Заседание № 166

25.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 477982-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения требований к деятельности субъектов национальной платёжной системы; принят в первом чтении 4 апреля 2014 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2337 по 2497 из 7128
14-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О национальной платёжной системе" и отдельные                
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владислав Матусович     
Резник.                                                                         
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект федерального       
закона о внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной       
системе", подготовленный ко второму чтению. Я хотел бы напомнить, что           
концепцией этого законопроекта является уточнение отдельных положений           
Федерального закона "О национальной платёжной системе", направленных на         
обеспечение бесперебойности осуществления переводов денежных средств в рамках   
платёжной системы на территории Российской Федерации. В целях комплексной       
реализации поставленной задачи ко второму чтению в законопроект были внесены    
следующие изменения.                                                            
                                                                                
Первое. Определено, что правила платёжной системы включают тарифы и иные виды   
оплаты за услуги в рамках платёжной системы и являются публично доступными.     
При внесении в правила платёжной системы изменений, предусматривающих           
введение новых тарифов или увеличение размера тарифов, оператор платёжной       
системы обязан уведомить об этом Банк России в срок не менее чем за 120         
календарных дней до этого с предоставлением расчётов, которые обосновывают      
указанные изменения. Новые тарифы или увеличенные тарифы вводятся в действие    
не ранее чем через 120 календарных дней после дня уведомления Центрального      
банка, то есть 120 и 120.                                                       
                                                                                
Второе. Вводится новая категория - национально значимая платёжная система.      
Платёжная система признаётся Банком России национально значимой платёжной       
системой в установленном им порядке в случае её соответствия одновременно       
следующим критериям. Первое - Российская Федерация, Банк России, граждане       
Российской Федерации прямо или косвенно установили контроль в отношении         
оператора платёжной системы и операторов услуг платёжной инфраструктуры.        
                                                                                
Второе - используемые операторами услуг платёжной инфраструктуры                
информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России по        
согласованию с Правительством Российской Федерации требованиям, в том числе     
использование в установленной доле программных средств, разработчиками          
которых являются российские организации, также требования к лицензионным        
соглашениям, требования к материальным носителям платёжных карт, включая их     
интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации.               
                                                                                
Третье - федеральный закон дополняется новой главой "Национальная система       
платёжных карт", в которой описываются организация национальной системы         
платёжных карт, порядок образования операторов национальной системы платёжных   
карт, особенности формирования органов управления операторов национальной       
системы платёжных карт, совет участников и пользователей национальной системы   
платёжных карт и его полномочия, а также сами участники национальной системы    
платёжных карт и порядок оказания услуг платёжной инфраструктуры в рамках       
национальной системы платёжных карт.                                            
                                                                                
Четвёртое - положения, направленные на стимулирование безналичных форм          
расчётов и развитие национальных платёжных инструментов, эта часть также        
внесена при подготовке законопроекта ко второму чтению. В частности,            
указанная глава в том числе устанавливает обязанность обеспечить приём          
национальных платёжных инструментов, а также обязанность предоставить           
клиентам национальные платёжные инструменты при получении ими за счёт средств   
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных внебюджетных   
фондов заработной платы, пенсий, социальных пособий, стипендий и денежного      
довольствия военнослужащих в случае их перевода на банковские счета, операции   
по которым осуществляются с использованием электронных средств платежа.         
                                                                                
Также вносятся изменения в Закон Российской Федерации "О защите прав            
потребителей", предусматривающие, что продавец (исполнитель) обязан             
обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путём использования        
национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору        
потребителя. При этом данная обязанность не распространяется на субъектов       
предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (выполнения     
работ, оказания услуг) без учёта налога на добавленную стоимость или            
балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и           
нематериальных активов) которых за предшествующий календарный период не         
превышают предельные значения, установленные Правительством Российской          
Федерации для микропредприятий.                                                 
                                                                                
КоАП дополняется соответствующими видами ответственности за неисполнение        
обязанностей по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путём     
наличных расчётов или с использованием национальных платёжных инструментов, а   
также за неисполнение оператором платёжной системы требований                   
законодательства Российской Федерации о национальной платёжной системе.         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Коллеги, я просто вынужден подробно доложить, в связи с тем, что   
текст претерпел по сравнению с первым чтением большие изменения.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, серьёзные изменения, конечно. Пожалуйста, Владислав   
Матусович, не отвлекайтесь.                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Отвлекаться не буду. Спасибо.                                      
                                                                                
В Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации..." также         
вносятся изменения, определяющие, что в случае приостановления (прекращения)    
в одностороннем порядке оказания услуг платёжной инфраструктуры участнику       
(участникам) платёжной системы и его (их) клиентам ЦБ взыскивает штраф.         
                                                                                
Штрафы следующие: с оператора платёжной системы, которая не является            
национально значимой платёжной системой, - в размере до 10 процентов от         
подлежащего внесению соответствующего обеспечительного взноса за каждый день    
приостановления (прекращения) оказания услуг платёжной инфраструктуры; с        
оператора национально значимой платёжной системы - в размере до 10 миллионов    
рублей за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг платёжной    
инфраструктуры. При этом оператор платёжной системы, которая не является        
национально значимой платёжной системой, вносит на специальный счёт в Банке     
России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств,        
осуществлённых на территории России в рамках платёжной системы в течение двух   
календарных дней. Указанный обеспечительный взнос формируется ежеквартальными   
отчислениями в размере одной четвёртой от среднего значения сумм переводов      
денежных средств, осуществлённых за один календарный день на территории         
Российской Федерации в рамках платёжной системы за предшествующий квартал.      
Невнесение или внесение не в полном размере обеспечительного взноса также       
приводит к взысканию штрафа, требование об этом оформляется Банком России.      
При неисполнении предписания Банк России обращается в суд.                      
                                                                                
Также вносятся изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и        
валютном контроле", которые направлены на увеличение доли использования рубля   
- валюты Российской Федерации в качестве платёжного средства по                 
внешнеторговым операциям. В частности, устанавливается обязанность резидентов   
обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, или на    
счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации по внешнеторговым    
контрактам, валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством     
России.                                                                         
                                                                                
Всего в комитет поступило девять поправок, и комитет рекомендует их к           
принятию.                                                                       
                                                                                
Прошу рассмотреть таблицу поправок, рекомендованных к принятию.                 
                                                                                
Таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению, комитет не готовил.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.65,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые      
экспертизы - и технико-юридическую, и лингвистическую - замечаний нет, и        
комитет предлагает принять его также и в третьем чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5870 по 5906 из 7128
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О национальной платёжной системе" и отдельные законодательные акты       
Российской Федерации". Второе чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              437 чел.97,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    437 чел.                                          
Не голосовало                  13 чел.2,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Комитет предложил принять в третьем чтении данный законопроект. Будут ли        
желающие выступить по мотивам? Нет.                                             
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              437 чел.97,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    437 чел.                                          
Не голосовало                  13 чел.2,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 160

04.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 477982-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе" (в части уточнения требований к деятельности субъектов национальной платёжной системы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2635 по 3033 из 6573
Мы продолжаем рассмотрение вопросов повестки. На фиксированное время            
поставлен 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в       
Федеральный закон "О национальной платёжной системе". С удовольствием           
приглашаю к микрофону Владислава Матусовича Резника.                            
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, глубокоуважаемые коллеги! Концепцией проекта федерального закона   
"О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платёжной системе"    
(далее буду просто называть - законопроект) является уточнение отдельных        
положений Федерального закона "О национальной платёжной системе",               
направленных на обеспечение бесперебойности осуществления переводов денежных    
средств, которые осуществляются в рамках платёжной системы на территории        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Вопрос о необходимости размещения инфраструктуры, используемой при расчётах,    
на территории Российской Федерации обсуждался в 2010-2011 годах в ходе          
разработки закона "О национальной платёжной системе", и уже в тот период было   
очевидно, что субъекты платёжной системы, не находящиеся под контролем          
российских регуляторов, будут концентрировать определённые риски. Тогда наши    
опасения, связанные с тем, что платёжная инфраструктура будет фактически        
неподконтрольна регулятору, воспринимались как совершенно фантастический        
сюжет, нас убеждали, что в отношении России подобные меры никогда не            
применялись, не будут применены и не могут быть применены, именно поэтому в     
Федеральном законе "О национальной платёжной системе" были установлены          
наиболее мягкие требования в отношении использования платёжной                  
инфраструктуры, которые фактически ограничились только созданием на             
территории России соответствующего юридического лица.                           
                                                                                
К сожалению, наши опасения оказались верны - я имею в виду односторонний        
отказ международных платёжных систем от оказания услуг платёжной                
инфраструктуры, в результате которого пострадали российские банки и их          
клиенты. Именно поэтому принятые в 2010-2011 годах решения требуют изменений.   
                                                                                
Предлагаемый законопроект устанавливает, что при осуществлении перевода         
денежных средств в рамках платёжной системы операторами по переводу денежных    
средств (имеются в виду банки), находящимися на территории Российской           
Федерации, должны привлекаться операционные центры и платёжные клиринговые      
центры, которые находятся исключительно на территории Российской Федерации.     
При этом для обеспечения безопасности информации по переводам денежных          
средств, которые осуществляются в рамках платёжной системы на территории        
нашей страны, законопроектом предлагается установить требование, в              
соответствии с которым операционный центр и платёжный клиринговый центр не      
вправе передавать информацию по переводам денежных средств, осуществляемых в    
рамках платёжной системы операторами по переводу денежных средств,              
находящимися на территории России, на территорию иностранного государства или   
предоставлять доступ к ней с территории иностранного государства,               
естественно, за исключением случаев трансграничного перевода.                   
                                                                                
Кроме этого, законопроект также определяет, что операторы платёжной системы,    
операторы услуг платёжной инфраструктуры, расчётные центры, а также участники   
платёжной системы не вправе в одностороннем порядке отказываться от             
предоставления услуг, необходимых для обеспечения бесперебойности               
осуществления переводов денежных средств, осуществляемых в рамках платёжной     
системы, участникам системы и их клиентам. Исключением из этого правила могут   
быть только случаи нарушения правил платёжной системы, а также случаи, когда    
оказание соответствующих услуг должно быть установлено в соответствии с         
законами Российской Федерации. С этой целью законопроект предписывает внести    
соответствующие изменения в действующие правила платёжной системы и в           
соответствующие договоры, а также привести их в соответствие с указанным        
положением.                                                                     
                                                                                
Комитет по финансовому рынку рассмотрел представленный законопроект и           
считает, что при его доработке ко второму чтению необходимо не только           
уточнить указанные новеллы, но и подготовить правовые условия для создания      
отечественной платёжной системы.                                                
                                                                                
Первое. Необходимо законодательно закрепить использование отечественных         
платёжных систем в так называемых государственных платежах, я говорю о          
выплате пенсий, стипендий, пособий и других социальных платежей, а также о      
выплате зарплат работникам бюджетной сферы.                                     
                                                                                
Второе. Необходимо создать условия, стимулирующие средний и крупный бизнес      
активно использовать отечественные платёжные решения, реализуемые компаниями    
- резидентами Российской Федерации, находящимися и осуществляющими свою         
деятельность на территории России, для этого необходимо рассмотреть             
возможность оказания участникам российской платёжной системы различных мер      
поддержки и преференций, в том числе налоговых.                                 
                                                                                
Третье. Исходя из того что объекты платёжной инфраструктуры фактически          
являются стратегическими объектами, влияющими на вопросы национальной           
безопасности Российской Федерации, предлагается распространить положения        
Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ "О порядке осуществления     
иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое         
значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" на          
операторов услуг платёжной инфраструктуры, используемой для осуществления       
переводов на территории Российской Федерации.                                   
                                                                                
Комитет считает, что ситуация, при которой межбанковский перевод между          
банками, находящимися на соседних улицах, осуществляется через другие, не       
всегда дружественные нам страны и банки, сегодня для нас недопустим. В этой     
связи предлагаем создать условия для осуществления межбанковских валютных       
расчётов через систему корреспондентских счетов Банка России и отечественных    
кредитных организаций, в том числе рассмотреть возможность совершенствования    
валютного законодательства в данной сфере.                                      
                                                                                
В завершение своего выступления хочу отметить, что рассматриваемый              
законопроект направлен на защиту национальных интересов нашей страны и          
обеспечение безопасности финансовой системы России в целом. Комитет просит      
поддержать указанный законопроект в первом чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться.                                              
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Владислав Матусович, мне попадались цифры, показывающие, что у   
нас в стране уже 250 миллионов пластиковых карт, то есть фактически чуть ли     
не по две карты на человека. В связи с созданием национальной платёжной         
системы, изолированной от Запада, будет ли продолжаться выдача старых           
пластиковых карт для расчётов или она будет на время приостановлена, ведь и     
зарплаты, и пенсии, и стипендии часто на них концентрируются?                   
                                                                                
И второй вопрос, о банках. Вы хорошо знаете, что у нас всё большая часть        
собственности банков переходит в иностранные руки, например, Великобритания,    
США, Канада, Испания, Италия, Германия уже являются собственниками акций ряда   
наших банков - как в этом случае мы будем защищать информацию от них? Им ведь   
передавать не надо ничего - они уже являются акционерами этих банков,           
сохозяевами, и где гарантия, что они не получат те данные, которые по закону    
мы не должны им передавать?                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Давайте я начну с ответа на второй вопрос. По моей информации, у   
нас в стране, в соответствии с законом, существует определённая квота на        
участие иностранного капитала, она у нас отнюдь не выбрана, поэтому опасаться   
того, что наш банковский капитал окажется под контролем западного банковского   
капитала или международного банковского капитала, у нас оснований нет. А что    
касается информации, то акционер имеет право получать только открытую           
информацию - это обеспечивается в соответствии с нашим законодательством,       
рисков здесь нет.                                                               
                                                                                
Что касается первого вопроса. У нас цифры следующие: на 1 января 2014 года      
эмитировано 217 миллионов карт, это означает совершение транзакций на сумму     
примерно 7 триллионов 300 миллиардов рублей, примерно 85 процентов приходится   
на международные платёжные системы "Visa" и "MasterCard" - соответственно,      
такова их доля. Если реализуется то, что предлагает законопроект, ситуация,     
конечно, очень сильно изменится. Рисков того, что надо будет эти карты          
сдавать, тоже нет.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Владимирович Бортко.                             
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, во сколько обойдётся нам эта          
система, сколько за неё заплатить надо будет? И будет ли она обслуживать эти    
карточки за пределами нашей вами Родины?                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Решение предлагается следующее. Сейчас существует два возможных    
варианта, насколько я понимаю. Первый вариант - это предложение создать         
некоммерческую организацию на базе регулятора, то есть Центрального банка, и    
банковского сообщества. Надо делать, наверное, не совсем с нуля... В письме     
первого заместителя председателя Центрального банка Симановского предлагается   
запустить это к 1 июля 2015 года. Во сколько обойдётся? Я полагаю, что это не   
великие суммы, это десятки миллионов долларов, не сотни, по оценкам             
экспертов. Вот один путь.                                                       
                                                                                
Другой путь - на базе УЭК, уполномоченной компании, описанной в том числе,      
по-моему, в 210-м законе, выделить НСПК, национальную систему платёжных карт,   
предусмотрев, что контроль не останется у какого-то конкретного банка, что в    
эту систему вступят иные банки, что эта система будет контролировать, владеть   
процессингом и что соответственно основные игроки к ней смогут подключиться     
за счёт покупки права на участие в этой системе. Это другой вариант, бюджету    
он ничего не будет стоить, Центральному банку, видимо, тоже; для этого          
регулятор и банки должны между собой договориться, и в этом случае запустить    
систему возможно даже раньше, чем предлагается в этом законопроекте, где-то к   
1 июля.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Иванов.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Владислав Матусович, понятно, что физические лица - владельцы пластиковых       
карт в первое время будут испытывать неудобства, потому что эти карты не        
будут приниматься за рубежом, в торговых точках и так далее. С другой           
стороны, мировой опыт показывает, что та же японская национальная система       
через какой-то промежуток времени стала транснациональной. Скажите,             
пожалуйста, на ваш взгляд, сколько потребуется времени нашей платёжной          
системе, чтобы превратиться из национальной в транснациональную?                
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Простите, видимо, я не до конца ответил на предыдущий вопрос.      
Дело в том, что обсуждаемая система создаётся для расчётов внутри страны. Что   
касается расчётов за рубежом, естественно, тут возможен кобейдж, то есть        
совместный выпуск, с этим тоже не возникнет проблем. Самое главное, чтобы       
технологические решения, которые будут приняты, работали и внутри страны, и     
вне страны, за рубежом, - в мире достаточно много тому примеров.                
                                                                                
То, что мы предлагаем, не ново: в своё время это вводилось и в Канаде, и во     
Франции, и в Японии, и в Армении, на Филиппинах блестящая технологическая       
система - есть очень много решений. То есть начиналось всё с локального         
маршрутизатора, так называемого local switch, потом приходило именно к тому,    
о чём вы говорите, - к более широким возможностям применения.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович, вы ответили на оба вопроса?          
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Да, я ответил.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федот Семёнович Тумусов.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Владислав Матусович, предлагаемыми изменениями в Федеральный закон    
"О национальной платёжной системе" мы создаём абсолютно изолированную           
платёжную систему, и если она будет абсолютно изолирована, то как она будет     
интегрироваться или взаимодействовать с другими платёжными системами?           
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Мы не создаём абсолютно изолированную систему, в этом как раз и    
преимущество, мы создаём систему, которая позволяет нам безопасно, без          
влияния третьих стран проводить расчёты внутри страны.                          
                                                                                
Что касается расчётов за рубежом, то для этого, я ещё раз говорю, система       
должна иметь возможность, которую мы и создаём, взаимодействовать с             
международными платёжными системами, чтобы можно было рассчитываться теми же    
самыми кобейдж-картами либо кобренд-картами за рубежом.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Владислав Матусович, скажите, пожалуйста, действующим законом "О национальной   
платёжной системе" с многочисленными отсрочками, но всё-таки предполагалось     
создание внутренних клиринговых центров к 1 июля 2014 года, то есть эта         
задача, о которой вы нам сейчас рассказали, должна была быть уже решена.        
Может быть, это вопрос к Центральному банку: каково текущее состояние того,     
что должно было быть сделано к 1 июля 2014 года?                                
                                                                                
И второй вопрос: скажите, пожалуйста, а какова технологическая база, есть ли    
мощности серверов достаточные и чьё будет программное обеспечение в             
создаваемой национальной платёжной системе?                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Давайте я начну с ответа на второй вопрос, потому что первый       
вопрос, наверное, лучше будет переадресовать Центральному банку как             
регулятору: они наблюдают и контролируют создание этих центров. Хотя хочу       
отметить сразу же, что особенностью этого закона является исключительность      
использования операционных и клиринговых, центров, находящихся на территории    
России.                                                                         
                                                                                
Что касается второго вашего вопроса, о программном обеспечении. На              
сегодняшний день, насколько я знаю, у нас только в программе "УЭК" есть так     
называемая система "ПРО100" и процессинг "ПРО100", который имеет чип,           
сертифицированный как для внутреннего использования, у него есть                
соответствующая сертификация Федеральной службы безопасности России, так и      
для использования за границей, это "MasterCard".                                
                                                                                
Если не будет принято решение выделять из УЭК национальную платёжную систему    
карт и использовать её, естественно, убрав от Сбербанка и передав на уровень,   
позволяющий говорить о нейтральности этой системы, то тогда Центральному        
банку придётся создавать какой-то иной вариант, который можно будет             
адаптировать для платежей и внутри страны, и вне страны, но для этого и         
технологические решения существуют, и мощности есть, и люди есть, и программы   
есть, в общем, здесь больших сложностей не вижу. Ещё раз говорю, что это не     
многолетняя программа, это месяцы.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович, присаживайтесь.             
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Анатолий Геннадьевич Аксаков.                                                   
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, естественно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет             
поддерживать этот законопроект, поскольку он позволяет решить проблему          
обработки транзакций, которые осуществляются внутри нашей страны.               
                                                                                
Я хотел бы отметить, что международные платёжные системы, которые               
осуществляют свою деятельность внутри страны, могут это делать и далее,         
никаких ограничений по использованию карт "Visa", "MasterCard" и иных карт      
этот законопроект не предусматривает, просто обработка транзакций будет         
осуществляться уже не за пределами нашей страны, а внутри страны,               
соответственно, никакие политические решения не смогут помешать осуществлению   
платежей в рамках нашей страны с использованием любых карт, и зарубежных, и     
внутрироссийских.                                                               
                                                                                
И я хотел бы всё-таки добавить, Владислав Матусович, что есть ещё один          
вариант - Объединённая расчётная система, в которой участвует около двухсот     
кредитных организаций России, причём там используется российский программный    
продукт - наша компания, успешно конкурирующая не только в России, но и за      
рубежом. Но к сожалению, собственником этой Объединённой расчётной системы,     
несмотря на то что инфраструктурно она находится внутри России, являются        
иностранцы. И здесь уже вопрос договорённости: можно купить, можно изменить     
форму собственности, чтобы наши банки и другие институты стали участниками      
этой системы, и тогда она сможет заработать даже в течение месяца-двух, и мы    
полностью решим проблему, обозначенную в указанном законопроекте.               
                                                                                
Предлагаю поддержать.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Я хотел бы сказать, что в комитете единогласно был законопроект поддержан,      
фракция КПРФ его тоже поддерживает, но надо понимать, что здесь идёт речь не    
о создании какой-то платёжной системы, здесь просто указываются требования к    
действующей на территории Российской Федерации платёжной системе и снимается    
ряд проблем, которые в действующей редакции закона "О национальной платёжной    
системе" зафиксированы. В частности, сейчас действует такая позиция: оператор   
в платёжной системы в случае и порядке, предусмотренном правилами этой          
платёжной системы, вправе привлекать операционный центр, находящийся за         
пределами Российской Федерации, для оказания операционных услуг участникам      
платёжной системы. Ну, ясно, что речь идёт о том, что как раз "Visa" и          
"MasterCard" использовали свои возможности за пределами Российской Федерации,   
и вот в случае возникновения политических проблем эти возможности стали         
работать против наших участников рынка. Рассматриваемый сегодня законопроект    
эту позицию снимает, то есть такой возможности у этих участников платёжных      
систем уже не будет.                                                            
                                                                                
Что касается технической стороны дела, то это вполне, конечно, по силам нашей   
стране, и раньше мы об этом говорили, и Центральный банк всё это тоже           
обсуждал, но, как вы знаете, были публикации о том, что западные чиновники и    
коммерческие структуры работали с нашими чиновниками, в результате в            
"Викиликс" была утечка информации о том, что они пытались затормозить           
внедрение нашей системы, и терпеть это теперь стало уже совершенно              
невозможно.                                                                     
                                                                                
Вот Иран создал свою платёжную систему, и, я думаю, понятно, что у нас          
возможностей не меньше, чем у Ирана, но что беспокоит? Беспокоит наша, так      
скажем, типичная проблема: всё решается не с учётом экспертных оценок и         
обсуждения, а с учётом того, кто находится ближе к президенту, кто первый       
пришёл, так сказать, и убедил, - на этом мы уже много раз обжигались. Вот       
сейчас прошла публикация о том, что уже есть поручение президента в течение     
месяца принять решение по карте, которую в основном Сбербанк разрабатывал, -    
знаете, это совершенно неправильный подход! Это вопрос технический, это то же   
самое, как если бы длину крыла самолёта рассчитывали по указанию президента!    
Мы предлагаем - и Центральный банк это предлагал - направить в рабочую группу   
по принятию решения о платёжной системе представителя Государственной Думы. А   
вот если так будет приниматься решение, то никаких рабочих групп не             
потребуется и может быть принято неправильное, волюнтаристское решение...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КАШИН Б. С. Обращаю внимание руководства Государственной Думы на то, что Дума   
должна полноценно участвовать в принятии решения!                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Викторовна Бурыкина.                                                    
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому       
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект. Хотелось бы     
отметить, что при принятии этого решения мы опираемся всё-таки не на газетные   
статьи, а на тот законопроект, который сегодня рассматривается в первом         
чтении, и на заключение комитета, в котором в принципе было сказано о том,      
что такая система расчётов, безопасная для граждан нашей страны, должна быть    
создана на территории Российской Федерации со всей необходимой                  
инфраструктурой, часть которой сегодня оказалась вынесена за пределы            
Российской Федерации, - в этом смысл данного законопроекта. Она должна быть     
безопасной, действовать бесперебойно, пользоваться поддержкой со стороны        
государственных органов и вызывать доверие у граждан - это в первую очередь.    
                                                                                
Во вторую очередь речь идёт о создании некоего нового национального продукта    
в сфере финансовых отношений. Да, действительно, это надо было сделать          
гораздо раньше, но, как всегда, пока гром не грянул, кто-то не перекрестился,   
поэтому сейчас приходится действовать достаточно быстро.                        
                                                                                
Я считаю, что есть много разных очень хороших технологических решений,          
которые принадлежат нашим национальным производителям, - в первую очередь на    
них надо опираться. Более того, коллеги, я вам хочу напомнить, что в своё       
время нашими коллегами инициировался закон о графическом изображении рубля,     
он был принят и подписан президентом, и сейчас графическое изображение рубля    
уже утверждено. Центральному банку, если он будет участвовать в создании этой   
национальной системы, предлагается рассмотреть возможность использовать в       
качестве логотипа графическое изображение рубля, поставить его на этой карте,   
с тем чтобы было понимание того, что у нас есть собственные национальные        
символы - наша национальная гордость. У нас есть флаг, гимн, пусть будет        
графическое изображение рубля, пусть будет наша карта!                          
                                                                                
Мы с вами должны, как законодатели, не предопределять направление               
деятельности в развитие каких-то газетных статей, а качественно доработать      
законопроект ко второму чтению.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владислав Матусович, будете выступать ещё раз? Нет.                             
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5421 по 5437 из 6573
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О национальной платёжной системе", первое чтение.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.