Заседание № 153

17.10.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 478277-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4568 по 5176 из 5504
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты      
ежемесячного пособия по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет".              
Докладывает Олег Анатольевич Нилов.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Олег Анатольевич.                                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Доклад будет самым      
коротким. Мы вчера только рассматривали подобную инициативу, речь шла об        
увеличении страхового срока декретного отпуска в связи с рождением детей. Это   
связано с проблемами, которые мы вчера подробно обсуждали, с очередями в        
детские дошкольные учреждения, с другими сложностями. Мы с коллегами думаем     
об одном и том же и предлагаем принять соответствующее решение в части          
увеличения этого отпуска с полутора лет до трёх.                                
                                                                                
Не буду повторять, вчера подробно это обсудили. Предлагаю поддержать этот       
законопроект либо, в крайнем случае, принять другое решение, о чём я тоже       
много раз говорил. Если есть какие-то юридико-технические нестыковки,           
недоработки, предлагается поручить профильному комитету - одобрив вот так, на   
словах хотя бы концепцию, идею законопроекта - разработать новую редакцию       
законопроекта на эту же тему и представить на рассмотрение палаты.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
С содокладом выступает председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и        
детей Тамара Васильевна Плетнёва.                                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект очень сложный, хотя на первый взгляд кажется,   
что, дескать, ну давайте просто увеличим срок выплаты до трёх лет, да и всё.    
Вносятся изменения в три больших закона: в закон о пособиях гражданам - это     
закон № 81-ФЗ, в закон "Об основах обязательного социального страхования" и в   
закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной               
нетрудоспособности...". Вы скажете, кто же будет против, чтобы выплаты          
подольше делать? В законопроекте перечислены все категории женщин, которые      
должны будут получать пособие по уходу за ребёнком, а сегодня получают до       
достижения детьми возраста полутора лет, здесь очень много категорий: это и     
студентки, это и нотариусы, это и служащие и так далее. У вас есть текст        
законопроекта - посмотрите, я не буду перечислять все эти категории.            
                                                                                
Почему в три закона вносятся изменения? Потому что выплаты ведутся из           
региональных бюджетов, а кроме того, из Фонда социального страхования. Мы       
посмотрели, сколько потребуется на это средств, - 236,8 миллиарда рублей,       
причём это региональные выплаты.                                                
                                                                                
Таких законопроектов вносилось уже несколько, и каждый раз практически при      
принятии бюджета мы говорим про это, вносим поправку, что нужно увеличить       
срок выплаты пособия, потому что у нас детские сады есть, а яслей нет.          
Ребёнка в три годика уже можно устроить в детский сад, и хорошо, что в          
последние годы их очень много построено, а вот яслей, надо сказать, нет,        
яслей не хватает, есть ясельные группы, но их тоже не хватает. Поэтому у мамы   
должна быть возможность выбрать: или на работу идти, оставив ребёнка с          
кем-то, или получать пособие. Идея просто прекрасная! И вы знаете, я            
удивилась: это даже регионы поддержали - 27 за и только 33 против, то есть      
примерно одинаково. Но правительство не поддерживает, ГПУ не поддерживает,      
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает, у нашего       
Правового управления очень много замечаний.                                     
                                                                                
Докладчик предложил: может быть, наш профильный комитет возьмёт и что-нибудь    
переделает? Да хоть как переделывай, нужно много денег. Я голосовала за, вы     
понимаете, но всё упирается в деньги, которых нет на сегодняшний день,          
поэтому комитет принял решение отклонить этот законопроект.                     
                                                                                
Здесь есть один вопрос, который... Действительно, надо нам подумать: одно       
дело, когда пособие получает женщина, которая проработала два года или даже     
год и родила ребёнка, - она может получать из Фонда соцстраха, и другое дело,   
если она не работала нисколько - тогда она из Фонда соцстраха получить не       
может, а рожают и очень молодые, которые ещё не работали, тут нам надо          
подумать в комитете.                                                            
                                                                                
Ну а ещё раз вносить законопроект... Давайте лучше тогда в бюджете сделаем      
поправку, так как правительство нам пишет: да, тема актуальная, но не указано   
в финансово-экономическом обосновании, где взять деньги. Это правительство      
должно их искать, но оно пока их искать не собирается.                          
                                                                                
Вот на ваше усмотрение. Ещё раз говорю, я голосовала за, Кулиева, фракция       
ЛДПР, голосовала за, но "ЕДИНАЯ РОССИЯ"... Мы, все женщины наши, всё            
прекрасно понимаем, это закон нужный, но денег нет. Всё.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, у меня вопрос о связи принятого недавно закона о    
повышении пенсионного возраста и этого законопроекта - как вы думаете, после    
повышения пенсионного возраста количество женщин с детьми в возрасте от         
полутора до трёх лет, нуждающихся либо в пособии, либо в месте в детском        
саду, увеличится или уменьшится?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову Олегу Анатольевичу включите микрофон.     
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я считаю, что, несомненно, проблем прибавится, потому что часть     
бабушек вместо того чтобы заниматься воспитанием внуков, правнуков, вынуждена   
будет ходить на работу дополнительно пять лет. А значит, у тысяч и тысяч        
детишек, к сожалению, не будет возможности ни ходить в ясли, ни быть на руках   
у бабушки, будут просто с мамой до трёх лет или до тех пор, пока не появится    
место в яслях или в садике, они не будут обузой, ни в коем случае, но это       
может быть дополнительной проблемой, которую будет решать только семья.         
                                                                                
Я для справки скажу, что количество детишек, самых маленьких, для которых нет   
места в яслях, которое должно быть обеспечено государством, гарантировано       
государством, только увеличивается, эта цифра сегодня, по официальной           
статистике, составляет 230 тысяч, два года назад было 190 тысяч, то есть эта    
цифра растёт. Ну и простые математические расчёты показывают, что для того,     
чтобы вот этих 200-250 тысяч детишек обеспечить местами в яслях, потребуется    
сумма, возможно, большая, чем стоимость этого законопроекта.                    
                                                                                
В любом случае, я считаю, правительству необходимо будет найти деньги, но       
либо найти деньги сейчас, чтобы сразу снять проблему, либо всё равно находить   
деньги, начинать новое строительство, а проблема будет оставаться,              
неудовлетворённость сотен тысяч родителей и бабушек будет расти. Если не        
принимать сегодня такое решение, тогда всё равно нужно находить деньги в        
бюджете и в ближайшее время ликвидировать эту очередь в ясли, в детские сады    
тоже.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите.                                        
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Я хотела бы добавить. Да, вопрос в самую точку, потому что       
многие молодые мамы рожают сегодня потому, что есть кому с ребёнком посидеть,   
это с одной стороны.                                                            
                                                                                
С другой стороны, хочу сказать о положительном: правительством в рамках         
Десятилетия детства выделена большая сумма средств, точно сейчас не помню, но   
свыше 60 миллиардов, на строительство детских яслей. Но, если посмотреть,       
сколько ребятишек маленьких болеет в детских садах, яслях... Не все мамы        
могут, хотят туда отправлять своих детей или, если отправят, они будут сидеть   
на больничном. Поэтому тут правительству, конечно, надо, в этом я согласна с    
Ниловым, посчитать, и, может быть, вполне реально будет обеспечить пособиями.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня, вообще, вопрос не к коллегам Нилову и Плетнёвой - с позициями           
понятно, - у меня вопрос к представителям Президента Российской Федерации и     
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Что касается правительства, мы с вами, коллеги, прекрасно знаем, что без        
благословения правительства ни один законопроект в Государственной Думе, как    
правило, не принимается. Кроме того, президент внёс инициативу о разработке     
национального проекта по демографии, это президентский проект, поэтому у меня   
к вам вопрос: скажите, пожалуйста, при профиците в 8 триллионов рублей в 2019   
году мы что, не можем найти 236 миллиардов рублей на то, чтобы платить          
пособия женщинам до достижения ребёнком возраста трёх лет?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, хотя не совсем по Регламенту, я всё-таки...           
Поскольку вопрос последний сегодня, кто начнёт?                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, за представителей правительства и президента вы      
точно не можете ответить.                                                       
                                                                                
Гарри Владимирович, вы что-то можете на эту тему сказать?                       
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, я понимаю, что была задача этим вопросом увести несколько   
в сторону обсуждение конкретного законопроекта... Вопрос связан с               
формированием бюджета, и, конечно же, те предложения, которые вносят            
отдельные депутаты, направленные на такой вариант повышения мер социальной      
защиты, абсолютно не связаны с логикой бюджетного процесса. Вы знаете,          
уважаемые коллеги, что сейчас в Государственной Думе находится проект           
бюджета, внесённый правительством, на 2019 год и на последующие два года, и в   
процессе его анализа у вас есть возможность самим поискать ответы на эти, я     
сказал бы так, в чём-то риторические вопросы применительно к конкретной         
законодательной инициативе. Повторюсь, вопрос носит риторический и немного      
отвлекающий характер, поэтому, Вера Анатольевна, поработайте с проектом         
бюджета.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Александр Юрьевич, что-то добавить можете?                                      
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз хотел бы напомнить, что     
всё-таки Регламент Государственной Думы не предполагает вопросов полномочным    
представителям президента или правительства, поэтому нужно всё-таки какое-то    
решение принять по этому поводу, потому что периодически у нас эти вопросы      
возникают.                                                                      
                                                                                
Но раз вопрос прозвучал, я хотел бы дополнить то, что сказал Гарри              
Владимирович. Есть официальное заключение Правительства Российской Федерации    
по этому поводу, в котором обращается особое внимание на то, что именно         
авторы законопроекта, руководствуясь статьёй 83 Бюджетного кодекса, должны      
были указать источники финансирования тех дополнительных выплат, которые        
предлагается установить. Правительство обращает внимание, что этого не было     
сделано, даёт отрицательное заключение. Напомню ещё раз, что согласно           
финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона на его       
реализацию в 2018 году, по мнению авторов, потребуется 236,8 миллиарда          
рублей, а в 2019 году - 243,7 миллиарда рублей. Как вы понимаете, деньги        
весьма и весьма существенные.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич.                               
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Юрьевич, вот так нам всегда и пишут из       
правительства. Просьба к вам (я понимаю, вы по Регламенту не должны отвечать    
на вопросы) попросить министров, чтобы они вот на такие вопросы не писали       
депутатам: ищите источники доходов. Это их, министров, задача. Мы ещё пишем     
поправки к бюджету, а они уже всё, уже готовы, Минфин всё сверстал, - это       
пустые разговоры!                                                               
                                                                                
И ещё: Вера Анатольевна, это всё-таки деньги, которые будут выплачивать         
регионы, поэтому ну никак нельзя на них сейчас перекладывать всё это.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Прошу иметь в виду, что нам         
желательно в районе 14 часов завершить заседание.                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Уважаемые коллеги, уважаемый президиум! Не мог не выступить     
сегодня. Я вчера уже говорил об этом: нельзя сваливать всю вину,                
перекладывать ответственность на правительство, которое занимается              
распределением денег, или на президента, который формирует политическую волю.   
Мы всё-таки должны более детально подходить к проработке законопроектов -       
если есть закон, в том числе статья 83 Бюджетного кодекса, мы должны на этапе   
проработки и вынесения законопроекта более плотно работать с профильными        
министерствами, отвечающими за позиции, строки в бюджете, по которым эти        
деньги будут выделяться.                                                        
                                                                                
Не соглашусь с Олегом Анатольевичем: не совсем так, вчера законопроект был      
всё-таки немножко другой. Сегодняшний законопроект не предусматривает           
адресности. Мы, я считаю, и так не совсем правильно поступаем, когда и до       
достижения ребёнком полутора лет платим всем подряд, не понимая, нужны эти      
деньги людям или не нужны; финансовые условия в семьях абсолютно разные,        
абсолютно разное развитие, а вы предлагаете в той же самой части ещё            
увеличить срок выплат до трёх лет. Вчера правительство сделало нам конкретные   
замечания, ведь они, когда рекомендовали отклонить законопроект, сказали не     
только об отсутствии информации об источнике финансирования, но и о том, что    
мы не указали, где получать эти справки. Сейчас мы это укажем: в МФЦ нужно      
получать, там, где на очередь становишься, и там же получаешь справку, когда    
эта очередь подходит, это совсем другие деньги. И должна быть адресность:       
одно дело, когда один ребёнок в семье, где двое родителей, а другое - когда     
двое, трое, четверо детей и их кормит один человек. Так что это абсолютно       
разные нормативные правовые акты.                                               
                                                                                
Олег Анатольевич, я предлагаю в первую очередь помогать тем, кому это нужно,    
- давайте вместе (все фракции уже не раз выдвигали подобные инициативы)         
создадим рабочую группу. Действительно, президент поставил задачу помогать,     
развивать сферу материнства и детства, и мы не должны искать виноватых или      
тянуть одеяло на себя - кто больше бонусов получит и политических очков, - мы   
должны искать возможности для решения задачи, а задачу с яслями и детскими      
садами решать надо.                                                             
                                                                                
Государство это делает и будет делать, но, я ещё вчера говорил, сколько         
законов мы ни принимали бы, всегда будет категория граждан, для которых мы      
эти места не создадим: это жители удалённых территорий в Приморье и в           
Забайкальском крае, жители многих деревень, где мы не построим ясли и детские   
сады. На детей, которые ходят в садик, тратится определённая сумма - речь не    
идёт о такой же сумме, речь идёт хотя бы о какой-то компенсации, чтобы          
мотивировать развитие глубинки! Мы ведь об этом всегда говорим, гектары даём    
и так далее - так давайте будем последовательны! Тем более цифровые             
технологии развиваются, сейчас можно по Интернету, через компьютер обучать,     
можно нанять преподавателя, который будет заниматься с ребёнком, - у меня с     
дочкой слабослышащей логопед так занимался.                                     
                                                                                
Так что в части детских садов давайте поддержим, Олег Анатольевич, - для тех,   
кому это необходимо, - и давайте объединим усилия и не будем кидать камнями     
то в правительство, то ещё в кого-то, а вместе выработаем правильный подход.    
Есть здесь и наша недоработка, и мы должны об этом чётко говорить.              
                                                                                
Спасибо за внимание, коллеги.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Окунева Ольга Владимировна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                            
                                                                                
ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ" всегда очень внимательно относится к инициативам коллег и готова к      
совместной работе, когда рассматриваются предложения, связанные с               
материнством, детством, иными социальными вопросами, понимая, что для наших     
избирателей это очень важные темы, как очень важна для государства тема         
демографической ситуации. Коллеги, мы совместно с правительством сейчас         
обсуждаем концепцию демографической политики, национальный проект               
"Демография", участвовали в разработке плана мероприятий Десятилетия детства.   
                                                                                
На что хотелось бы обратить внимание, уважаемые коллеги, обсуждая концепцию     
данного законопроекта? Уважаемый Олег Анатольевич и сам обратил внимание, что   
законопроект требует доработки, и речь идёт не только об источниках             
финансирования - есть вопросы и в части содержания, ряд моментов уже            
урегулирован федеральным законодательством. В частности, что касается стажа     
работы, предшествующего обращению за пособием, в отношении неработающих         
женщин, это уже урегулировано в законодательстве, и предлагаемые положения      
повторяют действующие нормы законодательства.                                   
                                                                                
Вы знаете, хотелось бы, чтобы мы обращали внимание - соглашусь с коллегами,     
это звучало при обсуждении и в вопросах к авторам, к представителям комитета    
и правительства - на принятие более адресных мер. Наша фракция задавала         
вопросы во время "правительственных часов" в отношении размеров пособий, в      
отношении выплат, мы ведём постоянную работу с правительством. При этом,        
уважаемые коллеги, я попросила бы вас обратить внимание на то, что, формируя    
адресный подход, нам надо обязательно учитывать статистику. Возрастная          
структура женщин, у которых рождаются дети, изменилась: сейчас в России         
средний возраст женщин при рождении детей практически достигает 30 лет,         
причём средний возраст изменился и в сельской местности, и в городах, при       
этом наибольшее количество детей рождается у женщин в возрасте от 25 до 29      
лет. Если сравнить возрастные коэффициенты рождаемости у женщин в возрасте      
30-34 лет за 1999 год и, например, за 2016 год - всё это есть в                 
"Демографическом ежегоднике" за 2017 год, - то заметен рост: в 1999 году        
коэффициент был 32,2, а в 2016 году - 84,4; в группе женщин в возрасте 35-39    
лет коэффициент увеличился с 1999 по 2016 год в четыре раза, был 11, а стал     
41.                                                                             
                                                                                
И потребности у женщин, которые рожают детей, теперь иные: к этому возрасту     
женщины уже получили образование, они хотят иметь собственное дело. Президент   
России во время встречи с участницами Евразийского женского форума как раз      
говорил о создании условий для женщин, чтобы они могли заниматься               
предпринимательством, а это и закон о самозанятых, и иные законы.               
                                                                                
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет совместно с нашими коллегами -            
депутатами участвовать в законопроектной работе, но данный законопроект по      
названным мною причинам мы сегодня не можем поддержать, считая при этом, что    
материнство и детство - это приоритет государства.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, помимо этого законопроекта, если вы не возражаете, мы рассмотрим       
один законопроект по сокращённой процедуре и проекты поручений. Хорошо?         
Договорились.                                                                   
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я хочу напомнить,      
что в своё время, несколько лет назад, мы вносили абсолютно аналогичный по      
концепции законопроект. Кстати, тогда Комитет по вопросам семьи, женщин и       
детей его не отклонил, а предложил доработать в соответствии со статьёй 112     
Регламента, заявил, что они ведут переговоры с правительством о том, что меры   
по продлению выплаты пособия с полутора до трёх лет принимать надо. В какой     
форме, для каких категорий женщин - это и было предметом переговоров. То есть   
даже правительство понимало, что ситуация предельно острая. Это первое.         
                                                                                
Второе. Коллеги, мы прекрасно понимаем, что семьи с детьми в России - не        
пенсионеры, а семьи с детьми! - это самая бедная часть населения Российской     
Федерации. Как печально шутили в известной песне, дети - наше наказание, вот    
теперь этот лозунг реализован достаточно полно.                                 
                                                                                
Третье. Я напоминаю вам, что даже после принятия блока президентских законов    
о поддержке детства уважаемое Министерство труда и социальной защиты говорило   
нам, что это не позволит остановить демографический спад, это позволит в        
лучшем случае его только уменьшить. То есть мы по-прежнему находимся под        
угрозой депопуляции.                                                            
                                                                                
Четвёртое, что касается детских садов. Если мне не изменяет память, 470 тысяч   
человек - очередь в дошкольные учреждения для детей в возрасте от полутора до   
трёх лет, это немало, уважаемые коллеги. Как справедливо отметил Олег           
Анатольевич, и мы все это прекрасно понимаем, с повышением пенсионного          
возраста проблема только обострится, поскольку количество молодых бабушек,      
которые сидят с внуками, значительно уменьшится.                                
                                                                                
Ну и наверное, последнее. Уважаемые коллеги, у нас есть альтернативное          
предложение: давайте примем законопроект в первом чтении, а затем создадим      
рабочую группу и будем определять, каким категориям матерей... Я, кстати,       
согласен с тем, что можно было бы поставить эти выплаты в зависимость от        
доходов семьи, но хочу ещё напомнить, что сейчас в России распадается до 70     
процентов браков, поэтому количество одиноких женщин увеличивается. Можно       
поставить в зависимость от доходов семьи и, наверное, нужно, но для этого       
нужно с чего-то начинать, и принятие законопроекта в первом чтении позволило    
бы это сделать. Напомню, что мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда   
либо само правительство вносило законопроекты, а потом меняло их почти до       
неузнаваемости, либо, например, наш уважаемый бюджетный комитет очень сильно    
менял внесённые правительством законопроекты, причём на пользу и                
законопроектам, и самому правительству.                                         
                                                                                
Прошу поддержать. Спасибо.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемые коллеги, баталии по этому вопросу идут здесь, в           
Государственной Думе, уже не первый год, и не первый год мы доказываем, что     
это необходимая мера, которую сегодня и Правительству Российской Федерации, и   
нам нужно принять, причём в первую очередь.                                     
                                                                                
Мы говорим о тех проблемах, которые сегодня существуют в демографии. Сибирь,    
Дальний Восток - скоро там практически некому будет жить и некому будет         
рожать, потому что оттуда все бегут. Условия там и без того достаточно          
сложные - так давайте мы хотя бы этим поможем людям вырастить, поднять детей.   
И в первую очередь мы должны помочь молодым семьям, чтобы они смогли детей      
родить, и особенно тем людям, которые... например, одиноким матерям, которые    
должны выйти на работу, мы должны помочь в первую очередь, но мы не помогаем.   
Вот у нас есть программа по строительству детских садов, и эта программа,       
безусловно, часть проблем решит, и мамочки смогут выйти на работу, но эта       
программа не решит всех проблем, вот в чём вопрос. И эту проблему надо решать   
сегодня и сейчас.                                                               
                                                                                
У меня есть огромное количество обращений, это преимущественно обращения от     
одиноких матерей, и в конце каждого обращения вопрос: Вера Анатольевна, как     
жить? Я вам переадресую этот вопрос: как жить этим людям, этим семьям? А        
проблемы, касающиеся законопроекта, которые сегодня были обозначены, я имею в   
виду и проблемы с точки зрения Регламента, и проблемы, которые обозначило       
Правительство Российской Федерации, - это всё решаемо, всё это можно решить,    
главное, для этого нужна политическая воля.                                     
                                                                                
Кстати, я хотела бы сказать. Чем Приморье хуже Москвы (тут как раз коллега      
мой выступал)? Конечно ничем Приморье не хуже, там должны быть созданы даже     
лучшие по сравнению с Москвой условия просто потому, что там жить сложнее. Мы   
сегодня имеем в бюджете Российской Федерации громадный профицит. Когда          
эксперты собирались анализировать бюджет, на заседании комитета по бюджету      
звучали такие слова и цифры - давайте мы цену отсечения на нефть сделаем на 5   
долларов больше, на 10 долларов больше, давайте сделаем так, и тогда у нас      
появятся средства на расходы, появятся расходные статьи, чтобы решать           
подобного рода проблемы. Мы не можем найти сегодня 236 миллиардов рублей, но,   
мои дорогие коллеги, у нас к 2021 году, я просто повторю, 14 триллионов         
рублей будет в ФНБ, это та подушка безопасности, которую мы имеем. Неужели мы   
не можем найти вот эту сумму среди тех триллионов, которые мы вкладываем в      
Фонд национального благосостояния?.. (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции.                               
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Да, ещё одна минута.                                                
                                                                                
Теперь что касается регионов. Мои дорогие коллеги, ведь мы можем с вами         
сейчас - именно сейчас! - принять этот законопроект в первом чтении,            
доработать его между первым и вторым чтениями, тем более время очень            
благодатное, благоприятное: мы сейчас как раз принимаем бюджет. И как раз в     
ходе обсуждения бюджета Российской Федерации мы сможем найти эти 236            
миллиардов рублей - уверяю вас, мы сможем найти эти деньги! Я думаю, что        
между первым и вторым чтениями законопроекта о бюджете мы как раз сможем        
решить ту проблему, которая мешает принятию вот этого законопроекта. Этот       
законопроект внесён своевременно, как раз в то время, когда мы будем            
принимать бюджет, - я думаю, что нужно сейчас все силы приложить к тому,        
чтобы закон был принят и чтобы в ходе обсуждения бюджета мы нашли деньги.       
Если мы не примем этот закон, никто - поверьте мне, никто! - этих денег не      
найдёт, а если мы его примем, деньги найдутся, уверяю вас, деньги обязательно   
найдутся! Я призываю вас всех принять этот закон, потому что принять его        
просит нас огромное количество людей.                                           
                                                                                
Ну представьте, 300 рублей, 200 рублей, 150 рублей, 50 рублей - размер          
пособия по уходу за ребёнком в месяц, коллеги мои дорогие! Не стыдно ли нам,    
великой державе, иметь такие пособия по уходу за ребёнком в возрасте от         
полутора до трёх лет? Тем более что, в общем-то, у нас довольно большая         
проблема с местами в садиках для детей в возрасте до трёх лет, и ещё            
неизвестно, когда мы решим эту проблему.                                        
                                                                                
Прошу вас поддержать этот законопроект.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Фракция ЛДПР выступает в поддержку законопроекта, которым           
предполагается продлить срок выплаты пособий по уходу за ребёнком в возрасте    
от полутора до трёх лет для тех мам, которые получат документальное             
подтверждение того, что их детей не смогли определить в ясли. Какие проблемы?   
Если в бюджете Российской Федерации не находятся деньги на выплату пособий,     
найдите деньги на строительство яслей и обеспечьте местами в детских садах!     
                                                                                
Президент Российской Федерации поставил задачу улучшить демографическую         
ситуацию. С трибуны Государственной Думы нам говорят о том, что у нас не        
хватает молодёжи, поэтому якобы необходимо повышать возраст выхода на пенсию.   
Соответственно, страна должна биться над тем, чтобы улучшалась                  
демографическая ситуация, и всячески поддерживать наших уважаемых женщин,       
которые отваживаются рожать и воспитывать детей в это нелёгкое время.           
                                                                                
Теперь извечный вопрос: где взять деньги? Профицит бюджета Российской           
Федерации на сегодняшний день составляет 1 триллион 300 миллиардов рублей.      
ФНБ - Фонд национального благосостояния - в конце этого года составит 4         
триллиона рублей. Бюджет на 2019 год планируется около 17 триллионов рублей,    
причём Фонд национального благосостояния, по мнению Министерства финансов,      
должен увеличиться до 7 триллионов рублей, то есть мы будем вкладывать деньги   
в экономику иностранных государств, приобретая их ценные бумаги, но ни в коем   
случае не можем пустить их на выплату пособий по уходу за детьми, которым       
государство не обеспечило мест в яслях.                                         
                                                                                
Ещё раз повторяю: если кто-то желает поддерживать материнство и детство,        
давайте будем решать эту проблему! Есть проблема, которую вам обозначают,       
уважаемые коллеги, избиратели в регионах, и мы, депутаты Государственной        
Думы, собираемся здесь и принимаем закон, чтобы решить эту проблему. Какие      
законы мы приняли для того, чтобы решить проблемы материнства и детства?        
Фракция ЛДПР вносит законодательную инициативу о выплате пособий по уходу за    
детьми в возрасте до 14 лет в размере минимального размера оплаты труда -       
отклоняется. Вносим законодательную инициативу, чтобы хотя бы детям ветеранов   
боевых действий дали возможность в детские сады попадать без очереди, -         
отклоняется. Вносим инициативу многодетным семьям предоставить субсидию на      
приобретение и строительство жилья - отклоняется. Говорят, земельные участки    
выделяются многодетным семьям - так там сначала надо построить дом, чтобы       
землю получить в собственность! То, что земельный участок выделяется, - это     
одно дело, а на какие деньги дом строить? Естественно, ипотеку надо брать,      
поэтому обоим родителям надо срочно идти на работу. А если ребёнка нельзя       
определить в детский сад, потому что там нет мест, то, получается, отцу         
придётся работать на двух-трёх работах.                                         
                                                                                
И насчёт Интернета. Дети должны получать дошкольное образование в детском       
саду, чтобы вливаться в социум, чтобы общаться со своими сверстниками и         
получать необходимую подготовку для поступления в школу.                        
                                                                                
Прошу вас, коллеги, давайте поддержим эту инициативу, мы подтолкнём к           
выделению денег в федеральном бюджете на строительство детских садов.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Заключительное слово. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я уверен, что мы придём к принятию               
политического решения по этому вопросу, в том или ином виде закон всё-таки      
будет принят и деньги будут найдены. Я хочу лишь напомнить, что в               
соответствии с 256-й статьёй Трудового кодекса у нас именно до трёх лет         
отпуск по уходу за ребёнком, поэтому мы обязаны это решение принять, мы уже     
совершили подобный поступок в этом году, подняв МРОТ до уровня прожиточного     
минимума. Это во-первых.                                                        
                                                                                
Во-вторых, ссылка, что не указаны источники компенсации, вернее,                
финансирования на эти двести с лишним миллиардов... Я считаю, это не            
отговорка, но всё-таки повод не голосовать за законопроект. Ну, уважаемые       
коллеги, когда принимается решение о санировании банков - я напомню, совсем     
недавно в отношении банка "Открытие", "БИНБАНКА", "Промсвязьбанка", других      
банков, - это суммы 460 миллиардов, 30 миллиардов, 130 миллиардов рублей, и     
Центральный банк находит враз деньги для санирования банков, чья деятельность   
не всегда законна, а на эти цели деньги никто не ищет. Давайте те деньги        
вернём в казну - вот вам источник! Недавно принято решение Государственной      
Думой об увеличении НДС на 2 процента - это ещё 600 миллиардов рублей, а кто    
ответил на вопрос, на какие цели эти 600 миллиардов будут правительством        
потрачены? Вот вам ещё источник! Ну, этот разговор, я считаю, можно до          
бесконечности вести, мы вам постоянно предлагаем источники и для этого, и для   
других законопроектов, для их реализации. Здесь другого выхода нет - нужно      
закладывать в бюджет сотни миллиардов на строительство этих детских             
учреждений. Я уточню цифру: 272 тысячи человек, по данным Ольги Голодец,        
официальная очередь в ясли; 272 тысячи человек - это, значит, надо 272          
миллиарда рублей. Вот посмотрим, будут ли эти деньги в бюджете, который мы на   
следующей неделе будем рассматривать.                                           
                                                                                
Предлагаю профильному комитету взяться за работу и представить законопроект     
на эту же тему, к которому, возможно, будет меньше претензий.                   
                                                                                
Благодарю всех.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово представителя комитета. Тамара Васильевна, будете          
выступать?                                                                      
                                                                                
Депутату Плетнёвой включите микрофон.                                           
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Олег Анатольевич, ну, пообещать, мол, мы поработаем,   
сделаем, не значит выполнить, это гораздо проще. Подобные законопроекты         
вносились уже раз пять, и всё обещают. К нам сегодня в комитет... Ни одного     
заседания не бывает, чтобы в комитет не приходили представители того или        
иного министерства. Конечно же, и мы посещаем их совещания, и эту тему - о      
том, что дети до трёх лет у нас не устроены, они дома с мамами, которые не      
могут выйти на работу, - мы обсуждаем всегда, и мы будем продолжать работать    
над этой темой. Что нам необходимо сегодня сделать (иначе так и будет           
написано, что, мол, у вас нет источника дохода)? Вот когда будем обсуждать      
бюджет, во втором чтении необходимо будет внести поправку. Только помните,      
что всё это ляжет на плечи регионов, - значит, нужно сделать так, чтобы         
выделялись средства из федерального бюджета регионам, хотя бы тем, которые не   
смогут всё это выполнить.                                                       
                                                                                
И ещё одно. Пятый раз всем говорю: дошкольное образование делится на детский    
сад и ясли, в детский сад берут детей в возрасте от трёх до семи лет, и это     
практически обеспечено сегодня; а в возрасте от рождения и до трёх лет берут    
в ясли, которые только начинают строить, и эту тему мы сегодня и муссируем.     
Можно сделать адресную помощь бедным семьям, хотя бы таким, где не может мама   
не работать и сидеть с детьми, потому что жить не на что, хотя бы таким         
семьям надо какое-то пособие дать. Всё это мы знаем наизусть!                   
                                                                                
Приглашаю мужчин, которые все у нас тут очень умные, прийти к нам в комитет     
на работу.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.