Заседание № 66
14.01.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 477851-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (об указании на упаковке информации о наличии генно-инженерно-модифицированных организмов в продуктах питания).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4890 по 5172 из 6111
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Депутат Скоч просит рассмотреть законопроект без своего участия. Для содоклада я приглашаю члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Сергея Владимировича Железняка. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" вносится дополнение в статью 10 этого закона, в соответствии с которым на упаковке продукта питания необходимо указывать процентное соотношение использованных при его изготовлении генно-модифицированных организмов к общей массе продукта, а также предлагается описание изображения маркировки наличия генно-модифицированных организмов. В предлагаемом дополнении к пункту 2 статьи 10 закона содержится перечень информации о товарах (работах, услугах), которую изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставить потребителю до заключения договора купли-продажи. В частности, содержится требование об обязательном предоставлении потребителю информации о составе продуктов питания, в том числе о наименовании использованных при изготовлении продуктов питания пищевых и биологически активных добавок, а также о наличии компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов. Пунктом 3 этой же статьи закона устанавливается способ доведения такой информации до потребителя. Так, информация об обязательном подтверждении соответствия товаров, то есть собственно о составе продуктов, представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В свою очередь Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет, что обязательные требования к продукции, в том числе и к её этикетке, должны содержаться в соответствующих технических регламентах. До принятия соответствующих технических регламентов обязательны к применению на всей территории Российской Федерации, соответственно и к исполнению на всей территории Российской Федерации санитарные правила и нормы. Так, с 1 сентября 2007 года вступили в силу поправки в СанПиНы (то есть санитарные правила и нормы) "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", которыми установлены требования к маркировке наличия генно-модифицированных организмов в продуктах питания и определён пороговый уровень обязательной маркировки. В настоящее время пороговый уровень снижен с 5 процентов до 0,9 процента наличия генно-модифицированных организмов в продуктах питания, что соответствует требованиям и европейского законодательства в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета ЕС от 22 сентября 2003 года о генетически модифицированной пище и кормах. Кроме того, в Государственной Думе на рассмотрении находится внесённый депутатами Государственной Думы Борцовым, Исаевым, Мединским, Семёновым и Хайруллиным проект федерального закона "Технический регламент "О маркировке пищевых продуктов для потребителей", в положениях которого содержатся требования к обозначению генно-модифицированных организмов на этикетках продуктов питания. Именно в рамках работы над данным техническим регламентом и было бы целесообразно обсуждение проблемы маркировки о наличии генно-модифицированных организмов в продуктах питания. Могу также проинформировать, что в Научно-исследовательском институте питания Российской академии медицинских наук разработан и в настоящее время готовится к внесению в Государственную Думу проект технического регламента о требованиях к безопасности пищевых продуктов, производимых из сырья, полученного из генно-модифицированных организмов, растений и животных. Таким образом, рассматриваемый проект федерального закона не является предметом регулирования Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", и поэтому не может быть поддержан и рекомендуется Комитетом по экономической политике и предпринимательству к отклонению. У нас также имеется отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, комитетов-соисполнителей и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будем обсуждать? По-моему, ясно очень изложена мотивация. Будем. Депутат Багаряков. Корниенко. Извините, пожалуйста, я издалека перепутал. Пожалуйста, вопрос. Депутат Корниенко. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Владимирович, у меня к вам вопрос такого характера: для анализа данного законопроекта привлекались ли учёные академии наук Российской Федерации и члены комитета по экологии? Это первый. И второй. Общеизвестно, по закону это определено, что маркировка на продуктах, имеющих твёрдую упаковку... там, понятно, можно написать, что содержит или не содержит ГМО. А как быть нам, потребителям, когда мы приходим, допустим, в столовую, кафе, ресторан? Мы же порой не знаем, что мы едим, может быть, нас травят вот этими ГМО? Спасибо. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Алексей Викторович, уважаемые коллеги! Начну с ответа на второй вопрос. В настоящее время над техническим регламентом о маркировке продуктов, который внесён в Государственную Думу, идёт активная работа. Если у депутатов есть желание внести свои предложения в текст законопроекта о техническом регламенте, то это абсолютно целесообразно, и если необходимо, я могу этому процессу тоже со своей стороны поспособствовать. А что касается привлечения учёных, если мы говорим о генно-модифицированных продуктах и техническом регулировании такого вида продуктов, то в настоящее время в Научно-исследовательском институте Российской академии медицинских наук разрабатывается и планируется к внесению в Государственную Думу как раз такой технический регламент. Я думаю, что после ознакомления с его текстом мы можем вместе с учёными собрать "круглый стол" или провести парламентские слушания, для того чтобы выяснить все позиции и общественности, и науки, касающиеся тех норм, которые будут описаны в проекте технического регламента. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ещё вопросы, коллеги? Да, есть ещё. Депутат Захарьящев, пожалуйста. ЗАХАРЬЯЩЕВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня редакционное предложение. Сергей Владимирович, в своём выступлении вы аргументированно и доказательно высказали свою позицию, только у меня предложение. Вы неоднократно употребили слова "генно-модифицированные организмы". Я предлагаю (это же пойдёт в печать), чтобы мы правильно сделали здесь расстановку: к слову "организмы" надо добавить слово "растения", когда будет формироваться заключение, а то получается, что это относится только именно к организмам, а к растениям нет. Здесь надо обязательно уточнить, чтобы не было ошибки. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Согласен, Василий Иванович, полностью согласен с вашим предложением. Более того, как раз для записи готов уточнить, что речь идёт о генно-инженерно-модифицированных продуктах и организмах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тепляков. Тоже вопрос у вас? У меня высветилось "по ведению". Ошибка. Желает ли кто-то выступить? Корниенко хочет выступить. Пожалуйста. Присаживайтесь, Сергей Владимирович. КОРНИЕНКО А. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Предложенный законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", по мнению фракции КПРФ, является, безусловно, своевременным и крайне необходимым. Известные биологи нашей страны, в том числе доктор биологических наук Ирина Ермакова, несколько лет назад обратились к руководителю фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадию Андреевичу Зюганову с просьбой поддержать проведение экспериментальных исследований по выяснению безопасности генно-модифицированной продукции для питания людей. В свою очередь Геннадий Андреевич обратился с просьбой к президенту РАН о государственной поддержке и активизации этих исследований, что и было сделано. До сих пор в нашей стране никто не занимался серьёзными научными исследованиями последствий употребления трансгенных продуктов в пищу. Исследователи на основании проведённых опытов утверждают, что генно-модифицированные культуры растений выделяют в тысячу двадцать раз больше токсинов, нежели обычные организмы. Экспериментальные данные учёных доказывают, что генно-модифицированная соя особенно вредна для здоровья и продолжения рода млекопитающих, к которым относится и человек. Крысы, на которых проводили исследование, показали высокий уровень смертности среди крысят, рождённых от особей, получавших с пищей ГМ-сою. У подопытных животных выявили также высокий уровень тревожности и агрессии. Специалисты - противники ГМО утверждают, что они несут три основные угрозы. Первая - угроза организму человека. Это аллергические заболевания, нарушение обмена веществ, появление желудочно-кишечной микрофлоры, стойкой к антибиотикам, канцерогенный и мутагенный эффекты. Вторая - угроза для окружающей среды, проявляющаяся в загрязнении исследовательских участков, химическом загрязнении. И третья - это глобальные риски: активизация критических вирусов и экономическая безопасность. Практически все исследования в области безопасности ГМО финансируются заказчиками. На основании данных таких исследований лоббисты ГМО утверждают, что генно-модифицированные продукты безопасны для человека. Согласно внутреннему докладу зарубежной компании "Мансанта", обнародованному со скандалом в июне 2005 года, у подопытных крыс, которых кормили ГМ-кукурузой, возникли изменения в кровеносной и иммунной системах. По неофициальным данным, ГМО содержатся практически в каждом пятом продукте, продаваемом в нашей стране. Ежегодно в страну в виде сырья ввозится до 500 тысяч тонн генно-модифицированных ингредиентов из Китая, Канады, Аргентины, Бразилии, Соединённых Штатов Америки. Сейчас в России позволяется использовать шесть сортов генно-модифицированной кукурузы, три сорта сои, три сорта картофеля, два сорта риса, два сорта свёклы и пять видов микроорганизмов, которые добавляют в продукты мясной переработки, соевые молочные продукты, растительные масла, маргарин, майонез, детское питание, мороженое, конфеты, кондитерские изделия, шоколад, хлебобулочные изделия. То есть во всё то, что мы употребляем в пищу каждый день. Международная экологическая организация "Гринпис" обнародовала список компаний, которые используют в своей продукции ГМО, среди них фирмы с известными брендами - производители шоколада, конфет, детского питания, кетчупов, соусов, напитков, также в этот список входят и рестораны быстрого питания. Таким образом, в условиях глобализации товарообмена потребитель может приобрести шоколадный батончик российского производства с американской генно-модифицированной соей, то есть соевый лецитин. По прогнозам, к 2010 году мировой рынок трансгенной продукции достигнет 25 миллиардов долларов. Российский рынок продуктов питания уже считается одним из самых генетически грязных в мире, хотя российское законодательство и обязывает маркировать все продукты, в которых содержание генно-инженерно-модифицированных организмов превышает уровень в 0,9 процента. На мой взгляд, решение комитета, рекомендующее отклонить указанный законопроект, является необоснованным и ошибочным. Принятие его позволит потребителю узнать более полную информацию о количественном содержании ГМО, а следовательно, узнать информацию о безопасности продукта, отклонение же приведёт к получению коммерческой сверхприбыли производителями генно-модифицированных продуктов ценой потенциальной угрозы нашему здоровью, а вполне возможно, и будущему генотипу русской нации. Фракция КПРФ единогласно поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Отличный доклад, его нужно передать в группу, которая разрабатывает соответствующий техрегламент. Пожалуйста, Четвериков. ЧЕТВЕРИКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, безусловно, проблема ГМО является одной из важнейших, так как это безопасность, продовольственная безопасность страны. Но в то же время на протяжении последних лет, хотя и рассматривались различные законопроекты, так или иначе касающиеся проблематики ГМО, так и не было выработано чёткого, однозначного понимания. Более того, прежде чем говорить о тех или иных предложениях, связанных с маркировками, сертификацией и употреблением продуктов, содержащих ГМО, нужно понять, что у нас, в России по крайней мере, не разработаны однозначные способы определения, идентификации наличия ГМО в продуктах. В связи с этим вот такого рода решения - полумеры, они приводят к тому, что в одних случаях существуют запреты на ввоз продуктов, содержащих ГМО (прежде всего это касается кормов, мясопродуктов), а в других случаях имеется разрешение на использование аналогичных продуктов (например, кормов, семян сои, кукурузы и так далее) с содержанием ГМО. Таким образом, разрушается единая конкурентная среда. Получается, что в одних случаях мы разрешаем, в других случаях запрещаем, и в конечном счёте прекрасно понимаем, что все эти меры иллюзорны. Нет методик, следовательно, нет возможности чётко осознать, соответствует ли информация на маркировке или даже в сертификате на ту или иную продукцию действительности. На мой взгляд, принятие данного законопроекта не принесёт никакого существенного результата с точки зрения конечной цели, то есть мы в любом случае не будем уверены, соответствует ли информация действительности. Но тем не менее "Справедливая Россия" будет голосовать за данный законопроект, так как он подразумевает необходимость решения вопроса в корне. Я считаю, необходимо принимать комплексный закон о генно-модифицированных продуктах, определяющий однозначный подход нашего государства к данного рода продуктам. "Справедливая Россия" голосует за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента и правительства не настаивают на участии в дискуссии? Нет. Пожалуйста, Сергей Владимирович Железняк, заключительное слово. Включите микрофон Коробова. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я только хочу заметить, что речь шла о том, где должны содержаться требования к маркировке. Наша позиция - что эти требования должны содержаться в соответствующем техническом регламенте, который сейчас разрабатывается. Сейчас, до его принятия и вступления в силу, они содержатся в СанПиНах - санитарных правилах и нормах. Никто не умаляет важности темы самих генно-модифицированных организмов и растений, ею действительно необходимо заниматься. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 10 мин. 13 сек.) Проголосовало за 125 чел.27,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 125 чел. Не голосовало 325 чел.72,2% Результат: не принято Отклоняется законопроект.