Заседание № 214
25.02.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 479281-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2062 по 2255 из 7837
10-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Дмитрия Вячеславовича Костенникова. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! 30 апреля 2009 года в городе Панаме был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Договор имеет целью регламентировать российско-панамские отношения в вопросах оказания правовой помощи в указанной сфере. Заключение договора направлено на укрепление международно-правовой базы двустороннего сотрудничества, а также на защиту прав и законных интересов российских граждан. В соответствии с договором правовая помощь по уголовным делам оказывается, если деяние, в связи с которым поступил запрос об оказании правовой помощи, является уголовно наказуемым согласно законодательству каждой из сторон. В отличие от большинства других договоров Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам в договоре содержатся положения, регламентирующие сотрудничество по вопросам установления местонахождения орудия преступления и доходов от преступления, а также принятие в отношении их соответствующих мер. Договор содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. В частности, в подпункте 4 пункта 1 статьи 6 договора предусматривается отказ в оказании правовой помощи в случае, если запрос касается преступления против военной службы, которое не является преступлением по общему уголовному праву, что не соответствует уголовному законодательству Российской Федерации, но соответствует договорной практике с государствами Латинской Америки. В договоре также имеются нормы, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Например, в пункте 1 статьи 14 закреплены гарантии безопасности лица, явившегося по вызову в компетентный орган запрашивающей стороны. Такое лицо независимо от его гражданства не может быть подвергнуто уголовному преследованию, аресту либо иным ограничениям личной свободы на территории этой стороны за совершение деяния или на основании приговоров, имевших место до его въезда на территорию запрашивающей стороны. В этой связи договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации". Принятие федерального закона о ратификации договора не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Реализация договора не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Хотелось бы также отметить, что Панама, будучи демилитаризованным государством, проводит сбалансированную внешнюю политику, основанную на Конституции, в которой закреплён принцип нейтралитета. Российско-панамские отношения как в политической, так и в экономической сфере имеют тенденцию к устойчивому поступательному развитию. В Панаме имеются представительства ряда российских частных фирм с участием российского капитала, которые действуют в сфере транспорта, торговли и сервисного обслуживания техники. В последнее время в Панаме активизировало деятельность ФГУП "Рособоронэкспорт". Развивается сотрудничество между нашими странами по линии энергетики. Российские предприниматели постепенно закрепляются на местном финансовом рынке. Определённый интерес к панамскому рынку начал проявлять российский региональный бизнес. В связи с этим полагаю, что у Государственной Думы есть все основания принять федеральный закон о ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Панама в первом чтении. Хотел бы также добавить, что со стороны Панамы данный договор уже ратифицирован и соответствующий закон уже опубликован. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Геннадьевич Назаров сделает содоклад от Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Пожалуйста. НАЗАРОВ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, основной докладчик достаточно подробно объяснил суть договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам, который планируется заключить между Российской Федерацией и Республикой Панама. Договор направлен на укрепление нормативно-правовой базы двустороннего сотрудничества в уголовно-правовой сфере, а также на защиту прав и законных интересов граждан наших государств. Целью договора является регламентирование российско-панамских отношений по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам. Договором определены обязательства по оказанию правовой помощи, объём правовой помощи, форма и содержание запросов, основания для отказа в правовой помощи и её отсрочки. В целях обеспечения сотрудничества сторон договором определены центральные и компетентные органы. Со стороны Российской Федерации центральными органами будут являться Министерство юстиции и Генеральная прокуратура, со стороны Панамы - Министерство внутренних дел и юстиции. Необходимо подчеркнуть, что отличительной особенностью данного договора является статья 18, закрепляющая сотрудничество сторон в вопросах, касающихся установления местонахождения орудий преступления и доходов от преступления, а также принятия в отношении их соответствующих мер. Договор подготовлен с учётом современной договорной практики и международных стандартов. 19 ноября 2010 года Республика Панама уведомила Российскую Федерацию о выполнении ею внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу. Правительством Российской Федерации данный договор поддерживается. Комитет Совета Федерации по международным делам в своём заключении также считает необходимым поддержать данный законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по данному проекту не имеет. С учётом всего вышеизложенного Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает Государственной Думе поддержать данный законопроект и ратифицировать соглашение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемый Андрей Геннадьевич, задержитесь на трибуне, я, прежде чем вы будете отвечать на вопросы вместе с Дмитрием Вячеславовичем, хочу уточнить: Дмитрий Вячеславович оговорился, когда сказал, что он предлагает принять законопроект в первом чтении? Я посмотрел документы, и из вашего выступления следует, что мы... Видимо, оговорился, да? То есть мы сегодня принимаем закон? Всё понятно. Потому что у нас есть процедура, когда мы можем действительно рассматривать в первом, во втором и в третьем чтениях, но я думаю, что это была оговорка. Понятно. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть один вопрос, одна рука. Подводим черту. Депутат Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. У меня, честно говоря, целых два вопроса, и абсолютно конкретных. Уважаемый Дмитрий Вячеславович, первый вопрос связан с тем, что Панама является оффшорной зоной, и соответственно скажите, не помешает ли это реализации данного договора, особенно в вопросах уголовных дел экономического характера? И второй вопрос. Всем известно опять же, что экономика Панамы базируется в том числе и в первую очередь на регистрации судов под флагом страны, и по всему миру, как следствие, плавают суда под флагами Панамы. Вот например, если китайские браконьеры будут задержаны под панамским флагом в наших территориальных водах нашими пограничниками, то сможем ли мы по этому договору привлечь каким-то образом их к уголовной ответственности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Геннадьевич, вы можете присаживаться, потому что, я так понимаю, оба вопроса адресованы Дмитрию Вячеславовичу. Если у вас будет желание что-то добавить, поднимете руку, я вам дам возможность. Пожалуйста. КОСТЕННИКОВ Д. В. Спасибо. Что касается вопроса в отношении того, что Панама признана государством, являющимся оффшорной зоной. В настоящее время действительно Панама внесена в этот список. Вместе с тем она активно сотрудничает с государствами - членами ОЭСР и стремится присоединиться к данной конвенции, в связи с чем также в настоящее время работает над своим законодательством в целях последующего принятия мер для исключения из этого списка. Поэтому поступательное, так сказать, сотрудничество на международной арене, доработка внутреннего законодательства осуществляется и создаются соответствующие условия. Что касается того, что Панама является государством, регистрирующим большое количество судов под своим флагом, то в данном случае договор направлен как раз на защиту интересов Российской Федерации, связанных с тем, что и многие российские суда также ищут, так сказать, прибежище под этим флагом. Настоящий договор не рассматривает вопросы привлечения к уголовной ответственности, он направлен на получение доказательств и обеспечение производства по уголовным делам. Что касается того, чтобы в дальнейшем иметь возможность экстрадировать соответствующих лиц с территории Панамы, то это дело будущего и вот в этом направлении необходимо договорно-правовую базу развивать и дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Геннадьевич, нет нужды добавить что-то? Нет. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5937 по 5954 из 7837
Пункт 10, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам". Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 04 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принято.