Заседание № 246

03.07.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 480736-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в целях совершенствования правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций; принят в первом чтении 7 октября 2014 с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3903 по 3954 из 6117
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Доклад Ярослава         
Евгеньевича Нилова.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет         
подготовил данный законопроект ко второму чтению. У вас на руках имеются две    
таблицы, первую комитет рекомендует к принятию, вторую - к отклонению.          
Просьба поддержать решение комитета, принять законопроект во втором чтении.     
Если законопроект будет принят во втором чтении, просьба принять его и в        
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    291 чел.                                          
Не голосовало                 159 чел.35,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              280 чел.62,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    280 чел.                                          
Не голосовало                 170 чел.37,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5344 по 5378 из 6117
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", второе чтение.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              243 чел.54,0 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    249 чел.                                          
Не голосовало                 201 чел.44,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Выступления по мотивам? Нет.                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование в третьем чтении.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    247 чел.                                          
Не голосовало                 203 чел.45,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 187

07.10.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 480736-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5848 по 6164 из 7538
Следующий вопрос - пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и          
признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов            
Российской Федерации". Докладывает Юрий Сергеевич Любимов, статс-секретарь -    
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию    
проект федерального закона подготовлен по итогам мониторинга применения         
нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правовое          
положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций, а также     
норм международного права в данной сфере и в сфере соблюдения прав на свободу   
совести и свободу вероисповедания. Законопроект предполагает отмену             
противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод   
требования о необходимости подтверждения пятнадцатилетнего срока                
существования религиозной группы на конкретной территории для её                
государственной регистрации в качестве религиозной организации.                 
                                                                                
Поводом к внесению данного изменения явилось решение ЕСПЧ, которым              
установлено несоответствие закона "О свободе совести...", его нормы о           
необходимости подтверждения существования религиозной группы на протяжении      
пятнадцати лет, положениям европейской Конвенции о защите прав человека и       
основных свобод. Отмена так называемого правила пятнадцати лет позволит         
устранить препятствия в получении статуса юридического лица для                 
представителей новых религиозных течений, существующих на территории            
Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных            
централизованных структур, при условии обязательного проведения в отношении     
таких религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы.      
                                                                                
Помимо отмены требования о ежегодной перерегистрации подобных организаций до    
наступления пятнадцатилетнего срока законопроект предусматривает, что в         
течение десяти лет после государственной регистрации на местные религиозные     
организации, не входящие в структуру российской централизованной религиозной    
организации, будут распространяться ограничения, установленные статьёй 27       
действующей редакции закона "О свободе совести...", а именно: такие             
организации будут не вправе, во-первых, проводить религиозные обряды в          
лечебно-профилактических, больничных учреждениях, в детских домах,              
домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих        
уголовные наказания в виде лишения свободы; во-вторых, иметь при себе           
представительство иностранной религиозной организации; в-третьих, создавать     
духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного   
персонала; в-четвёртых, приглашать иностранных граждан в целях занятия          
проповеднической деятельностью в России.                                        
                                                                                
Законопроект вносит изменения в порядок уведомления о создании религиозной      
группы: такое уведомление будет представляться в территориальный орган          
юстиции, что позволит, с одной стороны, избежать необходимости представления    
для государственной регистрации местной религиозной организации, не входящей    
в структуру централизованной религиозной организации, специального              
подтверждения, выданного органом местного самоуправления. С другой стороны,     
уведомление, в котором будет содержаться информация о местах совершения         
богослужений, других обрядов и церемоний, позволит религиозной группе           
воспользоваться правом беспрепятственно без предварительного уведомления        
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов        
местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях и              
помещениях, специально предоставленных религиозной группе для этих целей на     
основании гражданско-правового договора.                                        
                                                                                
Актуальность подобных изменений обусловлена приведением статьи 16 закона "О     
свободе совести..." в соответствие с Конституцией Российской Федерации в        
части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других           
религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания,    
вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведённых или        
предоставленных для этого мест.                                                 
                                                                                
Законопроект также предусматривает внесение в закон "О свободе совести..."      
изменений, направленных на приведение его положений в соответствии с нормами    
базового закона об НКО в части правового регулирования порядка взаимодействия   
органов юстиции с налоговыми органами и сроков принятия отдельных решений при   
государственной регистрации религиозных организаций. Проектом предлагается      
отменить обязанность религиозных организаций ежегодно представлять помимо       
отчёта по установленной форме дублирующую информацию о продолжении своей        
деятельности, это статьи 32 и 8 соответственно законов "О некоммерческих        
организациях" и "О свободе совести...".                                         
                                                                                
Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет            
рассмотрел данную законодательную инициативу, которая была внесена              
Правительством Российской Федерации, и концептуально поддерживает её, однако    
вместе с экспертами, вместе с представителями традиционных религиозных          
организаций мы выделили ряд замечаний.                                          
                                                                                
Много споров, в том числе и в прессе, и вопросов вызывает отмена так            
называемого правила пятнадцати лет. Для того чтобы было понятно: сегодня и      
так эта норма не работает, учитывая то, что есть решение Европейского Суда по   
правам человека, религиозные организации регистрируются и так, и поэтому        
введение определённых ограничений после вступления предлагаемой инициативы в    
законную силу, наоборот, будет ограничивать новые религиозные организации,      
которые не будут входить в централизованные религиозные организации, в          
проведении определённых видов деятельности. Также мы считаем, что перечень      
персональных данных, которые требуются от религиозных групп, тоже достаточно    
раздут и требует определённого уточнения или сужения.                           
                                                                                
Мы договорились, что без спешки ко второму чтению вместе с представителями      
религиозных организаций доработаем законопроект, а сегодня от имени комитета    
прошу поддержать его в первом чтении.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михаил Юрьевич Маркелов.                                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, к вам вопрос.                                         
                                                                                
Вот Ярослав Евгеньевич сейчас затронул тему, и вы достаточно подробно           
объяснили об отмене так называемого правила пятнадцати лет - с этим             
более-менее всё понятно, но вот на что хотелось бы обратить внимание и          
спросить у вас: уведомление органа юстиции о создании религиозной группы        
сейчас прописано в законе, но не прописан обязательный характер этого. Вы,      
или Министерство юстиции, поддержали бы идею о том, что такое уведомление       
должно носить обязательный характер? Это касается, наверное, в большей          
степени второго чтения, но важно понять вашу позицию.                           
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Михаил Юрьевич за ваш вопрос. Мы,              
безусловно, готовы дорабатывать ко второму чтению этот законопроект не только   
в этом аспекте, но и во всех остальных, он достаточно сложный.                  
                                                                                
Что же касается конкретно вашего предложения об обязательности уведомления о    
создании религиозной группы, могу сказать, что религиозная группа исторически   
возникла в законодательстве именно без прав юридического лица, как некое        
квазиобъединение, в отношении которого достаточно сложно установить вообще      
его наличие в качестве какой-то самостоятельной единицы. Мы видим сложность в   
правоприменении нормы об обязательном уведомлении, потому что, в общем-то,      
трудно в отсутствие внешних атрибутов юридического лица установить, что такая   
религиозная группа действительно существует, действительно имеет место, что     
это не просто какой-то коллектив людей, которые с какой-то регулярностью        
собираются, скажем, дома у одного из них.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Васильевич Емельянов.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу Любимову.                       
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, этим законом вы, по сути, опять открываете дорогу в   
Россию и облегчаете жизнь различным сектам. Неужели опыт 90-х годов нам ни о    
чём не говорит? Вспомните: "Аум Синрикё", "живой бог" Мария Цвигун и так        
далее... Ведь если мы примем этот законопроект, эти секты опять расцветут на    
территории Российской Федерации.                                                
                                                                                
И второй вопрос, с этим связанный: какова позиция Русской православной церкви   
по этому законопроекту?                                                         
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Михаил Васильевич, за ваш вопрос. По   
поводу позиции РПЦ: позиция положительная.                                      
                                                                                
По поводу возвращения сект. Ну, мы не думаем, что это произойдёт, потому что,   
строго говоря, мы этот законопроект разрабатывали при наличии уже               
существующего решения ЕСПЧ на эту тему, поэтому, как уже было сказано           
совершенно справедливо, де-факто эта норма о пятнадцати годах уже не            
действует, и мы как бы уравновешиваем её, балансируем механизмом, который       
вводится дополнительно в части отдельных ограничений для этих религиозных       
организаций. А в отношении религиозных групп, я бы сказал, здесь, наоборот,     
происходит определённое упорядочение их деятельности и, так сказать,            
попадание их в зону видимости государства, в зону видимости Министерства        
юстиции.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Юрий Сергеевич, действительно, в нашей фракции при обсуждении этого             
законопроекта был целый ряд вопросов, и один из них связан с тем, что,          
наверное, слишком упрощённо было сказать в этом зале, что мы просто выполняем   
решение ЕСПЧ. Даже в пояснительной записке сказано, что законопроект            
разработан по итогам мониторинга применения нормативных правовых актов. И в     
этой связи правильно ли мы понимаем, что раньше, когда был пятнадцатилетний     
запрет, мы фактически не давали возможность религиозным группам                 
легализоваться и их вроде как бы не было, а сейчас мы в уведомительном          
порядке позволяем религиозным группам жить, имея в виду возможность с ними      
взаимодействовать, правда держа их в жёстких рамках, в ежовых рукавицах, и      
это для государства сейчас более интересно, нежели по-прежнему все              
религиозные движения держать в тени?                                            
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Александр Георгиевич, за вопрос.       
                                                                                
Действительно, этот законопроект был разработан в результате мониторинга        
применения законодательства, одним из существенных элементов этого              
мониторинга является как раз мониторинг решений ЕСПЧ и постановлений            
Конституционного Суда, который наше министерство осуществляет. Ну а в части     
идеологии этого законопроекта, да, вы достаточно верно обозначили:              
действительно, этот законопроект позволяет религиозным группам                  
легализоваться, приобрести права юридического лица, чтобы ввести их в           
какую-то зону видимости, зону видимости государства.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Николаевич Грешневиков.                                                
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Юрий Сергеевич, несмотря на то что мой вопрос озвучил депутат         
Емельянов, я бы всё-таки хотел уточнить. Я не очень-то понимаю, что такое       
религиозная группа? Вы вводите какой-то новый юридический термин. Для меня,     
например, очевидно, что религиозная группа - это как раз некая секта. У нас     
есть четыре традиционные конфессии: хотелось бы не просто услышать, что         
Русская православная церковь поддерживает данный законопроект, а иметь на       
руках заключения наших традиционных конфессий - и представителей Русской        
православной церкви, и представителей ислама, буддизма, с тем чтобы             
прояснить, что же они понимают под религиозной группой? Вот в моём понимании    
это секта.                                                                      
                                                                                
ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Анатолий Николаевич, это действующий термин             
существующего закона, статья 7 посвящена понятию религиозной группы.            
                                                                                
Что касается традиционных конфессий так называемых, то на них это правило не    
распространяется, потому что у них у всех есть централизованные организации,    
которые инкорпорированы в юридические лица, как правило, с региональной         
структурой. А в целом у нас существует около 27 тысяч отделений различных       
религиозных организаций, представляющих более шестидесяти конфессий. И          
понятие "религиозная группа", оно как раз, скорее, формулировалось ещё на       
раннем этапе развития закона "О свободе совести...".                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить?                                                         
                                                                                
Маркелов Михаил Юрьевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На что хотел     
бы обратить внимание, и ваше, Юрий Сергеевич, в том числе? Мы очень часто       
здесь ссылаемся на ЕСПЧ, на решения, которые там принимаются, часто             
апеллируем к ЕСПЧ, но мне кажется, что это не совсем правильно с учётом того,   
что эта организация далеко не всегда, точнее, почти никогда не защищает         
интересы наших граждан и не всегда решения, которые принимает ЕСПЧ, являются    
объективными. Это мы все прекрасно видим даже по той ситуации, которая          
сегодня сложилась на Украине.                                                   
                                                                                
В чём бы я не согласился со своим коллегой и председателем комитета Ярославом   
Евгеньевичем Ниловым, когда мы при обсуждении законопроекта говорим о           
персональных данных и о предоставлении этих персональных данных? Мне кажется,   
эта норма, наоборот, очень важна в такой ситуации, когда у нас действительно    
нет юридического определения секты. Вот когда возникает тема сект, дайте        
юридическое определение! Нет, его не существует! То есть, другими словами,      
это деструктивная религиозная организация, вот так. Именно поэтому очень        
важно, что в этом законе появляется такое определение, как "религиозная         
группа". Это первые шаги, этот закон можно рассматривать как первые шаги в      
работе по противодействию тем же деструктивным религиозным организациям,        
поскольку мы этим законом выводим добросовестные организации в совершенно       
понятное, открытое, легальное, прозрачное, правовое поле, а те, кто не хочет    
работать в этом прозрачном и понятном, юридически обоснованном правовом поле,   
- те, к сожалению, будут заниматься своей деструктивной деятельностью, и        
тогда к ним уже надо будет принимать совершенно другие меры. Нынешняя борьба    
с сектами даёт обратные результаты, очень трудно привлечь за те деяния,         
которые совершают отдельные представители этих сект в отношении граждан, если   
эти действия не носят явный насильственный характер. Мы это все прекрасно       
понимаем.                                                                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет поддерживать этот законопроект в     
первом чтении. При подготовке ко второму чтению предстоит серьёзная работа      
над поправками, хотелось бы, чтобы были учтены все наши пожелания.              
                                                                                
И большая просьба: когда мы упоминаем наши традиционные конфессии и требуем     
от них каких-то письменных заключений... Я считаю, что вполне достаточно        
того, что на каждом заседании комитета представители традиционных конфессий     
присутствовали и данный законопроект в первом чтении они поддержали             
полностью. Они считают, что он очень полезный и во многом обезопасит наше       
общество от тех деструктивных религиозных организаций, которые сегодня          
нелегально или полулегально действуют на территории России.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич.                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемые депутаты, некую ясность внесу, чтобы не было, как         
говорится, каши.                                                                
                                                                                
У нас в соответствии с законом "О свободе совести..." существуют религиозные    
объединения без образования юридического лица - это религиозные группы, а       
если образуется юридическое лицо - это религиозная организация. Данная норма    
действует уже семнадцать лет.                                                   
                                                                                
На заседании комитета эту инициативу поддержали все традиционные религиозные    
организации, в том числе и РПЦ. В комитете у нас есть представители всех        
фракций, они могут это подтвердить.                                             
                                                                                
Действительно, в нашем законодательстве понятие "секта" отсутствует, хотя       
новые религиозные образования, которые в народе называют сектами, действуют в   
стране, вообще у нас представлено порядка пятидесяти разных конфессий. Если     
глубоко погрузиться в тему и посмотреть, что предлагается данным                
законопроектом, то станет понятно, что он, наоборот, направлен на               
закручивание гаек, как раз регулирует создание этих так называемых сект,        
потому что хотя норма в пятнадцать лет отменяется, мы вводим ограничения на     
десять лет для тех новых религиозных организаций, которые будут                 
образовываться. Ещё раз говорю: это не касается централизованных религиозных    
организаций, таких, например, как Русская православная церковь.                 
                                                                                
Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Ко второму чтению мы    
доработаем его с учётом тех замечаний, которые звучали при обсуждении проекта   
закона на заседании комитета.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Завершаем обсуждение этого законопроекта.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6603 по 6621 из 7538
Далее, 25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в          
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и            
признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов            
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.64,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    290 чел.                                          
Не голосовало                 160 чел.35,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.