Заседание № 183

19.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 480570-6 "О внесении изменений в статью 136 Жилищного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся порядка создания товарищества собственников жилья).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4320 по 4532 из 6033
28-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 136 Жилищного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской           
Федерации об административных правонарушениях".                                 
                                                                                
Борис Владимирович Михалёв, пожалуйста.                                         
                                                                                
МИХАЛЁВ Б. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
проект федерального закона "О внесении изменений в статью 136 Жилищного         
кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях". Жилищным кодексом Российской Федерации в     
2011 году было введено ограничение на создание ТСЖ, которое может быть          
создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах,            
количество квартир в которых составляет в сумме не более тридцати. Вместе с     
тем практика работы действующих ТСЖ показала, что в создании ТСЖ в нескольких   
многоквартирных домах есть положительные аспекты: ТСЖ гораздо проще и           
выгоднее заниматься эксплуатацией домов с большим количеством квартир, так      
как обязательные расходы на заработную плату наёмного персонала можно           
минимизировать в расчёте на 1 квадратный метр жилья, при малом же количестве    
квартир и, соответственно, жилой площади ТСЖ приходится принимать на работу     
персонал на неполный рабочий день или с неполной тарифной ставкой оплаты        
труда, что снижает качество выполняемых работ по содержанию общего имущества    
многоквартирного дома. Кроме того, имеются многоквартирные дома с большим       
количеством квартир, чем установлено в Жилищном кодексе Российской Федерации,   
которые конструктивно соединены друг с другом и имеют общие наружные стены,     
кровлю, внутренние инженерные сети и так далее. Законопроектом предлагается     
увеличить общее количество квартир в нескольких многоквартирных домах, в        
которых может быть создано ТСЖ, в общей сложности до двухсот.                   
                                                                                
Хочу отметить следующее. Благодаря внесению Советом народных депутатов          
Кемеровской области законопроекта "О внесении изменений в статью 136            
Жилищного кодекса..." в части изменения условия о суммарном количестве          
квартир, ограничивающем возможность создания ТСЖ в нескольких многоквартирных   
домах, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству обратил внимание на           
существующую проблему и снял ограничение по количеству квартир, необходимому    
для создания ТСЖ в таких домах. Это отражено в принятом Государственной Думой   
законе № 255-ФЗ от 21 июля 2014 года, в подготовке которого я также принимал    
непосредственное участие.                                                       
                                                                                
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что товарищество            
собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный        
потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом     
(без заключения договора с управляющей организацией) наравне с управляющей      
компанией, обязан раскрывать информацию о деятельности по управлению            
многоквартирным домом и представлять для ознакомления необходимые документы в   
соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждённым Правительством    
Российской Федерации. Вместе с тем Кодексом Российской Федерации об             
административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение       
стандарта раскрытия информации только для управляющих организаций.              
Законопроектом предлагается установить ответственность должностных лиц          
товариществ собственников жилья и кооперативов за нарушение стандарта           
раскрытия информации аналогичную предусмотренной для должностных лиц            
управляющих организаций.                                                        
                                                                                
Согласно части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы        
государственного жилищного надзора осуществляют приём и учёт представляемых     
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с        
федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению             
многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению     
работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. При     
осуществлении надзорной деятельности органами жилищного надзора выявляются      
нарушения порядка расчёта размера платы за коммунальные услуги,                 
установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая       
2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и            
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".                 
Законопроектом предлагается установить ответственность за нарушение порядка     
расчёта размера платы граждан за коммунальные услуги.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, у меня всё. Спасибо за внимание.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Галина Петровна Хованская, пожалуйста.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Ну,            
практически всё было сказано предыдущим выступавшим, доклад был очень           
подробным, я хочу просто обратить ваше внимание на то, что в своё время мы      
совершили ошибку, по крайней мере те, кто голосовал за ограничение              
определённым количеством квартир: принцип здесь должен быть совершенно другой   
- единая инфраструктура, смежные земельные участки или вообще единый            
земельный участок, на котором расположены дома, и есть как раз примеры очень    
хороших товариществ собственников жилья, которые эффективно управляют вот       
таким жилищным фондом, его эксплуатируют. Но та норма была принята в связи с    
плохим примером - с ситуацией в Саратовской области, я хочу об этом вам         
напомнить, когда под видом ТСЖ (то есть формально это было создано как ТСЖ)     
некая организация объединила дома, совершенно разрозненные и разбросанные по    
разным улицам, кварталам и так далее, никак не связанные общей                  
инфраструктурой. По существу это была управляющая организация. Так вот сейчас   
саратовские товарищи мне задают вопрос: "А нам лицензию брать нужно?" - ответ   
такой: "А как же?!"                                                             
                                                                                
Борис Владимирович уже сказал, что мы исправили свою собственную ошибку,        
поняв, что это был перегиб, когда мы испугались саратовских сценариев, и        
сняли такое ограничение для хороших товариществ собственников жилья. Мы с       
вами эту ошибку исправили 21 июля, приняв соответствующий закон, но вот на      
что хочется обратить внимание ещё: естественно, право у таких товариществ       
открыть счёт по каждому дому тоже есть, мы также внесли эти изменения, так      
что, собственно, эта законодательная инициатива несколько запоздала с           
рассмотрением - всё то, что нам здесь предлагается, мы в основном учли.         
                                                                                
В отношении раскрытия информации тоже есть уже изменения в Жилищном кодексе,    
есть и постановление правительства № 731, которым процесс раскрытия             
информации распространён в том числе на товарищества собственников жилья и на   
жилищно-строительные кооперативы. Если они не исполняют эти нормы, есть         
прокуратура, есть в конце концов суд, есть также жилищная инспекция, у          
которой сейчас, как я говорила, просто королевские полномочия по                
урегулированию многих вопросов!                                                 
                                                                                
Теперь об административной ответственности. Вот если мы сейчас, как             
предлагается, её введём, боюсь, что мы накажем самих собственников, которые     
не получают эту информацию, так как им придётся компенсировать штрафы,          
которые будут наложены на руководящие органы товариществ собственников жилья    
и жилищно-строительных кооперативов, потому что ответственность                 
предусматривается в том числе и для юридических лиц - так сформулирована        
норма в Кодексе об административных правонарушениях: понятно, что это ляжет     
дополнительными расходами на семейные бюджеты жителей этих домов. А вот новый   
состав в отношении ответственности в части предоставления коммунальных услуг    
и за нарушение порядка расчёта оплаты - эта идея в принципе интересная,         
правильная, но она неполная: она не учитывает того, что ресурсоснабжающие       
организации также должны нести полную ответственность за непредоставление       
коммунальных услуг.                                                             
                                                                                
Ну, вот так, если коротко.                                                      
                                                                                
Мы благодарим законодателей Кемеровской области, которые внесли эту             
инициативу, спасибо им большое. Можно просто не голосовать по данному           
законопроекту, но идеи в основном правильные, в нужном направлении              
предложены.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.                                 
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги?                                                       
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Галина Петровна, вы, как человек, всю жизнь занимающийся этой      
проблемой, наверное, понимаете, что есть, конечно, ТСЖ, которые в борьбе за     
жилищное дело как инородное тело, - их можно ставить в пример! В основном       
народ расшифровывает ТСЖ так: тотальное сборище жулья. Они не сеют, не пашут,   
не строят - они гордятся общественным строем: собирают деньги с населения, а    
потом кто-то платит ресурсоснабжающим организациям, кто-то не платит... И вот   
по предложению кемеровских товарищей мы должны сейчас разрешить объединение,    
чтобы эти ТСЖ, собрав деньги с огромного количества квартир, взяли и            
испарились, - так получается?                                                   
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Нет, не так. Они ставят вопрос только о возможности открытия    
счёта по каждому дому, не глобального счёта по всем домам, а по каждому дому,   
но это у нас уже предусмотрено в Жилищном кодексе.                              
                                                                                
А в общем-то, вы правы, ваши опасения разделяю, кроме единственного: я          
двадцать лет работала в науке, была системным программистом, делала             
операционные системы, а потом да, действительно, занялась жилищным              
законодательством и, в общем-то, всё теперь знаю, вплоть до судебной            
практики. Я сегодня утром уже выступала на эту тему и говорила, что мы сейчас   
многие дефекты закона будем исправлять отдельным законом, и мы, безусловно,     
как я тоже уже говорила, будем учитывать в том числе предложения, вот эти       
золотые зёрнышки, которые есть в законодательных инициативах наших коллег из    
региональных парламентов.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук, ваш вопрос.                     
                                                                                
НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Я не совсем согласен с коллегой Ивановым, не согласен с тем, что ТСЖ - это      
какие-то там жулики: всё зависит от того, как организовано товарищество,        
какой контроль есть со стороны самих жильцов и что они хотят получить от        
этого ТСЖ.                                                                      
                                                                                
Но мой вопрос к вам, Галина Петровна: я, честно говоря, не совсем понял, как    
же нам-то реагировать на этот законопроект - то ли поддерживать, то ли не       
поддерживать? Вроде бы и плюсы, и минусы есть... Вот как нам быть в этой        
ситуации?                                                                       
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Дело в том, что, как я уже сказала, мы       
многие моменты, которые здесь предлагаются, уже учли в законе от 21 июля. То    
есть это хорошая инициатива, с ней можно было поработать в нормальном режиме,   
поэтому я не предлагаю голосовать против, хотя у нас отрицательное заключение   
комитета. В таких случаях лучше просто не голосовать или воздержаться.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна.                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Иван Игнатьевич, замечательный русский историк Василий   
Осипович Ключевской, или Ключевский, кому как больше нравится, как-то           
сказал, что Христы редко являются, как кометы, зато иуды не переводятся, как    
комары. Бывают, конечно, ТСЖ, которые вроде бы исполняют те обязанности,        
которые на них возложило вот это самое товарищество, только я вот даже не       
знаю примера, когда ТСЖ, то есть товарищество собственников жилья, собралось    
и нормально, без всяких склок, скандалов, подтасовок, привлечения всяких там    
ЧОПов, "мопов", всяких там администраций и так далее, выбрала управление.       
                                                                                
Идея-то была какая? Вроде как раздадим всем жильё, все станут собственниками,   
все начнут управлять, но однако дальше собственного сортира, к сожалению,       
никто не идёт, и практически все ТСЖ, которые захвачены криминальными или       
околокриминальными структурами, занимаются только одним: они собирают деньги    
с населения, заключают договора с ресурсоснабжающими организациями, продают     
рекламные площади, чердаки и подвалы организациям - вот всё, что они делают.    
Это паразиты, их гнать надо поганой метлой! (Шум в зале.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы всегда радикальны, Сергей Владимирович, в своих        
суждениях и любите вешать ярлыки. Как-то поспокойнее надо бы, да, Галина        
Петровна? (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
Галина Петровна, вы будете выступать как содокладчик или вы уже к следующему    
вопросу готовы? Готовы. Тогда я данный законопроект выношу на "час              
голосования" и объявляю следующий вопрос.                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5755 по 5772 из 6033
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 136      
Жилищного кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об         
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               56 чел.12,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     57 чел.                                          
Не голосовало                 393 чел.87,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.