Заседание № 166

02.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 479805-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части уточнения срока неиспользования земельных участков; внесён Законодательным собранием Ленинградской области).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4091 по 4668 из 7744
Переходим к рассмотрению двух альтернативных законопроектов из блока            
"Экономическая политика". Проект федерального закона "О внесении изменений в    
Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской            
Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного          
назначения" (пункт 9.1 повестки дня) Законодательное собрание Ленинградской     
области просит рассмотреть без участия своего представителя. Проект             
федерального закона с таким же наименованием (пункт 9.2 повестки дня)           
представитель Орловского областного Совета народных депутатов депутат           
Государственной Думы Владимир Дмитриевич Хахичев сегодня утром также просил     
рассмотреть без своего участия. И поэтому с докладом выступает первый           
заместитель председателя Комитета по строительству и земельным отношениям       
Валерий Викторович Панов. Пожалуйста, Валерий Викторович.                       
                                                                                
ПАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроектом, внесённым      
Орловским областным Советом народных депутатов, предлагается сократить срок     
неиспользования земельного участка из земель сельскохозяйственного              
назначения, который является основанием для изъятия и принудительного           
прекращения прав в отношении земельного участка, с трёх до полутора лет.        
Такое сокращение срока представляется нецелесообразным, поскольку полтора       
года - недостаточный срок для организации сельскохозяйственного производства,   
в частности для выращивания растениеводческой продукции с применением системы   
севооборотов, при которой земли могут находиться под незасеянными парами.       
Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит определения       
понятия "неиспользование", а также критериев, позволяющих установить факты      
неиспользования.                                                                
                                                                                
В связи с этим предлагаемая законопроектом мера также представляется            
неэффективной и нецелесообразной. На законопроект поступил отрицательный        
отзыв Правительства Российской Федерации. Законопроект не поддерживают          
комитеты-соисполнители - Комитет по аграрным вопросам и Комитет по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.      
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по строительству и земельным отношениям, как       
профильный, не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе     
отклонить его при рассмотрении в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли вопросы по данным законопроектам? Три у нас        
вопроса, четыре вопроса.                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Журко. Он не на своём месте             
находится, да?                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Черкасову.        
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос к докладчику от комитета. Вы говорите, что комитеты не    
поддерживают и отзывы отрицательные. Сегодня мы видим реальное состояние дел    
на селе, мы видим те процессы, которые там происходят, требования банков,       
требования даже управления сельского хозяйства по предоставлению документации   
для завершения или для подготовки того или иного проекта зачастую там от года   
до двух.                                                                        
                                                                                
Вы здесь упомянули растениеводство, а что же тогда делать тем, кто планирует    
у нас строить животноводческие комплексы и соответственно решать                
продовольственную программу, связанную в том числе с продовольственной          
безопасностью в стране? То есть как им тогда быть, если мы даже не можем        
пойти на то, чтобы продлить для селян на три года эти все процедуры?            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Кирилл Игоревич.                                 
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Викторович, ответ.                                          
                                                                                
ПАНОВ В. В. Откровенно говоря, коллега не совсем разобрался в сути              
предлагаемого законопроекта, который мы обсуждаем, поэтому я хочу напомнить     
глубокоуважаемому депутату, что законопроектом как раз предлагается не          
увеличить, а сократить. Сегодня - три года, а орловские коллеги предлагают      
уменьшить до полутора лет. И поэтому то, что вы сказали в обоснование своего    
вопроса, абсолютно логично. Действительно, за полтора года невозможно не то     
что какой-то крупный комплекс создать, но даже просто земледелием заниматься,   
потому что земля должна отдыхать, должен быть период паров и так далее.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Драпеко Елена Григорьевна, ваш вопрос.                                  
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос как раз противоположный. Дело в том, что в Ленинградской          
области, а возможно и в других областях, существует спекуляция земельными       
участками, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Скупленные у селян   
земельные доли простаивают, не засеиваются, не работают, а администрации        
поселений не могут принять никаких мер. При этом ощутимо падение                
сельскохозяйственного производства.                                             
                                                                                
Поэтому нам представляется, что очень разумно сократить срок отчётности по      
такого рода купленным сельскохозяйственным угодьям. То же, что вы говорите о    
парах, - это неправильно, потому что о парах можно говорить, когда земля        
используется, а речь идёт о тех территориях, которые не используются, которые   
уже заросли лесом и в течение десятилетий выведены из сельскохозяйственного     
оборота, а потом на этом же основании переводятся в земли другого назначения.   
Как вы к этому относитесь?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна.                               
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Викторович.                                                 
                                                                                
ПАНОВ В. В. Большое спасибо, Елена Григорьевна, за хороший вопрос.              
                                                                                
Мы в комитете очень подробно и достаточно активно обсуждали именно ту тему,     
которую вы затронули в своём вопросе. Я в своём докладе кратко уже сказал,      
что нет термина "неиспользование". А оба законопроекта - пункты 9.1 и 9.2, -    
предложенные орловскими депутатами и ленинградскими, говорят о сокращении       
сегодняшних трёх лет до двух или полутора лет. Пусть даже три года, неважно     
какой срок... но как зафиксировать, что земли не используются?                  
                                                                                
Действительно, вы абсолютно правы, по всей стране сегодня много                 
неиспользуемых земель, которые, так сказать, в простонародном плане отвечают    
этому термину "неиспользование", но критериев не предлагается ни в первом, ни   
во втором законопроекте. Это первое.                                            
                                                                                
Второе. Совершенно непонятно... Допустим, мы с вами законом ограничим вот       
этот период, который сегодня три года, - но десять лет не используют - и что    
дальше, извините меня? Вы возьмёте тысячу гектаров? Нет. Крестьяне сегодня,     
имея даже земли - оформленные или неоформленные, - не занимаются земледелием.   
Государству это повесить как обузу? Что дальше? Нужен другой подход. Нужны      
критерии неиспользования. Нужно продумать, как эффективно землю вовлечь в       
оборот, и необязательно, мы считаем, наш комитет, на этой земле заниматься      
земледелием. Смотрите, мы два года имели хороший урожай на зерновые культуры    
- избыток, элеваторы все забиты, зерно в преддверии нынешней посевной у         
крестьян осталось с прошлых лет, вполне резонно они задавали нам, депутатам,    
вопрос: зачем нам ещё сеять, если нам прошлогодний урожай не удалось продать?   
                                                                                
Что вы предлагаете делать с этими землями? Нужно более детально прорабатывать   
вопрос. И я хочу заранее сказать вам спасибо, если вы или ваша фракция          
предложите конструктивный подход к разрешению этой очень важной для нашей       
страны проблемы.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович.                              
                                                                                
Депутат Четвериков Александр Владимирович, ваш вопрос.                          
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемый Валерий Викторович, скажите, пожалуйста, существует ли статистика,    
сколько земель было изъято в результате применения существующей нормы, то       
есть в результате неиспользования более трёх лет? Была, вообще, такая           
практика или это мёртвая норма, которая не работает на самом деле?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович.                          
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Викторович.                                                 
                                                                                
ПАНОВ В. В. У нас нет, к сожалению, таких данных в комитете. Я думаю, что       
если мы с вами воспользуемся своим правом и обратимся в правительство, то       
получим цифры, которые нас тоже не устроят, потому что они будут стыдливо       
малы. Сегодня инструмент, о котором вы упомянули в своём вопросе, Александр     
Владимирович, не работает. Нам даже три года кажутся неэффективным сроком,      
потому что через три года непонятно будет, что делать с землёй, которая не      
используется тем собственником, который так или иначе всё равно является им,    
несёт бремя собственника и не распоряжается своим правом.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович.                              
                                                                                
Депутат Грешневиков Анатолий Николаевич, ваш вопрос.                            
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Интересная позиция у докладчика. Комитет признаёт, что проблема существует,     
что земля действительно у нас зарастает, нет механизма изъятия у                
недобросовестных землепользователей этой земли, нет статистики, а если она      
есть, то плачевная, потому что действительно вряд ли кто сегодня изымает        
неиспользуемые земли. Но существует несколько механизмов. Можно                 
действительно, как предлагают законодатели из субъектов Федерации, сократить    
срок либо повысить налоги для тех землепользователей, которые взяли, купили     
землю, но её не используют. Если они будут повышенные налоги платить, то        
задумаются, каким образом эту землю использовать.                               
                                                                                
У меня в Ярославской области 70 процентов земельных паёв москвичи скупили -     
пшеницу не сажают, коров не пасут, пчёлки там не летают. Это земли под базы     
отдыха, под корты, в общем, для развлечения. А земля не используется,           
зарастает. И не зря крестьяне говорят: женщину обманешь - она родит, а если     
землю обманешь - никогда рожать не будет.                                       
                                                                                
Вот почему ваш комитет против данной инициативы и в то же время не              
разрабатывает механизмы привлечения к ответственности?.. (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич.                             
                                                                                
Валерий Викторович, пожалуйста, ваш ответ.                                      
                                                                                
ПАНОВ В. В. Спасибо, Анатолий Николаевич. Я думаю, что вы, задавая вопрос,      
сами на него ответили.                                                          
                                                                                
Наш комитет законопроекты, поступившие от коллег из Орловской области и         
Ленинградской области, рассмотрел, а в них, как вы заметили (может быть, не     
заметили, если спрашиваете), механизм не заложен. Вы спрашиваете, какой         
механизм наш комитет закладывает. Мы занимаемся этим вопросом в комитете и      
считаем, что действительно должен быть выработан эффективный механизм.          
Спасибо вам за то предложение, которое вы внесли в контексте своего вопроса.    
Может быть, нужно действительно повысить налоги, на сколько? Ну, это уже не     
прерогатива нашего комитета, наверное, есть у нас соответствующий профильный    
комитет, но я, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что мы в комитете будем     
благодарны вам за ту инициативу, которую лично вы как депутат внесёте по        
решению этой проблемы.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Вопросы все заданы.          
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть желающие, трое желающих выступить по данному   
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Депутат Рябов Николай Фёдорович, ваше выступление, пожалуйста.                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Интересная у докладчика прозвучала фраза: зачем нам сеять, когда    
на элеваторах зерна и так выше крыши, девать некуда? Я так понял, что эта       
мысль принадлежит не только докладчику, но и нашему правительству, потому что   
и 20 апреля, когда Владимир Владимирович Путин отчитывался о работе,            
проделанной правительством в 2009 году, подобная мысль тоже звучала. Вообще,    
слышать это очень грустно и смешно одновременно, потому что что такое сеять?    
Конечно, если все хозяйства засевают поля только зерновыми и больше никаких     
культур не возделывают, то, может быть, зерно и в избытке, хотя это понятие -   
зерно в избытке - абсолютно неверное, потому что скотоводство не развивается,   
корма не нужны - отсюда и излишки зерна.                                        
                                                                                
А почему бы не возделывать, например, картофель? Крахмал мы завозим в           
огромных количествах из-за рубежа, перестали вырабатывать его из собственного   
сырья. Свёкла - сахарный песок из свёклы покупается лучше, чем из тростника,    
но также в ограниченных объёмах мы её выращиваем. Попытались возделывать рапс   
на переработку, на горючее, хотя прекрасное пищевое масло из него получается.   
Почему бы и эту ситуацию не использовать? Но я о другом.                        
                                                                                
Вообще, вопрос орловские законодатели поставили верно. Почему? Потому что       
действительно вопрос назрел. Назрел в каком плане? С одной стороны,             
действительно отобрать землю, сократить срок в три года для тех, кто            
занимается сельхозпроизводством, фермеров, честных, порядочных, у тех, кто      
непосредственно вкладывает всю свою силу и энергию в сельхозпроизводство, -     
это неверно по отношению к этим производителям, а если это тот, кто землёй      
владеет для других целей, то возникает вопрос: как быть в данной ситуации? И    
очевидно, правильно орловские депутаты ставят вопрос, и надо искать и           
находить решение.                                                               
                                                                                
В частности, можно привести пример по Нижегородской области. Несколько          
предпринимателей-горожан арендовали земли и возделывают таким способом: в       
одной деревне - в одном году, в другой деревне - в другом году, и получается    
так, что ребята, которые проживают, скажем, в деревне Боровиха, не могут        
приложить свои руки, работать круглогодично и постоянно, то есть находятся      
как бы вне производственного процесса, без работы. Как в данной ситуации быть   
этим селянам, куда им податься, бедным? Очевидно, что перед нами, депутатами,   
стоит очень важная задача - найти оптимальный вариант решения данной            
проблемы, если не сократить, скажем, те сроки, когда сельхозугодья не           
используются, то тогда какие-то другие критерии выработать.                     
                                                                                
Я думаю, что как раз здесь Комитет по аграрным вопросам должен выступить как    
бы в авангарде этого движения и сплотить вокруг себя те умы, тех депутатов,     
которые желают над этой темой работать. И я им желаю всё-таки более серьёзно    
отнестись к тем предложениям, которые поступают из регионов, потому что         
предложения в этом направлении всё-таки поступают, так сказать, от земли, в     
связи с теми проблемами, с которыми постоянно сталкиваются сегодня селяне.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваше выступление.                      
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, проблема с использованием земель есть,     
но то, как здесь пытаются её решить, мягко говоря, не выдерживает никакой       
критики. Конечно, это хороший бизнес: сначала продать, потом отобрать, чтобы    
продать ещё раз, и чем короче срок для отбирания, тем выгоднее. Вот в таком     
виде принимать нельзя.                                                          
                                                                                
Но в то же время говорить о том, что проблема, которая у нас с земельными       
отношениями существует... И к сожалению, создание специального Комитета по      
строительству и земельным отношениям себя не оправдало. У нас земля как         
существовала отдельно от объектов, так она и существует. У нас здание может     
находиться в собственности, может находиться под каким-то другим                
обременением, а земли можно выставить на аукцион (и это заявляют                
специалисты-правовики даже Федерального агентства по управлению                 
государственным имуществом, причём без кавычек, хотя я бы поставил там          
кавычки во многих местах), чтобы у земли под зданием появился другой            
собственник.                                                                    
                                                                                
А что говорить о 528-м постановлении, которое приняло правительство? Наш        
комитет по земельным отношениям хоть что-то сказал, когда ставка аренды         
федеральной земли была поднята по отношению к рыночным ценам от десяти до       
пятисот тридцати восьми раз по некоторым специальным?.. Ничего не сделал        
комитет! Я считаю, что надо разогнать наконец наш Комитет по строительству и    
земельным отношениям, тогда, может, что-то появится.                            
                                                                                
В Земельном кодексе у нас существует огромное количество противоречий. Это      
самый коррупционный на сегодняшний день закон, в котором идут ссылки на         
нормативные правовые акты и законы, которых в природе не существует. Где        
закон о зонировании земель, на основании которого происходит перевод земель     
из одного режима использования в другой? Посмотрите, сколько у нас глав         
администраций ежемесячно сажают за нарушение закона и взятки в части            
земельных отношений!                                                            
                                                                                
Недалеко от Москвы один товарищ губернатор через аффилированные конторы         
скупил все земли, где намечается строительство магистралей, на территории       
всей своей области. Через какое-то время он станет самым богатым человеком. И   
это сплошь и рядом, сплошь и рядом коррупция. Видимо, комитет либо не видит,    
и тогда это не профессионалы, либо видит, но не хочет решать эти проблемы.      
Если бы проблемы с переводом земель решались, выпущены были, работали все       
нормативные акты, объект наконец-то слился бы, так сказать, с земельным         
участком, на котором он находится, вот тогда, возможно, многие вопросы          
удалось бы решить и такие законопроекты не появлялись бы. Тогда у нас           
человек, который имеет собственность, чувствовал бы, что в этом здании,         
здесь, депутаты думают о том, чтобы его частная собственность действительно     
приносила ему радость, а не таскали бы его по судам, когда кто-то захотел у     
него чего-то отнять и сказал: извини, ты купил земельный участок, но ты на      
нём ничего построить не имеешь права, а если построишь сарай, мы у тебя через   
пятьдесят лет его отберём.                                                      
                                                                                
Поэтому вот эти все проблемы земельных отношений... Можно пенять на Москву,     
префектов или каких-нибудь жуликов, на другие властсубъекты, но именно мы с     
вами виноваты, что земельное законодательство написано таким образом, что у     
нас "Речники" должны каждый месяц появляться, что у нас сегодня отобрать        
землю можно легко и непринуждённо. Посмотрите, сколько у нас строек стоит.      
Почему? Не оформлены земельные отношения. Как они оформляются, кто разрешил,    
кто регламентирует это - вот этим должен заниматься комитет. И если бы все      
проблемы, которые сегодня остро стоят, а они стоят не первый год, эти           
проблемы, решались комитетом, тогда, наверное, такие законопроекты субъекты     
не вносили бы.                                                                  
                                                                                
Естественно, фракция не будет голосовать за этот законопроект. Но тем не        
менее хотелось бы отметить, что качество работы комитета по земельным           
отношениям над проблемами, которые существуют, не выдерживает никакой           
критики, не решена ни одна проблема, и сегодня работа комитета поощряет         
коррупцию по всей стране. Я считаю, что надо принимать какие-то кардинальные    
меры. Нельзя ссылаться в действующем уже несколько лет Земельном кодексе на     
закон, который до сих пор не разработан и не принят, я говорю о законе о        
зонировании территории. Мы впрямую толкаем глав администраций районных на       
коррупцию, потому что они лично принимают решение, переводить земельный         
участок или не переводить, как переводить. И все аукционы, которые там          
проходят, тоже липовые.                                                         
                                                                                
И с другой стороны, жилищное строительство сегодня - только аукционы, никаких   
конкурсов с понижением цены стоимости метра тоже нет. Этим надо заниматься,     
тогда не будут возникать законопроекты, которые будут говорить о проблемах,     
реально существующих, но предлагать подходить к этим проблемам через запасной   
выход. По прямому пути надо идти. Если бы были честные депутаты в Орловском     
областном Совете и было бы большинство ЛДПР, они честно сказали бы, что         
Государственной Думе надо сделать такие-то, такие-то законопроекты, потому      
что иначе никаких действий нормальных не будет, будет процветать коррупция,     
земли будут стоять пустыми, на них будет расти бурьян, и не потому, что         
человек не хочет сажать. У нас самые большие земельные ресурсы в мире. И что    
мы тут упираемся? Если выгодно собственнику построить фабрику,                  
перерабатывающую сельскохозяйственную продукцию, пускай строит фабрику,         
перерабатывающую сельскохозяйственную продукцию, сельхозпроизводители скажут    
ему спасибо.                                                                    
                                                                                
Правильно здесь говорили, что некуда сдавать зерно. Почему? Да потому что       
появляется переработчик сельскохозяйственной продукции - для него никаких       
приоритетов нет, земельные отношения он решить не может, а ещё придёт товарищ   
из налоговой инспекции и будет пытаться его обанкротить. Ну, обанкротит ещё     
десяток сельхозперерабатывающих предприятий, тогда вообще сельхозпродукцию      
никто не будет... Зерно же нельзя есть, вы понимаете, в этом проблема, нельзя   
прийти на элеватор, насыпать мешок зерна, принести домой, сесть и кушать его.   
Это зерно надо переработать на хлебозаводе, надо переработать на мукомольной    
фабрике, из него пирожки испечь, хлеб испечь. А эти предприятия у нас           
кто-нибудь строит? Никто не строит. А попробуйте переведите... У нас при        
переизбытке сельхозземель страшный дефицит земель поселений, потому что         
невозможно перевести, только за большие деньги, страшный дефицит земель под     
промышленное производство. И попробуй переведи: там дай, там дай, там дай, а    
ещё проведи общественные слушания. И процедура затягивается, наверное, на       
три, четыре года, пять лет. А если мы через полтора года землю отнимем, у нас   
вообще всё встанет, ничего не появится никогда. Вот об этой проблеме хотелось   
бы услышать от комитета, а не о том, что нельзя через полтора года отнимать.    
Согласны, нельзя, но решать другие проблемы-то надо.                            
                                                                                
Посмотрите, сколько у нас земель стоит. И в 90 процентов случаев это потому,    
что люди не могут использовать эту землю, являясь её собственниками, по тому    
назначению, по которому они хотят. Можно вводить какие-то сервитуты на          
определённые категории земель, ограничивать права пользования, но правила       
игры должны быть понятны, а не так: иди договорись с тем, а потом с тем, а      
потом с тем. А у нас действует уже много лет такая система. И мы пока здесь     
не примем нормальные, прозрачные, понятные всем правила игры, постоянно будет   
коррупция, постоянно будут убийства. Посмотрите, у нас убийства мэров городов   
и так далее так или иначе всё равно связаны с земельными отношениями. Ну        
подумайте о своём народе! У нас жилищная программа - где будут жильё строить?   
У нас вокруг городов сотни тысяч гектаров земли, а земли для того, чтобы        
построить, нет, дефицит. Ну нельзя, что ли, перевести эти земли?!               
                                                                                
Уже в развивающихся странах посмотрите что делают. Ханой: посчитали, что        
столицу перестраивать и реконструировать невыгодно, - присоединили земли        
поселений, сельскохозяйственные земли к Ханою, государство проложило            
коммуникации, дороги и так далее, выставило на льготных условиях, чтобы         
застройщики построили новую, современную часть города. У нас что? У нас за      
каждый клочок земли война идёт и сплошная коррупция.                            
                                                                                
Поэтому ещё раз: считаю, что проблема есть, и это не одна проблема, и           
постоянно к нам будут приходить всякие законопроекты из субъектов. Надо         
честно признать, что мы с вами недорабатываем, и менять земельные отношения     
надо быстро, иначе мы с вами попадаем в тот круг, который, к сожалению, никак   
нам не удаётся порвать, несмотря на то, что, наверное, редкий чиновник у нас    
сегодня не борется с коррупцией, постановления издают, комиссии создают, сами   
с собой мы все усиленно... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Депутат Четвериков Александр Владимирович, ваше выступление.                    
                                                                                
ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! В последнее   
время мы видим множество вот таких законопроектов. Это, прежде всего, сигнал    
беспокойства, сигнал о том, что вопрос с землёй нужно решать. Любому            
человеку, связанному с российской землёй, с сельским хозяйством, это понятно.   
                                                                                
Действительно, когда проезжаешь наши бескрайние поля и видишь, как они          
зарастают, выходят из оборота, - а введение их снова в оборот будет крайне      
проблематично: и сложно, и очень дорого, - то сердце обливается кровью.         
Смотреть на это больно. Отсюда и рождаются вот такие законопроекты.             
Безусловно, данный законопроект не будет иметь практических последствий.        
Принятие законопроекта не приведёт к серьёзной революции на земле, но тем не    
менее земельный вопрос решать крайне необходимо.                                
                                                                                
Давайте рассмотрим вот такой парадокс: казалось бы, Россия - одна из            
богатейших в плане земельных ресурсов стран, мы обладаем 196 миллионами         
гектаров сельскохозяйственных угодий, в то же время обрабатываем мы сейчас не   
более трети - порядка 50 миллионов гектаров сейчас находится у нас в обороте.   
И при этом мы имеем с этих 50 миллионов гектаров при урожайности в пять раз     
ниже среднеевропейской (а именно: примерно 20 центнеров с гектара) полную       
обеспеченность продовольственной безопасности государства, которая у нас        
составляет порядка 70-80 миллионов тонн (это ежегодная потребность нашей        
страны) плюс 25-30 миллионов тонн мы реально можем экспортировать (это всё,     
на что способна на сегодняшний день наша транспортная логистика и система       
экспорта). Вот это всё обеспечивается этими 50 миллионами гектаров земли.       
Значит, так или иначе - от простейшей математики здесь никуда не уйдёшь, -      
если необходимо для обеспечения продовольственной безопасности и экспортных     
возможностей не более 50 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель,        
прежде всего пашни, а мы имеем практически 196 миллионов, то у нас более 100    
миллионов гектаров не могут по экономическим соображениям на сегодняшний день   
и в перспективе ближайших нескольких лет находиться в обороте. Это              
серьёзнейшая проблема, которую необходимо решать.                               
                                                                                
Да, действительно, земельная реформа застряла. Законы, которые принимались в    
начале 2000-х годов, в 2001-2002 годах, с тех пор практически не получили       
развития, а на земле есть действительно масса серьёзных проблем. Какие это      
проблемы? Они известные, понятные: это возможность выделения земли из           
земельных долей и дальнейшая её государственная регистрация, это ухудшение      
плодородия почв и вывод земли из оборота, это налогообложение и, конечно же,    
создание единого государственного земельного кадастра, который, для справки,    
в европейских странах, например в Шотландии, был создан ещё в XI веке. Сейчас   
уже XXI век - нет в России единого земельного кадастра.                         
                                                                                
Все эти проблемы давным-давно назрели. Возможно ли их решение? Конечно же,      
возможно, варианты решений этих проблем есть. В России достаточно               
специалистов по земельным отношениям в сельском хозяйстве, и, на мой взгляд,    
тем, кому сегодня принадлежит власть, вам, уважаемые коллеги, - я обращаюсь к   
нашим, в общем-то, соратникам по Государственной Думе, которые контролируют     
на сегодняшний день большинство голосов, - необходимо создать комиссию по       
земельным отношениям и начать решать эти вопросы.                               
                                                                                
Существуют простейшие механизмы, например земельный налог, который давно        
необходимо было увеличить в несколько раз, но не просто увеличить, обложив      
крестьян этим налогом, а создать так называемый земельный фонд, куда будут      
поступать средства от земельного налога и откуда в свою очередь эти средства    
будут идти на прямое дотирование сельскохозяйственного производства с учётом    
объёма произведённой продукции. То есть мы получаем, по сути дела, такой        
механизм, который, с одной стороны, поддерживает реального                      
сельхозпроизводителя, а с другой стороны, лишает возможности спекулянтов        
использовать все эти хорошо нам известные схемы. И заодно таким образом мы      
получим реальную возможность без ущерба для государства поддержать              
сельхозпроизводителя. Ведь есть этот механизм, он понятен. Почему этот          
механизм не предлагается и не принимается? Мне, например, трудно понять,        
почему это происходит.                                                          
                                                                                
У нас в России, в нашей системе государственного управления не существует, по   
сути дела, органа, который отвечает за земельные вопросы. Земля - это           
основной вопрос, это вопрос самого масштабного значения, который только может   
быть в государстве, это то, что определяет территорию, то, что определяет       
благополучие, то, что само по себе является составляющей частью государства.    
Крайне необходимо создать государственную корпорацию по управлению земельными   
ресурсами. И, хотя последний опыт деятельности государственных корпораций       
показал их частичную несостоятельность, в земельном вопросе это необходимый     
инструмент. Например, в таких государствах, как Франция, Германия,              
Великобритания, существуют государственные организации, которые занимаются      
именно земельными вопросами.                                                    
                                                                                
Вот такой вопрос, как кадастр земельный. Ну не может решить на уровне           
субъекта Федерации такая, например, область, как Курская или Орловская,         
вопрос с кадастрированием земель. Здесь должно решать федеральное               
правительство. Должна быть создана корпорация, которая будет задавать           
динамику на рынке земли, ведь в том числе существует огромная потребность в     
продовольствии, производство которого определяется состоянием земельных         
ресурсов. Как мы знаем, в мире более миллиарда человек голодают. И этот наш     
потенциал, наше богатство, наши 120 миллионов гектаров земли, которые не        
обеспечивают на сегодняшний день нашу продовольственную безопасность, реально   
являются избыточными, избыточным нашим богатством, можно ввести в оборот,       
создать особый режим, например такой, как режим экспортных земель, когда        
приглашаются иностранные инвесторы, создаётся особая экономическая земельная    
зона и в пределах этой зоны допускаются иностранные инвестиции, а продукция     
идёт исключительно на экспорт. Есть и целый ряд других механизмов.              
                                                                                
Я призываю вас, уважаемые коллеги, обратить внимание на земельный вопрос,       
создать в обязательном порядке на уровне Государственной Думы                   
специализированную комиссию, активизировать деятельность в вопросах,            
связанных с земельной реформой, и, в общем-то, звонить во все колокола. Село    
давно ждёт нашего участия. Российская земля давно ждёт своего хозяина - нас,    
россиян, на нашей родной земле.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович.                          
                                                                                
Полномочный представитель президента не желает выступить? Представитель         
правительства также не желает. Заключительное слово необходимо содокладчику?    
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Панову Валерию Викторовичу.             
                                                                                
ПАНОВ В. В. Я хотел бы поблагодарить всех выступивших и всех, задавших          
вопросы. Действительно, проблема сегодня в стране существует, и надеюсь, что    
общими усилиями мы сможем эту проблему решить. На её решение потребуется,       
конечно, не один год, и хотелось бы призвать сегодняшних активных участников    
к сотрудничеству в решении этой проблемы. Приглашаю вас к работе.               
                                                                                
А в целом два законопроекта по названным мною ранее причинам не                 
поддерживаются нашим комитетом, их не поддерживают также и                      
комитеты-соисполнители, и поэтому, уважаемые коллеги, хочу призвать вас не      
поддерживать оба законопроекта и отклонить при рассмотрении в первом чтении.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставятся на голосование два альтернативных законопроекта.   
Первый - пункт 9.1, проект федерального закона "О внесении изменений в          
Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской            
Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного          
назначения". Кто за данный законопроект? Прошу голосовать.                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)                    
                                                                                
Пункт 9.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный         
кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и          
Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Кто     
за данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идёт голосование.)                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты рейтингового голосования по пункту 9.1.        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               21 чел.4,7%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     22 чел.                                          
Не голосовало                 428 чел.95,1%                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты рейтингового голосования по пункту 9.2.        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               24 чел.5,3%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     25 чел.                                          
Не голосовало                 425 чел.94,4%                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской            
Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного          
назначения" из пункта 9.2, набравший наибольшее количество голосов. Кто за      
данный законопроект? Прошу определиться голосованием.                           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 41 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               12 чел.2,7%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     13 чел.                                          
Не голосовало                 437 чел.97,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.