неповышения тарифов я не вижу и не слышу.     
Да, важно повысить безопасность, удобство, комфорт и так далее - но при         
условии неповышения тарифов, уважаемые коллеги! Для того чтобы эти гарантии     
появились, здесь должно быть какое-то льготное налогообложение, должны быть     
возможности льготного кредитования, чтобы в лизинг приобретать новые            
автомобили, но я не вижу здесь этого, этого здесь нет, а без этого, я считаю,   
по закону опять будет масса вопросов. Конечно, здесь много положительных        
изменений, но гарантий неповышения тарифов нет!                                 
                                                                                
Посему я считаю, что пока мы будем ждать второго и третьего чтений, и тогда     
уже определимся, как за него голосовать. Сегодня будет, скорее всего,           
свободное голосование во фракции - я не буду голосовать за этот вариант         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Другая точка зрения во фракции. Я как раз поддержу данный            
законопроект. На самом деле эта отрасль требует регулирования, и здесь          
совершенно правильно прозвучало, что данный бизнес ведут компании небедные,     
достаточно серьёзные компании, и они должны иметь взаиморасчёты на территории   
Российской Федерации, быть здесь зарегистрированы и платить налоги.             
                                                                                
И очень правильный был ответ касательно того, что водители перерабатывают. Мы   
хорошо знаем, что ситуация, когда компании перехватывают заказчиков,            
распределяют их и потом оставляют себе до 30 процентов от стоимости заказа,     
привела в ряде городов к существенному снижению стоимости проезда на такси      
для пассажиров. С одной стороны, это хорошо, а с другой стороны, понятно, что   
упали доходы людей, которые занимаются перевозками. Так, в моей родной          
Астрахани раньше за перемещение из одной точки в другую нужно было заплатить    
150 рублей, а теперь за такое же расстояние - 80 рублей. Допуск к работе        
неквалифицированных водителей, не имеющих стажа и опыта, водителей, наоборот,   
имеющих большой опыт, но дорожно-транспортных происшествий, и водителей,        
которые не имеют российского гражданства, также реально обрушивает цены на      
рынке труда, что создаёт, конечно, проблемы, в том числе и безопасности.        
                                                                                
И здесь ещё очень важно целеполагание законопроекта. Мне резанули слух          
ответы, что мы должны рассматривать работающих в данной отрасли как             
самозанятых, глядя сквозь призму уплаты налогов. Да, конечно, такая цель        
должна ставиться, но не сегодня и не сейчас, потому что не эти люди являются    
реципиентами бюджетной системы, у них и так доходы крайне низкие. А вот         
действительно отрегулировать работу компаний, которые хорошо зарабатывают, и    
обеспечить в том числе, кстати, налоговое администрирование по ним - это,       
очевидно, то, что в рамках данного решения можно сделать.                       
                                                                                
Особо хочу отметить, что сроки вступления закона в силу, очевидно, требуют      
коррекции. Они сейчас крайне стремительные, короткие: по отдельным пунктам -    
в течение 90 дней с момента подписания. Ни для кого не секрет, что              
таксоперевозки могут быть между соседними регионами, и в законопроекте          
сказано, что такие перевозки возможны, только если есть соглашение между        
губернаторами. Но мы хорошо понимаем, что региональные институты не столь       
подвижны, и в результате мы рискуем просто делегализовать данный рынок на       
некоторое время. Поэтому темпы вступления закона в силу, очевидно, требуют      
пересмотра в контексте большей консервативности.                                
                                                                                
И последнее. Я с большим удовольствием вступлю в состав той рабочей группы,     
которая здесь была анонсирована, но в моём понимании к этой работе должны       
быть привлечены представители и сообщества - я имею в виду, понятно,            
представителей не только бизнеса, которые скажут, что кровно заинтересованы,    
лучше всех разбираются, но и профессионального сообщества... (Микрофон          
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на то, что у нас регламент.            
                                                                                
ШЕИН О. В. Я просто закончу мысль.                                              
                                                                                
...профессионального сообщества, тех же самых "Синих ведёрок", которые очень    
глубоко погружены в данный дискурс.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента желает выступить? Правительства? Нет.      
                                                                                
Заключительное слово Вячеслава Ивановича Лысакова.                              
                                                                                
Пожалуйста, Вячеслав Иванович.                                                  
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.                           
                                                                                
Очень короткие пояснения коллегам.                                              
                                                                                
Олег Васильевич, по поводу сроков. Конечно, для некоторых новелл будут          
установлены отдельные сроки, это первое.                                        
                                                                                
Второе. Крупных компаний сейчас нет... (Шум в зале.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, минуточку внимания, давайте дослушаем.           
                                                                                
ЛЫСАКОВ В. И. Крупных компаний нет - это во времена Советского Союза были       
таксопарки, а сейчас в основном ипэшники.                                       
                                                                                
И по поводу того, чтобы привлекать различные группы к обсуждению при            
подготовке ко второму чтению, могу сказать, что проблема в том, что             
требования самого профессионального сообщества, разных его частей, иногда       
бывают взаимоисключающими. Вот в этом проблема, но я думаю, что комитет         
разберётся.                                                                     
                                                                                
И Нилову Олегу Анатольевичу. В законопроекте не устанавливаются никакие         
тарифы, против этого ФАС выступает - рынок сам формирует цену.                  
                                                                                
И по поводу дополнительной поддержки бизнеса. В законопроекте есть новелла о    
том, что региональные власти могут предъявлять дополнительные требования к      
транспортным средствам и водителям - хоть, там, по цвету автомобиля, по цвету   
глаз и росту водителя, - ради бога, но только при условии, что они финансово    
поддерживают этот бизнес, участвуют в изменении ставки рефинансирования, в      
лизинге и так далее, то есть обеспечивают определённую экономическую и          
финансовую поддержку бизнесу. Тогда можно на добровольной основе предъявлять    
повышенные требования к подвижному составу и к водителям транспортных           
средств. Это в качестве справки.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что было бы правильнее всё-таки, если      
обращаетесь к залу, выходить на трибуну - будут лучше вас слушать.              
                                                                                
Заключительное слово, Евгений Сергеевич? Нет желания.                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О государственном           
регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по   
перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси,           
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и      
признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов            
Российской Федерации", вопрос 40 повестки дня.                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.