Заседание № 245
О проекте федерального закона № 479905-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения исполнения обязательств застройщиков, а также совершенствования структуры органов управления общества взаимного страхования застройщиков).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом уточняются требования к способам обеспечения исполнения обязательств застройщиков, а также структуры органов управления общества взаимного страхования застройщиков. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, у Правового управления замечаний не имеется. Комитет просит принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по мотивам? Хованская и Хинштейн. Два человека, больше нет желающих? Хорошо. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". По мотивам выступает Галина Петровна Хованская. Пожалуйста, Галина Петровна. Включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, был предложен неплохой законопроект, который был направлен на совершенствование системы взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, и мы с удовольствием поддержали бы этот законопроект, но, к великому сожалению, в нарушение Регламента во втором чтении была изменена концепция: были внесены изменения в два кодекса, которых не было в первом чтении, - в Жилищный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях. Я вам хочу сказать, что принимать законы, которые противоречат пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции, потому что, напоминаю, жилищное законодательство - это предмет совместного ведения, нарушать права субъектов права законодательной инициативы, наших коллег - парламентариев субъектов Федерации, с моей точки зрения, непозволительно: в соответствии со 184-м законом, который регулирует принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, я хочу вам напомнить, если одна треть субъектов высказывается против законопроекта, то образуется согласительная комиссия, и документ не рассматривается даже в первом чтении, но мы такого права субъекты лишили. Я уже не говорю о том, что пренебрегли мнением комитета по жилищной политике, лишив нас и права быть соисполнителями, и права вносить поправки, потому что якобы сроки прошли - мы узнали о таких изменениях совершенно случайно. Я считаю такую практику совершенно недопустимой, и мы, к сожалению, не сможем по этим мотивам поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Извините, что вынужден при ускоренном режиме голосования в наши последние дни вас отвлекать, но слишком принципиальный вопрос мы сейчас рассматриваем. Во-первых, я, как автор этого законопроекта и тех поправок, которые подвергаются постоянной необоснованной критике со стороны коллеги Хованской, хочу сказать, что мы понимали, о чём идёт речь, и эти поправки и этот закон сегодня нужны как никогда, а во-вторых, я хочу ответить на те необоснованные, голословные обвинения, которые слышу не в первый раз. В двух словах, этот законопроект ужесточает требования к застройщикам и устанавливает дополнительные механизмы защиты дольщиков при получении от них денежных средств. Безусловно, взаимоотношения дольщика и застройщика всегда порождают конфликт, потому что люди хотят защищённости своих средств и получения жилья, оплаченного ими, в срок, застройщики хотят минимум контроля и максимум свободы действий. Каждый из нас должен определиться, чьи интересы он защищает. О какой конкретно поправке говорит Галина Петровна, ссылаясь сейчас на нормы Регламента так же, как до этого она ссылалась на якобы отрицательную позицию правительства, ГПУ президента, других комитетов? Всё очень просто и понятно. Одна из существующих сегодня обходных схем, активно используемых застройщиками, - это использование жилищно-строительных кооперативов, которые фактически не являются ЖСК, а являются теми же самыми строительными организациями, а пайщики этих кооперативов по факту являются дольщиками. Наверное, многие из вас знают, что у нас сегодня сложная ситуация с группой компаний "СУ-155": тридцать шесть тысяч человек по всей стране де-юре являются пайщиками. Законопроект, который мы рассматриваем сегодня в третьем чтении, позволит поставить заслон на пути этого, безусловно, коррупционного и недопустимого способа привлечения средств граждан без какого-либо контроля за этими деньгами. Мы распространяем на жилищно-строительные кооперативы те же требования, которые сегодня предъявляются к строительным организациям, привлекающим деньги по долевому строительству. Одна из принципиальных норм - это то, что ЖСК может строить теперь только один дом, потому что когда кооператив, якобы созданный с целью решения жилищных проблем его участников, оказывается застройщиком двадцати высотных домов, - это не кооператив, а строительный бизнес. Уважаемые коллеги, перед уходом на каникулы мы с вами принимаем закон, который позволит поставить ещё один серьёзный заслон на пути нарушения прав и интересов наших граждан, наших дольщиков, сделать так, чтобы они не стали обманутыми. Как человек, занимающийся этой тематикой на протяжении многих лет, я с полной ответственностью заявляю, что этот закон нужен всем, и в первую очередь регионам, которые и настаивали на его принятии. Каждый из нас должен определиться, с кем он, чьи интересы он отстаивает: застройщиков или дольщиков? "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отстаивает интересы дольщиков, и именно поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и, надеюсь, другие фракции поддержат этот необходимый и важный закон. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 32 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 45 чел.10,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел.36,4 % Результат: принято Закон принят.
Галина Петровна, вы точно уверены, что хотите по ведению выступить, а не спорить с Александром Евсеевичем? Микрофон, пожалуйста, включите Галине Петровне Хованской. ХОВАНСКАЯ Г. П. Я хочу сказать, что всю свою жизнь я защищала только граждан Российской Федерации. Это господину Хинштейну. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, спасибо большое, но вам и всем ещё раз повторю: по ведению - это претензии к ведущему в связи с нарушением Регламента.
По ведению - Ольга Николаевна Епифанова. ЕПИФАНОВА О. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По вопросу 10 Епифанова, Селиванов и Четвериков голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 244
О проекте федерального закона № 479905-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения исполнения обязательств застройщиков, а также совершенствования структуры органов управления общества взаимного страхования застройщиков).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект внесён депутатом Хинштейном 25 марта 2014 года, принят в первом чтении 2 июля 2014 года. К законопроекту поступило девятнадцать поправок, из них десять рекомендовано комитетом к принятию, девять - к отклонению. Прошу рассмотреть таблицу поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, и таблицу поправок № 2, рекомендованных комитетом к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У кого есть вопросы по таблице поправок № 1? Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 4 из таблицы поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 22 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо. Уважаемые коллеги, история вопроса очень сложная, потому что на самом деле этой поправкой, а также поправкой 2 вносятся изменения в кодексы, при этом замечу, что ни комитет, который возглавляет Плигин Владимир Николаевич, ни комитет по жилищной политике практически не принимали участие в работе над законопроектом. Вносятся большие изменения в Жилищный кодекс, причём несогласованные, несовершенные, и, в общем-то, во втором чтении меняется концепция, с чем мы согласиться никак не можем. Я могу привести примеры (если у меня есть время): вводится контроль за реконструкцией многоквартирного дома, но требования к нему не установлены, что приведёт к коррупции и правовой неопределённости; определяется контролирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью ЖСК, однако у нас есть закрытый перечень в другом законе - в 214-м законе о долевом строительстве; контролирующему органу предоставляется право получать информацию и документы, причём это не конкретизировано и тоже будет способствовать проявлению коррупции. Кроме того, в проектируемой статье 123-2 предлагается установить контроль за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов ЖСК, что не согласуется со статьёй 20 Жилищного кодекса, - в принципе у нас контроль, в том числе и по этим вопросам, осуществляет жилищная инспекция, нужно хотя бы прочитать то, что на сегодняшний день есть в Жилищном кодексе. Наша фракция будет поддерживать законопроект во втором чтении и в целом, если вот эта поправка будет отклонена, то есть исключена из текста законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Возражения Галины Петровны Хованской по данному законопроекту и конкретно по этой поправке комитетом рассматривались внимательнейшим образом и неоднократно. Комитет считает, что смысл, концепция законопроекта, внесённого депутатом Хинштейном, в первом чтении состояла в прекращении практики создания пирамид в сфере жилищно-строительных кооперативов и защите конституционных прав граждан - права на жильё и права собственности, - и те изменения, которые предлагается внести в Жилищный кодекс, как раз направлены на достижение этой цели. Да, первоначально в тексте этого не было, но в ходе доработки законопроекта стало ясно, что без внесения изменений в Жилищный кодекс цели законопроекта, того, что заложено в его концепции, достичь нельзя. Именно по этой причине комитет поддержал данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 44 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 47 чел.10,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 285 чел. Не голосовало 165 чел.36,7 % Результат: принято Поправка принимается. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, прошу вынести на отдельное голосование поправки 1, 2 и 8 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Я доложу общим блоком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 1, 2 и 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 48 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Пожалуйста, Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемые коллеги, действующим законодательством предусмотрено, что осуществление деятельности застройщика возможно в случае, если застройщик или застрахует свою ответственность перед дольщиками в страховой компании, или заключит договор с единым обществом взаимного страхования, вступит в его члены. Существующая система предполагает фактически монопольное положение единого общества взаимного страхования и не предусматривает возможности создания других обществ взаимного страхования, при этом дополнительные взносы, которые предусматриваются при вступлении в это общество, прямо влияют на стоимость строительства квадратного метра жилья. Более того, это общество фактически учитывает интересы только крупных застройщиков: предусматривается возможность снижать стоимость страхования в случае, если имеется большое количество кредитов, если есть филиальная сеть и так далее, то есть чем крупнее застройщик, тем более льготные условия взаимодействия с единым обществом взаимного страхования для него предусматриваются. Указанными поправками предлагается разрешить функционирование нескольких обществ взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, таким образом будут учтены интересы многих некрупных застройщиков, действующих в том числе в регионах, и у них появится возможность самостоятельно создавать аналогичные общества взаимного страхования. Предусматривается введение целого ряда критериев, по которым такие общества могут быть созданы, например, критерий наличия совокупного собственного капитала всех членов такого общества взаимного страхования в размере не менее чем 1 миллиард рублей. Такая система уже, собственно, функционирует, например, в саморегулируемых организациях, где ответственность строителей или проектных организаций страхуется фактически за счёт компенсационного фонда саморегулируемой организации. Центральный банк, который осуществляет лицензирование обществ взаимного страхования, прислал ответ, в котором подтверждает наличие организационной и технической возможности функционирования нескольких обществ взаимного страхования. Прошу поддержать поправки. Их принятие положительным образом скажется на стоимости квадратного метра - удешевлении его - и снизит монопольные барьеры, которые существуют сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Смысл законопроекта - защита интересов граждан. Если вместо одного будет создано несколько, причём мелких, обществ, то, с точки зрения комитета, это приведёт к возможности проведения очень сложных манипуляций, а ведь именно на борьбу с этим и направлен данный законопроект. Наш комитет категорически против этого предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 23 сек.) Проголосовало за 56 чел.12,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 56 чел. Не голосовало 394 чел.87,6 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 46 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 08 сек.) Проголосовало за 52 чел.11,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4 % Результат: не принято Поправка отклонена. Николай Николаевич, пожалуйста, вам слово. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В случае принятия данного законопроекта во втором чтении комитет просит поставить его в повестку заседания на среду, 1 июля, для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 04 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 243
О проекте федерального закона № 479905-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения исполнения обязательств застройщиков, а также совершенствования структуры органов управления общества взаимного страхования застройщиков).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, Комитет по финансовому рынку просит исключить из повестки дня пункт 40, проект федерального закона № 479905-6, второе чтение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Гончар Николай Николаевич предложил 40-й вопрос снять. Нет возражений? Нет.
Заседание № 179
О проекте федерального закона № 479905-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях обеспечения исполнения обязательств застройщиков, а также совершенствования структуры органов управления общества взаимного страхования застройщиков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
36-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы с вами рассматриваем ещё один законопроект, направленный на решение проблем обманутых дольщиков и наведение прядка на рынке долевого строительства жилья. Напомню, что с 1 января текущего года в России введён механизм обязательного страхования гражданской ответственности застройщиков, в соответствии с которым застройщик обязан обеспечить защиту каждого рубля, вложенного гражданином в строительство жилья, и в случае неисполнения застройщиком своих обязательств средства в полном объёме должны возвращаться гражданам. Мы с вами приняли закон, которым устанавливаются альтернативные варианты страхования: либо обязательное страхование коммерческое, либо некоммерческое, либо банковская гарантия на сумму привлечённых гражданами средств. Мы исходили из необходимости этого механизма как гарантированной системы защиты прав и интересов граждан, как надёжного заслона на пути появления новых обманутых дольщиков, но, к сожалению, жизнь вносит свои коррективы, и мы с тревогой отмечаем, что многие недобросовестные застройщики нашли сегодня лазейки в этой, казалось бы, крепкой обороне, поэтому испытываем в связи с этим определённую тревогу. Дело в том, что законом не были установлены жёсткие требования к страховым организациям, которые вправе заключать договора страхования в пользу граждан, и в связи с этим на сегодняшний день уже на рынке заключено более восьмисот договоров страхования организациями, которые не представляют собой что-либо серьёзное. Более того, тарифы страхования, с учётом которых заключаются такие договора, изначально свидетельствуют о невозможности и о нежелании в дальнейшем эти обязательства исполнять, если наступит страховой случай. Когда страховщик страхует из расчёта 0,15 процента, то это заранее говорит о том, что он ничего возмещать не будет. В связи с этим подготовлен законопроект, которым устраняется эта лазейка, а также вносится ряд других изменений в целях наведения порядка в этой сфере. Мы предлагаем внести изменения, которыми будут ужесточены требования к страховым компаниям, имеющим право осуществлять данный вид страхования, а именно: увеличить требуемый объём уставного капитала таких компаний с установленного сегодня законом объёма в размере 120 миллионов рублей до 240 миллионов; увеличить требования к собственным средствам страховых компаний с определённых законом 400 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей. Кроме того, законопроектом вводится новая структура - наблюдательный совет Общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков. В соответствии с нашим замыслом наблюдательный совет, который будет состоять из представителей Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания, общественности, сможет обеспечить более прозрачную и понятную работу общества взаимного страхования как основного инструментария в части обеспечения прав и интересов участников долевого строительства и стабильности в строительной сфере. Кроме того, предлагается исключить ограничение максимального количества членов общества взаимного страхования, а также обязать Банк России регулярно, не реже чем раз в три месяца, размещать на своём сайте список тех страховых организаций и тех банков, которые по своим критериям отвечают требованиям закона и вправе как страховать права и интересы граждан-соинвесторов, так и выдавать соответствующие банковские гарантии. На законопроект получены положительные отзывы и правительства, и ГПУ президента, и Банка России. Коллеги указали нам на ряд замечаний, все они будут устранены ко второму чтению. Сразу скажу, что ко второму чтению мы рассчитываем ещё сильнее ужесточить требования к страховым организациям и, в частности, ввести требование к величине маржи платёжеспособности. Мы делаем это для того, чтобы вымести с рынка тех, кто не способен и не готов отвечать рублём за чужие и свои собственные грехи. Также ко второму чтению будут значительно усовершенствованы механизм формирования и функции наблюдательного совета общества взаимного страхования. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данную инициативу, которая крайне нужна, и обращаю ваше внимание на то, что, к сожалению, проблема продолжает разрастаться в геометрической прогрессии: на сегодняшний день рабочая группа "ЕДИНОЙ РОССИИ" зафиксировала по стране семьдесят две тысячи пострадавших семей, и если мы своевременно не поставим заслон, то эта цифра будет и дальше возрастать. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев, с места. САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич достаточно подробно изложил суть предлагаемого законопроекта. Комитет по финансовому рынку Государственной Думы предлагает данный законопроект принять в первом чтении, а те небольшие недоработки, которые он содержит, мы планируем устранить во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы? Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Евсеевич, помните, когда мы ещё на площадке Государственной Думы рассматривали данную проблему - был ваш законопроект и был законопроект нашей фракции по обманутым дольщикам, который я представлял, - мы на конкретных документах показывали, что введение системы страхования не решит проблемы, а только приведёт к удорожанию, но вы сумели убедить депутатов в том, что это единственный путь и проблема дольщиков будет решена раз и навсегда. Это было примерно полтора года назад. К сожалению, сегодня вы говорите с трибуны о том, о чём мы вас предупреждали: мы говорили, что так будет, если государство не будет контролировать сферу жилья. Ну вот из ваших же слов следует, что сколько бы мы ни ужесточали контроль за частными структурами, кроме роста налогов на население, застройщиков... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, вы меня спрашиваете об одном, а законопроект - о другом. Если вас интересует, как отразилось введение механизма обязательного страхования на стоимости жилья, то я вам отвечу, лишь повторив то, что говорил в этом зале немногим более года тому назад. Я говорил, что существенным образом введение этого механизма не повлияет на стоимость квадратного метра, - так и получилось: и по договорам коммерческого страхования, и по договорам некоммерческого страхования рост в среднем не превышает полутора-двух процентов, роста цен никто не заметил. Что касается вашего довода о том, что мы не сумели построить стопроцентно эффективную систему, могу вам на это возразить: задача законодателя - постоянно контролировать правоприменительную практику и, видя какие-либо слабые места, находить способы эти слабые места устранять. На сегодняшний день проблема, о которой я говорил с трибуны, ещё непонятна широким массам, на сегодняшний день у нас нет ни одного факта неисполнения договора страхования, но мы понимаем, что подобного рода перспективы есть, и именно для того, чтобы не допустить этого, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" настаивает на своевременном и оперативном принятии данного законопроекта. Когда фракция КПРФ также внесёт какой-то конкретный законопроект, предлагающий необходимые и конкретные меры, а не общий и популистский, я уверен, что мы точно так же будем его рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Евсеевич, вопрос несколько из другой плоскости: скажите, может быть, сегодня стоит ужесточить ответственность, в том числе и органов власти на местах? Сегодня обманутые дольщики становятся таковыми только в силу того, что власти сначала широко рекламируют те или иные строительные компании, тех или иных застройщиков, за руку их водят, так скажем, обнимаются с ними, здороваются, а потом, отворачиваясь от них, просто отворачиваются и от людей, которые становятся жертвами вот этих самых застройщиков. И здесь основная проблема именно в том, что сегодня на местах власти недосматривают, они просто порой закрывают глаза на то, что как грибы растут эти незаконные строения, идёт незаконное строительство, поэтому, может быть, в этой отрасли нужно смотреть и ужесточать в этом направлении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Александр Сергеевич, во-первых, я не могу согласиться с вашим доводом о том, что у нас как грибы растут незаконные объекты, - это не так: за последние несколько лет число обманутых дольщиков в России не возросло, не появилось новых объектов за 2013 или 2014 год. Во-вторых, я не могу с вами согласиться относительно того, что органы власти, как региональные, так и муниципальные, сначала водят застройщиков за руку, а затем от них отмахиваются, закрывают глаза. Напротив, в соответствии с поручениями Президента России, Правительства Российской Федерации все субъекты, на территории которых находятся проблемные объекты, - а в данный момент их насчитывается пятьдесят девять - ведут достаточно активную и реальную работу по завершению строительства этих объектов и обеспечению граждан жильём. Скажу вам для справки, что в настоящий момент в сорока двух субъектах Российской Федерации уже приняты соответствующие законы, обеспечивающие меры социальной поддержки и защиты прав и интересов граждан. Что касается ужесточения ответственности, я согласен с вами: в первую очередь речь должна идти об ужесточении ответственности для недобросовестных застройщиков. Соответствующий законопроект в Государственную Думу мы внесём и в ближайшее время, надеюсь, он будет рассмотрен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Вопрос ещё, да? Депутат Черкасов. Кирилл Игоревич, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И. У нас по страхованию каждый раз возникают коллизии - вспомним ОСАГО, агрострахование. То, что вы сейчас предлагаете, и то, что вы сделали, в принципе абсолютно правильная работа, и, конечно, это необходимо делать, но, перекладывая нагрузку на страховые компании, мы видим, что, если им невыгодно, или они все уходят, или остаются те страховые компании, которые начинают откровенно химичить. То есть как такового элемента защиты не существует, потому что они не перестраховывают эти риски, в результате если, не дай бог, такие случаи произойдут, компания просто-напросто обанкротится - и всё. Какие меры вы предпринимаете, анализируете ли то, какие компании участвуют сегодня в этом, в перестраховании этих вкладов, и правильно ли они это делают? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Кирилл Игоревич, спасибо за вопрос. В настоящий момент тридцать девять страховых компаний в соответствии с критериями, установленными законом, объявили о том, что они занимаются такого рода деятельностью, то есть перестрахование ими уже начато. Что касается вашего опасения, что механизм ужесточения работы страховых компаний приведёт к их оттоку с рынка и, соответственно, к снижению контроля, я не могу с этим согласиться по очень простой причине: закон, который мы приняли год тому назад, устанавливает вариативность принятия застройщиком той или иной схемы обеспечения прав и соблюдения интересов граждан. При этом изначально мы говорили о том, что коммерческое страхование не будет являться основным - основным является так называемое некоммерческое страхование, для чего и создано общество взаимного страхования, я сегодня с трибуны рассказывал про его новый орган - наблюдательный совет. На данную минуту в Общество взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков вошло свыше двухсот застройщиков, совокупно они уже объединяют порядка 45 процентов всего рынка строительства в России, и эта цифра будет и дальше возрастать. И поскольку это некоммерческое страхование и у ОВС нет цели извлечения прибыли, стоимость такого страхования крайне мала, низка, тарифы могут составлять менее 1 процента. То есть механизм защищённости существует, ну а мониторить страховые компании и впредь будет Центральный банк, как регулятор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Михаил Иванович Сердюк. СЕРДЮК М. И. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит данный законопроект, и тому есть масса причин. Одна из них: мы давно не видим перекрытых дорог, всё реже люди выходят на улицы, атакуют здания городских администраций, и этому действительно предшествовала длительная кропотливая работа. Закон, который был нами принят и действует с начала года, действительно оказался несовершенным, и кроме названных проблем, которые Александр Евсеевич только что обозначил, мы увидели ещё одну: Центральный банк оказался не готов работать - не готов был лицензировать, публиковать, и за эти прошедшие полгода на рынке не появилось ни одной страховой компании, которая бы предложила данный вид услуг. Всё это Центральный банк обосновывает исключительно какими-то там регламентами, процедурами, что, конечно же, неоправданно в отношении столь широкого, масштабного, социально значимого вопроса, который затрагивает интересы граждан всех уголков нашей страны. Считаем, что эту работу надо продолжить, тот механизм из предложенных вариантов, который станет наиболее эффективен, надо дальше шлифовать, совершенствовать, поскольку только практика может подсказать, каким образом застройщики смогут в большей степени гарантировать гражданам свою ответственность, и тогда в нашей стране не будет ни одного обманутого дольщика, будут только счастливые новосёлы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я специально взял слово как автор альтернативного законопроекта по вопросу об обманутых дольщиках, о котором, как я уже говорил, я докладывал на третьем Всероссийском съезде обманутых дольщиков здесь, в Москве. Мы получили стопроцентную поддержку дольщиков из разных регионов, всех тех, кого обманули при застройке жилья. Я хочу напомнить, что в этом законе опять как бы перехлестнулись два направления: либеральный курс, который ныне проводится в России, то есть уход государства из экономики, и курс, поддерживаемый не только нашей фракцией, фракцией КПРФ, на усиление участия государства в экономике. Недавно прошёл Московский экономический форум в МГУ, и в рекомендациях, которые там были даны и президенту, и правительству, и нам с вами, чётко записано, что либеральный курс сегодня усилил многие беды, необходимо усиление роли государства. Я вам приведу пример: дирижёр любого оркестра не держит в своих руках инструменты и не хватает за руки скрипача, трубача либо кого-то другого, но он отвечает за игру каждого из них в отдельности и за то, чтобы их общая игра действительно ласкала слух, чтобы была какая-то яркая, красивая мелодия, и если этого нет, то увольняют прежде всего дирижёра. Так вот наша власть в регионах должна играть роль дирижёра, и неважно, бюджетные ли деньги используются для строительства жилья, частные или иностранные инвестиции, - за положение дел в любых вариантах, на мой взгляд, должна отвечать власть! Наверное, Александр Евсеевич немножко подзабыл суть законопроекта нашей фракции, всё-таки время какое-то прошло, и назвал его популистским, но там предложены очень конкретные меры по отбору застройщиков, которые будут брать деньги у дольщиков, там прописаны очень конкретные меры по поэтапному контролю (как в советское время процентовки), там прописаны конкретные меры по поэтапному выделению денег, а не сразу всё, когда, простите, хапнул и исчез, а потом ходят обманутые дольщики к власти, спрашивают, где деньги, а им отвечают: да это же рынок, вы сами виноваты! Я хочу напомнить, что мы многократно пытались контролировать частные структуры в различных сферах, - пока у нас ничего не получилось. Вспомните, сколько раз мы пытались осуществлять контроль за ценами и качеством лекарств, однако до сих пор проблема разрастается, становится всё хуже и хуже! В сфере образования мы тоже всё ужесточаем, ужесточаем, однако здесь, в этом зале, ваши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" говорили, что многие вузы сегодня просто продают дипломы. Вспомните, ушло государство из сферы управления ЖКХ, и 25 миллиардов бюджетных денег, как говорил Медведев, бывший президент, украли, и никто ничего не проконтролировал, и до сих пор, кстати, так и не вернули эти деньги обратно в Фонд содействия реформированию ЖКХ. В банковской сфере мы тоже всё ужесточаем, ужесточаем, однако каждый год говорим, что утекают деньги за границу, пропадают, уходят неизвестно куда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич, будете ещё раз выступать? Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, я ещё раз обращаюсь ко всем депутатам, ко всем фракциям. Хочу, чтобы было правильное понимание законопроекта, который мы обсуждаем и который, безусловно, очень важен. Ни в коем случае нельзя говорить о том, что принятая нами ранее законодательная норма оказалась несовершенной. Она оказалась совершенной и уже дала свои результаты, и то, что сегодня мы не видим перекрытых обманутыми дольщиками улиц, и то, что каждый день у нас люди не берут штурмом здания администраций и недостроенные дома, наглядно это подтверждает, но правоприменитель не стоит на месте, он всегда ищет, образно выражаясь, дырку в заборе, через которую можно со склада украсть консервы. А наша с вами задача, как сторожей, поставленных государством на охрану этого склада, - чтобы каждая появившаяся новая дырка незамедлительно, оперативно латалась, вот мы с вами сейчас эту самую дырку и латаем, устраняя, по сути, последний обходной механизм, который могут использовать недобросовестные застройщики для того, чтобы не выполнять свои обязательства и обманывать людей. Ну а что касается каких-то иных законодательных актов, подготовленных другими депутатами, я вновь призываю своих коллеги из фракции КПРФ или из любой другой фракции: прекратите жить воспоминаниями, начните жить сегодняшним днём и предлагайте конкретные инициативы, а не рассказывайте об инициативах прошлых времён. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 28 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел.36,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я не успел нажать кнопку: по предыдущему законопроекту, пункт 36, - за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо. Прошу учесть.