Заседание № 136
24.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 477308-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4011 по 4212 из 9469
Теперь будут доклад и содоклад по пунктам 38 и 39 одновременно. Пункт 38 - проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам". И пункт 39 - проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче". Доклад Гарри Владимировича Минха, полномочного представителя Президента Российской Федерации. МИНХ Г. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы одним докладом представить оба законопроекта, потому что тематика одна - уголовно-правовая, страна одна и та же - Филиппины, и, я думаю, здесь тематически и предметно один доклад уместен. Здесь тоже речь идёт о типовых формах взаимодействия, о сотрудничестве, в первом законопроекте - о взаимной правовой помощи по уголовным делам, во втором - о вопросах выдачи. Обратите внимание: не передачи, а выдачи, это немножко другой инструмент - при принятии решения о выдаче волеизъявление самого лица, которое подлежит выдаче, не требуется, потому что речь идёт о лицах, в отношении которых либо ещё не состоялось судебное решение, либо решение состоялось, но процесс отбывания наказания ещё, по сути дела, не начался. Эти договоры, как я уже сказал, в общем-то, типовые, аналогичные двусторонние договоры, например о взаимной правовой помощи, заключены с 49 государствами, а о выдаче - с 41 государством. Напоминаю, что договоры о передаче - это, видимо, более сложная процедура - заключены пока только с 21 государством. Эти договоры, в отличие от предыдущего договора, были подписаны в ноябре 2017 года. Договором о взаимной правовой помощи по уголовным делам предусмотрено, что договаривающиеся государства обязуются по соответствующему запросу оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве и иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами. Определяются условия, при которых осуществляется правовая помощь, и, как я уже сказал по предыдущему вопросу, предусмотрено, что деяния являются уголовно наказуемыми по законодательству обеих сторон, то есть и в том и в другом государстве деяния оцениваются как преступления. Договором регулируется, какие органы являются центральными, ответственными за реализацию договора. И здесь есть один нюанс: если речь идёт о запросах, связанных с деятельностью судебных инстанций, то компетентным центральным органом у нас будет являться Министерство юстиции, а по всем остальным запросам - если речь идёт о расследовании, о предварительном следствии - компетентным центральным органом будет Генеральная прокуратура. По законодательству Филиппин центральным органом и в том и в другом случае будет являться Министерство юстиции. Предусматриваются объёмы оказываемой правовой помощи, основания для отказа или отсрочки в исполнении запроса, формы содержания запроса и целый ряд других очень важных процедурных моментов. Определяется порядок передачи лиц, порядок вызова свидетелей, других участников уголовного процесса и целый ряд иных обстоятельств. Договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Например, в правовой помощи может быть отказано, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным существенным интересам запрашиваемого договаривающегося государства. И кроме того, договор содержит положения, которые затрагивают основные права и свободы человека, поэтому этот договор подлежит ратификации. Предусматривается, что эти договоры, как и предыдущий, вступают в силу, после того как будет направлено последнее уведомление о том, что государства исполнили все необходимые внутренние процедуры, через 30 дней после получения этого уведомления договоры вступают в силу. То есть если одна из сторон соответствующих процедур не выполнит, то, даже несмотря на ратификацию другой стороной, этот договор не вступит в силу, в частности, например, для Российской Федерации. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать эти инициативы президента. Мы считаем, что они создают необходимую дополнительную правовую основу для того, чтобы обеспечить достижение целей уголовного расследования и судопроизводства, что повысит качество и защиту прав и свобод граждан в уголовном процессе как в Российской Федерации, так и на Филиппинах. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Журовой Светланы Сергеевны. Пожалуйста. ЖУРОВА С. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленные два проекта федеральных законов были рассмотрены Комитетом по международным делам. Они были внесены в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 31 мая 2018 года. Оказание правовой помощи по уголовным делам, в том числе и относительно выдачи правонарушителей, является важной формой международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Договоры создают правовую базу российско-филиппинского двустороннего сотрудничества в вопросах оказания взаимной помощи по уголовным делам. Договаривающиеся государства обязуются выдавать по запросу друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также выполнять определённые процессуальные действия в сфере уголовного судопроизводства, такие как вручение документов, получение доказательств, установление места нахождения и идентификация лиц. Что касается выдачи правонарушителей, в договоре подробно прописаны требования, предъявляемые к составлению запроса о выдаче, порядок его направления, процессуальные гарантии выдаваемого лица, регламентируются условия выдачи, а также случаи отказа в ней. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать договоры между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Гарри Владимирович, я всё-таки не очень понимаю механизм. Вот статья 61 Конституции говорит о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. В соответствии с данным договором, если гражданин России совершает преступление на территории другого государства, то есть того, ратификацию договора с которым мы сейчас производим, и успеет вернуться в Россию... Что, мы его выдадим, если это преступление, как здесь написано, уголовно наказуемо и влечёт за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, неправильно вы поняли. Речь идёт о том, что... Правовая помощь - это один договор, он, естественно, не касается вопросов перемещения лиц, а договор о выдаче реализуется только в отношении лиц, которые не являются гражданами государства, на территории которого в отношении их осуществляются уголовно-процессуальные действия. То есть если гражданин Российской Федерации, не дай бог, совершит преступление на территории Республики Филиппины, то он, скорее всего, там будет задержан и, возможно, даже осуждён, потому что у нас нет договора о выдаче. В случае вступления данного договора в силу у нас появится возможность обратиться с соответствующим запросом, и тогда гражданин России будет выдан российским компетентным органам и будет проходить все не очень приятные процедуры, которые следуют за совершением преступления, уже на территории родного государства, и зеркально в отношении граждан Филиппин. Только об этом речь идёт. А любые запросы в адрес Российской Федерации о выдаче граждан Российской Федерации вы знаете, чем заканчиваются: наши компетентные органы всегда отказывают, и абсолютно обоснованно, потому что такова норма Конституции. Так что этот договор абсолютно соответствует Конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич, пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Гарри Владимирович, чтобы экстрадиция осуществилась, необходимо, чтобы совпадало уголовное законодательство двух стран, это один из главных критериев экстрадиции. Не считаете ли вы, что состояние и условия мест содержания под стражей или мест лишения свободы, как критерий, тоже должны быть примерно на одном уровне? Я к чему это спрашиваю: если говорить о Нигерии и Филиппинах, там, может быть, людей в яму, в зиндан со змеями сажают и они там отбывают наказание. МИНХ Г. В. Ещё раз хочу обратить ваше внимание: есть два разных вида договоров. Есть договор о передаче - это то, о чём я докладывал по вопросу о двусторонних отношениях с Нигерией. При передаче для отбывания наказания лица, которое осуждено к лишению свободы и приговор вступил в силу, согласие самого осуждённого - обязательный элемент. В данном случае речь идёт о выдаче - в большинстве случаев приговора ещё нет, идёт расследование, и лицо выдаётся по требованию запрашивающего государства, естественно, при наличии согласия Российской Федерации, чтобы в отношении его были завершены и совершены необходимые уголовно-процессуальные действия и оно было осуждено своим компетентным судом, потому что это гражданин того государства, и отбывать наказание это лицо будет в рамках условий, которые есть на территории соответствующего государства, и все расходы на его содержание будет нести государство, гражданином которого оно является. Это абсолютно разные институты. На мой взгляд, такой подход справедлив и соразмерен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам", пункт 38 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 09 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче", пункт 39 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 39 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается.