Заседание № 210
21.01.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 480288-6 "О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3465 по 4233 из 5796
Олег Анатольевич в зале, поэтому рассматриваем 6-й вопрос повестки - проект федерального закона "О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации". Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. Коллеги, рассаживайтесь, рассаживайтесь по местам. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Надеюсь, те, кто ещё не освободился от пагубной привычки, смогли перекурить и сейчас совершенно спокойно воспримут идею о возврате, можно сказать, частично государственной монополии на производство табачной продукции в России. Законопроект был разработан и внесён ещё в феврале-марте 2014 года. Как мы понимаем, это была совсем другая жизнь, вот здесь коллеги говорят - мирная жизнь. Прошёл практически год, многое изменилось и как раз изменилось, я считаю, в пользу того, чтобы этот законопроект более внимательно рассматривать и принимать с учётом вновь открывшихся обстоятельств. Что я имею в виду? 92 процента - я думаю, что эти цифры всем известны, но считаю необходимым это повторить - табачного производства в России находится в руках владельцев американских, японских, английских компаний. Уважаемые коллеги, можете себе представить, что может повториться ситуация, которую мы уже наблюдали с банковскими кредитами, с оборудованием, с технологиями по добыче нефти и газа, когда по одному щелчку сверхприбыльные, казалось бы, отрасли всё остановили, выключили, всё развернули обратно? В этой ситуации кто мне может дать гарантию, что не произойдёт так, что утром, проснувшись, господин Хусейнович не издаст "решение обкома", по которому прикажет выключить рубильник и вернуться всем восвояси? 92 процента табачного производства в России - и всё как раз в руках наших "заклятых друзей"! Ведь даже в хорошие времена, помните, была замечательная поговорка "Дружба дружбой, а табачок врозь"? Почему это говорилось? Да потому, во-первых, что это действительно дорого, во-вторых, это стратегический товар, который просто так не найти и не возобновить его поставки на рынок. Я уже не говорю про табачные бунты - как мы понимаем, и тогда это было, и сейчас многое происходит не случайно, многое инициируется, многое регулируется, и вот под таким внешним воздействием к нам сюда такие "радости" прилетают. Я уже не говорю, конечно, о сверхприбыльности. Вот скажите, почему в этой отрасли 92 процента англичан, японцев и американцев? Назовите мне какую-нибудь отрасль производства, промышленности, сельского хозяйства, которая была бы так же привлекательна и где они действительно выстроились и откуда их палкой не выгнать! Согласитесь, вот и санкции, и угрозы звучат какие-то - а здесь всё хорошо и никто не собирается убегать. Почему? Да потому что сотни процентов, если не тысячи процентов, прибыли! Себестоимость одной пачки сигарет - 10 рублей. Сколько стоят сигареты? Смотрите, считайте, умножайте на миллионы потребителей, которые без этого жить не могут, без хлеба и продуктов они могут прожить, но без сигареты - нет, и с этим надо считаться. Поэтому моё предложение - ну, здесь в законопроекте говорится, что с 2015 года, я ещё раз напоминаю, год практически прошёл, но мы изменим ко второму чтению дату введения в действие, если сейчас законопроект будет принят, - попросить вот как раз этот табачок, ну, хотя бы поделить, моё предложение: 51 процент акций в этой сфере производства должен находиться у государства. Каким образом выкупить эти акции? Я же не говорю о национализации, пусть правительство решает, у правительства есть свои рычаги, есть свои возможности, есть что предложить. Но я бы не рекомендовал правительству, конечно же, использовать наличные и тем более валютные средства, в которых мы так нуждаемся сегодня, есть другие возможности, и пусть правительство найдёт возможность убедить, уговорить производителей передать эти акции взамен какой-то компенсации - денежной ли, натуральной ли. Естественно, я думаю, что не за один год, эту историю можно продлить на долгие годы и выкупить 51 процент акций. Я напомню, что в принципе надо ставить вопрос и о выращивании табака, тем более у нас теперь есть где - в Крыму идеальные условия для выращивания табака. И пусть эти производители озаботятся в том числе, возможно, и этой проблемой. Почему? Потому что мы сегодня абсолютно не знаем и не можем узнать, какого качества табак используется в качестве сырья и табак ли это вообще: а может быть, это просто бумага, нарезанная и соответствующим образом пропитанная? Мы не можем контролировать качество продукции, потому что это частная собственность, частная территория, это довольно-таки сложно делать. Если мы действительно говорим о том, что не только и не столько экономика и прибыль главное в этой идее, тогда, я считаю, прежде всего, конечно, нужно думать и о качестве, и о постепенном снижении производства. Когда мы ведём борьбу, войну с табакокурением, - а у нас, на нашей территории существуют мощнейшие корпорации, которые как раз заинтересованы в обратном, деньги, сверхприбыль тратят как раз на рекламу, на противодействие политике государства по минимизации табакокурения и ущерба, наносимого табаком, - я считаю, конечно, рычаги, в том числе и производственные, должны находиться у государства. Ну и в завершение я предлагаю самим обсуждением, принятием этого закона послать сигнал руководителям корпораций, чтобы они передали свою обеспокоенность тем, что происходит сегодня у них с бизнесом в России, господину Обаме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Виктор Фридрихович Звагельский, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я прекрасно понимаю озабоченность Олега Анатольевича данной проблемой, но хотел бы прояснить два момента. Сначала техническая сторона вопроса. По мнению Олега Анатольевича, правовым основанием является статья федерального закона, которая должна оградить граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, но в данной редакции законопроекта упоминание и ссылка на это вообще отсутствуют. Что касается государственной монополии. Государственная монополия представляет собой административный способ закрепления исключительного права государства осуществлять деятельность в рассматриваемой сфере экономики с возможностью диктовать собственные условия и правила поведения на рынке и предполагает, естественно, то, о чём сейчас говорилось: выкуп на основании договоров купли-продажи табачного бизнеса у частных собственников с привлечением исключительно бюджетных средств (другие средства привлечены быть не могут). Однако, как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его принятие, по мнению авторов, не повлечёт дополнительных расходов бюджета. Это мы говорим о технической стороне. А теперь самое главное - экономическая сторона этого вопроса. Что такое госмонополия и в каких случаях государство может вводить государственную монополию? Это возможно только в случае, если деятельность отрасли является абсолютно непрозрачной, если в отрасли не платятся налоги, которые заложены в бюджет, или если количество контрафактной продукции превышает мыслимые или немыслимые пределы, и в зависимости, конечно, от того, какая отрасль. Сегодня надо констатировать, что при всей пагубности потребления табачной продукции как таковой никакого контрафакта, который угрожал бы безопасности государства, угрожал бы бюджету, в табачной промышленности нет. Да, это не заслуга государства, это заслуга компаний, и в первую очередь компаний, работающих на этом рынке, да, к сожалению, это в большинстве своём западные компании, но мы констатируем, что контрафакт как таковой сегодня отсутствует и те налоги, которые заложены, в бюджет попадают, поэтому говорить о введении каких-то экстренных мер в виде государственной монополии, мне кажется, абсолютно преждевременно. Если мы говорим о механизме контроля за производством и потреблением табака, то по аналогии с тем, как это введено при производстве алкогольной продукции, при всех минусах надо вводить хотя бы механизм государственного регулирования. Мы же сегодня имеем другую проблему: в связи с тем, что очень сильно - и это абсолютно правильно - подняты акцизы на табачную продукцию, хотя поступления в бюджет от этого очень увеличились, мы имеем в общем-то теоретическую возможность роста контрафакта. В связи с этим мы внесли законопроект (он, к сожалению, пока не одобрен правительством), где предлагается опять же по аналогии с производством алкогольной продукции ввести минимальные цены на табачные изделия, для того чтобы снизить огромное количество контрафакта, который может появиться, как это произошло ранее на Украине, когда, подняв очень сильно акцизы, Украина не ввела минимальные цены, - количество контрафакта выросло с 1 процента до 60 процентов. Это очень важный момент. А что касается самого механизма государственной монополии, его можно будет вводить в том случае, если возникнет, ещё раз повторяю, какая-то экстремальная ситуация в отрасли и если не будет работать механизм государственного регулирования, о котором, наверное, и можно говорить как о возможности регулирования отрасли, хотя я в этом тоже не вижу сегодня какой-то большой необходимости. Кроме всего прочего, на законопроект поступило отрицательное заключение Счётной палаты, Комитет по охране здоровья, который является соисполнителем, также не поддерживает данный законопроект. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, коллеги, прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Олегу Анатольевичу. Олег Анатольевич, а почему бы нам не сделать две вещи: не ввести монополию на ввоз в Россию табака, который потом распределять, как у нас этиловый спирт распределяют среди производителей, и почему бы нам не ввести государственную монополию на выращивание табака опять-таки для производства товаров народного потребления? И не было бы тогда логичным следующим шагом создать государственную компанию, которая будет из табака производить контролируемую табачную продукцию, а за счёт доминирования на рынке она фактически без необходимости выкупа у иностранных компаний за бюджетные деньги в перспективе монопольно возьмёт на себя функцию снабжения наших граждан табачной продукцией? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Ну, это смотря с какого конца пойти. Я бы предложил начать с воссоздания того производства, которое когда-то действительно было полностью государственным, причём много десятилетий, с самого начала, пожалуй, то есть этот вопрос известен, этот вопрос освоен. Вопрос выращивания табака в России действительно только теперь, наверное, после воссоединения с Крымом необходимо изучать, необходимо осваивать эту отрасль, я скажу, весьма прибыльную, потому что даже не только в России, а на Западе, в Америке, где совсем другие условия и финансовые, и экономические, и санкционные для производителей табака, всё равно эта отрасль остаётся сверхприбыльной. В России эта прибыль, я ещё раз говорю, исчисляется сотнями, если не тысячами процентов, поэтому, конечно, мы должны в сегодняшние сложные времена, что называется, поднять это производство, тот бизнес, который когда-то с щедрого такого вот плеча сбросили, отдав табак англичанам, американцам, японцам, а производство спирта, алкоголя - вообще кому ни попадя. Коллеги, нужно, конечно же, демократично и либерально подходить ко всем вопросам, но нельзя забывать о том, что наша главная обязанность сегодня - принести деньги в бюджет, которых нам должно хватить для того, чтобы обеспечить социальные обязательства: выплатить пенсии, индексированные в соответствии с ростом цен, зарплаты - не минимальные, а достойные - и так далее, и так далее. Я за то, чтобы "включать" институт государственной монополии в тех отраслях, где действительно это принесёт деньги, причём огромные: речь идёт о сотнях миллиардов, если не о триллионах. Конечно, хотелось бы, чтобы когда-нибудь эта отрасль сошла на нет, и это главная задача, в том числе политическая задача государства, но, не находясь у этих рычагов, мы не сможем бороться ни с рекламой, ни с лоббированием интересов табакопроизводителей. Здесь много путей, давайте идти с разных сторон, вы можете пойти с того направления, которое предложили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Виктору Фридриховичу. Вы, когда называли причины, по которым этот законопроект не должен получить путёвку в жизнь, как-то опустили тему табачной безопасности. Если посмотреть на те цифры, которые привёл наш коллега Олег Анатольевич (если они соответствуют действительности), то получится, что 92 процента всего объёма продукции принадлежит собственникам иностранных компаний. В свете последних событий, учитывая непростую экономическую ситуацию, политическую ситуацию, санкции со стороны Запада, вы можете гарантировать, что по щелчку, по сигналу из Белого дома, из-за океана в один прекрасный момент по надуманным причинам эта продукция не пропадёт с прилавков наших магазинов, и не устроят здесь действительно табачные бунты? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Максим Александрович, вопросы безопасности, и особенно вопросы продовольственной безопасности, они для России как никогда актуальны, и, к сожалению, надо думать в первую очередь о том, что если будет какая-то команда извне, то у нас возникнут проблемы, что мы видим уже с некоторыми видами продуктов, и поэтому сейчас активно развивается программа импортозамещения. Что касается табака, я сомневаюсь, что сегодня влияние Запада на транснациональные корпорации таково, что они пожертвуют огромными многомиллиардными прибылями, чтобы уйти с нашего рынка, но если этих компаний будет меньше, соответственно, потребление табака от этого уменьшится, и в этом ничего плохого нет. Сегодня наши компании составляют менее 7 процентов рынка, не развиваются, это только из-за того, что они проигрывают конкуренцию западным компаниям, и проигрывают её в первую очередь из-за низкого качества продукции. И если уж всё-таки человек курит и мы с этим ничего сделать не можем, то по крайней мере он должен курить табак более-менее качественный. А если мы будем вводить механизм госмонополии - мы знаем, что в первую очередь механизм госмонополии влияет на качество и на конкуренцию, - то... Если мы заменим, то получим, наверное, больше некачественного табака. Я не считаю, что стоит беспокоиться, если часть западных компаний уйдёт с рынка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Виктор Фридрихович, обоснование, которое вы привели в своём выступлении относительно непринятия данного законопроекта, понятно, но ведь и Олег Анатольевич Нилов прав по многим аспектам, которые он привёл в своём выступлении, обосновывая законопроект. У меня такой вопрос: вы лично считаете необходимым принятие закона о национализации - ну, не в свете этого законопроекта, а в целом, - для того чтобы часть отраслей народного хозяйства нашей страны всё-таки действительно национализировать, в частности и табачную отрасль? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Николай Фёдорович, за вопрос. Вы знаете, что национализация, в общем-то, не панацея в борьбе за качество продукции, за её количество, я вообще категорически против такого термина. Если мы говорим о той системе безопасности, которую мы можем создать применительно к табачной продукции, исходя из того, что сегодня конъюнктура рынка сложилась не в пользу отечественных производителей, как я уже упоминал в своём выступлении, наверное, правильнее вводить не госмонополию, которая является, в общем-то, методом нерыночным и неконкурентоспособным, а вводить механизм государственного регулирования. Что это даёт? Если будут какие-то катаклизмы, связанные с производством или с оборотом табака на территории Российской Федерации, то понадобится механизм госрегулирования через лицензирование. Кстати, это обязательный момент, на котором стоит настаивать, и мы в ближайшее время собираемся вносить такой законопроект. Механизм лицензирования табачного производства - это достаточно действенная система, для того чтобы регулировать отрасль. Всё остальное, как мне кажется, на сегодняшний день избыточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос депутату Нилову. Я полагаю, что ваш законопроект должен быть поддержан в первом чтении, хотя можно при подготовке ко второму чтению какие-то детали уточнить. Я ещё раз к оппонентам этого законопроекта обращаюсь: Россия находится на первом месте в мире по душевому потреблению табака, бывший главный санитарный врач России Онищенко приходил к нам во фракцию и говорил о том, что от болезней на почве табакокурения у нас ежегодно умирает 400 тысяч человек! Государство при суровых нынешних условиях обязано не молиться на рыночные либеральные доктрины, а отвечать на сложившуюся ситуацию адекватно, я имею в виду и экономические факторы - прибыльность и прочее, - и демографические, и санитарные, связанные со здоровьем населения. Олег Анатольевич, вы, видимо, сейчас освежили цифры, скажите, какова прибыль западных монополий, которые... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, пожалуйста, ответьте. НИЛОВ О. А. Ну, точно я не могу сказать, но это порядка десятков миллиардов долларов. Вот вам исходные данные, для того чтобы сделать расчёт: по моим сведениям, себестоимость пачки сигарет составляет 10 рублей, в зависимости от цены продажи рентабельность составляет от восьмисот до тысячи с лишним процентов; 45 миллионов курильщиков; в среднем каждый курильщик покупает в год 110-115 пачек сигарет - как сказал бы Райкин, сумасшедшие деньги! И тем не менее Россия, даже получая в виде акцизов, в виде налогов какие-то суммы, действительно гораздо больше тратит на компенсацию того ущерба, который наносится как вред здоровью и даже приводит к смерти. Действительно, 350-400 тысяч смертей - вы можете оценить это деньгами?! Я не могу, но затраты в любом случае больше тех денег, которые можно было бы получать, даже приватизировав эту отрасль. Понимаете, мы здесь в таком минусе, и экономическом, и моральном, и физическом, что, даже получив всю прибыль, мы не компенсируем того вреда, который наносится. Почему здесь 92 процента американцев, японцев и англичан? Потому что вот такой колоссальный урон наносится России, именно этим я это объясняю. Да, есть ещё пивная отрасль и так далее, и так далее... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, извините, вопрос был об объёме прибыли. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос Олегу Анатольевичу. Олег Анатольевич, как раз те компании, о которых вы говорили, английские, японские и американские, - это публичные компании, соответственно, есть сведения о дивидендах, об общей сумме акцизов и налогов, которые они уплатили, наверняка, когда вы готовили данный законопроект, вы это смотрели. Может быть, чтобы коллеги понимали, вы назовёте эти цифры? Наверняка есть публичные цифры. Ведь это деньги, которые вывозятся, это вывоз капитала из страны, это прибыль, которую они получают. Назовите цифры, чтобы мы понимали, о чём идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Ещё раз говорю, точные цифры я вам не назову, около 20 миллиардов долларов прибыли - вот такой ответ мне удалось услышать, когда я задавал подобные вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Фридрихович, дорогой вы мой, в Российской Федерации больше 400 миллиардов составляет объём рынка по продаже табачных изделий! Всего одна наша табачная компания, бывшего депутата "ЕДИНОЙ РОССИИ" Саввиди, в Ростове-на-Дону - и ту выпихивают изо всех сил! Почему? Она в качестве не проигрывает, она проигрывает в объёме ресурсов, потому что американские, японские банковские системы помогают своим табачным компаниям. Мы недавно запретили курительные смеси. Скажите, пожалуйста, вы действительно думаете, что в табак нельзя добавить то же, что в курительные смеси? И почему вы против закона, почему не предлагаете что-то подобное? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Дорогой Николай Васильевич, я не против самой концепции... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, отвечают на ваш вопрос, а вы по телефону беседуете! ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Николай Васильевич знает ответ на этот вопрос: я не против концептуального решения этой проблемы. Действительно, доля "Донского табака", этой компании, составляет чуть более 1 процента. Хочу вас уверить в том, что, когда я говорил о качестве, о том, что, к сожалению, российский табак по качеству сегодня уступает западным стандартам, - это так и есть, как бы кощунственно это сейчас ни звучало. Я даже был на двух судах вместе с представителями российской отрасли, где они не смогли доказать, что качество их продукции хотя бы как-то соответствует качеству той, которая сегодня есть у нас на рынке. Наверное, не очень правильно говорить о том, что надо производить как можно более качественный табак, - получается, мы за то, чтобы было больше курильщиков, - но, ещё раз повторяю, речь идёт о том, что если мы всё-таки боремся за то, чтобы люди, которые курят, меньше страдали от качества того табака, который они потребляют, то сегодня нужна здоровая конкуренция. Если мы не будем её иметь, что абсолютно естественно в условиях госмонополии, то мы получим то, что опять же получили в странах - наших бывших союзниках и настоящих, в первую очередь речь идёт об Украине, о Казахстане и о Белоруссии, где сегодня качество табака не соответствует ни одной международной норме, и если бы это было в России, он вообще попал бы под запрет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Геннадий Васильевич Кулик вчера отмечал замечательный юбилей, а сегодня как ни в чём не бывало активно работает, задаёт вопросы и подаёт нам всем хороший пример. Геннадий Васильевич, пожалуйста. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Прежде всего я хотел сказать, что мы правильно требуем от правительства представления хоть каких-то элементарных расчётов, когда вносятся предложения, законопроекты. Конечно, первый вопрос у меня к автору такой: во сколько примерно вы оцениваете стоимость табачных фабрик и сколько нам придётся выплатить средств из бюджета, чтобы частично или полностью их приватизировать? Сегодня Россия не производит ни одного килограмма табака, пригодного для производства сигарет, единственное, что мы можем, - заставить армию выращивать табак, для того чтобы производить махорку. Есть только один Погарский район в Брянской области, где ещё сохранилось производство табака для сигар, которые когда-то специально поставлялись Черчиллю. Второй вопрос у меня такой: сколько будет стоить государству, сколько надо будет нам в сегодняшней ситуации выделить средств - а это доллары, чистые доллары - на закупку сырья для того, чтобы обеспечить производство табака? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Я ещё раз напомню, что речь не идёт о полной монополизации, речь идет о монополизации контрольного пакета - это 51 процент. 49 процентов останется в руках тех производителей, которые и сегодня получают прибыль и организуют этот процесс. А как договорится правительство - в долларах, в рублях, в виде каких-то налоговых послаблений, может быть, натурой: каким-то образом правительство уговорит табачные корпорации получить землю в Белгородской области либо в Крыму для возделывания табака, - это пусть правительство решает. В том числе есть варианты - я как раз не советую и не намекаю правительству, - чтобы в течение десяти-пятнадцати лет та прибыль, которую должны получать мы, как главные акционеры, перечислялась в зачёт вот этого платежа. Поэтому сегодня и сразу я не предлагал бы никаких денег, но ещё раз говорю, что это на усмотрение правительства: если оно изыщет деньги, может быть, какие-то бизнесмены захотят купить какие-то, к примеру, облигации правительственные, какого-то государственного займа, - вариантов предостаточно, но я не рекомендую использовать деньги, тем более этих денег сегодня нет. Поэтому так и пишу: на мой взгляд, не потребуется сегодня никаких значительных сумм. А так это оценивается в 10-15 миллиардов долларов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Виктор Фридрихович, ну, всё-таки хотелось бы понять логику. Вот если какая-то организация торгует наркотиком, то против неё государство ведёт войну на уничтожение. Табак является тем же самым наркотиком, это вам любой медик, кстати, скажет, потому что практически моментально вызывает привыкание, но здесь ситуация у нас следующая: эти организации официально снабжают наше население наркотиком, платят налоги, а прибыль вывозят. В советское время как бы честнее было: в каждом областном центре была своя табачная фабрика, и если уж травили своё население этим наркотиком, то хоть деньги направляли на то же лечение или ещё на что-то. Вы-то как к этому относитесь, почему вы разрешаете травить наше же население, платить за счёт этого налоги и прибыль вывозить за рубеж? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Сергей Владимирович. Я, правда, не знаю, по-моему, вы курили или курите, - это тоже, наверное, неправильно для человека, который борется с потенциальным наркотиком. На самом деле моё отношение к табаку и к табакокурению крайне отрицательное, но до той поры, пока мы всё-таки признаём данный продукт легитимным, мы обязаны подчинять его производство и оборот тем нормам, которые приняты в государстве для всех других видов продукции, со всеми ограничениями, которые касаются в данном случае табака, я имею в виду ограничения в отношении рекламы и мест продажи. Закон об ограничении табакокурения, о противодействии распространению табака, который был принят Государственной Думой, я думаю, в значительной степени - даже не думаю, а сегодня цифры это показывают - способствовал снижению потребления табачной продукции, и в этом есть и наша с вами большая заслуга в том числе, потому что вы помните, сколько споров вызывал этот законопроект. И если мы будем дальше идти по этому пути, то я думаю, что мы ограничим табакокурение и приведём ситуацию к тому состоянию, к которому мы стремимся вместе с Всемирной организацией здравоохранения. Я считаю, что сегодня мы должны использовать исключительно законодательные методы, когда пытаемся ограничить распространение табака в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. Николай Васильевич Коломейцев просит семь минут. Удовлетворим просьбу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот я вам зачитаю две выдержки из послания Обамы Конгрессу. Вот первая выдержка - для Звагельского. Виктор Фридрихович Звагельский, для вас читаю, внимательно слушайте, записывайте: "Давайте закроем все лазейки, чтобы не дать дополнительную прибыль компаниям, которые хранят капитал за рубежом, а будем дополнительно вознаграждать тех, кто инвестирует в Америку. Давайте использовать эти средства, чтобы перестроить нашу инфраструктуру и сделать её ещё более привлекательной для компаний..." - и так далее. Вторая выдержка, тоже для вас: "Сегодня Америка сильна, как никогда, и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована нами от мира, её экономика разбита в пух и прах..." - не буду дальше читать. Я это вам к чему зачитал? Я вот сейчас специально уточнил: объём рынка - 940 миллиардов рублей. Вдумайтесь: одна семидесятая часть нашего ВВП - это здоровье наших граждан, купивших в основном американские и японские сигареты! Понимаете? Да, действительно, Геннадий Васильевич, табак сегодня мы не производим, но я вам напомню, что даже в бытность вашу министром табак производили в Краснодарском крае, табак производили на Северном Кавказе, табак производили рядышком, в Грузии, в Средней Азии и в Крыму. Я могу вам лично и Нилову дать информацию. Я написал полгода назад министру сельского хозяйства... Учитывая, что меня назначили в Крым с избирателями встречаться, я побывал в этой долине, где табак выращивают, затем написал министру сельского хозяйства, а мне дали от ворот поворот - на шести листах написали, что они не собираются этим заниматься. Почему? Я поддерживаю саму идею вашу, но в условиях нынешней структуры, идеологии функционирования правительства она мертва, потому что, даже если мы примем закон, она работать не будет, так как у нас есть макроразговоры и нет микроответственности за реализацию даже подписанных президентом документов. У меня по двум серьёзным компаниям есть девятнадцать подписей высших должностных лиц с очень жёстким поручением выполнить - вы думаете, хоть одно поручение выполнено? Ни одно не выполнено, потому что у нас аппарат не контролирует выполнение решений даже высших должностных лиц! Идея правильная, идея полезная. Вот Виктор Фридрихович, он, ну, как бы отстаивает интересы немножко другие, но любая страна здоровье и нездоровье общества, как правило, берёт под жёсткий контроль. Попробуйте вы в Америке, в Лас-Вегасе, поиграть и не заплатить налог - да вас разорят за три секунды и посадят пожизненно! А у нас сплошь и рядом прокуроры крышуют (шум в зале)... минуточку... крышуют игорные заведения, причём даже после того, как посадили полпрокуратуры Московской области! (Шум в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да посадили часть! Но если вы посмотрите... Ведь в чём заключается суть нашей системы? Наше правительство (шум в зале)... Вы почитайте "Московский комсомолец": у нас министр по работе с Открытым правительством, оказывается, является крупнейшим владельцем зарубежных активов! У нас после принятия законов и указов президента есть комиссии, которые не только депутатов должны проверять (так ведь?), но и министров, и руководителей агентств, и руководителей госкорпораций. И что, эти комиссии не знают, что у Абызова и у его жены колоссальная собственность на Виргинских островах, на Кипре, в Америке и в Англии? Но у нас же есть неприкасаемые, и есть те, кого, даже если он не виноват, посадят, - я имею в виду Бессонова. (Шум в зале.) В данной ситуации, в условиях, когда нас многократно обозвали врагами, когда против нас работают серьёзно и никто не собирается ничего сворачивать, нам надо... Американцы и европейцы, вообще-то, очень линейные люди, они, если что-то наметили... А мы с вами хотим быть "немножко беременными"! Они не могут производить двигатели, которые производит химкинский "Энергомаш", так мы им шестьдесят двигателей - нате! Они нам в челюсть - а мы им двигатели, причём по заниженным ценам, понимаете?! Они не могут на МКС возить грузы, и хотя они нам в другую челюсть - мы им почти бесплатно грузы! Они нас изолировали отовсюду, втянули, кстати незаконно, с нарушениями, в ВТО, обложили санкциями, и ни один суд ничего рассматривать не будет! Более того, кудринская кампания втянула все наши серьёзные компании в IPO - заплатили бешеные деньги за IPO, понимаете? Теперь они искусственно... сговорились и понизили рейтинги всем компаниям, банкам, умудрились даже водоканалы втянуть в IPО, а вы знаете, что такое... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, можно поближе к сигаретам всё-таки? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Это и к сигаретам относится. Сергей Евгеньевич, вы шутите, а повода для шуток-то нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не шучу, вы обсуждаете конкретный законопроект. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Базовые вопросы: табак, алкоголь, продовольствие - государство обязано взять под свой контроль! Геннадий Васильевич, надо не 1 процент сельскому хозяйству давать, а на тридцать лет реструктуризировать долги сельского хозяйства! Надо сделать прибыльным выращивание и табака, и пшеницы, и гречки, и всего другого. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минуточку, я из зерносеющей области, а вы из Норильска, откуда вы знаете? Я из Ростовской области, поэтому я вам расскажу, кто прибыль получает. Что ж вы мне все мешаете?! Добавьте мне минуту ещё. Уважаемые коллеги, завершая своё выступление, я вас призываю в очередной раз... Ну нам же никто не мешает... это же концепция, давайте примем в первом чтении, а ко второму чтению наш выдающийся комитет по экономической политике проанализирует все вопросы и предложит поправки. У нас иногда законопроект в первом чтении на три страницы, а поправок ко второму чтению на тысячу страниц - так было с одним из кодексов. То есть я предлагаю поддержать законопроект, а ко второму чтению эффективно поработать над ним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В этом зале вчера и сегодня неоднократно звучало, что очередная многолетней давности инициатива фракции ЛДПР наконец-то нашла какое-то воплощение, в том числе в законопроектах и других фракций. Фракция ЛДПР неоднократно говорила о том, что расхожая якобы аксиома, что государство как управленец неэффективно в бизнесе, на самом деле не соответствует действительности. В развитых капиталистических странах есть государственные монополии, в Швеции, например, на алкоголь, могу привести ещё примеры. Ну а пример нашего отечественного космоса, который является коммерчески сверхэффективной структурой, или, например, опыт Китайской Народной Республики говорят о том, что утверждение, что государство неэффективно в экономике, - это, вообще-то, честно говоря, пропагандистский жупел, и не более. Речь идёт о том, чтобы осознанно, не на эмоциях, принимать соответствующие решения. И вот сегодня нашему вниманию как раз и предложен законопроект, который, по мнению фракции ЛДПР, является достаточно важным, я бы сказал, началом большого движения, которое поворачивает государство от бездумного следования трафаретам, которые нам навязываются извне, к реальной научно обоснованной системе управления экономикой государства. Дело в том, что государственная монополия на социально опасные и социально значимые товары - это достаточно общепринятый механизм, который используется во всём мире. Каковы цели государственной монополии, мы же должны понимать, зачем мы это делаем? Ну, первое - это регуляция производства социально значимых и социально опасных товаров. Государство не ночной сторож, государство - это система, которая отвечает за то, как живут люди, и оно не может бросить своих граждан в свободное плавание, это касается и социально опасных и социально значимых товаров. Второе - это контроль. Я согласен со многими выступавшими здесь в том, что контроль за табачной продукцией с точки зрения её опасности на сегодняшний день государство не обеспечивает. Третье - это вопрос наполнения бюджета. Дело в том, что социально значимые товары - это всегда огромный рынок, к тому же со сверхвысокой рентабельностью, и государство не может уйти от этого рынка. Вот здесь Геннадий Васильевич, уважаемейший человек, говорил: "Ну а где деньги взять?" Это же бизнес, он сам себя в этом отношении кормит! Ну и наконец, мы должны сказать о том, что, не поддерживая отечественного производителя, а отправляя прибыль на Запад, мы кормим западных товарищей, но не кормим своих. Что касается медицины. Сразу скажу, что Комитет по охране здоровья дал отрицательное заключение на этот законопроект, но только потому, что он некачественно написан: если сама идея очень правильная, то написано это, на наш взгляд, совершенно неправильно, к сожалению. Так вот, по поводу качества. Ну, если мы боремся с табакокурением, стоит ли говорить о качестве табака - это тоже двоякий такой вопрос, но самое главное, я хочу вас разочаровать: коллеги, наиболее дорогие импортные сигареты, особенно те, на которых написано "лёгкие", "light", - это самые опасные сигареты, они помимо табака содержат много химических добавок. Между прочим, есть исследования как на Западе, так, кстати, и у нас, которые доказывают, что трубочный табак и сигары менее вредны для курильщика - для окружающих они точно так же вредны, - чем, например, сигареты. Теперь перейду к недостаткам этого законопроекта. Мы считаем, что говорить сегодня о том, чтобы ввести пятидесятипроцентное государственное участие, значит перечеркнуть сам смысл, пафос закона. Нельзя быть "немножко беременным": или есть государственная монополия, или нет её, государственной монополии, поэтому мы полагаем, что должна быть нормальная государственная монополия на табак и на вино. Выкуп - ну что за странная идея?! У кого и что мы должны выкупать, когда вводим монополию с соответствующими последствиями? Я вас уверяю, при такой высокой прибыльности этой отрасли наша отечественная отрасль поднимется в две секунды! А эти конторы, те же "Japan Tobacco", "British American Tobacco" и другие, они же существуют у нас, на нашей территории, они просто нашими структурами будут, только деньги не будут уходить неизвестно куда. Конечно, те механизмы, которые предлагаются в законопроекте, ну, честно говоря, не очень продуманные и не очень аргументированные. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект в первом чтении, но мы понимаем, конечно, что во втором чтении его нужно будет хорошенько доработать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич, пожалуйста, вам слово. НИЛОВ О. А. Спасибо, коллеги. Я добавлю только, что не согласен, конечно, с Виктором Фридриховичем, который считает, что рынок - панацея от всего и вся, совершенно забывая об итогах существования вот этого рынка в последние десятилетия. Вот только с табаком и с пивом у нас как раз всё хорошо, а всё остальное мы видим, как нам этот рынок отрегулировал! Для справки могу добавить, что в таких странах, как Китай, Япония, Италия, существует государственная монополия на производство табака, и там никаких проблем ни с качеством, ни с конкуренцией нет. И действительно, не надо здесь передёргивать - это не самолёт, и не космический корабль, и не автомобиль даже! Вопрос только в том, как порубить табак и наполнить им сигаретную трубочку - ах, действительно, какая сложная технология! Давайте не будем рака за камень заводить! Ну а к коллегам я всё-таки обращаюсь с просьбой. Вот представьте себе: сегодня в Конгрессе США некий делегат или несколько делегатов, может быть даже десятков, сотен, вышли бы и сказали: что это такое происходит, почему в Соединённых Штатах Америки, например, в такой-то отрасли, продукцией которой ежедневно пользуются десятки миллионов американцев, производство принадлежит, скажем, России, Белоруссии и Казахстану? Вы представляете, какой был бы политический скандал, какой был бы политический шум?! И вот здесь, коллеги, я прошу вас определиться: если, как вы заявляете, нам объявлена война по всем фронтам, то давайте воевать, а если вы считаете, что война нам объявлена, но воевать не надо, потому что для нас демократические, "либералистические" и прочие ценности превыше всего, тогда так и говорите! Коллеги, я предлагаю дать ответ вот этому Чемберлену Хусейновичу, который сегодня сотрясал воздух в Вашингтоне, дать ответ пока таким лёгким способом, чтобы руководители корпораций завтра пришли к нему и сказали: "Слушай, дорогой товарищ, не много ли ты на себя берёшь? Посмотри, у нас начинаются проблемы в России!" А если вы будете, как говорят мои коллеги, только словами грозить - ну посмотрим, что они ещё придумают завтра! Поэтому я прошу вас, коллеги, прежде всего из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", из "Народного фронта", наберитесь мужества и дайте нам двадцать голосов - больше не надо, дайте нам двадцать голосов, а двести шесть, я уверен, мы с коллегами как-нибудь наберём! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые коллеги! Если мы говорим о том, что надо наводить порядок в отрасли, то я призываю вас по крайней мере подготовить более качественный законопроект, который будет касаться государственного регулирования в сфере производства и оборота табачной продукции. Это потребует в сотни раз меньше средств из федерального бюджета и при этом полностью будет регулировать отрасль и с точки зрения качества, и с точки зрения количества, и с точки зрения присутствия иностранных компаний, если они будут неугодны на нашем рынке, это абсолютно действенный, проверенный рабочий механизм. Это первое. Второе. Очень важный момент - введение механизма минимальных цен, который, с одной стороны, не позволит взвинчивать цены и тем самым не позволит западным корпорациям наживаться (это то, о чём вы говорите), а с другой - не позволит слишком их занижать, чтобы не привести к росту потребления табака и проникновению на рынок некачественной продукции. И последнее, для справки. Мы говорим об уходящих за рубеж доходах - да, западные корпорации получают доход от продажи табака в России, но не забывайте, что в цене каждой пачки сигарет, продающейся сегодня в Российской Федерации, до 70 процентов составляет акциз и эти 70 процентов остаются в бюджете Российской Федерации, поэтому огульно осуждать тех, кто продаёт на территории России табачные изделия, наверное, не стоит, они дают серьёзный доход в наш бюджет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования". По ведению - Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я вот обращаюсь к вашему авторитету. Николай Васильевич, по моему мнению, опрометчиво цитировал должностное лицо иностранного государства, его цитирование не было связано с обсуждением вопроса, и мне хотелось бы, чтобы вы обратились к депутатам Государственной Думы, объяснили, что не надлежит в здании Государственной Думы широко цитировать лидеров государств, которые нам вовсе не дружественны. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, цитирование Николая Васильевича было связано с его критическим отношением к этому высказыванию и к этому должностному лицу, поэтому я посчитал его уместным. (Аплодисменты.) Николай Васильевич, так ведь было, у вас именно такое отношение? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо, спасибо, не надо. Я знаю, что вы можете сказать, вы всегда красиво говорите, иногда много, но всегда красиво. (Оживление в зале.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4363 по 4379 из 5796
6-й вопрос, проект федерального закона "О государственной монополии на производство табачной продукции на территории Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 21 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.