Заседание № 287

22.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 478206-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство этилового спирта на территории Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4938 по 5539 из 6961
26-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота       
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении     
потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения                  
государственной монополии на производство этилового спирта на территории        
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не первый раз    
выхожу на трибуну с этой идеей, и не я первый: вот коллега Коломейцев сейчас    
обязательно поддержит, вспомнит, сколько раз он с этой идеей выходил; уверен,   
что и коллеги из других фракций, в том числе из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",        
думают так же, предлагают то же самое; от фракции ЛДПР наверняка были           
подобные инициативы.                                                            
                                                                                
Речь идёт о том, чем нельзя не воспользоваться, и особенно во времена           
тяжелейшего экономического кризиса, когда денег не хватает буквально даже на    
то, чтобы индексировать пенсии нашим заслуженным ветеранам, нашим               
пенсионерам, - речь идёт о государственной монополии на производство хотя бы    
этилового спирта. Я могу представить только то, что мы сегодня имеем: сегодня   
порядка 50 процентов - пусть меня поправят коллеги из комитета, коллега         
Звагельский, - предприятий по производству спирта уже находится в               
государственной собственности, ещё несколько лет назад эта цифра была гораздо   
меньше; за последние четыре года именно доходы от производства спирта в казну   
России увеличились вдвое. То есть речь идёт о том, что это действительно        
мощный экономический ресурс, которым Россия пользовалась много-много лет, и в   
советское время, и в Российской Империи, и пополняла бюджет на десятки          
процентов, а сегодня это 1 процент, и то слава богу! Остальные деньги,          
остальные миллионы и миллиарды по-прежнему уходят в карманы частных             
предпринимателей - это бизнес, который десять-пятнадцать лет назад вот так      
щедро Российское государство раздало всем желающим. Конечно, желающие           
нашлись, и работают эти спиртовые заводы, получая сверхбарыши, сверхприбыль.    
                                                                                
Но это не самая главная беда, не самая главная причина, почему я вышел с этой   
инициативой и буду выходить и впредь вместе с коллегами ещё много раз до тех    
пор, пока не будет принят этот закон (а в том, что он будет принят, я просто    
уверен), самая главная беда состоит в том, что частные компании, частные        
спиртовые заводы, которые сами себя контролируют... Конечно же, есть контроль   
со стороны государства, региональных властей, но как контролируется качество    
продукции, мы все прекрасно знаем, как контролируется качество алкогольной      
продукции, мы тоже знаем, ещё более печальные и страшные справки существуют.    
Напомню, что тысячи, десятки тысяч людей погибают в стране от отравления        
алкоголем либо от заболеваний, связанных с употреблением некачественного        
алкоголя.                                                                       
                                                                                
Откуда берётся некачественный алкоголь? Среди прочих есть возможность купить    
произведённый на частных заводах, заводиках спирт, размешать его, превратить    
в совершенно как бы официальную, легальную продукцию - в водку, в какие-то      
настойки, наливки и так далее - и поставить в торговую сеть. Я считаю, что не   
должно быть ни одной бутылки, произведённой без контроля государства, не на     
государственном заводе, потому что, конечно, первая и главная задача - это      
забота о безопасности наших граждан, а по-другому это никак нельзя сделать! И   
следующий мой законопроект будет именно об ужесточении ответственности, ну, в   
том случае, если, допустим, мы примем закон о государственной монополии на      
производство этилового спирта.                                                  
                                                                                
Так что две причины внесения законопроекта: огромные деньги, которые сегодня    
так необходимы бюджету, и огромное количество фальсификата, который, по         
оценкам разных экспертов, достигает 50 процентов в разных торговых сетях в      
различных регионах. Миллионами литров, и это тоже официальная статистика,       
разливается фальсификат в отдельных республиках и регионах, общая цифра - до    
500 миллионов литров в год - посчитайте, какое это колоссальное количество и    
потерянных жизней, и денег, которые мимо казны уходят в чьи-то карманы! И       
зачастую это карманы не просто такого, знаете, счастливчика, который поймал     
жар-птицу, синюю птицу за хвост, а это карманы представителей в том числе       
различных мафиозных, бандитских структур, не говоря уже о террористах,          
которые получают таким образом возможность финансировать выполнение каких-то    
своих задач. Я считаю, что это первый, пусть не самый, может быть, главный,     
но шаг по пути наведения порядка в этой отрасли, и он позволяет найти деньги    
для решения многочисленных проблем, которые сегодня, в кризис, стоят перед      
Россией.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Фридрихович Звагельский.                          
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сначала по юридической стороне      
дела. Введение госмонополии в первую очередь подразумевает предоставление       
государству исключительного права на осуществление определённого вида           
деятельности, между тем данным законопроектом также предусматривается           
наделение муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ и          
товариществ с преобладающей долей государства в уставном капитале правом        
осуществлять производство этилового спирта, а значит, это уже не является       
нормой о введении госмонополии.                                                 
                                                                                
Действительно, таких законопроектов было великое множество, и они все похожи    
друг на друга. Олег Анатольевич, концептуально я абсолютно согласен с вами, с   
тем, что вы говорите по поводу всего происходящего.                             
                                                                                
Теперь конкретика. Сегодня доля предприятий по выпуску спирта с                 
государственным участием и предприятий, где доминирует государство с точки      
зрения уставного капитала, уже не 50 процентов, а более 70 процентов, а если    
мы возьмём ещё Татарстан и Башкирию, которые мы не учитываем, то эта цифра      
будет близка уже к 80 процентам. Казалось бы, мы уже видим факт так             
называемой скрытой монополии, но что происходит на самом деле? Мы говорим об    
огромном количестве нелегального спирта, который идёт в нелегальное             
производство, но его выпускают отнюдь не те небольшие заводики, о которых вы    
говорите и которые где-то как-то производят незначительные объёмы спирта, -     
самое большое количество нелегального спирта, к сожалению, идёт как раз вот с   
этих государственных заводов и с заводов с государственным участием, и я это    
не голословно заявляю, это статистика! Сегодня, прикрываясь государственным     
участием, государственной крышей - извините за непарламентское слово, - на      
этих заводах в третью смену как раз гонят нелегальный спирт. Он не является     
фальсификатом, он не вреден, из него получается безвредная продукция, но это    
продукция, с которой не уплачиваются налоги в огромном количестве, от чего в    
первую очередь страдает федеральный бюджет.                                     
                                                                                
Поэтому, воплотив в жизнь посыл, мол, давайте сделаем не 80 процентов, а 100    
процентов заводов государственными, введём госмонополию, чтобы был только       
легальный спирт, мы ничего этим не добьёмся! Эти же заводы, пользуясь тем,      
что находятся под государственным контролем, как и сейчас, будут производить    
нелегальный спирт, он будет уходить на нелегальные предприятия, и будет         
производиться нелегальная алкогольная продукция. Таким вот образом мы не        
решим этот вопрос, не говоря уже о том, что у нас сейчас даже нет механизма,    
чтобы из того же федерального бюджета взять деньги и выкупить достаточное       
количество оставшихся, иногда очень крупных кстати, частных спиртовых           
заводов. Это первое.                                                            
                                                                                
Второе. Мы говорим, что надо вводить госмонополию, но её надо вводить           
комплексно, не только в спиртовом производстве, а так, как это происходит в     
тех же скандинавских странах, где была введена в первую очередь госмонополия    
на оптовую торговлю и на розницу. Что это даёт? Когда государство выступает     
оператором в первую очередь оптовой торговли, оно решает вопрос и с             
производителями, и с торговыми сетями, с ретейлом, ведь не секрет, что          
сегодня не производители спирта зарабатывают основные деньги, а ретейл,         
доходность которого не уменьшилась ни на копейку, в том числе с продажи         
алкоголя. Поэтому если мы говорим о серьёзных шагах по введению                 
государственной монополии, то начинать надо не с производства спирта, а,        
скорее всего, с оптового звена и, возможно, с розницы, вот тогда мы эту         
проблему решим.                                                                 
                                                                                
Что касается нелегальных заводов, тех, которые работали и работают без          
лицензий. Сегодня нашему регулятору, Росалкогольрегулированию, при всех его     
минусах, дан, вообще, беспрецедентный механизм, чтобы решать вопрос с этими     
нелегальными заводами, другое дело - как он это решает, но механизм таков,      
что регулятор может не просто останавливать эти заводы, он может                
конфисковывать оборудование и уничтожать его - кстати, по этому поводу было     
очень много споров, - и сейчас выделены деньги из федерального бюджета, и       
такая возможность есть, сегодня нет проблем с тем, чтобы эти заводы             
останавливать.                                                                  
                                                                                
Моё мнение, как человека, который занимается этим вопросом, заключается в       
том, что к введению монополии надо подходить комплексно и решать это так, как   
я сказал ранее.                                                                 
                                                                                
С учётом изложенного, при всём уважении к авторам, мы считаем, сегодня данный   
законопроект в том виде, в котором они его представили, надо отклонить.         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Да.                                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Виктору Фридриховичу.                                           
                                                                                
Безусловно, я согласна с ним в том, что надо устанавливать монополию не         
только на производство спирта, но и на торговлю, вообще на всё. Скажите         
по-честному, Виктор Фридрихович, если бы в этом законопроекте было всё, о чём   
вы говорите, вы что, поддержали бы его или всё-таки нет? Мы прекрасно знаем,    
что ни власть, ни наша Государственная Дума... Мы тысячу раз уже ставили        
вопрос о национализации отрасли полностью, это дало бы доход в бюджет - это     
наша программная установка, - и наши инициативы не поддерживались.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Звагельскому.                           
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Тамара Васильевна. На самом деле вопрос ведь не в    
том, поддержать или нет. Среди всего того большого количества законопроектов    
на эту тему не было ни одного, в котором вообще решался бы вопрос, как ввести   
механизм государственной монополии, этого ещё нет! Сегодня мы готовим           
законопроект - и не факт, что он будет поддержан, - которым как раз в первую    
очередь предлагается монополизация оптового звена, и я с удовольствием вам      
его покажу, вы можете присоединиться. Другое дело, что мы не можем сегодня      
комплексно провести монополизацию всего - надо с чего-то начинать, и вот, на    
наш взгляд, монополия оптового звена и розницы - это первое, с чего надо        
начинать.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопросы к депутату Звагельскому.                                         
                                                                                
Мы знаем, что вы занимаетесь этими проблемами профессионально и глубоко,        
многое знаете. Каковы объёмы производства алкоголя, то есть каков объём         
денег, которые уходят в частный карман, в то время как государство падает,      
скатывается в кризис, когда у нас не закрываются острейшие социальные           
потребности и так далее? Это первый вопрос.                                     
                                                                                
И второй. Комитет профессионально ведёт эти вопросы много лет - что мешает      
ему собрать все предложения и выйти на крупный, комплексный проект закона,      
который положил бы конец?.. Мы знаем об опыте многих стран мира: когда было     
трудно, они проявляли государственную волю. Главный вопрос в том, что этой      
воли нет сегодня в России.                                                      
                                                                                
И будьте добры, назовите цифры.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. На самом деле цифры действительно, даже в масштабах           
федерального бюджета, достаточно большие: если мы говорим о доле нелегального   
оборота, то это порядка 40 миллиардов рублей, и это речь только о тех           
предприятиях, которые оптимизируют налогообложение, то есть, грубо говоря, не   
платят налоги; если мы ещё возьмём долю фальсификата, то есть продукцию тех,    
кто работает без лицензии, эту цифру можно ещё умножить минимум на два.         
Поэтому когда мы говорим минимум о 50 процентах нелегального оборота, то        
действительно в масштабах государства это большие цифры.                        
                                                                                
Что касается комплексного подхода к проблеме. Действительно, сегодня не         
работает механизм госмонополии - работает механизм госрегулирования.            
Последнее, что было сделано, - была введена ЕГАИС для всех сегментов            
алкогольного рынка, не только для производителей, но и для оптовиков, в         
рознице сегодня только-только завершается установка ЕГАИС, системы              
электронного учёта. Плюс к этому, как я уже сказал, у государства появились     
возможности для того, чтобы убирать, ликвидировать все предприятия, которые     
производят незаконный алкоголь, торгуют им, то есть конфисковывать              
оборудование, уничтожать его. Вот если две эти меры в ближайшее время           
существенно не повлияют на решение вопроса - а регулятор докладывает, что они   
должны, в общем-то, привести к положительным сдвигам в борьбе с нелегальными    
производителями, - тогда, конечно, надо переходить уже от госрегулирования к    
госмонополии, и тогда надо действительно собирать предложения. Но давайте,      
наверное, какое-то время ещё подождём.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семёнов Владимир Владиславович.                           
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Виктор Фридрихович, когда мы принимали закон, который позволяет                 
Росалкогольрегулированию фактически вырезать на металлолом заводы, то в том     
числе и вы говорили, насколько большой это рынок, насколько у нас огромно       
количество подобных заводов, которые могут попасть под данную санкцию.          
Скажите, обладаете ли вы информацией, сколько заводов действительно вот так     
вырезали на металлолом с принятием закона?                                      
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Мы не далее как на прошлой неделе собирались по этому         
поводу. Регулятор говорит о шестнадцати предприятиях, у которых конфисковано    
и будет уничтожаться оборудование, в отношении части этих предприятий ещё       
идут судебные разбирательства. К сожалению, мы не смогли решить вопрос с        
вариантом досудебной конфискации и уничтожения, поэтому процесс затягивается,   
если мы это сделаем, он будет идти быстрее. Пока этот процесс продвигается,     
конечно, не так быстро, как хотелось бы, но это делается.                       
                                                                                
Проблема заключается ещё и в том, что пока это распространяется только на       
производителей и не распространяется на оптовое звено и на розницу, а у нас     
порядка 25 процентов нелегальных точек по торговле алкоголем в стране,          
которые не имеют лицензии, ни в одном реестре их нет. Если мы распространим     
ещё и на нелегальные торговые точки механизм изъятия у них и продукции, и       
оборудования, прилавков и иже с ними, то, наверное, процесс пойдёт быстрее, а   
пока он идёт, ну, как я уже сказал, достаточно вяло.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Фридрихович, вот я в начале года увидел цифру, что у      
нас легального алкоголя только 35 процентов. Я поразился и не поверил - стал    
перепроверять, и я из целого ряда источников, от разных экспертов,              
специалистов, получил ту же цифру: только 35 процентов от всего объёма у нас    
составляет легальный алкоголь (я могу вам эти данные предоставить), а           
шестьдесят с лишним процентов - нелегальный. Второй показатель: пятьдесят с     
лишним тысяч человек ежегодно умирают от того, что пьют нелегальный алкоголь,   
а тех, кто получает болезни печени и почек, - сотни тысяч!                      
                                                                                
В конце вашего выступления прозвучала фраза - я даже записал её, ну, может,     
она случайно проскочила, - что сейчас не время принимать этот закон. Скажите,   
а когда это время наступит - когда погибшие от нелегального алкоголя будут      
уже сотнями тысяч исчисляться?! Вы говорили, что этот закон полумера, - да,     
полумера, но полезная полумера, - а вы тогда предложите что-то своё, пока не    
поздно!                                                                         
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. На самом деле с       
показателем, что только 35 процентов легального алкоголя, я не могу             
согласиться - цифра близка к 50 процентам, это факт.                            
                                                                                
То, что от нелегального алкоголя умирают 50 тысяч человек, - такого тоже нет:   
сегодня это порядка 4 тысяч в год, конечно, это огромная цифра, но, поверьте    
мне, это в 10 раз меньше, чем было много лет назад. И не потому, что ситуация   
с алкоголем у нас улучшилась, а потому, что, когда мы говорим о нелегальном     
алкоголе, мы имеем в виду не фальсификат, от которого умирают, а абсолютно      
качественную продукцию, с которой предприятие просто не платит налоги, ворует   
у государства акциз, - вот о чём идёт разговор!                                 
                                                                                
Моя позиция как противника монополизации производства спирта заключается        
именно в том, что так мы проблемы-то не решим, потому что, как я уже сказал,    
большинство, подавляющее большинство нелегальной продукции делается как раз     
из спирта, который сегодня производится на легальных заводах, находящихся под   
контролем государства, вот о чём мы говорим.                                    
                                                                                
А по поводу того, как решить вопрос монополизации более комплексно, я уже       
сказал в своём выступлении.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович.                             
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к содокладчику.                                     
                                                                                
Виктор Фридрихович, вот вы сейчас отвечали на вопрос и называли, по вашим       
словам, большие цифры - 40 миллиардов, 80 миллиардов. По оценкам экспертов,     
по оценкам многих авторов законопроектов - правильно сказали, сейчас вносили    
законопроекты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ЛДПР, коммунисты, - финансовая     
ёмкость этих законопроектов составляет от 1,5 до 3 триллионов рублей. С         
учётом того что во времена Советской России до 26 процентов доходной части      
бюджета составлял доход как раз от алкогольной продукции, скажите,              
пожалуйста, согласны вы с оценками, что финансовая ёмкость этого                
законопроекта равна 1,5-3 триллиона рублей и что его принятие как раз           
позволило бы решить многие, в том числе социальные, вопросы в плане бюджета?    
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо за вопрос, Максим Александрович. Что касается         
финансовой ёмкости, я согласен с этими цифрами, но самое главное, что этот      
законопроект не решает вопрос поступления дополнительных средств в бюджет.      
Поверьте мне, ещё раз повторяю: как минимум порядка 70 процентов спиртовых      
заводов сегодня контролируется государством, при этом именно с этих заводов     
идёт нелегальный спирт - каким образом, доведя до 100 процентов                 
монополизацию, мы увеличим доходность бюджета? Я крайне сомневаюсь в            
возможности этого!                                                              
                                                                                
Насчёт так называемого пьяного бюджета Советского Союза тоже с вами поспорю:    
никогда ни 30 процентов, ни 26 процентов не было, это, так сказать, от          
лукавого, цифра составляла в лучшие времена до 10 процентов, но неважно. Если   
бы мы сегодня смогли довести пополнение бюджета за счёт алкогольной             
промышленности хотя бы до 10 процентов, это была бы большая победа, но, введя   
госмонополию, мы этот вопрос, к сожалению, не решим.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Виктор Фридрихович, два коротких вопроса.                           
                                                                                
Первый вопрос. Вы постоянно утверждаете, что с государственных заводов в        
основном поставляется нелегальный спирт, - сколько таких заводов осталось? По   
всей видимости, одна сеть и осталась - в Осетии, потому что все заводы,         
которые были в Нижегородской области, на сегодняшний день не работают, они      
уничтожены.                                                                     
                                                                                
И второй вопрос. Вы говорите, что работаете сейчас над комплексным              
законопроектом как раз по монополизации производства и реализации               
винно-водочных изделий, - можно принять участие в работе над этим вопросом, в   
том числе в комиссиях, на заседаниях "круглого стола"? Проинформируйте тогда    
депутатов, чтобы они активно поработали над этим законопроектом!                
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо за вопросы, Николай Фёдорович. Я вас лично - вторым   
после Тамары Васильевны - позову, когда мы будем готовы, думаю, что это будет   
в ближайшее время.                                                              
                                                                                
Что касается нелегальных заводов и легальных государственных заводов. У нас     
есть государственное унитарное предприятие "Росспиртпром", у которого           
сегодня, если я не ошибаюсь, порядка двадцати заводов. Это государственное      
предприятие, которое объединяет основные заводы - производители спирта в        
России и, кстати, диктует цены на этиловый спирт. Кроме того, есть              
государственные предприятия, которые входят не в "Росспиртпром", а в            
"Татспиртпром", где 70 процентов государственного участия, такая же ситуация    
в Башкирии, такая же ситуация в Кемерове. На самом деле заводы с                
государственным участием у нас сегодня, ещё раз повторю, составляют 70          
процентов от общего числа спиртовых производств в Российской Федерации.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Николай Васильевич Коломейцев хочет быть третьим,     
когда будете готовить законопроект. (Оживление в зале.)                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Семёнов Владимир Владиславович, пожалуйста.                                     
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, такие законопроекты или очень близкие по      
содержанию вносили практически все оппозиционные фракции. Вот Олег              
Анатольевич буквально несколько дней назад призывал нас голосовать за хорошие   
законы, несмотря на фракционную принадлежность, и фракция ЛДПР, безусловно,     
поддержит данный законопроект, тем более что, как я уже говорил, мы             
неоднократно выступали на протяжении долгих лет за введение госмонополии на     
алкоголь, табак и сахар.                                                        
                                                                                
Не соглашусь с мнением комитета, что законопроект не решит всех проблем,        
поэтому его не надо принимать, - давайте начнём последовательно двигаться       
вперёд. Когда мы говорим, что мы плохо контролируем государственное             
производство спирта, то это значит, что фактически мы готовы расписаться в      
том, что мы не можем контролировать то, что и без контроля должно работать      
отлично. А если уж мы не можем навести порядок в государственных                
организациях, то как мы будем контролировать коммерческие структуры? Ведь мы    
все с вами понимаем, что на коммерческих предприятиях, на коммерческих          
заводах, которые выпускают спирт, ситуация будет ещё более сложной, чем там,    
где за этим следит государство.                                                 
                                                                                
Где у нас больший контроль - в коммерческой структуре или в государственной?    
Понятно, что в государственной, - значит, надо монополизировать производство    
спирта! Надо ли идти дальше? Конечно, надо! Надо и на оптовую торговлю          
вводить монополию, и на розничную, и если мы с вами всё это сделаем, то у нас   
появятся и деньги в бюджете, и, безусловно, средства на то, чтобы выкупить то   
оборудование и те заводы, которые сейчас находятся у частника. Виктор           
Фридрихович говорил, что это проблема, - да не проблема! С такой                
сверхдоходностью мы окупим эти производства буквально в течение пары лет, и     
будет у нас в стране всё нормально, будет хороший, качественный алкоголь, и     
прибыль от него будет поступать в бюджет страны.                                
                                                                                
Фракция ЛДПР, безусловно, будет поддерживать этот законопроект, а также мы      
всех коллег призываем поддерживать все законопроекты по введению монополии на   
сахар, на алкоголь, на табак.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. От фракции -   
семь минут.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Безусловно, вопрос злободневный, и здесь мой коллега ошибается: по              
официальной статистике, только летальных исходов, связанных с отравлением       
палёным алкоголем, - 50 тысяч, а от болезней, связанных с потреблением          
алкоголя, умирает 760 тысяч, то есть в общей сложности получается 800 тысяч.    
                                                                                
С моей точки зрения, вот этой проблеме в государстве не уделяется внимание по   
следующим причинам: или действительно не хотят сдерживать люмпенизацию          
общества и отправляют его в никуда, в канализацию, к безработице и так далее,   
или кто-то вредит, или, третье, кто-то сверхобогащается. В любой стране         
стараются контролировать пороки, а алкоголизм, как известно, один из видов      
зависимости, сродни наркомании, и у нас сегодня, - вдумайтесь! - по             
официальной статистике, 29 миллионов наших сограждан в той или иной степени     
зависимы от алкоголя, 6 миллионов являются уже хроническими алкоголиками -      
это страшные цифры! Ну, если вычесть эту цифру, то сколько у нас остаётся,      
вообще, нормальных людей?!                                                      
                                                                                
Безусловно, концепцию законопроекта необходимо принимать, надо, я согласен с    
коллегой Черкасовым, вообще шире брать, потому что национализация только        
производства этилового спирта вопрос не решает. Нужна монополизация             
производства, вообще оптовая и розничная торговля должны быть                   
национализированы, и тогда это можно будет контролировать, тогда те             
сверхдоходы, которые сегодня получает чёрный рынок, получают определённые       
лица, приближённые в том числе ко двору, получит государственный бюджет, а      
это около 3 триллионов рублей. И противодействие, мне кажется, идёт именно      
потому, что это большие деньги! Как большая рыба прорывает сеть, так и          
большие деньги - закон, и из-за этого и лоббистские устремления - не дать       
национализировать - в нашей Думе чрезвычайно велики, и из-за этого, наверное,   
из-за этих сверхдоходов, даже "круглые столы", о которых Виктор Фридрихович     
говорит, не дают проводить.                                                     
                                                                                
Это нелёгкий процесс, и государство делало попытки. Я вам напомню, что когда    
министром экономического развития был Герман Оскарович Греф, то государство     
из федерального бюджета потратило колоссальные деньги на разработку системы     
сертификации, контроля, на эти акцизные марки, но эта система до сих пор так    
и не заработала, и, я думаю, опять же всем понятно почему. Те, кто с Крымом     
связан в той или иной степени (с Российской Федерацией давно начали             
налаживать отношения), знают, что крымские виноделы одними из первых закупили   
французские, испанские винные технологии, и туда сразу хлынул контрафакт,       
цистернами привозят палёный спирт, красят, разливают, и в результате те, кто    
занимается виноградниками, терпят убытки, потому что человеку, который пьёт в   
больших объёмах, всё равно что пить, главное, чтобы было дешевле.               
                                                                                
В данной ситуации, если мы за то, чтобы сохранить наш народ, чтобы управлять    
процессом постепенного оздоровления... Я вам напомню, что в России все          
попытки введения сухого закона заканчивались революциями: в 14-м году царь      
ввёл сухой закон в России, в 89-м году Егор Кузьмич тоже предложил              
постановление Центрального комитета и правительства, которое, кстати, было      
проработано Академией наук. Академик Углов провёл серьёзнейшие исследования     
по всей стране и сделал вывод о деградации нации в случае потребления более     
трёх литров чистого алкоголя на душу населения; мы с вами сегодня потребляем,   
по разным оценкам, от пятнадцати до восемнадцати литров чистого алкоголя, все   
- от младенца до старика, - вот вдумайтесь, кому выгодно спаивание страны и     
кто от этого имеет дивиденды! Ну, мне кажется, кроме вредителей, никто.         
                                                                                
Мы поддерживаем концепцию этого законопроекта и предлагаем комитету ко          
второму чтению более предметно поработать, расширить национализацию. Сегодня    
и президент, и премьер, и Минфин вроде бы с утра до ночи заняты поисками        
средств для доходной части бюджета - мы с вами находим с помощью Нилова сразу   
почти 3 триллиона рублей! Ну кто против? Разве тут есть такие? Вот Андрея       
Михайловича я не вижу - неужели он против?! Поэтому давайте примем сейчас в     
первом чтении, если надо, ко второму чтению проведём "круглый стол",            
пригласим всех заинтересованных и незаинтересованных лиц и внесём необходимые   
поправки, но мы сделаем для страны большое дело, если начнём решать эту         
проблему поэтапно.                                                              
                                                                                
Мы поддержим.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, уже многие выступили, и идея у нас одна, мы много раз        
вносили такие же законопроекты, поэтому нам необходимо это сделать.             
                                                                                
Хотела бы обратиться к Виктору Фридриховичу: вот Валентин Степанович сказал,    
что вы очень профессиональный человек, и я абсолютно с ним согласна, мне        
приходилось с вами работать по проблеме лицензирования пива, тем не менее вы    
свою позицию всё равно не отстаиваете. Одна из наших депутатов, из вашей        
фракции, из "ЕДИНОЙ РОССИИ", сказала мне так: если мы ни одного закона не       
провели, то мы никчёмные депутаты. Ну и какие мы тогда депутаты?!               
                                                                                
Вот всякий раз, когда на трибуне стоит наш депутат Макаров, он всё время        
говорит нам о деньгах, о бюджете, и мы все, внося свои поправки, сразу          
чувствуем себя неловко и задаёмся вопросом: ну где же взять деньги? А вот       
они! И это будут живые деньги, и не 40 миллиардов, о которых вы говорите,       
даже если мы национализируем только заводы по производству спирта. Но на это    
вы говорите, что этого нельзя делать, что надо всё делать в комплексе. А вот    
однажды мы вносили законопроект о пособиях, и я тоже предлагала сделать         
сначала пособие для всех - мне сказали, что так нельзя, там есть и богатые,     
им не надо, а вот если делать, то только для бедных. Хорошо, в следующий раз    
внесли другой законопроект - только для бедных пособие, но на это ответили,     
что теперь другие обидятся. В общем, всегда найдут какую-нибудь лазейку. Так    
вот и сегодня, очень похоже: вот если бы там была и оптовая торговля, и         
розница - всё было бы, тогда это было бы замечательно... Да никогда не будет    
Государственная Дума вот в таком составе думать только о народе, она всегда     
будет думать, как думает правительство и что они нам на это скажут!             
                                                                                
Вот мои коллеги говорили о том, как бы нам сделать так, чтобы в нашей стране    
поменьше пили, но я сейчас не буду на этом останавливаться, у меня времени      
очень мало, хочу только сказать, что это уже совсем другой вопрос - это         
вопрос и воспитания, и спорта, и культуры, и образования, и всего прочего.      
Сегодня мы говорим о том, чтобы, во-первых, пополнить наш бюджет и,             
во-вторых, чтобы у нас не травились люди, но при этом не хотим внести даже      
эту малую толику, совершенно малую толику, то, что в очередной раз предложил    
Нилов, - спасибо ему! Давайте хотя бы начнём со спирта, потому что,             
посмотрите, в каждом городе, где-нибудь за гаражами обязательно идёт торговля   
и торговля идёт чем угодно, но прежде всего спиртом, левой водкой и так         
далее. Государство в данном случае не получает от этого денег, и у меня         
всегда вертится вопрос... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я полагаю, что сегодняшний законопроект       
обречён, тем не менее считаю необходимым сказать несколько слов. Довольно       
много лет я работал в комитете по экономической политике и был участником       
весьма оживлённых дискуссий, временами чрезвычайно яростных, когда              
сталкивались интересы водочной мафии и пивной, сталкивались интересы народа и   
коммерческие интересы бизнеса и так далее. Ещё раз напомню горькую истину:      
при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое не пошёл бы       
бизнес, - очень жаль, но это так. На днях здесь у нас прозвучали цифры, что     
за десять лет в России на дорогах погибли 350 тысяч человек, - это 35           
дивизий, и это в мирное время! - а ведь огромное количество людей погибает не   
только из-за позорного состояния дорог, но и из-за низкой дисциплины и          
водителей, и пешеходов, и из-за пьянства за рулём в том числе!                  
                                                                                
Влияние алкоголя всеобъемлющее. Если глубоко проанализировать, что сегодня      
влияет на поведение нашего народа, то первое - это алкоголь, второе -           
наркотики, третье - одурманивание пошлостью и безнравственностью через          
систему информации и так далее. Есть книга "Аномия...", в которой автор,        
Кара-Мурза, очень чётко приводит социологические данные по большому числу       
государств и показывает на примере нашего общества, как далеко зашли процессы   
деградации, когда люди отрываются от общенационального, от                      
общегосударственного, когда их интересы скукоживаются только до семьи или до    
самого себя, когда торжествуют индивидуализм и эгоизм. Да, есть взлёты: 9 Мая   
или события в Донбассе, или вот ликование, когда в Сирии началось, но это       
взлёты, а объективно... Дело не только в том, что алкогольная мафия из-за       
стремления наживаться противодействует принятию закона, если строго сказать,    
дело не только в тех, кто наживается, дело во власти, которая видит             
общенациональную трагедию, но не проявляет ни решимости, ни                     
последовательности. Ведь если бы Президент России принял принципиальное         
решение, то "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и тысячи специалистов в течение короткого времени   
могли бы отшлифовать комплексный закон, который позволил бы привести в          
порядок и производство, и реализацию - оптовую и розничную, и так далее. Это    
вот коренной вопрос: когда руководство страны осознает масштабы национального   
бедствия под названием "спаивание нашего народа"?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович.                                  
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Виктор Фридрихович, я тоже хочу обратиться к вам. Ну, я сейчас      
говорю, наверное, в большей степени для стенограммы, нежели для того, чтобы     
кого-то убедить, ведь маловероятно, что мы кого-то убедим проголосовать, хотя   
три фракции явно поддерживают этот законопроект, но надо понять, что            
необходимо хотя бы действительно поэтапно двигаться.                            
                                                                                
Виктор Фридрихович, вы делали упор в своём пояснении и в ответах на то, что     
многие спиртопроизводящие предприятия находятся также в государственной         
собственности, то есть государственно-частное партнёрство, и это юридически     
так, а фактически получается, если там есть частный бизнес, государство         
участвует лишь косвенно, а отсюда бодяженная водка, нелегальный спирт и так     
далее. Ну, как пример: недавно прозвучала информация о Кизлярском коньячном     
заводе, который является тоже государственно-частным предприятием, и вот        
господа частники - директор завода с главным инженером - привозили, говорят,    
не коньячный спирт, а обычный спирт, из которого делают водку, и в больших      
объёмах разливали "коньячок", производили, можно сказать, бодяженный коньяк.    
Вот так работает частный бизнес, такова его психология, поэтому мы и            
настаиваем на том, чтобы был принят закон о полном государственном контроле.    
Хотя в любом случае при капиталистической экономике... у нас даже на            
государственном предприятии, директор которого поставлен государством, всё      
равно будут жульничать, потому что психология в нашей горячо любимой стране     
сегодня такова: воруй, воруй и ещё раз воруй! Вот когда мы скажем: "Работай     
на страну, работай на народ!" - тогда психология будет как-то меняться, тогда   
от негативных явлений капиталистического мира мы будем частично уходить и       
приходить к цивилизованному человеческому государству.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Автор? Нет. Представитель комитета?   
Нет.                                                                            
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6017 по 6038 из 6961
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового         
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления   
(распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии    
на производство этилового спирта на территории Российской Федерации".           
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              203 чел.45,1 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    206 чел.                                          
Не голосовало                 244 чел.54,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 277

27.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 478206-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство этилового спирта на территории Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1600 по 1609 из 7137
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, по вопросу 14 замена докладчика: вместо         
Сергея Михайловича Миронова доложит Грешневиков. А рассмотрение вопросов 15,    
30, 35, 67 просьба перенести на 16 февраля.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз повторите, какие перенести.                       
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Перенести вопросы 15, 30, 35 и 67 на 16 февраля.              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1686 по 1688 из 7137
Грешневиков Анатолий Николаевич будет докладчиком по 14-му вопросу. Также он    
предложил рассмотрение 15, 30, 35 и 67-го вопросов перенести на 16 февраля.