Заседание № 183
05.10.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 477074-4 "О внесении изменений в статьи 7, 24, 38 Федерального закона "О рекламе" (в части, касающейся рекламы оккультно-мистических услуг и рекламы методов лечения; внесён депутатом Государственной Думы В. Р. Мединским, а также С. А. Насташевским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3042 по 3301 из 5963
Переходим к пунктам 10.1 и 10.2, это альтернативные законопроекты. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7, 24, 38 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Владимир Ростиславович Мединский. Пожалуйста. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, заполняющий небольшую лакуну в законодательстве о рекламе. Он касается запрета рекламы шаманства, ясновидения, гадания, ворожбы и прочего колдовства. Несколько лет назад, когда мы с вами принимали закон "О рекламе", каким-то образом эта странная деятельность ускользнула от нашего внимания, и сейчас мы предлагаем этот вопрос решить. По законопроекту имеется положительное заключение Правового управления, законопроект поддерживает комитет, он очень прост по сути своей, поэтому от имени комитета прошу поддержать его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Второй законопроект у нас с тем же названием. Он внесён депутатом Насташевским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, поэтому мы сразу приглашаем на трибуну для доклада члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Сергея Владимировича Железняка. Пожалуйста. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, второй законопроект, который был внесён коллегой Насташевским во время исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, касается тех же самых вопросов, но при этом формулировки, которые избраны коллегой Насташевским, юридически не настолько точны. В этой связи по этому, альтернативному, законопроекту имеются отрицательное заключение правительства и нашего Правового управления. Комитет принял решение из двух альтернативных законопроектов поддержать законопроект, внесённый коллегой Мединским и ещё двумя нашими коллегами, и не поддерживать законопроект, который был внесён коллегой Насташевским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы. Прошу поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. У депутата Рябова, депутата Федоткина, депутата Черкасова. Больше нет вопросов? Три вопроса. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Не оспаривая в принципе реальную опасность рекламы тех лиц, о которых говорили, хочу спросить: не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что не меньшую, а большую опасность несёт реклама лекарств, когда по телевидению показывают какое-то чуть ли не волшебное средство: вот купите его, приобретите его, примите его, и вы помолодеете, и будете долго жить, и будете здоровы? Ведь от них ущерб намного больше. Не кажется ли вам, что, решая вот эту проблему, о которой сегодня говорили - о шаманах, колдунах и прочее, и прочее, - всё-таки мы пропускаем не меньшую, а, может, даже большую опасность, когда люди теряют здоровье и теряют, в общем-то, деньги, которые могли пойти на нормальное лечение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто отвечает? Пожалуйста, Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Владимир Николаевич, у вас целых два вопроса прозвучало. Первый касается контрафактных лекарственных препаратов и вообще качества медицинских препаратов и оказываемых услуг. Это очень болезненный вопрос, и его необходимо решать в рамках развития закона "О защите прав потребителей" и всего спектра законодательства о здравоохранении, это надо делать. Нами сейчас готовятся предложения в том числе по изменению закона "О защите прав потребителей", касающиеся качества предоставления медицинских услуг. Ну, то есть это просто не является предметом данного законопроекта. Что касается рекламы препаратов, то в действующем законодательстве избрана тактика определения квалифицирующих требований к содержанию такой рекламы и, соответственно, ответственности за неисполнение этих требований. Это касается в том числе и таких качеств, как достоверность, полнота сведений. Наверное, и эту сторону можно развивать законодательно, давайте будем обсуждать предложения. Но если мы просто возьмём и запретим рекламу всех лекарственных средств, мы таким образом изолируем наших граждан, наших потребителей от информации о медицинских услугах и препаратах, и это не будет способствовать здоровому образу жизни и лечению нашего населения. Поэтому давайте вместе с водой не выплеснем из ванночки младенца, а будем с учётом каких-то болевых точек чётко, последовательно действовать. Сейчас вот мы запрещаем рекламу шаманства. Вполне возможно, что нужно принимать какие-то меры по ограничению или запрету определённых товаров, определённых препаратов, но это надо решать в рабочем порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Я практически услышал ответ на свой вопрос, но тем не менее хотелось бы подчеркнуть, что действительно реклама лекарств, особенно тех лекарств, которые влияют на здоровье наших граждан... Я понимаю, когда зубная паста рекламируется, примочка какая-то или пластырь, а когда рекламируются лекарства, связанные с лечением болезней серьёзных, таких, как сахарный диабет, сердечная недостаточность и так далее, и тому подобное, конечно, нам надо это запретить. Почему мы в этом законе не расширяем круг запретов в этой части? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Николай Фёдорович, предмет данного законопроекта касается именно запрета рекламы услуг по шаманству и колдовству, и в данной связи расширять безгранично предмет законопроекта было бы, наверное, неправильно даже с точки зрения его прохождения в Государственной Думе. Что касается рекламы серьёзных препаратов, рецептурных препаратов, они и сейчас имеют значительный ряд ограничений по рекламированию в соответствии с действующей редакцией закона, и их реклама может быть опубликована только в специализированных изданиях. Что же касается лекарств вообще, вот здесь правильная у вас мысль прозвучала: наверное, можно рекламировать лекарства, которые ничего не лечат. Но лекарства, которые ничего не лечат, не являются лекарствами, вводят потребителей в заблуждение. Здесь опять-таки сошлюсь на закон "О защите прав потребителей" и необходимость его совершенствования. Мы должны наказывать тех производителей, которые вводят потребителей в заблуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И. По статистике, которая есть в общедоступных средствах массовой информации, за последние два года в России официально было выдано не более двухсот дипломов целителей, и они в рекламе, в принципе, не нуждаются, но сотни, если не тысячи дипломов получены лжецелителями в организациях, не имеющих ничего общего с государственными органами здравоохранения. Редакторы газет не проверяют на подлинность представленную рекламную информацию и тем более дипломы, они просто мелким шрифтом в уголке газеты пишут, что не несут ответственности за информацию, размещённую на правах рекламы. Кто в реальной жизни будет отслеживать рекламу такого рода? ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, в соответствии с действующей редакцией Федерального закона "О рекламе" у нас орган, регулирующий законодательство о рекламе, - это Федеральная антимонопольная служба. Федеральная антимонопольная служба отслеживает все обращения как граждан, так и органов исполнительной власти и общественных организаций по случаям недобросовестной рекламы, а реклама целителей, имеющих фальсифицированные дипломы либо дипломы, не соответствующие действующему законодательству, - это опять-таки введение потребителей в заблуждение, и я считаю, что это проблема как раз не столько закона "О рекламе", сколько опять-таки закона "О защите прав потребителей". Думаю, что вместе с Федеральной антимонопольной службой и общественными организациями мы этот вопрос будем держать на контроле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Федоткин. Одно выступление, подводим черту. Включите микрофон на месте. Присаживайтесь, Сергей Владимирович. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, согласитесь, у нас все могут управлять государством и все могут заниматься лечением. По такому случаю есть вопрос. Года два назад я поднимал этот же вопрос - о рекламе лекарств - вот в этом зале. Ко мне обращались много врачей, которые прямо говорили: ребята, запретите рекламу медицинских препаратов и всего, что с этим связано, - от врачей до лекарств, то, что мы сегодня рассматриваем. К сожалению, законопроект не набрал необходимого числа голосов и, так сказать, был зарублен. Вот практически через два года мы вновь возвращаемся, пусть несколько под иным углом зрения, но вновь возвращаемся к проблеме рекламы того, что, наверное, не надо рекламировать. Вот здесь коллега, Сергей Владимирович, говорил о том, что нельзя лишать наших жителей информации о методах и способах лечения. Но согласитесь, что если неспециалист полезет ремонтировать электрооборудование и его там ударит током, то в следующий раз он пойдёт к специалисту, а сам не полезет. Лекарство - это очень опасная вещь, там очень много побочных явлений. По телевидению об этом не говорят, в газетах не пишут. Человек простой, доверчивый, ветеран тем более, прочитал и решил: о, я болею. Сидеть в очередях в поликлиниках, больницах ему просто физически невозможно, и он начинает верить то ли шаману, то ли колдуну, то ли какому-то аферисту в образе врача, который предлагает то или иное волшебное лекарство. Он приобретает и делает страшную вещь: он не лечится, но думает, что лечится, и через некоторое время получает, в общем-то, резко отрицательный эффект. А были случаи, когда покупают препараты, получают отрицательный эффект и говорят: мы судиться будем с производителем, потому что нас в рекламе обманули. Я очень прошу комитет и коллег, которые подготовили данный законопроект: всё-таки, может, посмотреть и не ждать очередных два года, когда мы снова к этой проблеме вернёмся, а во втором чтении как-то по возможности расширить вот это, оставив то, что есть, и добавить вообще запрет рекламы лекарственных препаратов? Это должны решать специалисты, которых по шесть лет учат в институтах. Они посмотрят, кому, что нужно, в каких дозах, а что не нужно. Поэтому прошу комитет над этой проблемой поразмышлять, и, может быть, во втором чтении этот круг несколько расширить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я обращаюсь к представителю президента: настаивает ли он на участии в дискуссии? Представитель правительства? Также нет. Содокладчик имеет слово. Пожалуйста. По карточке?.. ИЗ ЗАЛА. Коробова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Железняк по карточке Коробова. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Просто хочу напомнить, что каждый депутат является субъектом права законодательной инициативы. И если есть у наших коллег понимание необходимости внесения изменений в какой-то раздел законодательства, давайте не ждать, давайте предложения, комитет их будет оперативно рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я сейчас поставлю на рейтинговое голосование оба законопроекта, и тот законопроект, который наберёт большее число голосов, мы вынесем на "час голосования". Пожалуйста, голосуйте по пункту 10.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы сначала рейтинг выявим, а потом тот, который наберёт больше, вынесем на "час голосования". Покажите, пожалуйста, результаты. ИЗ ЗАЛА. А второй? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, прошу прощения, да. Что бы я делал, если бы не Москалец, ну, разве что только ещё Коломейцев меня подстраховал бы. Пожалуйста, голосуйте по пункту 10.2. (Идёт голосование.) Покажите теперь результаты по пункту 10.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 14 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4% И по пункту 10.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 52 сек.) Проголосовало за 39 чел.8,7% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 42 чел. Не голосовало 408 чел.90,7% Ну, вот у меня затруднения: мы первый раз в такой ситуации. Ведь у нас по Регламенту, если мы ставим законопроекты на рейтинговое голосование и один из них сразу набирает больше двухсот двадцати пяти голосов, а второй не набирает, первый считается принятым. Тогда не надо нам выносить его, что ли, на "час голосования"? Не надо, да? Он считается принятым, хорошо.