Заседание № 227
О проекте федерального закона № 480453-8 "О внесении изменений в статьи 68 и 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления преимущественного права зачисления на обучение по программам среднего профессионального образования для отдельных категорий лиц; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 48, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 68 и 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Эльвиры Ринатовны Аиткуловой. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении в мае 2024 года. Напомню, что он направлен на включение в число лиц, которым предоставляется преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, инвалидов с детства, а также инвалидов вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы. Я напомню, что были по законопроекту предложения. Сейчас эти предложения учтены. Поступило две поправки Олега Николаевича Смолина, автора законопроекта. Эти поправки учитывают замечания, высказанные при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Предлагается одобрить таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, текст законопроекта, а также принять указанный законопроект во втором чтении и также в третьем. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 36 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 01 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. АИТКУЛОВА Э. Р. Александр Дмитриевич, предлагается поддержать законопроект в третьем чтении сегодня. Правовое управление замечаний не имеет. Комитет по просвещению предлагает принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Да. Включите режим записи. Покажите список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Благодарю комитет, профильное министерство и всех, кто, надеюсь, сейчас поддержит этот законопроект. Но хочу обратить ваше внимание, что это только один маленький шаг. Обращаю ваше внимание на то, что нашими общими усилиями за последние десять лет количество студентов с инвалидностью в вузах увеличилось в 2,5 раза, а вот в колледжах меньше чем в 2 раза, хотя по идее колледжи должны быть более доступны для инвалидов. Почему? Потому что абитуриенты колледжей не имеют тех льгот, которые имеют абитуриенты вузов с инвалидностью. Поэтому, я думаю, нам предстоит принять одно из следующих решений в дальнейшем: либо дать абитуриентам с инвалидностью в колледжах те же права, которые имеют студенты с инвалидностью в вузах, либо вообще принять решение о том, чтобы все абитуриенты с инвалидностью в колледжи принимались на тех же условиях, на которых сейчас принимаются участники специальной военной операции и их дети. Пользуясь случаем, хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги: согласно статье 43 Конституции среднее профессиональное образование в России общедоступно и бесплатно. По-хорошему мы всем должны дать такие права, но давайте постараемся в перспективе дать такие права хотя бы абитуриентам с инвалидностью. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 27 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4 % Результат: принято Принят единогласно.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 480453-8 "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления преимущественного права зачисления на обучение по программам среднего профессионального образования для отдельных категорий лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Законопроект простой, но тема важная. Напоминаю суть дела. Согласно статье 71 действующего закона "Об образовании..." для целого ряда категорий граждан, в том числе для инвалидов, установлены льготы в пределах 10-процентной квоты при поступлении в высшие учебные заведения, а вот при поступлении в средние профессиональные учебные заведения такие льготы долгое время не устанавливались. Причём мы неоднократно обращали внимание на это странное обстоятельство и предлагали на эту тему законопроекты, но нам юристы говорили: вы забываете, что 43-я статья Конституции устанавливает, что среднее профессиональное образование у нас общедоступно и бесплатно. Мы говорили: по Конституции - да, но вот по факту уже 43 процента всех студентов в среднем профобразовании учится за деньги, и даже по рабочим специальностям, по которым учится 16 процентов всех студентов СПО, 7 процентов учится платно. Пользуясь случаем, я хочу активно поддержать предложение Председателя Государственной Думы: давайте хотя бы в отношении тех, кто учится по рабочим специальностям, обеспечим соблюдение Конституции, сделаем полностью бесплатное образование. Ощущая это противоречие, Государственная Дума приняла федеральный закон № 296-ФЗ, которым установила преимущественное право при прочих равных условиях - повторяю, преимущественное право при прочих равных условиях - для тех категорий, которые перечислены в статье 71, то есть, короче говоря, имеют льготы при поступлении в вузы. 13 категорий в этот закон попали, но три категории, скорее всего по технической ошибке, забыли: это инвалиды III группы с детства, инвалиды III группы вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного при прохождении военной службы. Собственно, нашим законопроектом мы предлагаем эту ошибку, скорее всего техническую, исправить. Но законопроект нуждается как минимум в одном уточнении ко второму чтению, уважаемые коллеги. Когда мы вносили этот законопроект, ещё не было в 68-й статье закона положения о том, что участникам специальной военной операции, их детям и другим категориям предоставляется не просто преимущественное, а первоочередное право при поступлении в средние профессиональные учебные заведения, поэтому мы предлагали для них преимущественное право. Теперь, естественно, этот сюжет надо исключить, поскольку эти категории имеют гораздо более реальные льготы. И последнее, уважаемые коллеги. Мы должны понимать, что преимущественное право при прочих равных условиях - это право символическое. Что это на практике обычно означает? Равный средний балл в документе об образовании выпускника школы - здорового ребёнка и выпускника школы - ребёнка с инвалидностью, то есть у вас 4,2 балла и у меня 4,2 балла. Понятно, что у инвалидов, как правило, всё-таки средний балл ниже, особенно когда они учатся в условиях инклюзивного образования, когда педагоги сплошь и рядом не знают, как с этими инвалидами работать. Мы надеемся, что рано или поздно законодатель - наша Государственная Дума пойдёт одним из двух путей: либо будет установлена квота при поступлении в средние профессиональные учебные заведения, как это сделано с вузами, обращаю ещё раз ваше внимание, либо будет установлено первоочередное право, как для участников и детей участников специальной военной операции. Но это на будущее, а пока прошу принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Эльвира Ринатовна Аиткулова. АИТКУЛОВА Э. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я выступаю от профильного комитета и представлю также позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наш профильный комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" проводят последовательную работу, для того чтобы расширять доступность образования, в том числе среднего профессионального. И вы знаете, что два года назад, в июле, мы с вами, уважаемые коллеги, приняли закон, который даёт 13 категориям преимущественное право поступления в средние профессиональные образовательные организации. На заседании комитета с участием субъекта права законодательной инициативы, с участием Олега Николаевича, мы достаточно подробно рассмотрели этот законопроект. И новеллы законопроекта, которые действительно расширяют меры социальной поддержки для инвалидов с детства III группы, а также для инвалидов III группы вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, актуальны и, конечно, заслуживают поддержки. Вместе с тем - и сам автор сделал на этом акцент - уже сегодня есть некоторые категории, имеющие первоочередное право. И комитет отмечает, что предлагаемая редакция законопроекта в отношении лиц, указанных в части 5-1 статьи 71 федерального закона № 273-ФЗ, предусматривает замену действующего первоочередного права на бесплатное обучение по программам СПО на преимущественное право, что действительно ухудшает их правовое положение. В связи с этим комитет обращает внимание на необходимость существенной доработки рассматриваемого законопроекта, на исключение изменения правового положения имеющейся льготной категории - абитуриентов профессиональных образовательных организаций и дополнение категории лиц, обладающих преимущественным правом при поступлении в образовательную организацию на бесплатное обучение. Такой же позиции придерживается и правительство, соответствующее положительное заключение правительства с учётом необходимости дополнения и корректировки ко второму чтению имеется. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по просвещению и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживают концепцию законопроекта и рекомендуют Государственной Думе принять его в первом чтении с условием последующей доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эльвира Ринатовна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Олег Николаевич, прекрасная инициатива, конечно, мы все её поддерживаем. Но вот такой небольшой комментарий. Сейчас это право есть у детей-сирот, у детей-инвалидов, у инвалидов I и II группы, у детей военнослужащих и участников СВО. Я получила письмо от такой категории лиц, как вдовы погибших военнослужащих - участников СВО, они просят рассмотреть вариант включения и их в число лиц, имеющих такое право. Просто вот как предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Законопроект поступает в комитет, Яна Валерьевна, поэтому я лично за, если действительно есть молодые женщины, которые нуждаются в получении среднего профессионального образования. Я лично за - надеюсь, что и комитет поддержит вашу позицию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Николаевич, в своей депутатской работе я столкнулся несколько раз с проблемой, которую вы поднимаете, и, безусловно, ваш законопроект будет поддержан с моей стороны. Но есть следующий вопрос - это подтверждение отцовства, когда дети сталкиваются с проблемой, что их папа погиб, отношения не были узаконены, это не запрещено законодательством Российской Федерации, и они только с 18 лет могут подтвердить отцовство. Не считаете ли вы необходимым проанализировать этот вопрос и в случае необходимости внести соответствующие законодательные изменения, поскольку такая проблема существует? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Я считаю, что вопрос важный, насколько я понимаю, сейчас принимаются решения о том, чтобы признать фактический брак в отношении мужчин, которые являются участниками специальной военной операции. Но просто наш законопроект немножко про другое. Дети погибших у нас сейчас пользуются внеочередным, извините, первоочередным правом при поступлении в учреждения среднего профессионального образования, но, поскольку мы часто в законопроекты включаем другие сюжеты, давайте пообсуждаем, что здесь можно сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Метелев Артём Павлович. МЕТЕЛЕВ А. П., председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к комитету, к Эльвире Ринатовне, а при необходимости, может быть, и к автору. Законопроект важный, мы все его, я уверен, поддерживаем. Хотел бы отметить, что сегодня существует единый первоочередной порядок поступления в университет для всех льготных категорий граждан, включая сирот, детей-инвалидов и так далее, в колледжах ситуация иная. Вы про это вроде как сказали в выступлении, но это так и осталось непонятным. Предлагается, чтобы в колледжи для всех был первоочередной всё-таки порядок - и для детей участников СВО, и для героев, и для сирот, и для инвалидов, и так далее, - или всё-таки для одних первоочередной, для других преимущественный? Мы предлагаем, чтобы для всех был первоочередной порядок при поступлении в колледжи, как это сделано для вузов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Аиткуловой включите микрофон. АИТКУЛОВА Э. Р. Уважаемый Артём Павлович, позиция комитета (почему мы говорим, что законопроект требует существенной доработки ко второму чтению): чтобы те категории, которые сегодня числятся среди первоочередных, в этой категории и оставались, иначе, если мы будем переводить их в преимущественную, мы ухудшим их правовое положение. Ко второму чтению это будет доработано, и уже соответственно те категории, которые указаны в части 5-1 статьи 71, не будут ущемлены в правах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Эльвира Ринатовна, всё-таки далеко не всегда конструктивно и последовательно комитет относится к законопроектам, которые предлагает Олег Николаевич Смолин, а сегодня более профессионального человека, который знал бы проблемы образования, в нашей Государственной Думе вряд ли можно сыскать, поэтому спасибо за поддержку инициативы. Но как вы отнесётесь к тому, чтобы в Год семьи рассмотреть ещё одну категорию? Президент издал указ о многодетных семьях - может быть, рассмотреть вопрос и о праве детей из многодетных семей тоже быть принятыми в организации среднего профессионального образования в первоочередном порядке? Ну, подумать, на каких детей, - возможно, с пятого ребёнка. Как отнесётся комитет к такому предложению, если мы выйдем с поправкой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Аиткуловой включите микрофон. АИТКУЛОВА Э. Р. Спасибо за вопрос, Нина Александровна. По поводу конструктивности: я подчёркиваю, что всегда комитет работает со всеми инициативами конструктивно, и будем продолжать это делать. В Год семьи - конечно, сегодня все комитеты свои инициативы вносят - внесите инициативу, будем рассматривать. Но, ещё раз говорю, уважаемые коллеги, вот сегодня говорили и о новых категориях, включая, там, когда неустановленное отцовство, включая вдов, то есть о категориях, которые требуют особых мер социальной поддержки со стороны государства. Они указаны не только в этом законе, то есть вообще определение категорий, нуждающихся в поддержке, потребует внесения изменений в ряд законов. Здесь применительно к СПО давайте рассматривать. Но уже сегодня перечень категорий лиц, которые имеют преимущественное право поступления, достаточно широкий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Олег Николаевич, прежде всего позволю себе выразить благодарность за подготовку данной законодательной инициативы. В то же время важно уточнить вашу позицию как автора. Вот смотрите, в своём заключении ответственный комитет отметил, что для обсуждаемой категории лиц замена действующего первоочередного права приёма в образовательную организацию на бесплатное обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на преимущественное право ухудшает их положение. А как вы считаете: улучшает или нет? И потребует ли данный законопроект - в случае, конечно же, его принятия в первом чтении - доработки в этой части? И если да, то как вы это видите? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я ещё раз поясняю ситуацию. Когда мы вносили законопроект, ещё не было первоочередного права для участников СВО и их детей, понимаете? Мы не могли предугадать, что такое право появится. Конечно, если оно появилось, мы не собираемся никому понижать социальные гарантии. Конечно, ко второму чтению надо сохранить для них первоочередное право. Но вот Артём Павлович мне задавал вопрос, как бы я отнесся, если бы мы и для других категорий инвалидов установили первоочередное право? Я бы отнесся, конечно, положительно. Коллеги, для понимания: студенты с инвалидностью в системе СПО составляют менее 1 процента, поэтому если кто-то думает, что это ущемит права других наших детей, то это неправда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Заключительное слово докладчика будет? Будет. Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, поскольку, видимо, не все сразу поняли, о чём идёт речь, я ещё раз подчеркну: есть преимущественное право при прочих равных условиях, оно, увы, скорее символическое, нужно иметь, как правило, абсолютно одинаковый средний балл в документе об образовании. Сейчас в законопроекте речь идёт именно о том, чтобы трём категориям, которые были забыты в своё время, предоставить это преимущественное право, но оно всех проблем не решает. И я надеюсь, что так или иначе со временем мы пойдём либо по линии, по которой сейчас принимаются студенты в высшие учебные заведения, то есть в пределах 10-процентной квоты устанавливается льготный приём, либо по линии, которая сейчас уже существует в статье 68 закона "Об образовании...", когда участникам СВО и их детям предоставляется первоочередное право. Хотелось бы, чтобы мы проблему решили не паллиативно, а принципиально. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Эльвира Ринатовна, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 11 мин. 06 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.