Заседание № 46
О проекте федерального закона № 47697-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" (в части уточнения основных понятий и сферы действия закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к законопроектам третьего чтения. Пункт 5. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов". Докладывает первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Галина Сергеевна Изотова. ИЗОТОВА Г. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике представляет на ваше рассмотрение в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов". Законопроект 3 октября принят во втором чтении. Сегодня полностью подготовлен комитетом к третьему чтению. Прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Прошу проголосовать за принятие данного законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим на "час голосования". Присаживайтесь, пожалуйста, Галина Сергеевна.
Заседание № 44
О проекте федерального закона № 47697-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" (в части уточнения основных понятий и сферы действия закона).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов". Доклад первого заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Галины Сергеевны Изотовой. Пожалуйста. ИЗОТОВА Г. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов", подготовленный к рассмотрению во втором чтении. Напоминаю, что законопроект был внесён 17 апреля текущего года Правительством Российской Федерации в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве, и касается уточнения основных понятий и сфер действия базового федерального закона, принятого в 1997 году. Во время подготовки законопроекта поступило более двадцати поправок. Вам, уважаемые коллеги, представлены две таблицы поправок: таблица 1 с восемнадцатью поправками, рекомендованными к принятию, и таблица поправок 2, рекомендованных к отклонению. Хотела бы отметить, уважаемые коллеги, что все поправки, рекомендованные к отклонению, в основном касаются расширения списка географических объектов или содержат исчерпывающие уточнения. Данные поправки были внимательно рассмотрены с участием специалистов Федерального агентства геодезии и картографии. Что касается таблицы поправок 1, рекомендованных к принятию, то все они учитывают замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, в основном касаются совершенствования текста с точки зрения законодательной техники и не меняют сути законопроекта. Вариант законопроекта, который представлен вашему вниманию, согласован с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Считаю, что в настоящее время законопроект готов к принятию во втором чтении, и прошу проголосовать за таблицы 1 и 2 и за законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Сергеевна. Уважаемые коллеги, таблица поправок 1, рекомендованных к принятию, содержит восемнадцать поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения каких-либо поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 49 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8% Результат: принято Принято. Таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению, содержит семь поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения каких-либо поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 2, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 31 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9% Результат: принято Принято. Мы с вами рассмотрели поправки, и я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 10 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3% Результат: принято Принято, спасибо.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 47697-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов" (в части уточнения основных понятий и сферы действия закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 20, потому что мы 25-й поставили перед 20-м. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наименованиях географических объектов". Докладывает полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В 1997 году был принят закон "О наименованиях географических объектов", и (я думаю, моё мнение разделят специалисты в законодательстве) он является одним из образцовых законов, которые действуют в нашем законодательном поле, в силу того что он очень чётко, ясно, конкретно и в полной увязке с действующим законодательством определяет права и обязанности как муниципальных и региональных, так и федеральных органов власти в решении вопроса, без которого не проходит ни один день нашей жизни, то есть вопроса о географических наименованиях. Вместе с тем за последние годы произошёл ряд изменений как в действующем законодательстве, так и в практике реализации этого закона, которые потребовали внести в него целый ряд поправок. Эти поправки были отработаны в Правительстве Российской Федерации, они прошли все необходимые согласования и предлагаются вашему вниманию. В самом кратком описании ситуация выглядит следующим образом. Сегодня целями внесения изменений в федеральный закон являются: уточнение ряда основных понятий, используемых в законе; уточнение сферы действия закона; компетенция органов власти; приведение отдельных норм в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации. В частности, законопроектом предусмотрено уточнение основного понятия "географические объекты", вводятся новые понятия "нормализованное наименование географического объекта", "населённые пункты" (вместо "поселений"). А с целью урегулирования правовой коллизии в отношении присвоения наименований и переименования административно-территориальных образований и единиц (районов, волостей) дополняется перечень административно-территориальных образований, равнозначных им по статусу и определяющих национально-культурные особенности того или иного региона нашей страны, - это административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, госсоветы, наслеги, сельские округа, национальные сельсоветы, станичные округа и другие. Одновременно предлагается распространить порядок присвоения наименований и переименования географических объектов на территорию континентального шельфа, исключительные экономические зоны Российской Федерации, а также на внутренние воды и территориальное море. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации" предлагается изменить порядок присвоения наименований и переименования субъектов Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации..." и другими актами законодательства, регулирующими деятельность транспортного комплекса, уточняется порядок присвоения наименований морским и речным портам, железнодорожным станциям, аэропортам и их переименования. С учётом прошедшей административной реформы определена компетенция в указанной сфере деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов. Принятие законопроекта приведёт систему правовых норм в области установления нормализованных наименований географических объектов, употребления, регистрации, учёта и сохранения наименований географических объектов на территории Российской Федерации, её внутренних вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительных экономических зон Российской Федерации в соответствие с действующим законодательством, позволит повысить эффективность геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации просит поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С. С. Журова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктору Васильевичу Усачёву. УСАЧЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Сергеевна, уважаемые коллеги! После выступления Андрея Викторовича (почти всё, что я хотел сказать, он уже сказал) я хочу добавить единственное. Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации по вопросу, являющемуся предметом исключительного ведения Российской Федерации. Суть была изложена. Законопроект предусматривает также приведение отдельных норм действующего федерального закона в соответствие со статьёй 67 Конституции Российской Федерации, с Федеральным конституционным законом "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации", Федеральным законом "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по представленному проекту федерального закона не имеется. Замечания юридико-технического характера могут быть учтены при дальнейшей работе над законопроектом, при подготовке его к рассмотрению во втором чтении. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Васильевич. Есть ли у депутатов вопросы? Желающие выступить? Будет ли выступать представитель правительства?.. А, есть желающие, прошу прощения. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот есть президиум, а мы должны подсказывать, кто из депутатов изъявил желание выступить. Видите, нет вопросов и никто не хочет выступать, а это очень важный законопроект, имеющий как раз политическое значение. Все думают, это так, тройка по географии, уточнение, где там речка, озеро, район, улус и так далее. Мы из-за неправильных географических названий, которые начала произвольно давать советская власть, потеряли нашу страну. Вот так мы определили географию, дав политические названия: была Российская Республика, а стал Советский Союз. И когда он распадался, никто не понял, что распадается родина наша общая. Все думали, какая-то абстракция, какой-то союз распадается, а вот мы остаёмся. Так не остались! Это большое значение имеет. Мы назвали Каспийское море морем. С какой стати? Море только то, что имеет прямой выход в открытый океан. Но захотелось жителям побережья, чтобы они жили на берегу моря. Тогда и Байкал нужно было назвать "Байкальское море". Почему это имеет значение? Потому что разный статус и разными законами регулируется всё это. Мы вот с китайцами спорили столько о наших приграничных территориях тоже из-за того, что не всегда это было прямо обозначено. Бились за полуостров Даманский, а он оказался островом, и китайским. Вот так из-за наименования и, так сказать, перспектив отдельных территорий потом могут быть конфликты. С точки зрения языка тоже проблема есть. Как только отдельные советские республики отделились от СССР, они тут же всё переименовали, все русские названия перевели на свои национальные языки. Это имеет значение для них, чтобы не было напоминания о России и чтобы в будущем не было возможности изменить границы, поскольку как бы данный населённый пункт, город, деревня, поселение уже имеет наименование на местном языке. Поэтому это всё очень важно. В будущем нас заставят, вернее, будут пытаться заставить изменить границы как раз исходя из географических названий, из-за того, что у нас есть субъекты - республики или же, например, мы один субъект назвали краем, а рядом республика с таким же наименованием (я имею в виду Алтай и другие). Это не просто так, видите, - не глядя, всё, вопросов нет, ничего нет... А потом из-за неправильного наименования, из-за того что мы не те названия даём, не те принципы при установке границ применяем... География имеет политическое значение, политическое! Один чиновник в Кремле начертил границы некоторых союзных республик - и сегодня мы потеряли миллионы квадратных километров. Он географию не знал, он вообще ничего не знал! У него было бы желание - по карте определял: а вот это будет здесь, отдайте им это. И всё отдал. Не важна его фамилия, другой там другое отдавал, важно то, что они не имели никакого образования. Теперь выясняется, что они окончили всего два класса церковно-приходской школы, даже среднюю школу не закончили, географию никогда не изучали. Поэтому здесь не должно быть такой, знаете, радости: прекрасный закон. В этом законе нет ограничений с точки зрения языка, значит, любой географический объект может быть назван так, как захотят жители этого региона, а потом они будут претендовать на определённый статус, уже политический. Мы не ограничиваем, нет нормы о том, что все географические объекты должны называться только с использованием государственного языка, единственно русского языка. Это вот тоже большой минус здесь. И нет нормативов для определения, какая должна быть дана характеристика данному географическому объекту и к чему это может привести, какие будут проблемы у нас в будущем. Всё это имеет значение, это недоработка: не учитывают политическую составляющую, языковую составляющую. Мы единственная в мире страна, где местные парламенты имеют разные наименования, и это очень тяжело для управления и для понимания их статуса. И субъекты Российской Федерации, то же самое, имеют самые разные наименования, самое разное население, и это небезобидно. Отсюда и финансирование идёт, и большие издержки, и будут иметь место последствия, в том числе связанные с коррупцией. Как бы считается, что у них там улус, республика, автономный регион, - ну, надо дать этим товарищам, а рядом русские живут просто в районе - они подождут. Это всё как бы не учитывается здесь. Мы мало внимания уделяем географии, поэтому я попросил бы правительство быть поосторожней с этими вопросами. Если в бывших советских республиках убрали все русские названия, специально статус поменяли и наименования всех органов управления, чтобы как можно дальше оторваться от нас, то мы внутри России то же самое делаем, создавая прецедент для каких-то будущих политических заявлений и спекуляций. Хотелось бы, чтобы в правительстве этому внимание уделяли и с такой лёгкостью не вносили законопроекты, которые впоследствии могут иметь политическое значение. Это на сегодняшний день - и раньше так было - никак у нас не учитывается, а потом мы с вами мучаемся, потому что это, в общем-то, приводит и к экономическим издержкам, и к издержкам с точки зрения управления, морали и с точки зрения языка. Поэтому надо и русский язык уважать, и в географии подходить к вопросу так, чтобы потом мы не теряли территории, из-за того что в своё время не придали должного значения наименованиям. И нас же с вами потом упрекнут в какой-то части бывшего СССР или нынешней России в том, что как бы мы находимся на чужой территории, и предъявят свои географические карты со своими наименованиями и со своим подходом. Вот такую опасность надо иметь в виду на будущее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Спасибо. Уважаемая Светлана Сергеевна, я упустила момент, не задала вопрос. Прошу предоставить возможность не выступить, а задать вопрос Андрею Викторовичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутаты ничего не имеют против вопроса? АПАРИНА А. В. Андрей Викторович, я хочу продолжить мысль о том, что действительно название населённого пункта имеет очень большое значение. В связи с этим вопрос к вам, как представителю правительства. Не думаете ли вы реабилитировать сельские поселения? Вы их назвали аракчеевским названием, все теперь сельские поселения, а ведь гордо звучало: село, хутор, посёлок, станица. Теперь все под аракчеевским названием - сельские поселения. Нет ли угрызений совести у правительства? За что же так обидели село? Нет ли желания в связи с этим законом... может быть, он побудит к тому, чтобы рассмотреть и вернуть законные названия, которые были давно, много лет? ЛОГИНОВ А. В. Мы в данном законопроекте убрали слово "поселение", мы оставили слова "населённые пункты". Но это даёт возможность уже жителям этих населённых пунктов в общей практике, существующей у них практике, самостоятельно употреблять слово "поселение". Но мы не можем вводить в рамках всей страны такую чёткую диверсификацию. Тогда действительно у нас будут существовать и хутора, и посёлки и так далее. Мы считаем, что данная норма в достаточной степени урегулирована в предложенном проекте закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы ответили, Андрей Викторович? ЛОГИНОВ А. В. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей президента, правительства? Есть ли желание с заключительным словом выступить докладчику и содокладчику? Тоже нет. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект, обсуждаемый нами в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 17 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8% Результат: принято Принято. Законопроект принят в первом чтении.