Заседание № 213
21.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 476442-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части установления дополнительного механизма защиты гражданина - потребителя финансовых услуг при заключении им договоров потребительского кредита (займа).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4318 по 4594 из 6672
Пункт 31, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Доклад и содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы часто слышим, что наших граждан, ну, неблаговидные лица, к сожалению, вводят в заблуждение и воруют их деньги. В прошлом году более 15 миллиардов рублей было выведено в неизвестном направлении или в известном направлении, но при этом украдено у наших граждан. Зачастую людей старшего поколения либо детей, которые сегодня по действующему законодательству даже в школьном возрасте могут иметь платёжные карты, вводят в заблуждение, и они переводят деньги злоумышленникам. С целью воспрепятствовать возникновению таких ситуаций предлагается для системно значимых банков ввести норму: клиент через доверенность может назначить доверенное лицо, которое будет согласовывать проведение финансовой операции кредитной организацией, то есть если определённое лицо хочет перевести деньги в адрес какого-то иного лица, то подтвердить такой перевод должно вот это доверенное лицо. Ну и естественно, это добровольно, это не обязанность. Мы рассчитываем, что таким образом многие граждане, особенно старшее, как я уже сказал, поколение и те, кто не искушён в финансовой сфере, смогут защитить свои средства от действий недобросовестных третьих лиц. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, есть вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гильмутдинов Динар Загитович. ГИЛЬМУТДИНОВ Д. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, поддерживаю законопроект и вношу предложение к текущей версии относительно права гражданина назначить доверенное лицо, которое будет подтверждать операции. За последний месяц произошла пара нашумевших инцидентов: граждане, полицейские, сводили счета с жизнью из-за онлайн-казино - набирали кредиты, влезали в долги и пытались отыграться. В ряде случаев, считаю, необходимо обязать назначать доверенное лицо, например при высокой кредитной нагрузке. Как вы смотрите на это предложение? АКСАКОВ А. Г. Это предложение, естественно, требует изучения. Если вы предложите вариант решения этой проблемы, то почему бы и нет? Но всё-таки у гражданина есть право открывать счета, брать кредиты, ну и переводить деньги в каком-то направлении. Если есть вопросы, сомнения, что действия, ну, скажем так, осознанны, то третье лицо может быть назначено и для таких лиц. Здесь проблемы нет, законопроект эту проблему на самом деле решает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анатолий Геннадьевич, в законо предусматривается, что порядок информирования доверенного лица будет определяться допсоглашением, в нём же будут прописываться тарифы на информирование. Скажите, пожалуйста, я правильно понимаю, что банки на спасении клиентов от мошенников ещё будут зарабатывать? АКСАКОВ А. Г. Ну, это не предложение банков. На самом деле, открою вам секрет, банки не очень приветствовали внесение такого законопроекта, потому что для них возникает дополнительная морока: надо настраивать программные продукты, запрашивать информацию у третьего лица, согласно ли оно с проведением соответствующей операции. Очевидно, что вопрос о тарифообразовании действительно требует изучения, и мы в замечаниях комитета это отразили, чтобы не получилось так, что выиграл в том, что деньги не переводишь, но проиграл в тарифах. Этот вопрос в законо действительно необходимо отрегулировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, согласно тексту законопроекта положение об обязанности предоставления клиенту возможности оформления доверенности в отношении третьего лица для подтверждения им получения кредита распространяется лишь на системно значимые кредитные организации. Возникает вопрос: почему подобная норма не действует в отношении иных кредитных организаций, не входящих в перечень системно значимых, что, по сути, ограничивает возможности клиентов таких организаций по защите своих прав? Не считаете ли вы целесообразным дополнить проект закона положением о распространении такой обязанности на все кредитные организации, что позволило бы защитить права граждан вне зависимости от того, услугами каких кредитных организаций они пользуются? АКСАКОВ А. Г. Я согласен с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Геннадьевич, планируются ли ограничения по сумме перевода? И как это будет выглядеть в практическом плане, то есть это будет в системе платежей, будет подключение какого-то третьего лица, которому будет приходить что-то вроде пуш-уведомления, эсэмэски и которое будет согласовывать операцию? Хотя бы предварительный проект электронного решения есть? Всё больше сервисов в электронный вид переводится. Есть представление, как это будет работать? АКСАКОВ А. Г. Ну, сумма пока не оговорена в законо . Есть предложение, чтобы всё-таки определённую часть средств человек мог беспрепятственно переводить без согласования с третьим лицом, но это требует дискуссии - есть и возражения, поскольку малыми суммами можно увести со счёта большие деньги. Будем обсуждать этот вопрос. Ну а что касается уведомления, здесь может быть разное: и телефонный звонок, и уведомление через электронные каналы. Ко второму чтению я тоже готов обсудить это предложение, чтобы была унификация способа контакта с третьим лицом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, рассматривали ли вы возможность в целом распространить практику, когда при переводе денег через СБП или между счетами клиента можно отменить ошибочно совершённую операцию? Помимо мошеннических очень много и таких операций. Банк заморозит эти средства на счету, например, на 12 часов, и у клиента появится возможность отменить мошенническую или ошибочную операцию. АКСАКОВ А. Г. Вы знаете, что касается мошеннических операций, понятно, законопроект как раз направлен на борьбу с мошенниками. Что касается случайно переведённых денег, требуется дополнительная дискуссия. Я допускаю, что человек случайно нажал не на ту кнопку, перевёл деньги, такое возможно, но ваше предложение требует дополнительного изучения того, каким образом можно было бы отрегулировать этот вопрос законодательно. Сейчас это решается путём обращения в кредитную организацию, банки обращаются в ту организацию, куда деньги переведены, для того чтобы деньги вернули, но это требует времени и не всегда возможно. Давайте изучим, как можно решить эту проблему. Давайте поправку ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Авксентьева Сардана Владимировна, пожалуйста. АВКСЕНТЬЕВА С. В. Спасибо большое. Не успела записаться на вопрос. У меня вопрос в поддержку предыдущего вопроса, который прозвучал, - по пороговому значению, с которого операции должны иметь подтверждение. Мы эту идею поддерживаем, потому что, ну, какими-то небольшими суммами пенсионер, пожилой человек может распоряжаться совершенно без страха на маркетплейсах и так далее. Надо это сейчас вносить в качестве поправок или это всё-таки какими-то дополнительными подзаконными актами, может быть, будет урегулировано? АКСАКОВ А. Г. Кстати, законопроектом - если не сказал, то скажу - действия в системе быстрых платежей не ограничиваются: если вы хотите быстро перевести, сделать платёж, то, пользуясь этой системой, можете осуществлять переводы неограниченно. Это ваше право: если вы хотите переводить какие-то деньги, то можете через систему быстрых платежей это осуществить. Что касается суммы, я уже сказал, надо изучить тему, чтобы у людей была возможность пользоваться своими деньгами эффективно и быстро, но при этом не попадать под влияние мошенников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Есть? Включите режим записи на выступления. Погромче, коллеги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Раиса Васильевна - это хорошо, а желающие выступить... депутат Костенко очень тихо об этом сказала. Покажите список. Костенко Наталья Васильевна, пожалуйста. КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, может быть, я даже немножко поясню какие-то вопросы. Не хотела выступать, но, поскольку являюсь одним из основных авторов, скажу несколько слов. Да, конечно, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, потому что именно депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступили инициаторами таких изменений, более того, более двух лет доказывали и Минфину, и Центральному банку, что нужно идти дальше. Вы знаете, что у Центрального банка есть рекомендация, чтобы инструмент дополнительной верификации различных финансовых операций существовал для инвалидов, но мы считаем, что нужно идти дальше и распространять его не только на пенсионеров и несовершеннолетних. Даже крупные чиновники федерального уровня регулярно попадают в лапы мошенников и переводят деньги в неизвестном направлении, причём огромные деньги. Эта проблема касается всех. Все мы знаем, что сейчас мошенники используют самый широкий инструментарий, в основном по телефону, используются НЛП, различные технологии, уже подделка голоса существует, поэтому, конечно, такой инструмент, я думаю, будет полезен всем гражданам. Мы, как авторы, предполагаем, что в рамках договора с гражданином банк будет обязан предоставить услугу, а уже как именно она будет осуществляться... Мы предлагаем достаточно гибкий механизм. В первую очередь человек должен сам определить сумму, которую он страхует, так сказать, таким образом: для пенсионера это может быть и 20 тысяч рублей, а для человека, который имеет много денег и осуществляет крупные переводы, это может быть и 100 тысяч, и 200 тысяч. У нас граждане совершенно разные, в этой ситуации универсальные способы, которые используют сейчас банки в части борьбы с мошенниками, - блокировка при переводе от 100 тысяч (мы знаем, что невозможно снять) или ещё что-то - не работают. И конечно, кроме борьбы с мошенниками мы решаем ещё одну, основную проблему - безвозвратной потери средств при действиях мошенников в такой ситуации. Когда человек определит лицо, которому он доверяет, порядок осуществления банками верификации той или иной услуги, нетипичной для конкретного человека, это позволит не только защитить его от финансовых мошенников, но и защитить его средства от перечисления. Фракция поддерживает, предлагаю вам сделать то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Васильевна. Свистунов Аркадий Николаевич. На рабочем месте включите микрофон. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР однозначно поддержит настоящий законопроект, хотя от нас обязательно будет поправка внесена. Ну, уже сказали о том, что законопроект предусматривает введение этой услуги только в системно значимых кредитных организациях, их у нас на сегодняшний день 13, это, конечно, самые большие кредитные организации, но далеко не все. Нужно вводить такую услугу в перечень всем банкам однозначно, кроме того, и иным финансовым организациям, особенно тем, которые кредиты выдают. Конечно, такой механизм можно уже и сейчас сделать, потому что тут правовая конструкция понятна, в общем-то, она достаточно простая, однако банки отказываются, потому что это дополнительные затраты, в общем, это дорого. Поэтому вторая часть нашего предложения от фракции будет, скорее всего, о том, чтобы либо эта услуга была бесплатной, либо был установлен, ну, как бы верхний предел, максимальный предел комиссионного вознаграждения за такую услугу в банках. А так спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Мы думаем, что это будет работать, и достаточно эффективно, просто граждане должны знать, что есть и такие механизмы. Мы поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Заключительное слово Аксакова Анатолия Геннадьевича. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за поддержку законопроекта, многие предложения, которые были изложены, будут обязательно комитетом рассмотрены. Но хотел бы также подчеркнуть, что одним из авторов законопроекта является представитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." Аксаков, поэтому это не одной фракции законопроект. Мы с Натальей здесь вместе работали, она действительно много сил приложила, много работала над законопроектом, я ей за это благодарен, но, справедливости ради, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." тоже инициатор этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 36 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.