Заседание № 38
05.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 476691-4 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части информирования потребителей о страновом знаке места происхождения товара и о снабжении этикеток предупредительной надписью об опасности алкогольных напитков; внесён В. Н. Плотниковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1552 по 1736 из 4313
Переходим к 7-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Доклад первого заместителя председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Александровича Головнёва. Пожалуйста. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части информирования потребителей о страновом знаке места происхождения товара и о снабжении этикеток предупредительной надписью об опасности алкогольных напитков), внесённый депутатом Государственной Думы четвёртого созыва Плотниковым. Законопроектом уточняется содержание информации о товарах, работах, услугах, которая в обязательном порядке должна предоставляться потребителю перед заключением договора купли-продажи. Такая информация позволяет потребителю определиться в выборе своей покупки. В частности, автором предлагается данный перечень дополнить информацией о стране изготовления продукта - страновым знаком места происхождения товара, а также закрепить в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" обязательность снабжения этикеток алкогольных напитков крепостью свыше 6 градусов предупредительной надписью "Чрезмерное употребление алкоголя опасно для здоровья". Внесение данных изменений автор обосновывает необходимостью предоставления потребителю гарантий свободы выбора товаров и возможностью стимулировать его к преимущественной покупке отечественных товаров, а также необходимостью предупреждения граждан о потенциальной угрозе здоровью от чрезмерного употребления алкогольной продукции. Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел данные поправки в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и считает, что дополнение пункта 2 статьи 10 закона требованием о необходимости обязательного предоставления потребителю информации о стране изготовления продукта является излишним и не может быть поддержано, в связи с тем что фактически дублирует уже имеющуюся норму закона об обязательном предоставлении потребителю информации об адресе, месте нахождения, изготовителя товара. Более того, действующая сегодня редакция нормы более точная с юридической точки зрения и обязывает доводить до сведения потребителей информацию не только об изготовителе, но и об уполномоченном сервисном органе и импортёре продукции. Дополнение действующего закона положением, в соответствии с которым на этикетках алкогольных напитков должна быть размещена предупредительная надпись о вреде алкогольной продукции, комитетом также не поддерживается. Во-первых, подобная поправка должна вноситься в специальное законодательство, а не в закон, устанавливающий общие, рамочные правила и требования. Во-вторых, данная проблема уже урегулирована. В частности, в развитие Закона "О защите прав потребителей" принято постановление правительства о правилах продажи отдельных видов продукции. Пункт 136 этих правил обязывает производителей алкогольной продукции на этикетках на своей продукции помещать предупредительную надпись о вреде алкоголя. В связи с изложенным комитет предлагает отклонить данный законопроект. В материалах к законопроекту имеются заключения двух комитетов-соисполнителей, которые также не поддерживают принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Есть вопросы к докладчику? Давайте запись проведём. Запись завершена. Покажите список, пожалуйста. Депутат Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Сергей Владимирович, депутат Плотников, который внёс законопроект, не новичок в нашем парламенте. Как вы считаете, почему он всё-таки этот законопроект внёс? И можно было, если всё так хорошо, как вы говорите, все меры приняты уже давно, есть и законодательство, и указы, почему нельзя было с ним просто переговорить, и он бы отозвал законопроект? Почему мы сегодня его рассматриваем? ГОЛОВНЁВ В. А. Во-первых, я не Сергей Владимирович, а Владимир Александрович. А почему депутат Плотников внёс этот законопроект, честно признаюсь, я не могу сказать, не могу за него ответить. Это была Дума четвёртого созыва, может быть, были какие-то мотивы другого плана, поэтому ответить на ваш вопрос, поставленный вот так, в лоб, почему депутат Плотников его внёс, я не могу. Я сегодня высказал мнение комитета, которое совпадает и с моим мнением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Александрович, вообще-то, Плотников, насколько я помню, заканчивал свою деятельность во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потом, правда, в аграрники перешёл, но вопрос не в этом. Вопрос у меня следующий. Вы наверняка должны знать, что у нас потребление алкоголя за последние восемь лет увеличилось в три раза, и сегодня оно в пять раз превышает уровень, выше которого идёт генное вырождение. Наверняка вы знаете, что среди мер, которые могут подействовать, привести к снижению потребления алкоголя населением, как раз уменьшение рекламы и введение особых, скажем, отметок на этикетке. В данной ситуации, мне кажется, вы лоббируете интересы алкогольного бизнеса, вы пресекаете от имени комитета даже, так сказать, минимальные попытки снизить потребление алкоголя. ГОЛОВНЁВ В. А. Что касается принадлежности депутата Плотникова к "ЕДИНОЙ РОССИИ", это лишний раз подтверждает, что в рамках партии есть партийная дискуссия, и это хорошо. Что касается вопроса. С моей точки зрения, этот вопрос более широкий. Вспомните, когда мы обсуждали присоединение России к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения относительно табака, была очень большая дискуссия. Этот законопроект рамочный, у нас действует Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", поэтому если подходить серьёзно к тому, о чём вы говорите, тогда необходимо вносить поправки, изменения именно в этот федеральный закон, проводить широкую дискуссию, как это было по табаку, подходить более, я бы сказал, профессионально. Более того, если посмотреть, сегодня на бутылке из-под водки или из-под других крепких, больше 6 градусов, спиртных напитков уже есть надпись, другой вопрос, что она очень маленькая. Там написано, что нельзя употреблять беременным женщинам, детям и так далее... Поэтому тут нужна очень серьёзная работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по этому вопросу? Я одного вижу, Коломейцева Николая Васильевича. Тогда запись не будем проводить, считаем, что она завершена. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Валерий Афонасьевич, уважаемые коллеги! Вопрос, затронутый депутатом Плотниковым ещё в четвёртом созыве, с моей точки зрения, заслуживает более пристального внимания и ответственного отношения депутатского корпуса. Почему? Потому что, если вы посмотрите социальную статистику, посмотрите статистику смертности, то увидите: алкоголь сегодня является одним из основных факторов, влияющих на резкое уменьшение численности населения нашей страны, на депопуляцию. С моей точки зрения, наши комитеты в принципе законодательно никаким образом не хотят воздействовать на эту ситуацию, а алкогольное лобби настолько сильно, что даже заблокировало попытку Минэкономразвития и Минфина, как вы помните, ввести единую систему контроля за цепочкой производства и продажи алкоголя. Да, этот законопроект рамочный и предполагает минимальные, скажем, ограничения рекламы винно-водочных изделий и надпись на этикетке. Поэтому я считаю, что, раз в этом законопроекте эту тему поднимают, мы с вами должны дать поручение комитету, чтобы он организовал парламентские слушания на тему ограничения потребления алкоголя в нашей стране. А если учесть, что алкоголь у нас... Вот посмотрите, полгода алкогольные заводы, заводы, производящие алкоголь, не работали, а продажа алкоголя многократно увеличилась. Это о чём говорит? О том, что у нас масса людей зарабатывает на завозе в страну колоссального количества всякого суррогатного алкоголя. Таким образом, мы видим, что материальные интересы определённых групп населения превалируют над национальной безопасностью. В данной ситуации я предлагаю всё-таки поддержать этот законопроект и в рамках второго чтения, может, несколько расширить требования этого закона, более жёстко регламентировать оборот алкогольной продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Полномочный представитель президента и полномочный представитель правительства не желают выступить? Нет. Заключительное слово докладчику нужно? Нет. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в первом чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 07 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% Результат: не принято Законопроект не принят.