Заседание № 276

26.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 478177-6 "О статусе национального бизнеса в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6215 по 6331 из 7031
Давайте рассмотрим 31-й вопрос, проект федерального закона "О статусе           
национального бизнеса в Российской Федерации". Докладывает Евгений Алексеевич   
Фёдоров.                                                                        
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию представляется      
чрезвычайно важный законопроект, потому что он, по сути, содержит               
принципиально новый механизм старой для России и для всего мира экономической   
политики - политики количественного смягчения, для России она была характерна   
все сотни лет функционирования её экономики, за исключением последних           
двадцати пяти.                                                                  
                                                                                
Законопроект вводит понятие национального бизнеса и обеспечивает равенство      
отечественных и иностранных предпринимателей на территории России. Для этого    
вводится заявительный реестр, куда автоматически попадают компании российских   
владельцев. Такие компании смогут получать кредиты в рублях по ставке           
развитых стран - в сорока развитых странах ставка близка к нулевой, а в         
Швеции, например, чтобы вы знали, ставка отрицательная, минус 0,35 процента,    
- в законопроекте прописана ставка, составляющая четверть от ставки             
российского Центрального банка (напоминаю, что ставка Банка России на           
сегодняшний день 11 процентов).                                                 
                                                                                
Законопроект предполагает, что имеющиеся государственные средства в основном    
будут направляться на поддержку национального бизнеса, ведь понятно, что        
господдержка - это изъятие денег у пенсионеров через бюджет, поэтому            
совершенно необязательно поддерживать английские, французские, немецкие         
компании и, соответственно, немецких избирателей и налогоплательщиков,          
которые за ними стоят, за счёт российских, подчёркиваю, налогоплательщиков.     
                                                                                
Предложения, которые изложены в этом законопроекте, в том числе есть в          
посланиях главы государства Федеральному Собранию, например, президент          
предложил перенять опыт ФРС и ЕЦБ в послании, по-моему, двухлетней давности,    
и таких посланий три, плюс они звучали на заседаниях Государственного совета.   
                                                                                
Взятый с 91-го года курс на высокие ставки, во-первых, исторически              
нехарактерен для России, а во-вторых, абсолютно негативен. Напоминаю, что в     
91-м году Россия потребляла 22 процента мирового валового внутреннего           
продукта, а сейчас Российская Федерация потребляет порядка полутора процентов   
мирового валового внутреннего продукта, то есть падение - в 15 раз! Несмотря    
на общий подъём за последние пятнадцать лет - было падение до 1 процента        
мирового ВВП, потом поднялись до полутора, - это колоссальное падение!          
                                                                                
Вот пара цифр, чтобы увидеть историческую перспективу: в 1820 году, после       
войны с Наполеоном, российская нация потребляла 5,4 процента мирового ВВП, в    
1913 году наш народ потреблял 8,6 процента мирового ВВП, а сейчас - полтора!    
Если посмотреть в исторической перспективе, то становится понятно, что          
сегодня мы по конкурентной борьбе, с точки зрения наших конкурентных            
возможностей в экономике вернулись более чем на триста лет назад, в             
допетровскую Россию. Десятки поколений жили до нас, и с точки зрения            
экономики всё это известно кому пошло, как говорится, под хвост!                
                                                                                
Ну это и видно: всего лишь двадцать пять лет назад мы с вами летали на          
"тушках" - сегодня летаем на "боингах". Напоминаю, каждый третий самолёт в      
мире производился в России - Советский Союз, Россия занимали треть рынка        
самолётостроения, и не только на национальной территории, каждый третий         
станок был наш; наша наука была признана лучшей в мире, а сейчас она в          
десятки раз ослабела; я уж не говорю о том, что мы полностью изменили свою      
экономическую архитектуру и по системе отношений стали действительно            
сырьевой, добывающей, внешне управляемой колониальной страной.                  
                                                                                
В условиях санкций этот законопроект особенно актуален, поскольку главный       
удар по санкциям - это запрет на перекредитование в долларах и в другой         
иностранной валюте. Соответственно, запуск в экономику национальной валюты      
означает, что будет обеспечена наша абсолютная неуязвимость для санкций.        
                                                                                
Для справки напоминаю, что ещё в 1754 году российская императрица Елизавета     
Петровна издала указ о том, что процентная ставка в экономике не может быть     
больше 6 процентов. С тех пор этот указ многократно повторялся, в том числе     
Екатериной II, Александром I, функционировал в советские времена, то есть мы    
впервые за триста лет нарушили это правило поддержки национальной валюты -      
контроль государства за процентной ставкой, то есть, по сути, за                
суверенитетом страны. Принятие закона позволит изменить экономический курс и    
обеспечить не стагнацию, как сейчас, а экономический рост: в первые годы - до   
10-15 процентов ежегодно, потом, конечно, темпы будут снижаться.                
                                                                                
Метод перекредитования. Мы предлагаем перекредитовать 750 миллиардов долларов   
на 600 триллионов рублей: постепенно, по мере окончания кредитных контрактов,   
под имеющиеся проверенные иностранные пока залоги, проекты, ресурсы, - то       
есть денежная масса, подчёркиваю, не изменяется, просто происходит замена       
доллара на рубль внутри российской экономики. Соответственно, на втором этапе   
будут реализованы высокотехнологичные проекты в авиации, судостроении,          
станкостроении и так далее. Не случайно у нас авиация грохнулась за двадцать    
пять лет: иностранные банки в силу своей политики, выработанной в других        
столицах, не рассматривают Россию как конкурента в таких отраслях, как          
машиностроение, авиастроение, - поэтому и были уничтожены авиационные           
предприятия, то есть всё это не случайно произошло.                             
                                                                                
За счёт доступа к процентным ставкам в размере 3-4 процентов произойдёт         
ускоренный рост малого бизнеса, в том числе в промышленности, - кстати, как в   
Европе, ничего нового! Соответственно, будут выполнены задачи                   
"Стратегии-2020" и других актов об ускоренном росте малого бизнеса в            
Российской Федерации, потому что если ты держишь двух коров, то сможешь         
держать и сто, но, чтобы их купить, необходимо взять кредиты для раскрутки, а   
сегодня такой возможности просто нет.                                           
                                                                                
Принятие закона приведёт к дополнительному наполнению консолидированного        
бюджета. Наши расчёты показывают: активный запуск в экономику рублей, вообще    
денег, в условиях санкций означает отскок в налогах, по налогам доход в         
консолидированный бюджет составит порядка 9 триллионов, что компенсирует        
трёхтриллионное падение бюджета из-за санкций, приведёт к обнулению инфляции,   
как и во всех сорока развитых странах, и выведет на рост доходов населения в    
несколько раз, а за счёт внутреннего спроса произойдёт вторая волна роста.      
                                                                                
Удивляет отзыв правительства, где почему-то говорится, что законопроект         
нарушает права иностранных инвесторов, - извините, допустим, в законе "Об       
иностранных инвестициях..." прямо сказано: иностранные инвесторы в России       
имеют преимущества по отношению к российским, то есть фактически законом, а     
не только ставкой мы ставим наших инвесторов в положение людей второго сорта.   
Получается, что российские граждане по отношению к иностранцам по закону        
являются туземцами на территории России, что, конечно, недопустимо, в том       
числе и с моральной точки зрения. Хватит держать российских предпринимателей    
за людей второго сорта, необходимо дать им разрешение вытянуть Россию,          
добиться её экономического роста, до сих пор это всегда у нас получалось!       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6341 по 6803 из 7031
С содокладом выступает Сергей Владимирович Кривоносов.                          
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Евгений            
Алексеевич достаточно подробно рассказал о законопроекте. С нашей точки         
зрения, законопроект не имеет самостоятельного предмета правового               
регулирования. Установление льготного налогового режима для национального       
бизнеса не может являться предметом правового регулирования. Установление       
налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала противоречит      
пункту 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Не                   
конкретизированы механизмы реализации мер государственной поддержки             
национально ориентированного бизнеса. Предлагаемые изменения банковского        
законодательства противоречат Федеральному закону "О Центральном банке          
Российской Федерации...".                                                       
                                                                                
Комитет считает, что этого уже достаточно для того, чтобы данный законопроект   
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Евгений Алексеевич, два вопроса. Первый: есть ли        
данные, сколько процентов предприятий подпадает под определение, которое дано   
в вашем законопроекте?                                                          
                                                                                
И второй: что мешает сейчас, без принятия этого закона, осуществлять меры       
государственной поддержки российских товаропроизводителей?                      
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое за вопросы. Да, статистика есть. Сегодня под      
действие закона в условиях отсутствия деофшоризации из крупного бизнеса         
буквально считаные единицы подпадают... ну, кроме государственных, считаные     
единицы частных компаний. Практически все крупные частные российские компании   
находятся в офшорах, все до одной! Этот закон позволит им получить в России     
те же условия по кредитованию, какие они имеют, находясь в офшорах или в        
лондонской юрисдикции, а это основное. Если вы взяли кредит под 4 процента и    
перейдёте в России на 25 процентов, то вы разоритесь через два месяца -         
понятно, почему не идёт деофшоризация! Данный закон позволит запустить          
процесс деофшоризации.                                                          
                                                                                
Далее. Мы говорим о стандартных мерах государственной поддержки (по-моему, их   
двадцать четыре), просто мы считаем, что приоритет должен быть у                
национального бизнеса, то есть надо предоставлять российским                    
предпринимателям, а не иностранным все действующие меры господдержки. А если    
вы можете получить кредит под 2, 3, 4 процента, то вам в принципе               
государственная поддержка будет не нужна. Например, в Германии нет механизма    
господдержки, потому что там дешёвые кредиты, или в Америке господдержка        
специальная, она совершенно по-другому выглядит, не так, как у нас. Когда у     
вас для ведения нормального бизнеса есть нормальные условия, вам у              
государства выклянчивать деньги необязательно - вы и так имеете возможности     
для ведения конкурентной борьбы.                                                
                                                                                
И ещё напоминаю, что сейчас 11 процентов ставка ЦБ, а в 90-м году, когда        
ликвидировали авиацию, машиностроение и всё остальное, она была 292 процента,   
то есть это политика, и это политика запрета национальной валюты на             
национальной территории, а это означает отсутствие суверенитета. Мы             
предлагаем возвратить суверенитет в экономику!                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Сергей Владимирович, вы выступаете против данного               
законопроекта и ссылаетесь на законы, на Налоговый кодекс, который сегодня      
действует. Вместе с тем если мы посмотрим каждое из тех направлений, которые    
в законопроекте предусмотрены, - я, кстати, один из соавторов данного           
законопроекта, - то увидим, что в принципе каждая из этих норм сегодня          
приветствуется. Вот сегодня мы рассматривали вопрос об деофшоризации - и мы     
ставим вопрос о том, чтобы не оказывать государственную поддержку компаниям,    
которые зарегистрированы в офшорах. Если мы проанализируем выдачу кредитов в    
других странах, то увидим, что для развивающихся стран выдача разных            
кредитов, по ключевой ставке и по льготной ставке для реального сектора, -      
это норма. Вы скрываетесь за этими законами, которые мы можем в принципе        
подправить, но вы по существу ответьте: почему вы против данного                
законопроекта?                                                                  
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Много          
причин, некоторые из них я уже назвал, могу остановиться на одной.              
                                                                                
Установление приоритета национального бизнеса снижает инвестиционную            
привлекательность России, что может привести к оттоку прямых иностранных        
инвестиций. Если у вас есть предложения, как сделать так, чтобы наша страна     
развивалась не по пути рыночной экономики, тогда мы можем себе это позволить.   
С нашей точки зрения, конечно, необходимо бизнесу оказывать содействие, но      
это должны быть точечные преференции на взаимовыгодных условиях, и в этом       
процессе должны участвовать как иностранные инвесторы, так и наши,              
российские. В противном случае нужно просто сложить руки, сказать, что мы не    
хотим ни в коем случае развиваться в рамках рыночной экономики, и закрыть       
"железный занавес". Когда правила игры...                                       
                                                                                
Я согласен, сегодня в отношении нашей страны, по сути дела, ведётся             
экономическая война рядом стран во главе с Соединёнными Штатами Америки, и,     
конечно, сегодня мировую рыночную экономику назвать полноценной нельзя именно   
из-за этих санкций, но пойти по пути полного закрытия от внешнего мира мы       
тоже не можем. Мы считаем, что нужно продолжать развиваться в рамках рыночной   
экономики, но при этом вырабатывать механизмы, которые помогут нашим            
предпринимателям справиться с сегодняшней ситуацией, чтобы можно было           
действительно исправить положение и чтобы у нас начался наконец-таки            
полноценный экономический рост.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семёнов Владимир Владиславович, пожалуйста.               
                                                                                
СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Евгений Алексеевич, помнится, совсем недавно мы вступили в ВТО, при   
этом наша фракция голосовала против, а ваша фракция голосовала за. Вопрос: не   
противоречит ли данный законопроект тем нормам, за которые вы недавно           
голосовали?                                                                     
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Подождите, какое противоречие? Я сказал: сорок стран мира         
применяют политику низких процентных ставок, они все до одной члены ВТО, это    
так называемые развитые страны. Это абсолютно нормальная практика -             
обеспечивать стандартные условия для бизнеса, доступ к дешёвым кредитным        
(подчёркиваю: не бюджетным, а кредитным) деньгам. Соответственно, мы просто     
переходим из категории... ну, научный термин "развивающихся", но на самом       
деле недоразвитых стран в категорию развитых по экономической политике стран.   
                                                                                
Абсолютно открытый законопроект, абсолютно одинаковые конкурентные условия, и   
в ВТО мы сразу выигрываем - мы автоматически сможем сформировать равный         
экспорт. Ну представьте себе: немец может построить завод "Фольксваген" в       
Калуге, имея доступ к кредиту под 3-4 процента, а русский может построить       
завод в Калуге под 30 процентов, да ещё "Базель-3" и норматив, который его      
связывает, чего нет у немца. Получается, на нашей земле, в Калуге, наш          
предприниматель неконкурентоспособен по сравнению с немецким, американским,     
английским - в этом проблема, он второго сорта! Естественно, если мы русскому   
предоставим те же права на российской территории, что и немцу - на российской   
территории! - он обеспечит экспорт и завалит страну, как Россия заваливала      
другие страны своим экспортом на протяжении всей своей многосотлетней           
экономической и тысячелетней политической истории. Мы просто даём русским       
доступ к таким же возможностям, какие есть у немца, англичанина и так далее.    
По сути законопроект носит деколонизирующий характер.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Евгению Алексеевичу.                             
                                                                                
С тем, что надо поддерживать национального товаропроизводителя, навряд ли       
кто-нибудь будет спорить - это, по-моему, очевидно. О том, что нужно уходить    
от зависимости от Запада, о том, что мы колония, наша фракция тоже много раз    
говорила, здесь тоже спорить, наверное, несерьёзно. Но может сложиться такая    
ситуация (я что-то не понял из вашего законопроекта, поясните): мы по ряду      
отраслей настолько сильно провалились, что нам, чтобы не то что вернуть         
советские позиции, но просто более-менее исправить положение, нужна и помощь    
государства национальным производителям, и достаточно большое количество        
времени - три года, четыре, может быть, пять лет. Не получится так, что и       
западным инвесторам мы по рукам дадим, не поддержим, и свои не успеют? Нужно    
очень много времени - Россия ещё больше просядет. К тому же нередко западные    
инвесторы, кроме того что строят, ещё и везут с собой оборудование, к           
которому у нас, к сожалению, сейчас доступ закрыт. Как будет эта ситуация       
разрешаться?                                                                    
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. Мы, естественно, просчитали вопрос             
оборудования. В любом инвестпроекте в среднем по стране - я имею в виду те      
проекты, которые сегодня проверены иностранными банками и кредитными            
организациями, а это 750 миллиардов при залоге 1,5 триллиона долларов, между    
прочим, это не просто так, - импортное оборудование и технологии занимают       
порядка 25 процентов, а 75 процентов любого инвестиционного проекта - это       
рабочая сила, земля, строительство, то есть то, на что расходы осуществляются   
в рублях. Российский положительный платёжный баланс, несмотря на падение цены   
на нефть, достаточный, чтобы ввести программу масштабного перекредитования      
иностранных кредитов, - 750 миллиардов долларов, выданных под те проекты, о     
которых я говорил, и это, подчёркиваю, для начала, а потом, конечно, новые      
появятся: в авиации, в сфере высоких технологий и так далее. На                 
перекредитацию по тем же, существующим проектам потребуется приблизительно      
два года исходя из нынешних цифр платёжного баланса. Вообще говоря, мы этим     
направлением занимались по вашему поручению, ещё когда я возглавлял комитет     
по экономической политике в Государственной Думе в прошлом созыве, поэтому,     
естественно, у нас есть глубокие расчёты на тысячи страниц.                     
                                                                                
Этот новый курс - на самом деле стандартный европейский курс, то есть в нём     
ничего нового в принципе нет, но для нас он новый за последние двадцать пять    
лет.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Крутов Андрей Дмитриевич, пожалуйста.                     
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Евгений Алексеевич, в действующем российском законодательстве и в     
деловой практике, по-моему, уже присутствует когорта субъектов                  
предпринимательской деятельности, которые в полной мере соответствуют статусу   
национального бизнеса, - это субъекты малого предпринимательства, но при этом   
очевидно, что всех тех мер государственной поддержки, о которых говорится в     
том числе и в вашем законопроекте, они не получают, хотя многие из этих мер     
уже предусмотрены в действующем законодательстве для субъектов малого и         
среднего предпринимательства. Всё-таки поясните, кому конкретно вы хотите       
предоставлять льготы и попадают ли в их число субъекты малого и среднего        
бизнеса, или, согласно логике вашего законопроекта, имеются в виду прежде       
всего какие-то олигархические структуры, пускай отечественного происхождения?   
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо большое за вопрос. Законопроект направлен на изменение    
принципов функционирования экономики, на реализацию политики количественного    
смягчения (это европейский термин), и основной принцип - это создание среды     
для любого предпринимателя, у которого есть залог - кредит просто так никто     
не даст, - причём на сумму, раза в два превышающую кредит, и у которого есть    
проект, соответствующим образом проверенный банком. Банк, предоставляющий       
кредит, ему доверяет и несёт ответственность, потому что, если кто-то           
украдёт, попытается поменять на доллары, например, ещё что-то, естественно,     
за это предусмотрена уголовная ответственность, как и сейчас. Англичане же      
или немцы вкладывают в нас деньги, то есть нам доверяют, - это то же самое,     
канал абсолютно тот же! А самое главное, что мы даём малому бизнесу - я в       
докладе об этом говорил, - это ставка кредитования 2, 3, 4 процента, что        
автоматически означает для малого бизнеса возможность принципиального, просто   
гигантского экономического роста, потому что высокая ставка - это               
единственный ограничитель.                                                      
                                                                                
Вторая проблема: есть свобода, но, вы знаете, свободой завод или свиноферму     
не построишь, а вот с помощью денег, кредитов - построишь. Мы действительно     
очень сильно отстали от других стран (ранее задавали такой вопрос), но если     
вы дадите российскому бизнесу право построить предприятия, они, как наши деды   
в 30-е годы, построят - вы только им право дайте! А право - это доступ к тем    
же условиям, которые на территории России существуют для иностранных            
предпринимателей, инвесторов, то есть это просто уравнивание в правах           
русского человека и немца, допустим, на территории России. Вот в чём суть       
закона.                                                                         
                                                                                
Меры господдержки, которые в законопроекте прописаны, нужны на переходный       
период, я, как экономист, как раз считаю, что они не носят такого радикально    
развивающего характера, как создание экономической среды, предоставление        
дешёвых процентных ставок, стандартной юридической поддержки не хуже, чем в     
Лондоне (но это другой вопрос), и свободы предпринимательства. Но самое         
главное - это получение тех же условий, которые есть у наших конкурентов на     
нашей же территории.                                                            
                                                                                
Возвращаясь к малому бизнесу. Принятие этого закона означает для него           
стратегический рост, как изложено в "Стратегии-2020", с нынешних 15 процентов   
до 45 за счёт появления малого бизнеса, то есть не только за счёт развития      
его там, где он более-менее есть, - в торговле, в сельском хозяйстве, хотя      
его доля у нас всего 15 процентов, а, допустим, в Китае - 55 процентов, в       
Европе - 50 процентов, - рост даже до 50 процентов за счёт промышленности:      
производство комплектующих, обеспечение работы крупных предприятий и так        
далее. Дайте кредит российскому малому предпринимателю, и он вам построит       
десятки тысяч цехов для обеспечения комплектующими - вот вам политика роста     
промышленности!                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович.                               
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Безусловно, важный вопрос, единственное, что вызывает удивление, - это то,      
что его ставит Евгений Алексеевич, а коллеги его не поддерживают.               
                                                                                
Вот давайте, Евгений Алексеевич, представим на минуту, что законопроект         
принят в первом чтении. По вашему мнению, надо ли добавить в качестве меры      
государственной поддержки запрет банкротства предприятий по упрощённой схеме,   
а в качестве меры в части установления ограничений по размеру тарифов на        
предоставление услуг субъектами естественных монополий - национализацию         
сырьевого сектора?                                                              
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос. Вы знаете, закон абсолютно рыночный,           
подчёркиваю, и совершенно стандартный для развитых стран и их граждан, то       
есть для немцев, французов, американцев, англичан, даже для китайцев, которые   
перешли на политику количественного смягчения всего лишь два года назад - два   
года назад у Китая ставка была 9,5 процента и инфляция 9,5 процента, а сейчас   
в Китае ставка 2 процента, инфляция 2 процента, и за прошлый год они            
вычистили из своей экономики за счёт принятого закона триллион американских     
долларов. Это так, для справки.                                                 
                                                                                
Ничего нового по сути мы не предлагаем, но речь идёт о политике, а политика     
подразумевает тысячи пунктов и страниц, исходим же мы из того, что создать      
эту политику до принятия ключевого решения по ставке невозможно в силу          
политических условий, существующих в нашей стране с 91-го года, но пробить      
ставку директивно - можно. Это как с Крымом: приняли решение, после которого    
пошли по другой геополитической дороге; здесь то же самое - будет проложена     
другая геополитическая, экономическая дорога России, стандартная для Европы,    
с разворотом по многим тысячам пунктов, всем известным, - я не буду их сейчас   
перечислять, к тому же у нас они описаны на тысячах страниц. Понятно, что это   
начало большого пути, и это принципиально другой подход. Напоминаю, что этот    
подход исповедовало Российское государство на протяжении трёхсот лет, за        
исключением последних двадцати пяти лет - периода, когда мы упали в 15 раз.     
Для нас, для русского человека, для европейского человека, для китайца это      
совершенно понятно, и что делать - чётко изложено в этом законопроекте. Я не    
буду детально отвечать, потому что это, извините, доклад часов на пять.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич.                                 
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос Сергею Владимировичу.                                     
                                                                                
Сергей Владимирович, вы в содокладе отметили, что, мол, инвестиции, рыночная    
экономика, а мы - часть рыночной экономики... Но мы видим, какая мы часть       
рыночной экономики, в последний год в связи с событиями, которые происходят     
на мировых рынках.                                                              
                                                                                
Вопрос. У нас есть промышленная политика, есть политика в области АПК, но у     
нас нет чёткого понимания, судя по докладу вашего комитета, что внешние         
заимствования нам не очень-то нужны, что нам надо развивать собственное         
производство, что нам нужна собственная промышленность, собственное             
станкостроение, производство продукции, востребованной на территории России,    
которое будет давать рабочие места, а потом - налогооблагаемую базу. И          
коллеги предлагают сделать это именно сейчас, когда самое подходящее время, -   
мы понимаем, что кризис, понимаем, что сложно Центробанку, экономическому       
блоку правительства... Почему комитет не хочет рассмотреть именно такие         
альтернативные модели, которые выведут нас из тупика, а не заретушируют его     
на какой-то короткий период?                                                    
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, спасибо за вопрос. Я уже говорил,   
что нам, конечно, необходимо искать альтернативные пути, но, как говорится,     
на переправе коней не меняют: если сейчас сделать слишком резкие движения, то   
могут наступить ещё более серьёзные последствия, а мы не можем себе этого       
позволить. Безусловно, нужны пути решения, но, с нашей точки зрения, то, что    
предлагает наш уважаемый коллега, - это очень серьёзные, резкие, глобальные     
изменения, к которым, может быть, мы ещё пока не готовы. Мы обязательно будем   
предлагать альтернативные варианты и приглашаем вас к совместной работе.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить, коллеги?                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, по одному от фракции. И давайте сразу договоримся, что мы закончим     
этот вопрос и рассмотрим 82-й по сокращённой процедуре. Нет возражений?         
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я             
постараюсь быть предельно кратким. Обращаю ваше внимание на меры                
государственной поддержки - с моей точки зрения, они абсолютно правильные, но   
надо добавить следующее. Вот среди мер есть установление ограничений по         
размеру тарифов на предоставление услуг субъектами естественных монополий -     
для реализации этой меры, с моей точки зрения, необходима национализация        
сырьевого сектора и, как следствие, установление единых правил по               
формированию тарифов. Формирование тарифов сегодня закрыто от общества,         
закрыто от Государственной Думы, формируются они как бог на душу положит, и     
фактически это парализует работу в том числе и бизнеса, а предлагаемая мера     
сможет оказать определённое содействие. И ещё одна из мер, которые необходимо   
реализовать, - нужно исключить возможность рейдерских захватов. Я в своём       
вопросе изложил, каким образом это надо сделать. Сегодня рейдерские захваты     
парализуют целый ряд предприятий, в результате войн между силовиками и          
собственниками предприятий некоторые предприятия просто прекращают своё         
существование. Вот меры в этом направлении необходимо принять.                  
                                                                                
А закон хороший, и фракция КПРФ поддержит его.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович, фракция ЛДПР.    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Бурное обсуждение! Единственное, что мне непонятно, почему мы   
все задавали вопросы автору законопроекта, хотя те тезисы, о которых он         
говорил, мне кажется, вообще ни у кого не вызывают сомнений? Я думал, что       
больше вопросов мы будем задавать всё-таки комитету, который не согласился с    
этим мнением, хотя надо сказать, что депутаты многих фракций участвовали в      
разработке данного законопроекта.                                               
                                                                                
Относительно сути того, о чём докладывал Евгений Алексеевич, хочу сказать,      
что, конечно, вот тот лёгкий доступ к иностранным кредитам, который сегодня     
поставил наше государство в такое положение, де-факто привёл к тому, что в      
период, когда брались эти кредиты, государство в этом не участвовало, потому    
что решения принимали топ-менеджеры и никто никогда не планировал, скажем       
так, окупаемости этих проектов, все планировали, что это будет вечный процесс   
перекредитации. В результате мы сейчас видим, к сожалению, и сложную            
ситуацию, в которую попала экономика страны, и необходимость привлечь наши      
ресурсы для того, чтобы перекредитоваться и сохранить собственность, но самое   
главное, что мы видим бездарность наших топ-менеджеров, которые работали в      
этом направлении, и мы видим, что нет никаких действий со стороны               
государства: оценки тех кредитов, тех направлений, тех бизнес-планов, под       
которые всё это бралось, - ничего нет! Вот, наверное, единственное, в чём я     
согласился бы с коллегой, - улучшать можно до бесконечности, но, к сожалению,   
законопроект даже в первом чтении не принимают. Очень важный момент для         
поддержки национального бизнеса - это, конечно, создание условий для нашего     
бизнеса, это независимость судебной системы, и эти структурные реформы,         
конечно, должны быть в комплексе. В связи с этим, я думаю, надо рассматривать   
наш законопроект как попытку всё-таки поднять эту тему в Государственной        
Думе, сказать сегодня правительству и населению, что мы видим, мы знаем, мы     
предлагаем конкретное решение, но, к сожалению, правительство никак не          
определится с путём, по которому нужно идти, оно всё время надеется, что цены   
на нефть опять вырастут. Мне кажется, они ложатся спать, а утром открывают      
газеты и в Интернете смотрят: ну, может быть, всё-таки 35 долларов? И вот       
пока они не перестанут жить этой надеждой, ничего, конечно, у нас не            
поменяется.                                                                     
                                                                                
Мы считаем, что направление верное, поддерживать свой бизнес необходимо,        
решения здесь все абсолютно интернациональные, это вопрос, скажем так,          
приоритета и национальной независимости.                                        
                                                                                
Фракция ЛДПР поддержит наш законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, автор сначала выступит, а потом - от комитета?     
                                                                                
Есть необходимость выступить, Евгений Алексеевич?                               
                                                                                
Фёдорову включите микрофон.                                                     
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А. Уважаемые коллеги, я тоже считаю, что обсуждение                  
законопроекта... Впервые в Государственной Думе обсуждается альтернативная      
экономическая политика, впервые за двадцать пять лет - это очень важно!         
Понятно, что это начало процесса, нас вынудят и санкции, и усиление             
противостояния, нам придётся решать проблему суверенизации нашей экономики,     
как сказал глава государства Владимир Владимирович Путин. И нет другой          
технологии этого решения, кроме предложенной здесь, потому что она              
стандартна, её прошли многие страны. Собственно, авторы заранее вносят это      
предложение в качестве стратегической инициативы, и Думе тоже пора брать на     
себя инициативу и обгонять правительство в лидерстве в экономических            
вопросах, тем более что мы видим, что за два года правительство - подчёркиваю   
это официально! - никаких предложений по изменению порядка не вносило, только   
смягчить, как говорится, облегчить и так далее, никакого альтернативного        
курса! Я думаю, что Думе здесь открыта дорога, и я призываю Думу начать         
совместно работать.                                                             
                                                                                
И ещё, коротко. Ущемление прав иностранных инвесторов, о котором здесь          
говорилось и в отзыве правительства, - это неправда. У нас в законе "Об         
иностранных инвестициях..." прямо сказано, что иностранный владелец на          
территории России имеет больше прав и преимуществ, чем российский, - это        
ущемление прав граждан России! Законопроект хотя бы частично исправляет это,    
даёт те же права российскому гражданину, а российский гражданин, как всегда     
было в истории, страну вытащит, дайте ему только право это сделать!             
Законопроект как раз даёт право на бурный экономический, политический и,        
соответственно, социальный рост и гарантирует выравнивание российских зарплат   
до уровня тех стран, где функционирует политика количественного замещения, а    
там зарплата в 2-6 раз выше, чем у нас.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кривоносов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                     
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Евгений     
Алексеевич предлагает, конечно, очень важный законопроект, нам сейчас           
необходимо найти какое-то решение этого вопроса, это очень актуально. Мы        
полностью поддерживаем его в том, что нам необходимо развивать реальный         
сектор экономики, нам необходимо развивать малый и средний бизнес, и,           
конечно, без доступных кредитов это невозможно.                                 
                                                                                
Евгений Алексеевич, я думаю, что нужны совместные усилия, может быть,           
необходимо будет создать какую-то рабочую группу в комитете по экономической    
политике, может быть, необходимо больше привлекать общественность, потому что   
если в процессе этих серьёзных реформ экономической политики произойдёт         
какой-нибудь обвал, то ответственность придётся нести перед всем народом.       
Стоит приложить совместные усилия, поработать над этим предложением и           
выработать, может быть, для начала не такое глобальное, а поэтапное решение     
этого вопроса - я уверен, что общество от нас этого ждёт!                       
                                                                                
На сегодняшний день фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может поддержать данный          
законопроект, но мы готовы работать над этим вопросом в дальнейшем.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              191 чел.42,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    191 чел.                                          
Не голосовало                 259 чел.57,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.